Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Азербайджан в зеркале СМИ

  Все выпуски  

Азербайджан в зеркале СМИ


Азербайджан в зеркале СМИ

События, факты, комментарии

Автор рассылки - Highlander
Адрес эл. почты:
the_last_highlander@hotmail.com

Адрес Интернет-сайта Автора: http://www.highlander.hut1.ru

10 июня 2007 г.

Выпуск №165

 

ПОЛИТИКА

Баку готов к обсуждению предложения о совместном российско-американском использовании Габалинской РЛС
Российско-американское использование РЛС в Азербайджане породит вопрос военного баланса сил во всем регионе
Cотрудничество в совместном использовании Габалинской РЛС увеличивает стратегический вес Азербайджана
Ариф Юнусов: Не окажется ли Азербайджан жертвой геополитической "разборки" между Москвой и Вашингтоном?
США приведут всевозможные аргументы, чтобы не принять предложение России об эксплуатации Габалинской РЛС
Переговоры между Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым продолжаются в Санкт-Петербурге
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ надеются на конструктивный характер встречи президентов
Араз Азимов назвал выступление российского сопредседателя МГ ОБСЕ "провокацией"
Юрий Мерзляков опроверг сообщения армянских СМИ
Выдвижение армянской стороной вопроса статуса Карабаха на первый план нанесет удар по мирным переговорам
Говорить о больших продвижениях в ходе встречи президентов в Санкт-Петербурге пока рано
Кочарян "не пойдет на попятную": в Ереване и Степанакерте без оптимизма ожидают встречи в Санкт-Петербурге
Политика России в Закавказье нацелена на развитие дружеских отношений с Азербайджаном, Арменией и Грузией
На саммите ГУАМ будет принят документ по сотрудничеству по нераспространению ядерного оружия
Азербайджан заявит на сессии ПА ОБСЕ, что карабахский конфликт мешает экспорту энергоресурсов
МИД Азербайджана: «Не дело Норвегии судить о развитии демократии в Азербайджане»
Глава делегации Азербайджана в ПАСЕ: Тайные тюрьмы к Баку не имеют отношения

ЭКОНОМИКА

Нацбанк Азербайджана планирует выпустить новые денежные банкноты
Проект газопровода Nabukko будет претворен в жизнь до 2012 года
ГНКАР приступит к строительству нового газопровода с месторождения Нефтяные Камни до месторождения Бахар
Баку: Добыча нефти увеличится вдвое
Фонд страхования вкладов начнет функционировать в Азербайджане летом
Правительство Азербайджана может отказаться от финансирования коммерческой ипотеки
Азербайджанская делегация примет участие в работе Парламентской ассамблеи ОЧЭС
НБА намерен увеличить до $0,5 млрд объем переданных в управление валютных резервов

СОЦИУМ

В Москве продолжаются российско-азербайджанские консультации по вопросам телерадиовещания
Состоялась презентация азербайджанской версии MICROSOFT WINDOWS XP
Азербайджанская экспозиция на Венецианском бьеннале, была высоко оценена итальянскими специалистами
Азербайджанцы сменят свои фамилии?
Составлен список 15 тысяч талантливых детей Азербайджана

 

ПОЛИТИКА

Баку готов к обсуждению предложения о совместном российско-американском использовании Габалинской РЛС – глава МИД Азербайджана 

Интерфакс, 08.06.2007, 13:04. Азербайджан готов к проведению консультаций с Россией и США по вопросу о совместном использовании Габалинской РЛС, заявил глава МИД республики Эльмар Мамедьяров.

"В настоящее время позиция Азербайджана, которая поддерживается США и Россией, заключается в том, что необходимо начать консультации в двух- или трехстороннем формате", - сказал Э.Мамедьяров журналистам в пятницу.

"Со своей стороны могу сказать, что Азербайджан к таким консультациям готов", - подчеркнул министр.

Глава МИД отметил, что тема о совместной эксплуатации Габалинской РЛС «давно обсуждалась», в том числе во время визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Баку. «Мы обсудили, что Габалинская РЛС является собственностью Азербайджана, которая передана на временное пользование сроком 10 лет российской стороне»,  напомнил Э.Мамедъяров.

«В данном случае российская сторона вышла на нас с инициативой, что они хотят предложить совместное (с США) пользование (РЛС) или в какой-то форме делиться информацией с США», - сказал министр, отметив, что накануне это же предложение было озвучено главой РФ В.Путиным.

Глава МИД Азербайджана сказал, что не считает, что инициатива российского президента должна вызвать обеспокоенность у Ирана или у других стран, «потому что внешняя политика и позиция Азербайджана в первую очередь строится на основе национальных интересов».

«И поэтому в целом пока рано говорить о том, к какому результату мы придем. Но если переговоры будут, то обсуждения будут проходить на основе национальных интересов Азербайджана. Наша позиция состоит в том, что это (Габалинская РЛС) - собственность Азербайджана, и без Азербайджана какое-либо действие неправильно. Это признают и США и Россия», - подчеркнул Э.Мамедъяров.

Вернуться к оглавлению раздела

Экс-замминистра обороны Армении: Российско-американское использование РЛС в Азербайджане породит вопрос военного баланса сил во всем регионе

ИА РЕГНУМ 16:30 08.06.2007. Предложение России о совместном использовании с США Габалинской РЛС (Азербайджан) в тактическом плане не будет иметь никакого влияния ни на Армению, ни на процесс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил глава постоянной комиссии парламента по обороне, национальной безопасности, экс-заместитель министра обороны Армении, член Армянской Революционной Федерации "Дашнакцутюн" Артур Агабекян.

По его словам, РЛС предназначена для раскрытия летающих объектов на большие расстояния. Кроме того, в военном арсенале Армии обороны НКР и ВС Армении наличествуют такие современные устройства, которые и сегодня позволяют обнаружить военные летающие объекты. "Но в глобальном плане, возможность совместного российско-американского использования азербайджанской РЛС, конечно же, будет иметь определенное влияние, поскольку, в конце концов, встает вопрос военного баланса сил в регионе", - отметил он, добавив, что пока рано говорить о перспективных позитивных или негативных аспектах возможного американо-российского использования РЛС "Дарьял", но, тем не менее, в Азербайджане уже есть положительные отклики на это предложение Владимира Путина.

Артур Агабекян заметил, что принятие предложения России со стороны США зависит от того, какие вызовы ищет каждая сторона в этом регионе. "Стороны должны обсудить, действительно ли обнаруживаемые объекты, которые должны заинтересовать США, находятся в этом большом регионе, и может ли РЛС выполнить эту задачу. А если эта РЛС должна заменить те задачи, которые стояли перед элементами ПРО в Чехии и Польше, то это уже не имеющие ничего общего между собой задачи", - отметил он.

На саммите лидеров G8 в Германии Владимир Путин предложил президенту США совместно использовать арендуемую Россией радиолокационную станцию в Азербайджане. Глава МИД Азербайджана уже выразил готовность Баку к переговорам по этому вопросу "в двух- или трехстороннем формате".

Вернуться к оглавлению раздела

БАКУ, 9 июня – «Новости-Азербайджан», Расим Бабаев. Американо-российское сотрудничество в вопросах совместного использования Габалинской РЛС является позитивным для Азербайджана фактором. Об этом «Новости-Азербайджан» заявил известный политолог Расим Мусабеков, комментируя предложение по совместному использованию Габалинской РЛС, с которым в четверг на встрече с президентом США Джорджем Бушем в рамках саммита глав «большой восьмерки» выступил президент РФ Владимир Путин.

«Во всяком случае Буш назвал это предложение Путина интересным. И в принципе, если будет такое совместное использование Габалинской РЛС не только русскими, но и американцами, это как бы диверсифицирует эту базу и увеличивает стратегический вес Азербайджана», - отметил он.

По его словам, Азербайджан от этого ничего не теряет.

«Раньше РЛС использовался только русскими, будет использоваться теперь и американцами», - подчеркнул Мусабеков.

Однако, по его словам, весь вопрос заключается в том, насколько это соответствует американским планам.

«Во-вторых, безусловно, если будет существовать такое американо-российское сотрудничество с использованием азербайджанской инфраструктуры, то Азербайджан вправе требовать и учета собственных интересов. Это должно найти свое отражение и в контексте карабахского урегулирования, по крайней мере, и в том, что касается гарантий для безопасности Азербайджана в отношении третьих стран», - подчеркнул он.

«Ну и, наконец, речь идет только об РЛС, потому что американская система ПРО предполагает не только использование РЛС, но и установку противоракетных систем в Польше. Важно знать, на сколько все это сочетается, или же все-таки будет подразумеваться и установление этих противоракетных систем где-то», - сказал Мусабеков.

«Поэтому я думаю, что в общем виде это предложение, по крайней мере, для Азербайджана позитивное. Но надо дождаться и того, какие конкретные очертания может принять это соглашение. И, вообще, будет ли достигнуто в этом ключе соглашение между американцами и русскими», - подытожил политолог.

Вернуться к оглавлению раздела

Ариф Юнусов: Не окажется ли Азербайджан жертвой геополитической "разборки" между Москвой и Вашингтоном?

ИА РЕГНУМ 17:58 08.06.2007. Предложение президента России Владимира Путина президенту США Джорджу Бушу о совместном использовании радиолокационной станции (РЛС) вызвало переполох в азербайджанском обществе. В случае согласия американской стороны, в ответ российская сторона обещает не размещать свои ракетные комплексы в непосредственной близости от европейских границ, что позволит устранить возникшие разногласия в связи с планами американцев о размещении системы противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. О ситуации, возникшей после предложения российского президента, предмете возможного сотрудничества Москвы и Вашингтона, а также плюсах и минусах двойного использования Габалинской РЛС для Азербайджана, интервью корреспондента ИА REGNUM в Баку с экспертом, руководителем департамента конфликтологии Института мира и демократии Арифом Юнусовым.

ИА REGNUM: О чем конкретно шел разговор президентов России и США?

Речь идет о расположенной на севере, в 250 км от Баку, в районе села Зараган в Габалинском районе Азербайджана радиолокационной станции "Габала". РЛС была построена в 1985 г. и входила в единую систему слежения за пусками ежконтинентальных баллистических ракет в Южном полушарии. Конкретно Габалинская РЛС контролирует территории Ирана, Турции, почти всех арабских стран на Ближнем Востоке, а также Пакистана, Индии и Китая, Австралии, большую часть Африки и островов в Индийском и Атлантическом океане. После развала СССР, с 1992 г. РЛС стала предметом ожесточенных споров и разногласий между Азербайджаном и России. Наконец, 25 января 2002 г. в ходе визита Путина в Баку проблема была решена: стороны подписали соглашение, согласно которому станция передавалась России в аренду сроком на 10 лет, за что последняя обязалась выплачивать Азербайджану 7 млн. долларов ежегодно. Помимо этого, Азербайджан должен будет получить 31 млн. долларов за использование этой станции с 1997 по 2001 годы. В свою очередь Россия получила право легальной работы своих 1500 военнослужащих на этой стратегически важной для нее РЛС.

ИА REGNUM: Но ведь Конституция Азербайджана четко запрещает использование и размещение на его территории войск иностранного государства...

Да, при подписании возникла эта юридическая проблема, она была решена за счет лингвистической игры - станция получила статус информационно-аналитического центра, который при этом является собственностью Азербайджана. Таким образом, формально речь не шла о военной базе, которая используется другим государством, а эти 1500 российских военнослужащих автоматически превратились в "научных сотрудников". Но эта лингвистическая игра никого не вводила в заблуждение, все было ясно, в чем заключаются основные задачи РЛС и присутствовавших там российских военнослужащих. По этой причине общественность республики не была согласна с договором, в Азербайджане регулярно проводились дискуссии о необходимости приостановления деятельности РЛС и выдворении российских военнослужащих. Ситуация обострилась после неожиданного заявления американского посла Рино Харниша 21 сентября 2005 г.о том, что при участии американцев в Азербайджане строятся две радиолокационные станции (РЛС): одна - на юго-востоке страны, на границе с Ираном близ г. Астара, другая - на северо-востоке, вблизи границы с Россией в горах Кавказа близ г.Хызы. Эта информация еще раз показала, насколько сложной стала внешнеполитическая ситуация для Азербайджана. Ведь теперь оказалось, что в Азербайджане будут сразу три РЛС двух иностранных держав. При этом российская РЛС, фактически, направлена против американцев. Одна американская РЛС направлена на Россию, а другая - на Иран.

ИА REGNUM: И как это восприняли иранские власти?

Естественно, надо иметь в виду и иранский фактор. Да, власти Ирана крайне нервозно отреагировали на сообщение американского посла о новых РЛС на территории Азербайджана. Фактически, Азербайджан оказался вовлеченным в геополитическое противостояние, причем в этом противостоянии азербайджанская сторона играла роль заурядной пешки, от которой ничего не зависело и с которой никто особо считаться не намерен. А это вызывало обоснованную тревогу и обеспокоенность у республиканской общественности, которая выступала против любого присутствия войск иностранных государств.

ИА REGNUM: К чему, по-вашему, приведет предложение Владимира Путина?

Формально, вероятность совместного использования Габалинской не так уж мала. Для этого, в первую очередь, должно быть согласие Азербайджана. Правда, Путин заявил, что накануне он разговаривал по телефону с президентом Ильхамом Алиевым и получил согласие. Однако юридически - налицо неверный подход. На самом деле все должно носить несколько иной характер - российская сторона должна в письменной форме обратиться к официальному Баку со своим предложением и также в письменной форме получить ответ. Но оставим эти юридические тонкости в стороне. Будем исходить из того, что Азербайджан дал согласие и юридическое оформление - вопрос решенный и не самый сложный. Подойдем к вопросу иначе - что это даст Азербайджану?

ИА REGNUM: В стране немало людей, которые, как и вы, считают, что минусов здесь намного больше. Пожалуйста, перечислите их.

Во-первых, как быть тогда с другими американскими мобильными РЛС? Какова будет их роль? Какой будет реакция Ирана? Фактически, мы даем согласие на присутствие в стране помимо российских военнослужащих на "научной станции", военнослужащих еще одной страны - США. То есть, Азербайджан превращается в страну, где сталкиваются интересы как минимум двух - Россия и США, а на деле трех стран - плюс Иран. Где гарантия, что в результате именно Азербайджан и не пострадает? Где гарантия, что в случае возникновения осложнений у Азербайджана с Арменией эти станции не будут использованы против национальных интересов азербайджанской стороны? Да, на деле Москва и Вашингтон говорят о необходимости сотрудничества, но на деле ведь речь идет о нескрываемой конфронтации. Не окажется ли Азербайджан жертвой этой геополитической "разборки"?

ИА REGNUM: Не кажется ли вам, что предложение главы России - своего рода лакмусовая бумага для определения содержимого реальной политики США?

Не кажется ли вам, что предложение главы России - своего рода лакмусовая бумага для определения содержимого реальной политики США? - Я все же полагаю, что реально предложение Путина не будет иметь продолжения. Хотя американцы посчитали это предложение "интересным" и даже пообещали внимательно изучить его, на деле нетрудно понять, что с американской стороны неминуемо последует отказ. И вот почему. Совместное использование предполагает взаимное доверие. А его нет во взаимоотношениях России и США. Допустим, американцам понадобится информация о ситуации в Иране или Ираке. Предоставят ли русские такую возможность и при этом сохранят этот факт в секрете? Не используют ли этот факт потом в своих интересах? Такой гарантии нет. Ведь Южный Кавказ и ситуация на Ближнем Востоке очень сложна, там переплетены интересы многих стран и, в особенности - России и США. Скорее всего, предложение Путина - тонкий и очень хороший дипломатический ход, который позволит России использовать это предложение в пропагандистских целях. Россия позиционирует себя в качестве конструктивной стороны, которая готова на самое разностороннее сотрудничество. И в этой связи США будет сложно найти оправдание для отказа. Не зря Буш в своем ответе туманно указал, что предложение Путина очень серьезное, оно будет рассмотрено, однако необходимо "вначале удостовериться, что каждая сторона полностью понимает позицию другой". В этом ответе Буша уже заложен отказ, но как его потом преподнести - это уже другой вопрос.

Вернуться к оглавлению раздела

БАКУ, 9 июня – «Новости-Азербайджан», Нармина Алиева. США приведут всевозможные аргументы для того, чтобы не принять предложение президента РФ Владимира Путина о совместной эксплуатации в целях противоракетной обороны арендуемой Россией Габалинской радиолокационной станции (РЛС) в Азербайджане, считает председатель Общественного объединения «Офицеры в запасе и отставке», военный эксперт Яшар Джафарли.

 

«США вряд ли пойдут на такой шаг. Скорее всего, они заявят, что необходимо узнать мнение общественности не только Азербайджана, но и всего Южного Кавказа по этому поводу», - сказал Джафарли «Новости-Азербайджан».

 

По словам эксперта, истинной, неразглашаемой для мировой общественности причиной будет то, что США в случае согласия потеряют возможность разворачивания системы ПРО в Европе, благодаря которой они смогли бы контролировать, наряду с Ираном и Южной Кореей, и определенную часть Российской федерации.

 

Джафарли считает, что совместное использование Габалинской РЛС США и Россией может быть выгодно Азербайджану только в том случае, если это будет связано с решением карабахской проблемы, то есть если обе стороны дадут гарантию, что территориальная целостность Азербайджана наконец-то будет обеспечена, Нагорному Карабаху будет предоставлена автономия в рамках Азербайджанской республики, и другие варианты решения армяно-азербайджанского конфликта рассматриваться не будут.

 

«В других аспектах я не вижу никакой перспективы данного предложения для Азербайджана. Я считаю, что в случае совместной эксплуатации ни Россия, ни Америка не будут столь заинтересованы в демократическом развитии Азербайджана, как сейчас», - сказал он.

Вернуться к оглавлению раздела

Переговоры между Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым продолжаются в Санкт-Петербурге

ИА РЕГНУМ 21:18 09.06.2007. В Санкт-Петербурге 9 июня началась встреча президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян, встреча стартовала более 2 часов назад.

Начало переговоров по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта между Кочаряном и Алиевым проходило в присутствии сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова (Россия), Мэтью Брайзы (США) и Бернара Фасье (Франция), а также министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедьярова. Позднее президенты продолжили встречу в формате тет-а-тет. Однако, продолжает Согомонян, после двух часов конфиденциальной беседы Кочаряна и Алиева сопредседатели вновь присоединились к переговорам. По словам Виктора Согомоняна, встреча еще продолжается.

Отметим, что это первая встреча президентов Армении и Азербайджана в 2007 году. 11 мая в Страсбурге в ходе встречи министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна и сопредседателей МГ ОБСЕ обсуждался вопрос возможных встреч глав МИД Армении и Азербайджана, а также президентов двух стран. Позднее, в ходе визита сопредседателей в регион был утвержден график и день встречи президентов Армении и Азербайджана.

Вернуться к оглавлению раздела

БАКУ, 6 июня – «Новости-Азербайджан», Расим Бабаев. Прорыв в переговорном процессе можно ожидать тогда, когда президенты Азербайджана и Армении поручат министрам иностранных дел начать разработку проекта мирного соглашения. Об этом французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье заявил в среду на брифинге в Баку, проведенном посредниками Пражского переговорного процесса по итогам состоявшихся сегодня встреч с президентом Ильхамом Алиевым и главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым.

По его словам, этот прорыв рано или поздно будет достигнут.

«Есть надежда, что встреча президентов Азербайджана и Армении 9 июня в Санкт-Петербурге должна пройти в конструктивном русле и стать достаточно важным шагом вперед в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта», - отметил российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков.

«Определен, по крайней мере, с азербайджанской стороной тот круг вопросов, на который сопредседатели хотели бы получить ответы в результате этой встречи. Этих вопросов, на наш взгляд, еще не окончательно согласованных полностью не так много», - добавил он.

Сопредседатели положительно оценили проведенные сегодня в Баку переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой МИД Эльмаром Мамедъяровым, выразив надежду на успех и ереванских встреч, которые должны состояться в четверг с президентом и главой МИД Армении.


Сопредседатели положительно оценили проведенные сегодня в Баку переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой МИД Эльмаром Мамедъяровым, выразив надежду на успех и ереванских встреч, которые должны состояться в четверг с президентом и главой МИД Армении.

Вернуться к оглавлению раздела

Араз Азимов назвал выступление российского сопредседателя МГ ОБСЕ "провокацией"

ИА РЕГНУМ 17:10 08.06.2007. "У российского сопредседателя Минской Группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова нет ни права, ни основания представлять Нагорный Карабах стороной конфликта. Таким образом он превысил свои полномочия", - заявил сегодня, 8 июня, в Баку журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Он отметил, что Азербайджан опротестовал это заявление и сообщил, что позиция Юрия Мерзлякова не совпадает с официальной позицией России, выполняющей посредническую миссию в урегулировании конфликта, передает корреспондент ИА REGNUM. "Официальная Москва неоднократна раскрывала свою позицию относительно нагорно-карабахского вопроса и заявила, что России признает территориальную целостность и суверенитет Азербайджана".

Напомним, что в ходе визита сопредседателей в Ереван армянская пресса распространила заявление Юрия Мерзлякова о том, что "Россия не признает Нагорный Карабах как независимое государство, однако это не означает, что она признает данную территорию частью Азербайджана". Араз Азимов отметил, что серьезно изучит это заявление: "Если мы получим доказательство того, что Мерзляков выступил с таким заявлением, то потребуем привлечь данное лица к ответственности. Подобное заявление, сделанное накануне встречи президентов, является провокацией. Мы расцениваем это заявление как провокацию и безответственный шаг".

Вернуться к оглавлению раздела

Юрий Мерзляков опроверг сообщения армянских СМИ

09 Июня 2007 [21:45] - Day.Az. Как передает Day.Az со ссылкой на Азербайджанское телевидение, российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков опроверг сообщения армянских СМИ о том, что, находясь в Ереване, он якобы заявил о том, что Россия не признает Нагорный Карабах не только как независимое образование, но и как часть Азербайджана.

«Если вы не слышали такого из моих уст, значит я такого не говорил», - заявил Ю.Мерзляков сегодня журналистам в Санкт-Петербурге перед началом переговоров президентов Азербайджана и Армении.

Встреча президентов И.Алиева и Р.Кочаряна началась около 20:00 по бакинскому времени.

Отметим, что 7 июня армянское издание «Новости - Армения», освещая визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Армению, сообщило, что Юрий Мерзляков заявил: «На сегодня Нагорный Карабах как независимое государство не признано на международном уровне. Наша страна также не признала независимость Карабаха и признает территориальную целостность Азербайджана. Однако это не означает, что мы признаем Карабах как часть Азербайджана».

Вернуться к оглавлению раздела

Выдвижение армянской стороной вопроса решения статуса Нагорного Карабаха на первый план нанесет удар по мирным переговорам, глава МИД Азербайджана

Интерфакс 08.06.2007, 17:30. Возвращение армянской стороны к прежней позиции по решению статуса Нагорного Карабаха в первую очередь сведет к нулю весь прогресс, достигнутый на переговорах, заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.

«Если армянская сторона хочет восстановить свою прежнюю позицию, то есть выдвинуть вопрос решения статуса Нагорного Карабаха на первый план, то это не соответствует основным принципам, обсуждаемым в рамках пражского процесса», - сказал Э.Мамедъяров журналистам в пятницу. Он отметил, что как стороны конфликта, так и международные посредники договорились, что в первую очередь армянские войска должны покинуть оккупированные территории, и там должны быть размещены миротворческие силы, должна быть восстановлена инфраструктура, возвращены вынужденные переселенцы, и лишь после этого может быть рассмотрен вопрос статуса региона.

«Если же армянская сторона вновь поднимает этот вопрос (о рассмотрении в первую очередь вопроса статуса) , то это неконструктивная позиция, и это значит, что они тем самым хотят разрушить все переговоры, длившиеся на протяжении трех лет. Если армянская сторона едет в Санкт-Петербург с такой идеей, то это большой удар по переговорному процессу. Таким образом мы вернемся к исходной точке, и все, чего мы достигли, что мы до сих пор согласовали, будет сведено к нулю. Хотя возможно, что это заявление рассчитано на внутреннее потребление для армянской общественности», - сказал азербайджанский министр.

Вернуться к оглавлению раздела

БАКУ, 5 июня - «Новости-Азербайджан», Муртаза Бунъядлы. Перенесение переговоров на уровень экспертов после встречи президентов в Санкт-Петербурге маловероятно. Об этом в беседе с журналистами сказал во вторник глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмар Мамедъяров.

По его словам, пока еще рано говорить об этом. «На встрече с председателем ОБСЕ мы пришли к согласию, что заранее заявлять общественности о достижении какой-либо договоренности неправильно.

Переговоры должны быть продолжены. Но, после того как общие принципы будут согласованы, эксперты могут работать над соглашением в целом. В эту группу должны быть привлечены эксперты самых различных сфер», - сказал Мамедъяров.

На вопрос о том, «какие результаты ожидаются от встречи в Санкт-Петербурге», министр ответил, что не хотел бы обнадеживать общество тем, что все будет хорошо. «В Санкт-Петербурге также будут обсуждаться лишь основные принципы проблемы. Я не верю в то, что ожидаются большие продвижения. Но говорить и об отсутствии результатов тоже неправильно - каждая встреча президентов сама по себе является шагом вперед. После предстоящей встречи будут даны указания министрам иностранных дел о продолжении переговоров», - отметил Мамедъяров.

Далее министр сказал, что достигнута договоренность по большинству обсуждаемых принципов, в том числе и по вопросам освобождения территорий, и не только Лачинского коридора. «Все районы будут возвращены. Этот вопрос будет решаться поэтапно. Такие процессы происходят не в один день, это невозможно. Но они найдут свое отражение в соглашении, и там будет указано время», - отметил министр.

Мамедяъров также добавил, что по мере освобождения районов, в них будут размещаться миротворческие силы, территории будут также осмотрены международными и местными специалистами. Все это будет осуществляться поэтапно и по графику», - сказал министр.

Разъясняя вопрос  о проведении донорской конференции с целью реализации работ по заселению и восстановлению, министр сказал, что на данном этапе нет необходимости в проведении такого мероприятия. Главное то, чтобы было подписано соглашение, и наши земли были освобождены», - отметил Мамедъяров.

А на вопрос «Может ли в случае провала процесса переговоров начаться война?» министр ответил, что это трудный вопрос. «Кто знает, какова будет ситуация завтра? Это зависит от геополитической ситуации. Нам нужно действовать в соответствии с обстановкой», - сказал министр и добавил, что народы, наоборот, готовы к миру.

Вернуться к оглавлению раздела

Кочарян "не пойдет на попятную": в Ереване и Степанакерте без оптимизма ожидают встречи в Санкт-Петербурге

ИА РЕГНУМ 17:58 08.06.2007. После визита в Армению у сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта оптимизма явно поубавилось, о чем свидетельствуют их заявления в ходе итоговой пресс-конференции в Ереване. После многочисленных заявлений о том, что количество спорных вопросов между сторонами конфликта практически сведено к нулю, на встрече с армянскими журналистами накануне, 7 июня, выяснилось, что круг подобных вопросов, возможно, будет сужен на встрече президентов Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге. Да и то, американский сопредседатель Мэтью Брайза заявил, что никакого "перелома" от этой встречи не ожидает. Между тем еще несколько дней назад именно Брайза выступил с "переломными" заявлениями относительно того, что президенты Кочарян и Алиев практически договорились относительно одного из самых острых вопросов повестки переговоров - судьбы территорий вокруг НКР, находящихся под контролем армянской стороны. В Ереване он назвал договоренность о сдаче территорий вокруг Нагорного Карабаха "базовым принципом".

Сопредседатель Бернар Фасье добавил, что до технических вопросов переговоры еще не дошли. Сопредседатели долго и детально разъясняли журналистам, что подразумевали, говоря о всяческих "прорывах", "переломах" и "успехах". Долго обосновывая причины собственного оптимизма, под занавес пресс-конференции Брайза и вовсе побил рекорд по "несерьезным" высказываниям, заметив, что оптимизм - результат его внутреннего состояния.

Между тем карабахская и армянская стороны накануне встречи президентов Кочаряна и Алиева в рамках неформального саммита СНГ не ожидают принятия конкретных решений или договоренностей по вопросу урегулирования конфликта и исключают подобную возможность до окончания президентских выборов в Армении и Азербайджане. Тем не менее после ряда смелых заявлений международных посредников в Армении поднялась общественная дискуссия, которая выявила круги, опасающиеся односторонних уступок с армянской стороны.

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян считает, что разрешение конфликта при наличии нынешнего "нелогичного и деструктивного формата" вряд ли возможно. Говоря о возможных перспективах возращения территорий зоны безопасности Карабаха, он отметил, что "мы не сможем избежать обсуждения вопроса территорий", добавив, что в настоящее время обсуждается статус Нагорного Карабаха и этот вопрос является приоритетным. "Невозможно получить все, о чем мечтаешь, если же мы будем настаивать на этом, это будет напоминать деструктивную позицию Баку", - заметил президент, указав на готовность обсуждать вопросы, поднятые Баку, не забывая при этом о своих.

Министр обороны Армении Микаэл Арутюнян заметил, что вопрос территорий должны обсудить и решить президенты. Когда будет принято и оглашено соответствующее решение, подобные темы можно обсуждать. В ответ на вопрос, как он в целом оценивает подобную возможность, Арутюнян, напомнив, что министр обороны подчиняется Верховному главнокомандующему - президенту, заявил, что решение Верховного главнокомандующего - закон для министра обороны. Вместе с тем он заметил, что сдача семи районов - "желание кого-то, но это не означает, что все именно так и будет". "Когда президенты договорятся, всем станет все ясно", - заметил министр.

Экс-замминистра обороны Армении член АРФ "Дашнакцутюн", глава постоянной парламентской комиссии по вопросам обороны, нацбезопасности и внутренних дел Артур Агабекян заметил, что нынешние настроения и заявления азербайджанской стороны, а также разговоры в самом Карабахе свидетельствуют о том, что общественность не готова к решению конфликта. "Поэтому у меня нет особого оптимизма в связи с предстоящей встречей президентов Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева", - заметил он. Касаясь перспективы сдачи территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху, он напомнил, что эти районы являются оборонной линией Карабаха и создают значительные возможности для карабахской стороны с точки зрения безопасности. На вышеуказанных территориях проделана большая работа, созданы условия для повышения уровня противостояния в случае нападения на НКР, с этой точки зрения, лучшей оборонительной линии для Карабаха трудно представить. В этой связи, заметил Агабекян, с точки зрения обеспечения безопасности Карабаха, нельзя рассматривать подобный подход в качестве лучшего варианта обеспечения прогресса переговорного процесса, в особенности до окончательного уточнения статуса Нагорного Карабаха.

Экс-министр юстиции, член РПА, глава парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Давид Арутюнян также не ожидает прорыва в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта от встречи президентов. "Тем не менее каждый шаг в направлении обеспечения прогресса приветствуется, в этой связи подобные встречи - необходимость", - считает экс-министр. Что касается перспективы возвращения территорий, он заметил, что, очевидно, решение может быть достигнуто путем компромиссов. Однако говорить об этом вопросе, не будучи детально осведомленным, экс-министр посчитал неверным, поскольку существует множество аспектов оценки того или иного компромисса, и одним из них является вопрос обеспечения безопасности Нагорного Карабаха.

"Относительно предстоящей встречи президентов Армении и Азербайджана у меня лично мало ожиданий", - заявил член фракции "Процветающая Армения", глава парламентской комиссии по вопросам евроинтеграции Авет Адонц. По словам Адонца, после встречи глав МИД двух стран в Баку, как всегда, начался очередной этап агрессивных заявлений. "Я это называю итеративным процессом - каждый раз на уровне министров создается некая позитивная ситуация, а потом становится ясно, что достичь договоренностей на уровне президентов очень трудно", - заметил Адонц, добавив, что "сегодняшние настроения в Баку отнюдь не свидетельствуют о том, что Ильхам Алиев едет в Санкт-Петербург для достижения каких-либо договоренностей". Комментируя вопрос о возможном возвращении территорий, он заметил, что, не зная подробностей переговорного процесса, сложно говорить о каких районах идет речь - о семи, пяти или трех. "Я думаю, что речи о семи районах идти не может", - считает Адонц. Он уверен, что вариант анклава для Карабаха исключен, поэтому уже автоматически речи о семи районах идти не может. При этом, считает Адонц, вопрос о сроках возвращения и количестве территорий может обсуждаться только после решения главного вопроса - статуса Нагорного Карабаха, а также открытия коммуникаций. В свою очередь, глава фракции Республиканской партии Армении (РПА) Карен Карапетян также полон пессимизма относительно предстоящей петербургской встречи президентов. "Некоторые процессы, конечно, протекают, но до окончания президентских выборов я не ожидаю серьезной активности в процессе переговоров", - отметил он, добавив, что это осознают также и посредники. По мнению Карапетяна, до окончания электоральных процессов, возможно, будут созданы некоторые предпосылки с точки зрения уточнения принципов, но не более того. Касаясь возможности сдачи территорий, Карапетян заметил, что его точка зрения не отличается от официальной позиции Еревана. В свое время, напомнил глава фракции, парламентарии приняли заявления по поводу сдачи территорий, в котором, в частности, отмечались 3 принципа, которые должны быть обеспечены в данном случае. Это обеспечение безопасности Нагорного Карабаха, неприемлемость анклавного существования и уточнение статуса Карабаха, заметил Карапетян. "Я считаю, что армянская сторона никогда не даст согласия на вариант, который будет угрожать безопасности Нагорного Карабаха", - заключил он.

Член парламентской оппозиционной фракции "Наследие" Лариса Алавердян заметила, что армянская сторона превратила эти территории в предмет торга, изменив первоначальную формулировку "карабахский конфликт" на "нагорно-карабахский конфликт". "Как бы наши политические деятели ни называли эти территории - "пояс безопасности" или "обруч безопасности", они были и остаются территориями Низинного Карабаха", - заявила Алавердян. Что же касается сдачи территорий в обмен на проведение референдума, то это, по мнению Алавердян, все равно что "менять свое на свое". "Нельзя забывать, что Северный Карабах, а также часть Нагорного Карабаха все еще остаются под контролем Азербайджана и переговоры по урегулированию конфликта необходимо начинать именно с этого вопроса", - считает она. Касаясь возможности подписания договора о мире либо пакета договоренностей по урегулированию конфликта, Алавердян заметила, что, с точки зрения международного права, "подпись президента Армении Роберта Кочаряна под любым международным документом по Карабаху не стоит и гроша". В любой момент, заявила она, в Карабахе найдутся как минимум 10 тысяч мужчин и женщин, которые с оружием в руках будут защищать территории, ставшие предметом торга, поскольку для них "это не просто клочок земли - это Родина".

Глава парламентской фракции "Процветающая Армения", видный предприниматель Гагик Царукян заметил, что альтернативы независимости Нагорного Карабаха не видит. "Народ Нагорного Карабаха добивался независимости потом и кровью, во имя достижения высшей цели карабахский народ заплатил самую высокую цену - жизнь своих сыновей, поэтому иного варианта разрешения карабахской проблемы просто быть не может", - заявил он. Что касается сдачи территорий, то Царукян не исключил, что "можно уступить часть земельных участков после признания независимости Нагорно-Карабахской Республики".

Для депутата парламента Армении генерала в отставке Сейрана Сарояна вопрос Нагорного Карабаха практически решен. "Однозначно вопрос будет решен в нашу пользу. Действующий президент из тех людей, которые никогда не идут на попятную", - заметил он. Сароян отказался обсуждать перспективу сдачи территорий даже в качестве абстрактной возможности. "Ничего подобного нет, все это враки, я же вам говорю, наш президент не из тех, кто отступает", - заявил Сароян, посчитав на этом тему возврата территорий исчерпанной.

Вернуться к оглавлению раздела

Сергей Лавров: «Политика России в Закавказье нацелена прежде всего на развитие дружеских, взаимовыгодных отношений с Азербайджаном, Арменией и Грузией»

07 Июня 2007 [19:27] - Day.Az. Эксклюзивное интервью Day.Az с министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым.

- Как известно, В.В.Путин покидает в следующем году пост Президента России. Как Вы думаете, при следующем Президенте изменится ли внешняя политика России и ее приоритеты?

- Убежден, что внешняя политика России не претерпит фундаментальных изменений. Развитие международной ситуации показывает, что принципы, на которых зиждется внешняя политика страны, сохраняют свою актуальность. Проведенный нами по поручению Президента В.В.Путина Обзор внешней политики страны подтвердил, что полностью оправдал себя сделанный нами выбор в пользу прагматизма, многовекторности, твердого, но без скатывания к конфронтации, отстаивания национальных интересов, выстраивания отношений с партнерами на основе взаимного учета интересов и взаимной выгоды. Сотрудничать на иных условиях у нас нет оснований.

Реакция в мире на внешнюю политику России подтверждает жизнеспособность и востребованность такой линии в международных делах. Кому-то это не нравится, но это те силы, которым еще предстоит вписаться в новую систему координат международных отношений. Это требует отказа от иллюзий и предрассудков прошлого. Процесс этот болезненный – знаем по себе. Но чем раньше все наши партнеры встанут на почву реальности, тем лучше.

Опыт последних лет однозначно говорит о том, что нет и не может быть разумной альтернативы многосторонней дипломатии как главному инструменту регулирования международных отношений на глобальном и региональном уровнях. Глобализируются не только возможности, но и вызовы и угрозы. Любые попытки обойти эту реальность оборачиваются провалом – об этом красноречиво свидетельствует опыт того же Ирака. Наша внешняя политика нацелена на поиск такого баланса интересов всех участников международного общения, при котором все чувствовали бы себя в безопасности и получали равные возможности для развития, равный доступ к преимуществам глобализации. При этом намерены и впредь проводить открытую внешнюю политику, не затушевывая реальных проблем, но и не драматизируя разногласий с партнерами. Впереди у нас - огромный массив совместной работы по вопросам, где у нас совпадают интересы и анализ, а таких немало.

Исходим из принципа неделимости безопасности – как в масштабе всего мира, так и в регионах, включая Европу. Если односторонние шаги наших партнеров будут наносить ущерб нашей безопасности, то будем вынуждены реагировать, но в пределах разумной достаточности, в рамках необходимого для восстановления нарушенного баланса сил, поддержания стратегической стабильности. Мы против новой гонки вооружений. Следует заметить, что стратегическая стабильность – важнейший фактор обеспечения пространства свободы в международных отношениях, когда государства могут не опасаться стать объектом угроз, давления и диктата со стороны держав, обладающих подавляющим военным превосходством.

В урегулировании конфликтов решающую роль будут и дальше играть опора на международные правовые нормы, вовлечение проблемных стран в конструктивный диалог, а не их изоляция. В пользу международного правопорядка высказались в своем Заявлении о верховенстве права мининдел стран «Группы восьми» (30 мая с.г., Потсдам). Именно такой подход мы предлагаем в ближневосточном урегулировании, в ситуации вокруг Ирана, ядерной проблемы Корейского полуострова, других региональных кризисов. Современные проблемы не имеют силовых решений, что лишний раз говорит в пользу безальтернативности политико-дипломатических методов урегулирования. Без компромиссов не обойтись, а это требует того, чтобы все стороны были готовы идти на уступки.

Для России не стоит вопрос о смене курса в международных делах. Мы находимся в основном потоке международной жизни. Наша дипломатия исходит из определяющих тенденций современного мирового развития. Разумеется, мы будем вносить определенные коррективы в нашу линию на конкретных направлениях. Но в своих базовых элементах наша внешнеполитическая стратегия обращена в будущее и будет надежно обеспечивать интересы России на обозримую перспективу.

- Президент Азербайджана категорически против каких-либо военных действий против Ирана. Позиция России точно такая же. Если США все-таки пойдут на то, чтобы нанести удары по Ирану, есть ли план совместных действий противников войны в регионе?

- Нет, по существу, ни одного голоса в мировом сообществе, который бы прозвучал в поддержку военного решения проблемы, сложившейся вокруг иранской ядерной программы. Такого решения просто не существует.

Против попыток реализации силового сценария в отношении Ирана выступают прежде всего страны региона. И это понятно. Ведь для них в первую очередь последствия вооруженной акции против Ирана будут наиболее пагубными. Непредсказуемым развитием событий она обернется и для всего мира. Речь, в частности, может идти об усилении радикальных позиций в мировой исламской умме, взрыве международной террористической активности. Может быть, кому-то это надо для выстраивания в мире новой биполярной конструкции по цивилизационному принципу.

В настоящее время Россия совместно с ведущими странами Евросоюза, Китаем прилагает максимальные усилия для того, чтобы не допустить эскалации напряженности вокруг Ирана и добиться запуска переговорного процесса. Подключились к этим усилиям и американцы.

Недавно впервые после Исламской революции 1979 года США и Иран вступили в официальный диалог, пока – по теме иракского урегулирования. Завязавшийся разговор вселяет надежду на снижение накала разногласий между Вашингтоном и Тегераном, постепенный выход обеих сторон на обсуждение всего комплекса интересующих их проблем, а в конечном счете – на нормализацию отношений. От этого выиграл бы весь регион, да и глобальная политика в целом.

Очевидно, что любое применение силы против Ирана поставит крест на многосторонних усилиях по урегулированию ситуации вокруг ИЯП. Если они возобновятся, то с совершенно иной точки отсчета. Безопасности региона будет нанесен непоправимый ущерб. Убежден, что эта ситуация, как и другие международные проблемы, не имеет силового решения. Отсюда и вывод о безальтернативности ее политико-дипломатического урегулирования, т.е. путем переговоров, взаимных уступок и компромиссов. Всем сторонам нужно проявить выдержку и запастись терпением.

- Господин министр, каковы, на Ваш взгляд, сегодня основные интересы Российской Федерации в Закавказье?

- Политика России в Закавказье нацелена прежде всего на развитие дружеских, взаимовыгодных отношений с Азербайджаном, Арменией и Грузией, поддержание совместными усилиями мира и стабильности в регионе, обеспечение условий для безопасной, спокойной и созидательной жизни проживающих здесь народов. Надо сказать, что по ряду направлений эта задача решается, причем довольно успешно. Так, в русле согласованной линии на стратегическое партнерство России и Азербайджана укрепляются наши политические, торгово-экономические и гуманитарно-культурные связи. Набирает обороты многостороннее взаимодействие международных организаций на Южном Кавказе.

Россия заинтересована в мирном разрешении споров и конфликтов в Закавказье, вносит свой вклад в продвижение переговорного процесса и достижение устраивающих все вовлеченные стороны компромиссов. Думаю, такой последовательный принципиальный подход, воплощающийся в практические дела, – лучшее подтверждение несостоятельности попыток приписать нам некие имперские амбиции.

- Какова позиция России в вопросе урегулирования в Нагорном Карабахе?

- Наша позиция на этот счет хорошо известна. Вместе с США и Францией Россия как Сопредседатель Минской группы ОБСЕ оказывает активное содействие Баку и Еревану в поиске взаимоприемлемого решения по Нагорному Карабаху. На днях в Потсдаме министры иностранных дел «восьмерки» высказались в поддержку усилий Минской группы, призвали президентов Азербайджана и Армении согласовать взаимоприемлемые принципы урегулирования, что открыло бы путь к устойчивому мирному разрешению нагорно-карабахского конфликта. Время не ждет.

- Господин Министр, три последних министра иностранных дел Российской Федерации так или иначе связаны с Грузией. Евгений Примаков вырос в Тбилиси, у Игоря Иванова мать грузинка, у Вас тбилисские корни, однако отношения с Грузией катятся по наклонной, и, конечно же, напряженность чувствует весь регион Южного Кавказа. Есть ли перспективы нормализовать и стабилизировать взаимоотношения с Грузией?

- «Грузинские корни» руководителей МИД России, как и целого ряда других видных государственных деятелей, множества представителей российской политической, деловой и культурной элиты, - наглядное воплощение тесных многообразных связей, многовековых традиций дружбы между нашими народами. Неудивительно поэтому, что сегодняшнее кризисное состояние российско-грузинских отношений глубоко заботит не только российское руководство, но и общественность, творческие и научные круги, интеллигенцию страны.

Напряженность с Грузией – не наш выбор. Искренне стремимся к налаживанию конструктивного диалога и сотрудничества. Но, как известно, для танго нужны двое. Нормализация станет возможной, если грузинские власти прекратят враждебные выпады вроде недавно поданного в Страсбургский суд демонстративного межгосударственного иска к России, откажутся от своего опасного и безответственного курса в отношении Абхазии и Южной Осетии, чреватого кровопролитием у наших южных границ. Ждем, что в Тбилиси осознают бесперспективность и пагубность такой политики.

- Многие азербайджанские политологи заметили амортизирующую роль Азербайджана в ГУАМ, а также на недавнем энергетическом саммите в Кракове на фоне стран, которые отличаются, мягко говоря, не всегда дружественной риторикой по отношению к России. Согласны ли Вы с этим мнением?

- Россию и Азербайджан соединяют прочные узы взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах. Они важны для наших стран, и мы настроены на их всемерное укрепление. Российской внешней политике чуждо стремление противопоставлять различные государства и организации друг другу. Тем не менее, мы, конечно, отмечаем порой присущую ГУАМ тенденциозность, несбалансированность действий на международной арене. Тем ценнее для нас ответственная, взвешенная линия Азербайджана. Убеждены, что она в полной мере отвечает и жизненным интересам самого азербайджанского народа, российско-азербайджанского партнерства, которое развивается к взаимной выгоде и не против кого бы то ни было.

Вернуться к оглавлению раздела

На саммите ГУАМ будет принят документ по сотрудничеству и обмене консультациями по нераспространению ядерного оружия

Интерфакс 08.06.2007, 17:30. Предстоящий в Баку саммит ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) укрепит эту организацию как международную структуру, заявил журналистам министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.

«Мы считаем, что саммит ГУАМ 18-19 июня создаст возможности для укрепления ГУАМ как международной организации», - сказал Э.Мамедъяров журналистам в пятницу.

«На саммите предполагается подписание документа по сотрудничеству и обмене консультациями по нераспространению ядерного оружия», - отметил он.

По словам министра, это будет второй после киевского саммит ГУАМ. «Теперь уже и секретариат организации приступил к деятельности, он работает, назначен генеральный секретарь. На этом саммите страны ГУАМ, обсуждая общие вопросы, рассмотрят вопрос усиления правовой базы», - отметил Э.Мамедъяров.

«Кроме этого на саммите ожидается участие в широком составе наблюдателей из других стран на уровне президентов, глав МИД», - добавил глава МИД Азербайджана.

Вернуться к оглавлению раздела

Азербайджан заявит на сессии ПА ОБСЕ, что карабахский конфликт мешает экспорту энергоресурсов

Интерфакс 08.06.2007, 17:29. Вопрос о необходимости решения нагорно-карабахского конфликта в целях обеспечения мира в регионе и безопасной транспортировки энергоресурсов в Европу будет поднят азербайджанской стороной в ходе летней сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.

«Азербайджанские парламентарии намерены поднять на сессии ПА ОБСЕ вопрос о необходимости скорейшего решения карабахской проблемы как для обеспечения условий, необходимых для достижения мира в регионе и безопасной транспортировки энергоресурсов из Каспия в Европу», - сообщили в пятницу агентству «Интерфакс-Азербайджан» в международном отделе аппарата Милли меджлиса.

По словам собеседника агентства, указанный вопрос будет поднят азербайджанскими парламентариями при обсуждении вопроса региональной энергетической безопасности в ходе предстоящей 5-9 июля в Киеве 16-й летней сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. «В качестве угрозы как для региона, так вопросов энергетической безопасности, будут также указаны факты нарушения армянской стороной режима прекращения огня и поджогов ими оккупированных территорий Азербайджана», - сказали в Милли меджлисе.

На летней сессии ПА ОБСЕ также будут обсуждены ситуация в Беларуси, выполнение обязательств, взятых странами-членами перед ОБСЕ, демократическое развитие и стандарты выборов, свобода прессы, защита прав меньшинств, борьба с коррупцией, миграция, торговля людьми. На заседании будут также заслушаны доклады по проблемам Средней Азией и Гуантанамо.

Вернуться к оглавлению раздела

МИД Азербайджана: «Не дело Норвегии судить о развитии демократии в Азербайджане»

08 Июня 2007 [20:20] - Day.Az. Ответ официального представителя МИД Азербайджана на заявления министра иностранных дел Норвегии ЕП Йонаса Гара Сторе. 6 июня сего года в информационном агентстве «Туран» появилась информация о том, что министр иностранных дел Норвегии ЕП Йонас Гар Сторе заявил, что Норвегия открыла посольство в Баку только из-за азербайджанской нефти.

Day.Az обратился в Министерство иностранных дел (МИД) Азербайджана для получения официального комментария по данному вопросу.

«Мы считаем важным в первую очередь проверить, насколько точно информационное агентство «Туран» передало заявления, приписываемые министру Гар Сторе, поскольку трудно поверить, что министр иностранных дел настаивает, что открытие норвежских посольств за рубежом связано с нефтью», - подчеркнул в беседе с корреспондентом Day.Az официальный представитель МИД Азербайджана.

Следует отметить, что наряду с вышеупомянутым заявлением министра иностранных дел Норвегии, он также подчеркнул, что положение со свободой слова в Азербайджане ухудшается.

Касаясь данного вопроса, официальный представитель МИД Азербайджана подчеркнул:

«Важно иметь в виду, что Азербайджан самым активным образом сотрудничает в области развития прав человека, гражданских свобод и строительства демократии в целом со всеми международными организациями, включая ООН, Совет Европы, ОБСЕ и др.

Развитие демократии, включая вопросы свободы средств массовой информации, является сознательным выбором Азербайджана, сделанным не для международного сообщества или отдельных его членов. Таким образом, мы ни в коем случае не считаем себя ответственными в этом отношении перед каким бы то ни было иностранным государством, включая Норвегию.

Не дело Норвегии судить о развитии демократии в Азербайджане. Норвежской стороне необходимо проявлять осторожность при выборе слов и выражений, с тем, чтобы ее заявления не расценивались как вмешательство во внутренние дела другого государства».

Вернуться к оглавлению раздела

Глава делегации Азербайджана в ПАСЕ: Тайные тюрьмы к Баку не имеют отношения

ИА РЕГНУМ 15:14 09.06.2007. На заседании Комитета по правовым вопросам и правам человека в офисе Совета Европы 8 июня в Париже состоялось обсуждение целого ряда вопросов, в том числе связанных с тайными тюрьмами в странах - членах Совета Европы, сообщает телеканал АзТВ.

По словам руководителя делегации парламента Азербайджана в ПАСЕ, члена комитета Самеда Сеидова, Азербайджан наладил сотрудничество с Комитетом по правовым вопросам и правам человека на высоком уровне. "Азербайджан внимательно подходит к каждому вопросу - объекту обсуждения. Это касается и обсуждения подготовленного Диком Мартином доклада о тайных тюрьмах, вызвавшего большой резонанс в Европе. Мартин сообщил, что обратился с письмом по данной проблеме к государствам-членам Совета Европы, в том числе к Азербайджану. Азербайджанская сторона своевременно представила докладчику конкретные сведения во всесторонней и прозрачной форме. Факты и вопросы в представленных ответах еще раз свидетельствуют о том, что проблема, связанная с тайными тюрьмами, не имеет к стране никакого отношения. Азербайджан является страной, соблюдающей международные законы и правила, и ни одна организация или страна не может обвинить Баку в данном вопросе", - заявил он.

Сеидов также отметил, что делегация Азербайджана обстоятельно ответила на обращения докладчика, связанные с тайными тюрьмами. "Генеральному секретарю Совета Европы, комитету и его докладчику была предоставлена информация о незаконных полетах над территорией Азербайджана, по каждому вопросу, связанному с страной. Они отметили, что получили полную информацию об Азербайджане, что в данном вопросе нет никаких разногласий", - заявил он.

Вернуться к оглавлению раздела

ЭКОНОМИКА

Нацбанк Азербайджана планирует выпустить новые денежные банкноты 

Интерфакс 08.06.2007, 14:56. Национальный банк Азербайджана в перспективе планирует ввести в обращение еще две новые денежные банкноты, заявил на пресс-конференции в пятницу председатель правления НБА Эльман Рустамов.

«Мы рассматриваем вопрос введения новых банкнот. Номинал одной может быть 200 манатов, а у другой еще не определен», - сказал он.

По его словам, также, в перспективе Нацбанк планирует заменить денежные банкноты достоинством в 1 и 5 манатов на металлические деньги.

 «На эти банкноты нагрузка очень большая. И эта мера предпринимается с возможностью их сохранения, поскольку срок их годности 1,5-2 года. Существует «политика чистых денег», и мы предусматриваем их замену с тем, чтоб они сильно не деформировались. Естественно металлические деньги будут более устойчивые и более подходящие для этой цели», - заключил он.

С 1 января 2007 года в Азербайджане действуют новые денежные знаки, что связано с деноминацией азербайджанского маната.

Азербайджанский манат деноминирован в 5 тыс. раз с 1 января 2006 года в соответствии с указом президента страны "Об изменении номинальной стоимости денежных знаков и масштаба цен (деноминации)" от 7 февраля 2005 года. В 2006 году в результате деноминации в обращение выпущены металлические монеты номиналом в 1, 3, 5, 10, 20 и 50 гяпик, а также 1, 5, 10, 20, 50 и 100 манат.

В течение 2006 года деньги нового и старого образца имели параллельное хождение, а с 2007 года в обращении находятся только деньги нового образца.

Вернуться к оглавлению раздела

Проект газопровода Nabukko будет претворен в жизнь до 2012 года

ИА РЕГНУМ 16:52 09.06.2007. Азербайджан ясно и решительно заявил о присоединении к проекту Nabukko, который будет претворен в жизнь до 2012 года. Об этом, как сообщает ИА REGNUM, заявил в Баку управляющий директор международного газопровода Рейнхард Митчек. "Мы поддерживаем и высоко оцениваем позицию Азербайджана, обладающего богатыми нефтяными и газовыми запасами Каспийского региона", - заявил он.

По его словам, проектная стоимость трубопровода протяженностью 3,3 тыс. километров, соединяющего Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию, по предварительным подсчетам, составляет $5 млрд.

Половину средств выделят компании из отмеченных стран. Для определения инвесторов остальных средств ведутся переговоры с международными финансовыми структурами и компаниями ряда стран. 2 тыс. километров трубопровода, годовая транспортировка газа по которому, согласно прогнозам, составит 30-31 млрд. кубометров, будет проходить по территории Турции.

Становится реальностью транспортировка в Европу по данному маршруту газа из Ирана, Ирака, Туркмении, Каспийского и Черноморского регионов вместе с Египтом. Европейский Союз, предоставив официальную поддержку этой идее, назначил специального координатора проекта.

Вернуться к оглавлению раздела

ГНКАР в сентябре приступит к строительству нового газопровода с месторождения Нефтяные Камни до месторождения Бахар

Интерфакс 08.06.2007, 18:39. Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) намерена в сентябре приступить к строительству нового подводного газопровода с установки сбора газа на месторождении Нефтяные Камни до месторождения Бахар, говорится на официальном сайте компании.

«В июле-августе на предприятии EUPEC будет осуществлено обетонирование труб для газопровода, а его строительство начнется с 15 сентября с трубоукладчика «Сулейман Везиров». Газопровод диаметром 508 мм, протяженностью 66,5 км и пропускной способностью 5-5,5 млн кубометров газа в сутки соединит установку сбора газа на месторождении Нефтяные Камни с месторождением Бахар. Глубина воды вдоль трассы трубопровода варьируется от 10-12 метров до 30 метров», - отмечается в сообщении.

Как подчеркивается в пресс-релизе, строительство трубопровода будет осуществлять трест «Нефтегазстрой». Он предназначен для транспортировки на берег газа, добытого с мелководной части месторождения Гюнешли. Его строительство осуществляется в рамках газовой программы ГНКАР 2006-08 гг., предусматривающей увеличение газодобычи с месторождений Госнефтекомпании. В частности, в соответствии с данной программой, предусматривается увеличение добычи газа с месторождения «Гюнешли» в 2008 году в 2 раза.

Новый газопровод будет построен в 50-100 метрах от газопровода, проложенного месторождениями Бахар и Нефтяные Камни в 2003 году.  

Разработка мелководной части месторождения Гюнешли ведется с 1980 года. Оно расположено к юго-востоку от Апшеронского полуострова и обеспечивает до 65% добычи азербайджанской нефти и 83% морской добычи  страны. Остаточные запасы площади оцениваются в 180 млн. тонн нефти. Поставки газа на берег с месторождения Гюнешли осуществляются через инфраструктуру, имеющуюся на месторождениях Бахар и Нефтяные Камни.

Месторождение Нефтяные Камни разрабатывается с 1949 года. За весь период эксплуатации с месторождений Нефтяные Камни и Грязевая сопка добыто 173 млн. тонн нефти. Остаточные запасы месторождений составляют порядка 30 млн. тонн.

В настоящее время общая добыча газа на собственных месторождениях ГНКАР достигает 15 млн. кубических метров в сутки, что является рекордным показателем. В результате реализации данной газовой программы объем сдачи государству газа со стороны Госнефтекомпании  увеличится до 8 млрд кубометров в 2008 году, что в 2,5 раза превышает аналогичный показатель 2005 года.

Вернуться к оглавлению раздела

Баку: Добыча нефти увеличится вдвое

     emarket.az [08.06.2007 15:36] Азербайджан к 2011 году будет добывать 65 млн тонн нефти в год, что в 2 раза превышает показатель прошлого года. Об этом сообщил президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев на 14-й ежегодной конференции Caspian Oil&Gas.
   
   "С начала процесса нефтедобычи за 150 лет в Азербайджане добыто 1,5 млрд тонн нефти. В 2006 году добыча нефти составила 32,3 млн тонн, что является рекордным показателем. В текущем году нефтедобыча составит 43 млн тонн, а в 2010 году - 65 млн тонн", - сказал он. Рост будет обеспечен не только за счет наращивания добычи с блока месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, но и за счет реконструкции старых месторождений, бурения новых скважин, обновления инфраструктуры и коммуникаций.
   
   "Теперь перед ГНКАР поставлена задача по увеличению добычи газа. В 2008 году ГНКАР планирует довести объем сдачи газа государству до 8 млрд кубометров", - сказал Р. Абдуллаев.
   
   По его словам, Азербайджан в настоящее время экспортирует не только нефть, но и газ. "Благодаря реализации трубопроводных проектов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум Азербайджан превратился в одного из крупных участников по обеспечению энергобезопасности в Европе", - сказал глава ГНКАР.
   
   Он отметил, что в декабре 2006 года началась промышленная добыча на месторождении Шах-Дениз. За этот период на месторождении добыто в целом 480 млн кубометров газа, в 2015 году объем добычи достигнет 20 млрд кубометров газа в год. Запасы месторождений Азери-Чираг-Гюнешли составляют около 1 млрд тонн нефти, а запасы месторождения Шах-Дениз - порядка 1,2 трлн кубометров газа.

Вернуться к оглавлению раздела

Фонд страхования вкладов начнет функционировать в Азербайджане летом

Интерфакс 08.06.2007, 15:02. Фонд страхования вкладов Азербайджана начнет функционировать в течении 1-2 месяцев, сообщил председатель правления Нацбанка Азербайджана Эльман Рустамов на пресс-конференции в пятницу.

По его словам, уже сформирован Совет попечителей Фонда, который по инициативе Нацбанка возглавил председатель Наблюдательного Совета Азеригазбанка Чингиз Асадуллаев.

«Азеригазбанк является единственный частный банк, представленным в совете, и поэтому мы сочли этот вариант наиболее эффективным, а совет попечителей поддержал наши предложения», - сказал Рустамов.

«В настоящее время Нацбанк Азербайджана ведет оценку банков, вклады которых могут быть застрахованы фондом. В ближайшее время завершится процесс их отбора. Предварительную оценку уже прошли порядка 20-ти банков, но это еще не окончательное решение, поскольку оценка второй группы банков завершится после 1 июля по анализу состояния выполнения банками минимального требования к совокупному капиталу», - сказал он.

По словам Э.Рустамова, сейчас идет процесс государственной регистрация фонда в Министерстве юстиции, отбор кадров, внедрение IT-технологий. В настоящее время подготовлена программа по организационной деятельности фонда, которая представлена в совет попечителей на рассмотрение.

Закон “О страховании вкладов” вступил в силу с февраля 2007 года.

Согласно закону, банки, являющиеся членами фонда, должны внести разовый членский взнос в размере 10 тыс. манатов. Календарные выплаты со стороны банков в первый год составят 0,15% от среднедневного остатка по застрахованным вкладам, а в последующие годы – 0,125%. При этом если страховые резервы фонда достигают 5% от объема застрахованных вкладов, то Совет попечителей может принять решение о снижении тарифов на календарные платежи или вообще приостановить их.

При этом членство в этом фонде будут иметь только финансово-здоровые банки. Исходя из этого, банк при заключении с вкладчиком договора о вкладе обязательно должен указывать, попадает ли этот вклад под действие этого закона.

Однако, закон предусматривает применение ряда ограничений на страхование вкладов. В частности, вклады, проценты по которым будут превышать минимум в 1,8 раз размер учетной ставки НБА не будут страховаться, так как они относятся к группе высокорискованных вкладов.

По закону, в случае возникновения проблем у банков, владелец вклада может рассчитывать на получение компенсации. В частности, вклады, осуществленные до 1 января 2008 года и суммой до 4 тыс. манатов будут компенсированы в полном объеме. До 1 января 2010 года сумма вклада, который будет компенсирован полностью, увеличивается до 6 тыс. манатов, а с 2010 года – до 8 тыс. манатов.

Вернуться к оглавлению раздела

Правительство Азербайджана может отказаться от финансирования коммерческой ипотеки

Интерфакс 08.06.2007, 16:13. Правительство Азербайджана должно отказаться от финансирования коммерческой ипотеки и направлять выделяемые из госбюджета Азербайджанскому ипотечному фонду средства только на финансирование социальной ипотеки, заявил председатель правления Нацбанка Эльман Рустамов журналистам в пятницу.

«Коммерческая ипотека должна быть рыночной и должна финансироваться рыночными средствами», - сказал он.

«Если мы хотим развития ипотеки и широкого распространения, привлечения внутренних и зарубежных источников, то обязательно коммерческую ипотеку надо выдавать по коммерческим условиям», - отметил Э.Рустамов.

«К концу 2007 года мы рассмотрим ситуацию с ипотечным кредитованием и достаточностью средств в ипотечном фонде. Коммерческая ипотека должна развиваться за счет собственных средств или привлеченных ресурсов банков. Тогда как социальная ипотека должна оставаться в полном финансировании госбюджета», - сказал Э.Рустамов.

По его словам, Нацбанк провел мониторинг около 200 выданных ипотечных кредитов.

«Ипотечное кредитование – новый процесс для Азербайджана и мы хотим повысить эффективность как АИФ, так и банков-агентов», - отметил он.

Кроме того, глава Нацбанка сообщил, что начала деятельности Гарантийного фонда ипотечных кредитов можно ожидать в течении 1-1,5 месяцев.

Целью создания Гарантийного фонда является снижение первых взносы для получения ипотечного кредита от 15% до 0% от стоимости имущества. Таким образом, возможно будет получать 100% кредит. Фонд также создаст возможность для уменьшения финансовых рисков.

Как сообщалось ранее, с начала ипотечного кредитования по линии АИФ выдано 1348 кредита на сумму более 50 млн манатов.

АИФ учрежден при Национальном банке Азербайджана и в марте 2006 года приступил к выдаче ипотечных кредитов. В 2006 году на выдачу кредитов из госбюджета было выделено 26 млн манатов, а в 2007 году будет выделено еще 20 млн манатов.

По стандартным условиям максимальная сумма для одного ипотечного кредита составляет 50 тыс. манатов, максимальный срок кредитования 25 лет, максимальная процентная ставка по кредиту - 8% годовых.

По льготным ипотечным кредитам, максимальная сумма составляет 35 тыс. манатов, а годовая ставка до 4% годовых, котировочная ставка составит 1%. Кредиты могут выдаваться на срок от 3 лет до 30 лет.

Вернуться к оглавлению раздела

Азербайджанская делегация примет участие в работе Парламентской ассамблеи ОЧЭС

09 Июня 2007 [18:25] - Day.Az. 11 июня парламентская делегация Азербайджана отбудет в болгарский город Варну для участия в 29-м пленарном заседании Парламентской ассамблеи Организации черноморского экономического сотрудничества. Об этом сообщили в пресс-службе Милли Меджлиса Азербайджана.

Мероприятие продлится 3 дня. Зампред ОЧЭС, глава азербайджанской делегации в организации Асеф Гаджиев выступит с докладом на тему «Сотрудничество между странами ОЧЭС в области высоких технологий», а также изложит позицию нашей страны в дискуссиях по партнерству между организацией и Евросоюзом.

Другие члены азербайджанской делегации представят доклады на различные темы, в частности, по вопросам расширения Евросоюза, Болонского процесса и реформ в системе высшего образования, положения рыболовства и т.д.

На сессии будут обсуждены правовые и политические, торгово-экономические, технологические, экологические, культурные и образовательные вопросы. В итоге мероприятия председательство в ОЧЭС перейдет к Болгарии.

Вернуться к оглавлению раздела

НБА намерен увеличить до $0,5 млрд объем переданных в управление валютных резервов

Интерфакс 08.06.2007, 14:59. Национальный банк Азербайджана намерен передать зарубежным менеджерам в управление валютных резервов Нацбанка в общей сложности до $500 млн. Об этом на пресс-конференции в пятницу заявил председатель правления НБА Эльман Рустамов.

«Мы планируем довести объем передаваемых в управление части наших валютных резервов до $0,5 млрд. В связи с эти, мы ведем переговоры с еще двумя менеджерами по передачи им еще порядка $200 млн.», - сказал он.

Э.Рустамов отметил, что в настоящее время частью валютных резервов НБА управляют 3 менеджера у которых порядка $270 млн.

«Так, в управлении казначейства Всемирного банка находится $110 млн из валютных резервов Нацбанка, JP Morgan -$55 млн, а у UBS - $105 млн, из которых $50 млн ранее управлял ABN Amro. Но в связи с низкой эффективностью управления, мы  эти $50 млн также передали UBS », - сказал он.

По его словам, в настоящее время валютные резервы Национального банка выросли в 2 раза и достигли $2,2 млрд.

« В целом стратегические валютные резервы республики составляют $5 млрд. Из них $2,2 млрд резервы Нацбанка, $1,7 млрд – у Государственного нефтяного фонда, $1,1 млрд – средства государства (бюджетные доходы в валюте, которыми управляет Госнефтефонд - ИФ) », - сказал он.

Вернуться к оглавлению раздела

СОЦИУМ

В Москве продолжаются российско-азербайджанские консультации по вопросам телерадиовещания

ИА РЕГНУМ 18:50 08.06.2007. 8 июня в МИД России продолжились консультации по вопросу о вещании азербайджанских телеканалов в России и российских телеканалов в Азербайджане. Как передает агентство АТ, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов сообщил, что одним из вопросов межмидовских консультаций, является вопрос вещания телеканалов.

По его словам, ранее была достигнута договоренность о проведении обмена мнениями с соответствующими структурами российского МИД. "Сегодня мы проведем широкий обмен мнениями о том, на каком уровне наши страны могут в дальнейшем сотрудничать в этой сфере. В принципе, мы готовы создать долгосрочный механизм сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией по этому вопросу. Если в результате диалога, будет найдено понимание по данному вопросу, возможно, мы выйдем на согласование соответствующего документа", - подчеркнул Халафов.

Следует отметить, что речь идет о возможности трансляции АзТВ на территории России, и РТР на территории Азербайджана и подготовки межправительственного соглашения "О порядке и условиях распространения программ Азербайджанских телерадиовещательных организаций и российских аналогичных организаций на территории Азербайджанской Республики". Замглавы МИД Азербайджана Халафов находится в Москве в рамках двухдневного рабочего визита для участия в межмидовских консультациях. В переговорах по вопросам телерадиовещания участвуют также представитель Министерства юстиции Азербайджана З.Гафаров, представитель АзТВ В.Агаев.

Вернуться к оглавлению раздела

Состоялась презентация азербайджанской версии MICROSOFT WINDOWS XP

    emarket.az [08.06.2007 18:18] Сегодня в отеле Park INN состоялась презентация азербайджанской версии Microsoft Windows XP. В мероприятии приняли участие министр связи и информационных технологий Али Аббасов, глава Отдела информационных ресурсов и технологий Аппарата Президента АР Эльмир Велизаде, руководитель азербайджанского представительства Microsoft Владимир Чайковский и директор компании Azerbaijan Electronics (AZEL) Игорь Яковенко.
   
    Владимир Чайковский открывая мероприятие, поблагодарил всех участников проекта за вклад в разработку, и отметил содействие азербайджанского общества в процессе разработки продукта.
   
    Было отмечено, что работы по локализации Microsoft Windows XP на азербайджанский язык начались в 2006 году, и осуществлялись в рамках соглашения, заключенного между корпорацией Microsoft и ее официальным партнером в Азербайджане - компанией AZEL. Модератором проекта является заведующий Отделом информационных ресурсов и технологий Аппарата Президента Эльмир Велизаде.
   
    В ходе презентации было также отмечено, что продукт представляет собой LIP (Языковой интерфейс пакет) и устанавливается поверх основной языковой версии операционной системы. Таким образом, для установки азербайджанской версии пользователь должен иметь на своем компьютере только предустановленную русскоязычную версию Windows XP. Пользователи могут скачать продукт с официального сайта компании Windows XP Кроме того, для того что бы скачать продукт с сайта www.microsoft.com/downloads необходимо иметь на своем компьютере лицензионную версию операционной системы.
   
    В процессе локализации было переведено несколько тысяч слов и словосочетаний. В настоящее время продукт доступен для скачивания.
   
Вернуться к оглавлению раздела

Азербайджанская экспозиция, представленная на Венецианском бьеннале, была высоко оценена итальянскими специалистами - министр

БАКУ, 9 июня – «Новости-Азербайджан», Нармина Алиева. 8 июня азербайджанская делегация вернулась из Венеции, где 7 июня впервые в истории Азербайджана страна была представлена на Венецианском бьеннале, сказал журналистам в субботу министр культуры и туризма Азербайджана Абульфас Гараев.

 

По его словам, азербайджанский павильон составили образцы современного искусства Азербайджана. «Экспозиция была организована не хуже, а может даже лучше некоторых других павильонов, и даже на месте нашлись покупатели некоторых произведений. Известные итальянские коллекционеры, руководители художественных салонов, участники бьеннале высоко оценили участие Азербайджана в этом мероприятии. Павильон будет открыт до 4 октября с. г. - сказал министр, добавив, что это первый столь долгосрочный проект, реализуемый Министерством культуры и туризма Азербайджана.

 

«Всего на мероприятии были представлены 76 страны. Особый интерес к азербайджанской экспозиции свидетельствовал о том, что она соответствует современному мировому мышлению», - подчеркнул Гараев.

 

Министр сообщил, что в поездке его сопровождал председатель Союза художников Фархад Халилов, с которым они провели ряд деловых переговоров.

 

Как сообщало ранее «Новости-Азербайджан», на Венецианском бьеннале Азербайджан представлен работами молодых авангардных художников, которые уже имели широкий отклик в ряде стран. Азербайджанский стенд составили произведения художников Эльшана Ибрагимова, Рены Эфенди, Фаика Ахмедова, Орхана Асланова, Орхана Гусейнова, а также творческой группы «Лабиринт» и других.

 

Руководитель проекта - художница Сабина Шихлинская, куратор – заслуженный деятель искусств Азербайджана Лейла Ахундзаде. Венецианский бьеннале - крупнейшая международная выставка современного искусства, проводится в июне-сентябре в четные годы. В этом году мероприятие проводится в 52-ой раз.

Вернуться к оглавлению раздела

Азербайджанцы сменят свои фамилии?

   emarket.az [08.06.2007 15:34] Граждане Азербайджана должны отказаться от славянских окончаний "-ов" и "-ев" в своих фамилиях. Об этом заявил депутат азербайджанского парламента, лидер оппозиционной Партии гражданской солидарности Сабир Рустамханлы. Для этого, по его словам, должен быть принят специальный закон.
   
   Комментируя свою инициативу, он привел в пример президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который носил до недавнего времени фамилию Рахмонов, однако в марте 2007 года изменил ее, решив привести в соответствие с именем покойного отца и таким образом "вернуться к культурным корням". "Кому-то это может не понравиться, но мы должны это осуществить", - заявил Сабир Рустамханлы, - мы независимое государство, и фамилии являются одним из атрибутов нашего суверенитета".
   
   Отметим, что вскоре после изменения собственной фамилии Эмомали Рахмон распорядился, чтобы таджикистанские ЗАГСы не регистрировали у детей фамилии со славянскими окончаниями "-ов" и "-ев". Кроме того, он призвал граждан последовать его примеру. В числе тех, кто это уже сделал, оказался, в частности, глава таджикистанского МИДа Хамрохон Зарипов - в апреле он принял решение именоваться Хамрохон Зарифи, пишет Лента.Ру.

Вернуться к оглавлению раздела

Составлен список 15 тысяч талантливых детей Азербайджана

09 Июня 2007 [18:51] - Day.Az. Точный список талантов будет составлен в следующем учебном году. Как сообщает Day.Az со ссылкой на LiderTV, в рамках госпрограммы «По развитию творческого потенциала талантливых детей и молодежи» в министерство образования поступил список 15 тыс. талантливых детей.

Однако, отмечается в информации, точный список будет определен в следующий учебный год, и будет проведен отбор на нескольких этапах. Как говорится в информации, в общеобразовательных школах уже проведен предварительный отбор талантливых ребят и составлена база данных.

Из них до 5 тыс. человек - дети, имеющие способности по отдельным предметам, а остальные дети с особыми талантами. В итоге отбора с участием ученых и специалистов будет составлен окончательный список.

Минобразования также планирует отдавать одаренных ребят под патронаж ученых по соответствующим областям.

Вернуться к оглавлению раздела


В избранное