Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В заложниках у прогресса



В заложниках у прогресса
2014-08-04 13:38
Человек может достичь бессмертия и блаженства только силой веры. Но к этой же цели он стремится, используя достижения современной науки, создавая своеобразное «чудо без чуда». Проблема в том, что на этом пути человек расчеловечивается, отказывается от других способов познания действительности. О том, к каким опасностям это ведет, мы беседуем с профессором СПбГУ Татьяной Черниговской, крупнейшим отечественным специалистом в области когнитивистики — междисциплинарных исследований механизмов познания.

Главное чудо
2014-08-06 11:10
На закате античной цивилизации, также как и сейчас, была невероятно развита «индустрия чуда», обещавшая человеку исцеление болезней, благополучие, помощь в сложных жизненных ситуациях. Христианство тоже зиждется на чудесах, зримых проявлениях Божественного вмешательства в наш мир, нашу жизнь. Но в центре евангельской веры — в этом ее особенность — стоит чудо воскресения, чудо бессмертия и обожения человека — главное чудо человеческой истории.

В монастырь... с красной косичкой
2014-08-07 14:34
Куда мы привыкли ездить с нашими детьми в летние каникулы? Лагерь, деревня или дача, курорт… Но некоторые мамы и папы строят свой отпуск иначе: лето — удачная пора, чтобы отправиться в настоящее паломничество. 

Прилежание и верность. К 300‑летию победы при Гангуте
2014-08-08 10:12
Казалось, храм великомученика и целителя Пантелеимона на улице Пестеля никогда уже не сбросит строительные леса и не явится в прежнем великолепии. В прежнем — нет, но к знаменательному юбилею Пантелеимоновская церковь предстанет полностью воссозданной в новом ключе с опорой на старые традиции.

Радость встречи
2014-08-12 13:08
Не так давно мы отмечали столетнюю годовщину со дня рождения любимого многими проповедника и богослова митрополита Сурожского Антония (Блума, 19.06.1914 – 04.08.2003). Его наследие не только не изучено, но и далеко не полностью издано. Предлагаем вашему вниманию нигде раньше не публиковавшееся интервью владыки, предоставленное нам руководителем сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Натальей Родомановой. Записанное восемнадцать лет назад в Лондоне, оно и сегодня свежо и своевременно. Потому что, по словам самого митрополита Антония, «если какая-нибудь фраза, действие Христово тебя вдруг ударит в душу так, что в тебе загорится сердце, - ты этого не предавай. И тогда запускается процесс: надо менять жизнь»... Умеем ли мы менять свою жизнь? Не предаем ли первой встречи с Богом? Для христиан всегда актуальны эти вопросы...

Остроумная вера
2014-08-13 13:19
Беседы митрополита Антония Сурожского ценны не только обилием тонких наблюдений, неожиданных логических поворотов, личных воспоминаний, но и особенным духовным юмором. Таким юмором, который не понижает уровень разговора, а снимает дистанцию, преграды между собеседниками. Неудивительно, что Сам Господь, древние святые и праведники смеялись, шутили так же, как и мы. Мы сделали подборку христианского юмора, которая показывает, что улыбка в слове о Христе была уместна всегда.

14 августа — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
2014-08-13 16:00
О генезисе праздника мы знаем очень мало. Ясно только, что поскольку торжество присутствует не только в русском, но и в греческом календаре, оно имеет византийские корни.

19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
2014-08-19 13:53
«<…> Взяв с Собою на гору Фавор тех, которые отличались самыми высокими добродетелями, «Господь преобразися пред ними» (Мф. 17, 2). Хотя святое тело (Христово) с самой первой минуты ипостасного соединения совершенно обогатилось славою невидимого Божества, так что одна и та же слава и Слова и плоти, однако же эта слава, быв сокрыта в видимом теле, не могла быть видена теми, которые связаны узами плоти и, конечно, не могут вмещать того, чего не видят и ангелы. Посему, когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был. И вот значение слов: преобразися пред нами. Оставаясь Сам по себе тем же, чем был прежде, Господь теперь является ученикам Своим еще чем-то другим, сверх того, чем они видели Его прежде. <…> Затем, дабы указать Владыку ветхого и нового завета, дабы заградить уста еретиков и утвердить веру в воскресение мертвых, во славе предстают пред Господом, как рабы, Моисей и Илия и являются «с Ним глаголюща» (Мф. 17, 3). Нужно было, чтобы апостолы узрели славу и дерзновение служителей Божиих, хотя и подобных им рабов, как для того, чтобы они удивились человеколюбивому снисхождению Господа, так особенно для того, чтобы сами возгорели ревностию и укрепились на подвиги (потому что, кто узнал плоды трудов, тот легко решается на подвиги) <…> Бывший зритель сего Божественного Откровения и объятый Духом Петр сказал Господу: «добро нам зде бытии» (Мф. 17, 4). Прекрасно и блистательно видимое солнце, драгоценна и сладостна настоящая жизнь: во сколько же раз вожделеннее и приятнее тот самосущий свет, которым все освещается! во сколько раз драгоценнее и сладостнее та самосущая жизнь, которою все мы живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28)! <…>»
Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа

«<…> Грех глубоко вошел в человеческую природу, как бы слился с нею. Каждый человек рождается с зачатком греха, и освобождение от него является как бы борьбой с собой. Посему эта борьба мучительна, но она необходима для приближения к Богу. «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16:24) сказал Христос. Крест, который нужно взять, и есть эта борьба со своими слабостями, пороками и грехом. Постепенно освобождаясь от них, человек приближается к Богу, по образу Которого он был создан. Нет у самого человека достаточно сил для того, но помогает ему благодать Божия, подаваемая Богом через созданную воплотившимся Сыном Божиим Церковь. Для того Он воплотился, чтоб Свой падший снова восставить образ. На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно. По мере очищения человека от греха и приближения к Богу, все более отображается в нем слава Божия. Потому и называются святые преподобными. Как зеркало, отображается слава Божия в их душе, наполняя ее сиянием. Когда кончается земной подвиг, окончательно запечатлевается та степень подобия, которую кто достиг. При наступлении вечного Царства, воскреснут все люди, души соединятся с своими телами, и тогда «праведники воссияют яко солнце в Царствии Отца их» сказал Сам Христос Своими устами (Мф. 13, 43).

Святитель Иоанн (Максимович). Слово на Преображение Господне.


19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
2014-08-19 13:53
«<…> Взяв с Собою на гору Фавор тех, которые отличались самыми высокими добродетелями, «Господь преобразися пред ними» (Мф. 17, 2). Хотя святое тело (Христово) с самой первой минуты ипостасного соединения совершенно обогатилось славою невидимого Божества, так что одна и та же слава и Слова и плоти, однако же эта слава, быв сокрыта в видимом теле, не могла быть видена теми, которые связаны узами плоти и, конечно, не могут вмещать того, чего не видят и ангелы. Посему, когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был. И вот значение слов: преобразися пред нами. Оставаясь Сам по себе тем же, чем был прежде, Господь теперь является ученикам Своим еще чем-то другим, сверх того, чем они видели Его прежде. <…> Затем, дабы указать Владыку ветхого и нового завета, дабы заградить уста еретиков и утвердить веру в воскресение мертвых, во славе предстают пред Господом, как рабы, Моисей и Илия и являются «с Ним глаголюща» (Мф. 17, 3). Нужно было, чтобы апостолы узрели славу и дерзновение служителей Божиих, хотя и подобных им рабов, как для того, чтобы они удивились человеколюбивому снисхождению Господа, так особенно для того, чтобы сами возгорели ревностию и укрепились на подвиги (потому что, кто узнал плоды трудов, тот легко решается на подвиги) <…> Бывший зритель сего Божественного Откровения и объятый Духом Петр сказал Господу: «добро нам зде бытии» (Мф. 17, 4). Прекрасно и блистательно видимое солнце, драгоценна и сладостна настоящая жизнь: во сколько же раз вожделеннее и приятнее тот самосущий свет, которым все освещается! во сколько раз драгоценнее и сладостнее та самосущая жизнь, которою все мы живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28)! <…>»
Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа.

«<…> Грех глубоко вошел в человеческую природу, как бы слился с нею. Каждый человек рождается с зачатком греха, и освобождение от него является как бы борьбой с собой. Посему эта борьба мучительна, но она необходима для приближения к Богу. «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16:24) сказал Христос. Крест, который нужно взять, и есть эта борьба со своими слабостями, пороками и грехом. Постепенно освобождаясь от них, человек приближается к Богу, по образу Которого он был создан. Нет у самого человека достаточно сил для того, но помогает ему благодать Божия, подаваемая Богом через созданную воплотившимся Сыном Божиим Церковь. Для того Он воплотился, чтоб Свой падший снова восставить образ. На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно. По мере очищения человека от греха и приближения к Богу, все более отображается в нем слава Божия. Потому и называются святые преподобными. Как зеркало, отображается слава Божия в их душе, наполняя ее сиянием. Когда кончается земной подвиг, окончательно запечатлевается та степень подобия, которую кто достиг. При наступлении вечного Царства, воскреснут все люди, души соединятся с своими телами, и тогда «праведники воссияют яко солнце в Царствии Отца их» сказал Сам Христос Своими устами (Мф. 13, 43).
Святитель Иоанн (Максимович). Слово на Преображение Господне.


Конец гонений
2014-08-21 11:38
За прошедшие годы мы как-то попривыкли, что исповедовать свою веру и ходить в храм можно беспрепятственно, но совсем недавно все было совершенно по-другому. Сегодня священники могут выступать на стадионах, но были времена, когда за причащения на дому вызывали в милицию. О том, как было в эпоху гонений и в период возрождения Церкви, вспоминает один из старейших клириков нашей епархии — протоиерей Виктор Голубев, настоятель Свято-Троицкого храма «Кулич и Пасха».

Конец гонений
2014-08-21 11:38
За прошедшие годы мы как-то попривыкли, что исповедовать свою веру и ходить в храм можно беспрепятственно, но совсем недавно все было совершенно по-другому.

28 августа — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
2014-08-27 18:00
Праздник Успения появился в церковном календаре в середине V века. Некоторые ученые предполагают, что это связано с рукоположением в 452 году патриарха Иерусалимского Феодосия, противника Халкидонского собора (451 г.), который удерживал кафедру в течение двадцати месяцев, «обороняя» ее от халкидонита Ювеналия. Учреждение праздника было манифестацией этого церковно-политического и богословского противостояния. В «изначальной версии» Успение было частью четырехдневного праздничного цикла 22-25 августа, посвященного взятию Богоматери с плотию на небо, а 28 августа отмечался день Богородицы — Премудрости Божией. За пределы Иерусалима Успение вышло в эпоху Энотикона Зинона (482 г.), после которого случилось временное примирение апологетов и критиков Халкидонского ороса. Тогда же была установлена нынешняя дата праздника — 28 августа. Именно к этому времени относятся и древнейшие источники: «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова, «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского, сочинение Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского» и другие.

В этих текстах (с очень существенными вариациями) отражены несколько событий: явление архангела Михаила Богородице, известившего ее о скорой кончине; собрание апостолов со всех концов мира в Сионской горнице, где жила Богородица; их совместное богослужение; собственно Успение Богоматери, чье тело было положено в гроб, но затем таинственно исчезло, т.е. избавлено от тления и перемещено на небеса до всеобщего воскресения; а также т.н. «уверение Фомы», который, по преданию опоздал к смертному одру Богоматери, но удостоился ее явления спустя три дня после погребения.

Не случайно в коптской традиции Успение иногда называется «второй пасхой»: легко увидеть параллелизм между сюжетом праздника и жизнью Спасителя. Богословие Успения исходит из того, что Матерь Божия восприняла все свойства, права и властные полномочия своего Сына, став богом по благодати и показав пример того, что человеческая воля, ум, чувства, все человеческое естество могут достигнуть неслиянного соединения с Богом. Как говорит святитель Григорий Палама, Богородица есть «вместилище всех благодатных даров и полнота всякой праведности, отображение и одушевленный образ всякой благости и всякой доброты, как единая только всецело удостоенная даров Духа, в особенности же, как единая, имевшая вселившимся во утробе Того, в Ком сокровищница всего этого, и соделавшаяся чудесною обителью для Него; и поэтому ныне, прейдя чрез смерть в бессмертие, и праведно преставившись от земли на Небо, в Пренебесные обители», она «стала сожительницей Ему на вечное время» и «если… таков вечный закон на Небесах, что чрез меньших между большими входят в общение с имеющими большую силу, то, конечно, наибольшее несравненно влияние имеет Матерь Дева, чрез Которую приобщаются Богу все, кто бы только ни приобщался».


Дружественный взгляд со стороны
2014-08-29 17:03
1 сентября исполняется 90 лет со дня основания Русского Обще-Воинского союза (РОВС), самой известной организации русского зарубежья.

В избранное