Джей-потрошитель. История самого одиозного американского олигарха: подмоченную репутацию восстановить невозможно Джей Гулд, сын небогатого фермера, покинул родительский дом с $5 в кармане в 1852 году, когда ему не было и шестнадцати. За 40 лет он стал одним из самых влиятельных людей в Америке. Слабый здоровьем, но обладавший мощным стратегическим интеллектом он выстроил огромную империю, в год его смерти — 1892-й — включавшую в себя каждую девятую милю американских железных дорог, а также
телеграфную монополию Western Union. О нем его биограф писал: возникал пугающий образ человека, который контролировал не только транспортную империю, но и монополию в области связи, включавшую национальную телеграфную систему, транс- океанские кабели, несколько ведущих газет и агентство Associated Press. Независимые газеты зависели от телеграфа Гулда, как и бизнесмены, банкиры, брокеры, биржи. Контроль над информационными потоками позволял ему манипулировать рынком, путать карты конкурентам, рекламировать
собственные предприятия… Так же и в политике, где его богатство и власть обеспечили ему уважение президентов, конгрессменов, министров, губернаторов, местных законодателей и, конечно, судей, которые ему верно служили. Гулд умер едва ли не самым одиозным человеком Америки. Карикатуристы любили изображать его чертом, финансовые репортеры и брокеры называли Мефистофелем Уолл-стрит. И все из-за двух историй, прославивших Гулда в самом начале его карьеры. Ни в одном, ни в другом случае он не заработал
больших денег, а может, даже проиграл. Но ему не простили методов, которыми он добивался цели. Рельсовые войны 150 лет бизнесмены бились за железные дороги. Джею было всего 32 года, когда он, малоизвестный на Уолл-стрит брокер, получил заказ на покупку акций железной дороги Эри (Erie Railroad) для титана железнодорожного бизнеса Корнелиуса Вандербилта. Скупив акции, Гулд и его партнер Джеймс Фиск стали управляющими его железной дороги Эри. Гулд с союзниками вошли в совет директоров дороги и без
ведома Вандербилта тут же начали ее грабить. Они одну за другой проводили эмиссии акций Эри и выбрасывали их на рынок, а сами наживались на падающей цене на коротких продажах. Вандербилт, поняв, что его обманывают, попытался сменить совет директоров, и в результате возникла ситуация, которую сплошь и рядом наблюдаешь во время российских корпоративных войн: противоборствующие акционеры начинают назначать в компанию своих управленцев. Почетным директором Гулд и Фиск назначили Босса Твида; Твид обеспечил Фиску
и Гулду политическое прикрытие. Во время судебного преследования Твида в 1871 именно Гулд внес за него залог в восемь миллионов. Каждая сторона купила себе по несколько судей, которые, противореча друг другу, запрещали противникам действовать. Когда законодатели штата Нью-Йорк создали комиссию по расследованию ситуации с Эри, представители Вандербилта и Гулд сняли номера в одной гостинице в столице штата Олбани и принялись почти в открытую раздавать депутатам деньги. Жадность политиков не знала предела,
и, наконец, Вандербилт с отвращением покинул арену. Гулд победил. Некоторое время Эри под руководством Гулда вела ценовые войны с параллельными дорогами Вандербилта. В какой-то момент цены на перевозку скота упали ниже себестоимости. Старик Вандербилт с его огромными ресурсами решил просто задавить выскочку-конкурента и назначил минимальную цену — один цент за голову скота. Перевозки по его дороге тут же выросли в разы, а у Гулда сошли на нет. Вандербилт потирал руки, пока не узнал, что это Гулд скупил
на рынке весь скот и возит его на продажу по конкурирующей дороге, пользуясь щедростью врага.