← Октябрь 2011 → | ||||||
2
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
9
|
|||||
16
|
||||||
23
|
||||||
29
|
30
|
|||||
За последние 60 дней 19 выпусков (2-3 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://https://www.arminfo.info
Открыта:
22-08-2001
Адрес
автора: media.today.arminfo-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Независимая Армения в кавказской политике России
Независимая Армения в кавказской политике России 2011-09-30 21:51 Commonspace.eu 20 лет назад 21 сентября 1991 года в Армении состоялся референдум по вопросу о самоопределении и статусе этой республики. В голосовании приняли участие 94,99 % избирателей, и 99 % проголосовавших высказались за выход Армении из состава Советского Союза. Через 2 дня по итогам голосования была принята «Декларация о государственной независимости Армении». Таким образом, был дан старт новому национальному государству на территории Южного Кавказа. Процесс превращения бывшей Армянской ССР в независимое государство существенно отличался и от аналогичных ситуаций в соседних республиках (Грузии и Азербайджане), и в других образованиях некогда единого Советского Союза. Он начался не столько из-за конфликта между центральной властью и национальным движением внутри республики, сколько по формально внешнему поводу. Речь, конечно же, о ситуации в Нагорно-Карабахской автономной области, которая подчинялась юрисдикции Азербайджанской ССР. Протесты карабахских армян стали катализатором этнополитической мобилизации внутри Армении. Первый президент независимой Армении, а также члены его первой команды прошли школу комитета «Карабах» и опыт противоборства с союзным центром. Второй и третий президенты Армении вообще были самыми активными участниками и лидерами движения карабахских армян. «Карабахский вопрос» во многом предопределил и повестку дня независимой Армении. Республика смогла преодолеть политико-психологические комплексы начала ХХ столетия. Была одержана военная победа за землю, которую армянская национальная элита считала своей. Но в то же самое время этот успех предопределил региональную замкнутость Армении (две из четырех ее границ остаются закрытыми), ее экономическое отставание от соседей и критическую зависимость от России. 21 сентября 2011 года в честь юбилея национальной независимости в Ереване состоялся военный парад, в котором приняли участие военнослужащие 102-й военной базы в Гюмри, а также пограничники, которые вместе с армянскими коллегами обеспечивают охрану внешнего периметра границ республики. Официальные лица и многочисленные эксперты приветствовали этот факт, говоря о России, как о надежном гаранте и союзнике. Сегодня Армения «по умолчанию» считается главным партнером РФ на Кавказе, ее форпостом. Действительно, динамика двусторонних отношений сегодня (особенно на фоне отношений РФ с другими государствами СНГ) впечатляет. В Армении действуют более 1000 российских предприятий. Российский бизнес участвует в таких стратегически важных отраслях, как железная дорога и энергетика. С Арменией сотрудничают более 70 российских областей и республик. Растет товарооборот. Армения - член Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которую в Москве любят называть «постсоветским НАТО» и участник ЕвразЭС. Однако было бы упрощенчеством не видеть те проблемные точки, которые существуют в отношениях между Москвой и Ереваном. Показательно, что в канун Дня независимости в социальной сети Facebook прошло голосование по поводу отношения жителей Армении к участию российских военных и пограничников в военном параде. Было опрошено 1255 человек, из которых только 147 оценили это, как позитивный факт. Для сравнения 485 сказали, что это «крайне негативно», а 437- «нормально». В чем же проблема, скрытая бравурной риторикой с двух сторон? Во-первых, Москва не очень довольна позицией Еревана в отношении к Грузии. Российское руководство рассчитывало на то, что Армения сможет признать независимость Абхазии и Южной Осетии. И не исключено, что займет более жесткую позицию по ситуации в Джавахети (армянонаселенном регионе внутри Грузии). Между тем, отношения между Тбилиси и Ереваном в 2008-2011 гг. демонстрируют признаки улучшения, а не ухудшения. Лидеры двух стран посещали с визитами друг друга. Эти визиты сопровождались награждениями и словами о армяно-грузинской дружбе. Российские власти раздражает и партнерство Армении с НАТО, которое не прекратилось в 2008 году. Напротив, Ереван старается поддерживать приемлемый уровень отношений с Североатлантическим Альянсом. Во-вторых, Ереван имеет определенное недовольство (или непонимание) некоторыми российскими действиями. Как минимум есть недопонимание мотивов Москвы. Это относится к таким вопросам, как развитие российско-азербайджанского партнерства (включая и военное), и российско-турецкие отношения (которые в последнее время в Анкаре квалифицировали, как «стратегические»). Наверное, справедливо упрекнуть армянское общество в иррациональном отношении к Турции и возможным российско-турецким договоренностям. Но любой политик, работающий на Кавказе (и вообще в Евразии) должен принимать в расчет такой фактор, как асимметрия восприятия. То, что для Москвы представляется необходимым элементом внешнеполитического пиара, то для Еревана (просто в силу его сложного географического и геополитического положения) выглядит, как серьезный вызов. Что же касается армянской оппозиции, то серьезное беспокойство у нее вызывает чрезмерная активизация российского бизнеса внутри Армении. И даже не сама активизация, а отсутствие транспарентности вокруг важных сделок и договоренностей. Все эти фобии и недовольства возникли не год и не два назад. Однако нельзя не заметить, что «пятидневная война» 2008 года их укрепила. Возникли страхи относительно возможного «размена» Карабаха на Абхазию и Южную Осетию. С нашей точки зрения ключевой проблемой в развитии двусторонних российско-армянских отношений является диспропорция в восприятии политики друг друга. Для Еревана характерна гиперболизация роли Москвы на постсоветском пространстве. Отсюда и обсуждение возможной уступки Карабаха. Между тем, очевидно, что уступить можно только то, чем владеешь. Влияние же России на НКР не столь велико (и едва ли сопоставимо вообще) с влиянием на Абхазию и Южную Осетию. Впрочем, и НКР традиционно дистанцировался от своеобразного альянса СНГ-2, предпочитая рассматривать себя в одном контексте с Косово или Турецкой Республикой Северного Кипра, подчеркивая взаимосвязь своей проблемы с европейскими кейсами этнического самоопределения, отрывая себя от евразийской (постсоветской) проблематики. Следовательно, переоценивать «руку Москвы» в Карабахе вряд ли имеет практический смысл. Сегодня не 1988 год, заинтересованность Кремля в этом регионе имеет прагматические основания. И эти основания вряд ли выходят за пределы статус-кво, что нашло свое концентрированное выражение в Московской декларации от 2 ноября 2008 года и в последующей посреднической работе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Для России же, играющий не только в региональные геополитические игры, но и в «Большую игру» с Западом (по крайней мере, делаются попытки представить нынешние события в таком качестве), проблемы во взаимоотношениях со стратегическим союзником недооцениваются. Здесь играет свою роль уверенность в советской инерции, позволяющей Москве сохранять лидирующие позиции без особых проблем. Кроме этого существует убеждение, что все заслуги (в данном случае без всякой иронии, речь идет о действительных заслугах РФ, таких как, развитие сети мобильной связи, железнодорожного транспорта и гарантии безопасности) автоматически дают право «большой державе» не слишком считаться с мнением своего стратегического союзника. В самом деле, что бы потеряла Россия, если бы провела публичные консультации со своими союзниками, включая Армению по поводу действий в Южной Осетии не в сентябре на саммите ОДКБ в Москве, а в дни «горячего августа»? Скорее всего, Кремль не был бы единодушно поддержан во всем, но какие-нибудь минимально устраивающие РФ формулировки были бы получены. При этом создавалось бы ощущение действительного партнерства, учитывающего мнение не только одной столицы. То же самое касается и освоения Армении российским бизнесом. Спору нет, во многом российский бизнес приносит в страну инвестиции, несопоставимые с другими государствами. Но отсутствие прозрачности вокруг деятельности российских кампаний, кулуарный характер тех сделок, которые можно было бы и слегка «засветить» (особенно, если речь идет о стратегически важных отраслях экономики). Союзнические отношения предполагают качественно иной подход к армянской общине внутри РФ. И здесь мы снова возвращаемся к проблеме асимметрии восприятия. Для большой России высказывания того или иного политика или журналиста (равно, как и ксенофобские публикации или же заявления в СМИ) не играют такой роли, как для маленькой Армении, где они, как правило, переоцениваются и рассматриваются чрезвычайно эмоционально. В условиях формирования нового статус-кво на Большом Кавказе и Москве, и Еревану надо быть более реалистичными в оценке мотивов друг друга, отказываться от завышенных ожиданий (дабы потом не испытывать мучительное разочарование). Сегодня надо принять, как данность, что ни Москва не признает независимость НКР, ни Ереван не сделает того же в отношении двух бывших грузинских автономий. Кремль не откажется сотрудничать с Баку, не будет делать окончательного выбора между Арменией и Азербайджаном. Но и Ереван не откажется от выгодного взаимодействия с Западом и той же Грузией (через которую идет почти 2/3 всей внешней торговли Армении). В конце концов, географию не выбирают. В условиях сухопутной блокады со стороны Турции и Азербайджана, для Армении только Грузия и Иран являются двумя «окнами в мир». В этом плане показателен опыт США, которые фактически закрывают глаза на сотрудничество Армении с Ираном. Таким образом, сверхзадачей для дипломатов двух стран могло бы стать прояснение сложных моментов, дезавуирование взаимных фобий, страхов, подозрений и недоговоренностей.
Автор - Сергей Маркедонов, приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США)
Власти Армении неспособны на реформы, оставаясь гарантом криминальноолигархической системы 2011-10-01 01:00 Власти Армении неспособны на реформы, по-прежнему оставаясь гарантом криминально-олигархической системы. Об этом сегодня на митинге Армянского национального конгресса заявил председатель Народной партии Армении Степан Демирчян. Арам Саркисян: АНК умереть не может, сколько бы ему не пророчили скорую смерть 2011-10-01 01:01 Армянский национальный конгресс умереть не может, сколько бы ему не пророчили скорую смерть. Об этом сегодня на митинге Армянского национального конгресса заявил председатель политсовета партии "Республика" Арам Саркисян. Левон Зурабян : Власти Армении боятся собственного народа, иначе не опирались бы на штыки 2011-10-01 01:01 Правоохранительные органы Армении парализовали транспортное движение с тем, чтобы сторонники оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) не смогли из областей добраться на митинг в столицу. Об этом сегодня во время митинга заявил координатор конгресса Левон Зурабян. На Площади Свободы в Ереване оппозиция вновь устанавливает палатки 2011-10-01 01:02 На Площади Свободы в Ереване оппозиция вновь устанавливает палатки, предназначенные для активистов АНК которые будут участвовать в объявленной неделе круглосуточных митингов. Премьер-министр Польши: Евросоюз и стран-участниц Восточного партнерства объединяют общие ценности 2011-10-01 01:18 Саммит Восточного партнерства показал наличие общих ценностей, объединяющих Евросоюз и стран-членов программы Восточного партнерства. Как передает корреспондент АрмИнфо, об этом заявил сегодня премьер-министр Польши Дональд Туск на прессконференции. Роберт Кочарян вернется, если почувствует кризис на политической арене - заявил Искандарян 2011-10-01 21:45 Роберт Кочарян вернется, если почувствует кризис на политической арене. Об этом сегодня на пресс-конференции в Ереване заявил директор института "Кавказ" Александр Искандарян. Пашинян: внеочередные выборы уже начались 2011-10-01 21:48 Внеочередные выборы уже начались. Такое заявление сделал на сегодняшнем митинге член оппозиционного Армянского Национального Конгресса (АНК), редактор газеты "Айкакан Жаманак" Никол Пашинян. |
Независимая Армения в кавказской политике России 2011-09-30 21:51 Commonspace.eu 20 лет назад 21 сентября 1991 года в Армении состоялся референдум по вопросу о самоопределении и статусе этой республики. В голосовании приняли участие 94,99 % избирателей, и 99 % проголосовавших высказались за выход Армении из состава Советского Союза. Через 2 дня по итогам голосования была принята «Декларация о государственной независимости Армении». Таким образом, был дан старт новому национальному государству на территории Южного Кавказа. Процесс превращения бывшей Армянской ССР в независимое государство существенно отличался и от аналогичных ситуаций в соседних республиках (Грузии и Азербайджане), и в других образованиях некогда единого Советского Союза. Он начался не столько из-за конфликта между центральной властью и национальным движением внутри республики, сколько по формально внешнему поводу. Речь, конечно же, о ситуации в Нагорно-Карабахской автономной области, которая подчинялась юрисдикции Азербайджанской ССР. Протесты карабахских армян стали катализатором этнополитической мобилизации внутри Армении. Первый президент независимой Армении, а также члены его первой команды прошли школу комитета «Карабах» и опыт противоборства с союзным центром. Второй и третий президенты Армении вообще были самыми активными участниками и лидерами движения карабахских армян. «Карабахский вопрос» во многом предопределил и повестку дня независимой Армении. Республика смогла преодолеть политико-психологические комплексы начала ХХ столетия. Была одержана военная победа за землю, которую армянская национальная элита считала своей. Но в то же самое время этот успех предопределил региональную замкнутость Армении (две из четырех ее границ остаются закрытыми), ее экономическое отставание от соседей и критическую зависимость от России. 21 сентября 2011 года в честь юбилея национальной независимости в Ереване состоялся военный парад, в котором приняли участие военнослужащие 102-й военной базы в Гюмри, а также пограничники, которые вместе с армянскими коллегами обеспечивают охрану внешнего периметра границ республики. Официальные лица и многочисленные эксперты приветствовали этот факт, говоря о России, как о надежном гаранте и союзнике. Сегодня Армения «по умолчанию» считается главным партнером РФ на Кавказе, ее форпостом. Действительно, динамика двусторонних отношений сегодня (особенно на фоне отношений РФ с другими государствами СНГ) впечатляет. В Армении действуют более 1000 российских предприятий. Российский бизнес участвует в таких стратегически важных отраслях, как железная дорога и энергетика. С Арменией сотрудничают более 70 российских областей и республик. Растет товарооборот. Армения - член Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которую в Москве любят называть «постсоветским НАТО» и участник ЕвразЭС. Однако было бы упрощенчеством не видеть те проблемные точки, которые существуют в отношениях между Москвой и Ереваном. Показательно, что в канун Дня независимости в социальной сети Facebook прошло голосование по поводу отношения жителей Армении к участию российских военных и пограничников в военном параде. Было опрошено 1255 человек, из которых только 147 оценили это, как позитивный факт. Для сравнения 485 сказали, что это «крайне негативно», а 437- «нормально». В чем же проблема, скрытая бравурной риторикой с двух сторон? Во-первых, Москва не очень довольна позицией Еревана в отношении к Грузии. Российское руководство рассчитывало на то, что Армения сможет признать независимость Абхазии и Южной Осетии. И не исключено, что займет более жесткую позицию по ситуации в Джавахети (армянонаселенном регионе внутри Грузии). Между тем, отношения между Тбилиси и Ереваном в 2008-2011 гг. демонстрируют признаки улучшения, а не ухудшения. Лидеры двух стран посещали с визитами друг друга. Эти визиты сопровождались награждениями и словами о армяно-грузинской дружбе. Российские власти раздражает и партнерство Армении с НАТО, которое не прекратилось в 2008 году. Напротив, Ереван старается поддерживать приемлемый уровень отношений с Североатлантическим Альянсом. Во-вторых, Ереван имеет определенное недовольство (или непонимание) некоторыми российскими действиями. Как минимум есть недопонимание мотивов Москвы. Это относится к таким вопросам, как развитие российско-азербайджанского партнерства (включая и военное), и российско-турецкие отношения (которые в последнее время в Анкаре квалифицировали, как «стратегические»). Наверное, справедливо упрекнуть армянское общество в иррациональном отношении к Турции и возможным российско-турецким договоренностям. Но любой политик, работающий на Кавказе (и вообще в Евразии) должен принимать в расчет такой фактор, как асимметрия восприятия. То, что для Москвы представляется необходимым элементом внешнеполитического пиара, то для Еревана (просто в силу его сложного географического и геополитического положения) выглядит, как серьезный вызов. Что же касается армянской оппозиции, то серьезное беспокойство у нее вызывает чрезмерная активизация российского бизнеса внутри Армении. И даже не сама активизация, а отсутствие транспарентности вокруг важных сделок и договоренностей. Все эти фобии и недовольства возникли не год и не два назад. Однако нельзя не заметить, что «пятидневная война» 2008 года их укрепила. Возникли страхи относительно возможного «размена» Карабаха на Абхазию и Южную Осетию. С нашей точки зрения ключевой проблемой в развитии двусторонних российско-армянских отношений является диспропорция в восприятии политики друг друга. Для Еревана характерна гиперболизация роли Москвы на постсоветском пространстве. Отсюда и обсуждение возможной уступки Карабаха. Между тем, очевидно, что уступить можно только то, чем владеешь. Влияние же России на НКР не столь велико (и едва ли сопоставимо вообще) с влиянием на Абхазию и Южную Осетию. Впрочем, и НКР традиционно дистанцировался от своеобразного альянса СНГ-2, предпочитая рассматривать себя в одном контексте с Косово или Турецкой Республикой Северного Кипра, подчеркивая взаимосвязь своей проблемы с европейскими кейсами этнического самоопределения, отрывая себя от евразийской (постсоветской) проблематики. Следовательно, переоценивать «руку Москвы» в Карабахе вряд ли имеет практический смысл. Сегодня не 1988 год, заинтересованность Кремля в этом регионе имеет прагматические основания. И эти основания вряд ли выходят за пределы статус-кво, что нашло свое концентрированное выражение в Московской декларации от 2 ноября 2008 года и в последующей посреднической работе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Для России же, играющий не только в региональные геополитические игры, но и в «Большую игру» с Западом (по крайней мере, делаются попытки представить нынешние события в таком качестве), проблемы во взаимоотношениях со стратегическим союзником недооцениваются. Здесь играет свою роль уверенность в советской инерции, позволяющей Москве сохранять лидирующие позиции без особых проблем. Кроме этого существует убеждение, что все заслуги (в данном случае без всякой иронии, речь идет о действительных заслугах РФ, таких как, развитие сети мобильной связи, железнодорожного транспорта и гарантии безопасности) автоматически дают право «большой державе» не слишком считаться с мнением своего стратегического союзника. В самом деле, что бы потеряла Россия, если бы провела публичные консультации со своими союзниками, включая Армению по поводу действий в Южной Осетии не в сентябре на саммите ОДКБ в Москве, а в дни «горячего августа»? Скорее всего, Кремль не был бы единодушно поддержан во всем, но какие-нибудь минимально устраивающие РФ формулировки были бы получены. При этом создавалось бы ощущение действительного партнерства, учитывающего мнение не только одной столицы. То же самое касается и освоения Армении российским бизнесом. Спору нет, во многом российский бизнес приносит в страну инвестиции, несопоставимые с другими государствами. Но отсутствие прозрачности вокруг деятельности российских кампаний, кулуарный характер тех сделок, которые можно было бы и слегка «засветить» (особенно, если речь идет о стратегически важных отраслях экономики). Союзнические отношения предполагают качественно иной подход к армянской общине внутри РФ. И здесь мы снова возвращаемся к проблеме асимметрии восприятия. Для большой России высказывания того или иного политика или журналиста (равно, как и ксенофобские публикации или же заявления в СМИ) не играют такой роли, как для маленькой Армении, где они, как правило, переоцениваются и рассматриваются чрезвычайно эмоционально. В условиях формирования нового статус-кво на Большом Кавказе и Москве, и Еревану надо быть более реалистичными в оценке мотивов друг друга, отказываться от завышенных ожиданий (дабы потом не испытывать мучительное разочарование). Сегодня надо принять, как данность, что ни Москва не признает независимость НКР, ни Ереван не сделает того же в отношении двух бывших грузинских автономий. Кремль не откажется сотрудничать с Баку, не будет делать окончательного выбора между Арменией и Азербайджаном. Но и Ереван не откажется от выгодного взаимодействия с Западом и той же Грузией (через которую идет почти 2/3 всей внешней торговли Армении). В конце концов, географию не выбирают. В условиях сухопутной блокады со стороны Турции и Азербайджана, для Армении только Грузия и Иран являются двумя «окнами в мир». В этом плане показателен опыт США, которые фактически закрывают глаза на сотрудничество Армении с Ираном. Таким образом, сверхзадачей для дипломатов двух стран могло бы стать прояснение сложных моментов, дезавуирование взаимных фобий, страхов, подозрений и недоговоренностей.
Автор - Сергей Маркедонов, приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США)
Власти Армении неспособны на реформы, оставаясь гарантом криминальноолигархической системы 2011-10-01 01:00 Власти Армении неспособны на реформы, по-прежнему оставаясь гарантом криминально-олигархической системы. Об этом сегодня на митинге Армянского национального конгресса заявил председатель Народной партии Армении Степан Демирчян. Арам Саркисян: АНК умереть не может, сколько бы ему не пророчили скорую смерть 2011-10-01 01:01 Армянский национальный конгресс умереть не может, сколько бы ему не пророчили скорую смерть. Об этом сегодня на митинге Армянского национального конгресса заявил председатель политсовета партии "Республика" Арам Саркисян. Левон Зурабян : Власти Армении боятся собственного народа, иначе не опирались бы на штыки 2011-10-01 01:01 Правоохранительные органы Армении парализовали транспортное движение с тем, чтобы сторонники оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) не смогли из областей добраться на митинг в столицу. Об этом сегодня во время митинга заявил координатор конгресса Левон Зурабян. На Площади Свободы в Ереване оппозиция вновь устанавливает палатки 2011-10-01 01:02 На Площади Свободы в Ереване оппозиция вновь устанавливает палатки, предназначенные для активистов АНК которые будут участвовать в объявленной неделе круглосуточных митингов. Премьер-министр Польши: Евросоюз и стран-участниц Восточного партнерства объединяют общие ценности 2011-10-01 01:18 Саммит Восточного партнерства показал наличие общих ценностей, объединяющих Евросоюз и стран-членов программы Восточного партнерства. Как передает корреспондент АрмИнфо, об этом заявил сегодня премьер-министр Польши Дональд Туск на прессконференции. Роберт Кочарян вернется, если почувствует кризис на политической арене - заявил Искандарян 2011-10-01 21:45 Роберт Кочарян вернется, если почувствует кризис на политической арене. Об этом сегодня на пресс-конференции в Ереване заявил директор института "Кавказ" Александр Искандарян. Пашинян: внеочередные выборы уже начались 2011-10-01 21:48 Внеочередные выборы уже начались. Такое заявление сделал на сегодняшнем митинге член оппозиционного Армянского Национального Конгресса (АНК), редактор газеты "Айкакан Жаманак" Никол Пашинян. |
В избранное | ||