← Октябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://info.forest.ru
Открыта:
15-07-2002
Статистика
0 за неделю
Лесное обозрение N 39(169)
Информационный Канал Subscribe.Ru |
АРХИВ 2002 | АРХИВ 2003 | АРХИВ 2004 |
Лесное обозрение N 39(169)
26 сентября - 2 октября 2005 г.
Постоянный адрес: http://info.forest.ru/rew05/rew0539.htm
Объявление
Темы недели
- Россия. Правоприменение в лесном секторе: компания "ИКЕА" пытается бороться с российской коррупцией
- Колумбия. Производители наркотиков и правительство собираются угробить национальные парки страны
- Малайзия. Верховный суд признал права коренного населения на лесные земли
Другие сообщения
- Россия. Минэкономразвития намерено бороться с коррупцией. Не начать ли ему с анализа коррупционной емкости нового "Лесного кодекса"?
- Россия. 20-30% водоохранных зон подмосковных водохранилищ незаконно застроено. Интересно, сколько это стоило?
Объявление
Окончательные результаты самоотбора для участия в санкт-петербургской министерской конференции FLEG
После подведения окончательных итогов самоотбора для участия в министерской конференции FLEG в Санкт-Петербурге представителям НГО из регионов "Россия", "Центральная Азия и Кавказ" было выделено по одному дополнительному месту. Двое российских представителей также получили места по квоте "Коренные и малочисленные народы".
На конференцию приглашены:
от национальных российских НГО:
- Афиногенов Дмитрий Владимирович, "Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
- Богдан Ирина Борисовна, "Экодаль"
- Карпачевский Михаил Львович, Центр охраны дикой природы
- Лалетин Андрей Петрович, "Друзья сибирских лесов"
- Лебедев Анатолий Викторович, Бюро региональных общественных кампаний - БРОК
- Паутов Юрий Анатольевич, фонд "Серебряная тайга"
от национальных НГО по региону "Средняя Азия и Кавказ":
- Дгебуадзе Кети Джвебеевна, "Международный Информационный Центр Социальных Реформ", Грузия
- Хаджамбердиев Игорь Бахобович, информационная сеть экоНПО Центральной Азии, Кыргызстан
- Саргсян Грант, Эко-клуб "Тапан" (Ковчег), Армения
- Печенюк Олег Викторович, "Независимая Экологическая Экспертиза", Кыргызстан
от коренных народов:
- Шафранник Ирина Федоровна, Ассоциация "Колта куп"
- Суляндзига Павел, "Райпон"
от международных организаций:
- Ярошенко Алексей Юрьевич, "Гринпис"
- Григорьев Алексей Юрьевич, Международный социально-экологический союз
от НГО Центральной Европы:
- Андреев Алексей Владиславович, "Биотика", Молдова
Благодарим всех принявших участие в проведении самоотбора, поздравляем победителей и желаем им успешной и интересной работы, о результатах которой мы будем сообщать в выпусках "Лесного обозрения".
к оглавлению
Темы недели
Россия
Правоприменение в лесном секторе: компания "ИКЕА" пытается бороться с российской коррупцией
23 сентября 2005 года компания "Сведвуд Интернешнэл", входящая в группу "ИКЕА", заявила, что в ближайшие недели она будет вынуждена остановить работу своих предприятий в Ленинградской области. В этом регионе "Сведвуд" ведет лесозаготовки, закупает древесину, ей принадлежит мощный современный лесопильный завод в г.Тихвине. Компания "Сведвуд" является крупным налогоплательщиком, и, в частности обеспечивает большую часть налогов, поступающих в бюджет г.Тихвин.
Значительная часть продукции компании идет на экспорт. Ежемесячно ей требуется около 600-800 фитосанитарных сертификатов, подтверждающих отсутствие в экспортируемой "Сведвуд" продукции карантинных видов вредителей. Такие сертификаты требуются в соответствии с правилами Евросоюза.
До последнего времени фитосанитарные сертификаты выдавало государственное Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору бесплатно. Деятельность трудившихся там чиновников финансировалась за счет российских налогоплательщиков через бюджет. Однако им это показалось мало. А потому в августе 2005 года Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору заключило соглашения о сотрудничестве с двумя коммерческими фирмами - ООО "Гринвей-Нева" и ООО "Лесной карантинный брокер", которые за услуги по выдаче карантинных сертификатов установленного государством образца уже хотели бы получать по 0,3 евро за кубометр продукции. Компания "ИКЕА" не имеет ничего против фитосанитарных сертификатов, но не намерена платить за выдачу этих государственных документов каким-то непонятно откуда взявшимся частным обществам с ограниченной ответственностью.
Представители ООО "Стура-Импекс", дочерней компании крупнейшей в Европе финско-шведской лесопромышленной компании "СтураЭнсо", также выразили недоумение по поводу "частно-государственного партнерства" фитосанитарных чиновников.
28 сентября 2005 года вице-губернаторы Ленинградской области Григорий Двас и Александр Дрозденко провели встречу с представителем "ИКЕА" Андреасом Бинмуром. Компания "ИКЕА" сообщила о ходе строительства двух комплексов "МЕГА" во Всеволжском районе Ленинградской области. Эти комплексы, общей стоимостью 500 млн. долларов, были заложены в Кудрово и Буграх в июне 2005 года. Оба торговых центра, торговые площади которых уже сданы в аренду на 95%, должны начать работу в ноябре 2006 года. В каждом из них будет размещено более 150 различных магазинов. Основными арендаторами станут французская торговая компания "Ашан", германская "", российская "М-Видео".
На строительстве этих центров занято 3000 рабочих. После введения их в эксплуатацию в Ленинградской области появится 7000 новых рабочих мест.
В этой ситуации администрация Ленинградской области и Союз лесопромышленников Ленинградской области обратились в областную прокуратуру, а также к полномочному представителю президента РФ в Северо-Западном федеральном округе с жалобой на действия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Представителю Президента РФ Илье Иосифовичу Клебанову есть что рассказать о поддержке отечественных производителей и о героической борьбе с коррумпированными российскими чиновниками на 7 международном лесопромышленном форуме в Санкт-Петербурге.
Источники: www.greenpeace.ru 23.09.2005, 29.09.2005, www.advis.ru 28.09.2005, www.severinform.ru 29.09.2005.
к оглавлению
Колумбия
Производители наркотиков и правительство собираются угробить национальные парки страны
В Колумбии растет 15% всех известных в мире видов растений, обитает множество видов амфибий, млекопитающих и птиц. Многие из них встречаются только в тропических джунглях или в горных массивах Анд - и больше нигде в мире. Одним из богатейших участков колумбийской природы является расположенный в 150 км от колумбийской столицы Боготы национальный парк Сьерра Макарена (Sierra Macarena) площадью 640 тысяч га. На его можно встретить многие виды обезьян и семь видов диких кошачьих.
Если в 2003 году плантации коки на территории этого национального парка занимали 1300 га, то сейчас они расползлись уже на 3800 га. Это чуть больше половины процента от общей территории национального парка. Однако следует учитывать, что создание каждого гектара плантаций коки приводит к уничтожению 3 га джунглей. В леса национального парка завезены тонны кислоты, используемой для производства кокаина, на его территории действуют десятки подпольных химических лабораторий.
Это проблема за последние годы стала крайне острой не только для "Сьерра Макарена", но и для всех остальных национальных парков Колумбии. Если в 2003 году по данным дистанционной съемки на их землях было выделено 4,4 тысяч га посадок коки, то в 2005 году их площадь увеличилась до 11,2 тысяч га.
Основной причиной этого процесса стали успехи властей страны в борьбе с производителями наркотиков. На миллиарды долларов, выделенных США в рамках технической помощи, по всей стране были проведены интенсивные авиаобработки ядохимикатами, для уничтожения посевов коки. Согласно данным Организации Объединенных наций, за последний год производство кокаина в Колумбии снизилось на 13%.
В этих условиях наркокартели переместили свою деятельность на территории национальных парков. Покрытые густыми лесами труднодоступные горные территории идеально подошли для коки. Ее выращивают местные крестьяне, которые вынуждены сбывать эту продукцию правым или левым военизированным группировкам. До последнего времени власти не решались проводить авиообработку территорий национальных парков. Однако сейчас они всерьез рассматривают такую возможность.
Эти перспективы вызывают протесты со стороны природоохранных и индейских организаций. Природоохранные активисты считают, что уничтожение плантаций коки на территориях национальных парков необходимо проводить вручную, как это уже делалось в ряде других случаев. Власти отвечают, что это невозможно, поскольку многие покрытые тропическими горными лесами участки национальных парков контролируют не войска и полиция, а различного рода повстанцы. Военизированные группировки предупредили, что будут убивать каждого, кто попытается начать механическое уничтожение посевов коки. В связи с этим власти твердо уверены, что авиаобработки посевов коки ядохимикатами на территориях национальных парков являются единственным эффективным вариантом действий.
Индейские организации заявили, что при этом пострадают посевы не только коки, но и продовольственных сельскохозяйственных культур, а также здоровье местного населения. Если колумбийские власти все-таки решатся начать авиаобработки, индейцы начнут массовые акции протестов на улицах колумбийских городов.
Источник: AP 27.09.2005.
к оглавлению
Малайзия
Верховный суд признал права коренного населения на лесные земли
В августе 1996 года группа из нескольких деловых людей, сопровождаемых полицией, появилась в деревне Букит Тампой (Bukit Tampoi), расположенной в 80 км от малайской столицы г. Куала-Лумпур. Она сообщила местным жителям, что те должны убираться, поскольку участок, на котором расположена деревня, а также прилегающие 38 га леса необходимы для строительства автомагистрали к новому международному аэропорту.
350 жителей деревни Букит Тампой принадлежат к одной из наиболее крупных коренных народностей Малайзии - племени темуан. Коренное население континентальной части этой страны - это около 150 тысяч человек из 19 племен. Язык и культурные традиции многих племен очень сильно различаются. Представители коренного малочисленного населения Малайзии, предки которых жили на этих землях более 10 тысяч лет, сейчас составляют менее 1% общей численности населения Малайзии. Этнические малайцы, составляющие 51% населения, борются за экономическое процветание с еще более поздними мигрантами из китайской и индийской общин.
Коренное население Малайзии, называющее себя "оранг асли" (Orang Asli), в результате нескольких волн заселения плодородных приморских равнин и речных долин китайскими и малайскими мигрантами было оттеснено в глубину джунглей. До 1883 года они нередко попадали в рабство, пока британские колониальные власти не прекратили торговлю людьми. "Оранг асли" до сих пор остаются наиболее бесправной частью населения Малайзии. Приобретение независимости не улучшило их положения. Их юридическое положение до сих пор регулируется "Законом об оранг асли", принятом еще в 1954 году, т.е. при британской колониальной администрации.
В настоящее время Малайзия переживает бурный экономический подъем. Земли, на которых традиционно проживают "оранг асли", потребовались для лесозаготовок, создания пальмовых плантаций, строительства дорог. При этом согласно действующему малайскому земельному законодательству, которое унаследовало многие черты колониального времени, все земли, не оформленные официально как частная собственность, являются собственностью государства. Формально "оранг асли" являются незаконными поселенцами на землях, где их предки проживали за много тысяч лет до появления современного государства Малайзия с его законами.
В 1996 году компания-застройщик при поддержке полиции разрушила дома деревни Букит Тампой, а ее жителей в буквальном смысле выбросила на улицу. Однако, в отличие от многих других подобных случаев, жители этой деревни продолжили борьбу. При поддержке правозащитных организаций им удалось провести серию судебных процессов. И вот, наконец, все завершилось. Верховный апелляционный суд Малайзии обязал компанию-застройщика, малайское правительство, а также государственные структуры, которые поддерживали проект строительства автомагистрали, выплатить значительную компенсацию жителям уничтоженной деревни. Суд пришел к выводу, что при изгнания жителей деревни Букит Тампой фактически осуществлялось изъятие земель их проживания без какой-либо компенсации, что противоречит конституции страны.
Этим решением Верховного суда создается прецедент признания юридических прав коренного населения Малайзии на земли традиционного проживания, хотя они и не оформлены как их частная собственность. В настоящее время в континентальной части Малайзии различные племена "оранг асли" все еще продолжают активно использовать около 500 тысяч га лесных земель. Решение суда создает определенную юридическую защиту для "оранг асли", которые продолжают вести традиционное природопользование.
Для этих племен сохранение традиционного образа жизни является критически важным условием выживания в стремительно развивающемся современном малайском обществе. Согласно данным переписи населения 1993 года, 81% "оранг асли" живут в бедности, а около половины их них - фактически в нищете. "Оранг асли", переселенные в города, быстро оказываются в маргинальных слоях населения. Среди переселенцев высок уровень алкоголизма. Многие женщины "оранг асли" вынуждены заниматься проституцией, что ведет к высокому уровню заболеваемости СПИД. Эти же проблемы в последние годы все шире распространяются в лесных деревнях "оранг асли". Важную негативную роль играют некоторые племенные вожди, продающие интересы своего народа за подарки и небольшие платежи со стороны лесопромышленных и строительных компаний, а также политиков.
"Оранг асли" и их сторонники из числа правозащитных и природоохранных организаций надеются, что решение Верховного малайского суда, по крайней мере, поставит барьер на пути окончательного захвата их земель и разрушения традиционного образа жизни коренного населения.
Источник: IPS 26.09.2005.
к оглавлению
Другие сообщения
Россия
Минэкономразвития намерено бороться с коррупцией. Не начать ли ему с анализа коррупционной емкости нового "Лесного кодекса"?
23 сентября 2005 года директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров порадовал журналистов основными положениями Концепции административной реформы на 2006-2008 гг.
Погром, произведенный на первой стадии административной реформы, охарактеризованный в презентации как изменение организационной структуры Правительства России, перераспределение функций между федеральными органами исполнительной власти, а также ликвидация избыточных функций, превратившихся в административные барьеры, завершен. Теперь "ставится задача сделать государственные услуги, которые оказываются гражданам, доступными, качественными и, если хотите, комфортными", - заявил Андрей Шаров" ("Регнум").
С "комфортностью" услуг, предоставляемых российскими чиновниками желающим и нежелающим гражданам и структурам, дело обстоит плохо. По данным социологических опросов, лишь 14% граждан России удовлетворены качеством государственных услуг. В Канаде уровень таких довольных гораздо больше - целых 56%. Но, светлое будущее не за горами. Согласно очередной "Концепции административной реформы", которую разработало Минэкономразвития, к 2008 году количество россиян довольных работой государственных чиновников, достигнет 50%, а в 2010 году Канада останется далеко позади. Этот показатель в России будет доведен до 70%.
Впрочем, до Северной Кореи, где этот показатель, наверно, превышает 100%, все-таки будет далековато. Впрочем, не совсем известно, проводятся ли там опросы общественного мнения, а если это делается, то каким образом (точнее, на сколько лет попадают в лагеря недовольные качеством услуг, предоставляемых северокорейскими чиновниками).
"Нам не хотелось бы ставить перед собой малоамбициозные цели", такой фразой Андрей Шаров отреагировал на высказанное одним из журналистов сомнение в реалистичности подобных планов" ("Регнум").
Вторая цель административной реформы - радикальное снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государственными органами. В Германии в настоящее время такие издержки составляют 3,5% от прибыли. В России, по данным союза мелких и средних предпринимателей ОПОРА - до 8,5% от выручки. Согласно Концепции, к 2010 Россия по этому показателю достигнет уровня Германии.
Для непосвященных, "издержки бизнеса при взаимодействии с государственными органами", означают официально установленные платежи за радость общения с российскими государственными чиновниками и получение от них различного рода разрешений, согласований, лицензий и сертификатов. А, также, что гораздо существеннее, траты на различные "откаты" и откровенные взятки.
Какими конкретно методами российское правительство собирается решать эту проблему из сообщений средств массовой информации не ясно. Единственную внятную новомодную затею г-н Шаров озвучил следующим образом:
"На втором этапе реформы предполагается введение обязательной независимой антикоррупционной экспертизы всех законопроектов и ряда нормативных актов, прежде всего тех, которые будут затрагивать права и свободы человека и касаться государственного регулирования бизнеса, сообщил он. При этом в ведомствах, где риск коррупции особенно велик (правоохранительные органы, ведомства, имеющие дело с управлением имущества и госзаказом) должны быть разработаны собственные антикоррупционные программы. По мнению Андрея Шаров, если удастся существенно уменьшить коррупцию в государственном аппарате, это благотворно скажется на инвестиционном климате в стране" ("Регнум").
"Представитель МЭРТ подчеркнул, что иностранные инвесторы в настоящее время ставят проблему коррупции на первое место. При этом он отметил, что, по данным международных экспертов, Россия по уровню коррупции находится на 90-м месте из 146 стран, в которых было проведено такое исследование. "Это уровень некоторых африканских стран", заметил директор департамента" ("Интерфакс").
Благое намерение части российских чиновников заняться анализом коррупционной емкости российского законодательства, которое является юридической базой для коррупции, можно только приветствовать. В связи с этим "Лесной форум Гринпис" предложил в первую очередь провести антикоррупционную экспертизу разрабатываемого и старательно лоббируемого Минэкономразвития нового "Лесного кодекса".
"Лесным форумом Гринпис" предложен ряд сюжетов для анализа:
"Обязанности по ведению лесного хозяйства по новому кодексу возлагаются - при длительной аренде - на арендатора. При этом никаких определенных требований по тому, в каких объемах и какие именно мероприятия должны проводиться, кодекс не содержит - это должно определяться на уровне рассмотрения лесной декларации чиновниками лесного ведомства. Очевидно, что в условиях отсутствия четких критериев необходимого уровня лесного хозяйства в руках чиновников оказывается очень мощный механизм "доения" арендаторов: ведь именно чиновникам предстоит решать по своем усмотрению, достаточен ли объем запланированных арендатором лесохозяйственных мероприятий, или нет. Нечестному чиновнику при новом кодексе будет очень легко или обременить арендатора такими объемами хозяйственных мероприятий, что он заведомо не выживет, или, наоборот, освободить его от этой работы почти полностью - в зависимости от того, как с ним "договорится" арендатор.
У арендатора возникает право ограничивать доступ граждан в леса, находящиеся в аренде. Но для этого он должен получить согласие органов местного самоуправления. Никаких сколько-нибудь четких критериев, определяющих, на каком основании арендатору может быть дано или не дано такое согласие, в кодексе нет. Значит - скорее всего, такое согласие можно будет покупать. Не у граждан, разумеется, а у местных чиновников.
Кодекс дает возможность застройки лесов (строительства "охотничьих домиков", "дорожно-тропиночной сети", устройства автостоянок) без перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. Фактически это та самая лазейка, которая легализует коттеджное строительство в зеленых зонах городов и по берегам рек. Чтобы эта лазейка заработала, арендаторам леса будет достаточно лишь включить соответствующие мероприятия в лесную декларацию и получить согласие уполномоченного государственного органа. Получить согласие чиновника в вопросе, который не урегулирован законом достаточно ясно - это чаще всего и означает купить данного чиновника.
Кодекс не содержит практически никаких конкретных формулировок по ведению лесного хозяйства в защитных лесах - все отдается на откуп или ведомственным инструкциям, или чиновникам, которые будут отвечать за ведение лесного хозяйства на местах. А поскольку леса первой группы - это не только ценнейшие экосистемы и важнейший элемент среды жизни человека, но и заманчивый для конкретных лесопользователей ресурс, это создает обширнейшее поле для всевозможных злоупотреблений. А благосклонность чиновников при этих злоупотреблениях придется покупать (поскольку кодекс никак не определяет, "что такое хорошо и что такое плохо" в лесах первой группы, решать это будут именно чиновники).
И таких примеров в проекте нового Лесного кодекса - великое множество. Кодекс изобилует расплывчатыми формулировками, конкретное толкование которых остается за ведомственными инструкциями или за чиновниками. А плата за "правильное" толкование расплывчатых формулировок российских законов и инструкций - это и есть одна из главных движущих сил коррупции в нашей государственной машине.
Так что остается признать, что на словах Минэкономразвития - против коррупции, и даже вроде бы предлагает какие-то меры по борьбе с коррупцией. А на деле, по крайней мере - применительно к лесной отрасли, Минэкономразвития разрабатывает и "протаскивает" через правительство и Госдуму законы, которые однозначно будут способствовать развитию коррупции. И еще неизвестно - делает оно это в силу непонимания уполномоченными сотрудниками особенностей лесной отрасли, или в силу их личной заинтересованности в принятии именно таких законов (т.е. в силу той же самой коррупции)".
Источники: www.greenpeace.ru 24.09.2005, www.regnum.ru 23.09.2005, www.interfax.ru 23.09.2005.
к оглавлению
Россия
20-30% водоохранных зон подмосковных водохранилищ незаконно застроено. Интересно, сколько это стоило?
Росприроднадзор, видимо ощущая некоторую пробуксовку своих усилий по сносу незаконно построенных домов на берегах подмосковных водохранилищ, наконец-то решил прибегнуть к гласности. Был совершен акт неслыханного гражданского мужества. Российские природоохранные чиновники наконец-то опубликовали до этого тщательно замалчиваемые фактические данные о том, что там реально творится.
"При проверках 2004-2005 гг. установлено, что водоохранные зоны проверенных водных объектов застроены на 20 - 30%, в том числе коттеджами, а именно:
Истринское водохранилище. При общей длине обследованной береговой линии в 72 км, новая застройка, выходящая на урез воды, выявлена в общей сумме на протяжении 14,81 км, то есть на 20,6% протяженности водоохранной зоны водохранилища.
Клязьминское водохранилище. При общей длине обследованной береговой линии в 12,5 км, старая (деревенская) застройка выявлена в общей сумме на протяжении 1,45 км, в том числе с выходом на урез воды на протяжении 0,2 км. Новая (коттеджная) застройка, выходящая на урез воды, выявлена в общей сумме на протяжении 4,15 км, то есть на 33,2% протяженности водоохранной зоны водохранилища.
Пироговское водохранилище. При общей длине обследованной береговой линии в 17,5 км, старая (деревенская) застройка, в том числе с выходом на урез воды, выявлена в общей сумме на протяжении 0,65 км. Новая (коттеджная) застройка, выходящая на урез воды, выявлена в общей сумме на протяжении 4,3 км, то есть на 24,6% протяженности водоохранной зоны водохранилища.
Пестовское водохранилище. При общей длине обследованной береговой линии в 21,0 км, старая (деревенская) застройка, в том числе с выходом на урез воды, выявлена в общей сумме на протяжении 0,6 км. Новая (коттеджная) застройка, в том числе выходящая на урез воды, выявлена в общей сумме на протяжении 4,3 км, то есть на 20,5% протяженности водоохранной зоны водохранилища.
Пяловское водохранилище. При общей длине обследованной береговой линии в 16,3 км, старая (деревенская) застройка, в том числе с выходом на урез воды, не выявлена. Новая (коттеджная) застройка, в том числе выходящая на урез воды, выявлена в общей сумме на протяжении 11,5 км, то есть на 70,6% протяженности водоохранной зоны водохранилища.
Река Москва в районе "Мякининской поймы". При общей длине обследованной береговой линии обследованного участка р. Москвы в 11,6 км, старая (деревенская) застройка, в том числе с выходом на урез воды, выявлена в общей сумме на протяжении 0,4 км. Новая (коттеджная) застройка, выходящая на урез воды, выявлена в общей сумме на протяжении 2,0 км, то есть на 17,2% протяженности водоохранной зоны реки".
Следует учитывать, что эти водоемы используются для водоснабжения Москвы и отдыха ее жителей. Остается только продолжать задавать вопрос, кто те неведомые владельцы роскошных дворцов стоимостью миллионы долларов каждый, и во сколько им обошлись затраты на обеспечение продолжающегося до сих пор бездействия правоохранительных органов.
Источник: www.mnr.gov.ru 30.09.2005.
к оглавлению
автор-составитель выпуска: А.Григорьев, редактор: К.Пахорукова,
Архивы и текущие выпуски обозрения размещены на http://info.forest.ru
Вопросы, предложения и пожелания отправляйте на info@forest.ru
Мы приветствуем публикацию и другое использование материалов «Лесного обозрения»
Просим ссылаться на источник: info.forest.ru
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.forestreview Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||