Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир новостей

  Все выпуски  

Почему одни и те же товары в России дороже, чем за границей?


МИР НОВОСТЕЙ

Выпуск N101

Сегодня - 2010-07-02

Итак, свежие новости...

3 июля 2010 г.

Мы после кризиса. В какой стране будем жить через несколько лет?

Все эксперты говорят, что после кризиса будет совсем другой мир. Но никто не уточняет, какой именно. Этот вопрос «АиФ» адресовал Александру Дынкину, директору Института мировой экономики и международных отношений, академику РАН.

"Аргументы и факты" - Александр Александрович, почему прогнозисты друг другу противоречат?

Александр Дынкин: - В экспертном сообществе нет единого мнения по поводу кризиса. Казалось бы, в Международном валютном фонде работают аналитики высокой квалификации. Но даже они меняли свои оценки почти каждый месяц и ошибались даже на 50%, что с точки зрения репутации прогнозиста - нонсенс. Когда я их спрашивал, с чем это связано, они говорили: мы не можем пугать рынки.

"Аргументы и факты" - «Последний оплот» Европы - Германия сокращает госрасходы и повышает налоги. Социально направленная политика Англии вылилась в огромный госдолг. По миру прошла волна забастовок. А на днях Всемирный банк объявил, что у восстановления нашей экономики неустойчивый характер. Неужели и в России вот-вот где-то «прорвёт»?

Александр Дынкин: - В мире наблюдается конец модели социального рыночного хозяйства. Если говорить о России, то есть признаки оживления. Доказательство тому - рост импорта и спроса на ипотеку; инфляция наконец-то стала однозначной. Но, к сожалению, восстановление связано в основном с внешними факторами - мы по-прежнему зависим от цен на сырьё и притока спекулятивного капитала. В этом, кстати, основное отличие от кризиса 1998 г. - выход из него был связан с ростом спроса на отечественные товары и услуги.

"Аргументы и факты" - Когда кризис набирал силу, Билл Гейтс сказал, что у этих проблем будет и плюс - новые технологические достижения...

Александр Дынкин: - И он не ошибся. Так всегда бывает в крупномасштабные кризисы. Самая заметная новация на выходе из этого кризиса - сланцевый газ. Технология его добычи очень быстро перешла от опытной стадии к коммерческому использованию. В результате мировые цены на газ обрушились, а США вышли на первое место в мире по производству газа. Ещё больше нарастить объёмы его добычи они смогут через 3-4 года, когда окончательно будет ясна экономика этой инновации - экологические издержки пока трудно оценить.

"Аргументы и факты" - Похоже, что наша госказна будет получать всё меньше денег от продажи газа на экспорт и у нас есть только 3-4 года, чтобы найти другие источники средств. А потом за счёт чего будут латать дыру в бюджете?

Александр Дынкин: - За счёт внутреннего рынка - есть намерения установить промышленным потребителям такие же цены на газ, как и для экспорта. Ещё один выход - с помощью газа расширить ассортимент товаров, выпускаемых химпромом, - пока на них в мире есть спрос. Так что ситуация не безнадёжная. Но изменения произойдут только тогда, когда упадут цены на сырьё. Это во всём мире так. Реформы в США тоже начались, когда «жареный петух клюнул».

"Аргументы и факты" - Рост экономики в РФ запланирован в основном за счёт монополий. В переводе на простой язык - за счёт кармана населения?

Александр Дынкин: - Тарифы действительно прилично подрастут. Но ведь у каждой медали есть две стороны. У нас поддерживали предприятия, сохраняли социальную стабильность. Поэтому мы выходим из кризиса с той же структурой, с которой и вошли. А другие страны поддерживали не предприятия, а людей, стимулировали их переселение, переквалификацию.

"Аргументы и факты" - А что правильнее?

Александр Дынкин: - С долгосрочной точки зрения - вторая политика. Конечно, АвтоВАЗ начал вставать на ноги. Но за счёт чего? За счёт стимулирования - программы сдачи подержанных авто. То есть мы как бы залезаем в будущий спрос уже сегодня. А что дальше? И в США, и в Германии на выходе из этой программы спрос на автомобили резко упал.

В чём суть антикризисной политики? В том, что у нас создавались списки стратегических предприятий. Их сначала было 200, потом 400. И всех их поддержали. Это справедливая антикризисная мера. Но эти предприятия должны были отдать какие-то акции государству. И государство на каком-то этапе должно было их опять продать и произвести тем самым некое перераспределение собственности. Этого не произошло. И я не очень понимаю почему.

Пора шевелиться?

"Аргументы и факты" - Вливания в соцсферу не могут продолжаться бесконечно. Поэтому власть постоянно говорит о том, что надо повышать производительность труда, диверсифицировать экономику, развивать конкуренцию. Но для многих эти слова хоть и привычны, но по смыслу сравнимы с целью полёта на Марс.

Александр Дынкин: - Почему постоянно говорят, что нужно повышать уровень конкуренции? Потому что стране нужны новые товары и услуги. Чтобы именно с их помощью стимулировать внутренний спрос. Конкуренция развивает экономику. Это и надо объяснять людям.

"Аргументы и факты" - Это дело будущего, а наш читатель хочет знать, что его семья будет есть через год. Может ли он ждать помощи от государства?

Александр Дынкин: - Не надо порождать иждивенчество, как это было в Греции, - ранний уход на пенсию, 14-я зарплата, все поют и пляшут. Читатель, если у него нет работы, может сменить квалификацию, взять кредит и начать своё дело. Пора перестать надеяться только на закрома Родины. Да, государство должно людям предоставлять возможность зарабатывать деньги. Например, решая проблему наследия плановой экономики в виде моногородов. Но отвечать за себя и за свою семью люди должны сами. Считаю, что мы пережили в 90-х более тяжёлые времена, чем греки. И у нас мало выходили на улицу, били стёкла и убивали людей, как в Греции. Наши люди уже показали себя более ответственными.

"Аргументы и факты" - Да, но в прошлом году было около 30 тыс. митингов...

Александр Дынкин: - Митинги - это неплохо. Потому что власти надо шевелиться. Но таких вопиющих дел, как в Греции, не было.

"Аргументы и факты" - В офшоры за 20 лет ушло более 2 трлн долл. И это только из России! Почему они до сих пор существуют? Чей это бизнес? И какая выгода самому офшору?

Александр Дынкин: - Это бизнес тех, кто там регистрирует свои компании. На встрече «двадцатки» мы как раз инициировали ограничение деятельности офшоров. Но Китай и США не поддержали. Теперь о выгоде самого офшора. Чтобы открыть там счёт, скажем, на 1 млн долл., надо 20 тыс. долл. отдать в его бюджет. А оставшаяся сумма будет подвержена налогообложению по минимуму.

"Аргументы и факты" - Почему этому не противопоставить налоговые послабления бизнесу, который вкладывается в новые исследования?

Александр Дынкин: - После больших «боёв» с 2008 г. у нас разрешили деньги, вложенные в научные исследования, на 100% переносить на издержки, то есть не облагать налогом, почти как в развитых странах. Но обнаружилась такая проблема - многие бизнесмены на моё радостное сообщение об этой налоговой льготе отвечают: ты что, налоговой инспекции этого никогда не докажешь.

"Аргументы и факты" - Ещё в каких-то странах вы наблюдали такую аллергию друг на друга у законов и реальности?

Александр Дынкин: - Нет. Наша особенность в том, что была абсолютно замкнутая экономика. И мы сделали её открытой слишком быстро. Получилось, что другие страны сначала построили законодательные институты, а потом стали получать дивиденды с тех же нефти и газа. А у нас сначала появилась нефть, и уже на ней мы пытаемся строить институты. 70 лет у нас было всё иначе, чем в мире вокруг нас. Двадцать лет наша экономика меняется. И нужно ещё порядка двадцати, чтобы она полностью встала на ноги.

"Аргументы и факты" - Почему то, что хорошо людям - низкие кредиты и высокие цены на нефть, - называют губительным для экономики?

Александр Дынкин: - Потому что высокие цены на нефть приводят к тому, что прибыль в нашей экономике связана только с добычей нефти, становится неприбыльно вкладывать в производство современных станков. Что касается кредитов, то до 2008 г. был настоящий бум. Это немного перегревало экономику, так как товары производились, если так можно выразиться, под несуществующие деньги.

"Аргументы и факты" - Вы работали в правительстве, когда был кризис 1998 г., есть опыт антикризисного управления. Что бы вы сделали сейчас?

Александр Дынкин: - Пошёл бы по пути массового масштабного заимствования технологий. Смотрите: мобильные телефоны - целиком заимствованная технология. Но она порождает огромный спрос. Эта отрасль сложилась с нуля, в ней нет монополий, и цены двигаются вниз. Такие же вещи начались в металлургии. Но кризис это прервал. Чтобы выжить в этом мире, надо быть очень динамичным. Не отторгать зарубежный опыт.

Аргументы и факты - Виктория Никитина

Почему одни и те же товары в России дороже, чем за границей?

Поставщики импорта жалуются на высокие налоги и таможенные пошлины

В Соединенных Штатах продажи iPhone-4 начались 24 июня. Новинку сметают с прилавков, словно горячие пирожки - по полмиллиона аппаратов в день! В США iPhone-4 продаются по 299 и 199 долларов (с памятью 32 и 16 гигабайт). А на главном московском рынке электроники «Горбушке» неофициально ввезенный, «серый», iPhone-4 продается по цене еще вполне крепкого авто - 110 тысяч рублей.

Официальные же продажи телефона в России стартуют не раньше осени. Но вот сколько у нас будет стоить такая игрушка?

Эксперты уверены - гораздо дороже, чем в США. И приводят следующие расчеты. Телефон предыдущего поколения iPhone-3 с памятью в 16 гигов в Северной Америке продается по $199, еще около $55 придется отдавать ежемесячно за подключение к тарифу (сумма не превысит 8 тысяч рублей). А в России купить «тройку» дешевле 25 тысяч рублей трудно. Разница в три раза! К примеру, цены на компьютер MacBook Pro 15'' (подробнее смотрите в таблице) с процессором 2.66 ГГц отличаются в полтора раза: в Нью-Йорке новинка компьютерной мысли продается по $2199 (68 125 рублей), а в Москве - по 87 600 руб.

Ничего себе - вдвое-втрое!

С чего вдруг?

КАК НАГРУЖАЮТ ПАРОХОДЫ...

- Цена на товар обычно зависит от накладных расходов, - объясняет разницу в стоимости президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Александр Онищук. - Импортеры везут по морю (это самый дешевый вид транспортировки товаров) в Россию технику из Китая через Финляндию - там находится крупный логистический центр. Кораблям приходится давать крюк вокруг всей Европы! Затем при пересечении российской границы изделие значительно дорожает: 18% - налог на добавленную стоимость и 5% - пошлина на мобильные телефоны (на компьютеры нулевая ставка).

- Почему бы не ввозить технику из Китая, например, поездом напрямую в Россию - так же будет дешевле? - спросили мы эксперта.

- Морская доставка - один из самых дешевых способов транспортировки. Кроме того, поставщики столкнулись с тем, что из вагонов исчезает много товаров, - такую версию выдвинул Александр Онищук.

ПОЧЕМ БОТИНОК ДЛЯ НАРОДА?

Но главная причина разброса цен на одни и те же товары у нас и за границей - в политике производителя. Для примера возьмем рынок одежды и обуви.

- Сложившаяся ситуация обусловлена спецификой российского фэшн-бизнеса и ценовой политикой владельцев марки для России, - говорит Александр Попов, гендиректор компании INCITY (более 200 магазинов в России, Казахстане и на Украине). - Компаниям-продавцам высокие цены позволяют поддерживать прибыль от продажи товаров известных брендов.

Мы уже говорили о том, что цены на импортные товары автоматически дорожают на 18% из-за налога на добавленную стоимость. В Европе НДС в два раза ниже, в США его нет совсем (вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 до 11%). Добавим расходы на аренду торгового места, оплату работы персонала, коммунальные услуги и другие налоги (в том числе и взятки)... Затраты огромные! Именно поэтому торговые сети вынуждены устанавливать наценку на товар от 300 до 500%. В конечном итоге в кармане у торговца останется не больше 10%.

Изучив мировые цены, мы пришли к выводу, что наибольший перепад в ценах на Mercedes B-180. В Соединенных Штатах автомобиль в базовой комплектации стоит 616,5 тысячи рублей ($19 900), в России - без малого 1 миллион 100 тысяч, а в Израиле - почти 2 миллиона.

- Американский авторынок высококонкурентен, немцы вынуждены демпинговать, - говорит гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков. - А в России цены на автомобили немаленькие. Ввозные пошлины на новенькое авто составляют 30%.

...И О ДАМСКИХ РАДОСТЯХ

С ценами на косметику ситуация тоже неоднозначная. На слуху в первую очередь транснациональные марки, реклама которых мелькает на телевидении по всему миру. Производители помады, кремов и других «дамских радостей» охотно открывают фабрики в странах, где есть перспективы роста продаж. В том числе и в России: к примеру, Avon производит косметику в Наро-Фоминском районе, а Oriflame - в Красногорском районе Подмосковья.

- Поэтому обычно цены на массовую косметику отличаются в разных странах на 7 - 10%, - делится наблюдениями Анна Дычева-Смирнова, вице-президент компании «Старая крепость» (проводит парфюмерно-косметические выставки). - Совершенно другая ситуация с малораскрученными брендами. По какой цене продается японская косметика в Канаде или Бразилии (если, конечно, ее там найдете)? Зависит лишь от аппетита продавца...

А В ЭТО ВРЕМЯ

На импортное вино торговцы накручивают до 50%

Федеральная антимонопольная служба выяснила, кто наживается на продаже французского, итальянского и испанского вина в России. Самые жирные сливки снимает розничная торговля - ее наценка составляет от 44 до 51% от стоимости бутылки в магазине. Остальным участникам винного рынка достаются крохи: от окончательной цены бутылки с виноградным напитком производителю перепадает 13 - 22%, прибыль оптовика - 15 - 19%, таможенные пошлины - 4 - 5%, затраты на логистику, страховку другие расходы - 9 - 20%.

- Мы можем создать невыносимые условия жизни тем, кто завышает цены, - пригрозил замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цыганов. - Вино в России может стать дешевле!

Аппетиты розничных торговцев привели к тому, что Россия стала чемпионом мира по дороговизне вина европейского производства.

Напомним: в конце января руководитель антимонопольного ведомства Игорь Артемьев обнаружил, что европейские вина в России стоят многократно дороже, чем у себя на родине. Так, например, бутылка вина, которую во Франции можно купить за 5 евро, у нас может продаваться за 150 евро.

- Себестоимость логистики одной бутылки явно не может составлять 145 евро, - удивлялся Игорь Артемьев. - Мы думаем, что импорт может быть значительно дешевле.

Spb.kp.ru - Александр ЗЮЗЯЕВ




В избранное