Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Неземные союзники



Неземные союзники
2013-11-01 17:01
Христианство и светская наука смотрят на небесные тела одинаково: звезды — это очень красивые, но совершенно бездушные тела, не обладающие ни разумом, ни чувствами, ни свободной волей. Кажется, признать за ними все это — значит предать не только научный взгляд на вещи, но и единого Бога. Однако так ли это очевидно для библейских авторов, как и для нас? Являются ли звезды, с точки зрения ветхозаветных писателей, частью безличного космоса или живыми, даже разумными существами?

Еврейское kukab— это необязательно звезда в нашем смысле, но любое небесное тело: комета, планета, метеорит и так далее. Небесные светила, согласно ветхозаветным текстам, — часть созданного Богом мира (Быт. 1, 16; Иов. 9, 7; Пс. 8, 4; Пс. 135, 9; Иер. 31, 35; Ам. 5, 8). Поэтому в Священном Писании решительно осуждается и прямое поклонение им как божественным существам (Вт. 4, 19; 4 Цар. 23, 5), и заигрывание с астральной символикой, связанной с тем или иным языческим культом (Исх. 20, 4; Ам. 5, 26; Ис. 3, 18). Неприемлема была для народа Божия и астрология (Ис. 47, 13; Иер. 27, 9).

Однако отрицание за небесными светилами возможности выступать в качестве объектов религиозного поклонения совсем не исключает для библейских авторов различия в понимании природы звезд самих по себе. Являются ли звезды частью безличного космоса или живыми и даже разумными существами? Шестоднев и некоторые другие тексты говорят скорее в пользу первого (Быт. 1, 16-18; Пс. 135, 9; Ек. 12, 2; Ис. 13, 10). Но «материалистическое» понимание небесных светил не является в Священном Писании единственно допустимым. Некоторые библейские строки прямо говорят, что Солнце, Луна и звезды являются деятельными участниками богочеловеческой драмы священной истории.

Сражающиеся звезды Книги Судей
В одном из самых древних текстов Священного Писания, в «Песне Деворы» (Суд. 5), которая, по мнению ученых, была составлена практически одновременно с описанными в ней событиями или спустя недолгое время, то есть в конце XII — начале XI века до Р. Х., приводится описание боя израильтян под руководством женщины-судьи и хананеев под началом полководца Сисары: «Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра. С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою. Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу! Тогда ломались копыта конские от побега, от побега сильных его» (Суд. 5, 19-22).

Интересующее нас упоминание звезд отнюдь не является метафорой. Других метафорических выражений в данной песне нет, и очевидно, что библейский автор имеет в виду реальные небесные тела, выступающие в качестве участников боя. Что же это за «звезды»? Почему они «сражаются»? Наиболее популярной является гипотеза, предполагающая, что автор «Песни Деворы», находясь под влиянием религиозных и натурфилософских представлений жителей Ханаана того времени, считал звезды источниками дождя. Потоки воды, источаемые звездами, считают ученые, могли сделать непроходимыми для вражеских колесниц глинистые поля у вод Мегиддонских и заставить выйти из берегов потоки Кедумим и Киссон, которые потопили врагов Израиля.

В ханаанской мифологии звезды — это низшие божественные существа. Например, в «Легенде об Акате» (см. J.L.Gibson. Canaanite myths and legends. London — New York 2004) слова «боги» / «небеса» / «звезды» употребляются синонимично в рифмующихся по смыслу строках (19, 185-187, 191-193). В другом сказании приводится повеление принести жертву за удачные роды богине солнца «госпоже Шапаш и вечным звездам» (23, 54-55). Однако единственным текстом, в котором мы находим некоторое подобие богословской спекуляции о небесных телах, является отрывок из «Легенды о дворце Ваала». В нем рассказывается о богине войны и плодородия «деве» Анат, сестре и наложнице бога Ваала. После устроенного ею во дворце супруга побоища она омывает себя «небесной росой и земным елеем, ливнями шествующего на облаках [то есть Ваала], росой, что на нее изливали небеса, и ливнями, что на нее излили звезды» (3 B 38-41; 3 D 86-88). В этом наборе эвфемизмов, передающих таинство соития Ваала и Анат, для нас интересно то, что звезды, хотя и являются источниками дождя, оказываются только исполнителями воли или даже проявлениями подлинного владыки небес — Ваала.

Таким образом, если данная гипотеза верна, то в тексте Книги Судей, в котором как раз описывается победа над носителями той самой ханаанской мифологии, мы обнаруживаем полемическое переосмысление роли Ваала как владыки небес и звезд, как одного из божественных проявлений в мире. Ваал — бог-узурпатор, занявший престол Единого Бога Эля, которому он даже не приходится сыном. В ханаанской мифологии Эль — это то, что в религиоведении называется Deus otiosus «почивший Бог». Реальным же правителем небес и земли является Ваал. Эль угаритских текстов — это искаженный в языческом сознании образ единого Бога, творца неба и земли. Поэтому, возможно, по мысли автора «Песни Деворы», звезды, сражающиеся на стороне врагов Ваала, — это символ божественного реванша. Оружие вырвано из рук врага. Настоящий владыка звезд не Ваал, а YHWH, и звезды исполняют Его волю, а не прихоти самозванного божка. То, что библейские тексты не стесняются в полемических или просто художественных целях использовать образы и терминологию языческой поэзии, видно из приведенного выше отрывка из «Легенды о дворце Ваала», в котором последний назван «шествующим на облаках», то есть тем именем, которым псалмопевец называет Единого Бога (Пс. 67, 5, 34), а новозаветные тексты — Иисуса Христа (Мф. 24, 30; 26, 64; Мк. 13, 26; 14, 62; Лк. 21, 27; Откр. 1, 7).

Однако, возможно, аллюзия на мифологию Ханаана является неверной или плохо обоснованной? Действительно, в тексте песни прямо не сказано о том, что звезды являются источниками дождя. Об этом можно сделать вывод только из контекста — из совместного упоминания звезд и потоков Кедумим и Киссон. Можно предположить, что «звезды сражаются» — это причина, а «поток унес» — это следствие. Однако абсолютно достоверно утверждать это невозможно. В пользу «мифологической» гипотезы, казалось бы, говорит свидетельство Иосифа Флавия, который в «Иудейских древностях» утверждает, что победить Сисару израильтянам помогла внезапно разыгравшаяся «буря с проливным дождем и градом». Однако иудейский историк ничего не говорит ни об участии в бою небесных тел, ни о разливе двух потоков, что несколько обесценивает его информацию.

В любом случае, даже если гипотеза заимствования угаритской мифологической модели ошибочна, это совсем не означает, что неверно само понимание звезд как деятельных посредников между Богом и человеком. Потому, думается, самое время попытаться найти подтверждение этой трактовки в главном для нас литературном источнике — Священном Писании.

Что имеет в виду пророк Даниил?
От едва ли не самого древнего текста Ветхого Завета сделаем шаг в тысячу лет и рассмотрим поближе важный отрывок из Книги Даниила (II век до Р. Х.), в котором имеется интересное упоминание о звездах. Речь идет о 8-й главе, где описывается видение двух животных — овна и козла, символизирующих мировые державы. Козел, изображающий «царя Греции», чья власть при Антиохе Епифане принесла Иерусалиму осквернение Храма и прекращение жертв, «вознесся до воинства небесного и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал» (Дан. 8, 10-12; ср. Откр. 12, 4).

Русский перевод «часть сего воинства и звезд» неадекватно передает смысл еврейского текста. В оригинале используется специфическая синтаксическая конструкция «объяснясняющий waw». Waw — это еврейский союз, который Синодальный перевод обычно передает как «и». Однако в отличие от русского «и» waw может не только участвовать в перечислении предметов или действий, но и, например, указывать на причинно-следственную связь между поступками («поэтому»), а также на то, что одно из связанных им слов является пояснением для другого («то есть»). Так и в данном случае: «небесное воинство» и «звезды» — это не разные вещи. Напротив, библейский текст прямо свидетельствует о том, что это одно и то же.

Небесное воинство
Приведенный текст очень важен. Это единственное место Священного Писания, в котором «небесное воинство» как собрание живых существ именуется «звездами», а не наоборот, как, например, во Вт. 4, 19, где понятие «небесное воинство» является поясняющим, вследствие чего невозможно понять, идет ли речь о метафоре или о реальности. Так что же такое небесное воинство Книги Даниила? Ясно только, что речь не идет о нравственном падении земных существ. Последние в Книге Даниила противопоставляются «небесному воинству» (Дан. 4, 32). Так что речь идет именно о небесном грехопадении (ср. Ис. 14, 12; Иез. 23, 16; Лк. 10, 18; Откр. 12, 9).

В действительности понятие «небесного воинства» в Священном Писании так же, как и библейское представление о звездах, двойственно. Оно имеет метафорическое и символическое измерение. Действительно, небесные тела во многих контекстах именуются «небесным воинством» в переносном смысле (Вт. 4, 19; 17, 3; Ис. 34, 4; Иер. 33, 22), но иногда библейский автор имеет в виду именно живую и деятельную дружину Божества (3 Цар. 22, 19; 2 Пар. 18, 18; ср. Лк. 2, 13; Откр. 19, 14), то есть некую совокупность живых духовных существ, внутренняя суть которой передается с помощью воинской терминологии. Именно потому, что речь идет не о бездушной материи, небесное воинство и звезды (как его часть) являются соблазнительным объектом для религиозного поклонения (Вт. 17, 3; 4 Цар. 17, 16; Иер. 8, 2; Соф. 1, 5 и др.).


С точки зрения Священного Писания, небесные светила — это только участники космической литургии. Об этом, например, говорят следующие стихи Книги Иова: «Кто положил меру ей [земле], если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов 38, 5-7; ср. Пс. 148, 3; Дан. 3, 63). Последний 7-й стих имеет хиастическую структуру: «утренние звезды» составляют смысловую рифму для «сынов Божьих». Возможно, эти строки также являются полемической аллюзией на ханаанскую мифологию. Известна угаритская табличка (содержание которой в целом, правда, восстановить невозможно), где слова «сыны божии» составляют рифму для «собрания звезд» (10 i 3-4). Звезды — это часть свиты Ваала (ср. 4 Цар. 23, 5) или, по другой версии, союзницы Ваала богини солнца Шапаш. Библейский текст акцентирует внимание на том, что звезды служат только Богу-Творцу и только Ему воздают честь.

Важно отметить, что в Ветхом Завете мы не обнаруживаем понимания «небесного воинства» (и, возможно, божественной свиты вообще) как чисто духовной реальности, отличной от тех или иных природных явлений. Ангельские силы не просто находятся «в одной компании» с небесными телами, но зачастую отождествляются с ними. Однако понимание звезд как духовных существ, которое мы находим в проанализированных нами текстах, соседствует с радикальным «материализмом» других библейских строк. Почему? Возможно, это «противоречие» объясняется тем, что вопрос о природе небесных тел не был для ветхозаветных авторов принципиальным. Но имеет право на жизнь и другое объяснение: «материалистический» подход обусловлен желанием автора избежать всякого намека на язычество и всякого соблазна для читателя, живущего в окружении народов, поклоняющихся звездам как богам.

Ангелы-путеводители
Думается, что более или менее строгое разделение астрономического объекта и духовной силы, которую этот объект символизирует, произошло гораздо позже, а именно в междузаветный период. В эпоху, непосредственно предшествующую возникновению христианства, и в первые века его распространения, продолжала существовать и даже в некоторых аспектах развивалась ветхозаветная традиция отождествления (или смешения) мира служебных духов и астрального мира. С этим, скорее всего, связано распространенное в это время представление, что воздаянием за добродетельную жизнь является уподобление праведника звездам. Подобная идея прослеживается не только в Книге Даниила (Дан. 12, 3), которая в целом развивает ветхозаветную ангелологию, но и в позднем христианском апокрифе начала II века по Р. Х. Второй книге Варуха, которая так описывает посмертную участь праведников: «Они увидят тот мир, который ныне невидим для них, они увидят время, которое ныне сокрыто от них, и время более не будет их старить, ибо они будут на высотах этого мира, и они будут подобны ангелам, и они будут равны звездам. И они будут изменены в любой образ, который они пожелали, от миловидности к красоте и от света к сверканию славы» (2 Вар. 51, 8-10).

Однако наиболее ярким текстом этого времени, подробнейшим образом рассказывающим об устроении небесного мира и обитающих там созданиях, является так называемая Первая книга Еноха («Эфиопский Енох») (II до Р. Х. — начала I века по Р. Х.). Авторы Нового Завета это произведение считали частью Священного Писания (Иуд. 1, 14), и поэтому, вероятно, енохическая «астрономия» легла в основу новозаветных представлений о звездном мире. Книга Еноха предлагает новаторскую концепцию дихотомии звезды и ангела как движущей силы небесного тела. По мысли автора книги, любое явление природы есть зримое выражение божественной праведности (1 Ен. 41, 8). Не составляют исключения и звезды (43, 2), каждая из которых знает свой путь и время, в которое она должна его проходить (33, 3-4). Любая из них имеет имя и откликается на него, когда имя произносит Бог (69, 21; ср. Пс. 146, 4). Звезды, сбивающиеся с пути, наказываются Богом и отправляются в небесную тюрьму искупать свою вину (18, 14-16; 21, 6). Однако солнце, луна и звезды движутся не сами: у каждой из них есть свой «вождь» (72, 3; 80, 1), который следит за тем, чтобы звезды соблюдали свой черед и свое время (82, 10). Именно эти вожди иногда сводят звезды с правильного пути (80, 6).

Этот факт, считает автор, и является причиной соблазна: тот, кто не знаком с тайнами небесной механики, принимает ошибки путеводителей за ошибки звезд, а сами звезды — за богов (80, 7). В более поздней Второй книге Еноха («Славянский Енох») (конца I века по Р. Х.) концепция ангела как путеводителя небесного тела артикулирована еще более отчетливо. В ней говорится о «старейшинах и владыках звездных чинов» и об «ангелах, владеющих звездами, сочетаниями небес», которые «летали на крыльях и обходили все планеты» (2 Ен. 4). Надо сказать, что плодом позднераввинистического развития енохической традиции стала концепция души звезды как существа самостоятельного по отношению к самой звезде, которая в свою очередь также является живым существом. Эта концепция прослеживается в Третьей книге Еноха (VII век) (см. 3 Ен. 46).

Духи злобы поднебесной
Для большинства авторов Нового Завета в отличие от сочинителей современных им апокрифов «звездная» тема малоинтересна. Если они и говорят о звездах как о духовных существах, то только в негативном ключе. Отголоском Первой книги Еноха является нравоучительная метафора апостола Иуды о «звездах блуждающих, которым блюдется мрак тьмы на веки». Он относит эти слова к людям, которые, войдя в Церковь, нисколько не собираются меняться, но лицемерно продолжают иметь общение с прочими членами Церкви и вводят их в заблуждение. Апостол, возможно, перефразирует 1 Ен. 80, где говорится о сбивающихся со своего курса звездах и вводящих в соблазн земных наблюдателей.

По мнению ученых, такое немаловажное для апостольских посланий понятие, как стихии мира, так или иначе связано с небесными телами. С одной стороны, «стихиями» называет звезды и планеты современная новозаветным текстам стоическая философия. В подобном чисто материалистическом смысле употребляет этот термин автор Второго послания Петра (2 Пет. 3, 10, 12). С другой стороны, понятие «стихии» является важным термином иудейской оккультной литературы (например, он используется в тексте III века «Завет Соломона») и связан с астральными духами. Вполне вероятно, что «стихии мира», от порабощения которым остерегает своих адресатов апостол Павел (Кол. 2, 8, 20; Гал. 4, 3, 9; ср. Еф. 2, 2; 6, 12), это некие боги (Гал. 4, 8) астральной мифологии, общение с которыми предполагала та или иная оккультная «философия» (Кол. 2, 8) или астрологическая практика (Гал. 4, 10).

Звезды в деснице Божией
Особняком стоит самая спорная книга Нового Завета (окончательно была включена в канон только в X веке) — Откровение Иоанна Богослова. Более «ветхозаветного» и по языку, и по образной системе произведения в Новом Завете нет. С другой стороны, образная система Откровения имеет спекулятивный характер, что весьма существенно отличает его даже от апокалиптических глав Книги Даниила, не говоря уже о более древних книгах. Образы и числа — это именно знаки довольно строгого богословского языка. Важной частью этого языка являются астральные символы. С одной стороны, мы видим, что боговидцу свойственно ветхозаветное отождествление ангелов и звезд. Боговидец говорит, что Господь держит в своих руках семь звезд (Откр. 1, 16; 2, 1) и прямо называет их ангелами или духами (1, 20; 3, 1). Семь ангелов-звезд — это, весьма вероятно, аллюзия на иудейскую космологию того времени — в частности, на Вторую книгу Еноха, в которой упоминаются семь сотворенных Богом звезд: Солнце, Луна и пять планет (2 Ен. 30, 2-3). Наиболее славные из созданных вещей видимого космоса символизируют его полноту. То, что они пребывают в деснице Христа, указывает на полновластие Божие и на конкретные проявления этого полновластия, когда речь идет уже о конкретных «деяниях» ангелов-звезд (Откр. 8, 10; 9, 1). Также на всемогущество Божие указывает дарование Мессии «утренней звезды» (Венеры) (2, 28; 22, 16), которая считалась античными астрологами самой большой и самой «влиятельной» из планет.
Откровение Иоанна Богослова подводит итоговую черту под развитием иудейского астрального богословия в традиции религии откровения. В дальнейшем христианское богословие пойдет совсем по другому пути. Оно откажется от языка семитской мифопоэтики, все чаще прибегая к научному способу изложения мысли и стремясь четко различать материальную и духовную сферы. Так, в систематическом изложении христианской ангелологии, данном Дионисием Ареопагитом, ангельский и астральный миры никак не соприкасаются. Но библейская и святоотеческая мысль, и автор Книги Судей, и Дионисий Ареопагит едины в том, что звезды и все небесные тела подчиняются только Божественной воле и зримо являют совершенство Его замысла о творении.

Тимур Щукин
Иллюстрации: Олеся Гонсеровская


Сокровенные глубины поста
2013-11-01 17:11
Для современного человека смысл воздержания несколько туманен. Он знает о методиках лечебного голодания и о нетрадиционных практиках пробуждения сознания с помощью ограничений в пище. Время от времени объявляются голодовки в знак протеста против чего-либо. На этом фоне вполне ли понятен нынешним православным христианам духовный смысл поста?

СТОЙКОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ. АПОСТОЛ В 16-Ю НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
2013-11-01 17:16
Братия, 1 Мы — работники Бога. Поэтому мы вас и призываем к тому, чтобы вы не тщетно приняли данную вам Богом благодать. 2 Ибо Он говорит:"Во время приятное Я услышал тебя,и в день спасения Я помог тебе«.Смотри же — ныне время благоприятное. Смотри — ныне день спасения. 3 Чтобы не подверглось поруганию наше служение, мы никому ни в чем не даем повода для упрека, 4 но во всем показываем себя как служители Божии:с большой стойкостью перенося бедствия, нужды и тревоги; 5 побои, темницы и ярость толпы; тяжкие труды, бессонные ночи и посты;6 в чистоте, благоразумии, великодушии и доброте; в Святом Духе, нелицемерной любви, 7 слове истины и силе Божией;с оружием правды в правой и левой руке; 8 в славе и бесчестии, в хуле и хвале;как «обманщики», но говорящие истину; 9 как неизвестные, но хорошо известные; как умирающие, но видите, — мы живы; как обреченные на казнь, но не убиваемые; 10 как огорчаемые, но всегда радующиеся; как нищие, но многих обогащающие; как ничего не имеющие, но всем обладающие.

(2 Кор. 6, 1-10)
Русский перевод архимандрита Ианнуария

Отрывок из Второго послания к Корифянам, который был прочитан сегодня, продолжает важную для апостола Павла тему примирения с Богом: «Мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5, 20). Примирение означает прекращение вражды. Вражда с Богом — следствие греха, который отлучает человека от Бога как источника жизни и самого бытия. Грех — причина страданий человека и его смерти. Примирение с Богом возвращает человеку свободу от греха и благодать спасения в Царствии Божием. Бог крестными страданиями, смертью и Воскресением Своего Сына примирил нас с Собою. Об этом даре Божественной благодати возвещает Евангелие, которое несет людям апостол Павел. Это Евангелие примирения является Отеческим призывом к заблудшим детям вернуться домой, где их ждет любовь Бога Отца. В своем изначальном и предельно кратком виде это Евангелие было провозглашено Иисусом Христом: «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). Апостол называет себя посланником от имени Христа. Он послан во враждебный Богу мир, чтобы указать людям путь покаяния и веры, которая делает человека гражданином Царства Божия и возлюбленным членом семьи Божией.

Как посланник, работник и служитель Божий, апостол Павел постоянно сталкивался с непониманием или враждебным отвержением спасительной Вести. Но даже когда люди внешне принимали Евангелие, веру и Крещение, они часто не сознавали той ответственности, которую налагало на них принятое ими Крещение. Апостол настоятельно призывает коринфян не быть легкомысленными, не тщетно принять дарованную во Христе благодать примирения с Богом, но воплотить этот дар в своей жизни. Увы, трагедия многих христиан в том, что они по своей глупости и беспечности бессмысленно и неблагодарно принимают дары Божественной любви и благодати. Это чрезвычайно заботит апостола, и он напоминает коринфянам, что время не ждет, оно уже исполнилось, что «ныне день спасения». 

Свой призыв к примирению с Богом, которое возможно через покаяние не на словах, а на деле, апостол обосновывает ссылкой на Слово Божие. Бог через пророка Исаию говорит: «Во время приятное Я услышал тебя, и в день спасения Я помог тебе». Спасение, которое некогда было обещано «отроку Божию», исполнилось в Иисусе Христе как всеобщее спасение. Сам апостол, коринфяне, к которым он обращается, и мы, живущие спустя почти две тысячи лет, — все мы вместе живем в «день спасения». С помощью библейской цитаты апостол Павел выражает, что не он, но — через него — Сам Бог взывает к нам не тщетно принять дарованную во Христе помощь. «Ныне день спасения!» Это «ныне» — всякое время после смерти и Воскресения Христа. День спасения начался, продолжается и завершится в «День Господень» Вторым Христовым пришествием, всеобщим воскресением и Судом Божиим.

Апостол Павел — посланник Христов. Сам Иисус Христос воскрес и вознесся, Он сидит одесную Бога Отца и физически не присутствует в этом мире. Но апостол, да и все христиане, представляют Христа и Его Евангелие в этом мире. И люди судят о Христе и христианстве по тому, что слышат от нас, а главное, — по тому, что видят в нас. Апостол, описывая качества своей жизни и служения Христу, ожидает, чтобы мы, христиане, подражали ему в нашей жизни и в нашем служении. И вот, свое увещевание он начинает со слов: «мы никому ни в чем не даем повода для упрека». Действительно, ничто не вызывает таких оскорбительных насмешек над Церковью, как недостойное поведение ее членов и служителей.

Жизнь человека в этом мире трудна, и жизнь христианина — не исключение. Но верующему человеку Бог посылает помощь, укрепляя в нем то замечательное свойство, которое в нашей традиции обычно передается словом «терпение». В оригинальном же тексте Нового Завета это слово означает не способность пассивно переносить бедствия, но внутреннюю силу стойкого преодоления страданий и немощей, их преображение в силу и славу. Как в другом месте скажет апостол Павел: «Господь сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. ... Ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 9-10). Эту силу внутренней стойкости апостол Павел ставит как основание во главе длинного списка добродетелей и трудных обстоятельств, которые показывают его как истинного и верного служителя Христова.

Свой список апостол разбивает на смысловые строфы. В первой строфе подчеркивается стойкость в бедствиях, вызванных как внешними преследованиями, так и трудами при исполнении его служения. Во второй строфе перечисляются добродетели, которые понимаются как дары Святого Духа. Они помогают возвещать Евангелие в истине и в силе Божией. Образами оружия в третьей строфе апостол описывает свое служение как вооруженного Богом бесстрашного проповедника, которому не помеха ни слава и хвала, ни бесчестие и хула. Выражение «оружие правды в правой и левой руке» означает доспехи для нападения и защиты. В правой руке меч, «который есть Слово Божие», в левой — «щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6, 16-17). Наконец, в четвертой строфе апостол Павел перечисляет презрительные слухи о нем, которые распространяли его враги, критиковавшие каждое его слово и ненавидевшие даже его имя: он, мол, обманщик, никем не признанный, достойный наказания и смерти преступник, нищий, ничего не имеющий.... Но этой действительной или мнимой видимости апостол противопоставляет подлинную реальность: он возвещает истину, он признан, он, несмотря на все угрозы смерти, живой, он всегда радуется, он многих обогащает, он всем обладает. Такое возможно только благодаря тому, что он, действительно лишенный многих прав и привилегий, которых так страстно добиваются люди мира сего, своим духом, умом и сердцем принадлежит к миру иному, к Царствию Божию, открытому для него Иисусом Христом. Он — гражданин этого Царствия.

Несомненно, апостол Павел — великий человек, и опыт его жизни представляет собой исключительный случай. Однако, он, как Учитель, призванный на служение Самим Христом, имел полное право сказать: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Он описывает свою жизнь, но тем самым он ставит перед нами высокие требования соответствовать званию примиренных во Христе детей Божиих, живущих в «день спасения». Как сказано в другом месте, мы — «сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фесс. 5, 5-6). Перечисленными свидетельствами апостольской стойкости в испытаниях и его добродетелями Сам Бог как бы держит зеркало бодрствования и трезвения перед совестью каждого человека, носящего имя христианина. Этот список имеет тем большее значение, что вся церковная история и сегодняшняя церковная жизнь учат, какой соблазн часто несут «служители» Евангелия, так что для многих принятие Вести о любви Божией становится трудным или совсем невозможным. Да сохранит нас Бог от этих соблазнов!

Архимандрит Ианнуарий Ивлиев


Авва-ученик
2013-11-01 17:28
Преподобный Венедикт родился примерно в 480 году в Нурсии, по окончании учебы в Риме решил посвятить себя монашеской жизни и три года жил отшельником. Затем монахи из Виковаро попросили его стать настоятелем, но этот опыт оказался неудачным. Преподобный вернулся в затвор, но его харизматическая личность по-прежнему притягивала к себе людей, и вскоре вокруг него в Субиако собрался круг учеников. Трудно сказать, когда он оставил свои первые общины и поселился в Монтекассино, где основал монастырь. Его духовное влияние распространилось далеко за пределами его обителей. Скончался он между 550 и 560 годами.Сохранились два письменных свидетельства о преподобном Венедикте: «Устав» (по-греч. κανν), который он писал на протяжении многих лет, и «Житие», которое святитель Григорий Великий поместил во второй книге «Диалогов», составленных на основе свидетельств учеников преподобного. Святитель Григорий Великий, который был, вероятно, бенедиктинцем, отмечает две особенности «Устава»: первая свидетельствует о незаурядном даре рассудительности, вторая — о том, что в основе этого духовного учения лежит подлинный опыт.

ВЕРОЙ ИЛИ ДЕЛАМИ? АПОСТОЛ В 21-Ю НЕЛЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
2013-11-01 17:35
Братия, 16 узнав, что никакой человек не получает оправдание делами закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами закона, потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть. 17

Почему Бог-отец, а не мать?
2013-11-01 17:37
Любая человеческая культура имеет в своей основе набор фундаментальных символов, важнейших понятий. К этому перечню можно отнести «любовь», «дружба», «цель жизни», «Бог»... Представление об отцовстве принадлежит к числу основных для человеческого общества всех эпох и регионов.

Пока молчит змей
2013-11-01 17:54
Среди ветхозаветных текстов более всего загадочны и желанны для осмысления начальные главы книги Бытия, где рассказывается о творении, встрече и благословении Адама и Евы. Попробуем взглянуть на них вне перспективы грехопадения.

«ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ…» Современный быт сельского прихода
2013-11-01 18:11
Ленинградская область — огромное географическое пространство, жизнь которого имеет мало общего с жизнью Санкт-Петербурга. В деревне свои радости и свои трудности. В проблемах среднестатистического сельского прихода мы и попробуем разобраться сегодня.

Покинуть всё Царствия ради Евангелие в неделю 1-ю по Пятидесятнице (Всех Святых)
2013-11-01 18:18
Сказал Господь: «Всякого, кто признает Меня перед людьми, признаю и Я перед Отцом Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня перед людьми, от того отрекусь и Я перед Отцом Моим Небесным.

Во имя жертвы сердечной
2013-11-01 18:25
Чадо Тимофей, ты последовал моему учению, моему образу жизни, моим стремлениям, моей вере, великодушию, любви, стойкости 11 в гонениях и страданиях  — таких, что постигли меня в Антиохии, Иконии, Листрах.

НЕ БОЙСЯ, ТОЛЬКО ВЕРУЙ. ЕВАНГЕЛИЕ В НЕДЕЛЮ 24-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
2013-11-01 18:29
По какой причине дотронулась до Него и как тотчас получила исцеление.

Путь свободы.
2013-11-01 18:32
Бог предвидит или предопределяет? Об этом мы рассуждали в Теме номера «Промысл или случай». Об этом рассуждала и русская философия, которая, несмотря на постоянное обращение к христианской проблематике, не всегда удерживалась на высоте евангельской истины. Но этого нельзя сказать об историософии Евгения Николаевича Трубецкого, в его трудах виден по-настоящему христианский взгляд и ответ на наш вопрос: «Предвидение пребывает вне времени и, следовательно, не есть предшествующее временным рядам событие.., а сверхвременный акт, объемлющий их в себе». С философскими умозаключениями Трубецкого знакомит профессор СПбПДА протоиерей Георгий Митрофанов.

Одно тело и один дух
2013-11-01 18:39
Самым важным словом, которое по-разному понимается в Библии и в эллинистической антропологии, является слово «тело». Какое значение вкладывал в него апостол Павел? Какую роль оно играет в екклезиологии «апостола языков»? Существует ли различие в понимании этого термина в ранних и поздних посланиях Павла? На эти вопросы отвечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).


Библейская монархия.
2013-11-01 18:57
Как в нынешние времена самодержавие остается камнем преткновения (одни считают его отжившим архаизмом, другие чают хотя бы символической «реставрации»), так и в библейские времена не существовало единого и неизменного представления о царской власти. В книгах Ветхого Завета содержатся различные, порой противоречивые, представления о природе этого института. Посмотрим, какое отражение они нашли в текстах Священного Писания.

Притча о добром Отце и двух братьях Проповедь в неделю о блудном сыне
2013-11-01 19:08
Сказал Господь притчу сию: «У некоего человека было два сына. 12 И вот младший сын сказал отцу: „Отец, выдай мне ту долю семейного достатка, которая мне причитается!“ А тот разделил между ними свое имущество.

Дыхание с обратной стороны полотна
2013-11-01 23:00
8 ноября в Новом здании РНБ откроется выставка иллюстратора журнала «Вода живая» Олеси Гонсеровской

диакон Владимир Коваль-Зайцев
2013-11-05 08:14
Рукоположен 1 июня 2013 года епископом Петергофским Амвросием к собору Феодоровской иконы Божией Матери в память 300‑летия Дома Романовых

4 ноября — Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (1612)
2013-11-05 09:05
В 2012 году впервые после революции крестный ход «на Казанскую» снова состоялся в Санкт-Петербурге. После Литургии в Казанском кафедральном соборе молитвенное шествие с пением величания Пресвятой Богородице направилось к Исаакиевскому собору. Его возглавили епископ Петергофский Маркелл и 60 клириков епархии — благочинных, настоятелей храмов, священников и диаконов.

Дом Романовых — уроки благотворительности
2013-11-06 16:10
Выставка-ярмарка с таким названием пройдет 3 ноября в выставочном комплексе торгового центра «Гарден Сити». Выставка организована сестричеством преподобномученицы Елисаветы в Лахте.

Дом Романовых — уроки благотворительности
2013-11-06 16:10
Выставка-ярмарка с таким названием прошла 3 ноября в выставочном комплексе торгового центра «Гарден Сити». Выставка организована сестричеством преподобномученицы Елисаветы в Лахте.

Карта нашей веры
2013-11-07 16:39
Помочь подросткам понять и полюбить Литургию — цель образовательной программы «Путешествие в Небесный град Иерусалим», инициированной радиостанцией «Град Петров»

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Тосно
2013-11-11 09:17
В 2015 году храму Казанской иконы Божией Матери в Тосно исполнится 300 лет. Хотя судьба его была непроста, в последние годы он постепенно возрождается заново.

Храм в городском ландшафте
2013-11-12 08:51
Построить или восстановить храм сегодня — дело благое, но сопряженное со сложностями в юридической, архитектурной и даже политической сферах. В этом году строители двух соборов в «спальных» районах столкнулись с протестами: некоторым горожанам важнее часть сквера, чем богослужения и помощь людям, планируемая приходами. О том, каким должен быть «правильный» храм и какова подоплека подобного протеста, мы беседуем с Юрием Митюрёвым, первым заместителем председателя Комитета по градостроительству и архитектуре, членом правления Союза архитекторов РФ.

Возвращение знаменитого иконостаса
2013-11-12 11:24
Один из известнейших символов Санкт-Петербурга — иконостас Казанского кафедрального собора обрел свой первозданный вид. Недавно в соборе окончательно завершились последние работы по реставрации иконостаса — позолотные. Мало кто знает, что понадобилось больше 90 лет, чтобы знаменитый иконостас обрел новую жизнь, как тогда, в 1836 году, когда он впервые засиял в Казанском соборе.

На Аптекарском острове
2013-11-13 14:34
С наступлением промозглой погоды особенно приятно вспомнить, что есть у нас в городе места, где по-прежнему лето. Оранжереи Ботанического сада, что на Петроградской стороне, появились практически сразу после основания самого сада — или, как его называли раньше, Аптекарского огорода. А остров между Большой, Малой Невкой и Карповкой, на котором расположен сад, изначально носил название Корписаари — «Вороний». В 1712 году Петр I передал Вороний остров в распоряжение Аптекарского приказа — и теперь мы знаем его как «Аптекарский». Событие это очень сильно повлияло на судьбу острова вплоть до наших дней.

Стойкость сердца
2013-11-14 12:02
Где нас позовет Бог? Богу ведомо. На стройке, в цирке, в Академии наук, в рок-клубе… Почти каждый из нас начинает сверять свою жизнь с новым состоянием, переживать, там ли он обитает, не надо ли поискать что-то «почище». И кто-то действительно находит. А кто-то — находит другое: новый смысл в своем старом занятии. Собственно, находить смысл — в этом тоже Божие призвание. А для этого — думать, рассуждать, рефлексировать, анализировать… Один из примеров такого анализа — беседу двух людей из шоу-бизнеса — мы и хотим сегодня представить нашим читателям.


Храм великомученика Георгия на проспекте Славы
2013-11-15 13:13
Протоирей Алексий Исаев, настоятель
В 1999 году, когда пришел сюда настоятелем, здесь был только фундамент, который стоял уже семь лет. И нам удалось сдвинуть с мертвой точки «проблему Георгиевского союза». Дело в том, что Георгиевский союз, «строивший» до нас храм, на деле совершенно ничего не строил. Мы смогли расстаться с ним и начали возводить храм своими силами.

Первая служба в нижнем храме состоялась 17 декабря 1999 года, на праздник великомученицы Варвары. В августе 2000‑го положили первый кирпич в основание будущего храма, а в 2002‑м произошло его освящение малым чином. Еще через год митрополит Владимир совершил великое освящение.

Многие бабушки, жительницы близлежащих кварталов, приходили к нам и помогали в строительстве храма. Одна из них, 97‑летняя, в свое время сидела сначала в немецком концлагере, потом — в сталинском лагере: она просто живая история советской власти, свидетель тех страшных времен. И вот она принимала активнейшее участие во всем, даже носила кирпичи, как блаженная Ксения Петербургская!

Приход у нас сформировался давно, но в него постоянно вливаются новые люди. Каждое воскресенье у нас причащаются более сотни детей! По праздникам наши клирики совершают Литургию и в храме Обуховской тюрьмы: мы окормляем там заключенных. Кроме того, сотрудничаем с организациями Фрунзенского района, занимающимися реабилитацией наркоманов. Приход сотрудничает и с общеобразовательными учреждениями: мы встречаемся, беседуем с директорами школ, чтобы можно было вести беседы с детьми. У нас есть священник, который специально этим занимается.

Только милостью Божией удается все успевать! Радостно, что у нас очень хорошие помощники в храме — труженики, которые помогают решать текущие вопросы, сиюминутные проблемы. Приход очень теплый, хороший дружный. Слава Богу, все получается!


Иерей Алексий Туголуков, ключарь
В этом храме я начинал чтецом, затем был рукоположен во диакона, здесь же началась моя пастырская деятельность. Сначала я был просто прихожанином: поскольку живу неподалеку, мы сюда приходили с супругой, потом и с детьми. И здесь же я прошел все степени церковного служения. Теперь несу послушание ключаря, то есть помощника настоятеля по всем внутренним приходским вопросам.

Сейчас храм не может уже вместить всех желающих, особенно по праздникам. А по большим праздникам приходится служить одновременно две Литургии: в нижнем и в верхнем храмах. В эти дни храм переполнен настолько, что людям приходится даже стоять на улице, поэтому специально для таких случаев была проведена система трансляции богослужения. Детей мы причащаем отдельно, ровно в 11 часов: для этого специально заготавливается «детская» Чаша на ранней Литургии в нижнем храме. Конечно, это радостно, что так много жителей нашего района приходят за духовной поддержкой к Богу.

Галина Анатольевна Овчинникова, казначей
Я тут с самого начала, когда еще были глины-палки-доски. Долго тут был один котлован. Только когда в 99‑м отца Алексия Исаева назначили настоятелем, храм стал расти. Начали акафисты служить, молебны, панихиды. А потом, когда перекрытия построили — еще со щелями,.. — батюшка начал служить Литургию. Сначала в нижнем храме было так: холод, дым от печек, вода сверху льется! А печки — срамно сказать, какие были: одни щели! Все тепло наверх, а в храм — дым. А вода! По колено стояли. Идет Литургия, а мы ведрами воду выносим! Ручейком выстраивался для этого народ. Люди у нас очень активные были и есть. Ведь настоятель сам такой! Он сам пол в алтаре делал, иконостас сам делал, клирос. Сторож подносил доски, а он колотил молотком! В храме до сих пор идет большая работа. В этом году сначала известняком обложили: утепляли стены, купол, потом штукатурили. Теперь вот какой храм у нас красивый!

Татьяна Николаевна Романова, педагог, директор воскресной школы
Мы занимаемся с ребятами церковнославянским языком, законом Божиим, фортепиано, рисованием, рукоделием. Группы у нас — от малышовых до подростковых. Всегда вместе отмечаем праздники, дарим детям подарки. Ездим в паломнические поездки. Ставим спектакли, к Рождеству сами делаем вертеп. В общем, забот на круглый год хватает! В школе есть компьютер, телевизор, на котором можно обучающие фильмы смотреть. Собрана очень неплохая библиотека, которой могут пользоваться и дети, посещающие воскресную школу, и их родители. А раньше ведь не было даже отдельного помещения, учились в маленькой комнатке, тетрадочки на коленочках — а занятия все равно шли! И родителям нравилось, и детям. И понятно, почему. Все учителя отдают школе всю душу, все силы. Практически все они здесь со дня основания храма. 



Храм святого великомученика Георгия Победоносца:
проспект Славы, д. 45
Тел.: 8 (812) 773‑31‑83
www.hram-slava.ru, vk.com/club1534442
Престольные праздники:
7 января — Рождество Христово,
6 мая, 16 ноября — великомученика Георгия Победоносца



Подготовил Артём Костров


В избранное