Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Трагедия как лакмус


Экономика: свежие новости СМИ

Выпуск N154

Сегодня - 2010-06-03

Итак, свежие экономические новости...

3 июня 2010 г.

Трагедия как лакмус


Трагедия в Турции выявила отсутствие системы координации властей и страховых компаний в кризисных ситуациях, а также вновь открыла вопрос о лимите страхования отдыхающих в Турции и Египте
Крушение автобуса с российскими туристами в Турции потрясло страну, власти на самом высоком уровне принимали решение об оказании помощи пострадавшим и их родственникам. Представители бизнес-сообщества не только выполнили свой долг, но и сделали для людей больше своих возможностей. Помощь организовывалась и силами МЧС России.
Тем не менее ситуация с урегулированием последствий катастрофы выявила целый ряд острых проблем, связанных с отсутствием четкого взаимодействия организаций, работающих ради спасения пострадавших. Кроме того, полагают страховщики, последняя трагедия с туристами показала: назрел вопрос об увеличении лимита для выезжающих на популярные курорты Турции и Египта с $15 тыс. до $30 тыс.

Трагедия на отдыхе

Начало туристического сезона 2010 года ознаменовалось трагедией. Ранним утром 25 мая автобус с российскими туристами, следовавший из турецкой Аланьи в Памуккале, сорвался с высокого моста и рухнул на каменный склон. В автобусе находился 41 человек, в том числе 39 россиян, из которых 14 погибли, остальные получили ранения. Двое граждан Турции - водитель и гид - погибли тоже. Среди погибших россиян двое детей, пятеро детей потеряли родителей.
Российские туристы приехали по путевкам достаточно известного оператора - туристической компании "Пегас Туристик". Представители туроператора приложили максимум усилий для оказания содействия пострадавшим: "Пегас Туристик" нес дополнительные затраты - сверх предусмотренных обязательств перед путешествующими. Компания частично компенсировала затраты на приобретение туров, взяла на себя часть расходов по оплате проживания в Москве иногородних родственников пострадавших.
Скоординированные действия страховщика "РОСНО" и ассистанской компании позволили сразу после аварии оперативно доставить и разместить в больнице раненых, у которых не было при себе даже паспортов, поскольку туристы просто ехали на экскурсию. По медицинским показаниям в больницах Турции были проведены срочные операции под финансовые гарантии "РОСНО".
Репатриация 14 погибших в автоаварии на юге Турции россиян была завершена 29 мая, тела доставлены до мест погребения, указанных родственниками, отчиталась директор департамента страхования путешественников компании "РОСНО" Светлана Шваб.
Трагедия с российскими туристами в Турции оказалась в центре внимания властей РФ. Ими было принято решение об оказании помощи. В Турцию решено было отправить два спецсамолета МЧС.
Однако единство намерений партнеров не сопровождалось слаженностью действий всех сторон. Попытка организации совместных действий неожиданно выявила отсутствие базовых знаний о механизме страхования туристов у людей, которые, как казалось, должны были в силу своей профессии разбираться в этом превосходно.

Дан приказ на Москву

По плану, в Турцию должны были отправиться два самолета МЧС: один - для возвращения раненых, другой - за телами погибших.
"Кто бы мог подумать, что это, казалось бы, благое намерение вызовет проблемы", - сообщил агентству "Интерфакс АФИ" эксперт страхового рынка, знакомый с ситуацией. "МЧС действует оперативно, самолет "под парами", а страховщики их тормозят. Говорят, да там людям сделали операции 10 часов назад, их двинуть нельзя, рискованно, погибнут. А в ответ: у нас приказ вывозить", - пояснил он.
Спецборт МЧС доставил 21 пострадавшего в Москву 27 мая после проведения медицинского консилиума. Двоих в крайне тяжелом состоянии пришлось оставить в Турции для дальнейшего лечения. Там они находятся и сейчас.
Как сообщили СМИ, по приземлении главврач полевого госпиталя МЧС Валерий Шабанов сказал журналистам, что единственной сложностью, с которой столкнулись врачи в Турции, была работа страховой компании.
В тот же день генеральный директор "РОСНО" Ханнес Чопра опроверг появившуюся в СМИ информацию, что задержка вылета борта МЧС из Турции в Россию была связана с задержкой страховых выплат за транспортировку пострадавших. "Задержка вылета была связана с работой консилиума врачей, состоящего из медицинских специалистов турецких клиник и медиков службы ассистанса - партнера страховой компании на территории иностранного государства по поводу готовности к перелету некоторых пострадавших, обусловленной состоянием их здоровья", - сказал он.
К сожалению, голос страховщика не очень-то услышали, и это недоразумение оказалось непоследним.
Прибывшим объясняли, что они могут продолжить лечение в России за счет "РОСНО", а их родственников также за счет страховщика поселят в гостиницах.
"Не беда, что полис страхования туриста любой страховой компании действует до его возвращения на родину, то есть до пересечения границы. Не беда, что по этому же полису никакой оплаты для родственников пострадавших не предусматривается. Все эти расходы, как полагают госслужащие, входят в состав страховой выплаты. Полагается ли вообще по такому полису выплата - вопрос не ставится", - сказал один из экспертов "РОСНО".
Генеральный директор "РОСНО" после консультаций сообщил соломоново решение страховщика: "РОСНО" пошло навстречу своим страхователям и приняло решение оплатить двум родственникам каждого пострадавшего трехдневное проживание в гостиницах Москвы, расположенных максимально близко к больницам, в которых те размещены, если родственники выразят желание навестить больного. "Мы также оплатим всем пострадавшим, находящимся в московских больницах, транспортировку до места проживания после выписки из стационара", - сказал Чопра.
Больших трудов представителям СК стоило уговорить чиновников из МЧС не направлять второй самолет для репатриации тел из Турции. "Все погибшие туристы были из различных регионов РФ, - напомнил агентству страховой эксперт. - По полису страхования туристов компания обязана организовать и оплатить репатриацию до места, указанного родственниками. Маршруты лежали в разные города России, их в итоге насчиталось восемь. МЧС готово было вывезти погибших на родину. Но до Москвы. Как и кто оттуда должен был осуществлять репатриацию по городам - никто сказать не мог. А полис и полномочия страховщика в России уже не действовали. Как быть? Любые новые расходы международного страховщика уже на территории России могли быть признаны русскими налоговиками необоснованными, подозрительными и нарушающими основы законодательства. Ведь в договоре страхования туриста всего этого нет".

Кому нужны деньги - просите в поликлинике

Абсурдность этого призыва ни у кого не вызывает сомнения. Действительно, все население России застраховано по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), но никому не приходит в голову потребовать каких-либо выплат по полису деньгами. Полис ОМС обещает определенный набор медицинских услуг. Близко к этому устроены полисы добровольного медицинского страхования и полис страхования выезжающих за рубеж. По ним можно получить лечение в пределах указанной страховой суммы и программы. По полису страхования туриста - еще и репатриации погибшего на родину.
С полисами страхования туристов россияне ездят по всему миру уже десятилетие абсолютно не глядя на то, что в них написано. "Неудивительно, что в момент происшествия начинаются странные разговоры о каких-то мифических выплатах, люди воспринимают лимит страхования по полису как обещание наличных денег", - комментирует ситуацию главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова.
В первые дни после турецкой аварии в прессе регулярно звучало: "Стоимость страховки составляет $15 тысяч", напомнила она. "Как это понимать? Ведь эта сумма - предел затрат страховщика по полису на лечение туриста (в нашем случае - в Турции) при условии, что он помещен в клинику по направлению и с согласия страховщика после наступления страхового события. О каких деньгах и выплатах все время идет речь?", - недоумевает аналитик "Интерфакс-ЦЭА".
Она отмечает, что неведением в тяжелой форме страдают не только обыватели, но и руководители туристических компаний и даже представители органов прокуратуры.
Так, в эфире одной из радиостанций от имени представителя Генпрокуратуры России Марины Гридневой прозвучало, что в ее ведомстве намерены использовать свои полномочия по надзору за соблюдением федерального законодательства при осуществлении страховых выплат родственникам погибших и пострадавших во время аварии.
Разве важно, что такого законодательства в стране не существует? Что отношения с туристами у страховщика регулируются договором, а не федеральным законом, что там выплат нет и никогда не будет.

Хочешь ехать - купи билет

В телевизионных комментариях близкие к сфере туризма эксперты высказывали сожаления по поводу того, что в России нет выплат за моральный ущерб и по факту наступления несчастного случая. "Они легко забывают, что страхование от несчастного случая - отдельный вид добровольного страхования и отдельный полис. Или не знают этого вовсе?", - размышляет Долгополова.
С одной стороны, страховщики терпеливо предлагают гражданам и работодателям купить такие полисы, но их призывы встречаются скептически: зачем? "Но если человек не заключал договора страхования от несчастного случая, каких обязательств и от кого он ожидает?", - задает риторический вопрос аналитик "Интерфакс-ЦЭА".
"Каждый свой шаг страховщик и туроператор расценивают как добровольный, но не обязательный", - возмущено писал журналист одной из общероссийских газет, комментируя события. Однако кто их обязал и каким документом? Об этом автор не говорит. Конечно, такой порядок в России существует, думает автор. Иначе просто быть не может. Он уверен, что и "руки" страховщика такие же длинные, как само слово "страхование".
Странно читать, продолжила Долгополова, высказывание гендиректора "Пегас-Туристик" - компании, много сделавшей для пострадавших. "РОСНО" будет выплачена компенсация согласно их страховым полисам", - сказала Анна Подгорная журналистам. "Хочется думать, она оговорилась, или журналисты недопоняли, или сказалось напряжение последних дней", - отметила Долгополова. Но общая картина уровня понимания темы, отраженная в комментариях, выглядит удручающе.

Что делать?


Конструктивных комментариев на эту тему явно не хватило. Как сделать, чтобы такие случаи не повторялись? Такой вопрос ставился. Эта важная тема для дискуссий лежит в сфере международного сотрудничества и может обсуждаться по линии организации туристического бизнеса. Об этом российское правительство может вести диалог с правительством Турции, поскольку инциденты на транспорте с участием российских туристов в этой стране учащаются.
Что касается сферы ответственности бизнеса, то самое время подумать о необходимости увеличения страховой суммы по полису страхования путешествующих хотя бы до $30 тыс. для Турции и Египта, где страховые события в последние годы, к сожалению, возникают достаточно часто, считают опрошенные агентством "Интерфакс-АФИ" эксперты страховщиков в области страхования путешествующих. Нынешних лимитов на серьезное лечение уже не хватает.
Важно организовать серию рабочих встреч с МЧС, Минздравсоцразвитием, другими заинтересованными ведомствами, которые могут оказаться в цепочке организаций, задействованных при оказании помощи пострадавшим за границей россиянам.
"Профобъединения страховщиков на примере последних событий могут видеть, насколько велика пропасть непонимания в диалоге с властью относительно самого характера страхования. До сих пор страховщиками тема страхования туристов не считалась актуальной, профильного комитета во Всероссийском союзе страховщиков нет", - отметила Долгополова.
Может быть, сообществу стоило бы разработать специальную добровольную программу для информирования людей об особенностях действия полисов хотя бы в рамках ежегодных туристических выставок, продолжила аналитик. Наверное, пора начать переговоры с туроператорами о возможностях изменения лимитов ответственности страховщиков по полисам выезжающих за рубеж, считает она.
"РОСНО" пять последних лет ведет переговоры с туристическими компаниями о возможности продажи полисов страхования медицинских расходов за рубежом для туристов, направляющихся в Турцию, - сообщили "Интерфаксу-АФИ" в пресс-службе страховщика. - Однако все эти попытки до сих пор наталкивались на резкое неприятие со стороны турфирм".

Москва. 3 июня. INTERFAX.RU

В Нижегородской области зреет социальный взрыв


В одном из населенных пунктов Нижегородской области зреет социальный взрыв, сообщает РБК со ссылкой на "Независимую газету". Сотни жителей поселка Сява Шахунского района остались без работы и средств к существованию из-за закрытия единственного местного предприятия - ОАО "Карбохим".
И, пока имущество обанкротившегося "Карбохима" распродают с молотка, его теперь уже бывшие сотрудники ведут самую настоящую борьбу за выживание. Они отправили в Москву гонца с коллективным письмом для президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. Подписи под обращением поставили более тысячи человек. Как отмечает "Независимая газета", всего работы лишились 770 сотрудников "Карбохима", а в поселке Сява в общей сложности проживают 4,5 тысячи человек.
"Уважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович, - говорится в письме. - к вам обращаются жители поселка Сява. На протяжении свыше 75 лет в нашем поселке было градообразующее предприятие "Карбохим". Оно производило ацетатные растворители, активные угли. Комбинат выстоял в кризис 90-х годов и работал вплоть до 2007 года. Именно тогда начались проверки налоговой инспекции, после чего собственник сначала отказался работать в этих условиях, а затем фактически разрушил предприятие".
Заметим, что в апреле 2009 г. завод "Карбохим" по решению Арбитражного суда был признан банкротом. Сява - это фактически маленький моногород. Завод здесь - единственный кормилец. Людям, для которых работа на предприятии была единственным источником дохода, стало не на что содержать себя и своих близких. Понятно, что, возмущенные, они вышли на улицу. Успокаивать посельчан в июле прошлого года прибыл лично губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. В Сяве он провел выездное совещание и заявил, что завод будет продаваться целиком и развала предприятия областное правительство не допустит. Глава региона тогда заявил, что "за 3-4 месяца производство на заводе "Карбохим" будет восстановлено".
Как отмечает "Независимая газета", своего обещания Валерий Шанцев так и не выполнил, хотя и говорил, что завод "Карбохим" - градообразующее предприятие Шахунского района. Имущество, как упоминалось выше, активно распродают, и даже разбирают узкоколейную железную дорогу, а значит, шансов на возобновление производства нет. Теперь отчаявшиеся жители Сявы угрожают перекрыть железную дорогу, если им не помогут.
В своем письме высшим лицам государства жители поселка указывают, что именно позиция властей Нижегородской области помешала спасти "Карбохим": "На протяжении всей процедуры банкротства потенциальные покупатели не получили поддержки и понимания в правительстве Нижегородской области. В результате на торгах 30 марта основные средства производства, находящиеся в рабочем состоянии: цеха, склад и даже железная дорога – были проданы на металлолом. В поселке Сява проживают 4,5 тысяч людей, которые в результате вот такой позиции губернатора Шанцева и местных министров находятся на грани социальной катастрофы".
Между тем пресс-служба депутата Госдумы Александра Хинштейна на прошлой неделе сообщила, что Минздравсоцразвития России выделит 8,5 млн. руб. для стабилизации ситуации с безработицей в поселке Сява, напоминает "НГ". Правда, как заявил парламентарий, в Минздравсоцразвития готовы направить эти средства "при условии активного участия в судьбе предприятия областных властей". Но участия этого пока не видно, не считая самого Хинштейна, обратившегося за помощью в правительство. Отметим, что Шахунский район входит в его в избирательный округ.
При этом не заметить жителей поселка Сявы и их проблемы нельзя было при всем желании. "Жители поселка Сява организовывали такое количество митингов и акций протеста, какое не снилось и некоторым деятелям от оппозиции. Существующий с 1937 года, а сегодня переставший существовать "Карбохим" обеспечивал большинству жителей поселка постоянный доход. В данном случае речь идет не об отстаивании каких-то политических убеждений, а об элементарном выживании", - цитирует "Независимая" депутата думы Нижнего Новгорода, президента Нижегородского общественного фонда поддержки партии "Единая Россия" Михаила Барковского.
Сейчас ситуация в Сяве - это бомба замедленного действия, считает депутат. Рано или поздно она, по его словам, "рванет так, что мало не покажется никому, и перекрытие трассы - еще не самое худшее, что может произойти". Именно поэтому сейчас важно активно работать над тем, чтобы бомбу эту обезвредить и вернуть людям работу и зарплату.
"Вина областных властей не в том, что предпринимались не те действия, а как раз в бездействии", - объясняет Барковский. - Одно дело - пообещать людям наладить производство, другое - реально "вытянуть" завод из минуса. В присутствии журналистов летом 2009 г. губернатор обещал восстановить производство на "Карбохиме" за 3-4 месяца, была обещана помощь в получении кредитных ресурсов с использованием залогового фонда области. Работники "Карбохима" ждали реализации обещания областных чиновников, но дождались только окончательного закрытия предприятия".
"Поскольку председатель правительства Нижегородской области, то есть человек, который отвечает за жизнь всего региона, - это Валерий Павлинович Шанцев, то, безусловно, в сложившейся ситуации есть и его вина", - резюмировал депутат.

УТРО.РУ - Кирилл ЗАХАРОВ




В избранное