Краевое Заксобрание собирается на каникулы. Провожать можно разными комментариями. Допустим, посчитать: сколько стоит отдых каждого депутата, где его лечат, на чем возят и т.д. Это, конечно, интересно, но… по сравнению с Думой цифры все равно вопиюще бледноваты. Спросим не о «бантиках»: а чего вообще ЗС такое? как работает? чем чревато? В сравнительном анализе с Думой.
Сравнительный анализ – верный прием. Когда колеблешься описать, что такое А, его сравниваешь с Б, и можно говорить бесконечно. На примере Госдумы хорошо видны две беды, подстерегающие парламент. Причем любой.
Сцилла и Харибда
Первый диагноз – «клинч оппозиционный». Это когда парламент настолько оппозиционен иным ветвям и внутри самого себя, что работать эта штука не может в принципе. Это машина войны и самоуничтожения. Пример – российский парламент образца 1990-х годов, начиная с расстрелянного Верховного Совета (это противоречие сначала двинуло Ельцина из своих рядов, а потом было двинуто им из танков). Второй диагноз – «одобрямс полный». Это то, в направлении чего наша Дума мутировала. 1993, 1995, 1999, 2003-й – каждые выборы давали все более подконтрольный итог. На последних вопрос стоял лишь о том, чьим отделом будет Госдума – ЮКОСа или Администрации Президента…
Здесь мы видим редкий повод для гордости: край впереди России. Обе болезни делают законодательный орган излишним на грани вредности. Обе болезни ухитрялись почти обходить Заксобрание. В чем же иммунитет?
Что до «одобрямса», то гарантия от этой хвори – в самой специфике избирательной машинерии региона. Во-первых, тут всегда были «независимые депутаты». Сильные персоны, прошедшие в ЗС вне кланов и блоков (на федеральном уровне время одиночек давно прошло). Во-вторых, здесь более мягкое понятие «фракции». Это скорее площадка некоего обсуждения, нежели по-армейски четкое подразделение. Новый закон о выборах, устраняя возможность местных избирательных блоков, неизбежно делает наш парламент более «гладким», это так. Но представить себе федеральный случай – две трети депутатов прошли от одного центра и голосуют по отмашке оттуда – в местном случае трудновато. Инструментом в руках одного человека, одной партии, одного центра силы – ЗС никогда не было и не будет. В немалой степени оттого, что такую сверхзадачу тут никто и не
ставит…
Демобилизация
Однако, помимо машины для нажимания кнопок, любой парламент может быть еще и машиной войны. Что ж, было. Чрезвычайщина романтична. Вспомним период Лебедя. Заксобрание образца 1997 года состояло из трех групп: «зубо-уссовцев», коммунистов и «лебеде-быковцев». Лебедя это Заксобрание запустило в край, но затем стало себя вести как подмосковные партизаны с армией Наполеона. То в маршала пальнут, то обоз отобьют, то еще чего… Двум первым фракциям война полагалась просто по статусу, третья группа разбилась по личным понятиям (Зубарев, допустим, был все-таки быковский, Нельзин все-таки лебедевский и т.д.). Две с половиной фракции били оккупационный режим, генерал отмахивался: дескать, «мелкие людишки».
Выборы 2001 года послабления Лебедю не дали. На выборах победил заточенный на войну блок «Наши» вместе с дружиной имени Анатолия Петровича. В ЗС тогда оппозиционеров исполнительной власти это было большинство. Усс, драматично, без гарантии, избиравшийся спикером в январе 1998 года, идет в спикеры уже триумфально.
Однако такое состояние все-таки исключительно для ЗС, Госдума же пребывала на фронте все 1990-е годы, с криком и тасканием оппонента за волосы. Заметим еще: до федерального уровня хамства местные деятели не опускались…
Тот же Александр Усс, показавший себя в 1999-2002 гг. стратегом войны, сам себя демобилизовал с фронта. Сейчас играет роль скорее голубя мира. Заметим, что из функции спикера бытовое «миротворчество» следует напрямую… Что такое вообще – спикер? Что значит – управлять депутатами, не имея власти отдавать приказы каждому по отдельности и всем вместе? Не имея под собой, как сейчас говорят, «вертикали»? И зачем вообще – управлять? Взрослые же люди…
Подопечные
Войны кончаются – коммандос всегда остаются. Не обязательно это люди, готовые дебоширить содержательно, по несходству политического «кредо», по модели «красные – белые». Подчас это огрех формы: у ряда депутатов ЗС просто личностные особенности. Им надо говорить громко, на тонкой грани между полемикой и истерикой. Они рождают смешные неологизмы. И, кажется, готовы давить любого, кто, с их бывалой колокольни, менее компетентен…
Забавно видеть, как спикер увещевает своих «подопечных». «Полчаса занимаемся, извините, бредом», – вздыхает Усс с возвышения. Легитимный способ рвать бред – доводить любое препирательство до вопроса, на который можно ответить либо «да», либо «нет». И быстренько ставить назревший вопрос на голосование. Такое право у спикера есть, не будь его, диалоги длились бы по полдня, с неизбежным сползанием в «ты меня уважаешь?». В конечном счете все, наверное, уважают всех (слишком долго они вместе), но работа ЗС как непрерывная сессия без перерыва на сон – фантастика уже черная. И чтобы до нее не дошло, на возвышении должен кто-то сидеть.
Получается своеобразное, назовем его, модерирование. Чем модератор отличается от администратора? У последнего есть властный ресурс, признанная способность давать приказы. «Иди сюда, говори то, а ты вообще замолчи».
Модератор по природе мягок и нежен. Он первый, но почти среди равных. Он должен направлять разговор, не программируя его заранее. Болеть даже не за содержание полемики – но за форму. В конце концов, содержание закона – коллективный плод Законодательного собрания, а дрязги на пути к нему, время принятия, аккумулированные претензии – ответственность практически одинокого спикера.
В принципе, стратег войны переквалифицировался. Почти, в соответствии с классикой, в управдомы. В новой роли Усс устраивает и коллег, кроме, быть может, наиболее ретивых из подопечных. Иное крыло «Серого дома» тоже не в особой претензии – баталии 2001-2002 годов позади, а депутатский корпус приятнее видеть более или менее структурированным. Без особых коммандос.
Что до более простых смертных, те могут заниматься сравнительными анализами. С удивлением находя, что ЗС, конечно, не подарок в обертке, но… явно ближе к пресловутому «парламентаризму» – нежели Дума, Горсовет Красноярска и прочие схожие заведения.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.