Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Международный Фестиваль СМИ Золотое Сечение


Китайский стандарт: готовимся стать провинцией великой державы

 На днях мне позвонила подруга, и срывающимся от негодования голосом, рассказала странные вещи. На родительском собрании сообщили, что со следующего года в качестве обязательного предмета в школе вводится изучение китайского языка. Более того, по нему дети будут сдавать итоговый выпускной экзамен. Я восприняла эту новость, как не весьма удачную шутку. Дети подруги учатся не на Дальнем Востоке, а в достойной  московской школе. Однако это была не шутка.

На сайте школы я прочла следующее объявление, привожу его текст целиком:

«Объявляется набор учащихся в 3,4 и 8 классы лингвистического профиля на 2011-2012 учебный год. С 1 сентября 2011 года учащиеся данных классов будут изучать 3 иностранных языка. Обязательными для изучения языками будут английский и китайский. Третий иностранный язык изучается по выбору учащихся: итальянский/немецкий/французский. В качестве дополнительного профильного курса дети будут изучать историю, традиции, культуру древнего и современного Востока.

Разработана программа сотрудничества с Министерством образования и Посольством Китайской Народной Республики, предусматривающая организацию совместных мероприятий ГОУ ЦО №… со школами Китая и образовательные поездки в Китай.»

Пытаясь найти причину такого весьма любопытного подхода к образовательному процессу, нашла много занимательных фактов, наводящих на грустные размышления. Например, в ряде московских школ дети изучают китайский язык с первого класса в следующем объеме: 4 урока китайского языка в неделю и один урок китаеведения, на котором они знакомятся с культурой, традициями и философией Китая. 

В одной из школ, кроме обязательной для всех детей учебной программы, ведется большая внешкольная деятельность, связанная с театральными и музыкальными постановками на китайском языке, оформлением стендов по китайской живописи и каллиграфии, школьных стенгазет на китайском языке. Ежегодно в школе проводится множество праздников, фестивалей и олимпиад на китайском языке, ребята выезжают на языковые стажировки в Китай. 

Оказывается, существует государственный образовательный стандарт по китайскому языку (правда в интернете не удалось отыскать данный документ, только различные ссылки на него). И в дополнении к этому стандарту педагоги ряда московских общеобразовательных школ преподают методологические основы теории китайского языка и теорию перевода, ведут практический курс профессионального перевода китайского языка, преподают страноведение и основы речевого этикета. 
Также успешно совмещают педагогическую деятельность с научно-исследовательской работой. Основным направлением научно-исследовательской деятельности является изучение вопросов методики преподавания китайского языка, результатом которой является внедрение в учебный процесс новых методов обучения, создание новых учебных пособий, отвечающих современным потребностям и достижениям методики и лингвистики. Ведется работа над принципиально новой методикой преподавания китайского языка, основанной на когнитивном подходе, благодаря чему у школьников не только расширяется словарный запас и совершенствуется знание грамматики, но и, в значительной степени,  развиваются разговорные навыки. 

Все эти факты заставили содрогнуться, особенно на фоне обнародованного Проекта нового образовательного стандарта, который привел в ужас жителей России. Учителя и родители негодуют. Пишут открытые письма на имя первых лиц государства, взрывают интернет бурными обсуждениями этого безобразия. Напоминаю, что данный Проект предлагает старшеклассникам к изучению четыре основных предмета, а именно: Россия в мире, ОБЖ, физическая культура и индивидуальный проект. Статус необязательных (по выбору) предметов получили в Проекта дисциплины, привычные для школьников: русский язык (!!!), русская литература, алгебра, геометрия, история, физика, химия, биология, информатика, география.

Правильно, зачем нужна география, если есть извозчики!

И согласно этому чудесному Проекту нового образовательного стандарта, ученик может из «необязательных» предметов выбрать по 1- 2 из каждой области. То есть  выбрать и русский язык, и литературу и при этом еще и алгебру, и геометрию (не говоря уже об информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.

Интересно кому, и по каким причинам выгодно:

 

- объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;

- объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;

- объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения.

И, наконец, отказаться от обязательного изучения старшеклассниками  русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой культурных ценностей.

И при этом вводить в качестве обязательного предмета китайский язык и основы китайской философии и культуры.?!

Что происходит? К чему мы готовимся? Молодежь – это наше будущее. Так почему вводится в эксплуатацию на государственном уровне «одебиливание»  этого самого «нашего будущего»? Кто сможет дать вразумительные ответы на поставленные вопросы?

 

Марина Маякова

 

 

 

 


В избранное