Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Политобзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Политобзор


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Политобзор, 19 мая 2006 г.
Королевство имиджевых зеркал

Можно ли объесться пиаром?

Недавно довелось слышать определение того, что ж такое «креативная экономика». Говорят же, что креативная экономика – наш будущий свет в окошке. Откуда же светит? «Экономика, где базовым предметом производства становится имидж». После такого определения грустно и за экономику, и за креатив. Если последний хоть как-то соотносить с понятием «творчество».

Белое и черное

Есть такая поговорка, что любой, кто не может объяснить смысл своего дела семилетнему ребенку, – шарлатан. Хороший имиджмейкер – не шарлатан. Семилетний ребенок вполне поймет, чем занимается дяденька, если профессию перевести на русский как «мордодел». «Дяденька помогает богатым дяденькам выглядеть лучше, чем они есть». Ну вот ты, Ванечка, шкодник, двоечник и обалдуй. А можно всем рассказывать, что ты умница и примерный. И если все поверят, что ты умница и примерный, ты дашь рассказчику три конфеты. А высший шик – научить двоечника десять секунд говорить как отличник. А если он научится говорить как отличник всегда? В таком случае с ним поработали уже воспитатели, а вот если только десять секунд, – это работа пиарщиков.


Королевство имиджевых зеркал (http://www.pr-internet.ru/images/man.gif)

При этом еще вопрос, чья функция демоничнее – Черного Пиарщика или Белого. Допустим, что политик имеет 17-летнюю любовницу, в компании забивает косячок и крадет примерно 10 тысяч долларов в месяц. В чем функция пиарщика Черного? Донести до народа, что любовнице 14 лет, что с травки наш политик переходит на героин и крадет он по 100 тысяч долларов. То есть можно врать, а можно играть на уже наличных грехах, – последнее и проще, и действеннее, и для человека, конечно, обиднее. А Белый пиарщик доносит, что это не политик, а как минимум реинкарнация святого Серафима Саровского, главный грех политика – год назад ковырял в носу. И кто, спрашивается, из двоих мордоделов манипулирует отвратительнее?

Если же отойти от наивных примеров, то главная функция пиарщика – сбить нормальный мониторинг функционала. Обработанный имидж – это, прежде всего, крен адекватного восприятия. Можно быть эффективным менеджером, можно быть патриотом. А можно быть чертом в ступе, но выстроить свое восприятие как менеджера или как патриота. Есть кодовые слова и фразы. Помимо словаря, есть типовые реакции, есть, наконец, даже внешность. «Подберите мне очки под правого либерала». «Мне, пожалуйста, стрижку под патриота». «А мне – костюм крепкого хозяйственника».

Видные привидения

Ну вот, допустим, был такой страшный сон либеральной общественности – русский генерал и националист Александр Лебедь. Каковы же главные деяния националиста? Перешел в 1991 году на сторону Бориса Ельцина, развернув оружие против ГКЧП – сторонников сохранения СССР. Это раз. Командовал в Приднестровье армией, гасившей конфликт. Два. В 1996 году, ведомый Чубайсом, Березовским и прочими интересными людьми, – продлял полномочия Ельцина, а фактически – этих интересных людей. Три. Наконец, подписал Хасавюртовский мир – фактическую капитуляцию перед Чечней. Четыре.


Александр Лебедь (http://region.krasu.ru/files/lebed_0.jpg)

Дальше был поход на Москву через наш заснеженный край и уже ничего значительного… Но из четырех заметных деяний три (кроме второго, разумеется) – вполне достойны Валерии Новодворской! Лебедь, может быть, и неплохой – но как «русский националист» он может иметь в зачетке лишь «неуд.». А вот по либеральным критериям это вполне приемлемое «хор.», только где генерал – и где либеральные критерии?

Еще были такие «крепкие хозяйственники». Тип, возросший между социализмом и капитализмом. Они же «красные директора», варившие на госсобственности свои частные дела. Именно на их господство приходится страшная разруха конца 80-х – начала 90-х. Достаточно вспомнить Норильский комбинат эпохи Филатова. И что же? Именно эти соавторы производственного упадка больше всех вещали от лица «производств»!

Есть «вождь маргинальных толп» – Владимир Жириновский. Все верно, только, во-первых, не вождь, во-вторых, не толп, в-третьих, не маргинальных. А выразитель интересов очень небольшой прослойки очень влиятельных лиц. То есть вполне себе правый консерватор, умеренный и предсказуемый. Достаточно посмотреть, как голосует в Думе фракция ЛДПР. При этом не утверждается, что Жириновский плохой. Наверное, правые консерваторы тоже в природе нужны. Просто есть реальность, и есть пиар. И так далее. В начале двадцатого века люди, похожие на кадетов, – были кадетами. Похоже на эсдеков, – эсдеками. А похожие на монархистов что-то делали для монархии. В начале двадцать первого правит бал политика имиджей. «А не побыть ли мне шесть месяцев левым экономистом с право-патриотичным уклоном? Сейчас таких отоваривают».


Королевство имиджевых зеркал (http://www.pr-internet.ru/images/man.gif)

Смысл и кока-кола

До полноценной экономики имиджей Россия в целом не доросла. Но самым продвинутым сегментом вошла туда плотно. Слой людей, которые туда вляпались, ширится. Можно ведь купить себе телевизор, чтобы он хорошо показывал. А можно купить себе брендовый телевизор компании «Икс», поскольку мессидж маркетинга компании «Икс» совпадает с базовыми установками твоей референтной группы. Ну, скажем, «свободный полет новых открывателей мира». Мало тебе «полета» и «открывательства». А купил телевизор – и все, «полетел», куда надо. Вместе со всем – «целевой аудиторией» и «референтной группой». Счастливого мессиджа!

Однажды Ефим Островский, пиарщик и доктор философских наук, обронил в ответе на мой вопрос: «Сколько смыслов принесла в мир кока-кола…» И далее – о совмещении потока товарного, медийного и смыслового. Полный Пелевин. Полное «Поколение Пи». Люди, причастные смыслу по кока-коле, – покруче, чем пресловутые «учащие философию не по Гегелю».

Вектор процесса в том, что люди рано или поздно забудут, что утюг – это просто утюг, предмет такой, чтобы гладить. А пиво – просто пиво, вкусное или не очень. Оно может различаться по вкусу, но игра на то, что пиво различно по имиджу: пиво для экстремалов, пиво для радикалов, пиво для интеллектуалов. Пиво «бандитское», пиво «школьное», и так далее – пока таких сортов нет, но дело к тому.

В итоге знак предмета замещает сам предмет, будь то экономика или политика. Вместо демократии – ее знаки, вместо государственности – то же самое. Знак либерализма успешно воюет со знаком державной мощи, хотя в стране ни первого, ни второго… Товары – те же знаки. Знаки комфорта, знаки успехи, знаки счастья и почти что спасения души. Например, «йогурты для тех, кто живет не зря». Знаки на обед и знаки на ужин. На любой вкус. От обжорства имиджами рано или поздно наступит интоксикация. Но это не проблема тех, кто занимается имиджевыми стратегиями.

Александр Силаев

Александр Силаев


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное