Все живое на земле подчиняется одному, самому мощному инстинкту - инстинкту самосохранения. Все старается избежать смерти. Но есть инстинкт, который выше страха смерти. Это инстинкт защиты потомства. Любое, даже самое слабое, животное старается отвести опасность от своих детенышей и часто жертвует своей жизнью ради их спасения. Так у животных. А как у нас, у людей ?
Во время моей учебы в институте на истфаке, я писал курсовую о молодежном движении в Америке. Это была компиляция из статей наших политологов и зарубежных прокоммунистически настроенных авторов. Другого не было — информация тщательно фильтровалась. Естественно, что полной и объективной картины американского общества мы не имели, но зато о его язвах мы знали всё. Так вот, мне попалась статья американского ученого, который изучал проблему вырождения американских индейцев. Автора статьи я, конечно, за давностью
лет не помню, но классификация фаз деградации в памяти задержалась. Он делил вырождение на три стадии:
1-я: появляется осознание угрозы вырождения, но нет четко обозначенного желания народа сопротивляться этому — заболевание.
2-я: есть ясное понимание, что происходит вырождение, но нет воли, и уже сокращаются возможности сопротивления — собственно деградация — болезнь, но еще есть надежда на выздоровление.
3-я: уже нет понимания, что происходит вымирание — это смерть нации, сначала духовная, затем, возможно, и физиологическая.
В какой стадии вырождения находится наш народ, пусть каждый определит сам, но очевидно, что мы уже плохо понимаем, что с нами происходит, не можем осознать всю глубину пропасти, в которую мы рухнули после так называемой перестройки. Обвал в экономическом, но еще больше — в моральном и культурном смысле.
Заболтана и навязла в зубах фраза, но ведь и в самом деле: дети — наше будущее. Какой будет наша страна через 20-30 лет — «страной не дураков, но гениев...» или жрущих, пьющих и размножающихся скотов — сейчас еще зависит от нас, взрослых. Что могут дети? Они продукты и жертвы нашей воли и наших действий.
Есть острые молодежные проблемы, они на виду. Подростковые и даже детские: преступность, проституция, беспризорность, попрошайничество, проблемы здоровья, дезертирство и дедовщина в армии, материнство девочек, которые вчера лишь перестали играть в куклы, брошенные в родильных домах младенцы, имущественное расслоение, разочарование в традиционных ценностях семьи, общества, остервенелый эгоизм одних и ощущение ненужности у других и, как следствие: пьянство, наркомания, суициды — вот далеко не полный букет проблем
современной молодежи. Это острые, вопиющие проблемы, они невыносимы, как зубная боль, но это не смертельно, это еще можно лечить, было бы понимание ситуации и воля народа к выздоровлению.
Есть вяло текущие процессы, которые не очевидны и не ощущаются так болезненно обществом, но смертельно опасны для него, как рак общественного организма. Это системные разрушения. Это разрушение систем образования, воспитания и традиционной культуры.
Первым тараном, может быть, самым мощным, сокрушающим эти системы, являются средства массовой информации, а точнее сказать — средства массовой дезинформации. Телевидение, радио, печать. Идеологи от масскультуры, «мозговеды» внушают: свобода слова, свобода самовыражения — вот высшая ценность общества.
Мы, педагоги, утверждаем: высшей ценностью каждого народа являются дети — здоровые в физическом и нравственном отношении.
Творцы «голубого», во всех смыслах, экрана убеждают: «Не хочешь смотреть — не смотри! (Радио — не слушай! Книги, газеты — не читай!)». Так они, очевидно, понимают мою свободу выбора (хотя, прямо скажем, наше колониальное телевидение не отличается разнообразием). Это дело вкуса. Взрослый человек, получивший нравственное воспитание в семье и хорошее базовое образование в школе, способен отличить красивое от уродливого, он может выбрать. Дети же беззащитны от агрессивной пошлости и жестокости СМИ, у них не хватает
еще жизненного опыта, они смотрят то, что им показывают, а показывают им дрянь. (1 июня 2006 г. в 18.00 канал MTV показал мультфильм, в котором слово «говно» в течение 6 минут повторяется 100 (!) раз. Замечу: 1 июня — Международный день защиты детей.)
Мы, взрослые, должны защитить наших детей от информационного растления и насилия. Детская душа — это «tabula rasa», чистая доска для умного и доброго наставника, родителя, но не забор, на котором любой извращенец может писать все, что угодно.
Сейчас много говорят о мистическом даре предвидения Федора Михайловича Достоевского. В самом деле: он предсказал революцию и гражданскую войну в то время, когда, казалось, самодержавие было еще в пике своего могущества. В лице героев романов «Бесы», «Братья Карамазовы» он типизировал реальных современных ему бесов, не понимающих, презирающих и ненавидящих Россию. «Мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Одно или два поколения разврата теперь
необходимы: разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, себялюбивую мразь — вот что надо! А тут еще чтобы к свеженькой кровушке попривыкли...»
Можно сказать, это литературный вымысел гения. Но разве мы не «попривыкли к кровушке» и в жизни и на экране? Кого поражают факты дежурных сводок? Никого. Самое страшное то, что обыденно, потому что знаем: завтра будет еще хуже, еще страшнее. Чем развлекаемся? Детективами. Но ведь, если вдуматься, человек лишил жизни другого человека: взял то, что дал другому человеку Бог. И становится страшно. Федор Михайлович мучил Раскольникова, убившего, казалось, никчемную старуху-процентщицу вопросом: «Тварь ли я дрожащая
или право имею...»? Наказанием Раскольникова стала не грядущая каторга, а страх того, что нет у него божественного права судить и отнимать. В этом он публично каялся. В нынешних боевиках кровь льется рекой. И на улице льется. Рядом. Не страшно. Попривыкли.
Второй таран — это наша власть всех уровней, которая принимает законы и решения, разрушающие последнюю плотину, сдерживающую лавину зверства и хаоса. Эта последняя плотина называется — русская, советская школа. До сих пор, несмотря на 15 лет перестройки, наша школа не утратила славу лучшей в мире. Наши дети побеждают на многих международных конкурсах и олимпиадах с большим отрывом.
«Мозги» наши ценятся во всех самых «цивилизованных» странах, их воруют и скупают, потому что это дешевле и легче, чем создать собственную продуктивную систему образования. В 70-х годах в Америке проводились сравнительные исследования качества знаний американских школьников с качеством знаний школьников советских. По итогам анализа был подготовлен доклад, который лег в основу обращения Президента к сенату о национальной безопасности США. Доклад назывался: «Что знает Иван и чего не знает Джонни?».
Это был триумф нашей школы, мы гордились этим так же, как первым спутником и первым космонавтом. Американцы сделали выводы, вбухали в образование огромные деньги и кое-чего достигли, хотя и сейчас американская система среднего образования ниже среднего. Для этого, как оказалось, недостаточно вложить деньги. Нужно создать свою технологию передачи знаний, разработать методику, но и это не главное. Нужны свои Ушинские, Макаренко, Сухомлинские, Амонашвили, Никитины, нужны традиции, нужен другой, более плодородный,
культурный слой.
Что же делают наше правительство, наша Дума, наш Президент? А вот что: в Думе готовится к принятию новый закон, в котором образование перестает быть в числе приоритетов государственной политики. Страна, которая экономит на образовании, разорится на тюрьмах. Кто голосует за такие законы? Те, кто не знает свою страну, не верит в нее и не любит. Вот настоящие современные «бесы» — без рода, без совести, без памяти. Государство борется не с детскими проблемами. Оно борется с нами — учителями.
Третий таран, сокрушающий нашу культуру, — это наша элитарная интеллигенция, в подавляющей массе своей московская и питерская, кормящаяся возле искусства и педагогики, воспитанная на западных «ценностях», духовные наследники Смердякова. (Лакей Смердяков из «Братьев Карамазовых» — нарицательный тип. Все ненавистно лакею в России — сама она, ее история, обычаи народа, поиски идеала. Жалеет лакей, что Наполеон не победил Россию, что «умная» нация не победила «глупую» нацию. О смердяковщине, как явлении, писал Достоевский
еще в подготовительных материалах к «Бесам»: «Судорожная ненависть к России. Если случится факт к хвале русскому народу, то их уже коробит. У них сейчас-то и начинается старание унизить факт, измельчить его до ничтожности, напомнить о всех недостатках»).
Нет ничего великого, значительного в нашей стране, в нашей истории — внушают нашим детям «смердяковы». Это они — авторы современных учебников по истории, в которых измельчаются факты, показывающие героизм, трудолюбие, ум и талант великого народа, создавшего державу, вместившую «шестую часть земли с названьем кратким — Русь». Это они, «смердяковы», составляют программы по литературе, из которых убирается всё самое душевное, русское — о чем можно было бы сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!». Не пахнет.
Пахнет воровством и предательством.
Это — каста юбилейных тусовщиков, не сходящих с экрана. Всё высмеивают они. Карусель лицедеев в праздники и в будни крутится на сцене, сменяя маски, юродствуя на поминках. В воюющей стране, в которой не всякий ребенок сыт, в которой защитники Родины собирают милостыню у прохожих, в которой девочки бегут из бедствующих пьяных деревень в городскую «сладкую» жизнь — в манекенщицы, а становятся проститутками, в древних городах которой смертность уже превысила рождаемость, в которой чуть ли не самая доходная профессия,
после элитарного журналиста и гробовщика, — профессия шута. Это их пир. Пир во время чумы. «Сатана гулять устал...»
Мало, очень мало современных детских фильмов, песен, передач, как будто у нас и детей уже нет. На экранах, книжных развалах торжествует воинствующая пошлость телесного цвета. Нет высокого! Ныне «герой нашего времени» для мальчишки — не космонавт, не воин, не спортсмен, не врач, не ученый, не художник, а бандит Белов из «Бригады». Так воспитали его «смердяковы» — у них пока сила, деньги, власть. Но приходит понимание, кончается терпение — может, это первые признаки выздоровления? Пока мы еще учим детей разумному,
доброму, вечному. Стоит русская школа. Что будет завтра?
«Homo sapiens — человек разумный, животное из отряда приматов...»