Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Политика и аналитика

  Все выпуски  

У-упс... мы сделали это снова - "Украина получила 86 миллионов долларов на развитие образования"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск №3

1июня 2005 г.



Главная страница Информация об ИНСИ Каталог публикаций Форум EMail


Добрый день, уважаемые Дамы и Господа!

За прошедший месяц в Украине произошло не мало любопытных событий. Однако, не смотря на сопровождающие их бурные шумовые эффекты, наиболее значимое и основательное выглядело мелковато, тускло и незаметно. Вероятно, при "хорошей игре" - так и должно быть. Беда в том, что "игра" опять не наша.

И так, нам опять "помогают". И помогают "по крупному" – "Украина получила 86 миллионов долларов на развитие образования" (от Мирового Банка). Кредит на двадцать лет. В некоторых комментариях отдельно акцентировался вопрос на том, что особое внимание будет уделяться сельским школам (неужто МБ, следуя стопами большевиков, мобилизует армию вышколенных "по современному" учителей, "распределенных" в провинцию?). "Целью проекта является содействие Украине в усовершенствовании эффективности системы образования". А также: "Значительная часть средств проекта будет направлена на реабилитацию школ и оптимизацию школьной сети". Вероятно, уместен вопрос – почему именно это событие охарактеризовано как "наиболее значимое и основательное" на фоне 100 дней новой власти, бензинового кризиса, Евровидения, правительственных дрязг, а теперь еще переполоха по поводу регистрации Интернет-ресурсов и прочего? Дело не в утверждении конкретного проекта как такового и не в эпохальности этого события (хотя для кого-то это наверняка праздник) - в конце концов с начала 90-ых МБ удостоил Украину "полтинником" проектов. (Кроме того, процесс развития данного повода для отношений с МБ был начат еще в 2003 году, при "прежней" власти). Сейчас же имели место лишь утверждение проекта, выход на финансовый старт и индикативные пиар-реляции.) Образование, по определению, стратегическая отрасль и кардинальные подвижки в этой сфере закладывают основу далеко идущих последствий. Это обстоятельство не дает возможность "пройти мимо" темы.

Мы не будем анатомировать и обсуждать конкретные детали конкретно данного проекта. Пытливые читатели могут, при вящем желании, самостоятельно ознакомиться с его доступными документами - на соответствующей странице сайта Минобразования ссылки на украинско-язычные документы: http://www.mon.gov.ua/international/EMP_eng.doc и http://www.mon.gov.ua/international/topic/rvn_dst; на сайте Мирового Банка – см. титульную страницу проекта № P077738 (документы МБ интересней – они, кроме "воды", содержат также цифры). Не смотря на то, что содержательная часть "бизнес-плана" и концепция распределения ресурсов недоступны (по крайней мере покорному слуге отыскать их не удалось), на самом деле в текущем контексте в них нет особой необходимости. Ибо с позиции критериев применяемых к стратегической отрасли имеющейся информации вполне достаточно. В полном соответствии с традициями официозно-декларативных документов (в особенности, мотивирующих получение жирных "спонсорских" бюджетов) в преамбуле общей (информационной) концепции проекта (равно как и других его документах) ко всему написанному необходимо отнестись симптоматично, в соответствии с богатым опытом прочих "помощей", "проектов развития", "грандов". А именно – бравурные акценты следует принять "не более чем" к сведению. Пристального же внимания заслуживают "второстепенные", упомянутые вскользь вопросы.

Прагматичная классификация "международной помощи" по принципу ее соответствия группам реальных (а не декларативных) тактических и стратегических целей содержит несколько категорий:

  • Проекты инсталляции инфраструктурно-глобализационных инструментов – редкие проекты, выделяющиеся (на общем фоне) достижением конечных результатов, эффективностью и конкретикой инвестиционных вложений, профессиональным западным менеджментом. Сами инсталлируемые инструменты подразделяются на "технические" и "гуманитарные" (преимущественно политико-идеологические). Показательным "техническим" примером служит проект "Внебиржевой фондовой торговой системы" (более известен как "ПФТС" – электронная торговая площадка концептуально и технически совместимая со стандартами ведущей и старейшей электронной биржи США – NASDAQ), а также разнообразные проекты "наведения порядка с учетом" национальных ресурсов (как-то к примеру содействие формированию земельного кадастра). "Гуманитарно-политические" примеры – инсталляции оппозиционных СМИ, политологических центров, курирование прозападных партий и политиков, создание и функционирование "институтов культурных обменов" ("национального возрождения", "свободы и демократии", "имени . . .", "обмена опытом", пр.), создание центров бизнес-образования (в частности, таким проектом является "Международный институт менеджмента – МИМ-Киев"), "современного" высшего образования ("Киево-могилянская академия", в простонародии симптоматично именуемая "могилой"), а также "спортивно-оздоровительные патриотические" организации нео-форестьеров и нео-карбонариев (наиболее модный украинский прецедент – "Пора"). "Техническими" вопросами занимаются как правило "агентства реконструкции и развития" (USAID, TASIS), в более редких случаях – кредитные организации (ЕБРР, МБ), "гуманитарно-просветительскими" – упомянутые агентства совместно с соответствующими фондами и "меценатами", пикантными "гуманитарно-политическими" – преимущественно "неправительственные организации", фонды и известные "просветители-меценаты".
  • Проекты оперативно-информационной и оперативно-аналитической разработки – отличительная особенность этих проектов в том, что активной и динамичной является их первая, начальная стадия. Практически всегда – это стадия сбора информации в задекларированной проектом и смежных с ним сферах. Как правило, информацию собирают и подготавливают "осчастливленные" проектом местные граждане (специалисты, субъекты деятельности). В некоторых случаях в качестве технологии сбора применяется проведение тендера или конкурса на лучшие "предложения", "разработки", "обоснования", "изобретения" и т.д. (т.е. основная часть работы выполняется наивными энтузиастами бесплатно). После завершения стадии "разработки" и консолидации собранных данных активность проекта резко снижается, становится вяло-текущей, как правило на этом этапе меняется руководитель-иностранец (пришедший имеет более низкую компетенцию и как бы разваливает все дело). Со временем, в лучшем случае, резко снижается финансирование и меняются акценты, в худшем – проект закрывается. В 90-ых годах серии подобных проектов были нацелены на аграрную сферу экономики, ядерную энергетику, инфраструктуру бывшего ВПК (военно-промышленного комплекса) и т.п. Особо тяготеют к оперативным разработкам "под прикрытием" "агентства реконструкции и развития", кредитные организации, при-правительственные (преимущественно американские) фонды. Косвенно-симптоматичным образом эффективность обсуждаемых проектов проявилась в уверенном, быстром и результативном (с явным знанием "характера местности", что особо необычно для пионера на "украинском рынке") входе в украинскую агро-отрасль американской корпорации "Cargillе" – одного из ведущих мировых зернотрейдеров.
  • Проекты редукционно-тормозящей направленности – задача этих проектов "внедрить прогрессивный мировой опыт", "бороться с деструктивными тенденциями", "повышать уровень" и т.п. в сферах проектных интересов. Они также подразделяются на две доминирующие категории – "техническую" и "гуманитарную". "Техническая" категория чаще всего воплощается в форме "бизнесов". "Гуманитарная" – направляет внимание на сферу здравоохранения, образования, культа, науки, пр. Наиболее показательным "техническим" примером выступает программа кредитования правительством США и Германией (под гарантии правительства Украины) закупок импортной сельхозтехники (преимущественно зерноуборочные комбайны, трактора и их аксессуары) таких производителей, как Jon Deer, Case, Claas. "Гуманитарным" – "консультативно-экспертная" помощь западных специалистов, программы обучения отечественных специалистов "цивилизационным премудростям" на заре становления украинской независимости (конец 80-ых, начало 90-ых). Результатом были провальные политические и экономические реформы "переходного периода", приведшие к массовой социальной и экономической катастрофе, развалу экономики, социальной сферы, беспрецедентному росту бандитизма, криминалитета и коррупции 90-ых (интересно, что некоторые одиозные деятели, проводившие "реформы" 15-ти летней давности, входят в состав сегодняшней украинской команды власти). Отличительная особенность редукционно-тормозящих проектов "помощи" – их кажущаяся сиюминутная выгода при катастрофических последствиях в длительной перспективе. Как правило, подобная помощь предоставляется в виде кредита, львиной долей которого финансируются услуги западных подрядчиков, с наличием которых реципиенты проекта соглашаются "добровольно-принудительно".
  • Функционально-имиджевые проекты - мелкие и средние проекты "прикрытия", количество и объем которых зависит от текущей целесообразности и конъюнктуры. Это проекты "прямого действия" ("программы кредитования малого бизнеса", "благотворительная помощь", "программы борьбы с . . ." и т.д.).

Нередко "помощь" содержит признаки нескольких перечисленных категорий одновременно.

Обсуждаемый проект относится, вне всяких сомнений, к "редукционно-тормозящим". Т.е. к тому разделу "помощей", которые динамику процессов в прилагаемых сферах должны поставить в рамки и под контроль исходной концепции (соответствующей статусу данного региона в глобальном "табеле о рангах"). Говоря проще сфера проекта должна быть приведена в "рабочее состояние", исключающее нежелательные (для "заинтересованной международной общественности") неожиданности. Главная же недопустимая "неожиданность" – восстановление интеллектуального потенциала на постсоветской территории (общем или в отдельных ее "частях")

То, что советская система среднего и высшего образования является наиболее результативной и эффективной – является общепризнанным (но не афишируемым) в цивилизованном мире фактом. Более того, фактически дословная констатация этой же мысли присутствует в преамбуле обще-информативных документов проекта. Тем не менее, после ознакомления с упомянутыми документами не остается никаких сомнений в том, что "реформирование" будет происходить с уклоном в западные общеобразовательные "достижения". Т.е. будет продолжена действующая сегодня "линия" Министерства образования на "западные стандарты". Более того, не дай Бог, на американские стандарты – ибо других американцы не имеют. (Хочется надеяться, что среди читателей нет настолько наивных, которые бы задали вопрос: "при чем Мировой банк к американцам?" Тем не менее, если таковые найдутся не вредно вспомнить, кто сегодня возглавляет это учреждение).

Интерес и показателен момент "помощи". Ибо именно сейчас в Украине начали создаваться условия, при которых государство может и должно реализовать собственную долгосрочную стратегию комплексного реформирования системы образования. И не по каким-то там "примерам" и "опыту", подсказанным на "тренингах" и показанным "поверпоинтовскими" комиксами "для взрослых". А на основании четкой проработки представлений о собственной государственной перспективе, формировании собственного видения своей цивилизационной миссии (не правда ли – это еще та задачка?). А также на основании прагматичного и беспристрастного анализа многих факторов в контексте собственных национальных интересов. Не тут-то было. Зачем напрягаться? Ведь есть "прогрессивный" опыт. В 90-ых, когда задолженность работникам бюджетной сферы (в том числе учителям и преподавателям) достигала астрономической цифры (5-6 лет), правительство сидело (типа) "на бобах", а в госбюджете "мышь повесилась", – в это время почему-то "никто не обращался за помощью к МБ". (Зато хватало собственных навязчивых инициатив МБ, к примеру пытавшегося в 2000-2001 годах "по секрету" всучить администрации Кучмы проект создания на востоке Украины общеевропейского миграционного "коллектора-отстойника" на два миллиона средне-азиатских и дальне-восточных душ "стремящихся в Европу". Секрета не получилось.)

Может быть задан вопрос, а почему собственно автор решил, что упомянутый кредит будет направлен не на консолидацию лучших традиций отечественного образования с прогрессивными техническими, технологическими и организационными западными достижениями? Почему он так уверен что речь идет об разворачивании целенаправленной системы узкоспециализированного оболванивания нации? Ответ прост. Процесс консолидации отечественного и зарубежного опыта может быть практически реализован и внедрен в процессе реализации определенного организационно-концептуального алгоритма (также, как и "цветная революция", масштабный инновационный проект и прочие высоко-технологичные социально-инжениринговые акции). И этот алгоритм унифицирован (т.е. представляет собой рецепт снадобья, лечение которым может быть успешным только лишь при строгом следовании рецепту и рекомендациям). Важным элементом такого алгоритма является экспертно-научные педагогические центры, которые следуя определенной технологии организуют рабочее научно-практическое взаимодействие с носителями отечественного педагогического опыта. Вряд ли существование упомянутого(-ых) центра в наше время требует режима особой секретности. В противном же случае его деятельность скрыть не возможно хотя бы по причине наличия острых дискуссий и научной полемики – неизбежных спутников любой активной, творческой и профессиональной научной работы. Ничего подобного не наблюдается. Да и не может наблюдаться. Ибо "центры" требуют соответствующего финансирования и являются следствием определенной государственной политики (стратегии). В Украине такой политики и такого финансирования не существует. Кроме этого, центр может реализовать свою миссию при наличии компетентной, активной и энергичной команды (в т.ч. руководителя, идеолога). Сегодня же время тихих и серых посредственностей, специализирующихся на подражании и демагогии. Единственный же их талант – умение "правильно обходится" с "финансовыми потоками" бюджетного и прочего финансирования. Нет также упомянутого коллектива, нет признаков и условий его существования. В документах "проекта № P077738" нет ничего, что хотя бы отдаленно напоминало упомянутый алгоритм. Там толкуется совершенно об иных вещах – "оптимизации", некой "координации", "разработке учебных планов", внедрении информационной системы, некой "послевузовской подготовке учителей, директоров и тренеров", о ремонте крыш и "удалении асбеста" в шести сотнях школ (что безусловно должно заставить директоров школ рыдать от умиления). В общем, о всех тех вещах, которые являются на языке профессионалов системного-менеджмента "исполнительскими процедурами" реализующими некую программу (концепцию). Кстати, что интересно, в англоязычных проектных документах фривольно (т.е. без указания четкого названия документа) упоминается некая "концепция реформирования украинского образования", под реализацию которых правительством Украины испрошены деньги МБ. В украиноязычной сокращенной версии о "концепции" – ни слова. Не удалось найти никаких упоминаний и документов по ключам поиска "концепция" и "образование" ("концепція" та "освіта") в базе данных украинского законодательства и на сайте МОН Украины. Между тем доступные документы проекта выглядят именно как "завершающие" разделы некой концепции. С учетом всего сказанного очевидно, что если не организационный, то концептуальный центр влияния на данный процесс находится не в Украине. Зато "приятно радует", что часть расходов проекта предусмотрена на "услуги зарубежных экспертов".

Есть также и ряд косвенных побочных эффектов. Традиционно, провинция обеспечивала поддержку левым и консервативным политическим силам. По интересному стечению обстоятельств "на носу" завораживающие интригой парламентские выборы, совпадающие с активной расходной фазой рассматриваемого проекта. Интересно, что как правило именно учителя и директора школ (по самоочевидным причинам) входят в группу обеспечения деятельности сельских выборных участков. В доступных документах проекта местами упоминается о необходимости движения Украины в направлении евроинтеграции, в приближении и следовании европейским стандартам. Понятное дело, что акцент образовательного процесса на современном историческом этапе должен ставится именно на воспитании современного сознательного украинского гражданина – чтящего и бдящего принципы свободы и демократии. Именно это отсутствовало в советской общеобразовательной системе (правда, там присутствовали иные идеологические ценности). И хотя речь на тренингах для учителей и директоров будет идти об "оптимизации", "равном доступе к образованию", "учебных планах" и т.п., но разве все это не обязано следовать ключевому лейтмотиву – почтению и бдению демократических ценностей (в версии тех, кто за это платит)?

Последние несколько предложений – результат "когнитивного моделирования" автором одного из вариантов "модуляции" обсуждаемого проекта скрытыми целями "дела мировой демократии". Это моделирование демонстрирует, что "модуляция" не представляет никакой сложности. И даже может быть очень кстати.

В этом же контексте примечательны еще ряд показательных симптомов – в открытых документах отсутствуют четкие цифры бюджетов направлений (суб-проектов), но и конкретные формулировки реальных направлений затрат (за исключением ремонтно-строительных работ, упоминания 600 школ, затрат от 20 до 100 тыс.$ на школу и т.д.). Те направления которым уделено доминирующее внимание являются трудно-контролируемыми услугами (тренеры, тренинги, "оптимизация", "координация"). Упоминается о необходимости создания информационно-технологической системы "координации" методологии, учебных планов и процесса, однако совершенно не понятно является ли финансирование инструментов "координации" (вложение средств в компьютерную инфраструктуру) сферой компетенции данного проекта (по тексту это как бы подразумевается). Оказывается, охватывается далеко не вся соответствующая тематике проекта украинская образовательная инфраструктура, а будут выделены отдельные пилотные-проекты. Этот нюансик ставит крест на возможном контроле будущего целостного отраслевого результата проекта (а значит на персональной ответственности соответствующих должностных лиц), ибо "спонсировалось" и обеспечивались равные образовательные возможности не во всей системе среднего и высшего неспециального образования Украины, а лишь в отдельно взятых особо-удостоенных "пилотных зонах". Имея представление о банковской скрупулезности в выверке кредитных проектных документов нет сомнений в наличии более подробного, конкретного "бизнес-плана", его затратных и расходных статей. Однако, что за секретность? Почему эта информация отсутствует в свободном доступе, а та, что в Интернете, скажем так, не совсем целостна и слегка мутновата? (При этом на украинском языке доступны менее информативные и менее конкретные варианты документов).

И еще один важный момент – система образования и ее стратегия это та сфера, контроль и координация которой всецело в компетенции государства. Тем более государства, выходящего из системного кризиса и формирующего свою долгосрочную стратегию. Естественно, при условии, что это государство идет по пути реального (а не виртуально-декларативного) национального становления. В этой сфере допустимо (и крайне желательно) использовании широкого опыта, в том числе зарубежного. Но не по чьей либо указке и "подсказке", а в результате глубокого и скрупулезного анализа (о чем уже упоминалось). При этом особое внимание следует обратить не на широко рекламируемый "опыт" (который на поверку всегда оказывается мусором и приманкой для амбициозных идиотов в образе "специалистов"), а на то, что тщательно скрывается и что добывать следует методом шпионажа, напряженной интеллектуально-аналитической работой. По крайней мере в такой интеллектуально-аналитической среде сформируется высоко-классная "профессиональная школа", способная воспитывать талантливых и творчески мыслящих специалистов, способных принимать самостоятельные и независимые решения. В то время как сегодняшняя "школа" в сегодняшних условиях воспитывает закомплексованых собственным невежеством попугаев, способных на "эпохальные реформы" типа замену 5-и бальной системы на 10 (12) бальную, замену тематических экзаменов на единый "мультипл чойс" и, естественно, (как же без этого!) "самоотверженную борьбу" с "имперским наследием" – русским языком. Последняя, по нынешним временам, способна оправдать присутствие даже высокопоставленных дебилов "в системе" украинского образования. Аналогично обстоят дела и с финансированием – почему бы не взять кредит на такое полезное и перспективное дело? Однако, делать это можно при наличии, как минимум, трех условий. Первое – зарубежные эксперты и специалисты отдыхают. Ждут, пока их не позовут, для того, что бы выяснить, как они при всей своей цивилизованности и прогрессе умудряются на астрономические деньги налогоплательщиков выпускать из своих колледжей такое количество бестолочей, что не в состоянии существовать без системного вампиризма "мозгов" (в последние десятилетия за счет бывшего СССР и Китая). Второе – банк не сует свой нос в реализуемую концепцию образования. Его дело не более чем услаждаться мыслью о будущих процентных выплатах и утешаться настоящими государственными гарантиями. Третье – и самое важное, у нас самих должно быть реальное и четкое представление о том, за счет чего взятые в кредит деньги образуют "прибавленную стоимость", лишь малая часть которой будет отдана в качестве процента за пользование кредитом. Проще говоря, следует иметь четкую уверенность и конкретное представление о полученном эффекте от вложения взятых в долг средств (впрочем, как и от вложения собственных).

То, что ни одно из перечисленных условий (особенно – третье) не выполняется в рассматриваемом случае – факт очевидный. К нему следует присовокупить еще один аспект – целесообразность (необходимость) такого кредита. Посчитаем. Стоимость строящейся сегодня плохенькой жилой многоэтажки – не менее 2-3 миллионов $. Это – плохенькой и не очень высокой. За год только в Киеве строится не менее двух десятков новых, крутых коробок. В аккурат получается что-то около 60-80 млн.$. Еще одно – государственная поддержка расходов депутатов ВС на их "back office" обходится бюджету в 2 млн. $ в месяц. За четыре года в аккурат получаем требуемую на "равный доступ к образованию" сумму. Не ахти какие это цифры в государственном масштабе – $86 миллионов. Вопрос исключительно в "состоянии ума" политиков (государственных деятелей) и "государственных приоритетах" – производной от этого "состояния". (Справедливости ради следует сказать, что общая сумма проекта – более $100 млн., из которых $86 млн. дает МБ, а $26 млн. – государство. Правда, не представляется никакой возможности проверить, не является ли последняя цифра банальными плановыми статьями госбюджета на сферу образования).

В общем, все вышесказанное никак не благоприятствует радости, ни по обсуждаемому поводу, ни по поводу следующих из него перспектив для украинского образования.

Единственное, что еще стоит прокомментировать – процесс инициации обсуждаемого проекта начался еще при прежней власти (в 2002-2003 годах). На что следует обратить внимание в настоящих комментариях – мы рассматривали ситуационно-контекстную и симптоматичную сторону проекта, а не его внутреннее предметно-морфологическое наполнение (собственно, последнее обсудить не представляется возможным по причине отсутствия доступных документов). Однако, даже при всем теоретически-допустимом совершенстве "механической" профессионально-отраслевой проработки проекта, кардинальное влияние на его результаты будет иметь именно ситуационно-контекстная и конъюнктурная составляющая (т.е. внешние по отношению к проекту факторы). Эта составляющая дает еще меньше поводов для оптимизма. Скорее – для глубокой тревоги о будущем...



Главная страница Информация об ИНСИ Каталог публикаций Форум EMail



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.cibhelion
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное