При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Интересное по теме: общество, политика и экономика" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей |
NEWSLAB.RU - Политобзор, 10 ноября 2005 г. |
ОМОН внутри нас
Онтология террора: мир все опаснееВот когда говорят, что «повышены меры антитеррористической безопасности», – говорит это о повышении качества нашей жизни? Вроде бы говорит: чего-то повышено и улучшено ради нас. Однако зададимся подлым вопросом: говорит ли фраза «производство гробов повышено в три раза» – об улучшении того же качества жизни? С одной стороны, так можно отчитываться: сферой ритуальных услуг чуть-чуть подрос ВВП. С другой стороны, данный индикатор нам говорит: в три раза выросла смертность. А это уже совсем другая отчетность. Сектор экономикиСовсем уж простой пример: администрация края охраняется ныне не в пример лучше, чем в девяностые годы. Одно время туда мог зайти вообще любой человек. Потом милиция, еще в девяностые, стала фильтровать народ и пропускать избранных. Любой журналист, впрочем, в избранные входил: для проникновения внутрь хватало «корочки» любого сотрудника любой редакции. Потом, в дополнение к «корочкам» номер раз появились «корочки» аккредитации. Потом явился пост с «рамкой» и досмотром твоего портфеля. Можно утешаться лишь тем, что чиновники и депутаты обязаны точно так же предъявлять свой «багаж». Какое по этому примеру делается заключение? На поверхности – «усилены меры безопасности» (с подразумеванием, что раз чего-то усилено, то жить в целом стало лучше и веселей). На втором плане – один из двух выводов, и оба плохие. Либо версия номер один: власть более отдалена от народа, чем десять лет назад. А если нас убедят, что меры оправданы, что это действительно «безопасность»? Вывод еще хуже: насилия в обществе стало больше. Мы говорим о полицейском строе в СССР. Однако людей в форме на демократических улицах стало больше. К органам добавилась вторая армия – частные охранные структуры. Без охранника сейчас может обойтись разве что захудалый ларек. В любом уважающем себя магазине, кинотеатре, клубе – форменный человек на входе. Двери уважающих себя контор оборудованы электронными замками и видеокамерами. В элитных домах меры безопасности – те же охранные люди, та же электроника – включены в цену квадратного метра. ![]() Что это? Можно отчитаться о новой сфере экономики и радостно вписать ее миллиарды в ВВП «возрождаемой России». Однако по гамбургскому счету это та же отчетность, что с производством гробов. Можно плюсовать в ВВП, а можно видеть тенденцию. Охранники в каждый маркет, телекамеры в каждую дверь – все это не для понта. Раз ставится – значит, надо: капитал верен себе и считает каждый рубль. И это страшно: что за мир, где маленькие частные армии – из числа предметов первой необходимости? Виктор Астафьев обличал ужасы советского строя, а в итоге жизни обронил: «Я приходил в добрый мир, а ухожу из мира злого и жесткого…». ХХI век и шпанаНасилия стало больше – тезис раз. Берем статистику уголовных преступлений. Это фиксирует вершину айсберга рассеянно-повседневного зла – на одно регистрированное дело десяток неучтенных разбитых лиц и мелких хищений, сотня матерных оскорблений, тысяча мелких обид на работе, дома, на улице. В начале века – рассказывали старые родственники – в их деревне считалось некрасивым закрывать дом: нормальные люди верили в нормальную честность ближнего. В 1960-е годы убийство было региональным ЧП, о серийном маньяке докладывали лично руководству страны. Хрущев брал «под личный контроль» бытовое убийство женщины в Ленинграде. Не то чтобы Хрущев был великим сыщиком – пример показателен в плане исключительности смертоубийства. Поколение людей, рожденных тогда, готовили к обществу, где убийств не будет вообще. И много чего не будет. Какие «тяжкие телесные» или «хищения в особо крупных размерах» – в том мире, что описывали братья Стругацкие? Ныне в большом городе норма – несколько убийств на неделе. Что в основании айсберга – каждый имеет про это собственный опыт. ![]() Нет оснований полагать, что насилия будет меньше, – тезис два. Это называется «линейная экстраполяция». Система, при прочих равных, движется, куда двигалась, – прямолинейно и равномерно, как социальное выражение первого закона Ньютона. Если накопленное таким образом количество станет совсем уж несовместимо с жизнью, система обычно переходит в иное качество. Картинка на тему. Рассказывали такой случай. Остановили как-то юные гопники кучку юных ролевиков. «Щас, – сказали, будем вас бить». – «Но за что?» Ребята пытались найти какое-то понимание. И вот устами темной шпаны высказал себя, кажется, сам Абсолютный Дух. Обычно он выбирает, чтобы поделиться правдой исторического момента, какого-нибудь философа, Георга Гегеля, например. Но тут исторической правде Абсолютного Духа подвернулась шпана. «Сейчас, – сказал гопник, – не девятнадцатое столетие. Двадцать первый век на дворе». В устах пацана объяснение – зачем надо бить прохожих – было исчерпывающим. Ролевики – ребята не промах, мечи с собой были: отмахались тогда. Осталась пара синяков. И правда исторического момента. Имени Оруэлла…В конечном счете, все войны – лишь сгустки обыденно-бытового зла, если на ученом сленге – амплификация. Что делать именно на микроуровне? Силовик будет плох, если не скажет – усиливать все виды полиции: явную, тайную, добровольную. Это его профессиональное. Однако, если общество полагает, что с рассеянным насилием борются только так, путем легального централизованного насилия, – хана обществу. Отвечать на усиление спонтанного зла строго симметричным усилением структурного подавления – неизбежно. Но так мы движемся к миру, где режимы двадцатого века окажутся сахаром на старинном блюдце. Можно поставить городового на каждый угол. Ввести комендантский час. Довести число камуфляжных до половины мужского населения. Снабдить приборами наблюдения любой перекресток. Можно довести контроль до предела, вживив людям чип на десницу и код в мозги. Или, как в «Заводном апельсине», химически давить агрессивность вместе с витальностью. Или просто – прописать возможные поведенческие форматы, и далее: «все, что не разрешено – запрещено». Это худший вид тоталитаризма, хуже сталинизма, даже и гитлеризма: контроль ради контроля, лишенный всех идеологических оправданий. Как говорил один персонаж Оруэлла: «Нога, вечно стоящая на горле». При этом – никакого идейного флера. Даже у фашистов он был: какая-то апелляция к высшему. А здесь: нога на горле – и все. Почему? Потому что нога. Чисто технологическое господство, изжившее последний смысл вместе с последней идеологичностью. ![]() «Бог умер»У Пелевина в романе «Чапаев и Пустота» ученый человек, закусывая галлюциногенным грибочком, объясняет бандитам у костра, что такое совесть. Он называет это «внутренняя милиция». Один бандюган, повторяя умственный путь Родиона Раскольникова, спрашивает: «А если этого внутреннего мента грохнуть?» – «Тогда, – отвечает ученый человек, – к тебе придет внутренний ОМОН с внутренним прокурором. Засадят тебя во внутреннее СИЗО. И знаешь, сколько тебе сроку дадут за мента-то?» – «А если и ОМОН с прокурором грохнуть?» – «Ну, даешь, братан… Тогда тебе «вышка». Внутренний президент введет внутренние войска. И тебя шмальнут из внутренних танков». В принципе, с Раскольниковым так оно и случилось. Но с Раскольниковым оно было в девятнадцатом столетии. Сейчас двадцать первое. Хочется верить пелевинскому персонажу, но… что-то подсказывает, что можно грохнуть и внутренние войска. Революция – и нет президента. А что тогда есть? Философ Фридрих фон Хайек писал, что полное освобождение человечества приключится, когда оно атомизируется до конца. Отринув в «расширенном порядке» устарелые добродетели «малой группы» (это его термины). В частности, альтруизм относим к таким пережиткам. «Расширенный порядок» работает четче, если все общинные чувства в макромире разрушены. Совесть – средневековая общинная штука. Ее действительно можно изъять, определенным образом настроив культуру. Нигилизм – когда совесть в массе населения добита окончательно. Как же тогда управлять атомизированными людьми? Только чистым насилием: экономическим, политическим и, в конечном счете, полицейско-военным. Возвращаясь к пелевинским бандитам: «Знаем мы автоматическую регуляцию рынков… Когда надо – автоматическими, когда надо – и одиночными». Называется: привет либералу фон Хайеку от русской братвы. В какой-то момент развития цивилизации «Бог умер»: свобода отменила все, что могло ее ограничивать. Христианство впервые в истории вырастило расу настолько свободных людей, что они осмелились «убить Бога». Свято место осталось пусто. Какое-то время там обреталась мораль, пуритане на Западе, коммунисты на Востоке. Однако процесс идет, маховик раскручивается, новый этап добивания ценностей называется «постмодерн». Не уцелеет ни мораль снаружи людей, ни совесть внутри. Восстановить утраченное – это как восстановить девственность. Невозможно. Невозможно «родиться обратно». Если община распалась, ее не вернуть. Распадается институт семьи – обратно ему не собраться. Если «внутренний ОМОН» умер, то реанимации это не подлежит. Далее те ограничители, что были внутри и не воспринимались человеком как тирания, могут быть заменены только внешней тиранией. Которая воспримется как она есть. Вместо конца светаАпокалипсис? Чтобы не быть «пораженцем» (по смешной терминологии движения «Наши»), добавлю несколько строк. Далее либо Освенцим, либо… такой мир, в котором «все средства усиливают только добро, и ничто не усиливает зло, однако, не подавляя его». Все средства – техника, логика, право, экономическая и политическая модель. Это сложно. Попробую пояснить. Вообразим себе сказочный топор, которым можно построить дом, но невозможно убить ближнего. Все наши социальные инструменты должны иметь свойства этого топора. Внутренний ОМОН, убитый и похороненный, можно заменить только так. Тогда все к лучшему. Тогда прекращается спор Бога и Люцифера. О чем он, в сущности, был? Что хотел сказать восстанием совершенный Архангел? «Если ты сотворил нас абсолютно свободными, то абсолютно свободный может выбрать и абсолютное зло. Или нет? Или Бог шулер?». Совершенный Архангел пострадал за вполне закономерный вопрос. Ответом на него может быть целый мир – без зла, но не без свободы. Больше, чем коммунизм. Мир, в котором обнимутся Дьявол и Господь Бог и никто не уйдет обиженным. Путь к нему – умопомрачительная социальная инженерия, до которой наши политики и наши политологи близко не доросли. Непонятно, чего имеется в виду? Тогда – пожалуйста, в Освенцим. ![]() Александр Силаев Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме » |
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru. |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.politobzor Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||