Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжный дом как площадка для диалога



Книжный дом как площадка для диалога
2013-09-17 15:04
Книжный дом, сочетающий в себе крупнейший магазин христианской литературы и миссионерскую площадку, откроется рядом с Александро-Невской лаврой напротив станции метро. В этом созданном по инициативе Санкт-Петербургской епархии уникальном пространстве начнет действовать и епархиальный пресс-центр. Миссия книжного дома выражена в коротком названии «Глагол».

Священномученик Карп Эльб
2013-09-19 10:55
Выходец из эстонской крестьянской семьи, Карп Карпович Эльб, по всей видимости, был лингвистически одаренным человеком и легко выучил русский язык.

Омытая слезами жемчужина Кавказа
2013-09-20 11:10
Двести лет назад эта страна малярийных болот и диких горцев стала частью большого русского мира. В XX веке Абхазия была превращена в курортный рай, а затем — в эпоху распада СССР — стала площадкой одного из самых кровопролитных межнациональных конфликтов на Кавказе. Богословский редактор Института перевода Библии и наш корреспондент увидел в сегодняшней Абхазии пример любви к Богу и Отечеству, которая способна творить чудеса.

Этап на Север
2013-09-24 17:19
Двухмесячное путешествие «на севера» стало обязательной частью курса социальной адаптации в центре святителя Василия Великого для подростков, совершивших правонарушения. Наш корреспондент проделал часть
этого пути — от Вуоксы до Соловков — в качестве помощника воспитателя, разделив все радости
и тяготы с воспитанниками и сотрудниками Центра.

Отче наш
2013-10-02 13:32
Эту молитву мы повторяем несколько раз в день, но смысл произносимых слов порой ускользает от нас, а образы чаще связываются с древней историей, а не с насущными делами. Давайте попробуем вместе с малышами сделать молитву «Отче наш» не только привычной формулой, но и отражением нашей жизни, открытой веянью Святого Духа. С этого номера мы начинаем публиковать описание цикла занятий для воскресной школы, каждое из которых рассчитано на объяснение одного из девяти фрагментов самой известной молитвы христиан.

Машина времени старого парка
2013-10-03 13:20
Паломничества, курортные удовольствия, дальние путешествия. Для реализации всего этого — билеты, визы, чемоданы, самолеты и поезда… А можно ли интересно отдохнуть «без отрыва от производства», то есть где-то неподалеку? Наш корреспондент, биолог-любитель и мама четырех детей, изобрела новый вид семейного отдыха — и с общением, и с творческим подходом, и с вдохновенным трудом… рядом с собственной дачей. Деревня Гостилово в Псковской области, где летом этого года расположился волонтерский лагерь, ждет гостей и в следующем году.

Взгляд из-за океана
2013-10-04 18:29
О том, как видятся из-за океана российские проблемы и о многом другом мы беседуем с протоиереем Алексием Дунканом, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Олбани, штат Нью-Йорк

В городе  — танки
2013-10-05 09:36
На улицах нашего города еще с 40‑х остались немые свидетели Великой Отечественной войны. Сегодня мы поговорим о своеобразных памятниках военному времени — поднятых на пьедестал танках, и узнаем, где именно они стоят и как там оказались.

Слабость характера, сила мысли
2013-10-06 13:23
Евгению Николаевичу Трубецкому 5 октября исполняется 150 лет. Он был типичным представителем Серебряного века. И в то же время стремился дух этого века преодолеть.

Слово главного редактора в октябрьский номер
2013-10-07 13:07
Когда наступают холода, мы, жители Санкт-Петербурга, вспоминаем, как сильно мы зависим от достижений прогресса, от технологий. Мы обогреваем наши жилища электрическими приборами, включаем искусственный свет, поскольку не хватает естественного, все чаще болеем и потому вынуждены принимать созданные высококлассными учеными горькие лекарства: мы пользуемся технологиями. Что же такое технология? Отцы Церкви называли «технологией» выверенное богословское учение, которое помогает человеку в деле спасения. Но она же может быть вредной, может надмить человеческий ум и увести с верного пути. Сейчас мы называем словом «технология» немного другую реальность, но суть осталось той же: технология — это интеллектуальная подпорка для нашей немощи. И Священное Писание свидетельствует, что все технические новации — от железных изделий до музыкальных инструментов — были изобретены человеком после того, как грех умножился на земле.

В октябрьские дни мы вспоминаем апостола Иоанна Богослова. Не имевший в своем распоряжении ни средств связи, ни пропагандистских методик, он был одним из тех, кто сделал христианство религией всей Римской ойкумены. Его жизнь — пример того, сколь мало значат технологии и сколь много — помощь Божия, дары Святого Духа и наше стремление эти плоды приобрести. Нам заповедано наипаче искать Царствия Божия (ср. Лк. 12, 31), а остальное — в том числе самые совершенные достижения человеческого ума — приложится нам.


8 октября — Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (†1392)
2013-10-08 10:29
ЦИТАТА

В сентябре он заболел и, зная, что скоро отойдет к Богу… сказал: «Призываемый Богом, я покидаю вас. Вручаю вас Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери, Которая будет вам прибежищем и стеной против вражеских сетей и козней». Перед самым исходом души, когда она уже готова была разлучиться с телом, Преподобный причастился Владычнего Тела и Крови, ученики поддерживали его немощные члены. Потом Преподобный Сергий воздел к небу руки и, сотворив молитву, предал свою чистую и святую душу вместе с молитвой Господу в 6900 году (от сотворения мира. — Прим. ред.), в двадцать пятый день сентября, прожив 78 лет. И тотчас от тела святого разлилось сильное, несказанное благоухание. Все братия, собравшись в келлии святого, сокрушенно рыдали. Положив с почестями в гроб досточтимое и многотрудное тело своего отца, братия провожали его псалмами и погребальными молитвами… Лицо святого было светлым, как снег, не как у мертвого, но как у живого или у Ангела Божия, показывая его душевную чистоту и награду от Господа за его труды.

Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца, написанное Епифанием Премудрым.


Сироты: общая забота вместо айфонов
2013-10-08 10:36
Чего не хватает насельникам наших детских домов и выпускникам этих учреждений? Об этом мы спросили у эксперта Общественной палаты России публициста Александра Гезалова

«За количеством мы не гонимся»
2013-10-10 10:02
О тонкостях монашеской жизни, о прошлом и будущем "острова монахов" рассказал настоятель Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Александр (Арва).

Библейские сюжеты — пушкинским стихом
2013-10-11 15:32
Петербургский поэт и переводчик Игнатий Ивановский предложил библейским авторам заговорить пушкинским стихом

Заброшенный и полуразрушенный
2013-10-14 13:33
Один из Покровских храмов находится в деревне Югостицы Лужского района Ленинградской области — бывшем имении «Световид» князей Белосельских-Белозерских.

15 октября — Благоверной княгини Анны Кашинской
2013-10-15 09:45
Анна Кашинская (†1368, слобода Вход в Иерусалим, пригород Кашина) — тверская княгиня, супруга святого князя Михаила Ярославича (он был казнен в Орде в 1318 году), одна из самых заметных фигур в монашеской жизни Руси того времени. В начале XVII века были открыты ее мощи, которые с тех пор остаются предметом неослабевающего народного почитания. Официально княгиня была канонизирована в 1650 году, но спустя 30 лет (уникальный случай!) по политическим мотивам деканонизирована. Вновь причислена к лику святых лишь в начале XX века. В 1909 году в Санкт-Петербурге была освящена первая в России церковь в честь Анны Кашинской (Б. Сампсониевский пр., д. 53). Теперь храм святой благоверной княгини Анны Кашинской является подворьем Введено-Оятского женского монастыря.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке
2013-10-15 09:51
В чем особенности нашего прихода? Ну хотя бы в его «географическом» местоположении: нас сложно назвать «храмом шаговой доступности», так как находимся мы на территории лесопарка, вдали от жилых районов. С одной стороны, это проблема, а с другой — особое благословение, ведь наши прихожане специально едут в свой храм иногда из другого конца города, большинство знают друг друга хотя бы визуально, и у нас не так много «прохожан». В основном, община собирается в субботу-воскресенье. К тому же летом все разъезжаются по дачам и в отпуска, а здесь появляются свои дачники. Но все равно у нас довольно активная приходская жизнь.


На каждый праздник мы готовим детское представление, фотоотчеты о них выкладываем в нашей группе «ВКонтакте». В интернете, вообще, происходит достаточно большая часть общения наших прихожан: многие сценарии обсуждаются детально онлайн, а потом, после пары репетиций, — получается праздник.


Для молодой общины, такой, как наша, очень важна богослужебная составляющая, вовлеченность в общее дело — Литургию. Все прихожане у нас учатся читать по-церковнославянски, остаются в субботу вечером, читают каноны. Нужно, чтобы каждый христианин чувствовал себя в храме дома. У нас есть одно интересное начинание: «братья-алтарники». Оно заключается в том, что мы привлекаем к службе в алтаре прихожан, активно посещающих богослужения и начинающих разбираться в службе. У нас нет «профессиональных», постоянных алтарников, «алтарят» прихожане, кто когда может, и я вижу пользу от этого, вижу, что люди начинают понимать смысл, суть и значение богослужения.

Вадим Иванов, прихожанин, ответственный за занятия с детьми во время богослужения
Когда меня первый раз благословили участвовать в богослужении алтарником, мои переживания были, конечно, огромными. Отношение к происходящему во время службы становится более осознанным. И даже если не вдаваться в высокие материи, то просто-напросто важно, что ты трудишься в храме. В частности, ради того, чтобы другие спокойно помолились. Вообще, наш храм так расположен, что надо приложить труд даже для того, чтобы добраться сюда. И если ты утром в выходной все-таки встал, доехал, то это уже значит не просто так…

Борис Соценко, регент
Изначально был задан такой вектор: так как храм воссоздан в древнерусском стиле — то и стиль песнопений должен соблюдаться. Но для большинства прихожан оказалось привычнее слышать обиходный распев. Так что сейчас довольно много сил тратится сил на подбор репертуара для нашего хора. Бывает, поем на службе древние песнопения, бывает, что достаточно простые обиходные распевы. Из-за того, что храм далеко, мы собираемся редко (а ведь нужно хотя бы один-два раза встретиться, спеться, объяснить каждому, кто что должен делать), а еще в таком камерном храме, как наш, любой разговор слышно, любой посторонний звук летит в уши. Так что нам довольно сложно. Но мне изначально было понятно, что здесь мало случайных людей, сюда приезжают именно те, кому приехать хочется. Сюда едут непосредственно для участия в службе. Вот и у нашего хора уже виден некий приличный уровень, ребята держат довольно четкий строй.


Татьяна Янцен, свечница
Мы приехали из Воркуты в Ленобласть пять лет назад, и сразу поняли, что в этот храм будем ходить: мимо него не проехать, он издалека виден. Потом так получилось, что когда после службы просили помочь: или убраться, или цветами украсить храм — один раз остались, второй, третий. А потом батюшка предложил поработать, и мы с удовольствием согласились, потому что в таком храме очень благостно трудиться и служить. Обычно в храмах больше пожилых, а сюда тянутся именно молодые люди: даже если они не воцерковлены, им хочется послушать отца Алексия, свою жизнь изменить именно в таком возрасте, когда обычно глупостей больше, чем хороших дел. Так что еще вот этим мне очень нравятся наши прихожане: тем, что они в таком возрасте уже пришли к Богу и приходят в наш храм молиться.

Андрей Михайлович Антонов, генеральный директор регионального благотворительного фонда «Покровский»
Эта церковь — 25‑главый храм с шатровой колокольней — возводится на месте утраченного уникального памятника русского деревянного зодчества, построенного в 1708 по рисунку-проекту Петра I. Нынешний храм — авторская работа академика Ополовникова, который в 1955–1956 годах снял замеры для него в деревне Анхимово Вытегорского погоста (сейчас это Вологодская область, город Вытегра). Но в 1963 году церковь сгорела. И когда у частных лиц появилась идея воссоздать храм, то Святейший Патриарх Алексий II благословил воссоздавать его под Петербургом, потому что деревня Анхимово довольно маленькая и содержать такую церковь там нет возможности. Мы долго искали место и в конце концов вспомнили проект 1972 года: парк под открытым небом, который здесь когда-то предполагалось создать, чтобы собрать в одном месте памятники деревянного зодчества Ленобласти. Проект так и не состоялся, а территория осталась. Выяснилось, что эти земли были дарованы императрицей Елизаветой Петровной ее духовнику, протоиерею Федору Дубянскому, который в XVIII — начале XIX века разбил здесь усадьбу.


На сегодняшний день здесь создается этнографический парк, принципиальное отличие которого от других музеев под открытым небом заключается в том, что все объекты в нем функциональны и используются по назначению. Воссоздавая эту церковь, мы старались воссоздать не только внешний облик, соответствующий той эпохе, но и внутреннюю жизнь. На сегодняшний день это уже происходит, здесь формируется приход. 


Подготовил Павел Ершов


В избранное