Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 11(127)


N11 (127)  Нефтяное обозрение
14-20 августа 
2006 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/06/oil-0633.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2006 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/06/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Россия
Компания "Транснефть" наращивает темпы. Аварийных разливов нефти

По имеющейся у нас информации, в материалах, подаваемых к общественным слушаниям по различным участкам маршрута трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" компания "Транснефть" продолжает утверждать, что на ее магистральных нефтепроводах достигнут фантастически низкий уровень аварийности - 0,04 случая на 1 тысяч км в год. Все наши попытки сказать, что это, мягко говоря, не так, пока успеха не имели.

Понятно, что разливы менее 15 т нефти, согласно действующим инструкциям, не чрезвычайные ситуации, а нормальная производственная деятельность российских нефтепроводчиков. Но, с другой стороны, кто даст гарантию, что действительно, разливались скромные несколько тонн, для уборки которых почему-то привлекаются десятки единиц техники, а не гораздо больше.

Понятно и то, что в статистику разливов не хочется включать последствия незаконных врезок. Но ведь природе все равно, разлилась ли нефть законно или нет. Кроме того, как говорил классик, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Похоже, Россия окончательно решила оказаться в числе нефтяных держав, где наличие нефтепровода просто неизбежно ведет к незаконным врезкам или взрывам и другому вандализму. Пока еще не совсем как в Нигерии или Колумбии, но уже похоже.

Ниже приводится обновленный список ставших известными 16 наиболее крупных случаев разливов нефти из российских магистральных нефтепроводов в период январь-август 2006 года. Уже сейчас достигнут уровень аварийности 0,32 случая на 1000 км в год, а ведь впереди еще 4 месяца 2006 года. Этот показатель в 8 раз отличается от того, о котором говорят представители компании "Транснефть". Интересно, удастся ли им добиться 10-кратного превышения, и как это феерическое несоответствие отчетности и действительности проглотит всеядная государственная экологическая экспертиза Ростехнадзора?

14 января 2006 года в Самарской области, по предварительным данным из-за незаконной врезки в нефтепровод "Дружба-1", произошел разлив 10 т нефти. Загрязнено 900 кв. м ледового покрова реки Чапаевка и 4 тыс. кв. м береговой зоны реки.

25 января 2006 года из магистрального нефтепровода "Дружба" в Пензенской области утекло 20 т нефти. Причина - разрыв фланца задвижки трубопровода.

30 января 2006 года во время ликвидации вантузного колодца в Удмуртии произошел разлив по одним официальным данным - 70 т, по другим, столь же официальным заявлениям - 3200 т нефти. Во время выезда группы экспертов и журналистов от природоохранных организаций на место аварии стало очевидно, что речь идет о крупном разливе, объемом в несколько сотен т, который привел к загрязнению реки Медло. Работа группы была жестко и без каких-либо оснований остановлена службой безопасности "Транснефти".

7 февраля 2006 года во время ремонтных работ на магистральном нефтепроводе "Нижневартовск - Курган - Куйбышев" под городом Миасс Челябинской области произошел разлив 10 т нефти. Начался пожар, который уничтожил передвижную насосную установку.

10 февраля 2006 года около деревни Большая Чепца Дебесского района Удмуртии произошел очередной разлив нефти. Согласно предварительной версии, причина - неудачная попытка незаконной врезки в нефтепровод "Сургут - Полоцк", в результате которой вылилось 2 т нефти.

14 февраля 2006 года во время проведения ремонтных работ силами "Рязаньнефтепровод" на территории Раменского района Московской области был поврежден магистральный трубопровод, по которому нефть поставляется из Рязани на Московский НПЗ. Объем разлива - 20 т нефти.

8 марта 2006 года на магистральном трубопроводе "Нижневартовск - Курган - Куйбышев" в районе г. Туймазы (респ. Башкирия) произошел разлив нефти объемом 800 куб.м. Загрязнено более 5 га поверхности земли. Часть нефти попала в местную реку, в которой содержание нефтепродуктов достигло 70 ПДК. В сообщениях указывалось, что служба безопасности "Транснефти" также препятствовала работе представителей средств массовой информации на месте аварии.

4 апреля 2006 года в Северском районе Краснодарского края при подготовке к ремонтным работам на магистральном трубопроводе "Крымск - Карская - Краснодар" была повреждена незаконная врезка, в результате чего произошел разлив "менее 6 кубометров", которые загрязнили площадь "менее 500 кв.м". В ликвидации последствий принимали участие 23 человека и 4 единицы техники.

12 апреля 2006 года в Волжском районе Самарской области в результате врезки в 700-миллиметровый магистральный нефтепровод компании "Приволжские магистральные нефтепроводы" произошел разлив 10 т нефти. Эти оценка плохо согласуется с информацией, что площадь загрязнения составила 1,7 га.

17 апреля 2006 года в Кормиловском районе Омской области сначала произошел один разлив нефти из магистрального трубопровода "Омск - Иркутск". 19 апреля при начале работы отремонтированного трубопровода в 200 м было обнаружено новое нефтяное пятно от старого разлива. В результате этого двойного разлива общим объемом 14 кубометров было загрязнено 800 кв.м. На ликвидации последствий работало до 40 человек и 25 единиц техники.

17 апреля 2006 года в Кущевском районе Краснодарского края при проведении сельхозработ была повреждена незаконная врезка, в результате чего разлилось 8 т нефти. На ликвидации последствий работало 38 человек и 10 единиц техники.

30 июня 2006 года в Зимовниковском районе Ростовской области из магистрального трубопровода "Самара - Тихорецк" произошла утечка 20 т нефти, которые загрязнили 2500 кв.м.

11 июля 2006 года в Большеглушицком районе Самарской области произошел разрыв шланга от незаконной врезки в трубопровод "Гурьев - Куйбышев" (ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы"). В результате в реку Большой Иргиз вытекло от 1 до 3 т нефти. На ликвидации разлива работало 15 единиц спецтехники.

29 июля 2006 года в Суражском районе Брянской области произошел разлив 48 кубометров нефти, которые загрязнили 340 кв.м. Разлив произошел из-за сильного износа трубы.

5 августа 2006 года в Азовском районе Ростовской области экскаватором был поврежден нефтепровод "Тихорецк - Лисичанск". В результате, как говорится в сообщениях, "на почву вылилось более тонны нефти". Видимо это "более" было изрядным, поскольку для его ликвидации было задействовано 70 сотрудников ОАО "Транснефть" и 40 единиц техники.

17 августа 2006 года в Зимовниковском районе Ростовской области на магистральном трубопроводе "Куйбышев - Тихорецк" из незаконной врезки произошел разлив 5-7 т нефти, которая загрязнила 200 кв.м. На ликвидации последствий работало 14 человек и 5 единиц техники.
к оглавлению

Филиппины
Что может натворить утонувший танкер с 1800 т мазута на борту

Танкер "Солар 1" (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании "Петрон" (Petron). Он вышел в море 9 августа 2006 года. В последующие два дня на Филиппины обрушился жестокий шторм, опустошивший центральную часть страны. Штормовое предупреждение на район плавания танкера выдано не было. Уже 10 августа команда обнаружила, что судно начало крениться. Тем не менее, плавание продолжалось. Постепенно под ударами огромным волн крен увеличивался, и 11 августа 2006 года судно перевернулось и затонуло в 30 км от берегов островной провинции Guimaras. 17 членов экипажа спаслись, 2 пропали без вести.

После того как шторм утих, стало ясно, что с затонувшего судна идет активная утечка мазута. От места гибели танкера прослеживался нефтяной след длиной до 30-35 км и шириной 50 м. Ветер и течения начали выбрасывать мазут на берег. Экологическая катастрофа началась.

В настоящее время нефтепродуктами загрязнено 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 га мангровых лесов, 60 га плантаций водорослей. Начиная с 1980-х годов местное население участвовало в работах по восстановлению мангровых лесов. Сейчас результаты этой работы гибнут. Среди загрязненных нефтью - морской резерват Таклонг (Taklong) на территории которого обитают 29 видов кораллов, 144 вида рыб. Пятна мазута выбрасывает на пляжи десятков прибрежных отелей.

Из 150 тысяч жителей провинции Guimaras около трети живут на берегу моря. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч семей, что составляет 15 тысяч человек. Они проживают в 3 городах и 22 деревнях. Чтобы получать помощь властей и компании "Петрон" пострадавшие должны зарегистрироваться. Для некоторых, наиболее бедных и неграмотных, это является проблемой. В некоторых деревнях пока только треть жителей получает помощь.

Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

Поскольку затонувший танкер имел 12 отсеков, власти надеются, что пока из него вытекло 300-350 т мазута. В настоящее время интенсивность утечки заметно снизилась и оценивается в 2-3 т в день. Нефтяная пленка от места гибели судна тянется на несколько км. Чтобы избежать новых выбросов мазута, затонувший танкер, лежащий на глубине 900 м, надо либо надежно изолировать, либо поднять. Ни технических, ни финансовых средств для этого у Филиппин нет.

На ликвидации последствий разлива работает два судна филиппинской Береговой охраны, два буксира компании "Петрон" и пять судов, предоставленных компанией Sunshine Maritne Development Corporation. Еще пять судов береговой охраны Филиппин идут к месту экологической катастрофы. С самолета Береговой охраны ведется наблюдение за распространением нефти и координация работ по внесению дисперсантов. Береговая охрана Филиппин в связи с ограниченными финансовыми возможностями собирается запросить компанию "Петрон" предоставить дополнительное топливо, необходимое для продолжения очистных работ.

Местные жители не очень довольны широким применением дисперсантов. В результате их использования остатки нефти пойдут на дно и загрязнят кораллы. В экологическом плане эффективнее будет локализация и уборка разлившейся нефти. Ввиду отсутствия боновых заграждений власти советуют местным жителям для предотвращения загрязнения берегов и прибрежных вод использовать подручные местные средства - бамбук, рисовую шелуху.

Катастрофа 11 августа 2006 года является самым тяжелым по экологическим последствиям разливом нефти на Филиппинах. Она произошла всего через 8 месяцев после того, как 18 декабря 2005 года у острова Семирара (Semirara) после нескольких часов борьбы со штормом произошла авария на барже, перевозившей мазут для Национальной энергетической корпорации (Napocor). Тогда разлилось 200-300 т мазута, были загрязнены десятки километров побережья, без источников пищи и средств к существованию остались тысячи людей.

Источники: www.sunstar.com 22.08.2006, 17.08.2006, 16.08.2006, Manila Times 20.08.2006, Reuters 16.08.2006, Minichi Daily News 19.08.2006, www.thenewstoday.com 18.08.2006, 21.08.2006, www.visayandailystar.com 18.08.2006, 17.08.2006.
к оглавлению

Индийский океан
Разлив нефти с танкера компании "Мицуи" пока обошелся без тяжелых экологических последствий

Компания Mitsui OSK Lines (MOL) является крупнейшим мировым морским перевозчиком. Ее флот включает в себя более 700 судов дедвейтом 45 млн. т. Основными ее акционерами являются крупнейшие японские банки. Mitsui OSK Lines управляет крупнейшим в мире танкерным флотом. По состоянию на март 2006 года 85% принадлежащих компании "Мицуи" танкеров имели двойную обшивку корпуса. Однако некоторые суда, включая супертанкеры, такой обшивки не имеют, что привело к возникновению весьма тревожной ситуации в Индийском океане.

Супертанкер "Брайт Артемис" (Bright Artemis) с грузом 250 тысяч т саудовской и оманской нефти шел в японский порт Чибо. 14 августа 2006 года, находясь в Индийском океане между островами Цейлон и Суматра, он получил сигнал бедствия с сухогруза "Амар" (Amar), на котором возник пожар. Танкер немедленно пошел на помощь. 15 августа во время проведения спасательной операции в результате воздействия волны сухогруз ударил в борт танкера. Относительно небольшой (10 тысяч т) сухогруз не мог нанести существенных повреждений танкеру-гиганту.

Однако построенный в 1992 году "Брайт Артемис" не имел двойной обшивки корпуса. Силы удара хватило, чтобы сделать пробоину высотой 1 и длиной 5 м, из которой началась утечка нефти. По оценкам компании, она могла составить до 4500 т, что могло стать крупнейшим разливом нефти, вызванным деятельностью японских танкерных компаний. Эти данные попали в средства массовой информации из пресс-релиза компании Mitsui OSK Lines от 15 августа 2006 года и превратились в 4500 т нефти, попавших в Индийский океан.

Все это вызывало серьезную тревогу. Авария произошла в 280 милях (около 500 км) от Никобарских островов. 12 тысяч кв. км акватории вокруг расположенных в Индийском океане Никобарских и Андаманских островов представляют собой малонарушенные коралловые рифы. Это место обитания дельфинов, китов, черепах, дюгоней. Принадлежащие Индии Андаманские и Никобарские острова сильно пострадали от цунами в 2004 году. Из 360 тысяч их жителей погибло около 10 тысяч человек. Тысячи остались без крова. Серьезное загрязнение моря нефтью может нанести тяжелый ущерб не только природе, но и местному населению, значительная часть которого живет за счет рыболовства.

К счастью, пробоина была получена на 1,7 м выше ватерлинии танкера. Нефть из поврежденных отсеков была частично перекачана в другие танки, что позволило остановить дальнейшую утечку. Супертанкер полностью сохранил ход и управляемость и через некоторое время двинулся дальше. Команда аварийного сухогруза "Амар" была спасена другим судном, которое подошло на помощь.

16 августа 2006 года миссия из 6 экспертов, направленная компанией "Мицуи", совершила облет места аварии и возможного нахождения разлившейся нефти. Были обнаружены только небольшие нефтяные пятна диаметром в несколько метров. Поскольку на танкере перевозилась легкая нефть, эксперты полагают, что в условиях температуры воды 30 градусов, волнения и ветра большая часть разлившейся нефти уже испарилась. Необходимость применения дисперсантов отсутствовала. Три других судна компании Mitsui OSK Lines, проходивших через этот район, также доложили об отсутствии каких-либо нефтяных загрязнений на поверхности океана.

Сразу же после аварии компания информировала власти ближайших государств - Сингапура и Индии. Силами Береговой охраны Индии был совершен авиаоблет. Было обнаружено пятно нефтяной пленки шириной 300 м и длиной 20 км. Объем разлива нефти был оценен в 400 т. По мнению представителей индийской береговой охраны, разлив не представляет угрозы для Никобарских островов.

На этот раз повезло.

Источники: www.mol.co.jp 15.08.2006. 17.08.2006, Reuters-India 15.08.2006, www.newkerala.com 16.08.2008, www.mgn.com 15.08.2006, www.ndtv.com 16.08.2006, Japan Times 16.08.2006, WWF 17.08.2006.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
Заявление Международного социально-экологического союза
"Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря вступила в силу"

4 ноября 2003 г. представители Правительств пяти прикаспийских стран, Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана, подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская Конвенция). Почти три года понадобились на ее ратификацию всеми пятью государствами, и 12 августа 2006 конвенция вступила в силу.

Международный социально-экологический Союз приветствует это событие. Мы надеемся, что вступление в силу международного соглашения, направленного на охрану природы Каспийского моря, будет способствовать сохранению биологических ресурсов региона, включая осетровых рыб, редких и исчезающих видов, предотвращению негативных экологических последствий добычи и транспорта углеводородов, развитию системы особо охраняемых природных территорий и решению других экологических вопросов.

Проблема безопасности работы нефтегазового комплекса является особенно важной. Многие масштабные проекты по добыче и транспорту углеводородов на Каспийском море уже вступили в фазу практической реализации при очевидном отставании мер по обеспечению их экологической безопасности. В связи с этим считаем необходимым уделить первоочередное внимание реализации следующих положений Тегеранской конвенции:

  • Предотвращение, снижение и контроль загрязнения Каспийского моря в результате деятельности на его дне (ст. 8)
  • Принятие мер для предотвращения, снижения и контроля загрязнения Каспийского моря с судов (ст. 9, ст. 10).
  • Обеспечение готовности к чрезвычайным экологическим ситуациям (ст. 13.).
  • Консервация и ликвидация находящихся на суше и дне источников загрязнения, которые оказывают отрицательное воздействие на морскую среду Каспийского моря (ст. 7).
  • Защита, сохранение и восстановление эндемичных, редких и находящихся под угрозой исчезновения биологических видов, среды их обитания и других уязвимых экосистем (ст. 14.).

С целью выполнения этих требований безотлагательно должно быть начата реализация следующих положений Тегеранской конвенции:

  • ст. 17 "Оценка воздействия на морскую среду Каспийского моря".
  • ст. 18. "Сотрудничество между договаривающимися сторонами"
  • ст. 19. "Мониторинг"
  • ст. 21 "Обмен информации и доступ к ней".

Мы также ожидаем незамедлительных практических шагов, направленных на выполнение п.2 ст. 21: "Договаривающиеся Стороны стремятся обеспечить доступ общественности к информации о состоянии морской среды Каспийского моря, предпринятых или запланированных мерах по предотвращению, снижению и контролю загрязнения в соответствии со своим законодательством, и с учетом положений международных соглашений о доступе общественности к информации о морской среде". Международный социально-экологический Союз считает необходимым, чтобы все эти вопросы были рассмотрены уже на Первой сессии Конференции Договаривающихся стороны.

Сопредседатель Совета Международного социально-экологического союза
Святослав Забелин
12 августа 2006 г
.
к оглавлению

Россия
Разлив нефти из трубопровода "Дружба" в Брянской области. Экологическая политика или политическая экология?

31 июля 2006 года сначала в десятках российских, а затем в сотнях англоязычных средств массовой информации появилось сообщение о том, что 29 июля 2006 года (в субботу) на территории Брянской области произошел разлив нефти из трубопровода "Дружба", в результате которого было якобы загрязнено 10 кв. км. Эта новость в очередной раз привлекла внимание к проблеме безопасности работы российской системы магистральных нефтепроводов, на которой могут происходить такие разливы, и надежности российских экспортных поставок в страны Европы. Кроме того, в ряде изданий рисовалась картина нефтяного потока, готового хлынуть в Днепр - этакий нефтяной Чернобыль в исполнении "Транснефти".

О том, сколько сотен тысяч и миллионов тонн нефти должно разлиться, чтобы серьезно загрязнить 10 кв. км, мало кто из журналистов подумал. Понятно, что трубопроводная система компании "Транснефть" регулярно пускает струйки, фонтаны, а то и гейзеры. Но степень ее дырявости и разгильдяйства эксплуатационников все-таки не настолько велика, чтобы совсем не замечать случаев, когда из одного конца трубы вытекает нефти гораздо меньше, чем в другой конец втекает. Наиболее выдающийся из случаев, ставшими известными, - разлив в 1990-е годы в Иркутской области, когда бравые трубопроводчики много часов гнали нефть под полным давлением в лопнувший магистральный трубопровод до того момента, пока могучий нефтяной фонтан наконец не был обнаружен. Тогда говорилось о разливе до 30-40 тысяч т нефти. Разливы более тысячи т на российских магистральных нефтепроводах в среднем происходят каждые один-два года. Но этого хватает, чтобы серьезно загрязнить максимум несколько десятков га (т.е. десятые доли квадратного км).

После того, как российские и зарубежные средства массовой информации славно поработали на то, чтобы сформировать в общественном сознании картину очередного экологического нефтяного ужаса, наступило облегчение. Последовало официальное разъяснение по линии МЧС и компании "Транснефть", что вместо шокирующих и непонятно откуда взявшихся 10 кв. км. загрязненной поверхности площадь разлива составляет всего 340 кв. м, а его объем - 48 кубометров.

Правда, заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, приехавший на место аварии вечером 31 июля 2006 г., заявил, что речь идет о разливе объемом 100 т и площадью 1000 кв. Вместе в тем он признал, что к моменту его приезда видимые следы разлива уже были ликвидированы, и об экологической катастрофе говорить не приходится.

Далее О.Митволь сообщил новые шокирующие сведения о том, что на нефтепроводах "Унеча - Полоцк-1" (на котором произошел разлив) и соседнем "Унеча - Полоцк-2" зафиксировано по более 200 существенных дефектов, из которых два десятка являются очень опасными. А потому с целью обеспечения безопасности их работы Росприроднадзор выдал предписание снизить в 4 раза рабочее давление, а также провести экспертизу состояния с целью принятия решения о необходимости капитального ремонта нефтепровода с заменой труб.

Интересно, что все эти драматические события, столь широко освещавшиеся средствами массовой информации, нашли минимальное отражение на официальных интернет-сайтах их участников. На сайте Минприроды, в систему которого входит Росприроднадзор, удалось обнаружить только невнятное разъяснение "Эксперты МПР России не склонны называть аварию, произошедшую на магистральном нефтепроводе "Дружба" в Сурожском районе Брянской области, экологической катастрофой". Из него следовало что "авария на нефтепроводе может быть охарактеризована, как происшествие средней сложности, вследствие которого нефтью был загрязнен значительный участок лесного фонда". Официальная информация об объеме разлива, его площади, техническом состоянии аварийного трубопровода, мерах, принятых для обеспечения безопасности его дальнейшей работы отсутствовала.

В сводках о чрезвычайных ситуациях, размещаемых на официальном интернет-сайте МЧС, сообщение об этой аварии вообще не появилось. Ни в понедельник 31 июля 2006 года, ни в последующие дни. Впрочем, это далеко не первый случай, когда сведения о достаточно крупных авариях на магистральных нефтепроводах не отражаются в официальных сводках этого федерального министерства. Во-первых, сводки по чрезвычайным ситуациям за выходные и праздничные дни не выпускаются. Наверно аварии, взрывы, пожары, прорывы трубопроводов по этим дням просто отменяются. Во-вторых, это далеко не первый случай, когда МЧС по каким-то своим причинам в упор не видит те чрезвычайные ситуации, о которых уже знает вся страна.

Компания "Транснефть" нарушила свою традиционную практику не сообщать о проблемах на ее нефтепроводах. 31 июля в разделе "Новости компании" появилось сообщение о том, что в результате аварии на магистральном нефтепроводе "Унеча - Полоцк" произошел разлив 48 кубометров нефти на площади 340 кв.м. 2 августа 2006 года там же сообщалось, что последствия аварии полностью ликвидированы, угрозы для окружающей среды нет, поскольку разлив был незначителен. Далее сообщалось, что "произошедшая авария не повлияет на экспорт нефти, так как компанией предприняты все необходимые меры по сохранению объемов перекачки сырья". Как это согласовать с решительными заявлениями О.Митволя о том, что давление в нефтепроводе было снижено до минимального - было загадкой.

Через несколько дней в средствах массовой информации появились сообщения, что в результате аварии в Брянской области были прекращены поставки нефти на находящийся в Литве Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод. Пикантности в ситуацию добавляло то, что в мае 2006 года этот завод, принадлежавший российской компании "Юкос", купила польская компания PKN Orlen, хотя другие российские компании тоже хотели его купить, но по меньшей цене. Поворот событий, когда сначала говорилось об аварии, которая могла создать проблему энергетической безопасности Европы, а в итоге оставила без нефти литовский нефтеперерабатывающий завод, окончательно запутывал ситуацию.

При отсутствии внятных официальных разъяснений можно попытаться разобраться в происходящем, основываясь на доступных открытых источниках.

Решение о создании нефтепроводной системы "Дружба" для обеспечения поставок советской нефти в Польшу, Чехословакию, Венгрию и Германскую демократическую республику было принято в рамках "Совета экономической взаимопомощи" (СЭВ) в 1959 году. Общая протяженности трубопроводной системы, которая начиналась в Куйбышеве (Самара) должна была составить более 6000 км. Кроме нефтепровода в братские социалистические страны строилось ответвление из Брянской области в латвийский порт Вентспилс, где был создан экспортный нефтяной терминал. В строительство нефтепровода диаметром до 1020 мм шло быстро, и в октябре 1964 году "Дружба-1" вступила в строй. Она шла по территории Российской федерации от Самары до Брянской области. Здесь от нее отходило ответвление в Вентспилс (Унеча - Полоцк - Мажейкяй - Вентспилс) диаметром до 800 мм. Однако основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где нефтепровод "Дружба" разделялся на две ветки. Одна (северная) шла через Польшу в Германию. Другая (южная) - через Украину в Чехословакию и Венгрию. Уже через несколько лет мощности "Дружба-1" оказалось недостаточно, и в 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система "Дружба-2" диаметром до 1220 мм.

В последние годы по основному, западному, направлению нефтепроводной системы "Дружба" перекачивается до 70-80 млн. т в год. Эта нефть используется на мощных нефтеперерабатывающих заводах в Мозыре (Белоруссия), Полоцке (Польша), Шведте (Германия). По ответвлению в сторону Вентспилса, на котором 29 июля 2006 года и произошел аварийный разлив, перекачивалось значительно меньше нефти.

Резкое снижение поставок российской нефти в этом направлении началось еще несколько лет назад. Тогда, объясняя это неудовлетворительным состоянием трубопровода, "Транснефть" прекратила экспортные поставки в латвийский порт Вентспилс. В последние годы трубопроводы "Унеча - Полоцк-1" и "Унеча - Полоцк-2" использовались для поставок 10-15 млн. т нефти в год на Новополоцкий НПЗ, а также на принадлежавшие российскому "Юкосу" Мажейкяйский НПЗ и экспортный терминал в Бутинге, расположенные в Литве.

10 августа 2006 года совместно с журналистами "Дойче Велле" мне удалось посетить место аварии. Судя по результатам краткосрочного визита, это обычный случай, которые на магистральных трубопроводах "Транснефти" происходят каждый месяц. На месте легко можно обнаружить недостаточно тщательно убранные следы разлива. Они показывают, что разлив был среднего размера. Ничего подобного следам могучей очистной деятельности, которую довелось наблюдать на месте разлива нескольких сотен тонн в январе 2006 года в Удмуртии, мы не обнаружили. Несколько удивила старательная вспашка сотен метров трассы нефтепровода.

Вместе с тем, реальность серьезнейших технических проблем в обеспечении безопасности работы системы магистральных трубопроводов компании ОАО "АК "Транснефть" не вызывает ни малейших сомнений. Трубопровод "Унеча - Полоцк-1" работает с 1964, и "Унеча - Полоцк-2" с 1974 года, т.е. по 30-40 лет. Из размещенных на интернет-сайте компании "Транснефть" публикаций следует, что расчетный срок службы изоляции этих трубопроводов не превышает 20 лет, а в ряде случае составляет 8-12 лет. Нормативный срок эксплуатации этих трубопроводов давно истек. Можно только пожелать скорейшей реализации намерений "Транснефти" провести замену труб на этом направлении.

Впрочем, как и на многих других. По состоянию на 2000 год 34% трубопроводов этой компании имели возраст более 30 лет и еще 34% - 20-30 лет. За прошедшие годы они моложе не стали. Но вместо того, чтобы сосредоточиться на капитальном ремонте и замене старых труб, "Транснефть" основным направлением своих инвестиций сделала прокладку новых трасс, включая скандально известную трубопроводную систему "Восточная Сибирь - Тихий океан".

К ветхому состоянию трубопроводной системы компании ОАО "АК "Транснефть" в последние годы добавляется становящаяся все более острой проблема нелегальных врезок и хищений нефти. Попытки решить ее полицейско-репрессивными методами в ряде случаев, конечно, могут дать определенный результат. Однако в некоторых ситуациях, как показывает опыт Нигерии, Колумбии или Ирака, он может оказаться прямо противоположным желаемому. При нищете большей части населения, живущего вдоль магистральных трубопроводов с российской нефтью, на которой уже сделаны десятки состояний в миллиарды долларов, проблему хищения этой нефти одними милицейско-карательными акциями не решить.

Похоже, в разливе нефти 29 июля 2006 года в Суражском районе Брянской области тесно переплелись экология и политика. Пока непонятно, что российские власти собираются реально делать, чтобы начать решать огромные экологические проблемы нефтяного сектора страны. Присутствие в этом политического компонента вызывает все более сильные опасения. Причем, политические мотивы в дальнейшем развитии ситуации продолжают усиливаться.

Сначала глава "Транснефти" С.Вайншток жизнерадостно заявил, что Россия вообще может отказаться от поставок нефти по трубопроводу "Дружба" в Литву, поскольку нормативный 30-летний срок его эксплуатации истек. Возраст системы "Дружба-1" - 42 года, "Дружба-2" - 32 года. Компания "Транснефть" намерена перенаправить 5 млн. т нефти с прибалтийского направления на юг. А ввод в эксплуатацию Восточного трубопровода вообще решит все проблемы с экспортом российской нефти. После чего трубопровод "Дружба-1" может быть закрыт на несколько лет для ремонта.

На что незамедлительно последовало сообщение о намерении правительства Литвы также заняться повышением экологической безопасности нефтяных перевозок через ее территорию. Там капитальный ремонт может начаться на железных дорогах, в том числе ведущих в Калининградскую область.

В эколого-политическом плане это решение будет одним выстрелом убивать не одного, не двух, а целых трех зайцев. Во-первых, руководство государственной нефтепроводной монополии "Транснефть" получит симметричный "эколого-полтический" ответ. Во-вторых, литовские железные дороги будут приведены в более безопасное состояние. В третьих, зависнут в подвешенном состоянии величественные проекты российских нефтяных компаний по наращиванию перевалки нефти через порты Калининградской области. Ведь туда ее собирались поставлять через Литву по железной дороге, которую обещают начать ремонтировать.

До сих пор референдумы в Калининградской области (г. Светлый) против строительства новых нефтяных терминалов были неспособны остановить эти приступы нефтеэкспортной горячки. Может быть, это удастся сделать сейчас, при активном содействии ОАО "АК "Транснефть" и литовских железнодорожников.

Впрочем, вскоре после появления сообщений, что в ответ на замену гнилых труб нефтепровода "Дружба" на российской территории литовские власти намерены заняться заменой наверно столь же гнилых шпал на железных дорогах у себя дома, последовало уточнение, что компания "Транснефть" не собирается полностью прекращать поставки нефти в Мажейкяй.

Интересно, сделают ли они хоть что-нибудь в итоге? Или после серии изящных политических упражнений российские трубы и литовские шпалы так и останутся гнилыми?

21 августа 2006 года комиссия Росприроднадзора выехала в Брянскую область для проверки результатов выполнения предписаний, выданных по результатам разлива 29 июля 2006 года. То ли еще будет, ой-ой-ой!

Источники: www.regnum.ru 18.08.2006, 21.08.2006, www.rusenergy.com 16.08.2006, www.svobodanews.ru 16.08.2006, www.rzd-partner.ru 18.08.2006.
к оглавлению

Россия
Неужели это редкий случай, когда власти не только говорят о разливах нефтепродуктов, но и что-то делают?

Весной 2006 года в протекающую через Красноярск реку Енисей через промышленные коллекторы происходили сбросы нефтепродуктов. Обнаружилась совершенно детективная история, когда неизвестные лица спустили целую автоцистерну мазута в коллектор, принадлежащий одному из предприятий.

Власти Красноярского края, похоже, решили не ограничиваться громкими административными возмущениями, но и сделать что-то конкретное для решения этой проблемы. К 2007 году стоки из промышленных коллекторов будет направляться на городские очистные сооружения. Пока же, чтобы предотвратить появление новых нефтяных пятен в водах Енисея, на выпускных сооружениях коллекторов установлены простейшие фильтры, которые будут задерживать нефтепродукты. Стоимость системы составила 600 тысяч рублей. Еще 200 тысяч рублей в месяц понадобится для ее обслуживания, в основном для замены впитывающего материала российского производства, который способен задерживать до 2-5 т нефтепродуктов.

Если эта система окажется работоспособной, остается только порадоваться за Красноярск и выразить слабую надежду, что власти других городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, последуют этому примеру. А то пока средства массовой информации регулярно сообщают об очередном "попуске" мазута неизвестного происхождения из сточных коллекторов, героических усилиях по убору разлива и строгости начальственных заявлений.

Но по каким-то причинам простейшие практические действия, направленные на предотвращение появления очередной нефтяной пленки на Неве или реке Москве, не принимаются.

Источник: www.regnum.ru 17.08.2006.
к оглавлению

Россия
Задержаны воры, работавшие на нефтепроводе "Баку - Новороссийск"

В Дагестане в результате спецоперации задержана преступная группа, которая длительное время занималась хищением нефти из магистрального нефтепровода "Баку - Новороссийск". Похищенная нефть перерабатывалась на мини-заводе, расположенном в поселке Манас Карабудахтентского района Дагестана. Задержано 5 человек. На мини-заводе и 2 автомашинах изъято 55 т нефти и нефтепродуктов.

Источник: www.day.az 19.08.2006
к оглавлению

Казахстан
Компания "Аджип" - спонсор экологического лагеря на Каспийском море

17-26 августа 2006 года около казахского порта Актау в третий раз пройдет международный экологический лагерь "Актау-2006". В его работе примут участие 50 молодых экологов из числа студентов и аспирантов Актау, Атырау, Астрахани, Санкт-Петербурга и Казани. Руководить работой лагеря будут сотрудники Каспийского НИИ рыбного хозяйства (КаспНИИРХ), неправительственной организации "Глобус" и Актаусского госуниверситета.

Будут прочитаны лекции о природе и экологических проблемах Каспийского моря, пройдут практические занятия, пятидневный курс по подводному плаванию, экологические акции, подготовка и защита проектов.

Идея таких лагерей возникла в 2001 году, когда на базе Каспийского плавучего университета была создана образовательная программа "Школа морских экологов". Ее финансирование осуществлялось за счет гранта Каспийской экологической программы ЮНЕП. Первый экологический лагерь был организован летом 2003 года при поддержке программы "Дети и море" (Children and the Sea) Международного института моря в рамках проекта ЮНЕСКО "Каспийский плавучий университет". Генеральным спонсором проекта стала нефтяная компания "Аджип".

Источник: www.inform.kz. 18.08.2006.
к оглавлению

Канада
"ЭксонМобил" заплатит за разлив нефтепродуктов, правда, непонятно, сколько

В августе 2004 года на автоматической добывающей платформе, расположенной на морском шельфе в 200 км от побережья канадской провинции Новая Шотландия (газовое месторождение Sable), произошел разлив около 3 т дизельного топлива. Причина - трещина в топливном фильтре. На поверхности моря образовалась нефтяная пленка, но она не достигала берегов, и, по мнению представителей компании, не привела к существенным экологическим последствиям.

Тем не менее, в настоящее время власти провинции решают, не оштрафовать ли компанию штраф за этот разлив на 80 тысяч долларов США. Это возможно, если вызвавшая его авария будет признана незначительным происшествием, не связанным с нарушением закона. Если же суд придет к выводу, что нарушения закона имели место, то компания может быть оштрафована на сумму до 800 тысяч долларов США.

В самом лучшем для "ЭксонМобил" случае прейскуранты за разлитые в море нефтепродукты будут составлять 25 тысяч долларов США за тонну, что в 50 раз больше цены тонны нефти на мировом рынке.

Источник: Reuters 18.06.2006.
к оглавлению

США
Трубопроводная компания не только заплатит за разлив нефти, но и даст средства на экологическое образование

26 января 2005 года из 550-миллиметрового трубопровода компании "Мид Вэлли Ко" (Mid-Valley Co), оператором и совладельцем которой является "Саноко" (Sunoco), произошла утечка нефти. Ее объем сначала был оценен в 250, потом в 300, а затем, уже в ходе судебного процесса, был повышен до 800 т. Причина разлива - трещина в сварном шве трубы, проложенной еще в 1950 году.

Вода и берега рек Кентукки и Огайо были загрязнены на протяжении 35 км. Пострадали источники водоснабжения, сотни водоплавающих птиц и бобры.

Власти штата Кентукки и представители компании-оператора в ходе судебного процесса пришли в соглашению о компенсации затрат и ущерба. Компания "Саноко" возместит штату Кентукки 120 тысяч долларов и федеральным властям 230 тысяч долларов, затраченных ими на очистные работы. Местная водопроводная компания получит 400 тысяч долларов возмещения дополнительных затрат на очистку загрязненной нефтью воды.

Кроме того, будут выплачены штрафы в размере 1,2 млн. долларов штату Кентукки, и еще 2,4 млн. долларов - федеральным властям.

"Саноко" также выделит 230 тысяч долларов местным природоохранным организациям. Пока не решено, кто конкретно получит эти средства. Скорее всего, организации, занимающиеся экологическим образованием и очисткой от загрязнений. Всего выплаты компании "Саноко" по результатам этого разлива составят 3,5 млн. долларов, т.е. по 4 тысяч долларов за тонну, что является более чем скромным показателем.

Представители "Саноко" заявили, что эти выплаты будут свидетельствовать о ее высокой экологической ответственности. Местный представитель природоохранной организации "Сьерра Клаб" заявил, что это плохо согласуется с более чем 40 разливами нефти из трубопровода, соединяющего штаты Луизиана и Огайо.

Источник: www.courier-journal.com 16.08.2006.
к оглавлению


В избранное