Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Нефть и Газ: актуальные новости" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Январь 2006 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
Нефтяное обозрение 3(94)-ВСТО
N03 (94) - ВСТО | Нефтяное обозрение |
дата 2006 г. |
Еженедельные обзоры публикаций средств
массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения
Пахорукова. Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/06/oil-0603vsto.htm |
|
|
Специальный горячий выпуск «Нефтяного обозрения»Государственная экологическая экспертиза проекта нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан»В первом выпуске «Нефтяного обозрения» за 2006 год мы сообщали, что В.В. Путину, похоже, надоело выполнять обязанности гаранта Конституции, и он откровенно решил податься из президентов страны в трубопроводчики. То ли надоело все, то ли впечатлил пример друга Шредера. Тот, завершив работу канцлером Германии, нашел место с хорошей зарплатой за курирование Северо-Европейского трубопровода российской компании «Газпром». Конечно, президент Путин, как истинный патриот, не собирается прямо устраиваться на работу в какую-нибудь китайскую CNPC. Для начала он использует свой опыт и репутацию для поддержки российского производителя. Ему явно очень нравится трубопроводный проект компании «Транснефть» «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО). После его реализации поток из остатков российской нефти по могучей трубе, мощность которой обещают довести до 80 млн. т, потечет на восток, обеспечивая потребности экономик Японии и Китая. Оно и понятно - ну зачем нашим детям и внукам нефть? Китайцам и японцам она гораздо нужнее. 6 января 2006 года в г. Якутске президент РФ с воодушевлением говорил, как он будет заполнять нефтью трубу от Тайшета до Сковородино. Тогда же он высказал твердую уверенность, что «мы в апреле закончим, как и обещали, все согласования в правительстве, и уже летом начнем практическую работу по реализации». После такого заявления оставалось только сделать довольно унылый вывод, что «раз президент страны заявил, что в апреле закончит, как и обещал (кому? - прим.сост.) все согласования в правительстве, а уже летом начнет практическую работу по реализации, то, похоже, так и будет. Комиссия подпишется под этим пожеланием, отставной генерал-полковник Пуликовcкий, который теперь у нас главный в стране эколог по этой части, утвердит - и за работу, товарищи» (Нефтяное обозрение N 1, 2006). До последнего времени в этом прогнозе требовало уточнения пожалуй только то, что Пуликовский имеет звание не генерал-полковник в отставке, а генерал-лейтенант (какая досада!). Но тут загадочная российская действительность превзошла все ожидания. Видимо степень проектной халтуры, которую теперь выдавал уже не только карманный институт «Транснефти» ОАО «Гипротрубопровод» (г.Москва), но и претендующий на некоторую серьезность ОАО «ВНИИСТ», превысила пределы толерантности экспертов. 24 января 2006 в Ростехнадзоре прошло заседание проводимой в дикой спешке Государственной экологической экспертизы материалов «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Первый пусковой комплекс». На нем рассматривался окончательный вариант Заключения экспертной комиссии. Начало этой экспертизы было связано с трагическими событиями. Первый приказ на ее проведение был подписан 3 ноября 2005 года. Однако в середине месяца в возрасте 59 лет скоропостижно скончался председатель экспертной комиссии, крупный российский ученый, эколог Никита Федорович Глазовский. Новый председатель экспертной комиссии д.т.н. М.Б.Генералов был назначен приказом от 30 ноября 2005 года. Остается пожелать ему крепкого здоровья, которое, похоже, явно понадобится. Если учитывать новогодние праздники, для проведения государственной экологической экспертизы огромного проекта стоимостью более 5 млрд. долларов США было выделено лишь полтора месяца реального рабочего времени. Тем не менее, 52 экспертам входящих в комиссию, даже за это короткое время стало ясно - то, что предлагает компания «Транснефть», просто ни в какие ворота не лезет. Выводы проекта документа «Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Первый пусковой комплекс» выглядели следующим образом: 1.По результатам анализа представленных материалов экспертная комиссия, отмечая актуальность сооружения трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», пришла к выводу, что материалы «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Первый пусковой комплекс» не в полной мере соответствуют требованиям законодательных и нормативных требований Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды. 2. В связи с тем, что предлагаемая трасса трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» представляет большую потенциальную опасность нанесения (в случае аварии) экологического вреда озеру Байкал - объекту всемирного природного наследия, охраняемому Российским законодательством и конвенцией ЮНЕСКО, экспертная комиссия считает неприемлемым строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» по намеченной в ТЭО (проект) трассе, проходящей по территории водосборного бассейна озера Байкал и характеризующейся высокой сейсмичностью. 3. Материалы «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Первый пусковой комплекс» должны быть переработаны в части альтернативных вариантов прохождения участка трассы за пределами бассейна озера Байкал» По какому-то чудом сохранившемуся пережитку гласности на итоговое заседание этой, уже четвертой за последние 3 года экологической экспертизы проекта ВСТО были приглашены наблюдатели от ведущих российских неправительственных природоохранных организаций. Делегация проектировщиков и представителей «Транснефти» была могучей. В ее составе был замечен даже первый вице-президент компании В.В.Калинин. Численность представителей заказчика и проектировщиков во много раз превосходила число представителей природоохранной общественности. Тем не менее, начавшееся в 14.00 24 января 2006 года в Ростехнадзоре мероприятие проходило бурно. Беседа об экологической приемлемости проекта, в котором магистральный нефтепровод мощностью 30 млн., а потом и 80 млн. т в год местами предлагается проложить всего в нескольких км от берега озера Байкал, была весьма оживленной. Проектировщики и представители компании говорили о его выдающейся экологической безопасности и большом количестве замечательных технических новинок, которые эту безопасность будут гарантировать. Представители общественности говорили о прямо противоположном. Дискуссия была столь увлекательной, что в конце ее представитель ВВФ Евгений Аркадьевич Шварц и представитель «Транснефти» Владимир Васильевич Калинин открыто, по мужски, правда во вполне цензурных выражениях, высказали, что они думают друг о друге и о структурах, в которых их оппонент имеет счастье работать. Глядя на все это, не удержался от выступления и автор этих строк: «Уважаемые члены комиссии! Так вот, отвечу. Поняли. И у меня все это вызывают ужас. Компания «Транснефть» сама открыто признает, что имеющегося у нее опыта решения серьезнейших проблем безопасности работы трубопровода, и, прежде всего, его байкальского участка, недостаточно. А потому предлагается использовать ранее не применявшиеся материалы, технологии и решения. Новые, изумительно прочные трубы, которые ранее не производились. Гораздо более высокие давления, на которых еще не работали. Восхитительно надежные системы управления и многое другое. Таким образом, гарантией экологической безопасности Байкала являются решения и оборудование, с которыми ранее компания «Транснефть» не имела опыта практической работы. Великое озеро Байкал, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО станет полигоном для технических экспериментов по проверке того, обеспечат ли поставщики, строители, эксплуатационники высочайшее, никогда до сих не выдававшееся ими качество или нет. Нельзя ли для этих опытов найти какое-либо другое место? Второе. Здесь много говорилось о том, что если случится беда, то аварийно-спасательные поезда, флотилия судов, и многое другое тут же локализует утечку и соберут разлившуюся нефть. Мне это странно слышать. Наверно многие просто не осознают, какой силы землетрясения могут быть на Байкале. В середине 19 века около дельты река Селенга огромный участок побережья, протяженностью в десятки км в результате землетрясения резко опустился и ушел под воду. О каких работах по ликвидации аварийных разливов нефти в таких ситуациях может идти речь! Если даже все эти аварийно-спасательные бригады и уцелеют, то они в первую очередь будут спасать самих себя и уцелевших людей. Об этом говорит трагический опыт землетрясения 1995 на Сахалине, которое уничтожило город Нефтегорск, и когда погибло 2000 человек. Это же показали результаты урагана Катрин летом 2005 года в США. Магистральным нефтепроводам просто не место на берегу Байкала, откуда в случае крупной аварии в озеро могут хлынуть потоки в тысячи т нефти. И последнее. Нам плешь проели разговорами про борьбу с различного рода терроризмом и необходимость предупреждения и подготовки к таким ситуациям. Предлагаемый нефтепровод в его нынешнем варианте является просто идеальным объектом для подобных атак. При наличии минимального количества мозгов и взрывчатки и без того работающая на пределе надежности трубопроводная система огромной важности и стоимости может быть выведена из строя на полгода, а то и более. Это не абстрактная угроза - посмотрите, что сейчас происходит на российско-грузинской границе. Вчера там, в теоретически строго охраняемой приграничной зоне взрывами были выведены из строя два газопровода и линия электропередач, в результате чего энергосистема Грузии в момент пика зимнего холода испытывает серьезные проблемы. И это далеко не первый подобный случай. В 2005 году из-за подрывов минимум дважды был вынужден останавливать работу магистральный газопровод из России в Азербайджан. Трубопроводы являются любимыми диверсионным объектами и в Колумбии, и в Венесуэле, и в Нигерии, и в Пакистане. Зачем заранее, на стадии проектирования закладывать для террористов возможность при минимальных затратах устроить нефтяной Беслан или Норд-Ост на Байкале? Пора бы от болтовни на тему необходимости борьбы с терроризмом перейти к делу» Ооо! Что началось в зале после такой концовки, которая приятно дополнила перепалку Шварца и Калинина... На этой жизнерадостной ноте в районе 16.00 председатель заседания завершил открытую часть мероприятия. Посторонних попросили удалиться. В коридоре несколько непривычно выглядящие, но находящиеся в явно приподнятом настроении сотрудники «Транснефти» подходили к некоторым из представителей общественности и высказывали им, что они думают. Но, опять-таки, все происходило без рук, и с использованием вполне нормативной лексики. В общем, всем было интересно и весело. Тем временем эксперты остались за закрытыми дверями для завершающего обсуждения проекта решения и его подписания. Через час с небольшим от некоторых экспертов поступила информация, что большинство, а это 40 экспертов, подписали «Заключение», выводы которого были сформулированы даже в еще более жесткой для проекта форме: «1. По результатам представленных материалов экспертная комиссия, отмечая актуальность сооружения трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), пришла к выводу, что материалы «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Первый пусковой комплекс» не в полной мере соответствуют требованиям законодательных и нормативных требований Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды. 2. В связи с тем, что предлагаемая трасса трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» представляет большую потенциальную опасность нанесения (в случае аварии) экологического вреда озеру Байкал - объекту всемирного природного наследия, охраняемому Российским законодательством и конвенцией ЮНЕСКО, экспертная комиссия считает неприемлемым строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» по намеченному в ТЭО (проекте) трассе, проходящей по территории водосборного бассейна озера Байкал и характеризующейся высокой сейсмичностью. 3. Материалы «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Первый пусковой комплекс» должны быть переработаны в части альтернативных вариантов прохождения участка трассы за пределами бассейна озера Байкал». Похоже, трезвая мысль о том, что нефтепроводчикам с их исполинскими трубами сверхвысокого давления не место на берегах Байкала, все-таки возобладала. По крайней мере в головах экспертов. Впрочем, их мнение может оказаться далеко не решающим во всей этой эпопее. Кроме подписей экспертов «Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Первый пусковой комплекс» должно быть утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Главой этого ведомства недавно был назначен генерал Пуликовский - бывший представитель президента Путина по Дальневосточному Федеральному округу. Задумается ли генерал над тем, почему эксперты, несмотря на ясные сигналы сверху, все-таки отказались одобрить проектную халтуру «Транснефти»? Либо, используя свой богатый чеченский и дальневосточный опыт, начнет зачистку экспертных вольнодумцев? Это станет ясно в ближайшее время. По последним данным, давление на экспертов-подписантов возрастает. Ростехнадзор может сам, под предлогом каких-либо процедурных нарушений, провести «укрепление» состава комиссии «правильными» экспертами, а потом заняться переделкой заключения на положительное. Впрочем, возможен и более изящный вариант с использованием «басманного» или другого местного понятливого правосудия, благо с этим проблем нет. «Транснефть» может поменяться местами с природоохранной общественностью, и теперь уже сама подать в суд на решение госэколэкспертизы. В репутационном плане этот вариант может оказаться для Ростехнадзора более комфортным. Но тогда процесс выколачивания положительного заключения затянется, что может вызвать негодование верхнего конца вертикали власти. Кроме того, все это чревато обнародованием некоторых не совсем удобных как для «Транснефти», так и для Ростехнадзора фактов и обстоятельств. Россия
|
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||