Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Политобзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Политобзор


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Политобзор, 3 августа 2005 г.
Большие парадоксы малых властей

Положение с легендарным законом № 131 сейчас такое… амбивалентное, если ученым сленгом. А понятным языком если? Это сложно, ибо понятности сейчас нет, и, прежде всего, на федеральном олимпе. Перед уходом на каникулы Дума в первом чтении все же приняла к закону поправки. Согласно которым регионы могут отложить реформу местных властей с 1 января 2006 года до 1 января 2009-го. Если захочет (а большинство захочет). Вот это первое чтение уже породило массу разночтений.

Федеральное бессознательное

Консенсуса нет в самой Думе. Одни говорят, что по осени атака на закон усилится. И его, скорее всего, отменят совсем. Может быть, сделают это в корректной форме: позволят регионам выбирать, по какому закону им жить. Или пообещают вернуться к закону о местном самоуправлении в 2009 году. Без всякой гарантии, что у кого-то окажется столь долгая память.



Другие депутаты, наоборот, сетуют на недопустимость «игр с законом». Принят он был осенью 2003 года, на подготовку отводилось три года «с хвостиком». Кто не успел – опоздал. На реформу МСУ уже завязаны различные кодексы (Налоговый, Жилищный, Градостроительный), под нее идет бюджетный процесс. Председатель комитета Госдумы по вопросам МСУ Владимир Мокрый на стороне ортодоксов: «В том виде, в каком поправки приняты в первом чтении, во втором принимать нельзя. Иначе у нас получится разрыв правового поля! Один закон приостановить невозможно». Не исключено, что по осени наших цыплят посчитают так, что от поправок вообще ничего не останется…

Может быть, слово за президентом? Однако слово президента, как повелось, обтекаемо до крайности. Вроде бы в июле Путин согласился: часть полномочий, отчуждаемых от региональных властей в пользу МСУ, стоило бы отдать обратно. Сделать, как было. Однако непонятно, какую часть. И что это вообще – общая фраза, мелкие коррективы, спуск реформы на тормозах? Путин предложил Думе угадать его мысли, залезть в некое бессознательное. Но Дума угадала по-разному. Пока сторонники реформы ратуют за «последовательность власти», противники считают дыры. Во-первых, даже границы муниципалитетов не везде ясны, еще сложнее поделить имущество: что отходит муниципалам, что регионалам. Во-вторых, сейчас очевидно, что в ряде регионов местные бюджеты «зависнут». Свобода будет – ресурсов на нее не хватит. В-третьих, придется раздувать штат муниципальных чиновников. На 100–150 тысяч человек (по самым скромным оценкам).

Шишки власти

Так дело обстоит по России в целом, однако «спустимся» в край. Федеральные сомнения его не терзают. В России число муниципальных образований должно было вырасти 1 января более чем в два раза, придется избирать новые советы и новых глав – у нас уже все нарезано и все выбрано. В регионах не знают, что такое поселковый бюджет, – в крае это обычная практика. Федеральные программы по обучению муниципалов, дай бог, массово заработают к концу года. В крае кадровая работа уже идет, несколько тысяч служащих подготовлены и т.п. Так что, независимо от московских веяний, край ныряет в новую жизнь с 1 января. Если думские поправки «зарежут» – в общем строю. Если их разовьют и углубят – в роли пионера.



Здесь, правда, возникает первая закавыка: часть страны будет жить по новому закону об МСУ, часть – по закону от 1995 года. Приятно быть в авангарде, но как-то оно чудно… Впрочем, за такую дифференциацию многие эксперты. Говорят, что большой стране слом общего аршина только на пользу.

Многие чудеса ждут нас и в самом законе. Может, они обернутся каким-то благом. Но первым в глаза бросается парадокс. Допустим, такая штука: разделение градоначальника надвое. По новому закону будет глава муниципального образования. Это тот, которого выбрало население. Или тот, которого выбрали из своего числа депутаты (есть и такой вариант), тоже, правда, выбранные населением. И будет глава администрации. Это тот, который администрацией руководит, однако население его не выбирало. Формально, конечно, главнее глава образования. Однако вполне возможно, что реальные рычаги управления окажутся у мэра № 2, у главы администрации. А может, того забавнее, пойти война ветвей власти. Или, учитывая местный масштаб, скорее шишек власти.

Откуда вообще берется глава-дублер? Тоже выбирается, но по хитрой схеме. Сначала создается комиссия. Одна треть членов от губернатора, две – от местного Совета. Это комиссия рассматривает кандидатуры, кого-то отбирает. Окончательное же решение – за местным представительным органом.

По мнению Сергея Пономаренко, главы управления по госстроительству и местному самоуправлению, ничего страшного не грозит. Два начальника будут соотносится друг с другом как президент и премьер. Какие подмены и конфликты? Фрадков, что ли, конфликтует с Путиным? Но даже если местные шишки власти останутся на отведенных местах… маленький вопрос не исчезнет: зачем их все-таки две? Неужели ради того, чтобы все было «как у больших»?

Хобби: депутат

Еще одно новшество: в городах фактически исчезает статус профессионального депутата. Это тот, кто занимается депутатством основное время и получает за это деньги. Таких, по новому закону, должно быть не более 10 процентов от общего числа. То есть на представительный орган из 15 человек «профессионал» будет лишь один, если же в Совете 9 человек – уже ни одного. На Горсовет Красноярска платных депутатов останется 3. Остальные будут решать судьбы города в свободное от работы время.



Такая мера, наверное, оправдана на селе. По новому закону представительный орган нужен везде, где затруднен «общий сход граждан». Конкретно: в любом поселении, где более ста избирателей. Понятно, что деревня в двести душ не может кормить свой мини-парламент. Слишком это роскошно. Но большой город вообще-то может, если он заинтересован в качестве депутатов. На волонтерской основе в Совете могут собраться либо святые, либо коррупционеры, либо городские сумасшедшие, либо нормальные и знающие, но… сугубо частью своих талантов. Сомнение лишь в делегате от святых, а так – все эти группы будут представлены. Одни будут «пилить бюджет», другие биться с масонами, и всем будет хорошо.

При том в Заксобрании, наоборот, зарплаты растут стабильно. Идефикс депутатского корпуса – народный избранник должен получать на уровне зама губернатора. Законы, принимаемые в ЗС, наверное, все же сложнее нормативных актов муниципалов. Но сама идея, что депутат-профи возможен лишь на уровне региона, – странна именно в свете реформы, ее пафоса «власти снизу».

Александр Силаев

Александр Силаев


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.politobzor
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное