Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лесное обозрение

  Все выпуски  

11 сообщений из России, США, Бразилии, Кении, Мозамбика, Конго,


Информационный Канал Subscribe.Ru

N 7
10–16 февраля 2003 г.


Россия.
Эх, почитаем…

Председатель правительства РФ Михаил Касьянов 12 февраля 2003 года подписал документ, последствия которого могут быть непредсказуемыми. Название его длинно и замысловато - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N98 г. Москва "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". В него входит подробный "Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования".

Можно не сомневаться, что чиновники сделают все, чтобы качество выдаваемой ими информации было пригодно для использования только в местах общего пользования, а не в аналогичных информационных системах, но замысел Правительства великолепен.

Теперь ведомства обязаны своевременно и регулярно размещать информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет, а также систематически информировать граждан и организации о своей деятельности другими способами, предусмотренными законодательством РФ.

В списке - 53 позиции. Часть из них должна просто мощными прожекторами высветить внутренности Минприроды, которое в последнее время превратилось в какую-то лесную информационную черную дыру, периодически взрывающуюся славословиями в адрес своего руководства. Теперь, теоретически, МПР придется еще и рассказать о том, что реально происходит в российских лесах (по крайней мере, об отражении происходящего официальной государственной статистикой), что делают, либо делают вид, что пытаются делать власти:

"II. Сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти.

  • 22. Акты /постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения и др./ федерального органа исполнительной власти, в том числе: о внесении изменений и дополнений в акты федерального органа исполнительной власти; о признании утратившими силу актов федерального органа исполнительной власти.
  • 24. Сведения о государственной регистрации Минюстом РФ нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в случаях, установленных законодательством РФ.
  • 25. Порядок деятельности федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему организаций по обеспечению реализации определенных законодательством РФ прав, свобод и законных интересов граждан.
  • 26. Сведения о реализации федеральных целевых программ, заказчиком или исполнителем которых является федеральный орган исполнительной власти.
  • 27. Сведения об официальных визитах и рабочих поездках руководителей и официальных делегаций федерального органа исполнительной власти.
  • 28. Сведения об официальных мероприятиях, организуемых федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (заседания, встречи, брифинги, семинары, "круглые столы" и др.).
  • 29. Тексты официальных выступлений и заявлений руководителя и заместителей руководителя федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов.
  • 30. Перечни и существенные условия договоров гражданско-правового характера, заключенных федеральным органом исполнительной власти с организациями.
  • 31. Сведения о международных договорах и соглашениях, в реализации которых принимает участие федеральный орган исполнительной власти.
  • 32. Сведения о проектах федеральных законов, федеральных целевых программ и концепций, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти.
  • 33. Аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности федерального органа исполнительной власти.
  • 34. Сведения о взаимодействии федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему организаций с иными органами государственной власти РФ, общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и другими организациями, в том числе международными.
  • 35. Обзоры обращений граждан и организаций в федеральный орган исполнительной власти, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и о принятых мерах.
  • 36. Сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию в отрасли, входящей в сферу ведения федерального органа исполнительной власти, и динамику ее развития.
  • 37. Прогнозы, подготовленные федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему организациями в соответствии с их компетенцией.
  • 38. Официальная статистическая информация, собранная и обработанная федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
  • 39. Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями, в том числе:
    • условия их проведения;
    • порядок участия в них физических и юридических лиц;
    • составы конкурсных комиссий, создаваемых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;
    • протоколы заседаний конкурсных комиссий;
    • порядок обжалования решений, принятых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями.
  • 40. Формы заявлений, принимаемых федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами к рассмотрению в соответствии с законодательством РФ, в том числе с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти.
  • 41. Перечни информационных систем общего пользования и банков данных, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему учреждений, а также перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям.
  • 42. Сведения об исполнении федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти.
  • 43. Сведения о направлениях расходования средств иностранной технической помощи, предоставляемой по проектам, осуществляемым с участием федерального органа исполнительной власти.
  • 44. Сведения о результатах проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями в пределах их компетенции, а также проверок, проведенных в этих органах и организациях.
  • 45. Сведения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иные сведения, подлежащие доведению федеральным органом исполнительной власти до граждан и организаций в соответствии с федеральными законами.
  • 47. Сведения о руководителях федерального органа исполнительной власти, его структурных подразделений, зарубежных представительств, территориальных органов и подведомственных ему организаций (фамилии, имена, отчества и по согласованию с указанными лицами - биографические данные).
  • 48. Структура федерального органа исполнительной власти, сведения о задачах и функциях его структурных подразделений, телефоны справочной службы и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты и др.) федерального органа исполнительной власти, его структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных ему организаций.
  • 49. Сведения об организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти (перечень организаций, их почтовые и юридические адреса, телефоны, сведения о создании, реорганизации и ликвидации, основные показатели деятельности).
  • 50. Телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты и др.) подразделений по работе с обращениями граждан федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, сведения о порядке работы этих подразделений.
Нормативные правовые акты, предусмотренные перечнем, размещаются в информационных системах общего пользования с указанием сведений об их официальном опубликовании"
.

Постановление № 98 вступает в силу через 3 месяца после его официального опубликования, которые произошло 15 февраля 2003 года на страницах "Российской газеты". Соответственно, ярким весенним днем 15 мая 2003 года, деятельность российских ведомств заблистает в лучах открытости и гласности.

Видимо предчувствуя, очередное "хотели как лучше - получилось как всегда", правительство собирается быть настойчивым. А потому к 1 ноября 2003 года оно хочет получить доклад о ходе реализации Постановления. Интересно, что этот доклад, в соответствии с Постановлением, также должен быть размещен в информационных системах общего пользования. Увлекательнейшее будет чтение. 14.02.2003
к оглавлению

США.
Лесов много, но они мелкие.

Анализ детальных карт лесов 48 штатов США (за исключением Аляски), подготовленных на основе космических снимков, показал, что они сильно фрагментированы. Из центров центре 62% всех лесных территорий можно выйти на дорогу всего лишь через 150 метров. И лишь в 1% лесных земель придется идти до края леса более 1200 м. Больше половины нарушений крупных лесных массивов связано с небольшими (менее 7 га по площади) участками других типов землепользования.

Сохранившиеся крупные нефрагментированные малонарушенные лесные массивы на территории 48 штатов США находятся в собственности государства. В основном они сохранились потому что были непригодны под застройку или сельское хозяйство. Леса же на плодородных землях, вдоль рек, были сведены и вырублены практически полностью.

Некоторые виды обитателей лесов адаптировались в условиям обитания в нарушенных, фрагментированных массивах. Однако, небольшие по линейным размерам участки леса очень легко заселяются чуждыми коренным экосистемам видами (например, сорняками или луговыми растениями, одичавшими собаками и т.п. - прим. ред.). Многие типично лесные виды не выдерживают такого соседства. Для них наличие крупных участков малонарушенных, нефрагментированных лесов является условием выживания.

Источник: USDA Forest Service - Science Daily 11.02.2003.
к оглавлению

США.
Козлов планируют привлечь к уходу за капустой.

В Конгрессе США на фоне надвигающейся войны с Ираком идут последние согласования изрядно задержавшегося проекта бюджета на 2003 год. В последний момент в нем неожиданно появляются весьма экзотические предложения. Одно из них, связанное с президентской инициативой по повышению устойчивости лесов к катастрофическим пожарам лесов при помощи рубок ухода, выглядит особо скандально.

В условиях дефицита бюджета почти в 400 млрд. долларов США, Лесной службе предлагается предоставить неограниченное право заключать "контракты о взаимопомощи" (stewardship contracts) с целью проведения санитарных рубок и рубок ухода. В их рамках в обмен на проведение прочисток и уборки захламленности, компаниям и даже некоммерческим организациям будет предоставляться право рубить и крупные, здоровые деревья, для компенсации затрат на "уходу за лесом".

Как пошутил работавший ранее лоббистом лесной промышленности, а ныне курирующий лесное хозяйство США заместитель секретаря по сельскому хозяйству Марк Рей (Mark Rey), даже "Общество дикой природы" теперь сможет поучаствовать в конкурсе на заключение такого контракта, и все посмотрят, способно ли оно на что-либо полезное.

Природоохранные организации обращают внимание на колоссальный коррупционный потенциал такого вида контрактов, а также призывают Федеральную службу США утихомириться в своем лесорубном порыве. За всю свою 97-летнюю историю Лесная служба лишь три раза имела прибыль от продажи леса и национальных лесов США (в 1955, 1956 и 1969 гг.). Все остальное время она щедро тратила деньги налогоплательщиков на строительство необходимых для лесозаготовок лесных дорог, бюрократические процедуры, посадку леса на вырубленных территориях и тому подобные занятия. Только в 1980-е годы они обошлись в 6 млрд. долларов бюджетных средств.

В настоящее время 96% потребностей страны в лесной продукции обеспечивают частные компании и частные же леса. Жгучее желание лесных и государственных чиновников порубить что-нибудь в противопожарных целях должно быть ограничено теми относительно небольшими территориями, где лесные пожары представляют реальную опасность для построек, населения, путей сообщения.

Источники: Seattle Times 13.02.2003, San Francsico Cronicle 13.02.2003, Birmingham News 14.02.2003.
к оглавлению

Бразилия.
Продлен запрет на рубку красного дерева

Президент страны Лула да Сильва подписал указ, продляющий еще на 150 дней запрет на рубку красного дерева. Широкомасштабные хищнические заготовки и экспорт этой породы привели к тому, что осенью 2002 года участники Конвенции по международной торговле редкими и исчезающими видами (CITES) приняли решение включить бразильское красное дерево в список видов, торговля которыми нуждается в более строгом международном контроле. Это решение было принято, несмотря на противодействие Бразилии, Перу и Боливии, на территории которых находятся его основные запасы.

В Бразилии заготовки красного дерева являются одной из основ лесозаготовительной промышленности, которая обеспечивает 15% всех доходов Амазонии и полмиллиона рабочих мест в этом бедном регионе. По официальным оценкам, в период 1971-2001 гг. доходы от заготовки бразильского красного дерева составили 3,9 млрд. долларов США.

В настоящее время отсутствуют четкие представления о том, какими должны быть рубки бразильского дерева, чтобы соответствовать международно признанным требованиям устойчивого лесного хозяйства.

Имеются и серьезные юридические проблемы. Формально, рубить бразильское красное дерево могут только компании, имеющие согласованные с государственными органами планы ведения хозяйства, принятые еще до введения запретов на рубку этой породы. Первые официальные запреты были введены еще в 1996 году, но на практике не выполнялись. В итоге в настоящее время компаний, которые могли бы на законных основаниях рубить красное дерево, в Бразилии нет. Международное сообщество, и, прежде всего покупатели бразильского красного дерева дали ясно понять, что больше не будут терпеть широкомасштабное, происходившее при молчаливом непротивлении бразильских государственных органов, нарушение закона. Кроме того, в Бразилии в результате прошедших в 2002 году выборов поменялась власть. Новому руководству страны предстоит каким-то образом решать и эту юридическую проблему.

Источник: ENN 14.02.2003.
к оглавлению

Кения.
Предлагается запретить вход в лес.

Пришедшее к власти новое руководство Кении в очередной раз продемонстрировало, что собирается всерьез решать проблему незаконного лесопользования. Анализ сложившейся ситуации показал, что лесная охрана физически не способна противостоять не только активному незаконному захвату лесных земель, в котором широко участвовали и коррумпированные работники лесного ведомства, но и просто контролировать лесные территории.

Помощник нового министра окружающей среды и природных ресурсов, выдающаяся кенийская природоохранная активистка Вангари Матаи заявила, что сейчас рассматривается предложение о введении запрета на посещение лесов страны. Он направлен на пресечение деятельности незаконных порубщиков, производителей древесного угля, а также производителей наркотиков.

Источник: East African Standard 11.02.2003.
к оглавлению

Мозамбик.
Автомагистраль для туристов угрожает национальному парку.

Не успели отгреметь торжественные речи, по поводу создания крупнейшего в Африке международного природного парка Лимпомпо, который расположен на территории Южноафриканской республики, Мозамбика и Зимбабве, как тут же появились планы его "развития". По мнению президента Мозамбика, новому национальному парку прежде всего нужна новая автомагистраль. Она не только облегчит доступ многочисленным туристам к красотам дикой природы Мозамбика, но и улучшит транспортное сообщение с Южно-Африканской республикой.

Предложение провести эту дорогу через южноафриканский национальный парк Крюгер уже вызвало яростную реакцию природоохранной общественности, которая заявила, что это будет вопиющим нарушением законов страны. Правда у политических обозревателей нет уверенности, что южноафриканский закон устоит перед интересами туристического и прочего бизнеса.

В Мозамбике отношение к автодорожным идеям Президента и закону видимо несколько иное. Там пытаются указать на печальный опыт соседнего Свазиленда. Проведенная через крупнейший Королевский парк дикой природы Hlane автомагистраль сразу же обросла плантациями сахарного тростника. Гоняющие по полям грузовики проникают в самые неожиданные уголки парка. Сотни диких животных ежегодно гибнут пытаясь пересечь дорогу.

Источник: IPS 14.02.2003.
к оглавлению

Республика Конго.
У пигмеев большие проблемы.

По мере восстановления экономики республики Конго после серии гражданских войн, в леса страны возвращаются лесопромышленники. Их деятельность ставит сложную проблему перед живущими в лесах пигмеями, которых рубка леса лишает их традиционной среды обитания. Эти малорослые (ростом менее 150 см) племена традиционно скрывались в тропических лесах от более мощных племен банту. Пигмеи составляют 5-10% всего 2,9 млн. населения республики Конго.

В настоящее время большая часть лесов на севере страны, где обстановка более спокойная, уже поделена на лесные концессии. Лесная промышленность обеспечивает 7% доходов страны, занимая второе место после добычи нефти, и ее доля постоянно растет.

Некоторые компании делают попытки предоставить пигмеям рабочие места. Одна из них - швейцарско-германская CIB. Пигмеи составляют 10% от 1600 работников этой компании. CIB построила в местной деревне школу, в которой обучается 1100 детей. Правда, представитель компании признал, что только двое из них - из пигмеев. В июле 2001 года компания также создала охраняемую природную территорию площадью более 25 тысяч га.

Источник: Guardian 15.02.2003.
к оглавлению

Непал.
Партизаны выгнали лесников из леса.

Несмотря на плачевное состояние дел с охраной непальских лесов, правительство в очередной раз уменьшило бюджет Министерства населения и окружающей среды на 14%.

Активная деятельность маоистских повстанцев привела к разрушению 270 лесничеств, в том числе и управлений регионального уровня. Разгромлены 8 офисов национальных парков. Тысячи работников лесной службы вынуждены бежать в города. Лесники просто боятся ходить в леса, где в больших количествах водятся повстанцы.

Кроме использования леса на нужды партизан, это привело к широкому распространению незаконных рубок и браконьерства. В особо выдающихся случаях уже маоисткие партизаны вынуждены принимать меры по прекращению беспощадного избиения носорогов, леопардов, медведей. Экзотической особенностью непальской браконьерства является истощительная заготовка лекарственных трав.

Представители непальской армии стойко отвергают заявления о том, что оставление ей некоторых регионов привело к столь печальным результатам для непальской природы. После того, как число военных постов в Королевском национальном парке Читван уменьшилось с 40 до 10, там было обнаружено 18 мертвых носорогов. Однако, по мнению армейского директора по связям с общественностью, полковника Deepak Gurung, "большинство из них умерло от естественных причин, и лишь только 9 стали жертвами браконьеров".

Источник: ENS 13.02.2003.
к оглавлению

Камбоджа.
Государственный грабеж лесов страны неукротим.

Пока еще не высланная из Камбоджи природоохранная организация "Глобальные свидетели" продолжает вскрывать все новые факты продолжающихся незаконных рубок леса. Правда, теперь их, похоже, стали проводить более скрытно. Груженные лесом грузовики движутся теперь по ночам, а в дневное время только возвращаются обратно для следующей загрузки.

Тем временем власти продолжают обвинять "Глобальных свидетелей" в экстремизме и нанесении ущерба репутации властей страны. По их мнению, это уже портит ее отношения с международными донорами. Всемирный банк заявил, что задержит выделение средств по двум проектам на 20 млн. долларов.

"Глобальные свидетели" отвечают, что репутацию камбоджийских властей уже вряд ли что-либо может испортить, поскольку ведущие незаконные рубки фирмы тесно связаны с камбоджийскими министрами, высокопоставленными военными и даже родственниками руководителя Камбоджи г-на Хун Сена. Находящиеся в Камбодже дипломаты скептически оценивают возможности воздействия на камбоджийское руководство. Доходы от незаконной торговли слишком велики, и они распределяются внутри небольшого хорошо организованного круга руководящей верхушки.

В 1970-е года две трети территории страны были покрыты лесами. Их вырубка может полностью завершиться в течение нескольких ближайших лет. Леса Камбоджи играют важную роль в сохранении плодородия почв, регулирования водного режима и как источник многих необходимых в быту предметов для местного населения.

Источник: Washington Post 16.02.2003.
к оглавлению

Индонезия.
Рубится все.

Как показали данные космических снимков, 5,9 млн. га (18%) лесных охраняемых природных территорий нельзя отнести к разряду "покрытые лесом". Причиной их исчезновения являются незаконные рубки и сельскохозяйственное освоение.

Особенно серьезная ситуация сложилась в национальном парке Tanjung Puting, занимающем около 80 тыс. га на острове Борнео, уже потерявшем леса примерно на половине своей площади. Активно уничтожаются леса и на охраняемых природных территориях вдоль границы Индонезии и Малайзии.

Всего же, по данным авторов доклада, подготовленного проектом "Глобальная лесная вахта" (Global Forest Watch), Индонезия ежегодно теряет 2 млн. га лесов.

Источник: Borneo News 14.02.2003.
к оглавлению

Австралия.
Жаркие дискуссии о причинах лесных пожаров.

Сильнейшая засуха привела к катастрофическому развитию лесных и кустарниковых пожаров. Согласно данным космической съемки, уже в конце декабря 2002 года огонь прошел 6 млн. га. В 2001 года сгорело еще больше - 8 млн. га. Однако впереди еще по крайней мере 2 месяца жаркой и продолжающей оставаться засушливой погоды.

Пожары на малонаселенном севере страны могли достигать огромных размеров, не привлекая особого внимания средств массовой информации. Однако в 2003 году они охватили наиболее и более густо населенный юго-восток страны, где проживает 20 млн. человек. В январе 2003 г. огнем была пройдена почти половина (150 тыс. га) официальной территории столицы Австралии г. Канберра. Огонь через парки и зеленые насаждения перекинулся на жилые кварталы. Было уничтожено 530 домов, погибло 4 человека. От огня сильно пострадали территории ряда национальных парков.

Представители лесной промышленные заявляют, что одной из причин столь сильного развития пожаров является массовое создание охраняемых территорий, администрации которых не имеют достаточно средств для борьбы с огнем и проведения профилактических противопожарных мероприятий.

Представители охраняемых территорий заявляют, что мероприятия проводились, но из-за экстремально засушливых условий 2002 года они не могли быть проведены в полном объеме. Засуха настолько сильна, что пересохли многие ручьи, долины которых были противопожарными рубежами. Пожары бушуют высоко в горах, в достаточно влажным местах, которые не горели с 1939 года.

Лесные пожары и жаркие дискуссии на эту тему продолжаются.

Источники: Reuters-ABC 10.02.2003, ABC 14.02.2003.
к оглавлению



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное