Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Азербайджан в зеркале СМИ

  Все выпуски  

Азербайджан в зеркале СМИ


Азербайджан в зеркале СМИ

События, факты, комментарии

Автор рассылки - Highlander
Адрес эл. почты:
the_last_highlander@hotmail.com

Адрес Интернет-сайта Автора: http://www.highlander.hut1.ru

13 марта 2007 г.

Выпуск №162

 

ПОЛИТИКА

Участие Азербайджана в антииранской кампании ограничится предоставлением баз для дозаправок американских ВВС
В южных районах все спокойно
Ни Баку, ни Ереван не рассматривают вопрос членства в НАТО?
Азербайджан обратится за членством в НАТО
Посол США: "Азербайджан должен устранить недостатки в сфере прав человека"
Азербайджан подготовит новую национальную стратегию по борьбе с коррупцией
Наличие проблемы коррупции будет увеличивать число людей, незаинтересованных в решении карабахского конфликта

ЭКОНОМИКА

Азербайджан: праздник, который продлится недолго
Квартиры по ипотеке резко выросли в цене
Внешний долг Азербайджана превысил $232 на душу населения
Президент Алиев внес изменения в положение Минфина Азербайджана

СОЦИУМ

Азербайджан может потратить 80-100 миллионов долларов США на запуск космического спутника
Продолжается судебный процесс над Али Инсановым
По словам Али Инсанова, высокопоставленные члены правящей партии косвенно выражают волю главы государства
Обнаружены финансовые нарушения в Минздраве и Минэкономразвития, а также в Госкомпании «Азерихимия»
В документах, поданных ANS для участия в тендере, имеются недостатки

ПОЛИТИКА

Фикрет Садыхов: «Участие Азербайджана в антииранской кампании ограничится предоставлением баз для дозаправок американских ВВС»

13 Марта 2007 [09:33] - Day.Az. Эксклюзивное интервью Day.Az с известным политологом Фикретом Садыховым.

- Фикрет муаллим, 15 марта президент Азербайджана Ильхам Алиев отправится с официальным визитом в Таджикистан. Как Вы считаете, чем вызвана поездка главы нашего государства в эту среднеазиатскую республику?

- Если оглянуться несколько назад и вспомнить о ходе новейшей истории Азербайджана, то я не помню визитов Ильхама Алиева в какую-либо из среднеазиатских республик. Мне на память приходит лишь визит в Узбекистан бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева.

С того времени многое изменилось. В частности, Узбекистан успел войти и выйти из ГУАМ, в этой стране произошли серьезные внутриполитические события, едва не окончившиеся отставкой президента Узбекистана Ислама Каримова, который сменил прозападный внешнеполитический курс на пророссийский. С тех пор не только Узбекистан и Таджикистан, но и иные республики Средней Азии вышли из сферы приоритетов руководства Азербайджана.

В этой связи я считаю официальный визит главы нашего государства в Таджикистан важным шагом в плане укрепления отношений с одной из среднеазиатских республик.

Более того, нельзя забывать о том, что Таджикистан является пограничной с Афганистаном и Ираном страной. В Афганистане же сейчас происходят известные события американцев и войск коалиции, а Иран является страной, в которой ожидаются определенные действия с участием США. И то, каким будет развитие ситуации в Иране, в определенной степени зависит и от того, какова обстановка в приграничных с Ираном Азербайджане и Таджикистане.

- А что из себя представляет Таджикистан на сегодняшний день?

- Ныне Таджикистан представляет из себя страну с жестким политическим режимом. Еще несколько лет назад Таджикистан был на грани гражданской войны, и боевые действия докатились до столицы этой страны Душанбе. В этой стране было очень сильно влияние Афганистана, талибов и Ирана. И нынешний президент Таджикистана Рахмонов сумел учесть интересы всех группировок и этнических групп в стране, стабилизировав ситуацию в республике.

Но до сих пор ситуация в Таджикистане далека от идеальной, что связано с взрывоопасностью всего этого региона. Ведь, и по сей день неспокойно в соседнем Афганистане, а Иран и вовсе находится под прицелом США.

- А нельзя ли предположить, что президент Азербайджана Ильхам Алиев совершает визит в Таджикистан, осуществляя некую посредническую миссию между США и Таджикистаном?

- Не думаю. Ибо Таджикистан является не тем государством, которое способно влиять на принятие стратегических вопросов со стороны США. Как известно, Таджикистан ныне придерживается пророссийского внешнеполитического курса, в этой стране нет прозападного, и тем, более проамериканского направления. В Таджикистане же расположена известная 102-ая российская дивизия, которая, несмотря на некое переоформление с участием таджикских военнослужащих, продолжает оставаться в подчинении Москвы.

И вы правы в том, что Таджикистан является важным звеном в «иранской политике» США. В частности, Таджикистан может рассматриваться американцами в качестве плацдарма в их политики в отношении Ирана. Поэтому, для Азербайджана имеется необходимость зондажа ситуации в Таджикистане и вокруг него.

- Говоря об «иранской политике» США, не могу не спросить Вас о том, какова вероятность того, что правдой окажутся слова официального представителя Пентагона генерал-лейтенанта Генри Оберинга, который заявил о намерении США разместить на Кавказе элементы системы ПРО для контроля ситуации в иранском направлении?

- Начну с того, что я не думаю, что американские системы ПРО будут развернуты на территории Азербайджана. Да, не исключено, что в Азербайджане будет установлена, если уже не функционирует, какая-то одноразовая системная станция США. Но это не является ПРО как таковой. Тем более, что представители официального Баку напрочь отрицают идею существования на территории нашей страны американских систем ПРО.

Поймите, у США достаточно иных плацдармов для ударов по Ирану: американские войска имеются в Ираке, Афганистане, военные базы в Катаре и Кувейте, а в Персидском заливе стоят авианосцы США.

Да, Азербайджан рассматривается США в их «иранской политике». Но мне кажется, что наше участие в этой политике США ограничится предоставлением баз для дозаправок американских ВВС.

Вернуться к оглавлению раздела

В ЮЖНЫХ РАЙОНАХ ВСЕ СПОКОЙНО, уверяет глава МНБ Эльдар Махмудов

Газета Зеркало, 13 марта 2007 г. "В южных районах нет никаких проблем. В результате проведенных оперативных мер были задержаны несколько человек из региона. В их отношении возбуждены уголовные дела, ведется следствие". Об этом АПА эксклюзивно сообщил министр национальной безопасности Азербайджана Эльдар Махмудов.
Он отметил, что в южных районах страны нет никакой напряженности. По его словам, против задержанных лиц выдвинуты обвинения не только в сепаратизме, но и по другим статьям: "Не хочу давать дополнительной информации, это может оказать влияние на ход следствия. В отношении к этим лицам продолжаются следственные действия. В связи с этим общественность будет проинформирована".
Э.Махмудов отметил также, что продолжаются следственные действия по уголовному делу арестованных ранее лиц, подозреваемых в запрещенной религиозной деятельности.

Вернуться к оглавлению раздела

Ни Баку, ни Ереван не рассматривают вопрос членства в НАТО?

ИА РЕГНУМ 14:59 12.03.2007. На повестке дня внешней политики Армении вопрос вступления в НАТО не стоит. Об этом в ходе встречи с журналистами 12 марта сообщил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. Как передает корреспондент ИА REGNUM, по его словам, программа индивидуального партнерства Армения-НАТО (IPAP) является основным регулирующим документом двусторонних отношений. "Реализация всех положений IPAP занимает слишком много времени, в этой связи мы намерены сконцентрировать развитие наших отношений с НАТО именно в контексте данной программы", - отметил министр.

Комментируя вопрос, как Армения расценивает возможность вступления Грузии в НАТО, Осканян заметил, что армянская сторона неоднократно заявляла, что каждая страна решает вопросы гарантии безопасности, исходя из собственных интересов. Пока реализация этого процесса основывается на совместном диалоге, отрицательных сторон для региона не будет, считает министр. "Путем сотрудничества с НАТО и другими структурами, мы преследуем одну цель - максимально укрепить региональную безопасность, поэтому политический диалог и сотрудничество чрезвычайно важны", - заключил Осканян.

Говоря о перспективах вступления Азербайджана в НАТО, помощник генсека НАТО по общественной политике Жан Фурнье отметил, что на повестке дня внешней политики Баку этот вопрос также не стоит. "Мы сотрудничаем с Азербайджаном в рамках IPAP. А партнерство - это уже очень важный и очень прочный фактор", - заключил он.

Вернуться к оглавлению раздела

АЗЕРБАЙДЖАН В КОНЦЕ КОНЦОВ ОБРАТИТСЯ ЗА ЧЛЕНСТВОМ В НАТО 

Газета Зеркало, 13 марта 2007 г. Автор - Дж.СУМЕРИНЛИ. Недавно группа представителей азербайджанской общественности из 12 человек посетила штаб-квартиру НАТО в Брюсселе. В ходе встреч обсуждались вопросы, связанные с приоритетами НАТО в регионе Южного Кавказа, борьбой с терроризмом, сотрудничеством России и других стран с НАТО, а также другие, не менее интересные темы. На наши вопросы о перспективах сотрудничества Азербайджана с НАТО отвечает член вышеупомянутой делегации, главный редактор газет "Айна" и "Зеркало" Эльчин Шихлинский.
- С чем была связана поездка в Брюссель?
- Поездка стала возможной благодаря инициативе департамента Общественной дипломатии НАТО. Вообще-то такие поездки организовываются практически ежегодно. Я был уже в одной из таких поездок два года назад. Если предыдущая поездка была организована представительством США в НАТО, то инициаторами нынешней выступили дипломаты Турецкого посольства в Азербайджане, согласно программе НАТО.
- Как видно из программы визита, основной темой для обсуждений были политические приоритеты НАТО на Южном Кавказе. И каковы, по-вашему, эти приоритеты?
- Говоря о политических приоритетах НАТО на Южном Кавказе, необходимо рассматривать их в контексте политических приоритетов Запада в целом на Кавказе. Можно считать интеграцию в НАТО одним из первых шагов в вопросе интеграции на Запад. Известно, что все три южнокавказские страны сотрудничают с НАТО в рамках программы Плана действий по индивидуальному партнерству (IPAP) и других. Все три страны имеют обязательства перед НАТО по претворению в жизнь пунктов IPAP и работают в этом направлении. Во время встреч особо подчеркивалось то обстоятельство, что Грузия практически выполнила все обязательства по IPAP. Согласно представителям НАТО, Грузия опережает в вопросе интеграции остальные две южнокавказские страны. Что касается Азербайджана и Армении, то было подчеркнуто, что Армения выполнила большую часть взятых на себя немногочисленных обязательств. Азербайджан же, взявший на себя гораздо больше обязательств, в процентном соотношении уступает Армении в их реализации. Однако было отмечено, что Азербайджан все же в большей степени готов к интеграции, нежели Армения. В то же время чувствовалось недовольство представителей НАТО невыполнением Азербайджаном основных статей по принятым обязательствам. Ими было особо подчеркнуто то, что со стороны альянса нет никаких ограничений для вступления Азербайджана в НАТО, то бишь двери НАТО открыты для всех желающих. Словом, Азербайджану все карты в руки.
- А как насчет существующих конфликтов в странах Южного Кавказа? Могут ли они стать камнем преткновения в вопросе интеграции в НАТО?
- Было бы, по крайней мере, непонятным, если бы этот вопрос не стал предметом обсуждений. И должен сказать, что услышанные ответы на наши вопросы порой противоречили друг другу. Скажем, дипломаты от НАТО утверждали, что существующие конфликты никак не должны быть препятствием для членства в альянсе. Скорее всего, они в своих ответах исходили из чисто геополитических соображений.
Не секрет, что сейчас развернулась нешуточная борьба за влияние на Кавказе между Западом в лице США и Россией. До нашего сведения была доведена мысль, что если бы официально было декларировано о том, что региональные конфликты - помеха для членства в НАТО, то Россия просто не была бы заинтересована в их разрешении, именно исходя из самой сути борьбы за превосходство на Южном Кавказе. Кто бы захотел упускать из-под своего влияния, скажем, Азербайджан? И поэтому было бы глупо не допускать кого-то в НАТО из-за существования этих конфликтов.
Однако в последующих встречах профессиональные военные, как это ни парадоксально, выказали абсолютное неприятие данному тезису. Они без обиняков заявили, что, не решив проблемы со своими соседями, ни одна страна не может стать членом НАТО, мол, альянсу не нужны чужие проблемы.
- Выходит, что у военных и дипломатов НАТО совершенно разное видение вопроса расширения альянса?
- Возможно, это было чисто личное мнение отдельных представителей. Думается, что военные чины, занимающие в иерархической лестнице более высокие позиции, куда большие дипломаты, чем наши собеседники. И все же нет ничего удивительного, что во взглядах на данный вопрос дипломаты от НАТО и собственно "вояки" не придерживаются одинаковой точки зрения. Это нормально. Однако я полагаю, что погоду в НАТО все же делают в большей степени дипломаты, ибо они, в отличие, от военных, рассматривают вопросы в более широком, геополитическом контексте. Словом, мне больше импонирует позиция дипломатов.
- Известно, что страны Южного Кавказа взяли на себя обязательства, согласно программе IPAP. Армения все обязательства по этому документу представила на суд общественности своей страны. У нас же все за семью замками. Обсуждался ли этот вопрос?
- Да, мы задали этот вопрос представителям НАТО, на что нам сообщили, что они тут ни при чем. Ибо доведение до сведения общественности пунктов документа - прерогатива страны - участницы программы. И НАТО не может в данном вопросе неволить Азербайджан. Ну, а на "нет", как говорится, и суда нет. Видимо, азербайджанская сторона пока не считает это возможным.
- Получается, что в Азербайджане не желают получить, так сказать, народную поддержку в деле претворения в жизнь реформ, согласно стандартам НАТО. А ведь это один из основополагающих моментов в реализации программы IPAP...
- Возможно, в Азербайджане это еще не понимают либо не делают этого из-за невыполнения большинства пунктов программы. Во всяком случае на днях стало известно, что дан зеленый свет для вступления в НАТО наряду с другими странами Восточной Европы и Украины с Грузией. Мы же все еще не заявляем о своих приоритетах прилюдно. Однако полагаю, что осознание политической и в большей степени геополитической ситуации не оставит Азербайджану другого выбора, кроме как сказать свое "да" НАТО.
- В феврале в Азербайджане побывала оценочная миссия НАТО. Члены миссии провели многочисленные встречи и ознакомились с ходом реализации Азербайджаном пунктов IPAP. Отчет об этом должен быть оглашен в середине марта во время визита в нашу страну спецпредставителя генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии Роберта Симмонса. Затрагивался ли данный вопрос? И вообще, довольны ли в НАТО реализацией IPAP Азербайджаном?
- Как я уже отметил, полного удовлетворения нет. Наоборот, существует некое недовольство тем, что мы не в полной мере и не совсем расторопно выполняем взятые на себя обязательства. Подчеркивалось завершение так называемого первого этапа сотрудничества Азербайджана с НАТО по IPAP. Пролонгация сотрудничества не вызывает вопросов. Однако НАТО желала бы не ждать еще пару-тройку лет, время не ждет. И поэтому не исключено, что альянс будет настаивать на скорейшем выполнении обязательств.
- Члены вашей делегации имели встречу и с координатором НАТО по Азербайджану Лоренцо Мейер-Миннеманном. Будучи в феврале нынешнего года в Азербайджане, он заявил, что Грузия вполне открыто стучится в двери НАТО, в то время как Казахстан, Азербайджан, Молдова и Армения по поводу членства в альянсе все еще колеблются. Какие соображения в НАТО по поводу неопределенности со стороны Азербайджана?
- Следует отметить, что натовцы не стали вдаваться в подробности по этому поводу. Однако на момент нашего визита из разговоров определялось четкое осознание того, что Грузия со своим выбором определилась, так как с точки зрения создавшейся геополитической ситуации у нее другого выбора, собственно, и не было. На мой взгляд, то же самое сделает и Азербайджан в силу уже вышеупомянутых причин геополитического характера. Того требует складывающаяся ситуация в регионе. Ибо, честно говоря, у меня нет веских оснований верить в искренность как России, так и Ирана. У России в нашем регионе свои интересы, где Азербайджану отведена роль послушного пасынка. Да и Иран не желает видеть нашу страну в ином качестве, так как независимый, демократический и самодостаточный Азербайджан является для этой страны постоянным источником головной боли и потенциальной опасности. Фактор существования почти 30-миллионного азербайджанского населения в Иране играет роль спящего вулкана, который не ровен час может проснуться и, тряхнув стариной, такое сотворить, что мало не покажется.
Очевидно, Азербайджан уже дал всем понять, что определился в вопросе интеграции на Запад, в Европу. На мой взгляд, иного выбора у нас и нет. Повторюсь, ход разворачивающихся событий еще более укрепит Азербайджан в желании окончательно повернуться лицом к НАТО.
- Наша делегация имела встречи и в Генштабе Союзнических государств Европы (SHAPE). Какие вопросы обсуждались с представителями Генштаба?
- Представители Генштаба дали высокую оценку участию Азербайджана в составе контингента миротворческих сил в Косово, Афганистане и Ираке.
Будучи в SHAPE, мы затронули вопрос по поводу циркулирующих у нас разговоров о возможности назначения на пост министра обороны нашей страны гражданского лица. Ответ оказался достаточно интересным. Как оказалось, в НАТО этот вопрос не обсуждается, тем не менее, нас проинформировали о том, что желали бы видеть гражданское лицо в качестве замминистра нашего оборонного ведомства. Это желание было обосновано необходимостью демократизации армии, проведения в ней реформ и обеспечения демократического контроля армии общественностью. Последний момент ими был подчеркнут как основополагающий. Объяснение же этому простое - это один из основных принципов работы НАТО.
- Говоря о сотрудничестве Азербайджана с НАТО, во главу угла, как правило, ставят военную составляющую данных взаимоотношений. А вы затрагивали политические моменты, скажем, вопросы демократизации?
- Безусловно. Справедливые выборы, демократическая общественно-политическая ситуация в стране - основные условия для членов НАТО. Как вы полагаете, возможен ли демократический контроль армии общественностью в недемократической стране? Вопрос риторический. И именно с этой точки зрения желание натовцев вполне естественно.
- Удовлетворены ли в НАТО состоянием информированности азербайджанского общества о Евроатлантическом пространстве?
- Полагаю, будь это так, не было бы и необходимости организовывать поездки, подобно нашей. Среди 12 членов нашей делегации преобладающее большинство были представители масс-медиа, которые по возвращении на родину как правило посредством различного рода публикаций доводят до сведения отечественной общественности информацию об увиденном и услышанном в НАТО.
Хочу подчеркнуть, что "азербайджанские натовцы" на хорошем профессиональном уровне выполняют стоящие перед ними задачи. Мы были свидетелями этому. В Брюсселе уже знают Азербайджан и относятся с вниманием к приезжающим из нашей страны.
- А читают ли в Брюсселе приложение "Армейское "Зеркало", выпускаемое нашими газетами при поддержке департамента Общественной дипломатии НАТО?
- Да. И, судя по откликам, им оно нравится. И вообще, там с большим интересом отслеживают все публикации, посвященные вооруженным силам. Нередко особо интересные материалы даже переводят на английский и распространяют. Словом, проект пришелся ко двору, и не исключена его пролонгация в том или ином виде.

Вернуться к оглавлению раздела

Посол США: "Азербайджан должен устранить недостатки в сфере прав человека"

ИА РЕГНУМ 17:02 12.03.2007. США призывают руководство Азербайджана устранить имеющиеся в стране недостатки в сфере прав человека, указанные в ежегодном отчете Госдепартамента и готовы оказать содействие в этом вопросе правительству страны. Об этом заявила сегодня, 12 марта, в Баку посол США в Азербайджане Энн Дерси на встрече со студентами университета "Хазар".

В ежегодном отчете Госдепа Азербайджан указан в числе стран, в которых наблюдается ухудшение ситуации с правами человека, отметила посол. В числе негативных моментов дипломат, основываясь на отчет, указала участившиеся случаи нападок на журналистов, нарушение права на свободу собраний, ухудшение положения в тюрьмах, коррупция в судебной системе и в полиции. Руководству Азербайджана предстоит устранить эти недостатки, поскольку у республики серьезные обязательства перед ОБСЕ, СЕ, ЕС и НАТО в сфере обеспечения прав человека, подчеркнула посол.

"Азербайджан выбрал путь государства, основывающегося на западные ценности, и своей решимостью должен соответствовать этим ценностям", - подчеркнула Дерси. Посол также отметила позитивные продвижения, достигнутые на пути демократизации. По ее словам, в отчете Госдепа как позитивные моменты указываются религиозная толерантность, предпринятые правительством попытки по борьбе с коррупцией, а именно, создание государственной комиссии по борьбе с коррупцией. Азербайджан - богатая энергетическими и человеческими ресурсами страна и правительство может достичь демократии вместе с народом, заявила посол. А международное сообщество и США готовы оказать всякое содействие и поддержку руководству страны, - передает ИА "Тренд".

Вернуться к оглавлению раздела

Азербайджан подготовит новую национальную стратегию по борьбе с коррупцией

ИНТЕРФАКС 13.03.2007, 17:06 Комиссия по борьбе с коррупцией при Совете по управлению государственной службой Азербайджана считает целесообразной подготовку новой национальной стратегии по борьбе с коррупцией и повышению прозрачности. К соответствующему выводу пришла Госкомиссия по итогам исполнения Госпрограммы по борьбе с коррупцией (2004-2006 гг.), говорится в сообщении комиссии, опубликованной во вторник в официальной печати.

«Комиссия пришла к выводу, что исполнение Госпрограммы и в целом предпринятые меры в сфере борьбы с коррупцией удачно были продолжены за отчетный период, выполнены большинство предусмотренных программой мероприятий. Несмотря на это, были опоздания в исполнении некоторых пунктов Госпрограммы, были посчитаны неудовлетворительными ряд мероприятий, проведенных центральными и местными органам власти», - говориться в сообщении Госкомиссии.

Международные организации и иностранные государственные структуры, проводящие оценку в сфере борьбы с коррупцией, положительно оценили предпринятые меры в этой сфере и исполнения Госпрограммы. «В оценках этих организаций по Азербайджану проявились положительные тенденции, оказана поддержка политической воле государства в борьбе против коррупции и даны соответствующие рекомендации для удачного продолжения этих мероприятий. Госкомиссия, оценивая все эти достижения, считает, что мероприятия в сфере борьбы с коррупцией должны быть продолжены, соответствующие органы власти должны предпринять необходимые шаги для устранения недостатков, указанных Госкомиссией. Азербайджану, для продолжения мероприятий в сфере борьбы с коррупцией целесообразно подготовить новую национальную стратегию по борьбе с коррупцией и повышения прозрачности», - отмечается в сообщении комиссии.

Комиссию по борьбе с коррупцией возглавляет руководитель администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев.

Вернуться к оглавлению раздела

Эльдар Зейналов: «Наличие проблемы коррупции будет увеличивать число людей, незаинтересованных в решении карабахского конфликта»

13 Марта 2007 [01:09] - Day.Az. Интервью Day.Az с азербайджанским правозащитником Эльдаром Зейналовым.

- Эльдар муаллим, Госдепартамент США в своем традиционном ежегодном отчете подверг критике ситуацию с правами человека в Азербайджане в определенных сферах. Как бы Вы это прокомментировали?

- Я бы не сказал, чтобы эта критика звучала чересчур резко. Вообще с началом реализации нефтяного «проекта века» американцы не особо склонны сильно ругать азербайджанское правительство. Поэтому эта критика звучит достаточно смазано. В принципе, этот отчет мог бы быть более острым. Но на то Госдепартамент и является внешнеполитическим ведомством, чтобы проявлять дипломатию в подобных вопросах.

- То есть Вы убеждены, что этот отчет – это не более чем констатация факта, и никаких серьезных последствий за собой не повлечет?

- Да, причем наши власти давно это поняли и реагируют на эту дежурную ситуацию соответствующим образом. Обычно все происходит по такому сценарию: Госдеп выдает дозированный объем критики, наши власти это опровергают, заявляя о том, что Вашингтон основывается на непроверенных данных правозащитников и СМИ. Этим дело и заканчивается. Иначе и быть не может, пока американцы не отказались от нашей нефти и помощи азербайджанских военных в Афганистане, Ираке и Косово.

- Как Вы оцениваете отчет омбудсмена Азербайджана Эльмиры Сулеймановой за 2006 год, представленный и одобренный на последнем заседании Милли Меджлиса?

- Я был бы удивлен, если бы Меджлис этот отчет не одобрил. Если же в целом характеризовать деятельность омбудсмена, то я полагаю, что она бы могла быть более активной. Во многих случаях жертв нарушений прав человека, обратившихся в аппарат омбудсмена, просто отфутболивают. Институт омбудсмена зачастую играет роль почтальона: в случае признания той или иной жалобы правомерной он отсылает ее с сопроводительным письмом в соответствующий государственный орган, получает от него ответ, что никакого нарушения прав человека не было, и отсылает этот ответ обратно жалобщику. То есть граждане получают такой же ответ, как если бы они обратились в этот госорган напрямую, без помощи омбудсмена.

Омбудсмен не вызывает никакого страха у чиновников. При этом она часто игнорирует весьма серьезные инциденты. К примеру, на моей памяти несколько подозрительных смертей в Гобустанской тюрьме. Мы направили в связи с этим омбудсмену целую пачку жалоб, но никакого толку от этого нет.

Поскольку институт омбудсмена является государственным, он имеет ту же концепцию в сфере прав человека, что и Аппарат президента. Этим объясняется невнимание омбудсмена к фактам насилия в отношении людей, имеющим место в полицейских участках и армии. Насколько я знаю, в минувшем году внимание омбудсмена было привлечено всего к двум таким инцидентам, да и то под влиянием большого общественного ажиотажа.

В частности, только после роста недовольства общественности она вмешалась в ситуацию гибели под пытками в Мингечауре ветерана карабахской войны. Причем похожие на этот случаи, произошедшие сразу после этого, остались без внимания.

Иными словами, в деятельности уполномоченного по правам человека имеет место конъюнктурный подход.

Но в то же время такая ситуация сложилась не только у нас, она свойственна и многим соседним странам. В частности, я вспоминаю свой разговор с омбудсменом Грузии, к которому с жалобой из Азербайджана обратился один грузинский гражданин. В ответ на просьбу оказать содействие в защите его прав, омбудсмен ответил: «Уполномоченный по правам человека в Грузии защищает права лишь тех грузинских граждан, которые находятся на грузинской территории».

На этом фоне наш омбудсмен, предпринявшая недавно определенные шаги по защите прав азербайджанских граждан в России, выглядит лучше. И тем более лучше, чем в Узбекистане. Достаточно отметить, что омбудсменом там является дочь прежнего руководителя республики Рашидова.

- Насколько реально подписание очередного указа о помиловании в преддверии грядущего праздника Новруз?

- Такая вероятность есть, просто я не хотел бы говорить что-то однозначно, чтобы не сглазить. В прошлом году перед каждым праздником поднимался большой шум насчет возможности издания нового указа, а в итоге за весь год было помиловано всего четыре политических заключенных. И это притом, что в соседней Туркмении тогдашний, ныне покойный президент страны Сапармурат Ниязов выпустил на свободу аж восемь политзаключенных, среди которых были даже участники теракта в отношении самого Туркменбаши.

Мне хотелось бы, чтобы мы уже закрыли страницу о наличии политзаключенных в Азербайджане. Но пока, к сожалению, эта проблема не решена. Политзаключенных маленькими группами выпускают на свободу в преддверии сессий ПАСЕ, а когда их число уменьшается – появляются новые. На меня аргумент «его нельзя освободить, он страшный преступник», не действует. Ведь могло же советское руководство в 50-ых годах прошлого века амнистировать рядовых членов вооруженных преступных групп, действующих в послевоенные годы и скрывавшихся в лесах.

А у нас больные заключенные все еще содержатся в заключении. Это, в первую очередь, касается Национального героя Азербайджана, подорвавшего себе в тюрьме здоровье Расима Акперова. Разве у нас так много таких людей, еще при жизни получивших столь высокое почетное звание? Какой пример мы показываем молодежи: Национальный герой страны гниет в тюрьме, а дезертиров сотнями выпускают на свободу.

- Какие последствия может вызвать осуждение экс-министров экономического развития, здравоохранения и других чиновников, подозреваемых в подготовке госпереворота и совершении ряда других тяжких преступлений?

- В целом, в последнее время наблюдается новый виток развития проблемы политзаключенных, который сулит негативные последствия для нашей страны. Если раньше в эту категорию попадали идеологические противники власти, ее вооруженные оппоненты, то теперь это участники закулисных заговоров и дворцовых переворотов.

Несмотря на то, что со времени ареста экс-министров Фархада Алиева и Али Инсанова прошло больше года, до сих пор нет никакой ясности относительно их участия в попытке госпереворота. С арестом А.Инсанова, которого обвиняют в присвоении $3 млрд., появились подозрения в том, что каждый из сколотивших таким незаконным путем большие деньги, представляет угрозу для действующей власти.

Пока единственная крыша для нажитого грязным путем капитала таких проворовавшихся чиновников – это политическая позиция этих людей. Однако каждый из них может спонсировать революцию в Азербайджане, поэтому такие деньги очень опасны. После пары-другой определенных заявлений в суде Али Инсанова его поддержал кое-кто из оппозиционеров. И кто знает, может, если бы он в свое время вложил средства в оппозицию, в Азербайджане могла быть совершена революция, в финансировании которой отказал Дж.Сорос. Возможно, этого не было сделано из-за алчности оппозиционно настроенных людей или проблемы дележа власти.

Но как только вопрос определения «номеров один и два» решится, Азербайджан могут ждать очень плохие последствия.

Да, А.Инсанов был коррупционером, и я рад выявлению хотя бы части совершенных им преступлений. Но в то же время он не мог награбить такие огромные деньги в одиночку. Накопление этого капитала происходило на глазах у всех.

В продолжение мысли я еще хотел бы отметить уникальность последних парламентских выборов в Азербайджане. На них впервые правящая партия «Ени Азербайджан» (ПЕА) выступала не только единым списком, но среди ее кандидатов были конкуренты за места в том или ином округе. И как только перед выборами последовала череда арестов чиновников, около 500 кандидатов от ПЕА неожиданно сняли свои кандидатуры. Это говорит о подготовке еще одного варианта развития событий – парламентского переворота. Пройдя в парламент, эти люди могли бы инициировать импичмент президента и добиться путем подкупа и другими незаконными путями избрания какого-то нового главы государства.

Иными словами, эти грязные капиталы политически заряжены, и их негативное влияние необходимо нейтрализовать. В этом отношении я рад, что Али Инсанова судят в первую очередь не за политические дела, а за его финансовые махинации. Ведь именно в период его руководства Минздравом многие женщины были вынуждены рожать дома только потому, что у них не было больших денег на услуги больниц, которые формально должны быть бесплатными. Плюс ко всему Минздрав добивался того, чтобы детям таких рожениц не выдавали свидетельство о рождении.

Поэтому, когда таких людей сажают, это не может не радовать, но вместе с тем это не должно затмевать решение общих проблем.

- В чем Вы видите решение проблемы?

- Вся проблема в коррупции. Ведь можно найти основания пересадить весь кабинет министров. Всех членов правительства за одну ночь «длинных ножей» можно нейтрализовать. Но это тупиковый путь. Даже американские миллионеры могут продекларировать с точностью до цента все свои доходы, кроме первого миллиона, который, как правило, зарабатывается незаконным путем. И наша страна в этом смысле тоже не является исключением.

В цивилизованных странах никто не имеет дело с людьми с запятнанной репутацией, а у нас такие люди даже занимают высокие должности. Мы пока не вписываемся в Европу. Поэтому я всегда очень скептически настроен, когда слышу вопросы о возможности скорого вступления Азербайджана в Евросоюз. О чем говорить, если более половины нашей экономики занимает теневой сектор?

Как известно, в России объявлена налоговая амнистия, в соответствии с которой разрешено в течение года отмыть свои нелегальные доходы. А у нас, к сожалению, пока такого решения не принято. Пока не будет предпринято шагов в этом направлении, все будет оставаться так, как есть. Азербайджан стремится к капитализму, а построить капитализм без капитала невозможно. Поэтому нужен компромиссный путь: нужно дать этим людям возможность легализовать добытые незаконным путем эти деньги, но с условием их ухода из политики.

Пока мы видели всего несколько человек, которые, хоть и не уступали А.Инсанову, но спокойно ушли. Многие нынешние чиновники привыкли мыслить как коррупционеры и смотреть на государственную экономику, как на дойную корову.

Сегодня у нас есть насущная необходимость прихода новых людей в правительство, нам нужно обновить чиновников. Где-то прошла информация о подготовке и у нас такого закона о налоговой амнистии, как в России. Если такой закон будет принят, и он будет нормально выполняться, то скоро мы получим нормальных капиталистов, а не коррупционеров, которые не знают, что будет завтра и живут сегодняшним днем.

Потому что у нас пока не рыночная экономика, а базарная, в которой каждый живет по принципу «алвера», причем нечистоплотного, где есть возможность «кинуть» других. И такому базарному принципу – «сейчас же, любой ценой и по максимуму» - нужно положить конец.

Иными словами, нужно дать этим людям гарантии того, что нажитые ими незаконным путем деньги никто отнять не сможет, нужно эти деньги легализовать. Но мы этот момент упускаем. А завтра может пойти передел собственности.

Сейчас говорится о том, что в ближайшие годы от реализации энергетических проектов Азербайджан получит $150 млрд. Представляете, какое будет искушение у определенного круга людей придти к власти, чтобы запустить лапы в этот поток? Для выхода из ситуации просто сегодня кто-то должен сделать малоприятный, но необходимый шаг. И самая подходящая для этого фигура – президент. Если глава государства сможет этого добиться, создать условия для ликвидации коррупции и развития реальной рыночной экономики, то он войдет в историю как такая же великая фигура, как и его отец Гейдар Алиев. Этот шаг позволит укрепить государственность и повысить боеспособность азербайджанской армии, ибо в армии уже не будет воровства, а наши солдаты не будут попадать к армянам.

Коррупция же открывает нам тыл. Ведь где у нас гарантия того, что в случае возобновления войны за Карабах армянам, как во время первой войны, никто не будет продавать азербайджанский бензин или даже целые районы? Таких гарантий нет, и все это по причине коррупции, из-за которой повисло в воздухе решение многих жизненно важных для нас вопросов.

В Азербайджане появилось огромное количество бизнесменов, которые сколотили целое состояние на войне. И та же самая картина наблюдается и среди армянского генералитета. Армения сегодня сталкивается с теми же самыми проблемами, что и мы, только ситуация там значительно хуже в силу худшего экономического развития страны. Если говорить языком таких людей, если бы проблемы Карабаха не было, ее надо было бы придумать.

И до тех пор, пока перед нами будет стоять проблема коррупции, все больше будет людей, заинтересованных в том, чтобы карабахская проблема не решилась никогда.

Вернуться к оглавлению раздела

ЭКОНОМИКА

Азербайджан: праздник, который продлится недолго

Журнал "The Economist", Великобритания, 10 марта 2007. Благодаря нефтяному буму Азербайджан по темпам экономического роста занимает первое место в мире, но он уже сталкивается с серьезными проблемами. Из-за резкого увеличения бюджетных расходов инфляция в стране в месячном исчислении приближается к двузначной цифре; появились также первые, весьма зловещие признаки того, что сектора, не связанные с нефтью, утрачивают конкурентоспособность. Азербайджанская экономика уже демонстрирует симптомы 'голландской болезни' - а искусственное сохранение монополий в различных отраслях только усугубит проблему.

Экономика Азербайджана развивается головокружительными темпами. В 2005 г. реальный рост ВВП достиг 26,4%, в 2006 г. - 34,5%, а в этом году, по прогнозам, составит примерно 21%. Локомотивом этого процесса стал нефтяной сектор. Азербайджанская международная операционная компания (Azerbaijan International Operating Company), управляемая BP, неуклонно наращивает добычу на шельфовом месторождении 'Азери-Чираг-Гюнешли', и ввела в эксплуатацию нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, что создает основу для дальнейшего увеличения масштабов ее деятельности. В 2005 г. нефтедобыча в Азербайджане выросла на 41%, в 2006 - на 45%, и в этом году, как ожидается, останется на том же уровне.

Нефтяной бум подпитывает и другие сектора экономики. В 2006 г. рост в отраслях, не связанных с нефтью, составил 11% - в основном за счет сферы услуг. В столице Азербайджана Баку идет активное новое строительство, масштабы которого впечатляют даже по меркам стран с переходной экономикой.

Однако налицо и тревожные сигналы. В 2006 г. правительство увеличило бюджетные расходы на ошеломляющие 80%; в этом году планируется их дальнейшее повышение - еще в полтора раза. К началу 2007 г. результаты этой финансовой политики начали сказываться на темпах инфляции. В среднем за 2006 г. она выросла на 8,3 %, но в декабре на 11,4% превысила показатель за аналогичный месяц 2005 г. Сомнения в достоверности официальной статистики породили ряд альтернативных оценок; по некоторым из них темпы инфляции в 2006 г., возможно, достигли 20%.

Но даже по официальным данным маховик инфляции в стране раскручивается все быстрее. В январе она на 16,8 % превысила показатель за аналогичный период прошлого года, и составила 6,4% в месячном исчислении. При этом некоторые экономисты, работающие в частном секторе, снова утверждают, что ее реальные темпы еще выше. По данным одной неправительственной организации, финансируемой Агентством международного развития США, за январь месяц инфляция составила 14,3%, что в два с лишним раза превышает официальную цифру. Учитывая, что с 8 января правительство повысило большую часть регулируемых цен - тарифы на электричество выросли втрое, на воду - в два с лишним раза, цены на бензин - на 50%, а оплата за проезд в общественном транспорте на 30% - неофициальные оценки, представляются, пожалуй, более достоверными.

'Нефтяное проклятье'

Одна из угроз, которые несет Азербайджану инфляция, связано с ее давлением на реальный обменный курс национальной валюты, которое может подорвать конкурентоспособность секторов, не связанных с нефтью. В любом случае приток нефтедолларов за последние два года уже привел к укреплению маната по отношению к американской валюте. В 2005 г. он подорожал по отношению к доллару на 8%, а в 2006 г. - еще на 5%. По словам главы Центробанка Эльмана Рустамова, если бы не его ведомство не осуществило валютные интервенции на общую сумму в миллиард долларов, за прошедший год национальная валюта укрепилась бы еще больше.

На первый взгляд, рост в не связанных с нефтью секторах в 2006 г. позволяет предположить, что в плане утраты конкурентоспособности Азербайджану пока беспокоиться не о чем. Однако упомянутые показатели были достигнуты в основном благодаря успехам нетоварных отраслей, например, строительства, которые почти не затронул рост валютного курса. Что же касается товарных производств, то там ситуация уже становится напряженной. Сельскохозяйственное производство за прошлый год выросло всего на 1%, а по основным видам продукции - хлопку, рису и картофелю - наблюдалось даже сокращение. На бакинских рынках отечественные фрукты уже теснит импорт из Латинской Америки - что, учитывая разницу в транспортных расходах, не может не вызывать тревогу. Сельское хозяйство по некоторым показателям - важнейший сектор экономики после нефтяного, а его продукция, опять же после нефти, является крупнейшим источником экспортных доходов. Помимо проблем с валютным курсом, азербайджанский аграрный сектор страдает из-за оттока рабочей силы: строительный бум приводит к массовому 'исходу' работников из сельской местности в Баку и другие крупные города.

Признаки напряженности ощущаются и в других отраслях. Так, в 2006 г. налоговые поступления из секторов, не связанных с нефтью, по сравнению с позапрошлым годом сократились - и это при общем сенсационном росте ВВП почти на 35%. Отечественные производители уступают позиции импортерам не только в сельском хозяйстве. Кроме того, неизвестно, как отразится резкий рост тарифов на электроэнергию в Азербайджане, вызванный решением России поднять цены на газ, экспортируемый в страны СНГ, на показателях энергоемких металлургических производств, особенно алюминиевого. Металлургия является третьим по величине - после нефтяной промышленности и сельского хозяйства - источником экспортных доходов страны; ее продукция составляет 2,3% от общего объема экспорта.

Доходы проедаются

Хотя Азербайджан находится еще на первом этапе нефтяного бума, симптомы 'голландской болезни' - то есть утраты конкурентоспособности другими секторами из-за укрепления национальной валюты и других факторов - уже проявились здесь с особой силой. Вполне возможно, эта страна превратится из экспортера в импортера сельскохозяйственной продукции не за 15 лет, как это произошло с Нигерией, страдающей от того же недуга, а гораздо быстрее.

В Азербайджане развитие негативных последствий 'голландской болезни' усиливается и ускоряется из-за сочетания сразу нескольких факторов. Во-первых, по сегодняшним прогнозам, нефтяной бум в стране не продлится долго: уже в 2012 г. добыча начнет падать. Конечно, пока в бюджет рекой текут нефтяные доходы, власти смогут тратить эти деньги на смягчение наиболее очевидных симптомов: они уже это делают, повышая зарплаты и предлагая субсидировать закупки топлива крестьянами.

Во-вторых, физическая и финансовая инфраструктура страны развита слабо и/или пришла в упадок, что ставит отрасли, не связанные с нефтью, в крайне невыгодное положение. К примеру, банковский сектор существует фактически лишь в крупных городах, что затрудняет крестьянам любые действия по модернизации и расширению производства. Энерго- и водоснабжение в сельской местности также отличается ненадежностью, дорожная сеть развита недостаточно и остро нуждается в ремонте. Рост доходов государства позволит кое-что улучшить в данной сфере, особенно в том, что касается физической инфраструктуры, однако изменить ситуацию в коммунальном и финансовом секторе он не поможет.

В-третьих, деловой климат в Азербайджане, и без того неблагоприятный, постоянно ухудшается: в результате заниматься частным бизнесом в стране практически невозможно. Среди главных проблем можно назвать всепроникающую коррупцию в госаппарате, особенно налоговых и таможенных органах, о чем свидетельствует крайне низкое место, занимаемое Азербайджаном в рейтинге стран мира по уровню коррупции, составляемом Transparency International; злоупотребления в судебной системе, которая выносит приговоры, противоречащие Уголовному кодексу, и чьи решения часто игнорируются органами, ответственными за их выполнение; искусственное поддержание ряда монополий, в том числе на импорт ряда товаров, например, бананов, ради выгоды 'людей со связями'; и высокий уровень вмешательства высокопоставленных чиновников в экономику.

Эгоизм элиты

Эту последнюю проблему, пожалуй, следует считать наиболее опасной, ибо масштабы государственного произвола в Азербайджане переходят все границы даже по меркам таких стран, как Россия, Украина и Казахстан, или соседние Грузия и Армения. За последние два года целый ряд крупных предприятий подвергся 'атакам' властей в стиле 'дела 'ЮКОСа''. Фирма Azpetrol, специализирующаяся на сбыте нефтепродуктов, и считавшаяся самой эффективной компанией в стране, была захвачена государством накануне парламентских выборов 2005 г., а ее главные акционеры оказались за решеткой. Вскоре после этого турецкую электроэнергетическую компанию Barmek вынудили прекратить деятельность в Азербайджане. Это лишь самые известные примеры, свидетельствующие об ухудшении делового климата в стране. В международных СМИ, к примеру, не сообщалось о таком факте: со второй половины 2006 г. начался массовый 'исход' азербайджанских предпринимателей в Грузию и Казахстан, где деловая атмосфера, по их мнению, более привлекательна.

Процесс захвата 'людьми со связями' успешно действующих фирм заметно усилился после 2003 г. когда Ильхам Алиев сменил на посту главы государства своего отца Гейдара. Тогда правительства западных стран надеялись, что новый президент станет движущей силой модернизации и либерализации страны. Вместо этого - возможно потому, что оно оказался не в состоянии полностью контролировать некоторых высокопоставленных членов правительства - политическая элита еще глубже проникла в частный сектор. Это лишь усиливает разлагающие последствия 'голландской болезни', и сейчас можно скорее надеяться, чем обоснованно ожидать, что частный бизнес в стране получит достаточные возможности для развития.

Правительство г-на Алиева отлично понимает, что такое 'голландская болезнь', и принимает кое-какие вполне разумные превентивные меры. Значительная часть нефтяных доходов направляется в стабилизационный фонд; созданы институты, призванные поощрять диверсификацию экономики. Тем не менее, наиболее эффективным средством, позволяющим избежать наихудших последствий 'голландской болезни' стали бы шаги, которые г-н Алиев не хочет или не может предпринять по политическим причинам - ликвидация искусственных монополий, обуздание бюджетных расходов, пресечение создания людьми из его 'ближнего круга' собственных деловых империй, борьба с коррупцией и обеспечение законности.

Вернуться к оглавлению раздела

КВАРТИРЫ ПО ИПОТЕКЕ РЕЗКО ВЫРОСЛИ В ЦЕНЕ

Газета Зеркало, 13 марта 2007 г. Автор - Ф.АЛИЗАДЕ. В Азербайджане цены на недвижимость только начинают путь, уже давно пройденный ими в России, а затем и Украине.Это следует из элементарного сопоставления роста стоимости на недвижимость в Москве, Киеве и Баку за последние годы. Конечно, точно определить среднюю стоимость одного квадратного метра жилья в указанных столицах весьма сложно, так как диапазон разброса цен очень широкий. Но обобщить цены все же представляется возможным: как бы то ни было, стоимость одного квадратного метра в Баку более чем в два с половиной раза ниже, чем в Киеве, и почти в пять раз ниже, чем в Москве.
Несомненно, что цена на жилье в Баку всегда отставала от своей "сестренки" в Первопрестольной, да и в Киеве. Но данный разрыв не был ранее столь значительным, если сравнивать Баку с Киевом.
Дело в том, что в России и Украине уже давно население брало кредиты в рассрочку, используя механизм ипотечного кредитования. В Азербайджане институт приобретения жилья в ипотеку стал развиваться лишь с весны прошлого года. Особо хочется отметить, что способ приобретения жилья практически без вложения собственных средств (с учетом получения ипотечнoго кредита) пользуется во всем мире популярностью. А сейчас этот процесс продолжает победоносное шествие на всем постсоветском пространстве.
Не стал исключением и Азербайджан. Снижение ставок и упрощение условий кредитования, а также рост цен на недвижимость привели к резкому (на 13,88% за январь) росту средней стоимости предмета ипотеки в Азербайджане. Как сообщили Fineko/abc.az в Азербайджанском ипотечном фонде (АИФ) при Национальном банке, к 1 марта средняя цена предмета ипотеки достигла 50,671 тыс. манатов (58,323 тыс.доллара по обменному курсу на отчетную дату в 0,8688 маната за 1 доллар) против 44,495 тыс. манатов к 1 февраля и 36,341 тыс. манатов к 1 января.
В годовом исчислении средняя стоимость составляет 49,728 тыс. манатов, а средняя цена с 25 марта 2006 года - 42,235 тыс. манатов. При этом средняя цена 1 квадратного метра приобретаемой жилой площади к 1 марта достигла 826 манатов (950,74 доллара) против 619 манатов к 1 февраля и 617 манатов к 1 января. В годовом исчислении средняя стоимость составляет 789 манатов, а средняя цена с 25 марта 2006 года - 693 маната.
Средняя площадь приобретаемого жилья к 1 марта составила только 69 квадратных метров против 77 кв.м к 1 февраля и 59 кв.м к 1 января. В годовом исчислении средняя площадь составляет 70 кв. м, а с 25 марта 2006 года - 61 кв.м. В итоге к 1 марта средний размер ипотечного кредита вырос до 39,147 тыс. манатов (45,059 тыс. долларов) против 28,577 тыс. манатов к 1 февраля и 22,697 тыс. манатов к 1 января. В годовом исчислении средний кредит составляет 37,534 тыс. манатов, а с 25 марта 2006 года - 29,194 тыс. манатов.
Средняя месячная выплата по кредиту к 1 марта достигла 275 манатов против 245 манатов к 1 февраля и 250 манатов к 1 января. В годовом исчислении средняя выплата составляет 270 манатов, а с 25 марта 2006 года - 251 маната.
Объем кредитования по стандартам АИФ на сегодняшний день составляет 15,665 млн. долларов по текущему курсу. На данный момент ипотечный портфель, подлежащий рефинансированию из фонда, составляет 13,6 млн. манатов по 454 кредитам. При этом фондом пока рефинансированы только 122 кредита на сумму 2,63 млн. манатов. По итогам 2006 года (ипотечное кредитование началось 25 марта прошлого года) по стандартам АИФ было выдано 245 кредитов, а за январь-февраль 2007 года - еще 190 кредитов, причем только в феврале - 161 кредит.
Как видно, на рынке жилья появился инструмент ипотечного кредитования, который не только оживил ситуацию с операциями по недвижимости, но и стал катализатором его стремительного роста. При этом говорить о том, что цены на жилье достигли своего апогея пока рано, с учетом сокращения темпов строительства, с одной стороны, и возрастающими за счет ипотечных кредитов финансовыми возможностями населения, с другой.

Вернуться к оглавлению раздела

Внешний долг Азербайджана превысил $232 на душу населения

ИА РЕГНУМ 15:41 12.03.2007. Внешний долг Азербайджана, гарантированный правительством, достиг эквивалента 9,9% внутреннего валового продукта по итогам 2006 года, передает корреспондент ИА REGNUM. Как говорится в сообщении Министерства финансов Азербайджана, суммарный объем внешнего долга достиг $1972 млн. или $232,5 в пересчете на душу населения.

Основу долга (80%) составляют заимствования под инвестиционные проекты - $1577,9 млн., из которых $738,1 млн. (37,4% общего долга) приходится на электроэнергетику, $317,7 млн. (16,1%) на дорожное строительство, $157,8 млн. (8%) на социальную сферу, $141 млн. (7,1%) на сельское хозяйство. Остаток по заимствованиям на проведение экономических реформ составляет $394,1 млн. (20% всего долга), и $135 млн. (6,8%) приходится на МВФ, в $259,1 млн. (13,1%) на Всемирный банк.

В 2006 году Азербайджан освоил $350,3 млн. внешних заимствований, а выплатил по внешним долгам $136,3 млн., в том числе $97,2 млн. по основным суммам и $39 млн. в качестве процентов.

Государственный бюджет направил на погашение внешних долгов $26,3 млн., а Национальный банк на погашение долга перед МВФ - $37,2 млн.

Вернуться к оглавлению раздела

Президент Алиев внес изменения в положение Минфина Азербайджана 

ИНТЕРФАКС 13.03.2007, 11:05. Президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил изменения в “Положении о министерстве финансов”, направленные на расширение полномочий Минфина в бюджетных вопросах, сообщили агентству “Интерфакс-Азербайджан” в администрации главы государства.

Согласно указу президента, опубликованному во вторник в официальной печати, Минфин получил право в случае необходимости вносить изменения в утвержденные  разделы, параграфы, статьи госбюджета.

Кроме этого, Минфин получил полномочия на управление свободными остатками средств на едином казначейском счете в течение финансового года, а также передавать эти средства в управление.

Еще одним новшеством является возложение на Минфин полномочий утверждать размеры тарифов на пробирование драгоценных металлов и изделий и взимание платы за эти процессы.

Как сообщалось ранее, положение Минфина было утверждено президентом Азербайджана 4 февраля 2000 года.

Вернуться к оглавлению раздела

СОЦИУМ

Азербайджан может потратить 80-100 миллионов долларов США на запуск космического спутника

12 Марта 2007 [21:46] - Day.Az. Международный телекоммуникационный союз (МТС) принял предложение Азербайджана о запуске спутника связи. 20 марта предложение будет распространено среди спутниковых компаний мира.

Как сообщает Day.Az, для участия в этом проекте к Министерству связи и информационных технологий обратились многие компании. В настоящее время эти предложения рассматриваются.

Как сообщили в АТ из министерства, изучаются финансовые источники проекта стоимостью 80-100 миллионов долларов США.

Напомним, что на состоявшемся в минувшем году в Министерстве связи и информационных технологий Азербайджана собрании обсуждались технические параметры спутника, был признан целесообразным выпуск небольшого спутника.

Вернуться к оглавлению раздела

Продолжается судебный процесс над Али Инсановым

13 Марта 2007 [17:11] - Day.Az. Во вторник Суд по тяжким преступлениям под председательством судьи Фаига Гасымова продолжил проведение процесса над экс-министром здравоохранения Али Инсановым и 10 другими подсудимыми. Данные граждане обвиняются в присвоении государственного имущества, злоупотреблении служебными полномочиями, получении взяток и служебных фальсификациях. Сегодня на процессе были допрошены гражданские ответчики.

Гражданский ответчик Эльчин Алиев в своих показаниях сообщил, что за получение лицензии для аптеки дал бывшему сотруднику отдела Минздрава по фармацевтике и медицинской технике Гаджи Алиеву 1500 долларов, Тюнзала Рзаева и Исмаил Исмаилов сообщили, что дали взятку другому сотруднику этого отдела Эльдару Рзаеву.

Другой гражданский ответчик Имамали Габибов сообщил, что для аренды двух объектов в Торговом центре «Хаял» дал 3 тыс. долларов бывшему заведующему отделом Минздрава по фармацевтике и медицинской технике Акифу Магеррамову.

Вернуться к оглавлению раздела

По словам Али Инсанова, высокопоставленные члены правящей партии косвенно выражают волю главы государства

Газета Зеркало, 13 марта 2007 г. Автор - С.НАСИБЛИ. Выступавший и ранее с обвинениями в адрес высокопоставленных чиновников Али Инсанов вчера остался верен себе. На сей раз объектом его "праведного гнева" косвенно стал сам президент.
"Али Ахмедов в своих откровениях в прессе еще больше усугубил обличительность оппонирования Али Инсанова верховной власти. Если учесть то обстоятельство, что Али Ахмедов является заместителем председателя партии "Ени Азербайджан", то получается, что он выражает позицию руководителя этой политической организации. Другого объяснения словам Али Ахмедова найти просто невозможно", - заявил на вчерашнем судебном слушании опальный экс-министр здравоохранения.
Напомним, что недавно А.Ахмедов в интервью ряду отечественных СМИ заявил о том, что А.Инсанову не будет дозволено превращать судебный процесс в шоу.
"Учитывая слова высокопоставленной персоны из правящей партии, я должен сказать, что все уже заранее предопределено. Так зачем же тогда мучить меня, объявите приговор, и на этом закончим", - подчеркнул А.Инсанов.
Между тем в начале очередного заседания А.Инсанов выступил с повторным ходатайством о вызове в суд в качестве свидетелей председателя Госкомиссии по приему студентов Малейки Аббасзаде и главу отдела гуманитарной политики аппарата президента Фатьму Абдуллазаде.
Отношение к предъявленному А.Инсановым ходатайству высказал его адвокат Агавейс Шахверди: "Несмотря на то, что за все время судебного процесса сторона защиты выступала с этим прошением, суд неизменно отвечал отказом, хотя никаких юридических оснований для неудовлетворения ходатайств у суда не было. Мы лишь требуем заслушать показания свидетелей защиты". В этом поддержал коллегу другой адвокат экс-министра, Тогрул Бабаев.
После прений сторон слово взял государственный обвинитель Кямран Алиев: "С самого начала судебного процесса такого рода ходатайства неоднократно выдвигались защитой. Но также часто говорилось о том, что суд рассмотрит их после того, как будут выслушаны показания свидетелей стороны обвинения. Я не вижу необходимости повторяться на сей счет", - сказал К.Алиев. Резюмируя сказанное, гособвинитель попросил суд отклонить выдвинутое А.Инсановым ходатайство. "Я считаю, что вызывать министра здравоохранения Октая Ширалиева на судебный процесс не является целесообразным шагом. Но, тем не менее, не исключаю, что мы можем заслушать показания кого-нибудь из представителей Минздрава", - подчеркнул прокурор.
Дело в том, что на одном из заседаний суда А.Инсанов выступил с ходатайством вызвать на процесс в качестве дополнительных свидетелей экс-министра экономического развития Фархада Алиева, председателя Госкомитета по управлению государственным имуществом Керема Гасанова, министра здравоохранения Октая Ширалиева.
Судебное трио, посовещавшись прямо на месте, решило отложить рассмотрение выдвинутого ходатайства, что вызвало резкое недовольство главного обвиняемого. "По непонятным причинам, гособвинитель выступил против того, чтобы нынешний министр здравоохранения дал показания на суде. Но, тем не менее, прокурор спокойно дал согласие на содержание за решеткой, путь и бывшего, но министра. Меня поражает, что Азербайджан, якобы взявший курс на интеграцию в демократическую Европу, просто игнорирует правила цивилизованного мира. У наших судей не хватает мужества вызвать на суд министра", - возмущался А.Инсанов.
По его словам, он потерял всякую надежду на привлечение в суд в качестве свидетелей М.Аббасзаде и Ф.Абдуллазаде. Хотя, как заявил экс-министр, он собирался выступить с компрометирующими материалами на указанных лиц. "Но так как они не явились и не явятся, я вынужден предать гласности некоторые факты. Каждый год в ГКПС взятки составляли сумму в 5 млн. новых манатов, и это только от приема студентов в вузы. Уважаемые судьи и прокуроры, я вам сообщаю конкретные факты, и будьте любезны расследовать их", - сказал экс-министр, добавив, что сломать его волю никто не сможет, равно как и подорвать его крепкие нервы путем доведения до инфаркта".
Суд продолжит свою работу сегодня.

Вернуться к оглавлению раздела

Обнаружены финансовые нарушения в Минздраве и Минэкономразвития Азербайджана, а также в Госкомпании «Азерихимия»

13 Марта 2007 [15:04] - Day.Az. Нарушения были обнаружены на основании утвержденного в 2006 году рабочего плана Минфина Азербайджана. Проверки выявили, что бюджетные и госорганизации необоснованно расходовали 78,9 млн. манатов.

В Министерстве финансов Азербайджана заявили, что по сравнению с 2005 годом, эта цифра выросла примерно в 5 раз. В прошлом году ревизии были проведены в финансовых управлениях 12 районов, 2 высших госорганах, 2 дипломатических корпусах, нескольких бюджетных организациях.

Установлено, что в целом, данные организации израсходовали не по назначению 3,9 млн. манатов. В течение года в госбюджет было перечислено 810 тыс. манатов из этой суммы. Остальные средства будут возвращены до конца этого года.

Кроме этого, на основании обращений правоохранительных органов, были проведены проверки в министерствах здравоохранения и экономического развития, Госкомпании «Азерихимия», а также в более чем 30 организациях.

Ревизии обнаружили, что данные объекты допустили финансовые нарушения и израсходовали не по назначению 75 млн. манатов. В связи с этим Минфин прошел 118 судебных тяжб с юридическими и физическими лицами. Наряду с этим, было предотвращено незаконное расходование 18 млн. манатов.

За отчетный период к выплате штрафа было привлечено 217 должностных лиц, допустивших необоснованные расходы.

Отметим, что рабочий план Минфина на 2006 год предусматривает проведение проверок в Исполнительной власти Баку и подчиненных бюджетных организациях, Хатаинском, Азизбековском, Сураханском и Бинагадинском районах столицы, Имишлинском, Агдамском, Зардабском, Сиязеньском, Гедабекском, Саатлинском, Ленкоранском, Масаллинском, Шамахинском, Алибайрамлинском, Астаринском, Дашкессанском, Лерикском, Геранбойском, Товузском, Шамкирском, Кельбаджарском, Зянгиланском, Джабраильском, Физулинском, Ханларском районах.

В ходе ревизий проверялось расходование бюджетных средств, предусмотренных для инвестиционных расходов, кредитов, выданных под госгарантию, анализировалась финансово-хозяйственная деятельность государственных вузов, дипломатических корпусов Азербайджана за рубежом. Отметим, что в настоящее время Минфин подготавливает график проверок на 2007 год.

Вернуться к оглавлению раздела

В документах, поданных ANS для участия в тендере, имеются недостатки

13 Марта 2007 [16:28] - Day.Az. В среду Национальный совет по телерадиовещанию Азербайджана обсудит вопрос продления срока тендера на частоту вещаний телеканала ANS TV и радиостанции ANS СМ. Об этом сообщили в НСТР.

Как уже сообщалось, председатель нацсовета Нуширеван Магеррамли сообщил, что из-за объявления шести дней нерабочими по случаю праздника «Новруз», дата окончания срока тендера, который завершается 20 марта, может быть продлен еще на 2 дня.

В НСТР подчеркнули, что на данный момент, кроме ANS, никто не обратился на участие в тендере. В документах ANS, поданных для тендера, имеются недостатки, и нацсовет требует приведения документов в порядок.

Вернуться к оглавлению раздела


В избранное