Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 7(123)


N7(123)  Нефтяное обозрение
13 - 19 февраля 
2006 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/06/oil-0607.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2006 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/06/


Темы недели

Другие сообщения

Процесс «Гражданская восьмерка». Информация для размышления.


Темы недели

Нигерия
У компании «Шелл» опять большие проблемы

На прошедшей неделе весь мир напряженно следил за развитием событий в Нигерии. Помимо вспышки птичьего гриппа и массовых религиозных столкновений по поводу карикатур с изображением пророка Мухаммеда, жертвами которых стали десятки человек, приближался срок ультиматума, выдвинутого боевиками, действующими в основном нефтепроизводящем районе страны — дельте реки Нигер.

«Движение за освобождение дельты Нигера» (Movement for the Emancipation of the Niger Delta — MEND) потребовало от нефтяных компаний убрать с промыслов приезжих работников и заменить их местными рабочими, выплатить 1,5 млрд. долларов для компенсации экологического и социального ущерба, нанесенного жителям дельты Нигера нефтедобычей, а также освободить несколько местных лидеров, арестованных ранее властями.

15 февраля 2006 года правительственные силы нанесли удар с воздуха по, как они потом объяснили, баржам, на которых местные воры перевозили похищенную с промыслов нефть. Лидеры народности иджо заявили, что это был акт репрессий против их народа, жертвами которых стали 30 мирных жителей. Если военным хотелось бороться с похитителями нефти, то они могли прислать патрульные катера, а не наносить ракетный удар с воздуха. Боевики также обвинили компанию «Шелл» в содействии организации налета, поскольку правительственные вертолеты использовали для этого принадлежащую компании взлетно-посадочную полосу. Представители компании заявили, что они не имеют полномочий ограничивать использование их аэродрома правительственными вооруженными силами.

Вечером 16 февраля произошел взрыв и начался пожар на нефтепромысле Cawthorne Channel компании «Шелл». Его работа была остановлена, что привело к падению добычи, эквивалентному 2 млн. т в год. Это могло быть как следствием обычной аварии, так и результатом незапланированного нападения боевиков, поскольку срок ультиматума истекал позже. Плановые атаки должны были начаться позже.

И действительно, 18 февраля произошли гораздо более серьезные события. Катера боевиков напали на экспортный нефтяной терминал компании «Шелл» «Форкадос» (Forcados). Он был подожжен и получил серьезные повреждения. После взрыва трубопровода была нарушена работа газового терминала «Эскравос» (Escravos). Боевики также напали на баржу и захватили 9 заложников из числа иностранных работников сервисной компании «Willbros», которая работала по контракту с «Шелл». В заложники попали граждане США, Великобритании и других стран. Нигерийская охрана не смогла, и, похоже, не особо хотела оказать сопротивление нападавшим.

В результате компания «Шелл» была вынуждена остановить работу нефтепромыслов и перекачивающих станций с объемом добычи, эквивалентным 23 млн. т в год. Это приведет к снижению нигерийского экспорта нефти на 20%.

Боевики заявили, что будут продолжать свои нападения, и в дальнейшем планируют не только полностью вывести из строя нефтеэкспортный терминал «Форкадос», но и начать атаки на танкеры, перевозящие нигерийскую нефть. Атакующие собираются поджигать эти суда. Власти Нигерии заявляют, что они способны обеспечить безопасность судоходства в нигерийских водах. Скоро станет ясно, насколько обоснованы угрозы боевиков. Их представители боевиков утверждают, что за последние дни правительственные силы потеряли около 100 человек.

В понедельник 20 февраля боевики распространили сообщение, что они уничтожили катер, а также взорвали еще один нефтепровод. Представители компании «Шелл» через некоторое время подтвердили это сообщение. Боевики также сообщили, что захваченные заложники будут использоваться в качестве живого щита, и, скорее всего, скоро погибнут в перестрелках между повстанцами и правительственными силами.

Очевидна резкая эскалация напряженности на нефтепромыслах Нигерии, крупнейшего африканского производителя и экспортера нефти. Ранее нападения боевиков завершались трудоустройством нескольких сотен местных жителей, в основном из числа молодежи. Компании, не нуждаясь в дополнительной рабочей силе, были вынуждены нанимать ее и платить зарплату, чтобы снизить социальную напряженность.

Сейчас, кроме традиционных социальных требований все более сильно действуют политические, религиозные и этнические факторы. С момента перехода в 1999 году от военной диктатуры к относительной демократии в Нигерии жертвами политических, этнических, социальных и религиозных столкновений стали более 14 тысяч человек. В 2007 году завершится второй срок пребывания у власти нынешнего президента Обасанджо. Борьба за власть в стране будет также сопровождаться насилием.

Местные политики, руководители силовых структур широко используют в своих интересах наличие большого количества безработной молодежи, которая видит, как коррумпированное руководство страны присваивает огромные богатства, получаемые за счет экспорта нефти. По оценкам экспертов, за десятилетия, прошедшие с момента, когда Нигерия перестала быть британской колонией, местные чиновники своровали более 400 млрд. долларов США.

Местное население, лишенное справедливого доступа к доходам от эксплуатации нигерийских недр, самостоятельно решает проблему социальной несправедливости, в промышленных масштабах занимаясь хищениями нефти, а также вымогательством средств и рабочих мест у иностранных компаний. За год похищаются десятки и сотни тысяч т нефти. Для ее транспортировки используются танкеры и баржи. Очевидно, что все это возможно только при соучастии коррумпированных политиков и чиновников, в том числе из правоохранительных и силовых структур. Есть основания утверждать, что помимо контрабандных поставок, боевики получают оружие также непосредственно у полиции и армии.

Несмотря на регулярные успехи в отдельных столкновениях и засадах, боевики пока не могут одолеть правительственные силы, имеющие более мощное вооружение. В этой ситуации более легкой целью становятся действующие в стране иностранные компании. Это британская «Шелл», американские «ЭкссонМобил», «Шеврон», французская «Тоталь», итальянская «Аджип». Попытки их добиться защиты у официальных нигерийских властей в силу коррумпированности силовых структур малоэффективны и часто приводят к регулярным скандалам, связанным с нарушением прав человека.

В последние годы нефтяные компании пытаются уделять большее внимание социально ориентированным проектам на местах. Однако попытки выделять дополнительные средства региональным и местным властям оказались кончались печально — деньги разоровывались. Строительство школ и больниц в местных деревнях также не имело особого успеха. Власти страны не предоставляют учителей и врачей и не выделяют средства для их содержания.

Тем не менее, огромные нефтяные ресурсы Нигерии продолжают привлекать иностранных инвесторов. В январе 2006 года китайская нефтяная компании CNOOC заключила сделку с властями страны на сумму 2,3 млрд. долларов. В 2005 года конкурс на освоение перспективных месторождений выиграли южнокорейские компании.

Ежегодно Нигерия добывает 120 млн. т нефти, которая в основном идет на экспорт. К концу 2006 года планировалось увеличить добычу до 150 млн. т, а к 2010 году — до 200 млн. т в год. Однако эти планы могут быть сорваны в случае дальнейшего расширения столкновений. В 1998 году действия боевиков народности иджо привели к снижению нигерийского нефтяного экспорта на треть. Перед выборами 2003 года этнические столкновения также привели к падению нефтяного экспорта на 40%.

Если нынешний президент Обасанджо решит ради поддержания национальной безопасности нарушить конституцию и остаться на третий президентский срок, это может просто взорвать ситуацию. Все аналитики подчеркивают, что сегодня нельзя говорить о какой-либо стабильности и надежности экспорта нефти из Нигерии. Происходящие в этой стране события влияют на мировую энергетическую безопасность. После произошедших в выходные дни нападений, в понедельник цена барреля нефти на мировых рынках выросла на 1 доллар.

Источники: Telegraph 20.02.2006, FoxNews 20.02.2006, Oil&Gas Journal 20.02.2006, Daily Independent 20.02.2006, Houston Chronicle 19.02.2006, Reuters 19.02.2006, 20.02.2006, CNN 18.02.2006, Vanguard 17.02.2006, Daily Champion 17.02.2006, Washington Times 9.02.2006.
к оглавлению

США
У компании «Шеврон» крупный разлив мазута в порту Нью-Йорка

Сотрудники компании «Шеврон» утром 13 февраля 2006 года обнаружили, что перекачивали нефтепродукты с баржи, стоявшей около причала асфальтового завода, не только в береговой резервуар, но и в воды порта Нью-Йорк. Оказалось, что лопнул трубопровод. Когда это заметили, в воду уже попало более 100 т мазута.

После этого открытия начал работу Объединенный центр управления по ликвидации разлива, в который кроме сотрудников компании «Шеврон» вошли представители федеральных и региональных властей. Были введены ограничения на движение судов в районе разлива, установлены 2,5 км боновых заграждений. Очистные работы проводились силами более 300 человек. В них участвовало около 40 плавсредств.

Уже 13 февраля компания «Шеврон» выпустила пресс-релиз об инциденте и в дальнейшем регулярно распространяла официальные сообщения о ходе очистных работ. Было подчеркнуто, что не надо пытаться самостоятельно оказать помощь загрязненным нефтью птицам или животным. О случаях их обнаружения необходимо сообщать по указанному в пресс-релизах телефону. Заботу о пострадавших пернатых взял на себя «Tri-State Bird Rescue Center».

Интересно, а как компания «Шеврон» будет действовать, если такой разлив произойдет не в порту Нью-Йорка, а где-нибудь в Казахстане или под Новороссийском?

Источники: PRNewswire 13.02.2006, www.chevron.com 15.02.2006.
к оглавлению

Россия
Общественность поговорила об энергетической безопасности. Но как-то странно

16 февраля 2006 года в Москве прошли круглые столы экспертов НПО по энергетической безопасности в рамках председательства России в «Группе Восьми». Во время встречи глав стран «Большой Восьмерки», которая в июле 2006 года пройдет в Санкт-Петербурге, умеренно лояльная общественность сможет получить возможность официально высказаться в рамках процесса так называемой «Гражданской восьмерки». Нелояльная общественность может в свое удовольствие пытаться устраивать уличные акции протеста и знакомиться с изящными манерами поведения сотрудников российских правоохранительных органов.

16 февраля эксперты неправительственных организаций, записавшихся на участие в «Гражданской Восьмерке», собрались для подготовки документов и программы более обширной встречи представителей неправительственных организаций, которая должна пройти в Москве 9-10 марта 2006 года. Работа шла по трем круглым столам, каждый из которых посвящен основным темам встречи «Большой восьмерки». Это энергетическая безопасность, образование и здравоохранение.

В работе круглого стола по проблемам энергетической безопасности приняли участие около 40 российских и зарубежных экспертов, среди которых наиболее мощно был представлен «Московский энергетический клуб», а также различного рода научные институты. Председателями круглого стола оказались Л.М.Григорьев (президент «Института энергетики и финансов») и В.М.Захаров (директор «Центра экологической политики России»).

Собравшимся были розданы информационные папки с программой круглого стола, роскошным документом «Декларация Круглого стола экспертов неправительственных организаций по вопросам энергетической безопасности» и другими материалами.

Далее началось исполнение 20 докладов по общим проблемам энергетической безопасности, которые уже попали в повестку дня. Их авторы иногда сообщали кое-что полезное, но в основном повторяли давно известные вещи. Некоторые выступающие, отчитав свое выступление, вскоре исчезали.

После сытного обеда (кормили хорошо) ведущие призвали выступающих активизировать дискуссию. При попытке выяснить, в чем, собственно говоря, заключается эта дискуссия, ведущий В.М.Захаров снисходительно разъяснил, что оказывается, предыдущее довольно занудное подобие научной конференции — и есть та самая дискуссия и обсуждение «Декларации Круглого стола экспертов…».

Пришлось говорить о том, что предложенный документ, во-первых, явно попахивает манией величия, поскольку эксперты должны заниматься не ваянием «Деклараций» а готовить документы и давать рекомендации. Во-вторых, этот труд никуда не годится, поскольку руководители «Большой восьмерки» вряд ли станут читать эти пространные наукообразные рассуждения. Максимум, на что общественность может претендовать — это 3-5 положений объемом не более одной, а еще лучше — половины страницы.

На что мне с мягкой укоризной в голосе и взгляде указали, что сей замечательный документ (ввиду его изрядного объема приводим сей текст в конце данного выпуска) был разработан на основе предложений сопредседателя Международного Социально-экологического Союза Забелина, о которых я, видимо, не был информирован.

Можно было бы обратить внимание уважаемого г-на председателя, что записка С.Забелина «Глобальная энергетическая безопасность — гражданская повестка XXI» занимает всего 1 страницу, «Декларация экспертов» — целых 4, что далеко не все исходные положения бесспорны, а дополнения — это вообще отдельная история. Можно было бы сказать, что экспертам наверно было бы целесообразнее заняться не занудными выступлениями в стиле «у кого чего болит, тот о том и говорит», а работой над документом, раз его уж оформили в таком виде. Но аудитория была явно не настроена на такой формат мероприятия, тем более что оно уже шло к концу, т.е. к фуршету.

Посему пришлось ограничиться озвучиванием альтернативного набора возможных предложений НПО в области энергетической безопасности.

  1. Прекращение в 2008 году субсидирования энергетики, основанной на использовании ископаемых источников топлива и атомной энергии.
  2. Введение с 2010 года гармонизированного на уровне стран «Большой восьмерки» норматива удельного расхода топлива на выпускаемых новых автомобилях, и его последовательное снижение.
  3. Доведение к 2015 году до 20% уровня использования возобновимых источников энергии, которыми в первую очередь должны обеспечиваться сельские и бедные слои населения, не имеющие доступа к нынешней системе энергоснабжения.
  4. Обеспечение взаимосогласованного в рамках стран «Большой восьмерки» уровня информационной открытости энергетического сектора, включая не только сведения о запасах и производстве различных видов и источников энергии, но и социально-экологические данные о последствиях деятельности топливно-энергетического комплекса.
  5. Работа с правительствами развивающихся стран (в первую очередь Китаем и Индией) по содействию ориентации их быстро растущих экономик на использование возобновимых источников энергии, энергосбережение и энергоэффективность.

Все остальные выступавшие, поминавшие «Декларацию экспертов» дружно признавали, что этот документ, в лучшем случае, мало пригоден для дальнейшего использования. После чего как правило вносили предложения о том, как еще больше увеличить его объем.

Представитель британского «Чатам Хаус», курировавший участие общественных организаций во встрече глав «Большой восьмерки» в 2005 году, подчеркнул, если хотим быть услышанными, то документ должен быть очень сжатым и конкретным. Он также посоветовал познакомиться с к рекомендациями, подготовленным во время прошлогодней встречи.

Сопредседатели любезно посоветовали подать все предложения в письменном виде, чтобы в дальнейшем международная редакционная комиссия смогла их учесть. На заключительном пленарном заседании присутствовала лидер процесса «Гражданская восьмерка» Элла Памфилова. Сопредседатели круглого стола по проблемам энергетической безопасности были очаровательны. Они шутили, любезничали, сообщили, что им предстоит много работы, но не сказали ничего конкретного.

Засим последовал фуршет.

Заинтересованные в продолжении этих мероприятий могут посетить интернет-сайт процесса «Гражданская восьмерка» http://civilg8.ru. На нем можно попытаться зарегистрироваться для участия в большой встрече неправительственных организаций, которая запланирована в Москве на 9-10 марта 2006 года. Название у нее феерическое: «Международный общественный форум «Вклад институтов гражданского общества в повестку дня саммита «Восьмерки» и консультации представителей НПО с Шерпами». У организаторов процесса, вроде бы, есть средства для оплаты участия и даже проезда иногородних участников.

Постскриптум. Посмотрел на сообщения о происходящем в Нигерии. Все-таки надо что-то из предложенного мной убрать и вставить про чиновничье воровство и коррупцию. Впрочем, посмотрим, что из уже озвученных благих пожеланий сохранится после попадания в опытные руки редакционной комиссии.
к оглавлению

Горячая тема трубопровод «Тайшет — Перевозная»:
Экспертов госэколэкспертизы собираются поставить в правильную позицию

По поступившей к нам неофициальной информации (ввиду полного отсутствия информации официальной), руководство Ростехнадзора готовится к победоносному завершению госэколэкспертизы материалов «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан»». Пусковой комплекс». Есть серьезные основания ожидать, что на этот раз оно удовлетворит компанию «Транснефть».

Поскольку согласно имеющимся у нас сведениям среди добавленных 35 новых экспертов есть весьма достойные люди и специалисты, решение этой проблемы «в лоб», «через колено» вряд ли будет успешным. Пока нужное «Транснефти» «разбавления» экспертов еще не достигнуто. В этой ситуации для получения «правильного» результата чиновники Ростехнадзора будут использовать более изящную методику.

Теперь эксперты разделены на три группы, каждая из которых должна анализировать экологическую допустимость строительства отдельного участка нефтепровода. Один из них — к западу от байкальского участка, второй — в востоку от него, третий — собственно байкальский. Как нетрудно догадаться, по первому и второму участкам принципиальных возражений с точки зрения экологов, скорее всего, не обнаружится. По байкальскому — мнения могут разделиться, но это будет не так уж и важно. Потому что экспертов будут убеждать подписать итоговое сводное заключение о допустимости реализации проекта в целом.

Можно также ожидать, что будут приняты все меры, чтобы, в отличие от предыдущего итогового заседания комиссии, когда «Транснефть» потерпела фиаско, присутствие наблюдателей от общественных организаций было сведено к минимуму, а проект заключения им в руки не попал.

В этой ситуации экспертам, заботящимся о своей репутации, целесообразно будет проявить твердость. Если они не имели доступа к полной информации о проекте (а это многие десятки томов), то им не стоит подписывать изготовленное таким способом положительное заключение. Мотивировка — «документы, представленные для работы, не позволяют сделать вывод об экологической допустимости намечаемой деятельности по проекту в целом».

Можно ожидать, что ограничение доступа к материалам проекта не только для представителей общественных организаций, но теперь уже и для экспертов госэколэкспертизы привлечет общественное внимание. В дальнейшем может возникнуть необходимость оценки правомерности действий подобного рода, во время которой, даже в варианте «басманного» правосудия, могут выясниться многие весьма неприличные обстоятельства.
к оглавлению

Горячая тема трубопровод «Тайшет — Перевозная»:
У компании «Транснефть» еще две лужи

Президент «Транснефти» г-н Вайншток в интервью «Российской газете» торжественно заявил о фантастически низкой аварийности (0,04 случая на 1000 км трубопровода, т.е. 2 аварии в год на все 50 тысяч км нефтепроводов этой компании). Но в средствах массовой информации сообщений о многочисленных авариях и разливах нефти на нефтепроводах этой компании меньше не стало.

10 февраля 2006 года около деревни Большая Чепца Дебесского района Удмуртии произошел очередной разлив нефти. Согласно предварительной версии, причина — неудачная попытка незаконной врезки в нефтепровод «Сургут — Полоцк», в результате которой вылилось 2 т нефти. Разлившаяся нефть скопилась в ближайшем логу и, вроде, уже вывезена на утилизацию. Вопрос, чем в это время занимались многочисленные сотрудники службы безопасности ОАО «АК «Транснефть», будет риторическим. В предыдущем сообщении мы рассказали, что в это время их основным занятием было не допускать представителей СМИ к другому крупному разливу на реке Медло(а). До воров ли тут, когда журналисты окружают?

Зато 15 февраля 2006 года в очередной раз отличились уже специалисты самой компании «Транснефть». Десятки СМИ сообщали о том, что вечером 14 февраля 2006 года в Раменском районе Московской области каким-то экскаватором был поврежден трубопровод, по которому нефть поступает из Рязани на Московский нефтеперерабатывающий завод. Утверждалось, что объем разлива составил 20 т, он локализован и не представляет угрозы для окружающей среды. Любопытно, что практически во всех сообщениях отсутствовали весьма важные детали — какой компании принадлежит нефтепровод, чей это был экскаватор, и что он там делал так поздно.

Наконец «Независимая газета» пролила свет на это громкое, но загадочное происшествие, получив комментарии у руководителя пресс-службы ГУ по ЧС и ПБ Московской области Саата Хакамова:

«В 19.20 при выполнении земляных работ бригадой рабочих компании «Рязаньнефтепровод» экскаватором была повреждена труба нефтепровода диаметром 530 миллиметров, — рассказал Саат Хакамов. — В результате из трубы произошла утечка 20 кубометров нефти». Он отметил, что вытекшая нефть собралась в котловане, поблизости водоемов и колодцев нет. На ликвидацию разлива было мобилизовано 40 специалистов и 21 единица техники компании «Рязаньнефтепровод«.

Обратите внимание: только с начала 2006 года в системе магистральных трубопроводов компании «Транснефть» произошло 6 аварий с разливом нефти, о которых стало известно средствам массовой информации. Причем большинство их связано не с дежурной причиной — незаконными врезками, а с ремонтно-строительными работами, которые проводили специалисты компании «Транснефть» или ее подрядчики.

Интересно, что на официальном интернет-сайте компании сведения об этих авариях полностью отсутствуют. Наверно потому, что глядя на них, любой умеющий считать до 10 поймет, что уже сейчас их число в три раза превышает показатель аварийности, о котором совсем недавно говорил президент «Транснефти» Вайншток. А ведь сейчас только середина февраля. Сколько нефтяных фонтанов, луж, рек и прудов еще впереди?

Источники: www.regnum.ru 14.02.2006, www.ng.ru 16.02.2006.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
Разлив из нефтепровода «Транснефти» — есть, а ущерба от него — нет

Похоже, пример «басманного» правосудия глубоко впечатлил местных судейских чиновников и успешно распространяется по стране.

В феврале 2004 года в результате незаконной врезки в магистральный трубопровод «Малгобек — Тихорецкая» в течение 10 часов бил фонтан нефти. Чем занимались в это время труженики, контролировавшие работу этой трубы, остается только гадать. В результате, как было указано в официальном трехстороннем акте, нефть распространилась по сельскохозяйственному полю на площади 4765 кв. м на среднюю глубину 10 см, более тонким слоем она оказалась на поверхности еще 2253 кв.м. Общая площадь загрязненной почвы составила более 7000 кв.м.

Сельскохозяйственная артель «Балтийский рабочий» обратилась в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков. Но суд отказал ей под тем предлогом, что артель не обосновала использованные для расчета ущерба значения нормативов стоимости земли, годового дохода с единицы площади, коэффициента перерасчета в зависимости от периода времени по восстановлению деградированных почв, сведения органов статистики, иные доказательства, подтверждающие урожайность земель, а также стоимость земель.

Поскольку размер причиненного вреда не был доказан, в иске было отказано. Что и было зафиксировано в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.12.2005 NФ08-6099/2005.

Интересное у нас получается правосудие. Мало того, что тебе на земельный участок нагадят, так после этого пострадавший должен бегать и доказывать, что он пострадал, и собирать у разных чиновников справки для доказательства размеров понесенного ущерба.

Сельскохозяйственной артели остается только посоветовать взять машину с навозной жижей и вывалить ее на газоне перед входом в Северо-Кавказский арбитражный суд. Если судейские чиновники начнут выражать несогласие, с них можно потребовать доказательства стоимости доставленного к ним под нос органического удобрения, расценок на его внесение, амортизацию цистерны для перевозки навозной жижи и с десяток других показателей. А потом выставить счет за предоставленные услуги.

Источник: www.newpraktika.org 12.02.2006.
к оглавлению

Россия
Владивосток на практике тренируется в ликвидации разливов нефтепродуктов в воду

Очередную лужу нефтепродуктов в воды бухты Диомид напустили мирные коммунальщики из котельной, принадлежащей системе Минобороны. Первоначально сообщалось об 1 т попавшего в воду мазута, затем его количество увеличилось до 8 т. Утечка случилась при перекачке мазута. Последствия этой операции ликвидировали три плавсредства и 20 человек.

Тем временем Межведомственная комиссия при Администрации Приморского края сообщила о результатах проверки береговых нефтебаз Владивостока на соответствие требованиям экологического законодательства. Выяснилось, что из них только Владивостокская нефтебаза ОАО «Приморнефтепродукт» соблюдает эти требования. На нефтебазах в/ч 633948б, ОАО «Владморрыбпорт» и Голдобинской нефтебазе ТОФ обнаружены нарушения.

Источник: www.deita.ru 14.02.2006, www.oilcapital.ru 16.02.2006, http://vostokmedia.com 17.02.2006.
к оглавлению

Россия
В республике Коми растет число разливов нефти и случаев сокрытия информации

Руководитель Минприроды республики Коми А.Боровинских на коллегии сообщил, что если в 2004 году было официально зарегистрировано всего 11 разливов нефти, то в 2005 году — 30. Наряду с резким ростом количества обнаруженных разливов у предприятий наметилась тенденция скрывать сведения о подобных авариях. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Сосновогорском районе.

Источник: www.finmarket.ru 15.02.2006.
к оглавлению

Эстония
Отмывание загрязненных нефтью птиц продолжается

28 января 2006 года в воду у северо-западного побережья Эстонии из неизвестного источника попало около 20 т нефти. Специалисты опасаются, что жертвами этого разлива могут стать до 35 тысяч водоплавающих птиц. Около 2000 птиц, в основном уток, уже погибло.

Природоохранные активисты и добровольцы из местных жителей начали отлов еще живых птиц, загрязненных нефтью. Сначала удавалось поймать до 200 особей в день, а через несколько дней — только около десятка. При температуре воздуха -20 градусов загрязненные нефтью птицы быстро гибли.

Первоначально подобранных птиц размещали во временных убежищах, в том числе и в Таллинском зоопарке. Власти страны выделили специалистам международной природоохранной организации IFAW специальное помещение недалеко от Таллина для развертывания крупного центра по спасению загрязненных нефтью птиц, и оказали содействие началу его работы.

Были оборудованы помещения и бассейны для содержания птиц, их отмывания от нефти и реабилитации. К сожалению, последние сообщения о работе центра датируются только 8 февраля 2006 года. В центре находилось 145 птиц, среди них — 23 лебедя. Местные жители сообщили, что около 50 сильно загрязненных нефтью лебедей были все еще живы и находились у побережья.

Источники: IFAW 7.02.2006, 8.02.2006.
к оглавлению

Великобритания
Лучше поздно, чем никогда — опубликован список особо чувствительных к разливам нефти участков побережья

Британский Департамент транспорта, наконец, опубликовал список из 32 участков побережья, особо чувствительных к разливам нефти (MEHRAs — Marine Environment High Risk Areas). Рекомендация подготовить такой список содержалась в подготовленном 12 лет назад официальном докладе, в котором были проанализированы последствия разлива нефти с танкера «Браер» (Braer) на Шетландских островах. В 1993 году в результате этой катастрофы в воду попало 85 тысяч т нефти.

После у берегов Европы происходили и другие многотысячетонные разливы нефти с танкеров Sea Empress(1996), Erika (1999), Prestige (2002), наносившие огромный ущерб морям и побережьям.

Природоохранные организации критикуют опубликованный Департаментом транспорта список за его неполноту. В него не включены многие ценнейшие участки побережья. Кроме того, просто публикация списка не даст никакого эффекта, если она не будет сопровождаться практическими действиями по повышению безопасности плавания в этих акваториях и повышением готовности к ликвидации последствий возможных разливов.

Среди мер усиления безопасности плавания — схемы разделения движения, изменение рекомендованных трасс, выделение участков ограничения движения, обязательное использование лоцманов, буксирного сопровождения, информирование мореплавателей о месте нахождения особо чувствительных к разливам нефти участков побережья и об их экологической ценности.

Источник: Shetland Marine News 14.02.2006.
к оглавлению

Китай — Африка
Китай становится основным потребителем африканских полезных ископаемых

Поставки из африканских стран, расположенных к югу от Сахары составляют 15% от общего импорта нефти в США. Китай получает из этого региона 28% своего импорта нефти. За последние годы китайские нефтяные компании Sinopec, CNPC, CNOOC заключили много контрактов с нефтедобывающими странами региона — от Экваториальной Гвинеи до Алжира и Анголы.

Представитель Нигерийской национальной нефтяной корпорации (NNPC) сообщил, что каждый день получает звонки и электронные письма из Китая с просьбой продать нефть. Эти запросы часто удовлетворяются, поскольку Китай для нигерийских властей является гораздо более удобными партнером, чем традиционные покупатели из США и Европы. Китайцы не задают вопросы о коррупции и соблюдении прав человека, безопасности и охране окружающей среды. Их интересует одно — как получить африканскую нефть, и, желательно, побольше.

Китай воспользовался правом постоянного члена Совета безопасности ООН, чтобы блокировать принятие резолюции, осуждающей геноцид в суданской провинции Дарфур. Из Судана Китай получает 7% импортируемой им нефти. Китай продал Нигерии на 250 млн. долларов истребителей и ряд военных космических систем.

На очереди Ангола, известная большими запасами нефти и вопиющей коррупцией. Китая выделил Анголе кредит в размере 2 млрд. долларов на реконструкцию разрушенных гражданской войной железных дорог и строительство новых офисных зданий в столице страны Луанде. Этими работами займутся китайские компании. После выделения этого кредита французской «Тоталь» было отказано в продлении срока действия принадлежащей ей лицензии на добычу нефти на одном из самых перспективных участков. Лицензия была передана совместному ангольско-китайскому предприятию с китайской компанией Sinopec.

С другой стороны в работе с Китаем есть своим проблемы. Вследствие командных методов управления нефтяным сектором все детали соглашений должны согласовываться с пекинскими чиновниками. Все это занимает очень много времени. Часто документы, приходящие из Пекина, существенно отличаются от предварительных договоренностей. Западные компании в этом плане работают гораздо быстрее и эффективнее.

Однако африканские власти полны оптимизма. Быстро растущая экономика Китая требует огромных количеств нефти. Китай отчаянно нуждается в новых природных ресурсах и будет вынужден работать с африканскими режимами.

Источник: CNN 15.02.2006.
к оглавлению

* * *

Процесс «Гражданская восьмерка».
Информация для размышления.

ГЛОБАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — ГРАЖДАНСКАЯ ПОВЕСТКА ХХI.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Глобальная энергетическая безопасность — состояние глобального сообщества, при котором каждый житель Земли имеет гарантированный доступ к источникам энергии, обеспечивающих — в количественном и качественном аспекте — удовлетворение потребностей в обеспечении здорового образа жизни, комфортной окружающей природной среды, условий интеллектуального и духовного развития.

АСПЕКТЫ

1.Неистощительное использование энергетических ресурсов — создание международной системы гарантий обеспеченности энергетическими ресурсами будущих поколений жителей Земли (на ближайшие 100 лет).

Один из подходов был сформулирован Друзьями Земли лет 10 тому назад: для гарантированного обеспечения будущих поколений природными ресурсами их годовое потребление не должно превышать 1% от подтвержденных (разведанных) запасов.

2.Сокращение (сравнительно с настоящим моментом) ущербов и рисков ущерба природной среде и условиям жизни людей, возникающих при добыче, транспортировке, переработке и использовании энергетических ресурсов, хранении и захоронении отходов, образующихся на всех этапах их жизненного цикла.

3.Разработка и реализация системы международных мер, обеспечивающих существенное (например, в 10 раз к 2100 году, с соответствующими этапами) сокращение глобального потребления энергии на душу населения.

4.Обеспечение доступа малообеспеченных групп населения Земли к источникам энергии, в количественном и качественном аспектах обеспечивающих их достойное существование (удовлетворение потребностей в обеспечении здорового образа жизни, комфортной окружающей природной среды, условий интеллектуального и духовного развития).

Приоритетные направления действий.

Создание «Альтер-ОПЕК» — клуба стран-потребителей нефти (и газа): Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Канада, Китай, Россия, США, Франция, Япония (??? Швеция, Чили, Южная Корея, Египет, ЮАР ???) — осуществляющих мероприятия в интересах основных потребителей энергоносителей, т.е. имеющих институционально противоположные интересы сравнительно с ОПЕК.

Россия как бы посередке — с одной стороны, конечно, производитель, но по характеру оптимального тренда развития ближе к потребителям.

Создание — через налог на потребление энергии, полученной из невозобновимых источников, — глобального (или в рамках G-8 B или Альтер-ОПЕК) Фонда «справедливое распределение энергии» — «Just Energy Sharing Fund», инвестирующего в создание и распространение всего спектра необходимых для энергосбережения технологий, в раскрытие (например, через выкуп) соответствующей патентной информации и т.п., формирование моды на энергоэффективный образ жизни, т.е. моды на соответствующие товары и технологии.

Создание глобальной системы мониторинга деятельности предприятий (в широком смысле этого термина) энергетического комплекса (в смысле п.2), в том числе с использованием средств космического базирования, и сопутствующей ей международной системы экономических санкций за ущерб глобальной природной среде, международной системы обязательного страхования экологических рисков (денационализация санкций за ущерб биосфере, с одной стороны, и — в комплексе с мерами по энергоэффективности — экологизация рынка энергоносителей).

Свет Забелин,
Международный социально-экологический союз.
Сопредседатель Совета.

4 февраля 2006 г.
к оглавлению

ДЕКЛАРАЦИЯ
Круглого стола экспертов неправительственных организаций по вопросам энергетической безопасности

Российские и международные эксперты по энергетической безопасности, представляющие неправительственные, экологические и научные организации, приветствуют выбор проблемы Энергетической Безопасности как приоритета России во время президентства в Группе Восьми в 2006 г.

Эксперты рассматривают «Глобальную энергетическую безопасность» в том определении, как это было зафиксировано в Гражданской повестке дня XXI век (Agenda XXI). «Глобальная энергетическая безопасность — состояние глобального сообщества, при котором каждый житель Земли имеет гарантированный доступ к источникам энергии, обеспечивающих — в количественном и качественном аспекте — удовлетворение потребностей в обеспечении здорового образа жизни, комфортной окружающей природной среды, условий интеллектуального и духовного развития«.

Основываясь на данном определении, вопросы глобальной энергетической безопасности необходимо рассматривать в контексте решения других важнейших мировых проблем: глобального изменения климата; отсутствия доступа значительного числа беднейших слоев населения к экологически чистой и экономически доступной энергии; загрязнения окружающей среды и исчерпания доступных углеводородных ресурсов.

«Решение этих проблем возможно через развитие и внедрение устойчивой энергетической политики. В этой связи эксперты разделяют глобальные принципы устойчивой энергетической политики: «Доступность, Достаточность, Допустимость» (Accessibility, Availability, Acceptability).

Доступность — два миллиарда людей не имеют доступа к современным источникам энергии, это ситуация должна ускоренно исправляться, причем с использованием лучших, доступных и безопасных технологий.

Допустимость — за последние 20-30 лет этот вопрос встал очень остро — какие источники энергии человечество может позволить себе использовать без чрезмерного риска и ущерба для окружающей среды, учитывая и необходимость решить проблему антропогенного изменения климата.

Достаточность — ресурсы ограничены, необходимы инвестиции в современные энергосберегающие технологии, возобновляемые безопасные источники получения энергии и новые энергетические инфраструктуры.

«Энергетическая безопасность — часть глобальной энергетической политики. Но она предполагает если не единый документ, то координированные действия субъектов — хотя пока есть только национальные (часто конфликтующие) политики и стратегии конкурирующих компаний. Ключевая проблема, конечно, лежит в сфере инвестиций: неравномерность доходов привела к глобальному перераспределению финансовых потоков. Инвестирование этих средств в добычу, транспортировку и переработку энергетических ресурсов предполагает более глубокое понимание будущих проблем и рисков.

Нефтедобыча достигла своего максимума в 80-е годы, а добыча угля в 30-е годы прошлого века. Климатические изменения накладывают объективные ограничения на использование существующих технологий сжигания углеводородного сырья.

Атомная энергетика, которая должна была обеспечить значительную долю в энергообеспечении, не смогла достигнуть предполагаемых целей в виду целого ряда причин.

Новые возобновляемые источники энергии находятся на начальном этапе становления. Величайшим достижением науки и промышленности будет, если хотя бы половину ожидаемого прироста потребления энергии к середине столетия удастся обеспечить за счет альтернативных источников энергии, основанных на использовании возобновляемых ресурсов (ветровые, солнечные, биологические, приливные, геотермальные и т.д.).

Взлет цен на энергоносители в начале 21 века ставит многие государства и слои населения в сложное положение, но и дает стимул для усиления сотрудничества с тем, чтобы не создать еще более глубокий «Энергетический разлом», который затруднил бы достижение «Целей Развития Тысячелетия» (Millennium Development Goals).

Поэтому на этапе перехода к новой энергетической системе (в том числе к водородной энергетике и к другим безуглеродным источникам энергии) основную роль в энергообеспечении человечества по необходимости будет играть природный газ. Не меньшее внимание должно быть уделено энергосбережению и созданию новых энергетических инфраструктур.

Эксперты предлагают сконцентрировать внимание Гражданского общества, в частности, участников Международного общественного форума «Вклад институтов гражданского общества в повестку дня саммита «Группы Восьми» (Москва, 9-10 марта 2006 г.) и последующих мероприятий, участников консультации представителей НПО с Шерпами Группы Восьми, на следующих вопросах:

Доступность:
« Обеспечение доступа малообеспеченных групп населения Земли к источникам энергии, в количественном и качественном аспектах обеспечивающих их достойное существование (удовлетворение потребностей в обеспечении здорового образа жизни, комфортной окружающей природной среды, условий интеллектуального и духовного развития).«

Допустимость:

  • Сокращение (сравнительно с настоящим моментом) ущербов и рисков ущерба природной среде и условиям жизни людей, возникающих при добыче, транспортировке, переработке и использовании энергетических ресурсов, хранении и захоронении отходов, образующихся на всех этапах их жизненного цикла.
  • Сокращение выбросов парниковых газов с целью решения проблемы антропогенного изменения климата.

Достаточность

  • Неистощительное использование энергетических ресурсов — создание международной системы гарантий обеспеченности энергетическими ресурсами будущих поколений жителей Земли (на ближайшие 100 лет).
  • Разработка и реализация системы международных мер, обеспечивающих существенное (например, в 10 раз к 2100 году, с соответствующими этапами) сокращение глобального потребления энергии на душу населения.
  • Разработка и реализация мер, обеспечивающих существенный рост доли возобновляемых безопасных источников энергии в условиях сокращения углеводородного сырья.

Эксперты намерены в период подготовки к Международному общественному форуму в феврале — начале марта

  • инициировать широкую дискуссию в СМИ по теме энергетической безопасности;
  • получить экспертные, консультативные и иные предложения и инициативы со стороны институтов гражданского общества;
  • разработать детальную повестку дня Форума.

Участники Круглого стола выражают надежду, что в 2006 г. Россия и другие страны Группы Восьми предложат комплекс мер и инициатив, нацеленных на создание мировой энергетической инфраструктуры, обеспечивающей эффективное безопасное производство, передачу, использование энергии, сохранение окружающей среды и стратегическое решение проблемы антропогенного изменения климата.

Конкретный план действий по созданию новой инфраструктуры должен включать меры:

  • по преодолению экономических и технологических барьеров повышения эффективности традиционной энергетики,
  • по созданию условий для энергосбережения на уровне энергопотребителей,
  • по развитию возобновляемой безопасной энергетики,
  • по содействию доступу к современному энергоснабжению наиболее бедных стран и групп населения.
  • по внедрению передовых и экологически обоснованных правилах добычи и транспортировки углеводородов.

Эксперты предлагают следующие Приоритетные направления действий, которые могут быть сформулированы как инициативы и планы государств Группы Восьми в Санкт Петербурге в июле 2006 г.

В области доступности:

Принять взаимное обязательство стран по обеспечению участия общественности, международных и национальных гражданских организаций в разработке указанных выше и иных международных и национальных мер (стратегий, концепций, программ и т.д.) в области энергетики, в том числе в форме участия в обязательной стратегической экологической оценке в соответствии с нормами международного и национального права.

В области достаточности:

1. Взаимное обязательство стран по созданию условий для энергосбережения на уровне энергопотребителей. Страны совместно:

  • предпримут меры по формированию общественного мнения — моды на энергоэффективный образ жизни, включая потребление соответствующих товаров и услуг.
  • Предпримут меры по созданию, в частности, через налог на потребление энергии, полученной из невозобновимых источников, Фонда Группы Восьми «Справедливое распределение энергии» (Just Energy Sharing Fund), инвестирующего в распространение технологий энергосбережения; например, через выкуп патентной информации и обеспечение ее свободного использования.

2. Взаимное обязательство сторон по созданию условий для развития возобновляемой безопасной энергетики. Страны совместно:

  • предпримут меры для реализации международных проектов по строительству мощностей возобновляемой энергетики в местах, где для этого существуют предпосылки в виде высокого потенциала получаемой энергии и близости потребителя.

В области допустимости:

1. Взаимное обязательство стран об использовании только лучших экологически чистых технологий в добыче и транспортировке топлива. Страны совместно:

  • сформулируют список экологически лучших имеющихся технологий и будут его регулярно обновлять;
  • окажут друг другу помощь в передаче передовых экологически чистых технологий;

Поскольку новые экологически чистые технологии могут быть несколько дороже используемых в настоящее время, то от всех стран: и производителей и потребителей топлива потребуются совместные усилия по справедливому распределению этого «груза».

2. Принимая во внимание, что в будущем большая часть топливных ресурсов стран Группы Восьми будет добываться именно в Арктике, а арктические экосистемы особенно уязвимы к антропогенному вмешательству:

  • обеспечить, чтобы с 2015 г. добыча и транспортировка углеводородов в Арктике велась только с использованием экологически чистых технологий;
  • обеспечить сохранение арктических экосистем в том числе через создание зон, закрытых для нефте-газо-добычи; принять адаптационные меры, учитывающие последствия глобального изменения климата в Арктике;
  • принять и реализовать совместный план научных исследований стран Восьмерки в Арктике;
  • развить системы мониторинга и предупреждения негативных явлений.

3. Создание глобальной системы мониторинга деятельности по добыче и транспортировке предприятий энергетического комплекса, в том числе с использованием средств космического базирования, имеющей целью предотвращение ущерба глобальной природной среде.

4. Создание международной системы обязательного страхования экологических рисков: денационализация санкций за ущерб биосфере, с одной стороны, и — в комплексе с мерами по энергоэффективности — экологизация рынка энергоносителей.

Москва, 16 февраля 2006 г
к оглавлению .


В избранное