Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русские новости и аналитика

  Все выпуски  

Это неправильный мёд



Это неправильный мёд
2013-04-15 18:00 РУНА

«Бога Кузю» обвинили в оккупации православных ярмарок

В конце марта председатель комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов обратился к патриарху РПЦ с официальным письмом, в котором просит обратить внимание на модные в последнее время православные ярмарки. «Зачастую на этих публичных мероприятиях продается литература, не имеющая отношения к православию. Кроме того, осуществляется реализация пищевых продуктов сомнительного качества, выдаваемых, например, за "монастырские"», — говорится в письме.

В РПЦ, заслышав критику со стороны Госдумы, от связи с ярмарками решили откреститься. … А 12 апреля РПЦ и вовсе выпустила официальное заявление, в котором говорилось, что в основном ярмарками занимаются сектанты. Якобы большинство выставочных площадок захватила так называемая «секта бога Кузи».

Бог Кузя — это Андрей Попов, в прошлом называвший себя «владыкой Романом». В 2008-2009 годах деятельность Попова бурно обсуждалась на форуме сайта дьякона Андрея Кураева. До сих пор его активно критикуют церковные СМИ.

В РПЦ утверждают, что сектанты собирают с посетителей ярмарок деньги на молебны, но на самом деле никаких обрядов не устраивают. Попов забирает большую часть денег себе (благословившие выставку священники получают лишь крохотную долю), а записки с именами и целями молебнов выбрасывает. Он поясняет, что он сам — бог, с записками ознакомился, все уяснил… Какие могут быть претензии, раз информация дошла до адресата?

Может быть, это и абсурдно. Но с другой стороны — намного ли это абсурднее, чем перевозить записки в специальные учреждения, где специальные люди будут несколько раз в день упоминать имена заказчиков в обрядовом речитативе? Почему верить в РПЦ, поститься, целовать пояс Богородицы и участвовать в крестных ходах — правильно и похвально, а верить в Попова и вкушать «целебные монастырские колбасы» — вредно и глупо? Точно ли Попов ушел от изначальных положений христианства дальше, чем РПЦ? Или, может быть, РПЦ «составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России», а колбасы и заговоренные талисманы-иконки не составляют? Это сложный вопрос.

В XVIII-XIX веках церковь развернула масштабную кампанию по подъему уровня религиозной грамотности. В ходе опросов выяснилось, что даже некоторые сельские священники полагали, будто христианского бога зовут святой Николай. Еще чаще образ Николая отделяли от образа бога, но считали его более близким простым людям. Были распространены различные вариации сказок о том, как добрый Николай обманул злого бога, чтобы помочь бедному крестьянину. Кроме того, церковники отмечали высокую распространенность так называемого «обрядоверия». Это означало, что люди, ни капли не интересуясь догматами христианства, использовали церкви, иконы, свечи и прочие подобные вещи как своего рода магические артефакты.

Точно такая же ситуация наблюдается и сейчас: можно сказать, что исторические традиции в полной мере соблюдены. Очень мало кто из христиан всерьез изучает свою религию (чаще этим занимаются атеисты), соблюдает все необходимые правила и пытается сочетать свою повседневную жизнь с религиозными канонами. Большинству православных людей хочется иного: купить на ярмарке «монастырский мед» и «освященную шаль», заказать молебны против пьянства мужа и за замужество дочери, пожаловаться заседающему в одной из палаток священнослужителю или «православному психологу» на конфликты со свекровью.

http://lenta.ru



В избранное