Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Точка зрения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
"Золото мира" и вымирающая Украина - как "IQ-тест на вшивость" национальной элиты
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Выпуск №4
18 июля 2005 г.
Главная страница | Информация об ИНСИ | Каталог публикаций | Форум |
Добрый день, уважаемые читатели!
Грешен. Каюсь. Коварно планировал отсидеться в зарослях "бронзовых" рассылок до конца лета. Но бдительный Subscribe Ru - не дремлет. Только подлокотники кресла удержали "в рабочем" положении, когда 30 июня, просматривая периодические выпуски новостей "Subscribe.ru", обнаружил среди переведенных в категорию "серебряных" эту самую, текущую - "Злободневные темы. . .". В любом случае, событие приятное (как-никак - а повышение статуса), тем более - неожиданное. В связи с чем приветствую подписчиков новой "серебренной" рассылки и благодарю за интерес к моей работе - "нас" уже подбирается к четырем сотням (и это "конкретно" в отпускной период!).
Тема предыдущего выпуска была посвящена щедрому "подарку" (не без прогрессивно накрученного на потомков "отдарка") Мирового Банка Украине - выделению МБ 86 млн.дол. на развитие украинского образования. Он (выпуск) спокойно осел бы в анналах электронных архивов сервиса, если бы за последующие полтора месяца взгляд невзначай не зацепился бы за следующие сообщения:
Всемирный банк дал 106 миллионов на реабилитацию украинских ГЭС
ВБ одобрил выделение займа Украине на сумму $251 млн. ("на реформы институтов управления" или в другой редакции "стратегии управления")
Украина получила транш Всемирного банка в размере 172,5 миллиона долларов
Всемирный банк поможет Украине в реформировании системы судопроизводства
Американские сенаторы добавили денег Украине (с учетом предыстории: Конгресс США утвердил выделение 60 млн. долл. на украинскую демократию, Буш дал Украине 60 миллионов и два обещания, Конгресс США урезал помощь Украине, Администрация Буша намерена дополнительно увеличить финансовую помощь Украине в 2005-2006 годах и т.д.)
А несколько ранее:
Готовится новая программа получения крупных кредитов от ВБ
Месячные итоги дают явно феноменальное превышение "нормы" финансовых "осадков" на календарную площадь. И какие же мысли могут возникать по этому поводу?
Естественный, "очевидный" вывод - о прямой связи между западной "щедростью" и продвижением Украины "по пути демократии", решительно указанном "украинским народом" (некоторой его частью, в строгом исчислении - далеко не большей) во время торжества "оранжевой революции". И хотя приведенная фраза практически полностью собрана из терминов изначально лишенных предметного содержания (за исключением собственных имен), тем не менее, эта "обертка" PR-виртуальности таки коррелирует с некоторыми штрихами запакованной в нее реальности.
Действительно, желание "найти и взять" денег в стратегической политике новой власти удачно совпало с навязчивой настойчивостью (международных финансовых институтов) их дать. Синергетический апофеоз этого взаимного влечения по видимому и наблюдается в последние месяцы. Стройность общей картины, правда, несколько нарушает тот факт, что финансирование "правильных реформ", "демократических преобразований", "структурных реконструкций", "развития бизнесов" и т.д. - было обоюдно инициировано западом и предыдущей администрацией, задолго до "оранжевой революции". Многие такие проекты сейчас находятся лишь на очередном этапе развития. Безусловно, умиляет то, что это именно этап "снятия сливок" (оглашаются намерения со стороны МБ в период 2005-2007 г.г. вложить в Украину 2-3 млрд.$ США), и что он удивительно удачно совпал с новой украинской политической конъюнктурой. Отчего же на фоне многолетнего, хронического, перманентного навязывания кредитов МБ текущее "озолочение" Украины выглядит так, будто "дамбу прорвало" (кстати, Европейский банк реконструкции и развития /ЕБРР/ никаких кардинальных изменений в программу сотрудничества с Украиной, в отличие от МБ, не вносил)? - вот интересный вопрос. Версия, не выходящая за пределы понятий и смыслов "обитаемых" в виртуальном мире СМИ (средств массовой информации), уже была представлена. А ежели подойти к вопросу комплексно? С учетом значительно более широкого взгляда на происходящее? Пытаясь учесть как можно большее число влиятельных факторов?..
Что ж, тогда стоит покрепче затянуть ремни безопасности - нас ожидают крутые виражи...
Мощь современных PR-средств потрясает. Как следствие, потрясает их эффективность в деле порождения "виртуальных миров". Однако, как свидетельствует опыт, "виртуальные миры" уготованные к оперативному массовому употреблению имеют существенный недостаток. В своей основе они базируются на одношаговых логических конструкциях, на манипулировании уже имеющимися у обывателей рефлексами, штампами и стереотипами. Как следствие, при попытке вдумчивого восприятия информации и элементарной наблюдательности без труда обнаруживаются "кино-ляпы". Иногда "ляпы", в силу случайности, по недосмотру "технологов" или "опытным глазом" выявляются "с ходу", давая повод для подозрений...
Возможно, не было бы предлога цепляться за тему денег Мирового Банка еще раз, если бы в тоже время падкое на резонансные новости медиа-пространство не выдало "на гора" следующее:
Население Украины за месяц сократилось еще на 34 тысячи
К 2026 году население Украины сократится на 11 миллионов
Вымирание Украины опережающими темпами (впрочем, не только Украины) - тема не новая. В начале текущего (2005-го) года на эту тему публиковались статистические сообщения (или апрельский комментарий по демографической ситуации за первые два месяца года).
Однако, когда два таких сообщения ("стратегические деньги" и "стратегическая смертность") попадают в один медийно-хронологический кластер, у таких вредных личностей, как автор настоящих строк, не может не возникнуть наводящий вопрос: "Разве могут эти два фактора-события существовать вне прямой причинно-следственной связи?". Действительно, еще со школы (по крайней мере - с советской школы; современная же генерация может эту истину почерпнуть из "логики" компьютерных игр класса "стратегий", к примеру, "Цивилизация", "Вар-Крафт" и т.д.) мы знаем, что ключевой, "атомарный" источник благосостояния любого государства - собственно гражданин, индивидуум. Их совокупность - это, соответственно, производительные силы (в готовом виде, или в потенциале). Можно говорить о качестве этих "сил", об их "готовности", "эффективности", "управляемости", т.д. и т.п. Но если их количества не достаточно, тогда ни о чем более речи быть не может. Какой "экономический подъем"? Откуда? Нормального, квалифицированного правителя, в одинаковой степени заботящегося как о настоящем, так и о будущем, скорость вымирания "производительных сил" (в мирное, не голодное время, без катаклизмов и эпидемий!) 1-1.5%% в год не может не беспокоить. (К слову сказать, если "правители" не в состоянии заботится ни о настоящем, ни о будущем, единственный и очень пристальный объект их "заботы" - прошлое). Нерадостная тенденция свидетельствует о системных проблемах государства. Их исправление (реструктуризация, по модному - реформы) требует ресурсов. Ресурс №1 ("топливо" реформ) в этом случае - деньги. В больших (соответствующих государственным масштабам) количествах. Объективно, в Украине наблюдается: первое - "нерадостная тенденция" и, второе - поступление денег извне "в больших количествах". Может ли иметь место иная причинно-следственная цепочка между двумя упомянутыми событиями? Нет, не может. Ибо тогда нарушается "технологическая карта" достижения прямой конечной цели - восстановления демографической ситуации. Ибо если гармонизация (равно как иные, более простые социально-экономические задачи) может быть достигнута иным путем, кроме как осознанными и целенаправленными действиями правителей (правительства), то на кой тогда правитель (правительство), как институт, вообще нужен?
Прямая концептуальная, аналитически проработанная связь ("технологическая карта" реформирования) между демографической ситуацией в государстве (которая - следствие прочих бед) и крупными зарубежными займами (как потенциальным средством решения упомянутых бед) - это уникальный и единственный критерий истинности в вопросе стратегической легитимности государственных займов (стоить напомнить, хотя это и так понятно, - все эти деньги необходимо будет отдавать). Наличию "концептуальной проработанности", качеству "проработки" и наличию "связи", как таковой, следует уделить основное внимание при пристальном изучении вопроса. Впрочем, с этим вопросом разобраться значительно проще, чем сообразить свести в одну логическую цепочку исходные информационные сообщения. (Проще - если присутствует желание разобраться. Для "одношаговой" логики это, увы, в принципе не достижимо.)
"Технологическая карта" - это на самом деле ни что иное, как известные в кругах новых управленцев формализмы проектного менеджмента (PM) и некоторые сопровождающие атрибуты. Собственно, нечто подобное мы уже делали в предыдущем выпуске, когда перелистывали пару десятков страниц "вордовского" документа, который (если верить стереотипу и наводящим фразам самого документа) явился обоснованием для "вручения" Министерству образования Украины сотни миллионов "мировых" долларов (без малого). Стоит обратить внимание, что не смотря на явное несоответствие того документа качеству аутентичной рабочей концепции и наличию "белых пятен" в общем публичном пакете документов (которые не дают возможности сложить цельное представление о том, как с помощью указанной суммы денег будет достигнут конечный результат, который, кстати, четко не сформулирован) придется его таки принять как "обоснование". Ибо если это не обоснование (а состряпанная с "процедурной" целью отписка), тогда остаётся ограниченный набор двусмысленных, совместимых между собой вариантов:
- если аутентичная концепция существует, то её полное публичное оглашение нежелательно (Почему?);
- если аутентичной концепции не существует (т.е. отсутствовала предметно-аналитическая проработка проекта), то существовала иная мотивация и процедура принятия решения (о выделении почти 100 млн.$?);
- если это и есть основание, тогда ключевые решения (управление деньгами) перенесено в оперативную сферу (по ситуационной целесообразности?);
- если имеет место "оперативный" вариант, то Министерство образования явно не годится на роль штаба по освоению средств, ибо в его структуре отсутствует "голова" - интеллектуально-стратегический центр принятия решений (где тогда реально этот центр?)
и т.д. Кстати, "интеллектуально-стратегический центр" - это не "пара аналитиков" и не "отраслевой НИИ" (тем более - педагогический). При правильной постановке вопроса - это отдельная консолидирующая экспортно-аналитическая формация (юридическая и организационная форма которой не суть важны). Ибо ее задача - системный анализ (мониторинг, балансирование, структурные калибровки) всего государственного организма. Лишь в рамках наличия такого центра (при этом важно подчеркнуть - именно украинского центра) могут появиться обоснованные стратегии и концепции, а следовательно - может быть проведено скоординированное, оптимальное освоение выделенных средств. Только в рамках этого учреждения может быть разработана адекватная, эффективная "технологическая карта" реализации стратегий. Очевидно, ни в Министерстве образования, ни в каком либо ином министерстве "центр" находится не может. (Ибо по статусу, компетенции и функциональным полномочиям он должен быть сопоставим с Правительством, если, конечно, является государственной структурой. Однако, "функционировать" призван в иной, отличной от "правительственно-административной", ипостаси).
Может быть множество вариаций различных "обосновывающих пакетов документов" для огромного числа "инвестиционных проектов" (в данном случае - государственных целевых займов). По поводу их адекватности будет сломано множество копий. Критерий же истинности находится в иной плоскости. Компетентная национальная концепция (видение, стратегия, план, программа, проект), реально отвечающая национальным интересам, может появиться лишь в результате сложения нескольких обязательных условий. Все они, в конечном итоге, сводятся к наличию постоянно действующей группы высокопрофессиональных, компетентных экспертов, которые обеспечены соответствующими возможностями и в состоянии производить комплексный, системный анализ государственного организма (ее название: "институт", "кабинет", "штаб", "центр", пр. не суть важно, главное - координирующие и консолидирующие экспертно-аналитические функции). Наличие такой группы в Украине до сих пор не обнаруживалось (хотя интуитивные потуги в нужную сторону имели место еще при Л.Кучме). Более того, даже задействованность остаточного академического потенциала на сопровождение государственной (правительственной, как оперативной, так и стратегической) политики, мягко говоря, явно не достаточна. На основании чего же тогда украинское правительство, администрация (как действующие, так и предыдущие) принимают (принимали) решения, какие критерии для них являются определяющими? Большая загадка. Зато совершенно очевидно, что не зависимо от литературного и "режиссерского" качества концепций различных "программ" и "проектов" (качественная концепция, хотя является необходимым условием, но, увы, - не достаточным для достижения задекларированных ней результатов) их полезного синергетического эффекта для всего государства (нации) достигнуто не будет. Ибо они изначально не скоординированы между собой на уровне консолидированной национальной (государственной) стратегии.
Как же концептуально-легитимная процедура принятия на себя финансовых обязательств должна выглядеть в идеале (хотя бы упрощенно-схематичном)?
Первый шаг - комплексный, объективный (не для "охмурения дяди", а для "себя") системный ситуационный и причинный анализ. Второй - осознание собственной позиции, миссии и приоритетов (как национальных, в отношении своего места в цивилизации, так и позиции той части национальной элиты, которая курирует реализацию стратегии), осознание и формулирование целей. Третий - собственно социально-инжиниринговое, концептуальное (комплексное) проектирование. Четвертый - декомпозиция концептуального проекта на составляющие и скоординированные отраслевые (законодательные, социальные, политические, пр.) субпроекты. Вот эти "субпроекты" и есть легитимные концептуальные обоснования займов (в банковской терминологии - качественный "бинес-проект").
На данном этапе рассмотрения темы "прения" можно было бы прекратить, ибо, как упоминалось ранее, ныне отсутствует та экспертно-аналитическая, интеллектуальная инфраструктура (которая в качестве инструмента) в состоянии реализовать основные формально-методические, инженерные функции "идеала". Не говоря о том, что "миссия", "приоритеты" и "цели" - это категории несколько более высокого порядка, к которым политиков, как бомжей в хирургическую операционную, "на пушечный выстрел" подпускать не стоит (тем более с оглядкой на их ограниченный, 4-х, 5-и, 8-и или максимум 10-и летний срок годности). Однако, коль скоро об этом зашла речь, пару слов будет сказано и о самой концепции (гипотетически полагая: или наличие сконцентрированных национальных интеллектуальных сил, или наличие "чуда", вследствие которого хаотические, меркантильные, некомпетентные, ограниченные действия украинских правителей в сумме вдруг родили апофеоз тактико-стратегического совершенства), но прежде еще об одном...
Не нужно быть семи пядей во лбу, что бы заметить исключительную эффективность того, что в последнее время называется "западным геополитическим проектом". Общепризнано и очевидно, что отличительная особенность этого геопроекта, ставшая залогом его победного шествия, является интеллектуально-рационалистическая эффективности (проявившаяся в индустриальных и научных успехах, формализованном идеологизме, финансовых технологиях, овладении масс-медийными инструментами, пр.). Международные финансовые институты (те, у которых производится обсуждаемый заем средств), являются активными инфраструктурными элементами геопроекта. Управление мощными финансовыми потоками - один из инструментов концептуального геополитического влияния. То, что логика управления укладывается в соответствующие гео-концепции, координируемые соответствующими аналитическими ресурсами западной гео-элиты - сегодня уже не секрет. Высокая степень эффективности этой координации подтверждается очевидными геополитическими успехами. Упомянутые геоконцепции раскрываются в общественной, политической, экономической, "мировоззренческой" жизни соответсвующими геостратегиями. Последние формируют итоговые составляющие международных, геополитических, гео-экономических, гео-идеологических течений. Крупные финансовые программы и займы МВФ, МБ, ЕБРР (от сотни миллионов до миллиардов долларов) де-факто являются стратегическими итерациями в рамках тактик геопроекта (не зависимо от "вывески" - формального повода, направления проекта, озвученной цели вложений). Если при рассмотрении упомянутых выше шагов "идеала" обнаруживается значительное удаление реалий от его требований, то неизбежен и обоснован вывод - полное отсутствие адекватной национальной стратегии у национальных кураторов вопроса (т.е. местной политической и экономической элиты). Ежели эта элита, не имея собственного цельного аналитико-стратегического видения, привлекает стратегические средства на реализацию различных "своих" реформационных программ у тех субъектов геополитического реформирования, которые имеют собственную стратегию (и для которых выделяемые средства - это инструмент реализации собственных геоконцепций), тогда де-факто национальная элита реализует концепцию (стратегию) "финансового покровителя". Является ли она самоосознающим агентом влияния, или оперирует иными PR и/или меркантилистическими (спекулятивными) мотивациями - не суть важно. Это не национальная элита (в полном смысле слова), лишь только ее имитация, а на самом деле - гео-периферийная администрация (компрадоры, префекты).
Однако, возвращаемся к нашим "концептуальным баранам" на тропе, скрывающейся в тумане, но предположительно ведущей к решению текущих государственных проблем стратегического характера. Государство берёт кредиты сопоставимые со своим бюджетом. Хочется надеяться, что такое кардинальное решение, вешающее тяжелое ярмо не только на ближайшее, но и на отдаленное будущее (т.е. на потомков) в достаточной степени, во-первых - обосновано, во-вторых - имеет прямое действие (явные и неявные цели программ совпадают).
Как упоминалось ранее, мрачные информационные сообщения со статистикой прогрессирующей смертности с завидным постоянством публикуются последние четыре месяца. Естественно, "правительство" должно было на подобный прессинг хоть как-то отреагировать. И отреагировало "компенсирующим" информационным сообщением: "Украинские демографы разрабатывают концепцию преодоления демографического кризиса". Симптоматичность сообщения в том, что оно непосредственно связано с обсуждаемой демографической проблемой (при этом информация апеллирует к специалистам-демографам). Эти специалисты "разрабатывают концепцию". Но нет и намека на то, что эта концепция, во первых - каким либо образом увязывается в общую национальную стратегию развития и, во-вторых - что эта же концепция каким либо образом (прямо, косвенно или опосредованно) связана с обсуждаемыми, упоминаемыми (и не только) "программами" и "концепциями" обосновывающими целесообразность внешних государственных кредитов. Еще один тревожный симптом.
Концепция демографов, судя по сообщению, вопрос понимает правильно. И без всяких реверансов увязывает демографические тенденции с социальной защищенностью, системой здравоохранения, системой образования и только лишь после этого - с непропорциональными, "неблагоприятными условиями для бизнеса", "инвестиционными условиями" и подобной рыночной риторикой. Некоторые "знакомые" фразы, типа "социальной защиты", "образования" (как сфера приложения финансируемых программ) встречаются в обоснованиях (аннотациях) кредитных линий. Однако, концептуальные "социальные" взгляды и приоритеты гео-финансовых кругов давно известны. Подходы МВФ, к примеру, обоснованно критикуются именно за антисоциальную направленность его программ. Между тем, один из инструментов реализации гео-концепций - это выдающий "системные кредиты" МБ. В связи с чем, даже если бы были доступны качественные концептуальные обоснования "программ" и имела место аналитико-стратегическая активность элиты, даже в этом случае предметному, независимому (альтернативному) исследованию должна была подвергнуться сама концепция (концепции). Ибо национальный организм (как и человеческий) - система сложная, с многоаспектной логикой связей, с нетривиальными проявлениями, невыясненными закономерностями (слабо совместимыми с бытовыми стереотипами). "Прямые", "очевидные" реформаторские действия в абсолютном большинстве случаев дают прямо-противоположный результат. В связи с чем реальное исправление ситуации может быть достигнуто одновременным решением комплекса задач, скоординированными действиями в нескольких (определенных) направлениях. Ежели единственный компонент в схеме будет упущен, "недодержан" или "передержан" (как и в рецептурном приготовлении любого лекарства) - результата или просто не будет, или он будет противоположный декларируемому. Это также дает широкий простор для действий кому угодно, но только не искренним патриотам и прагматичным радетелям за судьбы нации, государства, региона.
Как следует из всего, сказанного выше (и о чем ранее уже упоминалось), задача привлечения внешних стратегических ресурсов - задача не тривиальная. Пользу нации (а не гео-банкирам - монопольным и утилитарным потребителям выгод "рыночных концепций", "инвестирования" и "свобод бизнеса" над социальными приоритетами) может принести лишь выверенная, продуманная и грамотная в реализации политика. Очень хочется найти признаки таковой среди летнего "долларового дождя" из финансового шланга МБ. Но пока не получается.
Но, зачем и на что могут тратиться миллионы кредитных долларов реально, будучи направляемыми на реализацию задекларированных программ? Ведь в "межстрочном" контексте сказанного подразумевается, что стратегического результата (т.е. улучшения социальной, экономической, выравнивания демографической политики) достигнуто не будет - это абсолютно однозначно. Более того, есть все основания предполагать, что для многих компетентных участников эта истина не является секретом.
В чем же выгода "неэффективного" разбазаривания астрономических средств "международной помощи"?
- Интересный вопрос, которого мы коснемся через месяц-полтора (все же лето на дворе), в следующем выпуске.
P.S.
4 июля на страницах ИНСИ опубликована
очередная статья С.Егишянц из цикла "Тупики глобализации":
Главная страница | Информация об ИНСИ | Каталог публикаций | Форум |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.cibhelion |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||