При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Экономические новости" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вертолет по имени «Курск»
По последним данным, 115 человек сгорели заживо при катастрофе вертолета Ми-26 в Чечне. Кто виноват - чеченские террористы или состояние российской боевой техники?
Экипажу вертолета Ми-26 (командир - майор Олег Батанов) в минувший понедельник надо было доставить из Моздока на чеченский аэродром Ханкала роту сухопутных бойцов и отгулявших отпускников.
«Вертушке» несколько раз переносили время взлета - погода скверная. Пока ждали вылета, у машины скопилась куча «нештатных» пассажиров, среди которых мелькали и гражданские пиджаки (свидетели теперь рассказывают следователям, что их было «не больше десяти»). Каждое появление кого-нибудь из экипажа у машины сопровождалось тем, что летчика дергали за рукава и с глазами, полными собачьей тоски, просили «подкинуть» до Ханкалы. Типичная картина для всех, кто хоть раз бывал на этой войне...
В итоге набралось 132 человека, в основном сменщики уже послуживших и повоевавших. Плюс ящики с боеприпасами, плюс тяжеленные «латы»-бронежилеты, плюс оружие, плюс коробки с провиантом и медикаментами...
Сейчас трудно сказать, что заставило командира и экипаж махнуть рукой на святые заповеди полетных инструкций. Но в утробу «коровы» набилось почти на 40 человек больше, чем положено. Очевидно и второе нарушение командира: в случае перегруза экипаж обязан слить избыток керосина. Тем более что Ми-26 подбирался уже к своему двадцатилетию: перегруз для него - что мешок с песком на спине у сердечника. В любой момент может случиться инфаркт.
До Ханкалы оставалось с полдесятка километров, командир уже второй или третий раз «прицеливался» к аэродрому, когда машину тряхнуло и повело в сторону. На табло в кабине вспыхнуло самое страшное в воздухе слово «Пожар». Батанов сообщил на землю, что у него горит правый двигатель, и попросил разрешения на аварийную посадку.
Причем - существенная деталь! - матерый воздушный «волк» (Батанова не раз обстреливали на войне) даже не заикнулся о том, что по нему бабахнули снизу из переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК).
Земля дала «добро» на аварийную.
Тяжелораненая «вертушка» почти два километра тянула к земле в клубах пламени - пылал керосин, которого в баках было почти под завязку. Для стопроцентной реализации командирского решения экипажу не хватило километра. Батанов выжал из машины все, что мог, - свирепо рычавший
Ми-26 пытался создать хотя бы видимость посадки, чтобы не рухнуть камнем на землю. Экипаж от смерти спасло то, что вертолет ударился о землю сначала хвостом, затем брюхом, в утробе которого кувыркались люди. Во время удара о землю машина треснула, мощно плюхнул керосин. Дальше - ад. Крики о помощи, дым, лютый росплеск огня, разрывы ящиков с патронами и гранатами, страшный запах горящих тел...
Первое, что сделал экипаж (кроме Батанова, еще четыре человека), - выбил покореженную дверь и стал выкидывать шокированных бойцов за борт. Но после того, как рванул еще один ящик с патронами, эта работа стала смертельно опасной - да и сильнейший огонь уже не давал возможности подступиться к раненым...
Следом за Ми-26 экстренно сел и Ми-8. В него погрузили человек 20, еще подававших признаки жизни. «Восьмерка» рванула в ханкалинский госпиталь, откуда уже неслись машины-«санитарки». К утру в живых осталось чуть больше половины бойцов и офицеров.
По мнению офицеров Минобороны и штаба Объединенной группировки войск, сообщения о том, что Ми-26 якобы сел на минное поле и выскочившие пассажиры взрывались на минах, - полная чушь. У командира экипажа есть карты минных полей вокруг аэродрома, сказали мне в военном ведомстве, он вел машину в светлое время суток: «Да и не самоубийца же он». К тому же просочилась любопытная деталь: один из офицеров-пассажиров стал первым делом выбрасывать ящики с патронами из салона, чтобы спасти оставшихся в живых сослуживцев. Ящики, которые теперь кому-то причудились минами, и рвались. А офицер тот погиб - его разорвало на части в десяти метрах от пылающей машины...
Рассматриваются две версии ЧП: самопроизвольное возгорание старого двигателя и огневое воздействие с земли. Якобы есть два свидетеля, которые видели след выпущенной из ПЗРК ракеты. Нельзя исключать, что эти двое - банальные подставы, которых «надрессировали» военачальники. Следов же от ракеты или от пуль на правом двигателе Ми-26 не обнаружено.
Гораздо более правдоподобной выглядит версия о перегрузке сгоревшей машины. Двигатели ее были порядочно изношены: о таких вертолетах говорят, что «из трех «вертушек» собран». А в общем, почти 80 процентов машин в Чечне (и это - фактически на войне!) выработали гарантийные ресурсы. Сколько уже об этом говорим? Аж с 1994 года. Политики и генералы сочувственно вздыхают. Министры плачутся - нет денег. А трухлявые вертолеты продолжают валиться с неба.
Виктор БАРАНЕЦ.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-26
Вертолет Ми-26 армейской авиации Сухопутных войск - самый крупный и грузоподъемный в мире.
Предназначен для перевозки грузов в грузовой кабине и на внешней подвеске, а также для десантирования личного состава и техники. Оснащен двумя турбовальными двигателями Д-136.
Экипаж - пять человек.
Взлетная масса - 49 500 кг.
Максимальная нагрузка - 20 тонн.
Инструкция позволяет принимать на борт десантную роту - 85 бойцов.
Крейсерская скорость - 260 км/час.
Дальность полета с максимальной нагрузкой - 590 км.
Вертолет выпускается в десантном, транспортном и санитарном вариантах.
На военном сленге получил прозвище «корова».
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Хроника вертолетных катастроф в Чечне за 2002 год
27 января в восьми километрах от станицы Шелковская Ми-8 взорвался в воздухе. Все 14 человек, находившихся на борту, погибли. В их числе замминистра внутренних дел РФ по Южному федеральному округу Михаил Рудченко.
3 февраля пограничный вертолет Ми-24 с тремя членами экипажа вылетел в селение Тусхорой, чтобы доставить во Владикавказский госпиталь больных из Итум-Калинского погранотряда. Из-за плохой видимости вертолет повернул назад, на подлете к Ханкале с ним пропала связь. О судьбе экипажа до сих пор никаких данных.
7 февраля в Ханкале вертолет Ми-8 ВВС России при взлете потерял управление, упал на землю и загорелся. Пять спецназовцев, спасатель и фельдшер погибли. Причина крушения - технеисправность двигателя.
РЕПОРТАЖ ИЗ ВОЛГОГРАДА
В день рождения командир полка принимал соболезнования
На борту были его подчиненные...
Среди тех, кто был на борту, 87 военнослужащих 20-й Гвардейской мотострелковой дивизии, которая дислоцируется в Волгоградской области.
По предварительным данным, в авиакатастрофе дивизия потеряла трех офицеров, двух прапорщиков и шестьдесят шесть военнослужащих срочной службы. Фамилии погибших здесь пока держат в тайне: список жертв уточняется. Телефоны «горячей линии», организованной в штабе дивизии, разрываются от звонков. Звонят родители, чьи дети призваны на службу в Волгоградскую область...
Дежурные «горячей линии» определенно знают пока лишь то, что один погибший солдат был призван из города Волжского (правда, в военкомате самого Волжского такой информацией вчера днем еще не обладали). Известно и то, что разбились три офицера и два прапорщика, проживавших в области. А вот большинство срочников призывались из других регионов России. Служили ребята в 242-м и 56-м полках города Камышина, а также в подразделениях, расположенных в самом Волгограде.
А вот от офицеров 255-го полка, уехавших в Чечню менять «федералов», Бог отвел беду: они не попали в потерпевший крушение вертолет. На борт сели полковые мальчишки-срочники, переданные под командование офицеров из Камышина. Известно, что погибли семь солдат. Командир полка полковник Валерий Рыбаков, у которого вчера был день рождения, вместо поздравлений принимал соболезнования.
Инна ФЕДОТОВА. («КП» - Волгоград»).
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА
Олег КИСЕЛЕВ, майор запаса, инженер вертолетной эскадрильи, участник боевых действий в Афганистане:
Это мог быть случайный выстрел пассажира
- Катастрофа машины этого класса вызвала у меня большое удивление. Еще курсантом я писал по ней дипломную работу. Ми-26 - вертолет-супер во всех отношениях. Мне известен лишь один случай катастрофы «коровы», свыше десяти лет назад при испытаниях. От перегрузки он упасть просто не мог - что такое 140 человек? Ну, грубо 14 тонн! А он 20 поднимает. Вариант попадания ракеты тоже сомнителен - пилоты обязательно почувствовали бы динамический удар, взрыв. А, насколько мне известно, командир сообщил лишь о возгорании двигателя.
Вот тут, кстати, и начинаются «непонятки». Дело в том, что при пожаре в эфир автоматически поступает сообщение. Женским голосом - чтобы сразу резануло слух. И автоматически включается система пожаротушения - весьма надежная. Насколько я понимаю, этого как раз и не произошло. Отказала система?
Не исключено, что были нарушения в самой организации полета, в обеспечении его безопасности. Таким «вертушкам» положено сопровождение - не менее пары Ми-24. Но на практике я ни разу не видел, чтобы «корову» сопровождали «крокодилы». С земли вертолет ведут только диспетчеры, всякое там обеспечение безопасных коридоров - из области фантастики.
А вообще могло быть и так: кто-то из бойцов-пассажиров случайно выстрелил, пробил верхний бак, и горящее топливо просто их всех залило. На моем веку такое пару раз случалось...
Михаил ФАЛАЛЕЕВ.
«Комсомолка» предупреждала...
27 февраля 2002 года, материал «Вертолеты бьются потому, что они устали»
«Бывали дни, когда экипажи в Чечне выполняли по 25 - 30 взлетов-посадок, а то и по 40. При норме не более 20. В полках с 50 машинами 10 - 15% более-менее на ходу. Техники собирают из 3 - 4 машин одну. Ресурсы продлеваются волевым способом. Фактически упразднена система так называемого авторского контроля за боевыми вертолетами со стороны разработчиков из КБ им. Миля, да и Казанского завода тоже. Раньше безжалостно выбраковывали ненадежные лопасти, втулки, другие детали и агрегаты. Машины с такими узлами не допускали к эксплуатации, а теперь это не делается...»
(Цитата майора Владимира ВОРОБЬЕВА, командира вертолета Ми-8, участника двух чеченских кампаний.)
В 20-й Гвардейской дивизии работает «горячая линия» для родственников военнослужащих, командированных в Чечню: (8442) 33-57-52 и 33-90-85.
21 августа 2002 г.
На фото: Снова летим на войну (бойцы в грузовом отсеке Ми-26)
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||