Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике в июне 2010 года


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

29.06.10
Латвийские железные дороги – на бобах
В компании Latvijas dzelzceļš ожидают в 2010 году падение грузоперевозок примерно на 10% по сравнению с 2009 годом.
Спад в большой мере связан с российско-белорусским конфликтом в вопросе поставки российских нефтепродуктов. Перспективу роста связывают с азиатскими странами, и Поднебесная - во главе.
"В данный момент у Белоруссии больше нет нефти для переработки, а у нас соответственно – для перевозки. Эти продукты составляют примерно 30% перевезенных за последнее время грузов нефти. Если бы не этот конфликт, железной дороге в Латвии грузов хватило бы и было бы даже больше, чем в прошлом году", – рассказал председатель правления компании LDz Угис Магонис.

КОММЕНТАРИЙ:
Итак, кончилась халява для батьки, кончилась она и для латышей. Восстановление транзита и, соответственно, загрузки за сёт азиатского направления выглядит, мягко говоря, ненадёжным ходом.

Вывод: хочешь транзит – не плюй в колодец.

18.06.10
Логистику в Эстонии поднимают на новый уровень:  19 ведущих транспортных и логистических предприятий объединились с целью создания логистического кластера. Для реализации проекта из государственного бюджета будет выделено €900 тыс. и €400 тыс. в качестве инвестиций внесут предприниматели.
Компании-инициаторы объединения, среди которых Эстонская железная дорога Ассоциация логистики и транзита Эстонии, намерены привлечь новые грузопотоки на железную дорогу и в порты, в том числе в сотрудничестве с железнодорожными администрациями стран Балтии, России и Казахстана.
Среди главных задач кластера его участники называют модернизация инфраструктуры Таллинского порта и формирование новых транзитных маршрутов Запад – Восток, а также формирование имиджа транспортно-логистических возможностей Эстонии на мировом рынке.

17.06.10
Белоруссию пока объезжают
Экономический кризис, как будто, проходит. «Началось активное грузодвижение, пошли грузопотоки, пошла оплата, и перевозчики, и экспедиторы свободно вздохнули».
Но Белоруссии ещё предстоит побороться за увеличение грузового транзита. Одна из причин отставания — отсутствие в достаточном количестве квалифицированного персонала и использование старых механизмов работы.
Европейские экспедиторы и логисты зарабатывают до 50-60 млрд. евро в год. Чтобы успешно с ними конкурировать, «надо немного просесть по цене. Но самое главное — это качество. Товары из Юго-Восточной Азии в Европу должны по логике вроде бы идти через Россию и Беларусь. Это и короче, и быстрее. Но только грузы идут почему-то морским путем, причем 40 дней вместо двух недель».
Причина заключается в том, что большинство европейских предприятий работают с колес. «У них нет складов, им важно, чтобы товар пришел ровно в срок, ни раньше, ни позже. Это один из важнейших показателей качества работы экспедиторов и перевозчика».
Чтобы система перемещения грузов и доставки до конечного потребителя четко работала, «необходим сильный экспедитор». И единый транзитный оператор, способный контролировать цепочку и удерживать ставки.
Второе условие успешной конкуренции — это цены на транзит грузов. В России снизить транзитные ставки пытались даже силовыми методами. Однако и это не помогало. Например, постановлением правительства ставка на перевозку груза железнодорожным транспортом снижается на 10%, «одновременно с этим моряки вдруг увеличивают свою ставку на те же 10%».
Не исключено, что и белорусским, и российским экспедиторам со временем удастся сменить привычную схему доставки грузов. Западные экспедиторы часто выкупают товар для своего клиента, завозят на свой логистический центр и затем поставляют необходимыми для работы какого-то предприятия партиями. «Для этого нужны большие оборотные средства, которых у наших экспедиторов пока нет».
Тем не менее, белорусский рынок транспортно-экспедиционных услуг уже проходит этап модернизации. Так, разработана программа развития логистической системы до 2015 года, которая предусматривает строительство транспортно-логистических центров, в том числе с участием иностранного капитала. С 2011 года планируется отменить лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности. Это предусмотрено проектом указа президента «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Однако не исключено, что Беларуси придется создать альтернативную лицензированию систему и перенять опыт России. В результате отмены лицензирования рынок перестает быть регулируемым. «Три человека могли собраться, зарегистрировать в налоговой экспедиторскую компанию с капиталом тысячу рублей, набрать заказов на миллион и исчезнуть, если это было изначальной целью мошенников, или разориться, если это были честные, но неграмотные работники», — отметил президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик.

07.06.10
Российско-латвийский экспорт/импорт
4 июня в г. Пскове состоялось четвертого заседания Межправительственной Российско-Латвийской комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству.
В своем выступлении на заседании МПК И.Левитин выразил удовлетворение развитием торгово-экономических отношений между Россией и Латвией. Вместе с тем, он отметил, что торговля между двумя странами не могла избежать негативного воздействия глобального экономического кризиса. После нескольких лет динамичного роста в истекшем году российско-латвийский товарооборот снизился сразу на 46,4%: с $8,5 млрд до $4,5 млрд.
По словам И.Левитина, в последние месяцы наблюдается постепенное восстановление торгового обмена. Так, согласно данным российской статистики, по итогам трех месяцев 2010г. товарооборот составил $1,4 млрд (+31,8%), при этом российский экспорт составил $1,3 млрд (+31,1%), импорт – $0,1 млрд (+42,2%). Он подчеркнул, что важнейшей задачей является изменение структуры российско-латвийского товарооборота, которая пока сохраняет выраженную сырьевую направленность.
Министр также отметил успешно проводимую экспертами наших стран работу по совершенствованию нормативно-правовой базы.


ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

28.06.10
РЖД готово обеспечить вывоз рыбы с Дальнего Востока в полном объеме – пресс-служба
В настоящее время ОАО «РЖД» предприняты практически все необходимые меры организационного и технического характера для обеспечения полного и своевременного вывоза объема рыбы, прогнозируемого путиной-2010, сообщила пресс-служба перевозчика.
В настоящее время на Дальнем Востоке имеются в наличии более 170 рефрижераторных секций и более 300 вагонов-термосов ОАО «Рефсервис». На Сахалинской железной дороге к вывозу рыбы будут подготовлены 10-15 рефрижераторных секций "Рефсервиса", что обеспечит 10-суточную погрузку. При увеличении объемов вывоза рыбы ОАО «Рефсервис» готово выделить дополнительный подвижной состав.
Учитывая участие других операторов в перевозке рыбы, прогнозируется, что ежесуточное наличие специализированного подвижного состава на Дальневосточной железной дороге составит в августе-сентябре 2010 года от 5 до 20 рефрижераторных секций ОАО «Рефсервис» и от 10 до 30 секций других операторов при средней погрузке до 15 секций в сутки.

23.06.10
Казахстан ввёл новые скидки на транзит в РФ
Национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) до конца 2010 года снизила стоимость транзитных перевозок хлопка, алюминия, чёрных металлов и руд в среднем на 20%. Таким образом, с начала года стоимость транзита, к примеру, алюминия через Казахстан снизилась уже на 77%.
Казахстан и Россия готовят к подписанию межправительственное соглашение о предоставлении благоприятных тарифных условий на железнодорожные перевозки грузов по территории двух стран.
КТЖ также ввела 17-процентную скидку на перевозки хлопка из Узбекистана. По словам господина Баймагомбетова, это снижение также ориентировано на Россию, так как большая часть хлопка идёт в район текстильной промышленности города Иваново (Россия).
По его оценке, скидки на транзит не окажут негативного влияния на доходы компании, поскольку новые цены не ниже себестоимости перевозок.
Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов сказал: «Рассматривая международные коридоры  «Юг – Север» и «Восток – Запад», мы должны работать как единая логистическая цепочка».


21.06.10
Грузопоток между Россией и Казахстаном заметно вырос
Объем перевозок грузов между Казахстаном и Россией за 5 месяцев 2010 года составил 34,5 млн тонн. Это на 35% больше уровня аналогичного периода прошлого года.


ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

22.06.10
Все российские мосты проверят

Президент РФ Дмитрий Медведев дал ряд поручений по итогам проверки, проведенной Генпрокуратурой РФ и Контрольным управлением президента РФ по делу "танцующего" моста в Волгограде и выявившей недостатки в работе федеральных органов исполнительной власти и администрации Волгоградской области при проектировании, строительстве и эксплуатации мостового перехода.
Правительству поручено вместе с региональными властями определить полный перечень мостовых сооружений в России и проверить их соответствие действующим техническим регламентам и нормативным документам. Срок выполнения поручений правительству – октябрь этого года.

06.06.10
На строительство транспортных объектов в Сочи в 2010 г. выделено 100 млн рублей
Бюджет 2010 года, выделенный министерством транспорта Российской Федерации на строительство транспортных объектов в Сочи, составляет 100 млн руб., сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин на пресс-конференции в Сочи во вторник.
"60 млн рублей пойдет на строительство совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер - Красная Поляна и 40 млн рублей - на строительство транспортной инфраструктуры Сочи", - сказал он.
По его словам, "озабоченность вызывает строительство двух транспортных развязок - "Донская-Виноградная" и "Адлерское кольцо". "Там проблемой является расселение жильцов", - цитирует И. Левитина "Транспорт сегодня".


логистическая инфраструктура

25.06.10
Складируют на заводах
Краснодарский рынок складов — около 400 000 кв. м, большинство их относится к классам С и D (перепрофилированные заводские помещения), говорит менеджер риэлтерской компании Г. Шумак. Складских комплексов класса А в городе пока нет, класс В ограничивается 15 000 кв. м, введенными в 2009 г., рассказывает руководитель департамента другой фирмы, занимающейся коммерческой недвижимостью, С. Погосова. В такие склады, по ее словам, иногда выстраиваются очереди из арендаторов. Недостаток в площадях до 500 кв. м испытывают средние торговые компании, а крупные сетевики и фирмы, занимающиеся грузоперевозками, не могут найти в городе нужных им площадей (от 800 кв. м) удовлетворительного качества, добавляет Шумак.
До кризиса был заявлен ряд проектов класса А, сейчас активность в этом секторе очень низка, признают эксперты. Возобновлению строительства мешает отсутствие дешевых кредитных ресурсов.

25.06.10
Производство вместо склада

В казанских логопарках пустует не менее половины площадей. Первый заместитель гендиректора УК «Идея капитал» А. Гиззатуллин оценивает спрос на классы В и С — более 500 000 кв. м — как стабильно низкий. А на класс А (283 900 кв. м) и вовсе как нулевой.
Д. Овсянников, коммерческий директор «С-лоджистик», подсчитал, что сейчас спрос в три раза ниже предложения. Консультант Cushman & Wakefield Е. Стрюкова полагает, что: «Уровень свободных площадей в высококлассных объектах превышает 50%», — дополняет. Овсянников считает, что ряд комплексов пустует из-за большой удаленности от города — некоторые из них — в 25 км от Казани.
Стрюкова сообщила, что аренда за прошлый год подешевела на 22-28%, но восстановления спроса так и не произошло. Собственники помимо скидок предлагают гибкие условия по аренде. Например, говорит Стрюкова, арендодатели сдают площади на короткие сроки: 6-11 месяцев. В 2009 г. минимальный срок аренды составлял год. Если позволяет планировка склада, готовы нарезать площади небольшими блоками — от 500 кв. м. А Q-Park и «Биек тау» предлагают площади для размещения производств, рассказал Гиззатуллин. Овсянников убежден, что девелоперам стоит оказывать клиентам комплексные услуги: у компаний востребованы переупаковка, комплектация заказов, транспортные услуги и кросс-докинг.


УПРАВЛЕНИЕ

21.06.10
Список стратегических предприятий сократили за счет банкротов
Исключению из перечня подлежат организации с госучастием менее контрольного пакета, за исключением ОАО "Трансинжстрой", "Газпрома", РКК "Энергия" и "Первого канала". Стратегическими также перестали быть предприятия, находящиеся на различных стадиях банкротства без стратегии восстановления платежеспособности. Еще ряд организаций были исключены из списка, поскольку их акции уже были проданы на момент вступления в силу указа президента.
Таким образом, резюмирует «КоммерсантЪ», реальное высвобождение из списка стратегических предприятий, по сути, затрагивает лишь контрольные пакеты акций 15 аэропортов и предприятий телекоммуникационной сферы, а также блокпакеты морских и речных портов, речных пароходств и отраслевых НИИ.
Из списка стратегических исключены 25% акций "Совкомфлота", а аткже компании с госучастием: Азовский морской порт (Ростовская область) (25,5% акций), Амурское пароходство (Хабаровск) (25,5%), Архангельский речной порт (25,5%), Астраханский порт (25,5%), аэропорты "Абакан" (Республика Хакасия) (75%), "Анапа" (Краснодарский край) (25,5%), "Архангельск" (51%), "Астрахань" (51%), "Кольцово" (Екатеринбург) (34,56%), "Мурманск", (пос. Мурмаши Мурманской области) (38%), "Ростов-на-Дону" (38%), "Толмачево" (г. Обь Новосибирской области) (51%), "Курумоч" (Самара) (50,99%).
Также в этом списке значатся: Ванинский морской торговый порт (Хабаровский край) (55%), Владивостокский морской рыбный порт (27,73%), Волгоградский речной порт (25,5%), Ейский морской порт (Краснодарский край) (25,5%), Енисейское речное пароходство (Красноярск) (25,5%), Западное пароходство (Калининград) (25,5%), Иртышское пароходство (Омск) (25,5%), Московское речное пароходство (25,5%), Мурманский морской торговый порт (25,49%), Мурманское морское пароходство (25,5%), Новороссийский морской торговый порт (20%).
Кроме этого, под исключение попали: Новосибирский речной порт (25,5%), Обь-Иртышское речное пароходство (Тюмень) (25,5%), Омский речной порт (25,5%), Ростовский порт (25,5%), Самарский речной порт (25,5%), Саратовское речное транспортное предприятие (25,5%), Сахалинское морское пароходство (Холмск Сахалинской области) (25,5%), Северное речное пароходство (Архангельск) (31,32%), Северный порт (Москва) (25,5%), Северо-Западное пароходство (Санкт-Петербург) (25,5%), судоходная компания "Волжское пароходство" (Нижний Новгород) (25,5%), Таганрогский морской торговый порт (Ростовская область) (25,5%), Тверской вагоностроительный завод (42,47%), Тверской порт (25,5%), Туапсинский морской торговый порт (Краснодарский край) (25%), Хабаровский речной торговый порт (25,5%), Южный речной порт (Москва) (26,08%), Ярославский речной порт (25,5%) и несколько других небольших компаний.
Как пояснил ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов, исключение этих предприятий из списка стратегических "не означает их автоматической приватизации". "Решение по их приватизации будет принимать правительство, просто будет выбор из большего количества акционерных обществ", - сказал первый вице-премьер.

17.06.10
Стоимость имущества, передаваемого ВГК, оценивается в 46 млрд руб.
До сих пор рассматривается вариант вхождения инвестора в уставный капитал ВГК уже при ее создании. Ранее президент РЖД В. Якунин сообщал, что ВГК планируется сразу создать 100%-ной "дочкой" национального перевозчика, а инвесторов привлечь в течение года - после подготовки необходимых финансовых документов.
Официально эту информацию в РЖД не комментируют.
В конце мая В.Якунин заявил, что один из независимых железнодорожных операторов РФ - Globaltrans - сделал предложение РЖД о покупке до 50% акций ВГК. ВГК должна начать хозяйственную деятельность с 1 октября. Ранее Минтранс РФ и РЖД согласовали механизм формирования ее уставного капитала путем передачи в течение первых 3 месяцев ее работы 50% парка вагонов, запланированного к передаче от РЖД. Остальные вагоны будут переданы спустя 1 год после анализа работы ВГК. Решение о последовательной передаче вагонного парка РЖД в 2 грузовые компании было принято весной 2007 г. Летом того же года было создано ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК), которому передано 200 тыс. вагонов из парка РЖД. После создания ВГК в собственности РЖД останутся около 30 тыс. грузовых вагонов для обеспечения хозяйственных перевозок.
В.Якунин ранее заявлял, что его компания "в перспективе не намерена сохранять одновременно контрольный пакет в капитале ПГК и ВГК". Перевозчик в течение ближайших 1,5-2 лет готов продать контрольный пакет акций ВГК.


ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса

23.06.10
Тарифный эксперимент в Петербургском порту
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) приступила к реализации эксперимента по отмене прямого ценового регулировании деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по погрузке, разгрузке и хранению грузов в Большом порту Санкт-Петербург.
Предполагается отменить ценовое регулирование в отношении 13 стивидорных компаний порта: ОАО “Коммерческий центр, транспорт и лес”, ЗАО “Нева-Металл”, ЗАО “Первая стивидорная компания”, ЗАО “Первый контейнерный терминал”, ЗАО “Третья стивидорная компания”, ОАО “Петролеспорт”, ООО “Балтийский Порт”, ООО “Сетос-Севис”, ЗАО “Вторая стивидорная компания”, ЗАО “Четвертая стивидорная компания”, СП ЗАО “Петербургский нефтяной терминал”, ООО “Невские Ворота” и ООО “Морской рыбный порт”.
ФСТ поясняет, что проект подготовлен в рамках эксперимента по либерализации тарифов на услуги субъектов естественных монополий в морских портах. Эксперимент по прекращению регулирования в Большом порту Санкт-Петербург будет осуществляться без выведения из реестра субъектов естественных монополий на транспорте, но при этом в отношении стивидорных компаний будет вестись ежеквартальный мониторинг.

18.06.10
Грузооборот транспорта РФ за 5 месяца вырос на 13%

Грузооборот железнодорожного транспорта вырос на 14,1%, до 812,6 млрд тонно-километров, внутреннего водного - на 18,1%, до 9,6 млрд тонно-километров, автомобильного транспорта - на 8,6%, до 73,4 млрд тонно-километров, воздушного транспорта - на 46,1%, до 1,8 млрд тонно-километров, морского транспорта - на 5,6%, до 40,7 млрд тонно-километров
В мае 2010 года общий грузооборот увеличился на 13,5%, до 396,9 млрд тонно-километров. На воздушном транспорте рост составил 55,9%, до 0,4 млрд тонно-километров, на внутреннем водном - 24,2%, до 7 млрд тонно-километров, на железнодорожном - 12,4%, до 171,7 млрд тонно-километров, на автомобильном - 11,6%, до 15,6 тонно-километров, на морском - 27,5%, до 8,6 млрд тонно-километров.

18.06.10
Экспорт России растет быстрее, чем импорт

Внешнеторговый оборот России в январе-апреле текущего года увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 43,8% и составил $189,2 млрд.
При этом объемы экспорта возросли на 59,1% до $124,6 млрд, а импорта на 21,4% до $64,6 млрд. Положительное сальдо торгового баланса по итогам первых четырех месяцев увеличилось по сравнению с предыдущим годом в 2,4 раза и составило $60 млрд.
Наибольший рост в экспорте приходится на топливно-энергетические товары (73,7% до $87,2 млрд). По итогам первых четырех месяцев текущего года их доля в объеме российского экспорта составила 70,5%.
Небольшой рост экспорта в денежном выражении по итогам первых четырех месяцев зафиксирован по древесине и целлюлозно-бумажным изделиям (+19% до $3 млрд), продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью (+8,6% до $3,3 млрд).
В импорте наибольший рост отмечается по продукции химического производства и каучуку (+35,5% до $10,1 млрд). Продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства за первые четыре месяца было ввезено на $10,4 млрд (+24,8%). Машин, оборудования и транспортных средств импортировано на $23,7 млрд (+17,6%).

ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ

18.06.10
Реки, не вошедшие в перечень

Согласно перечню внутренних водных путей РФ, общая протяженность внутренних водных путей на сегодняшней день составляет 101,3 тыс. км. Всего же на территории РФ протекает более 120 тыс. рек, общая протяженность которых составляет свыше 2 млн км. На некоторых из них осуществляется судоходство. В основном это экспедиционный завоз в Сибирь и на Дальний Восток, а также местные пассажирские и туристические перевозки, например, в Санкт-Петербурге.
Действующим законодательством не урегулированы вопросы плавания по таким рекам в части требований к техническим характеристикам судов, навигационно-гидрографического обеспечения, контроля и надзора за безопасностью судоходства.
При этом, отметил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, нормативный акт, запрещающий судоходство по таким внутренним водным путям, отсутствует. «Поэтому … необходимо внести в действующее законодательство и предусмотреть регламентацию судоходства по водным объектам, не входящим в перечень».

 

 

Обзор составлен по материалам СМИ при содействии
"Агентства специальных исследований"

(мониторинг СМИ и маркетинг в сфере
транспортно-логистического бизнеса и реального сектора)
 www.infoall.ru

 


В избранное