Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 6 (70)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N6  Нефтяное обозрение
7 - 13 февраля 
2005 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0506.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2005 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/05/


Темы недели

Горячая тема

Другие сообщения


Темы недели

Россия
Министр Юрий Трутнев как минерально-сырьевая Шехерезада

В последние месяцы бывший пермский губернатор, а сейчас главный знаток российских недр министр природных ресурсов Юрий Трутнев все больше работает в роли минерально-сырьевой Шехерезады. Его основным занятием становится рассказывание тысячи и одной сказки о неисчерпаемых запасах российских недр. Впрочем, иногда в плавное течение этих фантазий вторгаются тревожные факты из реальной жизни. Но это для того, чтобы попросить побольше денег и поярче подчеркнуть, какая замечательная жизнь ждет нас всех в дальнейшем.

Итак, прискорбная реальность. В 2004 году было добыто 460 млн. т нефти, а новых месторождений открыли с запасами в 150 млн. т, т.е. ровно в три раза меньше. Картина не столь трагична только за счет доразведки уже эксплуатируемых месторождений и переоценки их запасов. Но все равно, в среднем по стране прирост запасов составил лишь 70–80% от объема добычи

Тем не менее, в дальнейшем все будет прекрасно. Правительство разработало великолепный план увеличения коэффициента восполнения природных ресурсов в ближайшие 3–5 лет до 100%. Вот только, как всегда, с финансами маленькая неувязка:

«Если переводить эти планы в деньги, то ситуация выглядит следующим образом. Для 100% компенсации добычи требуется около 100 млрд. руб. в год при нынешних 60 млрд. руб. Но пока нет надежды, что этот показатель будет в ближайшее время достигнут. В МПР надеются, что нефтяники будут вкладывать 10 рублей в каждый вложенный государством рубль. Но сейчас этот показатель составляет 5–7 рублей частных инвестиций. В этом году на геологоразведку всех недр из бюджета выделено 11,7 млрд. И для достижения желаемого эффекта частные инвестиции должны составить соответственно 88–90 млрд. руб. Иначе с 2010 года в России начнется спад добычи».

В общем, надежды юношей питают… И будут нам эти сказки класса «1000 и 1 ночь» рассказываться еще два раза подряд. А потом придет 2010 год, и всем все станет ясно, что нефтяная малина кончается, и надо как-то жить дальше.

Источник: «Известия» 8.02.2005.
к оглавлению

Индонезия
«Окончен бал — погасли свечи» — Индонезия подумывает выйти из ОПЕК. Нефть кончается

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) была создана в 1960 году. Первоначально в нее входило 5 участников. В 1975 году их стало 13. После того как в 1992 году ее ряды покинул Эквадор, а в 1996 году — Габон, их количество сократилось до 11. Это Саудовская Аравия, Иран, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Катар, Ливия, Алжир, Нигерия, Венесуэла и Индонезия. При этом шесть участников ОПЕК с Ближнего Востока контролируют более 60% мировых запасов нефти.

И вот, после 43 лет членства в ОПЕК, индонезийское правительство создало рабочую группы для обсуждения сценария возможного выхода страны из организации. За последние 5 лет добыча нефти в Индонезии ежегодно уменьшалась на 5%. Если в 2003 году Индонезия экспортировала хотя бы 5 млн. т нефти, то в 2004 году экспорт фактически прекратился, сократившись до 1,5 млн. т. В течение 4 месяцев 2004 года Индонезия была нетто-импортером нефти. Этот конфуз произошел в год, когда именно представитель Индонезии выполнял функции главы ОПЕК.

Теперь власти Индонезии анализируют сценарии своих дальнейших взаимоотношений с ОПЕК. Но по формальным показателям эта страна экспортером нефти больше не является. Тем не менее, правительство Индонезии не теряет оптимизма и теперь надеется получать доходы за счет экспорта газа.

Ох, как все это знакомо…

Источники: «Ведомости» 8.02.2005.
к оглавлению

Египет — Палестина — Израиль
После длительного плавания нефтяное пятно наконец добралось до берегов сектора Газа

4 февраля 2005 года при столкновении двух танкеров в 20 км от выхода из Суэцкого канала в воды Средиземного моря попало около 1500 т нефти. Власти Египта опасались, что ветром и волнами эту нефть скоро пригонит к берегам в районе Порт-Саида. Однако оказалось, что ветер дует в противоположную сторону, и пятно понесло от египетского берега. В связи с этим особо активных действий по его уборке никто и не предпринимал, особенно после того как нефть оказалась в международных водах. Пятно обработали дисперсантами, и лишь 7 февраля с ним начал работать нефтесборщик. Египетские чиновники отрапортовали, что пятно частично убрано, частично испарилось и рассеяно, частично разбилось на мелкие части, и особых проблем больше нет.

Однако через несколько дней эта нефть оказалась у соседей. Ее стало выбрасывать на берег сектора Газа в Палестине. Руководство Израиля, куда, похоже, плывет пятно, с большим интересом наблюдает за развитием событий. По данным израильских чиновников, никакой опасности пока нет, и с решением этой проблемы вполне могут справиться местные власти.

Источники: Reuters 7.02.2005, Jerusalem Post 9.02.2005, Washington Times 10.02.2005
к оглавлению

Горячая тема

Россия: «Тайшет — Перевозная»
А король-то голый. И где эта нефть для большой трубы?

Согласно оценкам Минприроды, известные в настоящее время промышленные запасы Восточной Сибири и Якутии составляют 230 млн. т нефти и 1,7 трлн кубометров природного газа. В лучшем случае этого хватит на полную загрузку нефтепровода «Тайшет — Перевозная» в течение 4 лет. Зато прогнозы потрясают. В регионе можно надеяться найти 46 млрд. т.у.т. углеводородного сырья, правда непонятно, в каком виде: нефти или газа.

В списке участков, которые Минприроды планирует продать в 2005 году, числятся 38 месторождений нефти и газа. 13 из них расположены в Иркутской области, 12 — в Якутии, 9 — в Эвенкии и 2 — Красноярском крае. Большинство из них относится к мало исследованным. То, что более-менее разведано, по прогнозируемым запасам нефти даже отдаленно не похоже на былые гиганты Западной Сибири. Этих запасов явно не хватит, чтобы загрузить и малую часть мощностей огромного трубопровода «Тайшет —Перевозная», который будет способен перекачивать 80 млн. т нефти в год.

Звездой списка 2005 года является Чаяндинское газоконденсатное месторождение в Якутии. При огромных возможных запасах газа — до 1 трлн кубометров, запасы нефти там оцениваются только в 50 млн. т. Запасы газа в Тас-Юряхском месторождении оцениваются в 114 млрд. кубометров, а вот нефти там всего 7,3 млн. т. Аналогичная ситуация с Верхневилючанским месторождением. Запасы газа — 108 млрд. кубометров, нефти — 12 млн. т.

Источники: «Ведомости» , www.oilcapital.ru 7.02.2005.
к оглавлению

Россия: «Тайшет —Перевозная»
Первый реальный восточносибирский кандидат на использование трубы «Тайшет —Перевозная»

Дочерняя компания «ТНК-ВР» ОАО «Верхнечонскнефтегаз» ведет освоение Верхнечонского нефтегазового месторождения в Иркутской области. В 2005 году бюджет компании составит 46 млн. долларов. На фазе опытно-промышленной разработки объем добычи нефти может быть доведен до 0,5 млн. т. Ее перевозка будет осуществляться по железной дороге со станции Усть-Кут. Начало промышленной эксплуатации месторождения, во время которой объемы ежегодной добычи будут доведены до 7–8 млн. т, будет зависеть от сроков начала работы трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан».

Извлекаемые запасы нефти Верхнечонского месторождения по категориям С1+С2 оцениваются в 202 млн. т. Балансовые запасы газа составляют 129 млрд. кубометров. Похоже, пока это самое могучее нефтяное месторождение Восточной Сибири, которое можно будет закачать в трубу «Тайшет —Перевозная». Его хватит на 3–4 года работы на полную мощность. Что будут делать с этой трубой дальше — непонятно. Наверно водить экскурсии к этой самой большой пустой трубе эпохи удвоения ВВП, «мочения в сортире» и обрезания так, чтобы больше ничего не выросло.

Источник: www.oilcapital.ru 10.02.2005.
к оглавлению

Россия: «Тайшет —Перевозная»
«Транснефть» хочет льгот. Правительство пока не дает

В ноябре 2005 года президент «Транснефти» Семен Вайншток обращался в правительство с просьбой предоставить льготный режим на период строительства и окупаемости проекта… Но тогда его не поняли. А на попутную просьбу утвердить еще и 1,5 млрд. долларов на увеличение мощности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн. т в год провели такое обрезание, что от мощности осталось 60 млн. т, а от финансовых затрат — всего 500 млн. долларов.

Но этот результат не вызвал у г-на Вайнштока уныния. Наоборот, теперь он обратился с просьбой установить льготы для проекта «Тайшет — Перевозная» к самому президенту Путину. Благо г-н Вайншток только что побывал у него на приеме. Похоже, это мероприятие прошло вполне успешно, и просьба будет удовлетворена.

«Транснефть» хочет уменьшить размер налогооблагаемой прибыли на сумму затрат на проектирование, строительство, реконструкцию и модернизацию, а также освободить от НДС в части деятельности, связанной с проектированием, строительством, реконструкцией и модернизацией системы для организаций, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию трубопровода (Как предусмотрительно! Еще не построили, а уже о реконструкции и модернизации подумали — прим. сост.).

В общем, безналоговая кормушка получится — куда там ЗАТО или Чечне. Все не желающие платить налоги — на строительство трубопровода «Тайшет — Перевозная»! «Транснефть» утверждает, что образование этой новой льготно-налоговой дыры позволит уменьшить объем привлекаемых средств, снизит общую стоимость проекта и сократит срок его окупаемости.

Правда при этом она забывает указать, что ровно на ту же сумму сократится объем поступлений в государственный бюджет за счет бурной деятельности государственной компании «Транснефть». Это как в задачках из школьных учебников. Если в один конец трубы втекает, то из другого столько же вытекает. Утекать будет из государственного бюджета, от всех этих пенсионеров, ограбленных льготников, инвалидов и прочих граждан российского государства. Притекать будет г-ну Вайнштоку и его компании. За исключением того, что через многочисленные незаконные врезки будет фонтанировать налево.

Источники: «Время новостей» 9.02.2005.
к оглавлению

Россия: «Тайшет — Перевозная»
Как «Газпром» строил «Голубой поток», и что из этого получилось

Министр Христенко в качестве аргумента в пользу предоставления компании «Транснефть» льгот на строительство трубопровода «Тайшет — Перевозная» сослался на опыт проекта «Голубой поток» компании «Газпром». Данные, опубликованные Счетной палатой, показывают, что этот проект обернулся финансовой и политической катастрофой не только для его участников (из-за отсутствия платежеспособного спроса газопровод работает менее чем на четверть мощности), но и существенными потерями для российского бюджета.

По оценкам Счетной палаты, при общей стоимости строительства «Голубого потока» 3,2 млрд. долларов «Газпром» сэкономил 1 млрд. долларов на налогах и пошлинах. При этом, как всегда, не обошлось без нарушений с использованием льгот. Только из-за незаконного использования льгот по акцизам за поставленный в 2003 году газ государственный бюджет потерял более 15 млн. долларов.

Федеральная налоговая служба без особого энтузиазма отнеслась к предложению Счетной палаты о проверке правомерности применения налоговых льгот компанией «Газпром» при реализации проекта «Голубой поток». Она сообщила, что готова рассмотреть этот вопрос в рамках плановой проверки компании.

Источники: www.oilru.com 11.02.2005, www.oilcapital.ru 11.02.2005.
к оглавлению

Россия: «Тайшет — Перевозная»
«Транснефть» урежет дивиденды

По предварительным данным, доходы компании «Транснефть» от всех видов деятельности в 2004 году составили 144 млрд. рублей. Налоговые выплаты достигли 26,5 млрд. рублей. Чистая прибыль составила 41 млрд. рублей, что в 1,2 раза больше чем в 2003 году.

На этом радостном фоне компания намерена в пять раз снизить выплату дивидендов. В на эти цели будет направлено лишь 828 млн. рублей, а в 2005 году — 832 млн. рублей. Владельцы акций не должны надеяться на большее и в 2006, и в 2007 годах. Официальный предлог — необходимость мобилизации средств для строительства нефтепровода «Тайшет — Перевозная» стоимость 11,5 млрд. долларов.

Все это звучало бы очень рыночно, если бы не одно обстоятельство. Основным акционером компании «Транснефть» (75% акций) является Российское государство. А потому намерение компании снизить дивиденды до смехотворно низкого уровня под предлогом необходимости финансирования строительства нефтепровода «Тайшет — Перевозная» является откровенным залезанием в государственный карман. Тот самый, в котором, по утверждению правительственных чиновников, нет денег на выплаты пенсионерам, инвалидам, и другим малоимущим слоям российского общества.

Источники: «Время новостей» 11.02.2004, www.oilcapital.ru 10.02.2005. 11.02.2005.
к оглавлению

Россия: «Тайшет — Перевозная»
Японцы отметили «День северных территорий»

7 февраля 2005 года в Японии отметили 150-летие заключения первого договора в истории японо-российских отношений. 7 февраля 1855 года в Хэда российский адмирал Евфимий Путятин и представитель правительства Японии Тосиадзара Кавадзи подписали «Трактат о торговле и границах». В соответствии с этим документом Южные Курилы были признаны японской территорией.

После этого произошло много событий, включая две полномасштабные войны, в результате которых границы между Японией и Россией существенно изменялись. После окончания второй мировой войны Курильские острова оказались под контролем СССР, а затем России.

Теперь каждый год 7 февраля в Японии отмечают День северных территорий. В этот день 2005 года в Токио прошел «Общенациональный съезд за возвращение северных территорий». Очень вовремя заболевший премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми послал на него приветствие, в котором подтверждалось, что стратегическое партнерство между Японией и Россией станет возможным только после решения проблемы принадлежности четырех южнокурильских островов и заключения мирного договора.

Интересно, выдача многомиллиардных кредитов для финансирования трубопроводных фантазий компании «Транснефть» — это стратегическое партнерство, или нет?

Источник: «Коммерсантъ» 8.02.2005.
к оглавлению

Россия: «Тайшет — Перевозная»
А Васька кушает да ест. Похоже, в окрестностях бухты Перевозной уже идут работы

Общественность протестует, ни проекта, ни утвержденного финансирования еще нет, однако на берегу Амурского залива ведется бурная деятельность. Там начались работы по подготовке к строительству экспортного терминала в бухте Перевозной. Компания «Транснефть» начала процесс согласования отводов земель.

Японцы, снимающие в этом районе фильм про исчезающего дальневосточного леопарда, с изумлением обнаружили вместо этих редчайших пятнистых кошек буровые установки. Идет разметка трассы, ведется отбор проб. Восстанавливается заброшенный военный аэродром, обновляются дороги, стягивается землеройная, буровая и прочая техника. Изыскательские и подготовительные работы идут полным ходом.

Источники: www.ngv.ru 11.02.2005, www.regnum.ru 7.02.2005.
к оглавлению

Россия: «Тайшет — Перевозная»
«Зеленый крест» предлагает «Транснефти» мировое соглашение. Ой, что будет? А ничего не будет

Видимо утомленная многолетней судебной волокитой весьма боевитая общественная природоохранная организация «Зеленый крест» предложила «Транснефти» заключить мировое соглашение.

Перед этим суд удовлетворил ходатайство «Транснефти» о переносе рассмотрения дела на 18 марта 2005 года. А вот уточненный пакет исковых требований «Зеленого креста» к «Транснефти» суд отклонил. Наряду с ранее заявленными пожеланиями предоставить истцу для проведения общественной экологической экспертизы материалы обоснования инвестиций проекта строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», «Зеленый крест» настаивает на признании недействительным заключения государственной экологической экспертизы в части предоставления материалов и Заключения общественной экологической экспертизы, проведенной РБОО «Общественная экология».

Кроме того, «Зеленый крест» включил требование временно приостановить действие ряда разделов распоряжения Правительства от 31.12.2004 о проектировании и строительстве нефтепровода. Поскольку это уже явно превышало не только желания, но и компетенцию Арбитражного суда Приморского края, последний это требование с радостью и удовольствием отклонил.

После чего представитель экологов вроде бы сделал заявление, предложив сторонам заключить мировое соглашение. Бедняга. Видимо от слишком долгого пребывания в атмосфере судебной волокиты и откровенного издевательства над законом у него случилось отравление. Но ничего, на свежем воздухе пройдет.

Источник: «Золотой Рог» №9 2005.
к оглавлению

Россия: Сахалин
Несмотря на отсутствие законного заключения госэколэкспертизы, строительство порта в Пригородном идет полным ходом

В Москве, в федеральном государственном унитарном предприятии «Росморпорт» прошло совещание с представителями администрации Сахалинской области и компании «Сахалинская энергия». Обсуждался ход строительства порта в пос. Пригородное.

Природоохранная общественность могла бы порадоваться, что в Москве, наконец, прореагировали на то, что строительство идет с грубыми нарушениями, включая незаконность заключения государственной экологической экспертизы, признанную судом.

О чем реально говорилось на этом мероприятии, понять можно с другом. Очевидно только, что компания и администрация области твердо нацелены вести строительство ударными темпами, несмотря ни на что. Представитель Сахалинской области г-н Дегтярев сообщил:

«… иностранные инвесторы готовы вложить необходимые средства, и область крайне заинтересована в этом, но на федеральном уровне вопросы решаются с трудом.

Не принят закон о морских портах и нет необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей такого рода международную деятельность. Не до конца выстроена система взаимной ответственности в правительстве между министерствами, агентствами. Росморпортом и другими федеральными структурами, поэтому приходится договариваться с каждым по отдельности. А это значительно усложняет и затягивает решение вопроса. Но сахалинцы не намерены упускать сроки»

Источник: www.logistic.ru 11.02.2005.
к оглавлению

Россия: Сахалин
Счетная палата просит «Сахалин-2» вернуть миллиард-другой долларов

Счетная палата демонстрирует бурную активность в поисках куда-то запропастившихся нефтегазовых миллиардов. Очередной жертвой ее внимания стал консорциум компаний «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси», который силами компании «Сахалин Энерджи» ведет работы по проекту «Сахалин-2». В январе 2005 года Счетная палата завершила его проверку за 2003–2004 гг. после чего заявила, что обнаружила много нарушений.

По мнению Счетной палаты, проект «Сахалин-2» нанес ущерб государству на сумму 2,5 млрд. долларов. Только завышение затрат из-за привлечения слишком дорогих поставщиков составило 2 млрд. долларов. Само соглашение о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» было подписано с нарушением закона, без конкурсов и аукционов. Счетная палата предлагает правительству Российской федерации провести специальное заседание и на нем определить должностных лиц, которые были ответственными за подготовку и подписание соглашения «Сахалин-2».

Частично вина за перерасход средств лежит на российских правительственных чиновниках, утверждавших все ее сметы, а решения по спорным вопросам принимавших в пользу компании — оператора. В наблюдательный совет этого проекта кроме инвесторов входили представители Минэкономразвития, а также администрации Сахалинской области.

Представители компании «Шелл», являющейся оператором проекта, сейчас внимательно изучают выводы Счетной палаты. Их особенно интересует, каким образом был сделан вывод о завышении цен, если 90% контрактов выдаются по результатам открытых тендеров.

Источник: «Ведомости» 9.02.2005.
к оглавлению

Россия: Сахалин
Сахалинская детка «Роснефти» одолжит мамаше 780 миллионов долларов

ОАО «НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» на внеочередном собрании 28 февраля 2005 года одобрит выделение материнской структуре — ОАО «НК «Роснефть» беспроцентного займа на сумму 780 млн. долларов. Эти средства будут привлечены посредством продажи векселей на такую же сумму очередной загадочной компании ООО «Трейд-Экспресс». Где она расположена — никто толком не знает. Нечто с подобным названием зарегистрировано теперь не в Тверской области, как «Байкалфинансгруп», а вроде бы в Алтайском крае. Всего ООО «Трейд-Экпресс» собирается закупить у дочерних компаний ОАО «НК «Роснефть» векселей на общую сумму более 4 млрд. долларов.

Все-таки странные дела творятся с финансами в российском государстве. То пенсионерам на проезд в автобусе денег не хватает, а то у каких-то ООО «Трейд-Экспрессов» 4 млрд. долларов лишних в тумбочке завалялось. Впрочем, тумбочки для такого количества денег явно не хватит. Их либо должно быть очень много, или это должна быть очень большая, специальная тумбочка.

Так что аборигенам Сахалина есть смысл продолжать требовать выделения средств на выплату им компенсации и финансовой поддержки программ местного развития. Если и после этого «Роснефть» опять сказки будет рассказывать, что у нее для этого денег нет — пускай ООО «Трейд-Эксперсс» еще один вексель на сотню-другую миллионов долларов купит.

Источник: www.ngv.ru 11.02.2005.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
«Транснефть» возьмет британский кредит для повышения мощности Приморска

Компания «Транснефть» выбрала инвестиционное подразделение британского банка «Барклиз» (Barclays Bank) — компанию Barclays Capital организатором синдицированного кредита на сумму 200 млн. долларов. Это будет второй подобный заем, после первого, привлеченного еще в сентябре 2001 года. Средства нового, трехлетнего кредита будут направлены на строительство 3 очереди «Балтийской трубопроводной системы» (БТС), а также для рефинансирования части задолженности компании.

В рамках проекта, с целью повышения мощности БТС с 55 млн. т до 60 млн. т в год, в порту Приморск будут построены дополнительный причал, четыре хранилища емкостью по 50 тысяч кубометров, две новые перекачивающие станции и реконструировано несколько существующих. Общая стоимость этих работ должна составить 500 млн. долларов. Таким образом, за счет кредита будет обеспечено 40% об общего объема финансирования проекта.

Источник: www.rusenegy.com 10.02.2005, «Время новостей» 11.02.2005.
к оглавлению

Россия
«Роснефть» официально отказалась от планов строительства НПЗ в Приморске

Компания «Роснефть» прислала в правительство Ленинградской области официальный отказ от намерений построить нефтеперерабатывающий завод в районе г. Приморска. Протокол о намерениях реализовать этот проект совместно с компанией «Сургутнефтегаз» был подписан в июне 2002 года. Предполагалось, что завод стоимостью 1,3 млрд. долларов, способный перерабатывать до 10 млн. т нефти в год, будет построен за 4 года. В 2003 году компания «Роснефть» заявила, что кроме нефтеперерабатывающего завода она собирается строить там же экспортный терминал мощностью 30 млн. т в год и стоимостью только 300 млн. долларов. Заявка подавалась от дочернего предприятия «Роснефти» ЗАО «Инвестстройтерминал».

Однако через два месяца после этого «Сургутнефтегаз», поразмыслив, сообщил, что не будет строить новый нефтеперерабатывающий завод под Приморском. Реальная его стоимость из-за отсутствия инфраструктуры может оказаться гораздо больше — до 3,5 млрд. долларов. Для повышения выпуска нефтепродуктов на принадлежащем «Сургутнефтегазу» нефтеперерабатывающем заводе «Кинеф» достаточно вложить 700–750 млн. долларов.

«Роснефть» полтора года пыталась найти другого инвестора, но сейчас, после приобретения «Юганскнефтегаза» ей, похоже, не до того. Однако отказавшись от планов построить нефтеперерабатывающий завод, она пока не сообщала, что не собирается построить где-нибудь под Приморском терминал для экспорта сырой нефти. Остается только найти инвестора, который оплатил бы этот проект.

После приобретения «Юганскнефтегаза» сырой нефти у компании «Роснефть» будет очень много. В 2005 году эта группа может добыть до 77 млн. т нефти, хотя переработать сейчас способна только 10 млн. т в год. Впрочем, некоторые аналитики цинично считают, что эта проблема скоро решится очень просто. У компании «Юкос» после изъятия добывающих активов останутся перерабатывающие заводы большой мощности. При определенной активности налоговых органов их можно будет приобрести довольно дешево.

Источники: www.interfax.ru 9.02.2005, «Время новостей» 10.02.2005, «Ведомости» 10.02.2005.
к оглавлению

Россия
«Лукойл» наращивает перевалку через Высоцк. В итоге пострадал порт Витино

Компания «Лукойл» в марте 2005 года планирует начать работу 2-й очереди экспортного нефтяного терминала в порту Высоцк (Ленинградская область). После завершения строительства порт сможет обрабатывать суда дедвейтом до 50 тыс. т. В настоящее время здесь могут загружаться суда дедвейтом до 30 тыс. т.

В 2004 году через терминал в Высоцке было перевалено 1,5 млн. т нефти и нефтепродуктов. К 2007 году грузооборот терминала должен увеличиться до 12 млн. т в год.

Переориентация «Лукойла» на Высоцк стала одной из основных причин резкого снижения перевалки через расположенный на Белом море порт Витино, где отгрузка в 2004 году снизилась на 52%. В декабре 2004 года этот порт практически прекратил работу. Другая причина проблем этого порта — недостатки инфраструктуры. В настоящее время принимаются меры для их устранения, и, вероятно, к лету работа порта Витино будет возобновлена.

Источник: www.oilcapital.ru 8.02.2005, www.logistic.ru 10.02.2005.
к оглавлению

Россия
Ингерманландский заповедник. Неужели создадут?

После 15 лет разговоров природоохранные органы федерального уровня, похоже, вышли на завершающий этап попыток создания Ингерманландского заповедника. В него должны войти хотя бы 9 островов в Финском заливе, вдоль которых проходит Беломоро-Балтийский миграционный путь, по которому ежегодно пролетают сотни тысяч птиц. В Выборгском районе это острова Долгий камень, Копытин, Большой Фискар и скала Халли. В Кингисеппском районе — острова Виргины, Малый и Большой Тютерс, Сескар и скала Вигрунд. Общая площадь заповедника, включая буферную зону и акваторию, может составить 18 тысяч га. Здесь не только останавливаются на пролете огромные стаи птиц, но и размножаются включенные в Красную книгу серый тюлень и кольчатая нерпа.

Заместитель директора департамента государственной политики в области охраны окружающей среды Минприроды Амирхан Амирханов высказал надежду, что до конца 2005 года заповедник все-таки будет создан. Одной из наиболее сложных проблем будет согласование заповедного режима с активным судоходством в этом районе. Мимо островов, предлагаемых для включения в состав заповедника, проходят маршруты судов, идущих в порты Высоцк и Выборг.

Источник: «Деловой Петербург» 8.02.2005.
к оглавлению

Россия
Администрация Ленобласти недоумевает, зачем надо два терминала, когда и на один нефтепродуктов не хватит

Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас сказал, что удивлен намерением компании «Сургутнефтегаз» все-таки продолжать попытки построить терминал для экспорта нефтепродуктов в бухте Батарейной. Разговоры на эту тему идут уже много лет, но никаких практических работ по реализации этого проекта пока не видно.

«Сургутнефтегаз» заявил, что планирует также воспользоваться для экспорта продукции принадлежащего ей ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез» (КИНЕФ) услугами государственной компании «Транснефтепродукт». В рамках проекта «Север» «Транснефтепродукт» построит трубопровод Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск протяженностью 1300 км. Емкость резервуарного парка в порту Приморск составит 720 тыс. куб.м. Ввод в эксплуатацию первой очереди мощностью 8,4 млн. т в год намечен на 2007 год. После завершения строительства мощность терминала по отгрузке нефтепродуктов в Приморске достигнет 24 млн. т в год.

Работы по этому проекту уже ведутся. Идет подготовка проектной документации. Оформлена аренда земельных участков. В середине 2005 года проект должен пройти государственную экологическую экспертизу, а в конце года может быть начато строительство.

По мнению г-на Дваса, мощности терминала «Транснефтепродукта» будет более чем достаточно для экспорта всей продукции Киришского завода даже после его реконструкции, которая должна завершиться в 2008 году. Тем не менее, руководство компании «Сургутнефтегаз» продолжает настаивать на своих намерениях построить собственный терминал на южном берегу Финского залива.

Источник: www.interfax.ru 9.02.2005.
к оглавлению

Россия
«ТНК-ВР» просит продлить сроки подготовки проекта ее терминала в Лужской губе

ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» обратилась в администрацию Ленинградской области с просьбой продлить срок действия разрешения на проведение изыскательских работ по проекту строительства нефтяного терминала в районе пос. Логи (Горки) в Лужской губе Финского залива, выданного ей в феврале 2004 года. Ранее предполагалось, что после завершения в 2006 году этого проекта стоимостью 175 млн. долларов, будет построен экспортный терминал, способный переваливать ежегодно до 7,5 млн. т сырой нефти, 4 млн. т мазута и 0,5 млн. т дизельного топлива.

Рядом с этим терминалом хотела бы разместиться и германская компания Oiltanking. Ей принадлежит 68 нефтяных терминалов в 24 странах мира. Однако у Oiltanking пока у нее нет опыта реализации проектов в России. Эта компания была готова вложить 80 млн. долларов в строительство своего терминала мощностью 5–7 млн. т нефтепродуктов в год.

Потом в Лужскую губу захотел «Газпром» с проектом строительства завода по производству и экспортной отгрузке сжиженного природного газа.

После чего, наконец, даже администрация Ленинградской области поняла, что места для всех не хватит, и надо бы разработать комплексную схему освоения берегов Лужской губы. Оплатить ее подготовку поручили компании «ТНК-ВР». Первоначально звучали жизнерадостные заявления, что схема будет изготовлена и утверждена в течение двух-трех месяцев.

С тех пор прошло уже более полугода, но с разработкой и утверждением схемы происходят какие-то задержки. Хочется верить, что ленинградским чиновникам самим стало страшно от того, какой набор новых взрыво- и огнеопасных предприятий они собираются добавить к атомной электростанции и многочисленным армейским и флотским складам различных горючих и взрывающихся изделий, уже размещенным на южных берегах Финского залива.

А если к этому присовокупить нефтяное великолепие «Транснефти», «Лукойла» и «Транснефтепродукта», уже возведенное или строящееся на северном берегу, то это получится не Финский залив, а филиал Персидского. Видимо, компания «ТНК-ВР» теперь сидит и думает, зачем ей все это надо.

Источник: www.interfax.ru 9.02.2005, «Коммерсантъ» 9.02.2004.
к оглавлению

Россия
«Газпром» работает над созданием газовой бомбочки в Лужской губе

Компания «Газпром» уведомила правительство Ленинградской области о том, что совместно с ОАО «Совкомфлот» оно ведет предпроектные работы по строительству в Лужской губе завода по производству сжиженного природного газа и морского терминала для его экспорта. Спрашивал ли «Газпром» вместе с «Совкомфлотом» у кого-нибудь разрешения на проведение этих работ — покрыто мраком неизвестности.

При стоимости проекта 1,3 млрд. долларов завод сможет ежегодно выпускать 3–5 млн. т сжиженного природного газа. Сырьем его будут обеспечивать через ответвление Северо-Европейского газопровода. Окончательный выбор площадки под строительство завода будет произведен после завершения разработки Генеральной схемы развития Лужской губы и определения места расположения остальных терминалов.

Источник: www.oilcapital.ru 10.02.2005, www.interfax.ru 9.02.2005.
к оглавлению

Россия
Усть-Луга. Господи! Только метанола там еще не хватало

В придачу к военному полигону, нефти, нефтепродуктам и сжиженному газу, в Усть-Лужскую губу хотят добавить еще и метанол. Компании ОАО «Усть-Луга» и «Трансгрупп» создали совместное предприятие ООО «Усть-Лужский бункеровочный комплекс (УЛБК)», которое займется строительством терминала по перевалке до 1,5 млн. т метанола в год. Первоначально планировалось ввести его в строй уже в 2006 году.

Пока ведутся работы по подготовке проекта. Есть информация о том, что у УЛБК могут возникнуть проблемы с расположенным по соседству «Ростерминалуглем» из-за земельных участков, на которых можно вести строительство.

Источник: «Коммерсантъ» 9.02.2005.
к оглавлению

Россия
Чудеса петербуржской «диктатуры закона»

На заседании Президиума Морского совета при губернаторе Санкт-Петербурга, председатель комитета администрации по транспортно-транзитной политике г-н Карпов поведал о юридических чудесах, которые творятся в порту города.

Во-первых, оказывается, непонятно, как он называется. В одних документах — порт Санкт-Петербурга, в других — Петроградский, в третьих — Ленинградский. Но «незнамо какой» порт в устье реки Невы — это еще не главная юридическая загогулина.

Как было деликатно сказано, необходимо принять постановление правительства об открытии порта для захода иностранных судов и отменить ряд устаревших нормативных актов в этой области. В противном случае проснувшиеся от спячки сотрудники ВЧК-НКВД-КГБ-ФСБ должны будут начать пачкам хватать пассажиров круизных лайнеров и тащить их на допросы на улицу Гороховую.

Но самая феерическая картина юридической чистоты работы ленинградско-санкт-петербуржских городских властей обнаружилась в самом конце. Оказывается, необходимо наконец законодательно определить современные границы территории и акватории порта. Последний действующий документ на эту тему датирован 1924 годом. Потом у многочисленных городских начальников до этого вопроса руки как-то не доходили.

По мнению руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта г-на Рукши, именно эта проблема требует первоочередного решения. А то получается, что половина причалов Петербургского нефтяного терминала находится далеко за границами, установленными в 1924 году, когда скончался основатель всего этого административного великолепия товарищ В.И. Ленин.

Источник: www.logistic.ru 10.02.2005.
к оглавлению

Россия
«Шелл» чувствует в Петербурге, нечто родное, нигерийское

Компании «Шелл» очень нравится город Санкт-Петербург, и поэтому, по словам ее гендиректора в России г-н Эдгара Залитиса, компания собирается занять здесь 10% топливного рынка. Пока «Шелл» на северо-западе России принадлежит только 9 автозаправочных станций. В основном они расположены на трассах, ведущих к границе с Финляндией.

«Петербургский рынок кажется нам более перспективным, чем даже московский, где слишком велика конкуренция, — заявил Э. Залитис. — Однако в Петербурге мы не будем спешить. Первым шагом станет открытие автозаправки возле Володарского моста, а потом посмотрим» (www.oilcapital.ru) .

Посмотреть на топливном рынке Санкт-Петербурга есть на что. Например, на результаты суда над «авторитетным», как утверждают правоохранительные органы, предпринимателем Александром Ткаченко. Они его вообще-то называют лидером пермской ОПГ по кличке «Ткач». Согласно свидетельским показаниям некоего Дмитрия Иванова, в 2001 году, после того, как он вышел из тюрьмы, г-н Ткаченко предложил ему за погашение долга в 1 тыс. долларов взорвать автозаправочную станцию компании «Славнефть» и Выборгском шоссе. Г-н Ткаченко остался недоволен уровнем сервиса, поскольку его там обхамил охранник.

Г-н Иванов, получив от Ткаченко тротил, детонатор и деньги на карманные расходы, не хотел взрывать АЗС всерьез, опасаясь, что его могут зачислить в террористы. Он дважды закладывал ослабленные заряды, а один раз даже использовал севшую батарейку. В итоге получалось немного шума и огня, но реального ущерба АЗС не нанесено не было.

Ткаченко остался очень недоволен такими результатами и предложил Иванову для погашения долга заняться слежкой за Александром Пилуевым. Когда-то Пилуев был личным телохранителем Ткаченко. По версии обвинения, г-н Ткаченко решил избавиться от него, как от опасного свидетеля. Но Иванов не захотел быть ни бомбистом, ни убийцей. Он симулировал перелом ноги.

В итоге ликвидация Пилуева была поручена, по словам Иванова, «то ли Саше, то ли Сереге». Покушение состоялось, но не до конца. Пилуев получил две пули из пистолета, но остался жив, правда, стал инвалидом 1 группы. Весной 2002 года по требованию Ткаченко Иванов вывез «то ли Сашу, то ли Серегу» в лес под Гатчину. Там другой член, как считает обвинение, все той же пермской ОПГ, некий Воробьев, расстрелял «то ли Сашу, то ли Серегу» из пистолета.

В итоге Ткаченко все-таки арестовали. Организовал этот арест дядя Пилуева, директор элитной охранной фирмы «Балтик-экспорт» Роман Цепов. У Цепова были обширные связи с руководством МВД, ФСО и ФСБ России. В начале 1990-х годов фирма «Балтик-экспорт» охраняла тогдашних мэра Петербурга Анатолия Собчака и его заместителя Владимира Путина. Однако ни этот могучий послужной список, ни еще более мощные связи не спасли Романа Цепова от скоропостижной смерти в расцвете сил. Он скончался осенью 2004 года от отравления ядом.

И после этого компания «Шелл» собирается торговать бензином на рынке, где предъявляются столь высокие требования к качеству обслуживания. Она не боится, что ее бензоколонки начнут взлетать на воздух. Наверно у «Шелл» за время работы в Нигерии разработаны конструкции взрывобезопасных АЗС, непродырявливаемых трубопроводов, а также неубиваемых сотрудников. И документация издания 1924 года ее не смущает. В Нигерии сплошь и рядом вообще никакой нет. И ничего, уже считай, полвека там работают.

Источники: www.oilcapital.ru 8.02.2005, «Коммерсантъ» 19.01.2005.
к оглавлению

Россия
Нефтяная общественность Санкт-Петербурга недовольна желаниями Валентины Матвиенко

Общественная неправительственная организация «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга», членами которой являются независимые торговцы автомобильным топливом, направила в Федеральную антимонопольную службу письмо. В нем содержится просьба потребовать пересмотра условий проведения торгов на места под размещение автозаправочных станций. По мнению петербуржской нефтяной общественности, эти условия специально написаны таким образом, чтобы победила одна-единственная компания, которая сможет их выполнить — «Лукойл».

На аукцион, который должен состояться 10 марта 2005 года, выставляются права на аренду 56 участков в городе и его пригородах. Причем 30 самых привлекательных точек будут выставлены единым лотом. Победитель уже в 2005 году должен будет заплатить в бюджет Санкт-Петербурга 2 млрд. рублей налогов (т.е. не менее 60 млн. долларов), при этом только 100 млн. рублей — за счет продажи нефтепродуктов на автозаправках. Кроме того инвестор должен внести на счет в банке 300 млн. рублей (это еще более 10 млн. долларов) в качестве гарантий выполнения условий аукциона.

Никто из средних компаний, вполне успешно работающих на рынке автомобильного топлива Санкт-Петербурга, не сможет выполнить такие условия. Одним из редких гигантов, способных на этот подвиг, является компания «Лукойл». Ранее она, без всяких аукционов и тому подобных излишеств, уже подписала было договор с Валентиной Матвиенко о целевом выделении 60 участков для строительства АЗС. В обмен «Лукойл» обещал до 2007 года внести в городской бюджет 4 млрд. рублей. Но нефтяная общественность Санкт-Петербурга возмутилась, после чего это решение было отменено, и участки начали выставлять на торги.

Представители «Лукойла» считают, что шум поднят напрасно. Ведь они не заявили, что будут принимать участие в аукционе. Кроме того, нет никаких оснований полагать, что в нем будет только один участник.

Но пока с развитием сети автозаправок в Санкт-Петербурге у «Лукойла» проблема. В конце 2004 года у него было 42 автозаправки в этом прекрасном городе. «Лукойл» договорился с владельцами компании «Балт-Трейд» о покупке еще 37 АЗС. Но там обнаружились существенные разногласия с авторитетными неформальными бизнесменами относительно того, кто является законным владельцем сети «Балт-Трейд». Вопрос этот весьма интересный, особенно после того, как несколько лет назад бывший владелец этой компании, г-н Капыш, был убит в центре Санкт-Петербурга выстрелом из гранатомета.

Ау, «Шелл», с «Лукойлом» конкурировать будем?

Источники: «Коммерсантъ» 11.02.2005, «Время новостей» 11.02.2005.
к оглавлению

Россия
Ай-яй-яй. «Татнефть» не будет отгружать нефть через Северодвинск

У наших северодвинских коллег из «Медиа-союза» полный облом. Сколько сил они потратили, чтобы убедить жителей пос. Светлого в далекой Калининградской области, что именно нефтяной терминал компании «Татнефть» необходим им для полного счастья! У себя дома, в Северодвинске, нефтяной терминал был, считай, у «Татнефти» уже в кармане.

Был выбран участок на южной оконечности острова Ягры, рядом с ГУП «Звездочка», где когда-то строились, а теперь в основном перерабатываются на утильсырье и радиоактивные отходы, атомные подводные лодки. Всего-то за 20 млн. долларов там можно было бы разместить очаровательный нефтеэкспортный терминальчик. И подходить туда могли бы танкера дедвейтом до 40 тыс. т. И схему финансирования придумали.

А тут — полная катастрофа. Не получат северодвинские строители российских самотопных атомных подводных лодок нефтяного терминала. Администрация Архангельской области предложила перенести его куда-нибудь в другое место под странным предлогом, что через Северодвинск надо переваливать кузнецкий уголь. Что бы это значило — непонятно. В сообщении заботливо подсказывают, что раньше губернатором Архангельской области был Анатолий Ефремов, а в апреле 2004 года им стал Николай Киселев. Ну, и что? Чем хрен редьки-то слаще?

Просто «Татнефти» предложили переместиться куда-нибудь еще. В качестве альтернативы было предложено 4–5 вариантов. Как жизнерадостно сообщил гендиректор ЗАО «Татнефть-Архангельск» г-н Закатов, есть такой Онежский залив, а на нем порт Онега. Там, по его словам, с 2003 года действует морской нефтеперегрузочный комплекс, позволяющий перегружать нефтепродукты с речных танкеров в морские дедвейтом аж до 80 тыс. т.

Ох, не читает г-н Закатов «Нефтяное обозрение». И думает, что другие не читают. А зря. Ведь все знают, что комплекс тот не действует с 2003 года. Его работа была остановлена после разлива 50 т мазута в сентябре. Организовавшая эту пакость компания «Волготанкер» переваливала там мазут для компании «Юкос». Теперь она пока еще увиливает от выполнения судебного решения о компенсации ущерба природе на сумму 12 млн. рублей.

Компании «Татнефть» просто фатально не везет. Общественность Светлого уперлась и не желает получать свое светлое будущее в виде терминала по экспорту темных нефтепродуктов. В Северодвинске с мнением общественности все путем, так администрации области непонятливая выбралась.

А Онежский залив — вообще какое-то мистическое место. Только скоропостижно утвердили заключение государственной экологической экспертизы о том, что проект рейдовой перевалки замечательный и полностью безопасный — а тут разлив. Потом несколько недель дохлых уток в мазутных кострах сжигали. Местное население полгода бунтовало и тоже говорило, что не надо ему нефти. Особенно на пляже. Только население успокоилось и затихло, как тут власти возбудились. Ну, с «Юкосом» всем известно что получилось.

А «Волготанкер» теперь бегает от налоговой и развешивает рекламные щиты по московским трассам. Тем, которые в самый час пик регулярно перекрывают, чтобы перевезти гаранта российской Конституции с дачи на работу и обратно. Уж очень компании хочется сообщить всем, что «Волготанкер» — это не нефтяная компания». А что он по Онежской губе перевозил? Молочные коктейли, что ли?

Но рекламные объявления получились красочные. Почти всех цветов радуги. Вверху все патриотично — бело-сине-красно. А вот внизу совершенно по- «Юкосовски» — желтое и зеленое. Фига, так сказать, в кармане. Они что, думают, гарант — дальтоник? Или страдает склерозом и уже забыл, как вся Москва была завешена желто-зелеными рекламными объявлениями «Юкоса» «Нам — 10 лет». Скоро получат. Сами просили.

Так что никакого желтого. И уж тем более зеленого. И к тому же полупатриотическое и полуфиговое заявление «Волготанкера» о том, что он — не нефтяная компания, явно не выдерживает сравнения с жизнерадостными и вечно свежими утверждениями гораздо более крупных по размеру рекламных щитов: «Ваша киска выбрала «Вискас», «посетите мюзикл «Кошки» и тому подобное. Когда едешь — просто глаз радуется. Никаких тебе надоедливых пенсионеров, льготников и тому подобных несознательных слоев общества. Сплошной «Арбат Престиж».

Так что надо продолжать крупнее, чаще, в идейно правильной цветовой гамме. И что-нибудь более привычное и жизнерадостное — вроде «Ваша киска выбрала бы «Волготанкер», «Мишка на «Волготанкере» или «Воватанкер» приветствует Вас!»

А в Онегу компании «Татнефть» не надо. Загадочное это место. Мистическое. Оставьте его и тамошних уток в покое. Они ведь тоже жить хотели.

Источник: www.ngv.ru 8.02.2005.
к оглавлению

Россия
Выборы в Ненецком АО. «Лукойл» полувыиграл досрочно. «Роснефть» и «Мишки на Севере» проиграли

У компании «Лукойл» сложились весьма сложные и горячие взаимоотношения с бывшим губернатором Ненецкого АО г-ном Бутовым. Не поделили они мирно месторождения Вала Гамбурцева. Несмотря на все усилия и обиды вертикально интегрированного лидера российского нефтяного сектора достались они тогда малоизвестной компании «Северная нефть». Маленькая такая компания, вертикально не интегрированная. И заплатила мало. В государственный бюджет. Но ведь не даром владел ей гигант финансовой мысли, бывший замминистра финансов г-н Вавилов.

Через некоторое время продал г-н Вавилов «Северную нефть» с хорошим барышом государственной компании «Роснефть» и на всякий случай подался в сенаторы. Роснефть обменяла у «Лукойла» его долю в совместном предприятии «Полярное сияние», работавшем на территории Ненецкого АО, после чего временно наступили на Ненецких просторах тишь и благодать. Но осадок остался.

И вот «пришла пора платить по векселям». Хорошо вертикально интегрированная казенная избирательная машина не допустила губернатора Бутова до участия в последних в современной российской истории общенародных выборах губернатора. Компания «Лукойл» могла радоваться. Наполовину она выиграла выборы еще до их начала. Осталось теперь только теперь выбрать правильного губернатора. При численности ненецких избирателей около 30 тысяч человек теоретически это не должно было оказаться очень затратным мероприятием.

Руководством «Единой России» был выбран правильный кандидат — руководитель нефтяной компании «Полярное сияние» — совместного предприятия российской государственной «Роснефти» и одной из крупнейших акул американского империализма — компании «КонокоФиллипс». Поскольку в 2004 году «КонокоФиллипс» приобрела 10% акций компании «Лукойл», блок правильных нефтяников и партийных выглядел несокрушимым.

Возникла, правда, мелкая сложность в виде позиции ненецкой региональной партийной организации, но ее вылечили традиционным партийным способом «ломание через колено» или «пинок под зад».

После этого некоторые обиженные ненецкие «единороссы» даже написали открытое письмо, демонстрирующее всю степень непонимания смысла «вертикальной интеграции»:

«Открытое письмо членов Ненецкого регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»

Президенту Российской Федерации В.В. Путину
Председателю Всероссийской политической партии «Единая Россия» Б.В. Грызлову

Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Борис Всеволодович!

Обратиться с открытым письмом нас вынуждает критическая ситуация, сложившаяся в Ненецком региональном отделении партии «Единая Россия».

9 декабря 2004 года решением Президиума Генсовета партии из «Единой России» были исключены Секретарь Ненецкого регионального отделения «Единой России» Игорь Кошин и руководитель Исполкома отделения Григорий Филиппов. Этому событию предшествовала беспрецедентная по размаху кампания по «продавливанию» в качестве единого кандидата от нашей партии на предстоящих выборах главы НАО генерального директора компании «Полярное сияние» Александра Шмакова.

Поправ все и всяческие нормы внутрипартийной этики, руководство партии в ультимативной форме потребовало от И. Кошина поддержать А. Шмакова на региональной конференции безо всяких консультаций с нашим партийным активом. В ходе неформальных встреч нас уверяли, что вопрос по продвижению Шмакова «решен на самом верху».

Дело дошло до того, что фактический руководитель предвыборного штаба А. Шмакова Юрий Ермолаев в открытую заявил, что все действия по продвижению Шмакова проводятся по прямому указанию Президента России. Под этим небывалым давлением члены региональной организации «Единой России» пошли на компромисс и согласились поддержать А. Шмакова и нашего лидера И. Кошина. Однако это не устроило «закулисных партийных кукловодов», и нам показали, что от нашего мнения — мнения региональной партийной организации — ничего не зависит.

Почему нельзя было утвердить кандидата от «Единой России» после полноценной внутрипартийной дискуссии? За все это время нам не привели ни одного аргумента в пользу кандидатуры Шмакова. Неужели ресурсы возглавляемой им нефтяной компании настолько велики, что позволяют «продавить» в Москве любое решение? Если бы к нам приехал курирующий в «Единой России» Северо-Западный регион В. Богомолов и объяснил столь настойчивое лоббирование кандидата от «Полярного сияния», мы, возможно, и согласились бы с предложенной кандидатурой. Но нам никто и ничего не объяснил («Новая газета»).

Все шло путем, но уже в первом круге выборов получилось полностью «как всегда». Правильный нефтяник и еще более правильный «единоросс» г-н Шмаков с треском проиграл и даже не прошел во второй тур. В него попали бывший главный ненецкий «единоросс», а ныне независимый кандидат Кошин и простой профессор Архангельского государственного технического университета Андрей Баринов.

Вообще-то трудовая биография Андрея Баринова была куда более бурной, чем работа простым российским профессором. Раньше она был гендиректором «»Архангельскгеологодобычи» (дочерняя компания «Лукойл»). Потом оказался федеральным инспектором по Ненецкому АО. Но оттуда был с треском уволен федеральным окружным наместником г-ном Клебановым за политическую незрелость, проявленную по время выборов губернатора Архангельской области. Андрей Баринов, как и Игорь Кошин был изгнан из рядов «Единой России» за пожелание избирать и быть избранным вопреки воле партии.

Так что на втором туре последний российских выборов губернатора состязались два бывших «единоросса». Баринов набрал 49% голосов, Кошин — 30%, «против всех» проголосовало 20% избирателей.

Но теперь все это уже история. С 2005 года российские избиратели не будут тратить свое драгоценное время на такую ерунду, как выборы губернаторов. Впрочем, может быть оно и не плохо. Больше времени останется на митинги и пикеты.

А у компаний — больше средств на практические меры по демонстрации своей социальной ответственности.

Источник: www.ngv.ru 7.02.2005 «Время новостей» 8.02.2005, «Коммерсантъ» 8.02.2005, «Известия» 8.02.2005, «Московский комсомолец» 8.02.2005. «Новая газета» 17.01.2005.
к оглавлению

Россия
КТК наращивает объемы перевалки нефти и социальную ответственность

В 2004 года объемы перевалки нефтяных грузов Каспийским трубопроводным консорциумом увеличились на 51% и достигли 22,5 млн. т. С 1998 году эта компания помогает городским властям Новороссийска в решении социальных проблем. В 2004 году она выделила 15 млн. рублей на закупку оборудования для больниц города. В 2005 году на эти цели будет выделено 9 млн. рублей. А еще КТК продолжит газификацию пригородных поселков.

Крупнейшим поставщиком нефти по системе КТК из Казахстана является компания «Тенгизшевронойл». В 2004 году на второе место вышла компания «Карачаганак Петролеум Оперейтинг». Она отгрузила через КТК 3 млн. т нефтепродуктов. Сейчас эта компания планирует ежемесячный объем прокачки около 550 тысяч т, что позволит выйти на годовой уровень 7 млн. т.

Источник: www.rusenergy.com 8.02.2005, www.logistic.ru 10.02.2005.
к оглавлению

Россия
«ТНК-ВР» наращивает объемы добычи нефти и социальную ответственность

Дочерняя компания «ТНК-ВР», ОАО «Верхнечонскнефтегаз», подписала соглашение о сотрудничестве с администрацией Катангского района Иркутской области. Компания выделит местной администрации на финансирование социальных программ 2 млн. рублей (т.е. целых 70 тысяч долларов).

Площадь этого муниципального образования — 139 тыс. кв. км. На территории района живет 7,8 тыс. человек. Таким образом, на каждого обитателя российской Катанги придется по 90 центов спонсорской помощи. (Есть еще одна — провинция Катанга, в республике Конго, которую иногда переименовывают в Заир. Тоже очень богатая полезными ископаемыми).

Утвержденный бюджет «Верхнечонскнефтегаз» на 2005 год — 46 млн. долларов, т.е. около 6 тыс. долларов инвестиций на каждого жителя района. На фазе опытно-промышленной разработки нефти будет добываться 100–500 тыс. т. Это по 25–150 т на каждого жителя, что по нынешним ценам мирового рынка составляет 7500–45000 долларов на человека. После начала промышленной эксплуатации добыча должна дойти до 7–8 млн. т в год. Это уже будет по 900–1000 т, стоящих 270–300 тысяч долларов, в год на каждого жителя. Интересно, каким будет объем отчислений в бюджет Катангского района и спонсорской помощи ее жителям, если все налоги заберут федеральный центр и регион?

8 февраля 2005 года компания «Бритиш Петролеум» опубликовала отчет о результатах работы в 2004 году. В России дела ее идут прекрасно. Добыча нефти компанией «ТНК-ВР» увеличилась на 14% и достигла 70 млн. т. Акционерам выплачены дивиденды на общую сумму 3,5 млрд. долларов. Директор «Бритиш Петролеум» Джон Браун сообщил, что с момента создания «ТНК-ВР» в эту компанию было инвестировано 5,3 млрд. долларов, и уже сейчас дивидендов получено 2,2 млрд. долларов. Компания обещала направлять на выплату дивидендов не менее 40% чистой прибыли и выполняет свои обещания.

Правда достается эта прибыль далеко не всем. Миноритарные акционеры предприятий, входящих в группу «ТНК-ВР», все ждут, когда и им что-нибудь достанется. До последнего времени добывающие и перерабатывающие предприятия выплачивали очень небольшие дивиденды, а большую часть прибыли получали владельцы головной компании холдинга. Но теперь все должно измениться. После консолидации активов будет создан единый центр прибыли на базе тюменской компании «ТНК-ВР Холдинг», после чего миноритарным акционерам компании тоже будет что-нибудь перепадать.

Источник: www.oilcapital.ru 10.02.2005.
к оглавлению

Россия
Социальная ответственность «Газпрома». Хочет, но не может

Входящее в «Газпром» ООО «Ямбурггаздобыча» в 2004 году увеличило добычу газа на 20 млрд. кубометров. Оно взяло 241 млрд. кубометров природного газа (это примерно 40% всей российской добычи).

В 2004 году было выведено на проектную мощность Заполярное месторождение со 100 млрд. кубометров газа в год. Это был крупнейший за последние 15 лет проект в масштабах не только «Газпрома», но и России в целом. В ближайшее время ООО «Ямбурггаздобыча» проведет обустройство Анерьяхенской площади, где к концу 2005 года будут добывать до 10 млрд. кубометров газа. На 2006 год запланировано начало работы установки комплексной подготовки газа на Харвутинской площади, где годовая добыча составит 20 млрд. кубометров в год. Много интересного запланировано и на последующие годы.

Еще более интересны финансовые последствия всей этой деятельности для Ямало-Ненецкого автономного округа и его жителей. На прошедшей в Новом Уренгое пресс-конференции гендиректор ООО «Ямбурггаздобыча» Олег Андреев произнес жизнерадостную фразу: «Миллиарды рублей налогов «Ямбурггаздобычи» должны идти на развитие Ямала». В 2004 году компания выплатила 32 млрд. рублей налогов во все уровни бюджетов, что гораздо больше 12 млрд. рублей, перечисленных в 2003 году. При этом налоги, выплачиваемые ООО «Ямбурггаздобыча» в бюджет Ямало-Ненецкого округа и местных муниципальных образований, сократились более чем в 2 раза. А вот в федеральный бюджет — увеличились более чем в 3,5 раза.

Поэтому Олег Андреев считает, что для сохранения социальных программ, реализуемых на Ямале, нужна помощь со стороны эффективных предприятий, в том числе «Ямбурггаздобычи». Он осознает, что несмотря на все успехи газовой отрасли Ямала, доходная часть муниципальных и окружного бюджета Ямало-Ненецкого АО существенно снизилась. Поэтому в 2005 году, в рамках единой региональной политики «Газпрома» ООО «Ямбурггаздобыча» планирует объем финансовой помощи, аналогичный 2004 году.

Все это очень мило. Вот только налоги в местный и окружной бюджет должны выплачиваться в безусловном порядке. А финансовая спонсорская помощь региональному и местному бюджету — дело теоретически добровольное. Наполнение бездонного федерального бюджета, конечно, занятие необходимое. Правда непонятно, куда деваются эти огромные средства. Льготникам и пенсионерам — денег нет, здравоохранению тоже, про науку и образование и говорить нечего.

А тут еще регионы и муниципалитеты на фоне роста объемов добычи и продаж российских нефти и газа становятся все более зависимыми не от четко установленных местных налоговых отчислений, а от «спонсорской помощи» нефтегазовых компаний. И их поведение можно называть попрошайничеством, мелким местным рэкетом.

Сценарий многократно проверенный как в Нигерии, так и в Экваториальной Гвинее. Чем он кончается — мы уже многократно сообщали.

Источник: www.oilcapital.ru 8.02.2005.
к оглавлению

Россия
Компания «ТНК-ВР» увеличивает использование попутного газа

На Вахитовском месторождении НГДУ «Южоренбургнефть» начала пробную эксплуатацию двух газо-поршневых электростанций британского производства. Вырабатываемая ими электроэнергия обеспечит работу скважины, которую переводят с фонтанного режима работы на механический. Это позволит повысить суточную добычу нефти на 25 т. Запланированный в течение года перевод восьми скважин на механическую добычу нефти даст суммарный прирост добычи в 980 т.

Несмотря на то, что каждая станция стоит 24 млн. рублей, они окупятся в течение двух лет. Электроэнергия, даваемая ими, на 20–30% дешевле, чем у энергетической компании. Кроме того, для работы электростанций будет использоваться попутный газ, который ранее бесполезно, с ущербом для окружающей среды, сжигали в факелах. В компании «ТНК-ВР» разработана и реализуется программа внедрения малой энергетики в промысловом хозяйстве. Для этого будут использоваться газо-поршневые и газотурбинные электростанции малой мощности.

Интересно, что сообщение об этом факте со ссылкой на сайт «ТНК-ВР» было размещено на новостной ленте крупнейшей российской нефтяной компании «Лукойл». Вот бы узнать, а как флагман российской нефтяной отрасли собирается использовать малую энергетику на своих нефтепромыслах?

Источник: www.oilru.com 11.02.2005.
к оглавлению

Россия
«Новатэк» наращивает переработку газового конденсата

Если компанию «ТНК-ВР» беспокоят попутные газы, то у ОАО «Новатэк» основная проблема связана с жидкой фракцией — газовым конденсатом. Во время добычи природного газа дочерним предприятием «Новатэк» ОАО «НК «Таркосаленефтегаз» на Восточно-Таркосалинском и Ханчейском месторождениях получается большое количество газового конденсата. С его дальнейшей переработкой на ближайшем Сургутском заводе стабилизации конденсата возникали проблемы. То ли действительно от того, что его мощности полностью загружены, то ли потому, что принадлежит тот завод ОАО «Газпром», известному своим нежным отношением к другим российским независимым производителям природного газа.

В связи с этим «Новатэк» приняла решение построить свой заводик в поселке Пуровск Ямало-Ненецкого АО. В ближайшее время там будет введена в строй первая очередь, что позволит вести газоконденсатный промысел на Восточно-Таркосалинском месторождении на полную мощность. В итоге будет получаться 3 млрд. кубометров природного газа и 720 тысяч т деэтанизированного газоконденсата в год.

После строительства второй очереди завода в Пуровске он сможет перерабатывать газоконденсат, добываемый и на других месторождениях.

Источник: www.oilcapital.ru 11.02.2005.
к оглавлению

Россия
Начальнику российских сенаторов Сергею Миронову надо бы тоже сходить в баню

Начальник российских сенаторов, председатель Совета Федерации Сергей Миронов как-то странно прокомментировал акции протеста транспортников против роста цен на автомобильное топливо:

« — Абсолютно правильно бастуют! Совет Федерации полностью поддерживает транспортников. Еще осенью прошлого года на одном из заседаний Совета Федерации мы четко поставили вопрос перед правительством о повышении цен на топливо. И я полностью поддерживаю позицию моего коллеги Игоря Артемьева, руководителя федеральной антимонопольной службы — о сговоре между нефтяными компаниями, производителями нефтепродуктов.

К сожалению, очень трудно юридически подтвердить такой сговор. Они ведь не подписывают никаких документов. Где-то встретились, в баньке помылись, перезвонились, перемигнулись — и пошло-поехало! Но нам не должно быть важно, в какой форме достигнута эта договоренность. Нам важен факт присутствия явно завышенной стоимости топлива, которая ничем не может быть обоснована, в том числе повышением цены на нефть в мире» (www.oilru.com).

Те же мотивы звучали и в выступлениях вице-премьера РФ Александра Жукова. «Сговор есть, но действующее законодательство не позволяет доказать это, а если и удается, то штрафные санкции за него невелики»(www.oilcapital.ru). При этом он также высказывает большие надежды, что Федеральной антимонопольной службе все-таки что-то удастся сделать.

Сергею Миронову лучше знать, как делаются дела в этом государстве. Непонятно одно. Чего бы этим трем богатырям российской государственности не собраться в бане? Позвать туда также отечественных нефтяных гигантов — Алекперова, Богданова, Богданчикова. Абрамовича можно не звать. Его из Лондона теперь вряд ли извлечешь. Ходорковского тоже звать не надо. Он уже и так парится. На нарах. Фридмана и Вексельберга беспокоить не будем. Они заняты. Чемоданы пакуют. То ли в Лондон, то ли на нары.

В общем, помыться, перезвонить, перемигнуться. Пивка потом выпить. И сделать так, чтобы цены на автомобильное топливо понизились.

А если не поможет, то на следующую баню пригласить еще и прокурора Устинова.

Источники: www.oilru.com 11.02.2005.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное