← Апрель 2014 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://aquaviva.ru/
Открыта:
24-11-2010
Статистика
0 за неделю
Слово главного редактора (март 2014)
|
Слово главного редактора (март 2014) 2014-03-03 11:08 Каждый год, встречая весну, мы вступаем одновременно и в Великий пост. А в этом году начало поста почти точно совпадает с календарной границей зимы и весны. Прощеное воскресенье приходится на второй день марта, и это помогает нам почувствовать грядущее великопостное поприще не только как время скорби и покаяния, но и как путь к свету, к пробуждению, к новому цветению и плодоношению. И в самом деле, нельзя забывать об этом светлом, радостном, оптимистическом аспекте любого поста, а Великого, или, как его еще называют, Пасхального, — в особенности. Да, будем каяться, смирять себя и молить Бога о прощении грехов, но будем и светло радоваться грядущему обновлению в Пасхе Христовой.
В этой связи напомню слова из Евангелия, которые мы слышим на Литургии именно в Прощеное воскресенье, на пороге Великого поста:
«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6, 16–17).
Уместно привести и «весенне-пасхальные» слова апостола, звучащие на той же воскресной Литургии накануне поста:
«Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 12).
Пусть радость поста станет для нас путеводным светом к Пасхе Воскресения!
МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ 3 марта — Начало Великого поста 2014-03-04 11:30 Традиция держать сорокадневный пост перед Пасхой получила распространение к IV веку. Презентация мартовского номера епархиального журнала "Вода живая" 2014-03-04 11:38 Тема Паралимпиады — одна из тем мартовского номера «Воды живой». Покаянный канон святого Андрея Критского 2014-03-06 10:51 В понедельник, вторник, среду и четверток 1-й седмицы Великого поста на Великом повечерии читается канон святителя Андрея Критского. Обзор мартовского номера: взгляд шеф-редактора 2014-03-07 11:38 Совместно с радиостанцией «Град Петров», нашим информационным партнером, сотрудники журнала «Вода живая» подготовили обзор мартовского номера. Паралимпийцы: подвиг души и тела 2014-03-07 17:17 23 февраля весь мир наблюдал за церемонией закрытия Зимних Олимпийских игр в Сочи. Затихли хоккейные площадки, горнолыжные трассы и конькобежные дорожки. Но всего на две недели. По традиции, за «большой» Олимпиадой следует ее младшая сестра — Паралимпиада. Презентация мартовского номера журнала 2014-03-11 10:49 В книжном доме «Глагол» 7 марта состоялась презентация мартовского номера журнала «Вода живая». Вел встречу сотрудник редакции Вадим Акентьев.
Порассуждать на тему раздела «Подробно» — «Паралимпийцы: подвиг души и тела» был приглашен паралимпиец горнолыжник Сергей Александров. Во встрече также приняли участие глава отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Олег Скоморох и сотрудник Молодежного отдела иерей Димитрий Дмитриев.
Что должен сделать человек, чтобы поверить в свои силы, чтобы каждый день жить с победой над собой, над своими слабостями? Таким обыкновенным, но непраздным вопросом ведущий открыл дискуссию, обратившись сразу ко всем ее участникам.
— Там, где я работаю, все определено правилами, внутренним распорядком, — начал свой ответ отец Олег Скоморох. — Поэтому многие приходят в Церковь уже будучи в состоянии успокоенном, уже страсти приутихли — те, за которые они отбывают срок. Эти люди понимают, что именно Церковь может дать им силы для того, чтобы укрепиться в желании после освобождения жить нормальной жизнью. Церковь дает возможность через Таинства получить очищение от грехов и показать путь к избавлению от пагубных привычек. Церковь приносит веру и вселяет надежду.
Эту мысль подхватил отец Димитрий Дмитриев, сказав, что человек сам себе ставит испытания, что каждый из нас не должен вести растительное существование, но обязан что-то преодолевать и тем самым подниматься над обыденным. «Этот процесс тяжелодостижимый. Двигаться куда-то означает брать некие вершины, — но в союзе с Богом это сделать намного проще. „По вере вашей да будет вам“, — говорит Господь. Он дает возможность преодолеть все невзгоды и преграды, которые кажутся недостижимыми», — сказал отец Димитрий.
Выслушав мнения отца Олега и отца Димитрия, спортсмен Сергей Александров сказал, что священники сразу задали высокую планку для его представлений, потому что он пока только начинает строить отношения с Богом. На поставленный вопрос он ответил по-своему: «Если, просыпаясь утром, ты чувствуешь, что в тебе есть нечто большее, чем ты сам, если в твоей жизни есть что-то важное, чем решение бытовых вопросов, то такие проблемы, как сила воли или вера в себя, становятся неактуальными».
«Не бывает людей с ограниченными возможностями, бывают люди с ограниченным сознанием» — эту фразу Сергей произнес в интервью журналу «Вода живая», и ведущий попросил пояснить ее смысл. «Это вопрос, в принципе, — к инвалидности. Мне посчастливилось побывать и на той, и на другой стороне: среди здоровых и среди инвалидов. Посчастливилось — потому, что когда ребенок уже рождается инвалидом, у него очень мало шансов добиться полноценной жизни, так как он не знает, что это такое, он не жил по-другому. Мне было проще, я знал, к чему стремиться. Но я видел и обратный процесс, видел, как люди становятся инвалидами в полном смысле этого слова. Со временем они превращаются в тех, кому все кругом как бы обязаны, так они теряют свою жизненную силу, а только ждут чего-то от других. И воспринимают реальную помощь как само собой разумеющееся, не делая даже попытки поблагодарить. Я это осуждаю», — сказал спортсмен.
Затем слушателям был показан короткий видеоролик: неунывающий горнолыжник — единственный в стране спортсмен, катающийся на протезах, — с радостной улыбкой демонстрирует свое мастерство. Улыбаясь или утирая слезу, зрители смотрели этот сюжет. После просмотра Сергей рассказал, насколько серьезная и тяжелая работа была проделана для того, чтобы достичь этой легкости: сначала им овладели уныние и сильная боль, хотелось все бросить…
Участникам дискуссии было задано множество вопросов. Среди них прозвучали следующие: как человеку найти свое призвание и у каждого ли оно есть, какова миссия Церкви в работе с инвалидами, насколько хорошо выступят наши паралимпийцы, как относиться к инвалидам-попрошайкам…
— Очень многое зависит от того, как общество относится к людям, считающимися «ущербными». Причем под эту категорию могут попасть все, кто выпадает из общего представления о «нормальности» человеческой жизни — как инвалиды по внешним и внутренним признакам, так и псевднонищие и заключенные. Люди не хотят сталкиваться с ними, не хотят приблизиться к ним, и это серьезная проблема. Если мы будем и дальше отгораживаться от тех, кого считаем не такими, как мы, то в жизни нашего общества ничего не изменится. Сегодня социальная работа очень важна, она позволяет ощутить ближнего по-евангельски, и это самое главное, — заключил протоиерей Олег Скоморох.
Встречи-презентации проводятся журналом «Вода живая» каждую первую пятницу вечера в книжном доме «Глагол» в 19 часов. Следующая встреча состоится 4 апреля.
Анастасия Оржаховская
Cветлый старец 2014-03-11 15:21 К трехлетию со дня упокоения архимандрита Елеазара (Иванова) Открыть Тян-Шанского 2014-03-11 18:30 К столетию со дня кончины П. П. Семёнова-Тян-Шанского Друг с неопределенным статусом 2014-03-12 10:00 Они стремятся к цели, перебарывая и себя, и обстоятельства. Однако где же подлинная цель? Они совершают подвиг куда больший, чем обычные спортсмены. Но ради чего эти усилия? В том, что Церковь и паралимпийцы живут, будто не ведая друг о друге, есть явная несправедливость. Впрочем, один представитель Церкви все же ведает о спортсменах «с ограниченными возможностями». Протоиерей Сергий Чуркин несколько лет дружит с баскетбольным клубом инвалидов‑колясочников «БасКИ». Храм иконы Божией Матери «Державная» 2014-03-14 16:27 Протоиерей Сергий Филимонов, настоятельВ 1990‑е годы в петербургскую клиническую больницу № 122 попал архимандрит Пантелеимон из Псково‑Печерского монастыря. Храмов в округе практически не было, и архимандрит Пантелеимон понял, что здесь, где болеют, страдают, умирают, необходимо духовное утешение, поэтому должна быть община, должна быть церковь. Он начал собирать своих духовных чад. Неоценимую помощь ему оказывал ныне покойный протоиерей Василий Лесняк, настоятель Спасо-Парголовского храма. Отец Василий стал присылать сюда прихожан, чтобы они оказывали помощь больным.Я работал тогда врачом, заведовал отделением. И сам был свидетелем, как человеческое сострадание и помощь Божия приносили умиротворение людям — и до, и после операции. Когда в Спасо-Парголовском храме организовали общину милосердия, я ее возглавил. Потом было принято решение о строительстве храма, образовалась двадцатка, мы получили благословение, определили место, шесть лет собирали документы. В 1995 году я был рукоположен во пресвитера, а через год пришлось самому храм закладывать: так получилось, что все священнослужители в тот момент были заняты. С 2000 года, с тех пор как был построен цокольный этаж, здесь идут службы. Но мы до сих пор продолжаем заниматься строительством вспомогательных помещений, росписью нижнего и верхнего храмов, отделочными работами. Планируем построить рядом, на улице Сантьяго-де-Куба, медико-социальный православный центр «Дом милосердия». Это будет комплекс, состоящий из трех шестиэтажных зданий, — первый, «пилотный» российский проект, созданный по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, получивший поддержку администрации города. Там будут сосредоточены все службы, которые работают у нас вот уже 18 лет. Это сестричества, Общество православных врачей, духовно-просветительский центр, церковно-приходская школа, различные курсы и общества — молодежные, семейные, воинские. Планируются диагностические и консультативные центры. Важно подчеркнуть, что все эти структуры реально существуют, оказывают людям помощь, но, чтобы это происходило, приходится задействовать буквально каждый уголок наших строений. Чтобы работать на другом, более профессиональном уровне, и в духовном плане тоже, требуются новые площадки. 17 лет собирали документы, сейчас занимаемся пока оформлением земли. В наших церковно-приходских школах учатся около 1 200 человек, детей и взрослых. Как помещаются? Главное не стены, а люди, и если у людей есть желание, стены могут стать резиновыми. У нас очень четкое расписание. Занятия идут все дни в неделю — в углах, коридорах, притворах… Есть курсы катехизации, подготовки к крещению, к венчанию, центры помощи людям в самых разных бедах: борьба с алкоголизмом, наркоманией, оккультизмом. Одно из приоритетных направлений работы — семья, воспитание детей. На приходе более тридцати многодетных семей, поэтому есть просветительский центр специально для семейных групп. Помню первое причастие на нашем приходе, в больнице. Было 13 причастников. Сейчас в Великом посту у нас причащаются около тысячи человек, выносим четыре-пять Чаш. Освящено у нас Чаш несколько больше, поэтому, когда одна пустеет, священник берет другую. Как учил в свое время приснопамятный отец Василий Ермаков, важно дать возможность людям причаститься спокойно и благоговейно, чтобы долгое ожидание не доводило их до изнеможения. Тем более что рядом больница: на службах довольно много людей немощных, надо это учитывать. Юлия Товьевна Антипенко, старшая сестра Синего креста сестричества святой мученицы Татианы, директор духовно-просветительского центра имени святителя Иннокентия Московского На приходе мы с 1995 года вместе с супругом, отцом Григорием Антипенко. Они с отцом Сергием были однокурсниками в семинарии. Отец Григорий с самого зарождения прихода стал регентом, а позже был рукоположен к этому же храму. Сейчас он директор нашей ЦПШ. В период организации прихода мы занимались всем, в чем возникала нужда. Я по образованию методист музыкального воспитания, поэтому стала помогать и как певчая, и как педагог. В 2000 году наша педагогическая деятельность влилась в деятельность сестричества милосердия. В Татианинском сестричестве три рода служения: медицинское — Красный крест, социальное — Желтый крест, педагогическое — Синий крест. Синий крест — изначально петербургское явление, он был впервые образован в нашем городе, в 1916 году, так что и возродить его именно здесь сам Бог велел. Супруга священника — главная моя обязанность, а всё оставшееся время посвящаю Церкви. Мы создаем условия для воцерковления людей всех возрастов: от самых маленьких до самых стареньких. Вначале приходилось преподавать практически все предметы в детской школе, потом появились помощники. Сейчас вместе с дочерью ведем детский хор: она студентка отделения хорового дирижирования в колледже культуры и искусства. Еще я традиционно веду девятый, выпускной класс детского отделения. Класс выпускается с творческой работой, и через эту работу есть возможность говорить с подростками о Боге, о смысле жизни. Центральная тема нашего служения — дети, молодежь, благополучная современная семья. Наш приход с 1996 года окормляет детский дом № 11, помню, как дети там сказали: «Мы хотим поехать в храм на богослужение!», а когда оказались в храме, сразу спросили: «А где дети, которые живут в семьях?» И мы отчетливо поняли, что нельзя браться за помощь неблагополучным детям, если в наших приходах не будет представлена нормальная православная семья с нормальными здоровыми отношениями. Добиться этого вовсе не легче, чем помогать сиротам. Одно из направлений работы — поддерживать выпускников детских домов. Те, кто курировал воспитанников детдома, продолжают заботиться о них, и когда они уходят во взрослую жизнь. Главное — чтобы дети из детского дома протоптали дорогу в храм, чтобы у них появились не только духовники, но и друзья-сверстники, чтобы они знали, что здесь им всегда помогут. Евгения Ивановна Золотухина, прихожанка Костяк прихода — духовные чада архимандрита Пантелеимона: он благословил построить этот храм, он же благословил своих духовных чад трудиться в нем. Я здесь практически с самого начала. Сначала мы молились в 122‑й медсанчасти: там выделена была маленькая комната. Незабываемое воспоминание: стоим мы все на коленях в коридоре (в комнате мало места), а через нас перешагивают медработники. Мы терпели и радовались, что не гонят. В 2001 году начались службы в этом храме — недостроенном, сыром. Было холодно и неуютно, но мы радовались, что уже в своих стенах, а не в больнице. Я по специальности инженер-экономист, первое время выполняла на приходе послушания казначея, бухгалтера, одновременно все мы занимались организацией сестричества. Сейчас помогаю оформлять необходимые документы для строительства Дома милосердия. Александр Васильевич Смирнов, прихожанин, алтарник С момента, когда я здесь появился, а было это в 1995 году, занимался хозяйственными и строительными послушаниями. До этого было у меня желание остаться в Псково‑Печерском монастыре, но архимандрит Пантелеимон сказал: «Не надо тебе в монастырь, тебе надо ехать и строить храм». Я думал — ну какой из меня строитель! По образованию я инженер-электронщик. Сначала пришлось организовывать приход в качестве председателя Приходского совета, потом эту должность взял на себя отец Сергий, а я «окунулся» в стройку: у отца Сергия развилось много направлений деятельности, и надо было всем предоставить хоть какие-то помещения. А территория всего 0,29 гектара. Мы стали осваивать цоколь будущего церковного здания, так до сих пор и работаем тут. Что будет, когда достроим всё, что запланировано? Я об этом как-то не думаю: надо к Царствию Небесному себя готовить, а в этой жизни что Бог даст, то и будет. Ксения Феодосьевна Громакова, старшая сестра милосердия Красного креста Я по образованию врач, это у нас фамильное: среди родственников много медиков. Мама с ранних лет брала меня с собой на работу, так что к больничной атмосфере я привыкла. Я работала в 122‑й медсанчасти, постепенно воцерковлялась, искала «свой» храм, а когда узнала, что здесь организован приход, подумала: «Чего же еще искать?» Тогда сестричество только начиналось: по благословению в больницу ходили прихожанки Спасо-Парголовского храма. Позже возник первый курс подготовки сестер милосердия, появилась форма: в больнице работали американцы-волонтеры, которые пожертвовали нам свои розовые и красные куртки… Кстати, форма эта до сих пор цела, наши сестры ее носят. В нашем сестричестве право ношения формы надо заслужить. Люди по несколько лет работают просто волонтерами, потом их посвящают в кандидаты, еще несколько лет проходит, прежде чем сестрический совет решит, что тот или иной человек готов и может войти в сестричество. Все сестры проходят подготовку в соответствии с тем служением, которым занимаются: духовность не исключает профессионализм Однажды я и еще одна сестра стояли в коридоре: батюшка исповедовал больного в палате, мы ждали. Какая-то женщина шла мимо, увидела нас, вдруг поклонилась в пояс и сказала: «Святое милосердие, здравствуй!» Мы растрогались чуть не до слез. Если люди со стороны нас так воспринимают, тем более надо быть достойными этого звания. Сестры развиваются у нас в двух направлениях — профессиональном и духовном. Новоначальным не благословляется беседовать с больными о вере, только тем, кто закончил епархиальные курсы. К нам в сестричество может прийти любой человек, но, как я уже говорила, процесс духовного и профессионального возрастания — довольно долгий. Многие, особенно молоденькие девушки, видят в послушании сестры милосердия сплошную романтику. Для начала юношеский порыв очень хорош, но необходимо, чтобы у человека было духовное трезвение и рассуждение, доверие Богу, и тогда, несмотря на повседневную, часто рутинную и всегда тяжелую работу, первоначальное желание не ослабеет. Престольный праздник — 15 марта. Адрес: пр. Культуры, д. 4, корп. 3. Тел. 557‑78‑98. Богослужения совершаются ежедневно: в будни Литургия в 7:30, вечерня с акафистом в 18:00, молебен в 14:00, сб Литургия в 10:00, Всенощное бдение в 17:00, вскр Литургия в 7:00 и 10:00, молебен в 16:30. Клир: протоиерей Сергий Филимонов, протоиерей Григорий Антипенко, иерей Игорь Илюшин, иерей Александр Пагаев, иерей Алексий Палешев Протоиерей Владимир Рыбаков 2014-03-17 15:36 1932 год. Ленинград, Английская набережная вблизи верфей. Еще не старый священник Владимир Рыбаков стоит у окна своего приходского дома и смотрит на прекрасный храм в древнерусском стиле — храм Христа Спасителя («Спас-на-Водах»), в котором он прослужил больше двадцати лет. Храм построили в 1911 году очень быстро, за два года, — на пожертвования русских со всего мира, в память о погибших в Русско-японской войне моряках. Для Петербурга это был особый проект — первая попытка научного подхода при сооружении храма по образцу памятников древнерусского белокаменного зодчества XII века. И название не обычное, а как будто пророчествующее: в память о Гефсиманском борении Христа Спасителя. Рядом с отцом Владимиром стоит художник Николай Бруни, создавший вместе с Виктором Васнецовым замечательные эскизы мозаик для храма — «Христос, шествующий по водам», «Моление о Чаше», «Несение Креста». Священник и художник видят, как эти тяжелые мозаики отлетают от стены и падают в канал. Храм уничтожают у них на глазах. Тысячи собранных в защиту храма подписей не помогли. Художник плачет навзрыд. Священник закрывает лицо ладонями… Жизнь отца Владимира протекала счастливо. Он не привык унывать. Не было денег на то, чтобы выехать из самарского села в Петербург для поступления в духовную академию? Копил целых пятнадцать лет, а потом закончил курс одним из лучших. После революции мог погибнуть от голода и холода вместе со всей семьей и многочисленной родней, проживавшей вместе с ними? Прямо в центре Петрограда завел огородик, насадил плодовые кусты, а заодно научился тачать обувь — и это не оставляя всех остальных важных дел. Дважды ему предлагали устроить отъезд за границу — остался, потому что Отечество дается Богом и потому, что он отвечает не только за себя, но и за свою паству. А паства была обширной: люди самые разные по возрасту, сфере деятельности, интересам, социальному статусу. В храме царила замечательная атмосфера, приходило много молодежи. Регентом была известная пианистка Мария Юдина. Говорят, сюда заходила Анна Ахматова. Один из прихожан через много лет вспоминал: «Отец Владимир был человек щедрый и доброй души. Он едва ли не всех прихожан знал, был в курсе всех их жизненных дел. Его проповеди были великим праздником души для больших и малых. Я помню до сих пор неизъяснимое блаженство и вдохновенную радость отпущения грехов, когда на голову ложилась епитрахиль и добрый, проникновенный голос о. Владимира утешал и наставлял». Несмотря на огромную занятость, отец Владимир производил впечатление человека неспешного и внимательного. Говорил просто, без всякой елейности. Ничего не делал кое-как. Он знал несколько языков: французский, греческий, латынь, арабский, древнееврейский, читал без словаря на немецком и английском, изучал испанский. Это помогало ему в научной работе. В течение нескольких лет после революции отец Владимир написал свой главный труд — «Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность» с колоссальным научным аппаратом. Работа готовилась как докторская диссертация, хотя было ясно, что защищать ее негде. Один из крупнейших византологов нашего времени академик С. С. Аверинцев назвал работу отца Владимира «совершенно оригинальным исследованием, выполненным на основе огромной работы с рукописным материалом» и до сих пор сохраняющим свою научную ценность: «перед нами совершенно реальный случай неоспоримого приоритета русской науки». В течение послереволюционного времени отца Владимира не раз арестовывали. Среди прочего в вину ставили то, что во время Первой мировой войны он был старшим священником Генерального штаба Русской армии, служил в Ставке. Последний арест произошел в 1933 году по обвинению в «организации контрреволюционной молодежной группировки». Три месяца допросов довели 64‑летнего священника до порога смерти. С отбитыми легкими, не имея возможности лежать, но только сидеть, он каким-то чудом оказался не в тюремной, а в обычной больнице. Отец Владимир Рыбаков успел со всеми проститься, его соборовали и причастили. На похороны замученного священника в марте 1934 года собралось множество людей — как говорили, «целая демонстрация». Протоиерей Владимир Рыбаков 2014-03-17 15:36 1932 год. Ленинград, Английская набережная вблизи верфей. Еще не старый священник Владимир Рыбаков стоит у окна своего приходского дома и смотрит на прекрасный храм в древнерусском стиле — храм Христа Спасителя («Спас-на-Водах»), в котором он прослужил больше двадцати лет. Храм построили в 1911 году очень быстро, за два года, — на пожертвования русских со всего мира, в память о погибших в Русско-японской войне моряках. Для Петербурга это был особый проект — первая попытка научного подхода при сооружении храма по образцу памятников древнерусского белокаменного зодчества XII века. И название не обычное, а как будто пророчествующее: в память о Гефсиманском борении Христа Спасителя. Рядом с отцом Владимиром стоит художник Николай Бруни, создавший вместе с Виктором Васнецовым замечательные эскизы мозаик для храма — «Христос, шествующий по водам», «Моление о Чаше», «Несение Креста». Священник и художник видят, как эти тяжелые мозаики отлетают от стены и падают в канал. Храм уничтожают у них на глазах. Тысячи собранных в защиту храма подписей не помогли. Художник плачет навзрыд. Священник закрывает лицо ладонями… Жизнь отца Владимира протекала счастливо. Он не привык унывать. Не было денег на то, чтобы выехать из самарского села в Петербург для поступления в духовную академию? Копил целых пятнадцать лет, а потом закончил курс одним из лучших. После революции мог погибнуть от голода и холода вместе со всей семьей и многочисленной родней, проживавшей вместе с ними? Прямо в центре Петрограда завел огородик, насадил плодовые кусты, а заодно научился тачать обувь — и это не оставляя всех остальных важных дел. Дважды ему предлагали устроить отъезд за границу — остался, потому что Отечество дается Богом и потому, что он отвечает не только за себя, но и за свою паству. А паства была обширной: люди самые разные по возрасту, сфере деятельности, интересам, социальному статусу. В храме царила замечательная атмосфера, приходило много молодежи. Регентом была известная пианистка Мария Юдина. Говорят, сюда заходила Анна Ахматова. Один из прихожан через много лет вспоминал: «Отец Владимир был человек щедрый и доброй души. Он едва ли не всех прихожан знал, был в курсе всех их жизненных дел. Его проповеди были великим праздником души для больших и малых. Я помню до сих пор неизъяснимое блаженство и вдохновенную радость отпущения грехов, когда на голову ложилась епитрахиль и добрый, проникновенный голос о. Владимира утешал и наставлял». Несмотря на огромную занятость, отец Владимир производил впечатление человека неспешного и внимательного. Говорил просто, без всякой елейности. Ничего не делал кое-как. Он знал несколько языков: французский, греческий, латынь, арабский, древнееврейский, читал без словаря на немецком и английском, изучал испанский. Это помогало ему в научной работе. В течение нескольких лет после революции отец Владимир написал свой главный труд — «Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность» с колоссальным научным аппаратом. Работа готовилась как докторская диссертация, хотя было ясно, что защищать ее негде. Один из крупнейших византологов нашего времени академик С. С. Аверинцев назвал работу отца Владимира «совершенно оригинальным исследованием, выполненным на основе огромной работы с рукописным материалом» и до сих пор сохраняющим свою научную ценность: «перед нами совершенно реальный случай неоспоримого приоритета русской науки». В течение послереволюционного времени отца Владимира не раз арестовывали. Среди прочего в вину ставили то, что во время Первой мировой войны он был старшим священником Генерального штаба Русской армии, служил в Ставке. Последний арест произошел в 1933 году по обвинению в «организации контрреволюционной молодежной группировки». Три месяца допросов довели 64‑летнего священника до порога смерти. С отбитыми легкими, не имея возможности лежать, но только сидеть, он каким-то чудом оказался не в тюремной, а в обычной больнице. Отец Владимир Рыбаков успел со всеми проститься, его соборовали и причастили. На похороны замученного священника в марте 1934 года собралось множество людей — как говорили, «целая демонстрация». Новый дом библиотеки 2014-03-18 11:00 Продолжая серию публикаций о РНБ в честь ее юбилейного года (200 лет; см. «ВЖ» № 1, 2014), «Вода живая» выяснила, как ленинградским зодчим 1980‑х удалось повторить успех Росси. Главное, что у человека внутри 2014-03-19 11:53 Как вжиться в роль монаха? А как сыграть святого? Что меняется в мировоззрении после съемок в картинах о Церкви? Петербургский актер Алексей Морозов — о себе, о своих ролях и о взглядах на жизнь. Молитва за решеткой 2014-03-20 06:00 В чем заключается служение «тюремного» священника? Как и почему люди избирают этот путь? Какие условия сегодня в местах заключений? На эти и другие вопросы отвечает глава отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Олег Скоморох. Крестопоклонная неделя 2014-03-21 13:00 Третья неделя Великого поста, в этом году выпадающая на 17-23 марта, называется Крестопоклонной. В воскресенье (23 марта) по окончании малой вечерни Крест переносится с жертвенника на престол, а после великого славословия — в центр храма для поклонения; на Литургии вместо «Трисвятого» поют тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» Появление Крестопоклонной недели в календаре — долгая и запутанная история. В IV веке в Римской Церкви пост перед Пасхой был трехнедельным и начинался — внимание! — со среды. В Новом Риме — Константинополе — богослужение долгое время совершалось по римскому образцу, но затем под влиянием иерусалимской традиции пост был расширен до восьми недель (Масленица вкупе с привычными нам семью неделями). Но среда пятой недели поста сохраняла свое значение особого «срединного» дня: намеки на это до сих пор остались в Типиконе. Скорее всего, в VII веке — после того, как в 630-х годах император Ираклий отвоевал Крест Господень у персов — роль среды была переосмыслена: она превратилась в день особого почитания Креста как смыслового и временного центра поста. И только потом праздник переместился на ближайшее к среде воскресенье. По словам священномученика Сергия Мечёва, «Святая Церковь не для того установила праздник Честнаго и Животворящаго Креста, чтобы еще раз напомнить нам о крестных страданиях Христа, а для того… чтобы в этот праздник дать нам возможность углубиться в эту величайшую жертву, которую Спаситель принес за наши грехи. И если мы, постоянно памятуя о крестной смерти Господа, сегодня славим Его Честной и Животворящий Крест, то, может быть, хотя в эти святые минуты, после того как мы с такою любовию воспели по уставу Церкви вечерню и утреню этого великого праздника, может быть, говорю, эти святые минуты помогут нам, не желающим идти по Его святому пути, хотя несколько проникнуть в тайну страдания Того, Кто принес величайшую жертву». Крестопоклонная неделя 2014-03-21 13:00 Третья неделя Великого поста, в этом году выпадающая на 17-23 марта, называется Крестопоклонной. В воскресенье (23 марта) по окончании малой вечерни Крест переносится с жертвенника на престол, а после великого славословия — в центр храма для поклонения; на Литургии вместо «Трисвятого» поют тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» Появление Крестопоклонной недели в календаре — долгая и запутанная история. В IV веке в Римской Церкви пост перед Пасхой был трехнедельным и начинался — внимание! — со среды. В Новом Риме — Константинополе — богослужение долгое время совершалось по римскому образцу, но затем под влиянием иерусалимской традиции пост был расширен до восьми недель (Масленица вкупе с привычными нам семью неделями). Но среда пятой недели поста сохраняла свое значение особого «срединного» дня: намеки на это до сих пор остались в Типиконе. Скорее всего, в VII веке — после того, как в 630-х годах император Ираклий отвоевал Крест Господень у персов — роль среды была переосмыслена: она превратилась в день особого почитания Креста как смыслового и временного центра поста. И только потом праздник переместился на ближайшее к среде воскресенье. По словам священномученика Сергия Мечёва, «Святая Церковь не для того установила праздник Честнаго и Животворящаго Креста, чтобы еще раз напомнить нам о крестных страданиях Христа, а для того… чтобы в этот праздник дать нам возможность углубиться в эту величайшую жертву, которую Спаситель принес за наши грехи. И если мы, постоянно памятуя о крестной смерти Господа, сегодня славим Его Честной и Животворящий Крест, то, может быть, хотя в эти святые минуты, после того как мы с такою любовию воспели по уставу Церкви вечерню и утреню этого великого праздника, может быть, говорю, эти святые минуты помогут нам, не желающим идти по Его святому пути, хотя несколько проникнуть в тайну страдания Того, Кто принес величайшую жертву». Наука неограниченных возможностей 2014-03-24 19:48 Спорт инвалидов стоит на серьезном научном фундаменте — адаптивной физической культуре. Интервью с Сергеем Евсеевым. Вся сила небесного света 2014-03-25 12:52 Чтобы понимать другого, надо глубже знать то, во что веришь сам. Чтобы изучать божественное слово как науку, надо сначала войти в него сердцем. Чтобы быть общиной, надо вместе общаться… с Богом. Все такие, казалось бы, простые, но в то же время парадоксальные постулаты одного из самых авторитетных православных теологов современности митрополита Каллиста (Уэра) направлены на понимание истинной сути нашей Церкви. Наука и патриотизм 2014-03-26 11:13 Неизвестная русскому читателю заметка «Наука и патриотизм» христианского мыслителя, журналиста и писателя Гилберта Кийта Честертона описывает опасность раздутой национальной гордости и учит различать национализм любви и национализм ненависти. Просветитель Германии 2014-03-26 12:00 27 марта исполняется 160 лет со дня рождения протоиерея Алексия Мальцева. Без дара свыше отцу Алексию не удалось бы превратить маленький посольский приход в мощную общину, не получилось бы создать сам феномен немецкого православия. Родительские субботы 2014-03-28 16:56 9 и 30 марта, а также 13 апреля — Родительские субботы. «Неделя» о событиях недели 2014-03-31 12:51 В рамках информационного партнерства с радиостанцией «Град Петров» мы публикуем текстовый вариант программы «Неделя». Ведущий Александр Крупинин и гость программы протоиерей Владимир Сорокин — о двух архиереях: митрополите Владимире и новом правящем архиерее Санкт-Петербургской епархии митрополите Варсонофии. |
В избранное | ||