Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

иерей Димитрий Дмитриев



иерей Димитрий Дмитриев
2014-01-17 16:47
Рукоположен 15 сентября 2013 года епископом Царскосельским Маркеллом к храму Богоявления на Гутуевском острове


Крещение Господне: тайна и смысл
2014-01-18 09:14
У праздника Богоявление три смысловых пласта. Первый и самый простой: выход Иисуса Христа на публичное служение. Господь становится общественно значимой фигурой, к нему приковано внимание жителей Иерусалима. Второй: встреча Ветхого и Нового Заветов. Сын Божий исполняет закон, принимает Крещение от последнего ветхозаветного пророка и тем самым показывает, что вся предшествующая история вела к Нему. Наконец, третий, таинственный смысл: явление Бога в трех лицах. Святые Ветхого Завета удостоились созерцания божественных тайн: например, предание единодушно считает, что именно Троица явилась Аврааму под Мамврийским дубом. Почему же Иоанн Креститель назван «Троическаго Богоявления первым проповедником»? Во время иорданского Крещения Господь явился не как богословская концепция, не как образ, не как духовная энергия, а как зримая, осязаемая, реальная ипостась. В Которой и через Которую созерцаются две другие божественные ипостаси. Поэтому явление Христа как Богочеловека — это явление всей Троицы. 

Но Богоявление нужно принять, проделав интеллектуальное усилие. «Видели люди при крещении Господнем небо, — пишет святитель Иоанн (Максимович), — но лишь один Иоанн Предтеча увидел, что оно отверсто. Взирали на Господа Иисуса Христа многие, когда Он пришел на Иордан, но лишь один Иоанн ощутил, что то воплотившийся Сын Божий, а другие на Него смотрели, как на обычного человека, плотника и сына плотника. Быть может не один лишь Иоанн видел сходящего на Него в виде голубя Духа Святого, но один лишь он уразумел, что то Дух Святый, а другие приняли то за полет обыкновенного голубя. Слышали, быть может, многие глас Бога Отца на Иордане, но лишь Иоанн ясно расслышал свидетельство Божие о Своем Сыне…» 

Тимур Щукин 

Крещение: купаться или не купаться? Некоторые мысли по поводу 

1. Самое главное: купание не является чем-то обязательным, традиционным и формирующим церковную (православную) идентичность. Когда мы окунаемся в прорубь, нам не прощаются грехи, мы не становимся здоровее (если, конечно, это не является частью систематического закаливания). 
2. Купаться в проруби — очень приятно. Может быть, немного страшно, но за компанию — легче, веселее. От контраста температур в кровь выбрасывается большое количество адреналина. Это физиология. Не надо путать эти душевные переживания с духовными — с действием благодати Божией. 
3. Если уж вы решили окунаться на праздник Крещения Господня — пусть центральным событием для вас станет не ледяная купель, а явление Христа народу (событие праздника). Окунайтесь с молитвой. Собственно духовным здесь является только ваша молитва и движение вашей воли — понуждения себя зайти в холодную воду. Те, кто заходят в иордань «погревшись» спиртным, — лишают себя и этого малого подвига. 
4. Все «можно» и «нельзя» нужно рассчитывать, исходя из состояния своего здоровья. Сказано: «не искушай Господа Бога своего». Из практических советов — старайтесь до последнего быть в тепле. Подходите к купели, накинув тулуп и не снимая обувь, которую вы сразу же сможете надеть, выйдя из воды. Хорошо, если у вас будет сопровождающий, кто вам поможет одеться и подержать одежду во время купания. 
5. Чтобы освятить себя святой водой не обязательно погружаться в нее полностью. Достаточно и одной капли. Действие благодати Божией — это действие самого Бога в нашей жизни. Оно невозможно без нашего покаяния (изменения), примирения с Богом. Поэтому, конечно, гораздо более важным в день Крещения, и предшествующий ему Крещенский сочельник, является наше участие в богослужении, освящение нашего ума слушанием Священного Писания на службе, Исповедь и Причастие 
6. Если обстоятельства и здоровье позволяют, и вы все-таки решились искупаться в иордани — пусть это будет «физкультурой духа», делом семейного, дружеского или приходского общения, а не кощунственной пьяной забавой. 

Священник Дионисий Землянов, настоятель храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова (г. Томск)


В зеркале времени
2014-01-21 21:41
Его авторские фильмы собрали свыше тридцати наград престижных кинофестивалей мира, но явно недооценены российской публикой. Он верующий человек, но сознательно не доводит своих героев до Церкви… Какой зритель легко прочитывает «православный код» кинокартин Константина Лопушанского, почему он избегает декларативности в вопросах веры и о чем будет его новый фильм — в нашем разговоре «по душам».

Россия и Польша: точки соприкосновения
2014-01-22 22:58
30 ноября 2013 года в Университете им. кардинала Стефана Вышинского в Варшаве завершила свою работу российско-польская конференция «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России». Ее целью было развитие польско-российских отношений в русле «Совместного послания народам России и Польши», подписанного 17 августа 2012 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Перемышльским Юзефом. Мы побеседовали с одним из участников конференции протоиереем Александром Дягилевым.

Тема раздела «Подробно» блокада: разорванное кольцо
2014-01-23 16:27
27 января 2014 года мы будем отмечать семидесятую годовщину снятия блокады Ленинграда. Для каждого, чья жизнь связана с городом на Неве, 27 января — священный день. День рукотворного ленинградского чуда. Когда в сентябре 1941 года нацисты замкнули блокадное кольцо, в то, что этот город выстоит, не верил, наверное, никто. Кроме самих ленинградцев.

Три нити памяти
2014-01-24 13:08
Задумывая материал к юбилею снятия блокады, мы хотели, чтобы вы услышали голоса живых ее свидетелей. Не только потому, что любые еще не записанные воспоминания о блокаде сами по себе ценны; и не только потому, что через благоговение перед памятью тех грозных девятисот дней мы ощущаем собственную, живую связь с историей Отечества. А еще и потому, что эти воспоминания свидетельствуют о скрытой возможности человеческого единства.

Живой человек — живой голос
2014-01-24 18:43
Воспоминания о блокаде… Кто только их не собирал. Изданы уже десятки сборников с блокадными мемуарами, еще больше — публикаций отдельных дневников. Есть «Блокадная книга» Даниила Гранина, есть ее визуализация, созданная Александром Сокуровым. Сайт «Я помню» уже много лет интервьюирует участников и свидетелей войны. Проект «Блокада. Голоса» уникален тем, что впервые предлагает не только текст, но и зримый образ носителя памяти.

Человек в несвободном городе
2014-01-25 17:28
Каковы были нравы жителей блокадного Ленинграда? Можно ли оставаться человеком в нечеловеческих условиях? Литературные произведения, кинофильмы, даже если они сделаны на высоком художественном уровне, во многом работают на формирование своеобразного «блокадного мифа». Попытаться составить реальную картину историкам позволяют тысячи человеческих документов — воспоминаний, дневников, писем, — оставшихся после ленинградской трагедии. В поисках правды о блокаде мы обратились к автору книги «Блокадная этика», доктору исторических наук, профессору Европейского университета в Санкт-Петербурге и РГПУ им. А.И. Герцена Сергею Ярову.

Репортаж из «города мертвых»
2014-01-27 08:37
К футболу невозможно относиться равнодушно. Кто-то болеет им, кто-то выносит на уровень национальной идеи, кто-то считает пустой беготней, кто-то — греховным увлечением. Как и в других социокультурных областях, здесь для христианина действует правило апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно…» Однако есть исторические ситуации, когда обычный футбольный матч может стать настоящим гимном — радости, физической культуре и просто жизни. Такой матч состоялся на исходе весны 1942 года в оживающем после страшной зимовки блокадном Ленинграде. Играли ленинградское «Динамо» и команда Ленинградского металлического завода. Пофантазируем и представим, как звучал бы репортаж со стадиона на Крестовском острове.


Классика как политика. Тема раздела «Смыслы и образы»: 200 лет Российской национальной библиотеке
2014-01-28 13:53
Алексей Николаевич Оленин (1763–1843) — первый директор Императорской публичной библиотеки. Он много сделал для того, чтобы деятельность первого в России общедоступного национального книгохранилища была упорядочена, чтобы оно богатело книгами и научными кадрами, чтобы приносило пользу обществу. Но заведование библиотекой — всего лишь эпизод в судьбе Алексея Николаевича: он прославился и как ученый, и как администратор, и как просветитель. Результаты его деятельности — не только хорошие, но и не очень — у нас перед глазами.

Что хранят манускрипты
2014-01-30 12:40
В Российской национальной библиотеке около тридцати подразделений: архивный отдел, отдел газет, эстампов, картографии, редких книг… Но, пожалуй, самым ценным и уникальным является рукописное собрание «Публички». Русское рукописное наследие — ни с чем не сравнимое сокровище исторической памяти, которое изучается, исследуется и охраняется людьми особого призвания. Мы побеседовали с одним из таких людей, заведующим отделом рукописей РНБ, доктором исторических наук Алексеем Алексеевым.

Презентация февральского номера журнала "Вода живая" в КД "Глагол"
2014-01-31 10:43
В рамках презентации состоится дискуссия на тему: «Психология и христианская жизнь». За «круглым столом» встречаются профессиональные православные психологи и священники – координаторы Центра изучения современной мысли.

Библейская археология: докопаться до истины
2014-01-31 11:41
Эпоха, когда историю изучали только по текстам, миновала: ведь летописи, документы и мемуары созданы людьми и в той или иной степени субъективны. А вот земля не врет, она сохраняет все, что оставит в ней человек: и мусор, и произведения искусства.

Высшая математика писателя
2014-02-03 14:35
Великих писателей, положивших начало новому направлению в искусстве, — немного. Один из них — русский прозаик Евгений Иванович Замятин (1 февраля 1884 года – 10 марта 1937 года). Его роман «Мы», созданный в жанре антиутопии, повлиял на всю литературу XX века. В чем новаторство этого произведения? Какие искания привели к рождению нового жанра? И только ли всемирно известным романом ограничивается творческое наследие Замятина?

Рождение утопии из духа любви
2014-02-04 08:52
В XVI веке английский философ Томас Мор написал книгу об идеальном государстве и назвал ее «Утопия». Томас Мор теперь — святой Католической Церкви, а утопией именуют все, что хоть чуть-чуть выходит за рамки обыденного. Если чего-то очень сложно добиться, если на пути к счастью много препятствий, если никто не верит в осуществимость плана, говорят: «Это утопия». Но, может быть, утопия рождается из самой способности человека мечтать и проектировать? Может быть, человек вне утопии и не человек вовсе? Об этом беседуем с известным философом Александром Секацким.

Пророк соединения
2014-02-05 10:57
Автор Книги Исаии по праву считается величайшим из пророков Ветхого Завета. Его часто называют «ветхозаветным» или даже просто «пятым» евангелистом. В Новом Завете — более 40 ссылок на него и более 60 прямых цитат. Святые отцы написали множество толкований на Книгу Исаии, ее пророчества стали неотъемлемой частью христианского богослужения. Почему? Потому что Исаия предсказал соединение человечества под властью Единого Бога? Исполнилось ли это пророчество? И если да, то что в нашем мире свидетельствует об этом?

Искусство жестов под сводами храма
2014-02-06 09:38
В храме святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А.И. Герцена работает первая в городе церковная школа сурдопереводчиков «Образ». Ее основная задача — подготовка сурдопереводчиков для несения Слова Божия слабослышащим и глухим, интеграции их в церковную общину. Приход занимается этой проблемой вот уже 13 лет.

Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при клинике душевных и нервных болезней ВМА
2014-02-07 13:41
Протоиерей Георгий Иоффе, настоятель, глава Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии
Меня назначили сюда после того, как в 2006 году начальник Военно-медицинской академии Борис Всеволодович Гайдар написал письмо митрополиту Владимиру с просьбой возобновить в клинике психиатрии храм, закрытый в 1922 году. Инициатива принадлежала начальнику кафедры психиатрии Владиславу Казимировичу Шамрею. В 2012 году исполнилось 120 лет со дня освящения исторического храма в клинике душевных и нервных болезней и пять лет со времени возобновления богослужений в новом. Могила последнего настоятеля находится на Смоленском кладбище, недалеко от часовни Ксении Блаженной. О духовенстве, служившем здесь, известно не очень много, но есть у нас свой небесный покровитель из новомучеников — настоятельствовавший в одном из академических храмов священномученик протоиерей Алексий Ставровский (см. «ВЖ» № 10, 2013).


В помещении, где теперь храм, раньше была учебная аудитория. На старом месте восстановить его было нельзя: там сейчас другая клиника — военно-полевой терапии, помещение используется как конференц-зал. Но, начиная все с нуля, мы были отчасти рады: можно было создавать интерьер, не оглядываясь на казенные каноны синодальных домовых храмов… Один недостаток — потолки у нас низкие.

Первое время мы могли лишь изредка, по большим праздникам, служить молебны. С декабря 2007 года, то есть через 85 лет после закрытия, начали здесь служить Литургию. В прошлом году храм был освящен иерейским чином. Приход у нас не очень большой, но дружный.


Существенная часть нашей работы — окормление пациентов. Нетяжелые больные приходят сами. Часто бывает, что пациенты у нас исповедуются и причащаются первый раз в жизни, и некоторые из них после выписки продолжают к нам ходить. А к тяжелым больным ходим мы, причем к пациентам не только нашей, но и других клиник.

В академии существует движение за возрождение святынь, которые здесь были раньше. Помимо нашего храма в академии до 1922 года функционировали еще шесть, было несколько часовен и крестилен: в тогдашнем руководстве академии прекрасно понимали, Кто у нас главный Врач. Так вот, есть замысел построить на территории ВМА отдельно стоящий храм, где бы находились иконы тех святых, которым были посвящены прежние академические храмы, и в память всех почивших военных врачей. Мы молимся, чтобы это решение было принято, и тогда будем писать прошение митрополиту Владимиру…

Александр Мозговой, сотрудник Миссионерского отдела, инженер кафедры ботаники СПбГУ
При нашем храме я провожу библейские занятия. Они бывают на разные темы: Священное Писание, богослужение, история Церкви. Иногда я сам выбираю темы, иногда отец Георгий, а бывает, и прихожане предлагают. Например, захотели люди этой осенью рассмотреть полно и подробно мессианские пророчества — мы этим и занялись, затянулось месяца на три: казалось бы, тексты известные, но по ходу изучения обнаруживалось много нового. Сейчас мы занимаемся историей создания церковнославянского и Синодального переводов Библии, знакомимся с канвой событий и с литературой, которая всё это описывает.

Пришел я сюда вместе с отцом Георгием. Закончил Богословско-педагогические курсы, Миссионерские курсы, но заметил, что если не заниматься самообразованием, никакие курсы не дают желаемого результата. Поэтому все время читаю.

Мое основное хобби — библейская ботаника, поскольку я по профессии ботаник. Собираю сведения о растениях, которые упоминаются в Библии: полные списки, анализ, толкования.
Еще ведем с отцом Георгием на Радио «Мария» цикл передач «Миссионерский час», есть у меня и собственная радиопередача «Растения в Библии», каждый второй четверг месяца. Было уже семьдесят передач. Поначалу я планировал, что их будет около десяти, но оказалось, что одна тема «цепляет» другую — только «Песнь Песней» содержит практически четверть «запасов» всех растений Библии. Многие термины рассказывают о времени написания тех или иных текстов. Например, в Книге Исход упомянут «чистый ливан», иначе — аравийский ладан. Соответствующий древнееврейский термин вошел в оборот гораздо позже эпохи Исхода, что служит одним из доказательств позднего редактирования Пятикнижия, близкого ко времени персидского владычества. Такие вроде бы мелочи приятно оживляют наши библейские беседы. Свою задачу я вижу не в том, чтобы что-то «преподать» как абсолютную истину, нет. Важнее всего заинтересовать людей самостоятельной работой с Библией и историей ее автора — Церкви.

Юлия Домашенко, певчая, помощник регента
Я на приходе поч­­ти шесть лет, пришла из другого храма: здесь пели несколько моих знакомых, они меня «переманили». Музыкального образования у меня нет, но есть большой опыт церковного пения. Считаю, что для пения в церковном хоре профессиональное образование желательно, но не обязательно — не менее важны молитва и надежда на помощь Божию. А самое главное — опыт: знаю многих непрофессиональных певчих, которые поют по 10–15 лет и ни в чем не уступают профессионалам.

В церковном хоре очень важен выбор репертуара. Регенту нужно подобрать такие мелодии, при которых был бы хорошо слышен текст, ведь люди приходят не просто слушать, а молиться, думать о спасении души. И хорошо, когда выбранные распевы всем певчим нравятся и всем «по голосу». Мы в хоре очень любим русских композиторов: Архангельского, Львова, поем и сербско-византийские песнопения.

Мы и в храме часто помогаем, когда попросят что-нибудь сделать: подмести, прибраться, подсвечники почистить. Но основное, конечно, пение — если регент приходит и говорит: «Девочки, пойдемте заниматься», мы всё бросаем и идем. У нас в хоре дисциплина, регента слушаемся беспрекословно, особенно во время службы. 

Подготовила Татьяна Кириллина


Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при клинике душевных и нервных болезней ВМА
2014-02-07 15:15
Протоиерей Георгий Иоффе, настоятель, глава Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии
Меня назначили сюда после того, как в 2006 году начальник Военно-медицинской академии Борис Всеволодович Гайдар написал письмо митрополиту Владимиру с просьбой возобновить в клинике психиатрии храм, закрытый в 1922 году. Инициатива принадлежала начальнику кафедры психиатрии Владиславу Казимировичу Шамрею. В 2012 году исполнилось 120 лет со дня освящения исторического храма в клинике душевных и нервных болезней и пять лет со времени возобновления богослужений в новом. Могила последнего настоятеля находится на Смоленском кладбище, недалеко от часовни Ксении Блаженной. О духовенстве, служившем здесь, известно не очень много, но есть у нас свой небесный покровитель из новомучеников — настоятельствовавший в одном из академических храмов священномученик протоиерей Алексий Ставровский (см. «ВЖ» № 10, 2013).


В помещении, где теперь храм, раньше была учебная аудитория. На старом месте восстановить его было нельзя: там сейчас другая клиника — военно-полевой терапии, помещение используется как конференц-зал. Но, начиная все с нуля, мы были отчасти рады: можно было создавать интерьер, не оглядываясь на казенные каноны синодальных домовых храмов… Один недостаток — потолки у нас низкие.

Первое время мы могли лишь изредка, по большим праздникам, служить молебны. С декабря 2007 года, то есть через 85 лет после закрытия, начали здесь служить Литургию. В прошлом году храм был освящен иерейским чином. Приход у нас не очень большой, но дружный.


Существенная часть нашей работы — окормление пациентов. Нетяжелые больные приходят сами. Часто бывает, что пациенты у нас исповедуются и причащаются первый раз в жизни, и некоторые из них после выписки продолжают к нам ходить. А к тяжелым больным ходим мы, причем к пациентам не только нашей, но и других клиник.

В академии существует движение за возрождение святынь, которые здесь были раньше. Помимо нашего храма в академии до 1922 года функционировали еще шесть, было несколько часовен и крестилен: в тогдашнем руководстве академии прекрасно понимали, Кто у нас главный Врач. Так вот, есть замысел построить на территории ВМА отдельно стоящий храм, где бы находились иконы тех святых, которым были посвящены прежние академические храмы, и в память всех почивших военных врачей. Мы молимся, чтобы это решение было принято, и тогда будем писать прошение митрополиту Владимиру…

Александр Мозговой, сотрудник Миссионерского отдела, инженер кафедры ботаники СПбГУ
При нашем храме я провожу библейские занятия. Они бывают на разные темы: Священное Писание, богослужение, история Церкви. Иногда я сам выбираю темы, иногда отец Георгий, а бывает, и прихожане предлагают. Например, захотели люди этой осенью рассмотреть полно и подробно мессианские пророчества — мы этим и занялись, затянулось месяца на три: казалось бы, тексты известные, но по ходу изучения обнаруживалось много нового. Сейчас мы занимаемся историей создания церковнославянского и Синодального переводов Библии, знакомимся с канвой событий и с литературой, которая всё это описывает.

Пришел я сюда вместе с отцом Георгием. Закончил Богословско-педагогические курсы, Миссионерские курсы, но заметил, что если не заниматься самообразованием, никакие курсы не дают желаемого результата. Поэтому все время читаю.

Мое основное хобби — библейская ботаника, поскольку я по профессии ботаник. Собираю сведения о растениях, которые упоминаются в Библии: полные списки, анализ, толкования.
Еще ведем с отцом Георгием на Радио «Мария» цикл передач «Миссионерский час», есть у меня и собственная радиопередача «Растения в Библии», каждый второй четверг месяца. Было уже семьдесят передач. Поначалу я планировал, что их будет около десяти, но оказалось, что одна тема «цепляет» другую — только «Песнь Песней» содержит практически четверть «запасов» всех растений Библии. Многие термины рассказывают о времени написания тех или иных текстов. Например, в Книге Исход упомянут «чистый ливан», иначе — аравийский ладан. Соответствующий древнееврейский термин вошел в оборот гораздо позже эпохи Исхода, что служит одним из доказательств позднего редактирования Пятикнижия, близкого ко времени персидского владычества. Такие вроде бы мелочи приятно оживляют наши библейские беседы. Свою задачу я вижу не в том, чтобы что-то «преподать» как абсолютную истину, нет. Важнее всего заинтересовать людей самостоятельной работой с Библией и историей ее автора — Церкви.

Юлия Домашенко, певчая, помощник регента
Я на приходе поч­­ти шесть лет, пришла из другого храма: здесь пели несколько моих знакомых, они меня «переманили». Музыкального образования у меня нет, но есть большой опыт церковного пения. Считаю, что для пения в церковном хоре профессиональное образование желательно, но не обязательно — не менее важны молитва и надежда на помощь Божию. А самое главное — опыт: знаю многих непрофессиональных певчих, которые поют по 10–15 лет и ни в чем не уступают профессионалам.

В церковном хоре очень важен выбор репертуара. Регенту нужно подобрать такие мелодии, при которых был бы хорошо слышен текст, ведь люди приходят не просто слушать, а молиться, думать о спасении души. И хорошо, когда выбранные распевы всем певчим нравятся и всем «по голосу». Мы в хоре очень любим русских композиторов: Архангельского, Львова, поем и сербско-византийские песнопения.

Мы и в храме часто помогаем, когда попросят что-нибудь сделать: подмести, прибраться, подсвечники почистить. Но основное, конечно, пение — если регент приходит и говорит: «Девочки, пойдемте заниматься», мы всё бросаем и идем. У нас в хоре дисциплина, регента слушаемся беспрекословно, особенно во время службы. 

Подготовила Татьяна Кириллина


«На сопках Манчжурии…»
2014-02-10 10:21
К 90‑летию начала Русско-японской войны

Узкий путь в широкой степи
2014-02-10 10:35
«Как вы попали в нашу обитель?» — спросила матушка Севастиана, настоятельница карагандинского Рождественского женского монастыря. «Ну как, на автобусе», — развела руками моя подруга.

Психология: помочь, а не навредить
2014-02-10 13:41
Популярность психологии растет с каждым годом, образуется огромное количество разнообразных школ и направлений. В том числе «христианская психология», «православная психология».

Главное: совместная работа
2014-02-12 14:29
Православных психологов в Петербурге не так много. Специалиста-христианина, способного дать частную консультацию, найти можно. Но в качестве приходского служения психологическое консультирование предлагают лишь несколько храмов. В их числе — храм святителя Петра, митрополита Московского на Роменской улице, где развернуло работу Общество православных психологов Петербурга.

Эффект «Пространства»
2014-02-13 09:52
Обычный человек, входя в храм, не оставляет за порогом свои переживания, комплексы и застарелые душевные травмы, порой очень сильно мешающие воцерковлению. Еще сложнее человеку «с проблемами в общении». Если первый может пренебречь психологической помощью, второму она просто необходима. Как можно организовать такую помощь на приходе, показывает проект «Пространство радости» благотворительной общественной организации «Детский кризисный центр» при церкви Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменской).

В избранное