О роли элиты в развитии России размышляет член Общественной палаты РФ, проректор Российского экономического университета им. Плеханова, политолог Сергей МАРКОВ.
– Сергей Александрович, философ Владимир Соловьёв, рассуждая о традиционном русском вопросе «Что делать?», заметил – гораздо важнее спросить: «Готовы ли сами делатели?» Говоря об идущих изменениях в России, надо определить: кто субъекты развития и какого они качества?
– Их несколько. Это и рыночная среда, и внешнее давление, идущее с Запада. Но бесспорно, всего гораздо важнее – люди.
Таким субъектом может, например, стать Народный фронт, созданный Владимиром Путиным. И важнейшим субъектом развития России в её спокойные периоды была всегда элита.
Есть два понимания элиты: меритократическое и структурно-функциональное. Первое предполагает, что в элиту входят люди заслуженные, лучшие. Второе делает её участниками тех, кто контролирует ресурсы власти и собственности. И принимает ключевые решения. Я разделяю второй подход.
Получилось за 20 лет у нашей элиты в целом развитие страны? Увы, далеко не так, как…
В конце этого года исполняется 70 лет главной педагогической организации страны - АПН-РАО, у руля которой Вы стоите более 20 лет и более 15 лет являетесь её Главой. Наверное, Вы собираетесь проводить специальную сессию Академии, где будете подводить итоги её деятельности. В связи с этим, может быть, Вам небезынтересно мнение рядовых учителей и преподавателей высшей школы о деятельности вверенной Вам организации и её результатах.
Я тоже подвожу итоги своей педагогической жизни в связи с деятельностью РАО и с жизнью общества. Глубокая неудовлетворённость этими итогами заставляет обратиться к Вам публично. Может быть, то, что я считаю необходимым сказать, принесёт некоторую общественную пользу. Если же я буду услышан Вами, и Вы сочтёте возможным так же публично ответить, наш диалог может оказаться вдвое полезен обществу.
Академия педагогических наук РСФСР (в дальнейшем АПН) была создана в разгар Отечественной войны Постановлением Правительства РСФСР,…