← Март 2003 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.forest.ru/rus/news/
Открыта:
27-10-2000
Статистика
0 за неделю
Лесные новости # 3 (93)
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Л Е С Н Ы Е Н О В О С Т И Издается Лесным клубом российских неправительственных организаций и Центром координации и информации социально-экологического союза _________________________________________________________________ N 3 (93) март 2003 г. Общественные организации представили анализ проблем лесного управления России Власть выходит на информационный простор Государство снова готово ввести режим секретности Финские компании покупают незаконную российскую древесину Операция "Первоцвет". О чем говорит Москва? Школьные лесничества Новгородчины готовы решать самые серьезные задачи Территории традиционного природопользования традиционно разрушаются тяжелыми тракторами Запрет весенней охоты в Амурской области: поддержите кампанию * Быть или не быть весенней охоте __________________________________________________________________ Напомним, что "Лесные новости" теперь доступны нашим читателям через страницу http://www.forest.ru/rus/news практически в ежедневном режиме. __________________________________________________________________ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДСТАВИЛИ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЛЕСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 25 февраля 2003 года в Москве в рамках мероприятий Всероссийского съезда лесоводов прошел международный семинар "Институциональные преобразования в управлении лесами в странах с переходной экономикой: проблемы и решения". Его организовали Всемирный банк и Министерство природных ресурсов. Сопредседателями семинара были с российской стороны профессор Анатолий Петров, со стороны Всемирного банка - Джеймс Дуглас. В работе семинара приняли участие первый заместитель министра природных ресурсов России г-н Рощупкин, заместитель министра природных ресурсов г-жа Осокина, директор Всемирного банка по России г-н Швейцер. Более 100 человек, участвовавших в семинаре, заслушали доклады специалистов о проблемах управления лесами и реформах лесного сектора в России, Канаде, Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии, Украине, Австрии. Была проведена групповая презентация "Взгляд заинтересованных сторон - частный сектор и гражданское общество". С российской стороны на ней выступили представители крупнейшей российской лесопромышленной компании "Илим Палп Энтерпрайз" г-н Чуйко, крупнейшей международной природоохранной организации Всемирный фонд дикой природы г-н Честин, а также А. Григорьев от Международного социально-экологического союза. В их выступлениях были рассмотрены различные проблемы управления лесным сектором России и предложены меры, направленные на их решение. По итогам международного семинара, кроме набора рекомендаций, направленных на продвижение институциональных реформ в лесном секторе России, было признано целесообразным продолжить проведение аналогичных встреч в дальнейшем, что будет способствовать совершенствованию управления лесами страны. Материалы семинара размещены на сайте http://wbln0018.worldbank.org/ECA/ForestryAR/Doclib.nsf/By+Date/91433F9126C2756C85256CCF0079BFE8?OpenDocument Представленное сообщение Лесной кампании Международного социально-экологического союза было посвящено проблемам управления лесами России. Далее приводим текст этой презентации. Как было отмечено, предложенный для рассмотрения на международном семинаре набор моделей управления лесами слишком ограничен для того, чтобы охватывать все разнообразие российских условий. В основу положена европейско-американская схема: - государство по возможности оставляет за собой только функции управления и контроля; - прочие лесные работы, включая эксплуатацию лесов, осуществляются рыночными структурами и методами. Все это способствует развитию лесного сектора, который становится важным сектором национальной экономики; - создается эффективный механизм сохранения лесной природы, что в настоящее время становится необходимым условием присутствия на многих экологически чувствительных рынках. Он включает в себя процедуру разрешения возникающих противоречий. В странах Восточной Европы, наверно, реализуются именно такая модель или ее компоненты. Однако для условий России важно знакомство и с другими моделями, элементы которых очевидно присутствуют в нашей стране. Наибольший интерес для России после пожаров 2002 года представляет индонезийская модель. Она характеризуется регулярными широкомасштабными лесными и торфяными пожарами, от которых задыхаются десятки миллионов граждан не только Индонезии, но и соседних стран. Большая часть лесозаготовок в стране имеет незаконный характер. Федеральные власти Индонезии открыто признают свою неспособность справиться со своеволием региональных властей, а также тотальной коррупцией, делающей правоохранительные органы не только бесполезными в борьбе с незаконными рубками, а часто просто вредоносными. Очень много напоминающего российские условия мы обнаружим и в бразильской модели. Это бескрайние лесные просторы Амазонии, на которых практически невозможно встретить кого-либо из государственной лесной охраны. Зато в изобилии водятся незаконные лесозаготовители, рубящие красное дерево, а также распространяющиеся по проложенным лесными браконьерами дорогам самовольные безземельные поселенцы. Они довершают уничтожение лесов. Несомненные аналогии с российской действительностью мы обнаружим и в лесном секторе Папуа-Новой Гвинеи. Коррумпированные высокопоставленные папуасские чиновники яростно выясняют, кто из них главный по лесным вопросам. В оставшееся время они проталкивают интересы связанных с ними лесозаготовительных фирм, в основном малайских и китайских. На этом фоне под бесконечные разговоры о необходимости развития переработки лесной сектор страны деградирует - Папуа Новая Гвинея продолжает вывозить круглый лес. В некоторых регионах России дело, наверно, дошло и до камбоджийской модели. На фоне разговоров с международными донорами о необходимости принятия решительных мер, в стране продолжаются незаконные рубки. Они ведутся фирмами, тесно связанными с высокопоставленными правительственными чиновниками, военными и даже родственниками руководителя этой страны. Попытки независимых наблюдателей осуществлять мониторинг всей этой деятельности кончаются их изгнанием и обвинениями в нанесении ущерба репутации Камбоджи. Всемирный банк активно работает во всех этих странах (проекты в Индонезии, Бразилии, Папуа-Новой Гвинее, Камбодже), но пока не спешит поделиться полученным там богатым опытом. Рекомендации: - мы надеемся, что данный семинар не окажется последним, и имеющийся опыт работы Всемирного банка в этих странах будет рассмотрен на дальнейших встречах подобного рода. Это будет способствовать выработке понимания места происходящих в настоящее время изменений лесного сектора России в глобальных процессах. Среди широкого спектра современных проблем управления лесами России, наибольшего внимания заслуживают три компонента. Первое - развал системы управления лесным сектором России. Последние два года российский лесной сектор переживает уникальный период массового целенаправленного самоуничтожения системы государственного управления лесным хозяйством страны. Последний раз такой развал, наверно, происходил после революции 1917 года. Мы долгие годы дискутировали и спорили по многим вопросам со старыми управленцами из бывшей Федеральной службы лесного хозяйства (Рослесхоз). Имена Шубина, Гиряевых, Писаренко, Кузьмичева известны всем, кто серьезно соприкасался с лесным хозяйством России. Сейчас в Министерстве природных ресурсов сложно найти ответственных руководящих работников, способных компетентно говорить о проблемах сектора. Сообщения из регионов также говорят о массовом сокращении численности профессиональных руководителей лесного хозяйства. Похоже, их скоро придется заносить в Красную книгу. В информационном плане Минприроды превратилось в какую-то "черную дыру", как правило, просто не реагирующую на внешние воздействия и необходимость решения неотложных проблем российских лесов (типа лесных пожаров, отсутствия финансирования, незаконных рубок). Зато оно эффективно работает а сфере саморекламы, в чем, несомненно, достигло значительных результатов. Отсутствуют сведения о предпринимаемых Минприроды реальных шагах по управлению лесами страны. Отсутствует открытая отчетность о работе сектора, в том числе финансовая. В федеральном бюджете на цели лесного хозяйства вроде бы выделяются довольно значительные средства. Насколько эффективно они используются - налогоплательщикам не сообщается. Можно не сомневаться, что большая часть этих денег не разворовывается и не разбазаривается, но все-таки хотелось бы знать, куда конкретно они деваются. Пишутся какие-то очередные программы и проекты, о которых не имеют представления ни представители общественности, которой небезразлична судьба российского леса, ни профессиональные специалисты. Кто и как готовит эти документы - непонятно. Да и что толку в этих программах, если за последнее десятилетие ни одна из них не была выполнена. Отсутствуют даже чисто формальные отчеты о провальных итогах всей этой программной деятельности. Узкий круг правительственных чиновников продолжает сочинять новые документы такого же качества. Определенные надежды вселяет Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 №98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и Федеральных органов исполнительной власти", содержащее обширный "Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования". Рекомендации: - мы призываем всех принять самое активное участие во вскрытии "черного ящика" сложившейся системы управления лесным сектором России. Продолжение его функционирования в нынешнем виде доведет до большой беды. Не могут четверть лесов всей Земли больше продолжать "управляться" таким образом. Второе - утрата способности на общегосударственном уровне решать проблемы лесных пожаров. К сожалению, одним из следствий самоуничтожения дееспособной системы управления лесным сектором страны является утрата способности эффективно решать проблемы лесных пожаров. Летом 2002 года десятки миллионов жителей Европейской части страны ощущали это лично на себе. Задымление от лесных и торфяных пожаров охватило огромную территорию. В массовое сознание внедрялось утверждение, что причиной задымления Москвы являлись пожары в Мещере, за которые должны отвечать областные власти. Однако складывавшаяся в столице неблагоприятная экологическая обстановка была также вызвана очагами горения, расположенными на территории Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской областей. Общегосударственная система борьбы с этим бедствием показала свою недееспособность. Анализ данных метеонаблюдений показывает, что прекращение наиболее сильной волны задымления в первой половине сентября 2002 года было в первую очередь связано с выпадением дождей. Доказательство влияния предпринимавшихся к тому времени широкомасштабных мер по выводу техники и рабочей силы на работы по тушению огня требует, наверно, каких-то особо тонких методов анализа. Нам их обнаружить пока не удалось. В открытых источниках отсутствует серьезный официальный анализ причин критической лесопожарной ситуации, сложившейся летом 2002 года, равно как и эффективности принимаемых мер, включая использование финансовых средств. Если пожары в Европейской части страны благодаря плотной заселенности и наличию относительно независимых средств массовой информации привлекали общественное мнение, то еще более грандиозные лесные пожары лета 2002 года в Якутии прошли практически незамеченными. Сведения об этих катастрофических процессах глобального масштаба удалось обнаружить в Интернете на сайте, размещенном в германском городе Фрейбурге. В России эти данные практически неизвестны и остались без должного внимания средств массовой информации. Российские лесные и торфяные пожары, все более выходящие из под контроля, превратились не только в фактор поступления в атмосферу больших количеств парникового углекислого газа, уничтожения биологического разнообразия лесных экосистем. Они оказывают воздействие и на здоровье людей. По нашим оценкам, только в Европейской части страны летом 2002 года в зоне сильного задымления от лесных и торфяных пожаров находилось не менее 30 млн человек, причем несколько миллионов человек - длительное время. Рекомендации: - мы считаем, что российская общественность и средства массовой информации должны получить возможность свободного и эффективного доступа к результатам мониторинга лесных пожаров по данным космического зондирования; - должны быть приняты меры по улучшению освещения проблемы российских лесных и торфяных пожаров в мировых средствах массовой информации; - назрела необходимость проведения на высоком правительственном уровне обсуждения глобальных проблем лесных пожаров, с рассмотрением их возможных взаимосвязей с процессом глобального изменения климата. В настоящее время критическая важность этой проблемы помимо России очевидна и для таких крупных лесных держав как США, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия. Третье - потеря государственного контроля в лесном секторе, незаконные рубки. В последнее время появляются довольно противоречивые оценки объемов незаконных рубок в российских лесах. По официальным данным они, вроде бы, не превышают 1-2% от общего объема лесозаготовок. По данным неправительственных природоохранных организаций, в некоторых районах объем незаконных рубок сравним с объемом официально учитываемых лесозаготовок. Поступающие к нам сведения из различных источников говорят о том, что в ряде регионов государственный контроль за лесозаготовительной деятельностью практически отсутствует. В некоторых случаях в незаконных лесозаготовках активно участвуют не только нарушители, но и местные власти и правоохранительные органы. Особенно тяжелая ситуация складывается на Северном Кавказе, а также Дальнем Востоке, особенно в зоне влияния экспорта в Китай. Помимо обычных, откровенно криминальных незаконных рубок, следует учитывать игнорирование требований закона со стороны государственных властей. Примером может служить систематическое отсутствие экологической экспертизы планов ведения лесного хозяйства. Федеральная служба лесного хозяйства, к моменту ее ликвидации в 2001 году, признала необходимость этой процедуры и начала предпринимать определенные меры по восстановлению законности. После передачи остатков Рослесхоза в систему Минприроды признаки продолжения какой-либо деятельности в этом направлении исчезли. В настоящее время требование о независимой экологической экспертизе планов ведения лесного хозяйства не может быть выполнено в принципе. Входящая в Минприроды система лесхозов в настоящее время является крупнейшим лесозаготовителем. Это ведомство разрабатывает для себя планы ведения лесного хозяйства и лесопользования, теоретически проводит "независимую" экологическую экспертизу всей этой деятельности, далее организует и проводит лесозаготовки, после чего осуществляет за всем эти государственный контроль. Подобная степень ведомственной бесконтрольности не достигнута даже в Камбодже, где под давлением международных доноров местные чиновники были вынуждены согласиться с необходимостью наличия независимой системы контроля за происходящим в лесном секторе. То, что систематически и повсеместно закон игнорируется самим органом государственной власти, не может служить оправданием практики подобного рода. Рекомендации: - потребители экспортируемой продукции российского лесного сектора, финансовые доноры, международные структуры должны более ясно выражать свою обеспокоенность широким развитием незаконных рубок в российских лесах и настаивать на принятии эффективных мер. Опыт Индонезии, Бразилии, Камбоджи и Папуа-Новой Гвинеи показывает, что при отсутствии политической воли внутри страны, подобного рода требования являются одним из немногих средств, которыми располагает международное сообщество для решения глобальной проблемы незаконных рубок леса; - на основе данных космического зондирования должна быть создана открытая международная система мониторинга рубки леса в регионах наиболее широкого распространения незаконных лесозаготовок. Это прежде всего Северо-Запад Европейской части страны (поставки в страны Евросоюза), Северный Кавказ (поставки в Турцию и страны Средиземноморья), юг Восточной Сибири и Дальнего Востока (поставки в Китай); - для некоторых особо ценных пород, контроль над вырубкой которых, похоже, утерян окончательно, необходимо введение запрета на их экспорт или введение строгих систем взаимного международного контроля (например, в рамках СИТЕС). В первую очередь это относится к ясеню на Дальнем Востоке и каштану на Северном Кавказе. Мы предлагаем рассмотреть возможность включения предложений, содержащихся в докладе, в официальные рекомендации международного семинара "Институциональные преобразования в управлении лесами в странах с переходной экономикой: проблемы и решения", либо, по крайней мере, включить их в качестве приложения к официальным итоговым документам. Алексей Григорьев, e-mail: grig@bcc.seu.ru http://info.forest.ru ВЛАСТЬ ВЫХОДИТ НА ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОСТОР Председатель правительства РФ Михаил Касьянов 12 февраля 2003 года подписал документ, последствия которого могут быть непредсказуемыми. Название его длинно и замысловато - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 г. Москва "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". В него входит подробный "Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования". Есть большие сомнения, что чиновники сделают все, чтобы качество выдаваемой ими информации было пригодно для использования только в местах общего пользования, а не в аналогичных информационных системах, но замысел Правительства великолепен. Теперь ведомства обязаны своевременно и регулярно размещать информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет, а также систематически информировать граждан и организации о своей деятельности другими способами, предусмотренными законодательством РФ. В списке - 53 позиции. Часть из них должна просто мощными прожекторами высветить внутренности Минприроды, которое в последнее время превратилось в какую-то лесную информационную черную дыру, периодически взрывающуюся славословиями в адрес своего руководства. Теперь, теоретически, МПР придется еще и рассказать о том, что реально происходит в российских лесах (по крайней мере, об отражении происходящего официальной государственной статистикой), что делают, либо делают вид, что пытаются делать власти. Видимо, предчувствуя очередное "хотели как лучше - получилось как всегда", Правительство собирается быть настойчивым. А потому к 1 ноября 2003 года оно хочет получить доклад о ходе реализации Постановления. Интересно, что этот доклад, в соответствии с Постановлением, также должен быть размещен в информационных системах общего пользования. Алексей Григорьев, grig@bcc.seu.ru ГОСУДАРСТВО СНОВА ГОТОВО ВВЕСТИ РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ В предыдущем сообщении мы с оптимизмом сообщали о подписании председателем Правительства РФ Касьяновым Постановления "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". В него входит подробный "Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования". Однако на прошлой неделе МПР России направило в свои территориальные органы и подведомственные организации телеграмму, обязывающую отнести сведения о состоянии окружающей природной среды к разряду конфиденциальной информации. В телеграмме, подписанной заместителем министра природных ресурсов А.И. Поволоцким и разосланной в прошлую среду руководителям территориальных органов и подведомственных организаций МПР, предлагается, по сути, засекретить информацию о состоянии геологической и окружающей природной среды. В частности, в телеграмме говорится: "В целях обеспечения эффективного и целенаправленного использования информации о состоянии геологической и окружающей природной среды, содержащей прогнозы развития негативных и катастрофических природных и техногенных процессов, считать подобную информацию конфиденциальной". С этого момента любые прогнозы, касающиеся приближения стихийного бедствия, наводнения, урагана, лесного пожара, а также информацию, касающуюся причин, прогнозов и последствий техногенных катастроф, имеющуюся в распоряжении соответствующих ведомств, можно будет получить только по разрешению МПР. Запрещено передавать информацию о состоянии окружающей среды и федеральным органам, в том числе органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Чиновники МПР, подготовившие вышеупомянутую телеграмму, проигнорировали целый свод российских законов, гарантирующих гражданам государства свободный доступ к информации, в особенности, к экологической. Не подлежит двоякому толкованию п. 3 ст. 10 Федерального закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации": "Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, населения". А ст. 25 Декларации прав и свобод человека указывают также и на то, что "сокрытие государственными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону". На нововведения МПР уже откликнулись организации от Балтики до Сахалина. "Мы считаем подобную попытку ограничения прав на доступ к информации о прогнозируемых техногенных катастрофах и негативных природных процессах возмутительным нарушением прав граждан России, - говорит Павел Малышев, член Совета калининградской инициативной группы Экозащита! - Этот вопиющий по своему цинизму шаг, предпринятый МПР в целях узурпации информации, фактически угрожает безопасности страны". ФИНСКИЕ КОМПАНИИ ПОКУПАЮТ НЕЗАКОННУЮ РОССИЙСКУЮ ДРЕВЕСИНУ Активисты Гринпис пикетировали посольство Финляндии в России. Перед входом в здание был развернут плакат с призывом к финским лесопромышленникам: "Не поддерживайте незаконные рубки!" Ежегодно финские компании покупают около 11 миллионов кубометров круглого леса из России, что составляет, примерно, одну треть от всего экспорта древесины. Наиболее активно с российским лесом работают такие крупнейшие производители бумаги, как Stora-Enso, UPM-Kummene и M-Real. Они входят в состав Федерации лесной промышленности Финляндии и активно рекламируют себя как цивилизованных и законопослушных лесопользователей (еще в августе 2002 года эти компании взяли на себя обязательства покупать древесину, заготовленную только законным путем (согласно международному и национальному законодательствам), а также способствовать устойчивому управлению лесами). Тем не менее финские компании продолжают поддерживать незаконные рубки. Так, более 75% покупаемой ими древесины заготавливается с нарушением российского лесного законодательства. Наиболее распространены три типа нарушений: - рубки без проведения экологической экспертизы; - рубки на основании лесоустройства с истекшим сроком действия; - рубки лесхозами, когда на это имеют право другие лесозаготовители. "Покупая полулегальную древесину, финские компании способствуют развитию "серого" лесного рынка - то есть рынка "частично законной древесины". На нее имеются разрешительные документы, но заготовлена она с нарушениями российских законов, - сказал координатор лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко. - Такие влиятельные участники рынка должны вести себя в нашей стране более цивилизованно и прекратить покупать незаконно заготовленную древесину". Гринпис требует, чтобы финские лесные компании выполняли взятые на себя обязательства. Для этого они должны: - отказаться от приобретения древесины, заготовка которой ведется на основании лесоустройства и планов рубок, не прошедших государственную экологическую экспертизу; - отказаться от приобретения древесины, заготовка которой ведется без действующего лесоустройства (в том числе на основании лесоустройства, срок действия которого истек); - отказаться от приобретения древесины, заготовленной лесхозами на участках леса, переданных в аренду для ведения заготовки древесины рубками главного пользования; - отказаться от приобретения древесины, заготовленной лесхозами, если до проведения рубки лесхозом не были предприняты шаги для поиска иного исполнителя этих рубок: не выставлены делянки рубок промежуточного пользования на торги, не оповещены действующие в пределах административного района другие лесопользователи, не было документально подтверждено отсутствие иного исполнителя. Гринпис России, forest@rol.ru, http://www.greenpeace.ru ОПЕРАЦИЯ "ПЕРВОЦВЕТ". О ЧЕМ ГОВОРИТ МОСКВА? В рамках операции "Первоцвет" по предотвращению сбора и торговли редкими видами первых весенних цветов студенты московских вузов проводят опрос общественного мнения. Они выясняют, что знают москвичи о первоцветах и насколько велик спрос на эти цветы. Опрос будет проводиться до середины марта. Студенты-дружинники опрашивают жителей столицы на улицах города и в метро. Они считают важным выяснить, по каким причинам покупатели выбирают именно эти цветы. Эту работу студенты-экологи проводят для составления психологического портрета покупателя первоцветов. Первоцветы - это первые весенние цветы. Их цветение приходится на период мартовских праздников. В основном в Москву привозят подснежник складчатый ("галянтус"), цикламен колхидский и цикламен Кузнецова ("фиалка"), шафран Гейфеля ("крокус") и некоторые другие виды. Все они являются дикорастущими и занесены в Красные книги России и Украины. При сборе первоцветов в Крыму, на Кавказе и юге России вытаптываются огромные территории заповедного леса. Одна треть растений выбрасывается при сортировке, перевозке и дальнейшей продаже. Естественно, что такие варварские способы добычи поставили эти виды цветов на грань вымирания. Попытки защиты первоцветов предпринимались Дружиной охраны природы МГУ уже с середины 70-х годов ХХ века. В своем теперешнем виде операция проводится с 1998 года и включает три направления. Дружинники совместно с экологической милицией проводят оперативные рейды по рынкам и вокзалам Москвы и изымают незаконно ввозимые партии первоцветов. Одновременно они информируют горожан об опасности, грозящей первым весенним цветам со стороны человека. Их методы работы - социальная реклама в метро, красочные плакаты, публикации в прессе. Изучение влияния сбора и вытаптывания на первоцветы, с одной стороны, и исследование отношения покупателей-горожан к подснежникам и фиалкам, с другой, составляют третье, научное, направление работы дружинников. Дополнительная информация: Наталья Курбатова, тел. 8-903-555-97-09, e-mail: dopmgu@mail.ru http://www.seu.ru/projects/snowdrop ШКОЛЬНЫЕ ЛЕСНИЧЕСТВА НОВГОРОДЧИНЫ ГОТОВЫ РЕШАТЬ САМЫЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ЗАДАЧИ 12 февраля 2003 года в Региональном Центре развития образования Новгородской области состоялся ежегодный семинар для руководителей школьных лесничеств, сотрудников лесного хозяйства и педагогических работников. Организаторами семинара выступили РЦРО, Служба Леса УПР России по Новгородской области, Новгородская областная общественная экологическая организация "Онег". На семинар съехались представители школьных лесничеств из 14 районов области. Открыла встречу главный методист Регионального центра развития образования Г.С. Шахова. Она приветствовала участников семинара и поблагодарила руководителей школьных лесничеств за их работу с детьми. Особое внимание на семинаре было уделено вопросу участия коллективов школьных лесничеств в работе по предотвращению пожаров на природных территориях. Зачастую причиной возникновения лесных и торфяных пожаров является выжигание сухой травы - травяные палы. Палы приводят к практически полному уничтожению обитателей почвы, угрожают популяциям птиц, гнездящихся на земле, в том числе редких и исчезающих. Кроме этого очень часто они являются причиной возгорания строений. С 2000 года в Талдомском районе Московской области идет реализация комплексной модельной программы по борьбе с пожарами на природных территориях. Во время семинара об этой программе рассказал специалист Администрации особо охраняемых территорий Талдомского района Московской области Г.В. Куксин. Опыт коллег вызвал у руководителей школьных лесничеств живой интерес. После выступления было много вопросов, главным образом они касались системы организации работы детских противопаловых дружин, организуемых в рамках работы школьных лесничеств, налаживанию их взаимодействия со службами ГО и ЧС, специалистами лесхозов. Хочется верить, что опыт по предотвращению пожаров на природных территориях будет успешно распространён и на Новгородскую область. Среди выступающих был и М.В. Никонов, кандидат сельскохозяйственных наук, заслуженный лесовод России. В своем выступлении он особо подчеркнул неоценимую роль школьных лесничеств в подготовке потенциальных студентов лесных специальностей для техникумов и вузов, а значит и будущих специалистов для работы в лесхозах, необходимость подготовки специалистов для школьных лесничеств. "Хотелось бы, чтобы наши взаимоотношения укреплялись", - сказал в заключении М.В. Никонов. В 1993 году при Академии сельского хозяйства и природных ресурсов существовала "Ассоциация сельских школ с сельскохозяйственным уклоном". От руководителей школьных лесничеств поступило предложение создать "Ассоциацию школьных лесничеств", на базе которой могли бы осуществляться консультации со специалистами Университета, подготовка школьников к вступительным экзаменам в вуз. Предложение было горячо поддержано всеми участниками семинара, так что сейчас дело остается лишь за руководством Института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ. Не обошли участники семинара и событие создания при Администрации области Комитета природных ресурсов. Основные вопросы: кто теперь за что отвечает и кому подчиняться? Однако на данный момент ответов на них никто не даст, и специалисты Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Новгородской области подавно - это не в их компетенции. "Согласование и разделение полномочий еще идет..." Т.И. Панина, ведущий специалист Управления природных ресурсов МПР России по Новгородской области, обратила внимание руководителей школьных лесничеств на проблемы, связанные с местными (районными) особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). В Управлении, находящемся в Великом Новгороде, нет ни паспортов, ни конкретных сведений по районным памятникам природы. В этой ситуации необходимо выходить на глав местных администраций, составлять паспорта, проводить регулярные описания ООПТ, оценку их состояния, мероприятия по уборке от мусора и т.д. Подобная деятельность в рамках школьного лесничества могла бы дать новые идеи для школьных исследовательских работ, тематику которых, по словам Т.И. Паниной, необходимо расширять. И.И. Белова (методист РЦРО по дополнительному экологическому образованию) рассказала о методическом обеспечении реализуемых проектов и программ: "Природолюбие без границ", "Подрост", "Лес в творчестве юных" и др. О победителях с Новгородчины и итогах международного конкурса "I Лесная Олимпиада" рассказали представители Новгородской областной общественной экологической организации "Онег". Семинар закончился, а впереди - новые творческие и научно-исследовательские конкурсы по экологической и природоохранной тематике, межрайонный экологический форум, слет школьных лесничеств, работы летних экологических лагерей... Михал Трушкин, Анастасия Трушкина, e-mail: trush99@mail.ru http://novgorod.forest.ru ТЕРРИТОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННО РАЗРУШАЮТСЯ ТЯЖЕЛЫМИ ТРАКТОРАМИ В Ванинском районе Хабаровского края лесозаготовители наступают на угодья коренного населения. РИА "Восток-Медиа" со ссылкой на председателя правления Национального кооперативного хозяйства Дмитрия Ваулина, сообщила, что отряд Северного лесхоза по приказу его директора Владимира Коскина уничтожил 3 охотничьих избушки. Охотники-орочи, вышедшие на зимний промысел пушного зверя, были вынуждены сооружать на скорую руку шалаши. Это был очередной шаг долгих разборок между членами национальной общины орочей и многочисленными лесозаготовительными структурами в Ванинском районе. На территорию традиционного природопользования, закрепленную за коренным малочисленным народом, уже вошло 8 заготовительных предприятий всевозможных форм собственности. Это значит, что почти 300 орочей района вскоре могут остаться без средств к существованию. Ситуация в Ванинском районе - не первый случай на российском Дальнем Востоке, когда сталкиваются интересы лесозаготовителей и местного населения. Иногда такие конфликты развивались далеко не мирно. В конце 90-х годов прошлого века в соседнем Приморье удегейская община с оружием в руках встала на защиту лесов в бассейне реки Бикин. В 2002 году ряд сельских активистов, обеспокоенных экологической ситуацией в близи родного села Анисимовка Шкотовского района Приморского края, сожгли технику лесозаготовителей и едва не погубили самих рабочих. Видя бездействие властей и бесцеремонность многочисленных лесорубов, местные жители, с детства привыкшие к тайге и обращению с оружием, готовы встать на защиту своих законных интересов. ЗАПРЕТ ВЕСЕННЕЙ ОХОТЫ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПОДДЕРЖИТЕ КАМПАНИЮ Открывать или не открывать весеннюю охоту - такой вопрос стоит сейчас перед руководством Амурского областного управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных. Амурский экологический клуб "Улукиткан" и Саратовское отделение Союза охраны птиц добились того, что даже если охота будет открыта, она будет существенно ограничена. Решение о полном запрете весенней охоты в Амурской области может принять ее глава администрации. Амурский клуб "Улукиткан" просит направить обращения в адрес губернатора Амурской области с просьбой введения полного запрета на весеннюю охоту в области. Можно использовать образец, приведенный ниже. Адрес: 675023, г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 135, главе администрации Амурской области Короткову Леониду Викторовичу факс: (41-62) 44-62-01 Главе Администрации Амурской области Л.В. Короткову Уважаемый Леонид Викторович! Обращаюсь к Вам с просьбой проявить волю и запретить убийство беззащитных птиц и не открывать сезон весенней охоты в Амурской области. За последние десять лет Дикая Природа Амурской области понесла огромный ущерб: начал действовать космодром "Свободный", ни сегодня - завтра будет введена в эксплуатацию Бурейская гидроэлектростанция, ведется строительство автодороги Чита-Хабаровск и железной дороги Улак-Эльга. Золотодобытчики обезображивают долины таежных рек, лесорубы и лесные пожары скоро сведут к корню амурскую тайгу. Экспансия в Природу, и без того масштабная, дополняется и усиливается безмерной любительской охотой. Спортивная весенняя охота на водоплавающую дичь является преступной и наиболее жестокой, т.к. проходит в период размножения птиц. Через территорию Амурской области проходит один из главных в Восточной Азии миграционный путь многих видов гнездящихся на Севере птиц. Согласно ст. 22 Федерального закона "О животном мире" весеннюю охоту на территории Амурской области надо признать как деятельность, влекущую за собой ухудшение условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции перелетных птиц. Экологический риск от такой деятельности очень велик, она может привести и уже приводит к полному или почти полному исчезновению некоторых видов птиц. Калашников Альберт, клуб "Улукиткан", raider01@rambler.ru БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ВЕСЕННЕЙ ОХОТЕ Саратовская региональная общественная организация Союз охраны птиц России, продолжая кампанию по обсуждению проблемы весенней охоты на водоплавающих птиц, в 14.00 часов 28 марта 2003 года на базе профилактория "Сокол" проводит круглый стол, посвященный этой теме. К участию в круглом столе приглашены руководители региональных отделений Союза из 10 регионов России, представители Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Саратовской области, управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Саратовской области, областного общества охотников и рыболовов. Будут обсуждены различные аспекты проблемы и предложены механизмы эффективного управления природными ресурсами. Мы будем рады видеть на круглом столе представителей СМИ. Более подробную информацию о предстоящем семинаре Вы можете получить, обратившись по адресу - rbcusb@overta.ru. На протяжении последнего столетия орнитологами и охотоведами отмечается неуклонное снижение численности охотничье-промысловых птиц нашей страны. Распространение многих ценных видов птиц сократилось и стало спорадическим, поголовье упало, общие запасы резко снизились. Наиболее сильно этот процесс коснулся степных видов - дрофы и стрепета. Уменьшились запасы боровой дичи. Сильно сократились естественные запасы водоплавающих птиц - гусей, лебедей, уток. Наиболее сильно сократилась численность гусей. Серый гусь, гнездившийся ранее почти на всей территории лесной полосы России, Европы, в настоящее время встречается лишь отдельными пятнами. Заметно снизились запасы северных гусей - гуменника, белолобого и других, количество которых на пролете и зимовках в западной Европе и нашей стране упало. Главными причинами снижения численности водоплавающих птиц можно назвать: нарушение естественных мест обитания (осушение болот, неумеренная мелиорация), загрязнение окружающей среды, браконьерство на местах зимовок и гнездования. К сожалению, ежегодное проведение весенней охоты на гусей и уток также оказывает негативное влияние на их численность, т.к. под выстрелы попадают самки, готовые принести потомство. Все это происходит на фоне падения общей культуры охоты (стрельба по всему, что летит), постепенной утраты традиционных видов охоты (например, с подсадной), недостатка финансирования деятельности охотохозяйств по восстановлению численности промысловых видов. Зачастую жертвой охотников весной становятся виды птиц, занесенные в Международную Красную Книгу (казарки, пискулька, крупные кулики, дрофа). Нельзя не отметить и роль фактора беспокойства для тех видов, которые к началу проведения весенней охоты уже сидят на гнездах. Обзор региональной прессы показывает, что проблема весенней охоты является актуальной для всех регионов России. На страницах местных СМИ представители научных кругов (орнитологи, охотоведы) отмечают негативные последствия проведения весенней охоты на водоплавающих. К сожалению, законодательство России позволяет (с 1985 года) руководителям субъектов федераций России принимать решение о разрешении или запрещении весенней охоты. Ряд губернаторов, наиболее ответственных за природу родного края, в 2002 году отменили проведение весенней охоты на территории своих областей (Пермская, Волгоградская, Кемеровская области). В США и Канаде весенняя охота на любые виды птиц запрещена с 1913 года и не проводится по настоящее время. Вы можете высказать свое мнение по проблеме весенней охоты на водоплавающих птиц. Для этого Вам необходимо принять участие в электронном on-line опросе. Анкета для опроса расположена по адресу - http://www.rbcusb.narod.ru/question.htm Более подробная информация по проблеме весенней охоты представлена на сайте http://home.overta.ru/users/rbcusb и на страницах электронного бюллетеня "Волга". Саратовская региональная общественная организация Союз охраны птиц России, rbcusb@overta.ru ________________________________________________________________ Над выпуском работали: В.Захаров, zakharov@forest.ru, О.Берлова, seupress@seu.ru Т.Саксина, saksina@seu.ru Развитие событий и новые сообщения: http://www.forest.ru/rus/news Архивы "Лесных новостей" за 1997-2002 гг. доступны на http://www.forest.ru/rus/periodics/f-news При использовании материалов просим ссылаться на бюллетень "Лесные новости"
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||