Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сегодняшний день эгоистической экономики. Будет перезагрузка


Сегодняшний день эгоистической экономики.
Перезагрузка возможна. Выпуск №13

Тупик цивилизации и поиск выхода


Кризис произошел между людьми, которые разъединились друг с другом. Поэтому и решение кризиса в исправлении своего отношения к другим. И сегодня мир уже начинает понимать, в каком процессе он находится. Появляется осознание для чего человечеству нужно стать единым, какова цель этого объединения, и куда оно ведет.

Всё в природе, кроме человека, потребляет лишь необходимое для своего существования. Тогда как человеческие желания, даже касающиеся простейших потребностей – пищи, секса, физического комфорта – не ограничиваются необходимым. Самый простой и самый яркий пример: человек использует пищу отнюдь не только для поддержания жизни, как это делает животное. А ведь люди прекрасно знают, что количественная и качественная избыточность в питании приносит им вред, однако остановить их в огромном большинстве случаев это не может. Желания человека чрезмерны во всем.

И все-таки особенно ярко ненасытность человека, стоящего в природе особняком, проявляется в желаниях, присущих только ему: в погоне за богатством, властью, почестями, славой, даже в погоне за информацией. Именно в этих желаниях человек эгоистичен, поскольку для их удовлетворения он использует общество себе подобных. Человек, в отличие от животного, наслаждается, когда унижает другого, властвует над ним. Власть над ближним, которая идет тому во вред, смело можно называть квинтэссенцией человеческого эгоизма.

Эгоистическое использование человеком своих желаний приводит к угрожающему дисбалансу с окружающим миром. А потому"меценатский альтруизм", которое иногда мы замечаем, никак не может исправить мир, так как и его основой является природное, часто даже не осознаваемое стремление к личному удовлетворению. Внутренний изъян в отношении человека к человеку невозможно исправить "гуманитарной помощью". Чем больше мы материально помогаем, тем яснее видим, насколько мы далеки друг от друга на самом деле. Людям всё больше недостает понимания того, что их объединяет реально.

Привычное использование всех социальных желаний, лишь для достижения личного удовлетворения ведет к тупику в развитии. Высшее желание не реализуется, и это делает невозможным удержание гомеостаза – того большого равновесия, за границами которого начинается распад социума и его смерть.

В течение тысяч лет человек постоянно увеличивает масштабы своих эгоистических стремлений, подталкивающих общество к развитию, к появлению новых общественных формаций, к развитию различных форм познания и творчества в сфере науки, культуры, воспитания, образования. А сегодня можно констатировать печальный итог неконтролируемого эгоистического развития: общество вступило в тот период, когда каждый мыслящий человек видит, что цивилизация зашла в тупик. А переход на новый уровень требует изменения вектора его желания с эгоизма на альтруизм.

Ведь именно глобализация заставила нас осознать, что сегодня и в планетарном общежитии все зависят от всех, и каждый определяет, каким будет наше общее будущее. Анализ показывает, что источником кризиса является базовая ошибка, заложенная в "программе" отношения человека к внешнему миру: к другим людям, к обществу, к вселенной. Снежный ком проблем, наросший за столетия действия этой ошибки, привел к тому, что современное человечество – это смертельно больной организм, который пожирает сам себя.

А если человек поменяет вектор своего эгоизма с получения на отдачу, то его потребностью станет альтруизм. В его восприятии мир будет цельным, а все люди – близкими. Как это осуществить?

Необходимое условия новой цивилизации: чтобы каждый принял на себя обязанность заботиться обо всех и заботился бы об удовлетворении потребностей каждого в степени не меньшей, чем природой заложено в человеке заботиться об обеспечении собственных потребностей. Таким образом, чтобы каждый в мире ощущал, что он ответственен за всех.

Однако, если часть мира не захочет исполнять такое поручительство, а останется погруженными в эгоистические желания, то тем самым и остальных вынудят оставаться на этом уровне, без какой бы то ни было возможности выбраться из кризиса.

Образно можно сравнить поручительство с двумя людьми, плывущими в одной лодке. Вдруг один начал сверлить дыру в дне лодки под собой и на вопрос другого, зачем же он это делает, ответил: "Какое тебе дело? Я же сверлю дыру под собой, а не под тобой". На что второй сказал: "Глупец! Ведь, находясь в одной лодке, мы утонем вместе".

Однако невозможно прийти к всемирному поручительству одним скачком, а лишь медленным ступенчатым развитием. Как образно написано мудрецами: "Пока не склонится чаша весов на сторону заслуг". То есть, в конце концов, каждый вносит свою лепту в процесс развития человечества, подобно тому, как взвешивающий семена кунжута добавляет по зернышку на чашу весов до тех пор, пока не закончит взвешивание. И конечно, каждое зернышко имеет значение, так как без него невозможно закончить взвешивание.

Таль Ашер

21.09.2009


Ну что, сыграем?

Игра - вещь серьезная. Хотя, глядя на маленьких несмышленышей, увлеченно возящихся с кубиками, не верится, что все это - и кубики эти, и даже действия самих карапузов - заранее были продуманы и обсуждены в высоких инстанциях. Спорили и принимали решения в институтах проблем воспитания, организовывали выпуск кубиков на длительных производственных совещаниях, - потому что игра должна соответствовать возрасту, уровню развития, особенностям восприятия, культурному "фону".

Игра должна быть чуть выше нынешнего уровня ребенка, но и не слишком, - чтобы не остановить развитие юного пользователя серией гарантированных провалов. Она должна соответствовать его уровню, но и не быть совсем уж элементарной, - чтобы не остановить его развитие, зациклив пользователя на получении мелких удовольствий от гарантированных успехов.

Играем мы все. И даже не в смысле: "что наша жизнь? - игра…", то есть жизнь каждого, в хорошем случае, - это как серия развивающих задач, решая которые, он благополучно достигает положения в обществе, вызывающего уважения счета в банке и квартиры с бассейнов в высотке.

Играем все - означает, что вся история человечества, как растущего ребенка, которому предстоит стать личностью, представляет собой тоже серию развивающих игр. Мы играли в игры на удачливость, жизнеспособность частей человечества, - нашего общего "тела" - триб, племен, народов и государств. Были игры на достижение локального благополучия и мира среди всеобщей нищеты и войн. Мы играли на удачу в добыче и накоплении золота, богатств, капитала, что давало возможность использовать бедность других, играли в достижение могущества и власти, - выигрыша, который не всегда признавался другими игроками и вообще был действителен только до следующего хода.

Ренессанс и эпоха Просвещения открыли новый тур захватывающих игр на достижение знаний. Выигрывает тот, кто стремится приобрести знания и послушно признает авторитет ведущего игры - госпожи Науки. Затем весь западный мир дружной гурьбой повалил играть в применение знаний для развития производства и технологий. Во что только мы не играли: и в свободу и борьбу с рабством, и в революции и в контрреволюции…

И вот, наконец, в свободном мире мы стали играть в сообщество субъектов права, уважающих друг друга, сумевших, наконец, присвоить человеку титул царя природы и устроивших себе фешенебельную квартиру на одной из планет.

Мы заигрались. Меняя игры, бросаясь от одной игрушки к другой, мы не замечали, что играем все в ту же старую игру - в игру на удачливость, жизнеспособность и выживание - каждый за себя.

Мы не видим реальности. Квартира наша грязна, наводящие ужас трещины покрыли ее стены, и потолок вот-вот обрушится. Солидный капитал оказывается вдруг ворохом ничем не обеспеченных бумажек. Сквозь личину взаимного уважения каждый, кто не слеп, видит кровожадный оскал. Иллюзия власти над природой оборачивается жалкой ролью эгоистичного использователя того, что лежит на поверхности.

Мы не видим, что для нее, для природы, мы все равны, для нее все мы - одна сущность: род человеческий. Мы не видим что она, природа, - наша "высокая инстанция" - давно уже настойчиво подсовывает нам другую игру. Прислушайтесь. Слышите? - она говорит: "А не поиграть ли вам, ребята, в то, кем вы действительно являетесь, - в единую, цельную личность, - а? Ведь все другие игры уже давно вас не развивают. Вы ведь состаритесь незаметно, зациклившись на серии привычных сиюминутных удовольствий, которые вам доставляют".

Нам придется признать, чем раньше - тем лучше: то, что нам предлагается, действительно выглядит как единственная развивающая игра из всего, что нам дано. Мы, правда, не знаем еще правил, толком еще не представляем себе, какой же выигрыш нам сулят в случае удачи. Но зато (зато!) терять нам скоро, признаться, уже будет нечего, а уж если выиграем, - станем, наконец, сами собой, настоящими.

Михаил Гонопольский

09.09.2009



В выпуске использовались материалы сайта:
Интернет-газета "Единый мир"

Желаем Вам всего доброго!


В избранное