Жители и гости украинской столицы топчут грудь Родины-матери
За 50 гривен (триста рублей) экскурсоводы водят любителей экстремального туризма по внутренностям 102-метрового памятника. Все еще священного для тех, кто помнит войну...
Уж как только ее не обзывали! И Леонидовной (потому что открывал монумент в 1981 году Генеральный секретарь ЦК КПСС дорогой Леонид Ильич Брежнев лично), и Лаврентьевной (из-за того, что сооружение по живому «врезали» в склон меж куполов и зелени Киево-Печерской лавры), и просто Бабой.
Огромная женщина с мечом в мускулистой деснице и со щитом в левой руке хмуро взирает на Днепр. У ее ног - Музей Великой Отечественной войны и выставка боевой техники...
Я не о художественных достоинствах «Родины-матери» работы скульптора Вучетича. Она и такой нужна ветеранам и тем, кто помнит войну. Просто с недавнего времени Родина-мать стала... аттракционом. Я не кощунствую - другого слова не подберу. За 50 гривен можно попасть во «внутренности» Родины-матери, куда раньше лазали только техники-смотрители. Скульптура-то полая!
Солнце, ветер. Кончается воскресенье. Покупаю в кассе билет:
- На самый верх, пожалуйста!
Во взгляде кассирши читается: ты из «крутых» или просто выпила?
- Обувь какая - ботинки? Высоты не боитесь? Сердце не болит? Хорошо подумайте...
С утра по Родине-матери поползали американские туристы, парочка чехов, китайцы Лин и Ван, эстонец и несколько наших. Это мне проводник Василий Петрович Коломиец рассказал, когда я расписывалась в журнале, что не буду нарушать инструкцию по технике безопасности. А именно: «При подъеме и спуске по металлическим лестницам с уклоном в девяносто градусов не смотреть под ноги, а только впереди себя, передвигаться с обязательным применением монтажного пояса. Почувствовав ухудшение состояния здоровья, немедленно сообщить об этом сопровождающему...»
Василий Петрович - не профессиональный экскурсовод-верхолаз, а майор-отставник, одиннадцать лет служит в музее по технической части. И теперь за здорово живешь шурует вверх-вниз по нержавеющей Родине-матери вместе с любителями экстрима.
На смотровой площадке «36 метров» (сюда довозит лифт, который движется по наклонному пилону) прослушиваю рассказ Коломийца о красотах Киева:
- Это река Днепр. Далее вы видите «Царское село», особняки под черепицей, где живут народные избранники, депутаты. Прямо - мемориальная чаша огня, зажигают один раз в году, на День Победы...
Снова лифт, на сей раз обычный, вертикальный. Отметка «72 метра». Душно, полутемно, пахнет краской. Вокруг переплетение металлических конструкций и проводов, щитки с тумблерами...
- Мы, так выражусь, в сердце скульптуры. Вон, - жест Коломийца в сферическую пустоту, - одна грудь. А там...
- Другая! - догадываюсь я.
Далее, согласно маршруту, мы должны пробраться в левую руку Родины-матери. Диаметр руки - чуть более метра, длина - около 20 метров, вместо лестницы - тонкие брусья. Ползу под углом в сорок пять градусов. Начищенные туфли Василия Петровича маячат далеко вверху. Жутко...
- Ноги перебрасывайте на этот уступ! - командует проводник. - Дотянулась? Как самочувствие?
Но вот, наконец, и люк. Протискиваемся в него и оказываемся в пятерне Родины-матери, сжимающей щит с изображением Герба СССР.
Говоря по-музейному, это отметка «92 метра». На ней Василий Петрович делает то, чего по инструкции нельзя, - закуривает. Минута молчания.
- Лезем на щит? - то ли спрашивает, то ли приказывает, загасив сигарету, товарищ майор. И протягивает мне новенький оранжевый монтажный пояс. Еще два метра вверх...
Щит Родины-матери покрыт надписями. «Руслан», «Казак», загадочный «КИН КВВАИУ». Судя по ржавчине, нацарапано не вчера.
- В восьмидесятом году детали сваривали на земле. Вот рабочие и отметились. Для истории, - комментирует экскурсовод.
- Качает, - предупреждаю его.
- Не боись! - успокаивает Василий Петрович. - Она сто пятьдесят лет простоит. Нас переживет!
...На выходе из музея встречаю старика. Он, видимо, недавно побирается - никакого опыта. Полотняная кепка в руке дрожит. Редкие волосы. Орденские планки на пиджаке. Встал на самом солнцепеке - там, где дорога от Музея Великой Отечественной войны ведет к храмам лавры.
Открываю кошелек. Остались одни копейки, блестящие, как одежды Родины-матери. Высыпаю мелочь в кепку деда, стараясь не смотреть на него.
Замдиректора Музея Великой Отечественной войны Иван КОВАЛЬЧУК:
Это патриотический проект!
«Осваивать» Родину-мать изнутри придумал заместитель директора музея Иван Петрович Ковальчук. Свой проект он считает патриотическим. Потому что теперь каждый может убедиться: Родина-мать крепко стоит на земле.
- Представляете, двадцать лет прошло, а они все не успокоятся! Клевещут, придумывают небылицы. Мол, скульптура может упасть, вода размывает фундамент. Пора в суд подавать! - возмущается Иван Петрович.
Судиться он хочет с архитекторами - заклятыми и давними противниками проекта. Я попыталась было поставить под сомнение саму идею топтания по грудям Родины-матери. Но тут понимания не встретила.
- Скоро наша скульптура вообще визитной карточкой Киева станет! - сказал как отрезал Иван Петрович. - Прогремим на весь мир!
Выслушав мой рассказ о подъеме на ладошку Родины-матери без страховки, Иван Петрович осерчал и на бедного экс-майора Коломийца:
- Безобразие! Есть восемь монтажных поясов, крепежные ремни, он обязан страховать всех без исключения. О падении даже подумать страшно...
- Так остальных туристов тоже не привязывают, - наябедничала я.
Щеки у Ивана Петровича стали белыми.
- Спасибо вам! Спасибо! Разберемся. Ольга МУСАФИРОВА. (Наш спец. корр.). Киев. Комсомольская Правда.
Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете
на нашем сайте www.kp.ru