Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационное агентство новостей ARI GLOBAL NEWS



В этом выпуске:
Кризис, который непохож на другие
В Детройте средний класс оказался под угрозой голода
Стиглиц: капитализм дышит на ладан
Идеальная бизнес-модель: «За красивые глаза»

Кризис, который непохож на другие

Нынешний кризис не похож ни на один из тех, что случались в мировой экономике. Он пошел своим путем. Чем же конкретно он отличается от предыдущих катаклизмов? Системно ответить на этот вопрос попытался журнал Time, решивший поиграть в популярную забаву – «найди 10 отличий».
Среди найденных ответов: удар не только по бедным, но и по богатым слоям населения, отрицательные последствия в сфере интимной жизни, отсутствие «тихой гавани». Интересно, что журналисты Time отметили лишь некоторые финансовые детали и пикантные подробности. В действительности дело не ограничивается такими симптомами как сохранение дорогих кредитов и сокращение спроса на маникюрш.

Современный кризис практически мгновенно распространился по всему миру и быстрый охватил почти все сферы человеческой деятельности. Это и является наиболее яркой особенностью последних событий: они наглядно демонстрируют интегральную взаимосвязь самых разных структур во всем мире и зависимость общего «организма» человечества от любого «сквозняка» в любой точке земного шара. Специфика нынешних процессов – эффект бабочки.

В Детройте средний класс оказался под угрозой голода

Кризис автоиндустрии серьезно ударил по экономике Детройта. Уровень местной безработицы составил в июле 16%, многие люди остаются без средств и все чаще обращаются с просьбами о помощи в закупке продуктов питания.
Незастроенные территории покрываются огородами, растет число добровольцев в бесплатных столовых, а проблемы тем временем уже добрались до тех, кто знал о голоде только понаслышке. Если раньше люди жертвовали на благотворительность, то теперь сами вынуждены получать пожертвования.

На 30% процентов возросло количество нуждающихся в бесплатных обедах. Многие из них – работоспособные мужчины, которые в прошлом сами содержали семью. Городской отдел соцобеспечения сообщает о резком росте числа заявок на помощь в расходах на еду.

Рецессия, захлестнувшая средний класс, заставляет людей познакомиться с бюрократической волокитой на пути к денежной дотации на продукты питания. «Они никогда раньше не сталкивались с этим и чувствуют себя неловко», – рассказывает Джин Хагопян, одна из добровольных помощниц. По ее словам, времена переменились, и корпоративные ставки исчезают на глазах. Работу найти все сложнее. «Я только говорю им, что общество уже не такое, каким было когда-то», – добавляет Хагопян, 83-летняя учительница на пенсии.

Лопнувшие пузыри недвижимости и фондовых рынков поставили на грань банкротства не только американские города, но и целые штаты. Все ждут скорейшего выхода из кризиса, однако общее настроение аналитиков – по-прежнему скептическое. Как заявил Алан Гринспен, даже если в ближайшее время экономика подрастет, у этого роста не будет реального фундамента, поскольку причины обвала не искоренены.

Американское правительство – впрочем, как и все остальные, – пытается заткнуть дыру в экономике астрономическими суммами и отрапортовать о начале подъема. И все же, по многим признакам, острая стадия кризиса еще впереди, а нынешние методы борьбы с ним ведут лишь к потере остатков морали у общества, которое действительно уже не такое, как прежде. Не разрешив социальные проблемы, не выстроив по-новому взаимоотношения между людьми, вряд ли можно рассчитывать на расцвет в экономике, которая является производной от социума.

Стиглиц: капитализм дышит на ладан

Нобелевский лауреат в области экономики Джозеф Стиглиц, выступая с публичной лекцией в Бангкоке, заявил, что азиатским странам следует переориентировать свое экономическое мышление и меньше рассчитывать на рынок США.
Джозеф Стиглиц пояснил, что мировой экономический кризис означает, прежде всего, крах американского капитализма как системы. «Сейчас самое время создать новую глобальную финансовую инфраструктуру, и создавать ее надо демократическим путем, – сказал он. – В многополярном мире перемены должны идти снизу вверх – но, конечно, это будет медленный и постепенный процесс».

Необходимость глобального сотрудничества сегодня общепризнанна. Этого требует экономическая ситуация, а также проблемы во многих других областях. Мир переживает не просто крах капитализма, а крах эгоистического подхода во всех его проявлениях. Таким образом, Стиглиц в очередной раз озвучил повестку дня – совместные шаги к взаимной интеграции с учетом общих интересов.

Идеальная бизнес-модель: «За красивые глаза»

Деловой подход в сетевом мире во многом отличается от традиционных схем. Разобраться с рынком виртуальных и не только виртуальных товаров решил Крис Андерсон, писатель и журналист, главный редактор прославленного журнала «Wired», обладатель Национальной журнальной премии (National Magazine Award) и автор бестселлера «Длинный хост». Его новая книга называется: «Бесплатно: будущее радикальной цены».
Автор настроен вполне оптимистично, полагая, что на смену экономике дефицита грядет экономика изобилия, девиз которой состоит всего лишь из одного слова: «Бесплатно». В первую очередь это касается сферы интернета. Стоимость обработки, хранения и передачи данных быстро падает, в то время как важность этих элементов постоянно растет. В результате, часто за них не взимают плату – они слишком дешевы, чтобы измерять их денежный эквивалент.

У «дармовщины» много обличий. Часть товаров субсидируется рекламой – например, поисковые веб-сервисы. Газеты, книги и развлечения черпают часть средств из того же источника. Они все еще не бесплатны, но расходы несет далеко не только конечный потребитель.

Некоторые бесплатные «вкусности» призваны раскрутить продажи других товаров. Когда-то мужчинам раздавали бритвы, чтобы создать спрос на лезвия. По той же схеме, фотоаппараты подстегивали спрос на фотобумагу. Сегодня принтеры по символической цене обеспечивают реализацию картриджей, а игровые приставки становятся платформой для индустрии самих игр.

Расцветает «бесплатномика» (freeconomics) – экономика подарков и свободного обмена. Получает развитие концепция freemium – фриварный базовый пакет и взимание платы только за дополнительные услуги или добавочный функционал.

В итоге новая экономика больше не нацелена на барыш в чистом виде. Ее прибыль – понятие более емкое, оно включает выгоду потребителя, не заплатившего ни копейки, и более того, не собирающегося платить за предоставленные услуги. Это уже не язык денег, принятый до сих пор, а нечто более человеческое.

Современные дети растут в твердой уверенности, что интернет-индустрия в основе своей бесплатна. Они больше никогда не согласятся заплатить за привычные услуги. Для них хранить фотографии в Сети – практически то же самое, что дышать воздухом. Отлично понимая это, бизнес уже признаёт отчасти, что скупой расчет был перегибом и что хорошие взаимоотношения между нами тоже чего-то стоят. По всей вероятности, они и дальше будут стабильно расти в цене, в отличие от прочих услуг и товаров.

Copyright 2009 ARI GLOBAL NEWS


В избранное