Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лесное обозрение

  Все выпуски  

Россия. Голос природоохранных организаций в рамках мероприятий


Информационный Канал Subscribe.Ru

Лесное обозрение

N 9
24 февраля – 2 марта 2003 г.

********************************************************* *********************************************************

Россия.
Лесники славно погуляли. Но пресса этого не заметила.

Прошедшее в Москве 25-27 февраля с большим размахом мероприятие, несколько раз менявшее название, в итоге оказалось "Всероссийским съездом лесоводов" и практически не оставило заметного следа в российской центральной прессе.

Остаются неизвестными ни точная численность его участников (4-6 тысяч человек), ни их состав. Во мраке неизвестности, за исключением страниц министерских многотиражек, остались повестка дня, обсуждавшиеся проблемы и принятые решения. Зато погуляли славно. Обобщающая оценка этого события пока обнаружилась только в "Лесной газете" (1.03.2003):

"Тут надо четко сказать вот о чем. Никто не выступает против праздников как таковых. Тем более уж кто-кто, а лесники их заслужили сполна. Но праздники уместны тогда, когда дела идут нормально. А когда в лесу полный раздрай и разруха, когда подавляющее большинство лесников, получая поистине нищенскую зарплату, еле-еле сводит концы с концами, устраивать показушное шоу - стыдно и аморально. Это мероприятие, устроенное на бюджетные деньги, обошлось в миллионы и миллионы рублей, которые куда разумнее было бы пустить на увеличение зарплаты лесникам, улучшение социально-бытовых условий их жизни и труда, обновление вконец изношенной техники, подготовку в пожароопасному периоду, да мало ли на что - мест, куда надо ставить заплаты на лесном кафтане, к сожалению, более чем достаточно. Но деньги, подчеркиваем, бюджетные деньги, ушли на фейерверк..."

Далее на полосу в "Лесной газете" (1.03.2003) идет подборка статей, многие из которых - это письма с мест, с говорящими за себя названиями:

Как жить? Без ответа. На обочине жизни. "В будущее смотрю без оптимизма". МПР и кадры: Разгон лесников. Никому не нужны. Гроши не позволяют.
к оглавлению Аналитическая записка, содержащая текст выступления на одном мероприятий съезда эксперта Социально-экологического Союза А.Ю. Григорьева (он же составитель данного обозрения) "Проблемы управления лесами России" приведена в конце обзора по России.

Россия.
Анархия - мать порядка в Правительстве Российской Федерации.

В предыдущем выпуске мы выражали свое воодушевление просторами информации о деятельности (и делишках) федеральных чиновников, которые откроются после реализации Постановления Правительства РФ №98 от 12.02.2003 "О предоставлении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".

Там же высказывались опасения, что выполнение этого Постановления будет следовать традиционной системе работы российского руководства "хотели как лучше, получилось как всегда". Доказательства последнего не замедлили появиться.

Во-первых, оказывается, на программу "Электронная Россия", за счет которой должна осуществляться вся эта информационная открытость и гласность, средств предусмотрели явно недостаточно. А потому сейчас обсуждается, как ее сокращать - полностью отдельными частями, или понемногу, но в целом (Известия 26.02.2003, Время новостей 26.02.2003).

Во-вторых, Минприроды в очередной раз с блеском продемонстрировало, что оно не собирается выполнять не только какие-то постановления Правительства, но и требования законов, да и Конституции РФ тоже. Они ему не указ.

По поступившим из неофициальных, но заслуживающих доверия источников данным, Минприроды разослала по своим территориальным органам и подведомственным организациям за подписью замминистра г-на А. Поволоцкого телеграмму следующего содержания:

"В целях обеспечения эффективного и целенаправленного использования информации о состоянии геологической и окружающей природной среды, содержащей прогнозы развития негативных и катастрофических природных и техногенных процессов, считать подобную информацию конфиденциальной и осуществлять ее передачу третьим лицам, в том числе и органам исполнительной сласти и их территориальным органам, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации исключительно по согласованию с соответствующей государственной службой Министерства природных ресурсов" (цитируется по: "Известия" 28.02.2003).

Если подтвердится подлинность этой телеграммы, как официального документа Минприроды, то речь идет нарушении не только Конституции, но и нескольких действующих российских законов, устанавливающих открытость экологической информации. В связи с этим российские природоохранные организации направили запрос в генеральному прокурору России Владимиру Устинову с просьбой прореагировать, и принять меры.

Пока же начальник управления по связям с общественностью МПР г-жа Клейменова расценивает такую трактовку телеграмм министерства как "происки "зеленых", старающихся опорочить федеральное ведомство... Впрочем, факт наличия самой телеграммы г-жа Клейменова не опровергла" ("Время новостей" 28.02.2003).
к оглавлению

Россия.
Кто реально управляет лесами России? Чиновники? Бандиты? Наркоторговцы?

"Трибуна" (27.02.2003) проводит один из немногих серьезных анализов причин расстрела 19 февраля 2003 года 4 милиционеров и 2 егерей в Апшеронском районе Краснодарского края. Одновременно с фактически войскового масштаба операцией (задействовано 1,5 тысячи человек, вертолеты) по поиску и ликвидации прекрасно вооруженной группы производителей наркотиков, совершивших это убийство, в Краснодаре прошло совещание по проблемам лесного комплекса края:

"Здесь чуть ли не впервые губернатором края Александром Ткачевым озвучено то, что давно знает каждый местный подросток: власти в своих лесах не хозяева. В малопроходимых горных массивах жируют браконьеры, вырубая ценнейшие породы леса, наркодельцы выращивают здесь коноплю. В Туапсинском лесхозе лежат конфискованные у "черных лесорубов" двести кубов похищенного... На подпольных лесопилках разделываются в товарный лес-кругляк ценнейших пород клена, каштана, ясеня... Часто по поддельным документам все это добро продается иностранцам. И здесь же на прогретых солнцем делянках, вовсю растет дурман, дающий затем бешеные доходы... Поэтому и гибель работников милиции с егерями - звенья одной цепи. Трагическое следствие запушенной страшной болезни...
На том совещании и губернатор уже не скрывал: нередко, что уж греха таить, именно менты становятся для браконьеров и наркодельцов их охранными "крышами". А жители Апшеронского района еще расскажут "не для печати": доходы от выращивания здесь наркотиков высоки прежде всего у местного начальства. Но их имен никто вам не назовет, жизнь-то дороже... Только добавят, снизив голос до шепота и отвернув лицо от камеры: прежний районный глава, пытавшийся бороться с наркомафией, недавно снят с должности..."

Другая лесная трагедия произошла в Новгородской области ("Лесная газета" 1.03.2003). Здесь зверски убита лесничая Комаровского лесничества Любытинского района и ее муж. Ведется расследование. Рассматриваются различные версии:

"…в том числе и ту, что связана с профессиональной деятельностью погибшей семьи. Ведь поползшие по Любытинскому району и докатившиеся до Великого Новгорода слухи первым делом причиной убийства назвали выявленную в лесничестве недостачу древесины. Впрочем, аналогичные и вполне объяснимые недостачи (замеры отпускаемой лесниками древесины на глазок, потери при перевозках и прочее) в ходе проверок, проведенных КРУ, были обнаружены почти во всех лесничествах.
Помимо "профессиональной" есть версия, рассматривающая комаровскую трагедию как результат разбойного нападения. Во всяком случае, на днях была задержана весьма мобильная преступная группа, разъезжавшая по "лесным" районам области и промышлявшая разбоями и грабежами. Их жертвами главным образом и становились лесники и заготовители, у которых разбойники отбирали деньги, оргтехнику и прочее оборудование".

к оглавлению

Россия.
Смертность на производстве в Карелии повышается.

В лесном комплексе Карелии за 2002 г. от производственных травм скончался 21 человек. Это заметно больше, чем в 2001 году, когда погибло 8 человек. Всего в 2002 года от производственных травм пострадало 876 человек, в основном в лесозаготовительной промышленности

Источник: "Лесная газета" 25.02.2002.
к оглавлению

Россия.
Голос природоохранных организаций в рамках мероприятий Всероссийском съезда лесоводов.

25 февраля 2003 года в Москве в рамках мероприятий Всероссийского съезда лесоводов прошел международный семинар "Институциональные преобразования в управлении лесами в странах с переходной экономикой: проблемы и решения". Его организовали Всемирный банк и Министерство природных ресурсов. Сопредседателями семинара были с российской стороны профессор Анатолий Петров, со стороны Всемирного банка - Джеймс Дуглас.

В работе семинара приняли участие первый заместитель министра природных ресурсов России г-н Рощупкин, заместитель министра природных ресурсов г-жа Осокина, директор Всемирного банка по России г-н Швейцер.

Более 100 человек, участвовавших в семинаре, заслушали доклады специалистов о проблемах управления лесами и реформах лесного сектора в России, Канаде, Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии, Украине, Австрии.

Была проведена групповая презентация "Взгляд заинтересованных сторон - частный сектор и гражданское общество". С российской стороны на ней выступили представители крупнейшей российской лесопромышленной компании "Илим Палп Энтерпрайз" г-н Чуйко, представитель Шведской федерации лесной промышленности Ян Эклунд, от крупнейшей международной природоохранной организации Всемирный фонд дикой природы - г-н Честин, а также А. Григорьев от Международного Социально-экологического союза. В их выступлениях были рассмотрены различные проблемы управления лесным сектором России и предложены меры, направленные на их решение.

По итогам международного семинара, кроме набора рекомендаций, направленных на продвижение институциональных реформ в лесном секторе России, было признано целесообразным продолжить проведение аналогичных встреч в дальнейшем, что будет способствовать совершенствованию управления лесами страны.

Материалы семинара размещены на сайте http://wbln0018.worldbank.org/ECA/ForestryAR/Doclib.nsf/By+Date/91433F9126C2756C85256CCF0079BFE8?

Выступление эксперта Международного социально-экологического союза А.Ю. Григорьева "Проблемы управления лесами России".

Предложенный для рассмотрения на международном семинаре набор моделей управления лесами слишком ограничен для того, чтобы охватывать все разнообразие российских условий. В основу положена европейско-американская схема:

  • государство по возможности оставляет за собой только функции управления и контроля;
  • прочие лесные работы, включая эксплуатацию лесов, осуществляются рыночными структурами и методами. Все это способствует развитию лесного сектора, который становится важным сектором национальной экономики;
  • создается эффективный механизм сохранения лесной природы, что в настоящее время становится необходимым условием присутствия на многих экологически чувствительных рынках. Он включает в себя процедуру разрешения возникающих противоречий.
В странах Восточной Европы наверно реализуются именно такая модель или ее компоненты. Однако для условий России важно знакомство и с другими моделями, элементы которых очевидно присутствуют в нашей стране.

Наибольший интерес для России после пожаров 2002 года представляет индонезийская модель. Она характеризуется регулярными широкомасштабными лесными и торфяными пожарами, от которых задыхаются десятки миллионов граждан не только Индонезии, но и соседних стран. Большая часть лесозаготовок в стране имеет незаконный характер. Федеральные власти Индонезии открыто признают свою неспособность справиться со своеволием региональных властей, а также тотальной коррупцией, делающей правоохранительные органы не только бесполезными в борьбе с незаконными рубками, а часто просто вредоносными.

Очень много напоминающего российские условия мы обнаружим и в бразильской модели. Это бескрайние лесные просторы Амазонии, на которых практически невозможно встретить кого-либо из государственной лесной охраны. Зато в изобилии водятся незаконные лесозаготовители, рубящие красное дерево, а также распространяющиеся по проложенным лесными браконьерами дорогам самовольные безземельные поселенцы. Они довершают уничтожение лесов.

Несомненные аналогии с российской действительностью мы обнаружим и в лесном секторе Папуа-Новой Гвинеи. Коррумпированные высокопоставленные папуасские чиновники яростно выясняют, кто из них главный по лесным вопросам. В оставшееся время они проталкивают интересы связанных с ними лесозаготовительных фирм, в основном малайских и китайских. На этом фоне под бесконечные разговоры о необходимости развития переработки, лесной сектор страны деградирует - Папуа Новая Гвинея продолжает вывозить круглый лес.

В некоторых регионах России дело наверно дошло и до камбоджийской модели. На фоне разговоров с международными донорами о необходимости принятия решительных мер, в стране продолжаются незаконные рубки. Они ведутся фирмами, тесно связанными с высокопоставленными правительственными чиновниками, военными и даже родственниками руководителя этой страны. Попытки независимых наблюдателей осуществлять мониторинг всей этой деятельности, кончаются их изгнанием и обвинениями в нанесении ущерба репутации Камбоджи.

Всемирный банк активно работает во всех этих странах (проекты в Индонезии, Бразилии, Папуа-Новой Гвинее, Камбодже), но пока не спешит поделиться полученным там богатым опытом.

Рекомендации:

  • - мы надеемся, что данный семинар не окажется последним, и имеющийся опыт работы Всемирного банка в этих странах будет рассмотрен на дальнейших встречах подобного рода. Это будет способствовать выработке понимания места происходящих в настоящее время изменений лесного сектора России в глобальных процессах.
Среди широкого спектра современных проблем управления лесами России, наибольшего внимания заслуживают три компонента.

Первое - развал системы управления лесным сектором России.

Последние два года российский лесной сектор переживает уникальный период массового целенаправленного самоуничтожения системы государственного управления лесным хозяйством страны. Последний раз такой развал, наверно, происходил после революции 1917 года.

Мы долгие годы дискутировали и спорили по многим вопросам со старыми управленцами из бывшей Федеральной службы лесного хозяйства (Рослесхоз). Имена Шубина, Гиряевых, Писаренко, Кузьмичева известны всем, кто серьезно соприкасался с лесным хозяйством России. Сейчас в Министерстве природных ресурсов сложно найти ответственных руководящих работников, способных компетентно говорить о проблемах сектора. Сообщения из регионов также говорят о массовом сокращении численности профессиональных руководителей лесного хозяйства. Похоже, их скоро придется заносить в Красную книгу.

В информационном плане Минприроды превратилось в какую-то "черную дыру", как правило, просто не реагирующую на внешние воздействия и необходимость решения неотложных проблем российских лесов (типа лесных пожаров, отсутствия финансирования, незаконных рубок). Зато оно эффективно работает а сфере саморекламы, в чем несомненно достигло значительных результатов.

Отсутствуют сведения о предпринимаемых Минприроды реальных шагах по управлению лесами страны. Отсутствует открытая отчетность о работе сектора, в том числе финансовая. В федеральном бюджете на цели лесного хозяйства вроде бы выделяются довольно значительные средства. Насколько эффективно они используются - налогоплательщикам не сообщается.

Можно не сомневаться, что большая часть этих денег не разворовывается и не разбазаривается, но все-таки хотелось бы знать, куда конкретно они деваются.

Пишутся какие-то очередные программы и проекты, о которых не имеют представления ни представители общественности, которой небезразлична судьба российского леса, ни профессиональные специалисты. Кто и как готовит эти документы - непонятно. Да и что толку в этих программах, если за последнее десятилетие ни одна из них не была выполнена. Отсутствуют даже чисто формальные отчеты о провальных итогах всей этой программной деятельности. Узкий круг правительственных чиновников продолжает сочинять новые документы такого же качества.

Определенные надежды вселяет Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 №98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и Федеральных органов исполнительной власти", содержащее обширный "Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования".

Рекомендации:

  • мы призываем всех принять самое активное участие во вскрытии "черного ящика" сложившейся системы управления лесным сектором России. Продолжение его функционирования в нынешнем виде доведет до большой беды. Не могут четверть лесов всей Земли больше продолжать "управляться" таким образом.

Второе - утрата способности на общегосударственном уровне решать проблемы лесных пожаров.

К сожалению, одним из следствий самоуничтожения дееспособной системы управления лесным сектором страны является утрата способности эффективно решать проблемы лесных пожаров. Летом 2002 года десятки миллионов жителей Европейской части страны ощущали это лично на себе. Задымление от лесных и торфяных пожаров охватило огромную территорию. В массовое сознание внедрялось утверждение, что причиной задымления Москвы являлись пожары в Мещере, за которые должны отвечать областные власти. Однако складывавшаяся в столице неблагоприятная экологическая обстановка была также вызвана очагами горения, расположенными на территории Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской областей.

Общегосударственная система борьбы с этим бедствием показала свою недееспособность. Анализ данных метеонаблюдений показывает, что прекращение наиболее сильной волны задымления в первой половине сентября 2002 года было в первую очередь связано с выпадением дождей. Доказательство влияния предпринимавшихся к тому времени широкомасштабных мер по выводу техники и рабочей силы на работы по тушению огня требует, наверно, каких-то особо тонких методов анализа. Нам их обнаружить пока не удалось.

В открытых источниках отсутствует серьезный официальный анализ причин критической лесопожарной ситуации, сложившейся летом 2002 года, равно как и эффективности принимаемых мер, включая использование финансовых средств.

Если пожары в Европейской части страны благодаря плотной заселенности и наличию относительно независимых средств массовой информации привлекали общественное мнение, то еще более грандиозные лесные пожары лета 2002 года в Якутии прошли практически незамеченными. Сведения об этих катастрофических процессах глобального масштаба удалось обнаружить в Интернет, на сайте, размещенном в германском городе Фрейбурге. В России эти данные практически неизвестны и остались без должного внимания средств массовой информации.

Российские лесные и торфяные пожары, все более выходящие из-под контроля превратились не только в фактор поступления в атмосферу больших количеств парникового углекислого газа, уничтожения биологического разнообразия лесных экосистем. Они оказывают воздействие и на здоровье людей. По нашим оценкам, только в Европейской части страны летом 2002 года в зоне сильного задымления от лесных и торфяных пожаров находилось не менее 30 млн. человек, причем несколько миллионов человек - длительное время.

Рекомендации:

  • мы считаем, что российская общественность и средства массовой информации должны получить возможность свободного и эффективного доступа к результатам мониторинга лесных пожаров по данным космического зондирования;
  • должны быть приняты меры по улучшению освещения проблемы российских лесных и торфяных пожаров в мировых средствах массовой информации;
  • назрела необходимость проведения на высоком правительственном уровне обсуждения глобальных проблем лесных пожаров, с рассмотрением их возможных взаимосвязей с процессом глобального изменения климата. В настоящее время критическая важность этой проблемы помимо России очевидна и для таких крупных лесных держав, как США, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия.

Третье - потеря государственного контроля в лесном секторе, незаконные рубки.

В последнее время появляются довольно противоречивые оценки объемов незаконных рубок в российских лесах. По официальным данным они, вроде бы, не превышают 1-2% от общего объема лесозаготовок. По данным неправительственных природоохранных организаций, в некоторых районах объем незаконных рубок сравним с объемом официально учитываемых лесозаготовок. Поступающие к нам сведения из различных источников говорят о том, что в ряде регионов государственный контроль над лесозаготовительной деятельностью практически отсутствует. В некоторых случаях в незаконных лесозаготовках активно участвуют не только нарушители, но и местные власти, и правоохранительные органы. Особенно тяжелая ситуация складывается на Северном Кавказе, а также Дальнем Востоке, особенно в зоне влияния экспорта в Китай.

Помимо обычных, откровенно криминальных незаконных рубок, следует учитывать игнорирование требований закона со стороны государственных властей. Примером может служить систематическое отсутствие экологической экспертизы планов ведения лесного хозяйства. Федеральная служба лесного хозяйства, к моменту ее ликвидации в 2001 году, признала необходимость этой процедуры, и начала предпринимать определенные меры по восстановлению законности. После передачи остатков Рослесхоза в систему Минприроды признаки продолжения какой-либо деятельности в этом направлении исчезли.

В настоящее время, требования о независимости экологической экспертизы планов ведения лесного хозяйства не может быть выполнено в принципе. Входящая в Минприроды система лесхозов в настоящее время является крупнейшим лесозаготовителем. Это ведомство разрабатывается для себя планы ведения лесного хозяйства и лесопользования, теоретически должно проводить "независимую" экологическую экспертизу всей этой деятельности, далее организует и проводит лесозаготовки, после чего осуществляет за всем эти государственный контроль.

Подобная степень ведомственной бесконтрольности не достигнута даже в Камбодже, где под давлением международных доноров местные чиновники были вынуждены в принципе согласиться с необходимостью наличия независимой системы контроля над происходящим в лесном секторе.

То, что систематически и повсеместно сам орган государственной власти игнорирует закон, не может служить оправданием практики подобного рода.

Рекомендации:

  • потребители экспортируемой продукции российского лесного сектора, финансовые доноры, международные структуры должны более ясно выражать свою обеспокоенность широким развитием незаконных рубок в российских лесах и настаивать на принятии эффективных мер. Опыт Индонезии, Бразилии, Камбоджи и Папуа-Новой Гвинеи показывает, что при отсутствии политической воли внутри страны, подобного рода требования являются одним из немногих средств, которыми располагает международное сообщество для решения глобальной проблемы незаконных рубок леса;
  • на основе данных космического зондирования должна быть создана открытая международная система мониторинга рубки леса в регионах наиболее широкого распространения незаконных лесозаготовок. Это прежде всего Северо-запад Европейской части страны (поставки в страны Евросоюза), Северный Кавказ (поставки в Турцию и страны Средиземноморья), юг Восточной Сибири и Дальнего Востока (поставки в Китай);
  • для некоторых особо ценных пород, контроль над вырубкой которых, похоже, утерян окончательно, необходимо введение запрета на их экспорт или введение строгих систем взаимного международного контроля (например в рамках СИТЕС). В первую очередь это относится к ясеню на Дальнем Востоке и каштану на Северном Кавказе.

к оглавлению

Канада.
Бабушка-эколог освобождена из тюрьмы без залога.

Ветеран канадского природоохранного движения (ей 73 года) Бетти Кравчук (Betty Krawczyk) выпущена на свободу. Бетти была арестована за участие в публичной акции протеста против решения перевести 45 млн. га национальных лесов Канады в разряд лесопромышленных. Она находилась под арестом 12 суток, поскольку отказывалась подписать стандартные официальные документы, необходимые для освобождения под залог. Бетти Кравчук считает, что это может рассматриваться как косвенное признание ее вины. А виноватой себя она не считает и настаивает на том, что, если правительство страны не работает в интересах всего общества, граждане имеют право выражать свой протест.

Судья, принявшая в итоге решение выпустить до суда Бетти Кравчук на свободу, мотивировала свое решение тем, что Бетти несомненно явится на суд. Несколько лет назад Бетти Кравчук уже получала год тюремного заключения за блокирование движения лесовозов.

Источник: CBC 26.01.2003.
к оглавлению

Канада-США.
Лесная торговая война продолжается.

Введенные США весной 2002 года 27-процентные антидемпинговые пошлины на поставки канадских пиломатериалов, несмотря на впечатляющий финансовый результат (а их собрано уже на 1 млрд. долларов), пока не привели к ожидаемым последствиям.

Основанием для введения пошлин стали жалобы американских производителей пиломатериалов на то, что Канада субсидирует свою лесную промышленность при помощи искусственно заниженной попенной платы. По мнению американских компаний, частично благодаря этому экспортные поставки канадских пиломатериалов из США достигли объема 6 млрд. долларов в год, заняв значительную долю американского рынка.

Вопреки ожиданиям, объем импорта канадских пиломатериалов в США пока существенно не снизился, а цены продолжают оставаться невысокими. Собранные в виде пошлин средства заморожены до завершения рассмотрения этого конфликта в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Канада настаивает на том, что это решение США противоречит принципам свободной торговли, и собранные американцами пошлины должны быть возвращены.

Тем не менее, длящаяся почти год лесная торговая война между США и Канадой уже создала серьезные проблемы для канадских лесопромышленных компаний. В жесткой борьбе за повышение эффективности производства ряд предприятий был закрыт, что привело к потере 15 тысяч рабочих мест. В качестве временного решения канадская сторона предлагает заменить антидемпинговые американские пошлины на канадские экспортные. Это предложение, похоже, начинает находить поддержку и у американцев.

Одновременно с этим США продолжают настаивать на проведении кардинальных реформ в системе определения уровня платежей за заготовку леса в государственных лесах Канады. Американцы считают, что попенная плата должна не определяться в административном порядке властями провинций, а устанавливаться рыночными методами на аукционах. Кроме того, необходимо пересмотреть ряд административных условий использования канадских государственных лесов. Сюда входит требование поддержания постоянного объема лесозаготовок независимо от конъюнктуры на рынке, что ведет к его периодическому затовариванию дешевым сырьем.

Конфликт еще более обострился после того, как американские производители пиломатериалов обвинили власти канадской провинции Британская Колумбия в действиях, направленных на компенсацию потерь канадских лесопромышленников от американских антидемпинговых пошлин. По официально опубликованным данным, размеры попенной платы за последний год в Британской Колумбии снизились с 21 доллара за кубометр до 14 долларов за кубометр.

Однако представители правительства провинции, признав факт снижения попенной платы, не соглашаются с этими обвинениями. По их версии, снижение было связано с изменением цен на рынке. Этот механизм регулирования попенной платы действует уже 15 лет, он известен американцам и до сих пор не вызывал критики с их стороны.

Отвергая звучащие уже внутри самой Канады обвинения в отказе от суверенитета, правительства провинций готовы внимательно рассмотреть предложения американской стороны о необходимости реформирования лесного сектора страны.

Источники: Globe and Mail 24.02.2003, Vancouver Sun 26.02.2003, CBC 25.02.2003, Reuters-Yahoo.com 24.02.2003.
к оглавлению

США.
Судебный иск против лесозаготовителей на 75 млн. долларов за экологические нарушения.

Юрист графства Гумбольд (Humboldt) в штате Калифорния возбудил иск против лесопромышленной компании Пэсифик Ламбер (Pacific Lumber) за предоставление искаженных данных на экологическую экспертизу. В результате неверной оценки возможных экологических последствий рубок на крутых склонах лесозаготовки привели к оползням, эрозии земель, заносу русел рек, наводнениям.

Согласно планам ведения лесного хозяйства и лесозаготовок на принадлежащих Пэсифик Ламбер более 80 тысяч га лесов, вырубке на эрозионно опасных склонах подлежало 100 тысяч деревьев. Значительная часть из них - это гигантские секвойи и секвойядендроны. 30 тысяч деревьев уже вырублено. Графство требует штрафных санкций в размере 2500 долларов за каждое вырубленное дерево, т.е. общая сумма штрафа может достигнуть 75 млн. долларов.

Представитель компании отверг обвинения, считая, что они основываются на устаревших и искаженных оценках, которые использовал для подачи иска недавно избранный на эту должность юрист. После многих лет скандалов в связи с проводимыми ей лесозаготовками, Пэсифик Ламбер стала уделять большое внимание соблюдению экологических требований. Иск со стороны графства может нанести существенный ущерб работе компании, что приведет к снижению поступления налогов и потере рабочих мест.

Представители природоохранных организаций также признают, что этот иск был для них несколько неожиданным. После победы на выборах новый юрист графства провел встречу с представителями неправительственных организаций, на которой обсуждались наиболее острые проблемы, связанные с соблюдением законности. Ознакомившись с ситуацией вокруг лесозаготовок Пэсифик Ламбер, он пришел к выводу, что дело дозрело до рассмотрения в суде, причем не за экологические нарушения, а по статьям, связанным с предоставлением властям искаженных данных относительно возможных экологических последствий. Задачей иска является не нанесение ущерба бизнесу Пэсифик Ламбер, а соблюдение требований закона.

Источники: Reuters-Forbes 25.02.2003, Los Angeles Times 26.02.2003, San Francisco Chronicle 26.02.2003, AP-ENN 27.02.2003.
к оглавлению

США.
Суд против Лесной службы США за скрытое субсидирование выпаса скота.

Восемь природоохранных организаций подали иск против Лесной службы США. Они требуют завершить работы по внесенному еще в 1994 году предложению о повышении платы за выпас скота на государственных землях. Иск затрагивает территорию 38 млн. га в 16 штатах на западе США. Особое значение эта проблема имеет для Калифорнии, где 8 млн. га, или 20% всей территории штата контролируется федеральной Лесной службой.

Выпас скота на лесных землях ведет к эрозии и уплотнению почв, загрязнению рек. Он также связан и с существенными потерями для государственного бюджета. В настоящее время стоимость разрешения на выпас в лесах США одной коровы равна 1,35 доллара в месяц, что сравнимо со стоимостью на тот же период корма для домашнего хомячка.

В результате столь низких расценок государство помимо экологических потерь ежегодно не получает как минимум 100 млн. долларов. При этом более 23 тысяч скотоводов западных штатов, которые используют для выпаса государственные земли, обеспечивают лишь 3% национального производства говядины. В основном она производится на востоке страны, где больше осадков, и пастбища более богаты.

В 1994 году было внесено предложение в три раза поднять плату за использование государственных, в том числе лесных, земель для выпаса скота. Однако под давление мощного ковбойского лобби принятие решения по этому вопросу было отложено.

Природоохранные организации, подавшие иск, настаивают на том, чтобы государство прекратило осуществлять фактически скрытое субсидирование деятельности, которая ведет к нанесению экологического ущерба.

Источник: Mercury News 27.02.2003.
к оглавлению

США-Перу.
Протест против строительства газопровода через джунгли.

Группа из 6 американских природоохранных организаций обратилась к руководству Межамериканского банка развития с письмом, содержащим просьбу не выделять кредит в 75 млн. долларов для строительства газопровода Camisea, который должен связать расположенные в джунглях Амазонии месторождения газа с экспортными терминалами на побережье Тихого океана.

На прошлой неделе министр финансов Перу посетил Вашингтон в поисках средств для реализации этого проекта стоимостью в 1,35 млрд. долларов. По его мнению, это необходимо для развития энергетики, создания новых рабочих мест и выплаты внешнего долга, достигшего 20 млрд. долларов.

Природоохранные организации указывают, что при реализации предлагаемого проекта серьезно пострадают уникальные по своей сохранности богатейшие тропические лесные экосистемы района Урубамба, а также проживающие там индейцы.

Осенью 2002 года в этом регионе внезапно заболели и умерли 15 индейских детей. Это совпало со временем контакта их племени со строителями трубопровода, которые привезли подарки. Живущие длительное время в изоляции в лесу индейцы не имеют иммунитета против многих болезней. Поэтому для них контакт с внешним миром чреват вымиранием от инфекций, безвредных для большей части населения Земли.

Источники: AP-Yahoo.com 25.02.2003, ENN 27.02.2003.
к оглавлению

Бразилия.
Создание резервации для индейских племен сопровождается жертвами.

Борьба за создание индейской резервации Raposa/Serra do Sol унесла еще одну жертву - индейца. Всего в период между 1981 и 1999 гг. в регионе было убито 20 индейцев, зарегистрирована 21 попытка убийства, 71 случай похищения людей, уничтожено 80 домов.

Процесс определения границ резервации начался 25 лет назад, еще в 1978 году, но никак не закончится. Предполагаемая площадь резервации, на которой должны проживать 15 тысяч индейцев, должна составить около 1,7 млн. га.

Одним из наиболее активных противников ее создания является действующий губернатор провинции Рорайма (Rorayma) Фламарион Портела (Flamarion Portela). Он считает, что индейцы не вносят достаточного вклада в экономическое развитие провинции. Создание новой резервации нанесет ущерб интересам скотоводов и приведет к росту напряженности. Кроме того, существуют серьезные противоречия и внутри самих индейских племен.

Однако представители индейцев считают, что они способны управлять землями своего традиционного проживания и конструктивно участвовать с развитии региона. Они обращаются к президенту страну Лулу да Силва с требованием принять меры к завершению работ по созданию резервации Raposa/Serra do Sol. Избранный осенью 2002 года Президент Бразилии Лулу да Силва уже ратифицировал создание 6 индейских резерваций. Однако 5 других, расположенных с провинции Рорайма, еще ждут официального утверждения.

Источник: Carta Maior - Amigos da Terra 25.02.2002.
к оглавлению

Кения.
Поджог - ответ на меры по наведению порядка в лесах страны.

К сожалению, ответная реакция на решительные меры властей по наведению порядка в лесах Кении не заставила долго ждать. В лесном массиве Маунт Кения (Mount Kenya) совершен широкомасштабный поджог леса. Огонь распространился на 4000 га. Лесная охрана не в состоянии остановить распространение пожара, начавшегося одновременно в нескольких местах.

У кенийских лесников лесопожарная техника отсутствует. Попытка привлечь помощь со стороны военных также не увенчалась успехом - их пожарная машина сломалась.

Огонь на горных склонах достиг таких размеров и силы, что уже не может быть остановлен вручную. Для этого необходимы летающие танкеры, которых нет. Руководство Кении обратилось на помощью к международному сообществу.

Лесной горный массив Маунт Кения является местом обитания более 800 редких видов растений. В нем живет 2000 диких лесных слонов и большое количество других животных. Эта территория является критически важной частью водосбора рек.

Проведенная при содействии ООН аэросъемка показала, что, несмотря на статус национального парка и многократные заявления правившего в то время правительства под руководством Арапа Мои, леса Маунт Кении подвергаются активным незаконным рубкам. На вырубках создавались мощные плантации марихуаны.

После смены правительства новые власти заявили, что наведут порядок в лесах страны. Они начали кампанию увольнения коррумпированных лесных чиновников, а также пресечения незаконной деятельности в лесу. С этой целью было объявлено, что шесть лесных массивов в регионе Маунт Кения закрываются для посещения на пять лет. Новый министр окружающей среды г-н Кулунду лично принял участие в массовом сожжении конфискованной марихуаны. Он потребовал принять меры по уничтожению ее посевов и созданию на их месте посадок леса.

Через некоторое время одновременно в нескольких местах лесного массива Маунт Кения вспыхнули лесные пожары. Власти страны заявили, что это их не остановит, а поджигатели, если их поймают, ответят по всей строгости закона.

Источники: East African Standard 25.02.2002, 27.02.2002, ENS 28.02.2003.
к оглавлению

Индия.
Экологические коридоры для миграции слонов.

В штате Западная Бенгалия планируется создание 150-километрового экологического коридора, по которому дикие слоны смогут передвигаться между отдельными сохранившимися лесными массивами.

Миграции диких слонов в последнее время все чаще приводят к трагическим последствиям. На прошлой неделе один из них убил 5 человек, и в настоящее время власти организуют отстрел этого слона-убийцы.

В среднем за год слоны убивают около 20 человек. Кроме того, они вытаптывают поля и разрушают дома. Местные жители, чтобы отпугнуть слонов, используют петарды, жгут огни и бьют в барабаны, но в последнее время это помогает все меньше и меньше. Освоение и заселение лесов все чаще приводит к трагическим столкновениям.

Власти штата считают, что стратегическим решением этой проблемы должно быть создание сети лесных массивов - убежищ, где несколько сотен сохранившихся диких слонов могли бы жить, не сталкиваясь с человеком. Эти леса должны быть связаны экологическими коридорами, по которым животные могли бы перемещаться во время своих миграций.

Источник: Newindpress 23.02.2003.
к оглавлению

Индия.
Реальные причины кровавых столкновений из-за слоновьего заказника.

В предыдущем выпуске мы сообщали о жутких столкновениях между местными жителями и лесной охраной, произошедших во время выселения незаконных поселенцев с территории слоновьего заказника в штате Керала. По неофициальным источникам при этом погибло около 15 человек. Полиция признала гибель только 2 человек - одного полицейского и одного местного жителя.

Новые сообщения позволяют более ясно представить всю сложность этих событий. Местное коренное население, традиционно проживавшее в лесах южного индийского штата Керала, находилось в угнетенном положении по отношению к переселенцам из центральной части страны, и, особенно, богатым землевладельцам. По мере освоения лесов штата под сельскохозяйственные земли, местные жители, численность которых оценивается в 320 тысяч человек, фактически превращались в рабов. Чтобы выжить, они были вынуждены работать на полях и плантациях.

Правительство штата Керала обещало выделить землю 53 тысячам безземельных семей местных коренных жителей. Кроме того, было обещано создание национальных территорий. Однако обещания остались невыполненными.

В итоге более 1000 семей бедняков самовольно поселились на территории лесного заказника, созданного для сохранения диких слонов. Эти люди считают, что они также как и слоны, имеют право на существование. Власти штата, продолжая подтверждать свои обещания все-таки выделить землю, потребовали прекратить самозахват.

В итоге произошли вооруженные столкновения, приведшие к жертвам. В настоящее время арестовано 180 человек, а ряд местных деревень находится на грани восстания.

Ситуация обостряется оппозицией, которую возглавляет марксистская партия. Она требует расследования обстоятельств столкновения местных жителей и полиции, а также отставки правительства, и уже организовала голодовку протеста в здании парламента штата.

Премьер-министр Кералы Энтони (Antony) заявил, что действия полиции были правомерны, и власти не потерпят повстанческих операций на территории штата. А оппозиции лучше вспомнить, о том, как находясь у власти, она сама обещала людям выделить землю, но ничего не сделала для этого.

Источники: Asia Times - IPS 25.02.2003, Sun Network 25.02.2003, 26.02.2003, 27.02.2003.
к оглавлению

Малайзия.
Пальмовое масло - зло или благо?

Малайзия является крупнейшим в мире производителем пальмового масла. Это самое используемое пищевое масло в мире. Кроме того, его активно используют также в парфюмерии (производство мыла) и других отраслях промышленности. Пальмовое масло приносит Малайзии ежегодно 4,5 млрд. долларов США в год и обеспечивает 5% объема ее экспорта.

В настоящее время плантации для производства пальмового масла занимают площадь 3.5 млн. га, что составляет 10% всей площади Малайзии. Их начали формировать в 1950-е годы, постепенно замещая созданные во времена британского колониального управления плантации каучукового дерева.

В последние годы в экономически развитых странах, являющихся важным потребителями пальмового масла, растет обеспокоенность экологическими последствиями производства пальмового масла. Плантации часто создаются на месте уникальных по своему богатству тропических лесов. Их расчистка кроме уничтожения биологического разнообразия этих экосистем, ведет к катастрофическими лесными пожарами. При освоении земель игнорируются права традиционно проживающего в этих лесах населения.

Представители Малайской ассоциации пальмового масла считают, что подобного рода обвинения есть происки конкурентов, прежде всего - производителей соевого масла.

В настоящее время в континентальной части страны новых земель для создания плантаций не осталось. Их расширение на 700 тысяч га планируется на принадлежащей Малайзии части Борнео. В находящейся там малайской провинции Саравак 10% всей территории уже имеют режим строгой охраны природы, 50% отведены для лесного хозяйства, а освоение может вестись только на оставшихся 40%.

Что касается пожаров, в последние годы вызывающих регулярное многомесячное сильное задымление острова Борнео, отчего страдает здоровье миллионов людей, то они первую очередь связаны с проблемами на территории соседней Индонезии. Там тоже решили создавать плантации пальмы для производства пальмового масла. Расчистка лесных земель для этих целей действительно привела к катастрофическим лесным и торфяным пожарам.

Пальмовое масла важно для обеспечения занятости местных сельских жителей. Кроме того, производимое в тропиках, пальмовое масло в расчете на единицу продукции требует гораздо меньше земель по сравнению с ближайшими конкурентами - соевым и подсолнечным маслом.

Источник: Reuters 27.02.2003.
к оглавлению

Малайзия.
Техника безопасности при расчистке ложа водохранилища.

В расположенной на острове Борнео провинции Саравак в очередной раз активизировались работы по очистке ложа водохранилища Бакун (Bakun). Первый раз они останавливались в период экономического спада в 1985 г. После этого в 1993 году силами частных компаний было вырублено 170 тысяч га леса, однако в 1997 года эти работы опять остановились из-за очередного экономического кризиса.

В 2001 году власти Малайзии решили опять продолжить строительство гидроэлектростанции. Согласно данным экологической экспертизы, из ложа водохранилища предстоит удалить еще около 50 млн. кубометров леса.

Особое беспокойство вызывают проблемы соблюдения техники безопасности. Ведущая к плотине трасса давно уже превратилась в оживленную дорогу общего пользования. Есть серьезные опасения, что начало движения по ней лесовозов приведет к большому числу аварий и жертв. Власти ожидают и печальных последствий использования лесовозов как средства для одновременной перевозки людей.

Все это может свести на нет результаты целенаправленной работы по снижению травматизма в лесном секторе, благодаря которым удалось снизить число смертельных случаев с 7-8 на 30 млн. кубометров заготавливаемого леса в 1980-х годах до 4-5 в настоящее время.

Источник: Borneo Bulletin 26.02.2003.
к оглавлению

Австралия.
Скандал вокруг "противопожарной" вырубки.

Австралийский штат Виктория пострадал от наиболее сильных за последние 60 лет лесных пожаров. Огнем было пройдено более 1,1 млн. га. Пострадал парк Сноуви Ривер (Snowy River). Однако ущерб природе парка нанесен не только пожарами, но и противопожарными мероприятиями.

По утверждению природоохранной организации Environment East Gippsland, при создании противопожарного разрыва вдоль границы парка было незаконно вырублено 300 га леса.

В настоящее время власти ведут расследование этого дела. Противопожарный барьер, похоже, превратился просто в обычную полосу, пройденную лесозаготовками. Вырубленный там лес тут же вывозили на переработку. В национальных парках это запрещено законом. Власти в настоящее время принимают меры, чтобы вывезенная в процессе "лесопожарных" вырубок древесина была учтена и оплачена.

Источник: Herald Sun 24.02.2003.
к оглавлению


Над выпуском работали: Архив публикаций находится на info.forest.ru
При использовании материалов просим ссылаться на обозрение.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное