Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике в апреле 2009 г.


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Борьба за контейнеры
Делегация транспортников Эстонии, посетившая Китай, провела переговоры о возможностях увеличения перевалки контейнерных грузов через прибалтийские порты.
Свой интерес к Прибалтике представители Китая объяснили необходимостью увеличить контейнерные перевозки в первую очередь в московском направлении. В конце минувшей недели из Китая уже отправилась в путь первая пробная партия контейнеров. Они поступят в гавани Гамбурга или Роттердама для перевалки на фидерные суда, однако затем вместо обычного маршрута в Москву через финский порт Котка пройдут через гавань Мууга вблизи Таллина. По сравнению с финским маршрутом грузы из Шанхая через Эстонию в Москву поступают на два дня быстрее, то есть за 40 дней.
Преимуществом Эстонии является выгодное железнодорожное сообщение с Москвой. Из Таллина контейнерный состав доходит до Москвы всего за 48 часов. "Это весомый козырь, который заинтересовал Китай", - подчеркнул руководитель "Транзитного центра". Экономия времени - существенный бонус для грузоотправителей. Но в Китае полагают, что подобные козыри действуют при нормальных межгосударственных контактах между Эстонией и Россией. По словам представителя Эстонского фонда развития предпринимательства в Шанхае Валле Фельдманна, в Китае постоянно интересуются тем, какие сегодня у Эстонии отношения с Россией.
Для того чтобы увеличить грузовой поток из Балтии на московском направлении, китайцам необходимо ещё доказать свою готовность оперировать большими объёмами товаров, считает Эрик Лайдвеэ. "Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы изделия перемещались крупными партиями, и не по два-три контейнера на судно, как было в начале года", - говорит он. Многое зависит не только от качества обслуживания грузов в порту, выгодных тарифов и скорости доставки, но и от спроса на восточные товары на российском рынке. А это уже забота китайских партнёров.

 

Спасите наши грузы 
По прогнозам, объем грузооборота калининградских портов в 2009 году снизится как минимум в два раза, что приведет к массовым сокращениям сотрудников и, возможно, к остановке части портовых мощностей.
Калининградский торговый комплекс включает в себя больше десятка стивидорных компаний. «Если до кризиса калининградские порты были загружены до 70% мощностей, то сейчас – лишь на 20−30%, – говорит председатель совета директоров Калининградского морского торгового порта Андрей Колесник. – По итогам прошлого года грузооборот нашего порта составил около 4,8 млн тонн грузов, а в этом году ожидается всего 2,5 млн». Показатели начали ухудшаться с осени 2008 г. и к первому кв. 2009 г. произошёл обвал.
Особенно ощутимым стало сокращение на две трети перевалки контейнеров. Резкое падение контейнерных грузов произошло из-за сокращения объема сборочных производств в регионе, а также из-за уменьшения потока импортных товаров в Россию в связи с резким ростом доллара и евро по отношению к рублю в последние месяцы.
Главную роль в ухудшении положения Калининградского портового комплекса сыграла тарифная политика Литвы и Белоруссии: с середины 2008 года тарифы на калининградском направлении выросли на 65%. Литва значительно снизила тарифы для грузовладельцев, сотрудничающих с морским портом в Клайпеде. Калининграду сложно конкурировать с Прибалтикой ещё из-за худшего технического оснащения порта.
Калининград находится в более невыгодной ситуации по сравнению не только с прибалтийскими портами, но и с российскими. Тариф до Калининграда складывается из трёх частей – российской, белорусской и литовской. Плюс к тому весьма непростые отношения России и Белоруссии и в итоге Калининградский порт становится неконкурентоспособен в сравнении с С.-Петербургом.
Помимо сложностей эксклавного расположения, положение Калининграда усугубляется, чрезвычайной таможенной бюрократией. Даже в С.-Петербурге таможенное оформление стало вдвое дольше при падении грузопотока на 45%. Уникальный парадокс.
Для усиления позиций порта Калининград на грузовых рынках нужно упростить процедуру оформления судов и грузов. Нужно организовать перенос стивидорной активности в аванпорт Балтийск. Тогда станет возможным принимать суда со средним тоннажем 25−30 тыс. тонн - основу грузового флота.

 

Контейнерный оборот Петербурга упал на 37%
По итогам 3-х месяцев 2009 года терминалами Большого порта Санкт-Петербург обработано 282 260 TEU, что на 37,1% ниже объемов аналогичного периода 2008 года. Итог рынка перевозок контейнеров в 1 квартале - 1,1 млн. TEU, что меньше, чем в прошлом году на 27,65%.
А на Невской Губе между тем снова стал полностью доминировать ПКТ - его доля достигла 70%

 

Контейнеры стали задерживаться
Cкорость обработки контейнеров в порту резко замедлилась - в марте задержка доходила до 2 недель. Участники рынка связывают это как с проверками на таможне, так и с отсутствием средств у импортеров.
"В первую очередь это увеличивает расходы грузовладельцев, которые оплачивают хранение контейнеров", — говорит Андрей Богданов. Стоимость хранения одного контейнера в порту составляет около $100 в cутки. На работу самого ПКТ это мало повлияло, так как его грузооборот из–за кризиса и так упал более чем на 20%.
По данным пресс–службы Северо–Западного таможенного управления, срок обработки контейнеров в марте, за исключением единичных случаев, составлял не более суток. Как уверяют в таможне, основная причина задержки контейнеров на терминалах в том, что у грузовладельцев нет средств, чтобы заплатить пошлину.
В таможенном брокере "Аривист" отмечают, что из–за снижения грузооборота, а значит и объема сборов, таможня более внимательно относится к оформлению грузов и не все импортеры готовы в срок подготовить документы. Советник гендиректора УК "Евросиб" Александр Пучков отмечает, что во время проверок таможни не все хотят выставлять грузы на досмотр.
Грузооборот петербургского порта в 2009 году
Обработка грузов в Большом порту Санкт–Петербурга в январе–феврале 2009 года снизилась на 28%.
Перевалка контейнеров сократилась в январе–феврале 2009 года на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На Первый контейнерный терминал приходится до 70% контейнеров.

 

ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«Прекратите политизировать Транссиб»
«Государство уже сделало все, что можно было сделать для развития Транссиба. Еще немного усилий и про перевозки по этой магистрали можно будет забыть», - такие жесткие заявления звучали в рамках интервью-студии, посвященной развитию терминальных комплексов вдоль Транссибирской магистрали, которая была организована журналом "РЖД-Партнер" и компанией ITE LLC на 14-й Международной выставке и конференции "ТрансРоссия".
По мнению участников дискуссии, транзитный потенциал магистрали практически равен нулю, особенно в нынешней ситуации, когда резко снизились ставки на морскую перевозку. И нужно «прекратить политизировать транзит».
Как считает, например, Е. Михайлов, председатель совета директоров Baltic Cargo Company, транзитные перевозки могут быть целесообразны только на маршрутах, проходящих через Казахстан
Участники рынка полагают, что наиболее оптимально использование магистрали для обеспечения экспортно-импортных перевозок.

 

Китай построит три порта близ границы с Россией
Китай намерен выделить 15 миллионов долларов на строительство трех многофункциональных портов близ границы с Россией, сообщает в среду агентство Синьхуа со ссылкой на администрацию провинции Хэйлунцзян. Порты появятся в городах Тунцзян и Цзямусы, и на острове Большой Уссурийский.
Новые объекты будут служить не только транспортными узлами, но и центрами контроля за качеством речной воды и реагирования на загрязнения трансграничных водных объектов на российско-китайской границе.

 

Оборот контейнеров ВМТП упал на 28%
В марте 2009 года  через причалы ВМТП прошло 482,8 тыс.т. грузов. В экспортном направлении было переработано 373,3 тыс.т.; в импортном - 52,4 тыс.т.; в каботажном - 57,1 тыс.т. ВМТП перевалил за квартал на 26,7% грузов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В этом году этот показатель составил 1103,7 тыс. т грузов, в прошлом — 1503,4 тыс. т .
За период января-марта контейнерным терминалом порта было переработано 41 987 TEU, что на 27,78% меньше, чем в прошлом году. Импорт составил 12 573 TEU –меньше на 33,43%, а экспорт - 15 694 TEU, на 32,87% меньше.
Как сообщил генеральный директор ОАО «Владивостокский морской торговый порт» Вячеслав Перцев, порт работает не в «кризисном» режиме. «Первый квартал 2009 года отработали так, как и рассчитывали. По практике прохождения кризиса 1998 года известно, что для покрытия всех издержек и выхода «в ноль» ВМТП необходимо переработать всего 1 млн. 700 тысяч тонн груза. Миллион мы уже превысили», - отметил Вячеслав Перцев.

 

Стабильный рост грузового потока наметился на ДВЖД
Рост грузового потока на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) в марте составил 3 млн 284 тысячи тонн, что на на 16,2% больше, чем за первый месяц этого года, сообщил в среду РИА Новости представитель пресс-службы магистрали.
По его словам, основу грузовой структуры ДВЖД в первом квартале 2009 года составил деловой лес. В марте на магистрали отгружено 523,4 тысячи тонн леса, что на 46,4% больше, чем в январе.
"Главным потребителем российского делового леса остается Китай, который, несмотря на финансовый кризис, планирует сохранить экспорт на уровне 2008 года.
Начиная с марта, наметилась тенденция роста нефтяных перевозок. Транспортировка нефтепродуктов в марте по сравнению с январем возросла на 8,6% и составила 869 тысяч тонн против 799,9 тысячи тонн в первый месяц года.
С марта наблюдается также увеличение потока контейнеров через порты Приморья. Это связывают с адаптацией российского потребительского рынка к изменившимся условиям. Так, в феврале этого года выполнена транзитная поставка 25 тысяч тонн зерна из США в Монголию. Сначала зерно поступило в порты Приморья, а далее по железной дороге в Монголию.

 

ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Порт Туапсе без металла и цемента
Снижение перевалки грузов через ОАО "Туапсинский морской торговый порт" за первый квартал 2009г., по данным порта, составило 12%.Нефтеналив снизился на 8%, сухие грузы – на 24%.
Металлы и цемент в первом квартале в Туапсе совсем не переваливались. По данным SeaNews, отгрузки черных металлов через ОАО «ТМТП» на протяжении всего прошлого года носили неравномерный характер. Основная причина снижения поставок металлопродукции – ухудшение ценовой конъюнктуры.
Сейчас практически все порты Азово-Черноморского бассейна РФ прекратили перевалку цемента. Кроме того, через Туапсе шли небольшие объемы импортного цемента.
Спад грузооборота в компании связывают со снижением деловой активности грузоотправителей в условиях мирового финансового кризиса.

 

Россия предлагает создать Каспийский меморандум
Минтранс напоминает что необходимо ускорить решения вопроса о принятии пятистороннего (Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан) «Соглашения по торговому мореплаванию на Каспийском море» и регламентировать отношения с учетом национальных и международных правовых норм в области торгового мореплавания на основе международного правового статуса Каспийского моря.
Министр Левитин призвал все прикаспийские государства рассмотреть возможность создания международной системы мониторинга судоходства на акватории Каспийского моря, отметив, что Россия готова предоставить свои организационно-технические возможности и приглашает все заинтересованные стороны к сотрудничеству.
Еще одним важным элементом системы правового регулирования судоходства на Каспии, по мнению И.Левитина, должно стать создание в регионе Меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта (Каспийского меморандума).
Глава Минтранса России также остановился на вопросе о проходе по российским внутренним водным путям судов под флагом иностранного государства. Он сообщил, что Российская сторона проводит работу по упрощению процедур пропуска судов под флагами прикаспийских государств по внутренним водным путям Российской Федерации.
И.Левитин проинформировал участников заседания о шагах, которые предпринимаются Россией по развитию портовой инфраструктуры в Каспийском регионе. В частности, Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015гг.)» предусмотрен комплекс мероприятий по увеличению перерабатывающей способности морских портов. Так, отметил он, реализация намеченных планов по развитию порта Оля, предусматривающих строительство еще 6 новых причалов, позволит увеличить мощность перегрузочных комплексов порта до 4 млн.т. грузов в год.
Он также остановился на проблемах включения Каспия в систему международных транспортных коридоров. По словам министра, одним из направлений повышения эффективности сотрудничества на трассе международных транспортных коридоров является создание единого эффективно действующего координирующего центра. И.Левитин проинформировал участников заседания о том, что делается в Российской Федерации по развитию международных транспортных коридоров. Так, в сфере дорожного хозяйства запланировано дальнейшее развитие инфраструктуры автотранспортного маршрута граница Украины – Волгоград – Астрахань – граница Казахстана. С казахстанской стороной ведется работа по проработке вариантов соединения Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов.

 

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Рядом с Геленджиком могут построить порт
Петербургская компания "СпецМонтажСтрой" подготовила технико-экономическое обоснование создания специализированного порта в курортном поселке Кабардинка (в бухте между Новороссийском и Геленджиком).
В компании сообщили, что инвестор, название которого не раскрывается, заинтересован в строительстве терминала на площадке длиной 200 м. Подготовка и согласование проекта могут занять 1,5 года, строительство - около года. Объем инвестиций экcперты оценивают в US$ 10 млн, однако сомневаются в целесообразности строительства порта в курортной зоне, где нет современных дорог.

 

Планы строительства автоколец вокруг Санкт-Петербурга - КАД-2 и КАД-3 - отложены по крайней мере на несколько лет.
Руководитель комитета по дорожному хозяйству правительства Ленобласти М.Козьминых связал это с временным замораживанием проекта строительства федеральной трассы Усть-Луга - Великий Новгород. "Пока грузопотоки, под которые планировалась КАД-2 пойдут от Усть-Луги, как основного источника перевалки грузов в Ленинградскую область, до автодороги "Нарва", по "Нарве" до бетонки (А-120) – и по ней на дорогу Санкт-Петербург- Москва. Поэтому в ближайшие три года совершенно бесперспективно говорить о строительстве КАД-2, тем более КАД-3, мы к этому совершенно спокойно вернемся в 2011 году", - сказал Михаил Козьминых.
Между тем, сама "бетонка", которая и должна была стать основой КАД-2 оказалась "ничьей", она не числится ни в федеральной, ни в областной собственности. Поэтому губернатор Валерий Сердюков 21 апреля распорядился подготовить проект постановления о принятии ее в областное ведение, что позволит начать ремонт отдельных участков этой дороги.

 

Строительство нового морского порта на Дальнем Востоке начнется в 2010 году
Как заявил министр транспорта Игорь Левитин строительство нового морского порта на Дальнем Востоке в районе строительства Приморского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) начнется в 2010 году.
В свою очередь, глава «Роснефти» Сергей Богданчиков добавил, что компания планирует строительство терминалов по перевалке нефтепродуктов объемов 30 млн тонн, в том числе 20 млн тонн - в рамках Приморского НПЗ, и 10 млн тонн на Черноморском побережье в районе Туапсинского НПЗ.
В планах ОАО НК "Роснефть" подготовка проекта Приморского НПЗ стоит во второй половине 2009 года. Проект строительства НПЗ мощностью 20 млн тонн в год на побережье Тихого океана предполагается осуществить двумя очередями, мощность первой очереди составит 10 млн тонн. Стоимость проекта, по предварительной оценке, может составить $5-7 млрд.

 

логистическая инфраструктура

На складском рынке столичного региона начинается оживление
На рынке складской недвижимости стали появляться некоторые признаки оживления рынка, что вызвано заключением ряда сделок по аренде складских площадей. Кроме того, были заявлены новые проекты.
Согласно исследованию консалтинговой компании Colliers International, в столичном регионе суммарный объем складского предложения равен 2,6 млн кв. м высококлассных складских площадей, находясь, таким образом, на уровне конца прошлого года. При этом в течение первых трех месяцев нынешнего года не было введено в эксплуатацию ни одного высококачественного складского объекта.
Вместе с тем, продолжается активный рост предложения на вторичном рынке, которое достигло на сегодняшний день 250 000 кв. м. Сюда входят помещения, повторно сдаваемые собственниками, а также те, которые сами арендаторы предлагают в субаренду.
По оценкам специалистов Colliers International, за отчетный период впервые с начала развития профессионального рынка складской недвижимости в России, до 5% вырос объем вакантных площадей. Всего в текущем году эксперты компании ожидают ввода порядка 600 000 кв. м высококачественных складских площадей. Кроме того, они прогнозируют рост активности участников рынка, вызванной их адаптацией к новым экономическим условиям.
По оценкам экспертов, в первые три месяца года продолжилась корректировка ставок аренды в сторону их понижения. В итоге к концу I квартала 2009 года, ставки упали на 15 % по сравнению с концом 2008 года, достигнув

 

Приостановлена реализация проекта логопарка «Колпино» в С.-Петербурге
Компания «Евразия Логистик» решила «заморозить» строительство логистического парка «Колпино», который должен был стать одним из крупнейших подобных объектов класса А в регионе.
Согласно ежеквартальному обзору рынка складской недвижимости России, сделанному специалистами консалтинговой компании Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko, общая площадь логопарка должна была составить около 580 000 кв. м. Его первую очередь планировалось ввести в эксплуатацию в 2008 году.
Эксперты C&W/S&R объясняют приостановку реализации проекта тем, что складской рынок Санкт-Петербурга находится в одном из самых тяжелых положений в России – количество вакантных площадей может увеличиться здесь до 400 000 кв. м. В докладе уточняется, что компания не только прекратила строительство, но и оставила все усилия по сдаче этого комплекса в аренду.

 

Логистика в помощь сельскому хозяйству
Логистический центр сельхозпродукции должен появиться в Нижнем Новгороде. Комплекс будет включать в себя ряд центров по хранению и обработке мяса, овощей, рыбной продукции, а также линии по фасовке меда.
В комплексе также будет лаборатория контроля, упаковочное производство, холодильные камеры, транспортно-экспедиционные подразделения. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев считает, что распределительный центр поможет связать сельхозпроизводителей и поставщиков, что в свою очередь обеспечит продовольственную безопасность региона.

 

УПРАВЛЕНИЕ

Инвентаризация объектов инфраструктуры речных портов РФ
Инвентаризация будет проведена объектов инфраструктуры речных портов, находящихся в федеральной собственности будет проведена до 1 июля.
Министр транспорта Левитин сообщил, что в 2009 году на содержание объектов внутренних водных путей будет направлено 15,8 млрд рублей. Из них капвложения - 4 млрд рублей, на текущие расходы - около 12 млрд рублей.
По словам министра, эти цифры дают понимание, сколько средств выделяется на объекты внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, а также на их развитие. Однако ответ на вопрос о том, как эти средства используются, должна дать проводимая инвентаризация.

 

Власти создадут госкомпанию речных портов
Правительство намерено создать в стране единую компанию со 100-процентным государственным участием, в которую будет передано имущество российских речных портов и причалов, находящихся в государственной собственности.
 Отвечая на вопрос о размере капитала компании, министр транспорта И. Левитин сказал, что «так глубоко правительство этот вопрос не прорабатывало».

 

РЖД в 2009 г. планируют сократить 53,7 тыс. человек
По словам начальника департамента планирования и бюджетирования компании И. Рящина сокращения в основном коснутся лиц, достигших пенсионного возраста. По итогам первого квартала условно высвобождено 45,2 тыс. человек, фактически высвобождено - 19,2 тыс. человек.Всего в РЖД на неполный рабочий день переведено 450 тыс. человек, отпуском без сохранения заработной платы затронуто 247,6 тыс. человек.
В целях исключения массовых увольнений и сохранения квалифицированных кадров ОАО «РЖД» осуществляет подготовку, переподготовку, обучение работников вторым (смежным) профессиям и повышение квалификации. Данную программу с начала года уже прошли более 11,1 тысяч человек. На сегодняшний день в РЖД работает 1 млн 200 тыс. человек.

 

ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса

Регулировать тарифы будет РЖД?
участники круглого стола «Тарифное регулирование в условиях кризиса» в рамках выставки «ТрансРоссия-2009», посчитали, что при уменьшении объемов перевозок грузов необходимо переложить право регулирования тарифов на грузовые перевозки с ФСТ на ОАО «РЖД». Но право регулирования тарифов ОАО «РЖД» должно подкрепляться ответственностью компании за достигнутый результат.
Необходимо заниматься маркетингом и управлением продажами. Это подтверждает следующий факт: объемы перевозок в период кризиса упали у холдинга РЖД больше, чем у частных операторов.

 

Прибыль «Трансконтейнера» упала в первом квартале в 60 раз
В первом квартале 2009г. выручка ОАО «ТрансКонтейнер» сократилась на 4% к аналогичному периоду 2008г. и составила 3,62 млрд руб. Как сообщили SeaNews в компании, чистая прибыль составила 9,65 млн рублей по сравнению с 588 млн руб. годом ранее. Т.о., чистая прибыль снизилась 60,9 раза.
По словам генерального директора компании Петра Баскакова, основная причина резкого снижения прибыли – мировой экономический кризис, снижение объемов, изменение географии перевозок, увеличение доли порожнего пробега парка.
Кроме того, как считают в компании, на чистую прибыль ОАО «ТрансКонтейнер», негативно повлияли расходы, связанные с обслуживанием основных средств и, прежде всего, парка подвижного состава на фоне сокращения выручки. «В 2008г. компания активно инвестировала в обновление парка и модернизацию терминалов. Поэтому амортизационные отчисления и лизинговые платежи в первом квартале 2009г. существенно превысили аналогичные показатели первого квартала 2008г.», - отметил П.Баскаков.
В первом квартале активы компании выросли на 14% и составили 29,67 млрд руб.

 

«ТрансКонтейнер» сократил перевозки
ОАО «ТрансКонтейнер» объявило итоги работы в первом квартале 2009г. На фитинговых платформах «ТрансКонтейнера» во внутригосударственном и международном сообщениях было перевезено 300 тыс. TEU – на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как отметил генеральный директор ОАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков на селекторном совещании с руководителями филиалов компании, на фитинговых платформах остальных операторов перевезено 145 тыс. TEU, что на 36% ниже прошлогоднего уровня. «Доля рынка контейнерных перевозок, освоенного нашей компанией, выросла с 60% до 67%», - подчеркнул П.Баскаков.
«В условиях снижения контейнерных перевозок большое значение имеет привлечение неконтейнерных грузов на платформы собственности ОАО «ТрансКонтейнер». За первый квартал такими грузами погружено свыше 800 платформ. Наибольшим спросом пользуются перевозки автомобилей и труб», - сообщил П.Баскаков.
По словам господина Баскакова, динамика погрузки контейнеров по месяцам в первом квартале "свидетельствует о начавшемся оживлении на рынке". В пресс-службе "Трансконтейнера" уточнили, что в январе спад погрузки составил 19,1% в отношении к аналогичному месяцу 2008 года, в феврале — 12,6%, в марте — уже 4,9%.
Опрошенные "Коммерсантом" операторы фитинговых платформ отказываются раскрывать данные об объемах перевозок в первом квартале, но неофициально подтверждают, что падение "значительное" и превышает 12%.
При этом указывается, что "Трансконтейнер" для загрузки собственных платформ "использует административный ресурс ОАО РЖД через механизм согласования перевозок". Технический директор Дальневосточной транспортной группы И. Чиганашкина: "Сегодня наш груз в наших контейнерах мы вынуждены перевозить на платформах "Трансконтейнера", поскольку Забайкальская железная дорога под различными предлогами уже несколько месяцев не согласовывает нам договор на перегрузку контейнеров на станциях путей общего пользования, принадлежащих "Трансконтейнеру". Кроме того, по ее словам, система фирменного обслуживания устроена таким образом, что экспортные перевозки в контейнерах в обязательном порядке согласовываются с дорожными управлениями "Трансконтейнера". "Клиенты видят, что заявки в частных вагонах и контейнерах согласовывать труднее и медленнее, поэтому они также отдают груз в "Трансконтейнер"",— замечает  Чиганшина.
По мнению, высказанному ИА «Infra Nes.ru», "Трансконтейнер" может использовать административный ресурс, чтобы сдержать падение рынка. Но есть и объективные причины для более быстрого падения объемов перевозок частных операторов. "Трансконтейнер" был в большей степени ориентирован на более стабильные внутрироссийские перевозки.
По данным Infranews, падение внутрироссийских перевозок груженых контейнеров в первом квартале составило 24%, перевозок импортных грузов (из-за которых пострадали крупнейшие частники) — на 52,3%.

 

Оборот контейнеров по системе РЖД за квартал упал на четверть
Оборот всех контейнеров в системе РЖД за 1 квартал 2009г упал на 25,65%. До чуть более 0,5 млн. TEU. Грешным делом мы включили сюда ящики различные 3 и 5 тонные контейнеры. На безрыбье, как говорится. При этом оборот порожняка упал на 21,7%, оборот всех груженых на 28,2% Оборот нормальных груженых упал только 25,4%. И составил чуть более четверти миллиона TEU.
Внутренние перевозки упали на 24%. Экспорт сохранился на прежнем уровне, импорт обвалился более чем вдвое, еле дышащий транзит упал на 33% до 19,7 тыс. TEU.
В грузе изменения разнообразные. Комплектующие к автомобилям упали на 44%, а оборудование на 35%. Зато выросли перевозки бумаги газетной - на 16% и аллюминия - на 18%.
Собственно благодаря этому, одной из не многих компаний выросших в перевозках контейнеров по системе РЖД стал Модуль, плотно контролирующий бумажный экспорт - оборот компании вырос по итогам квартала на 9%. Вырос еще и Рускон - но у них и оборот по ж/д был поменьше, чем у лидеров типа Трансконтейнера, Модуля или Евросиба. Трансконтейнер упал вровень с отраслью, а вот компании со специализацией на Дальний восток пострадали сильно. ДВТГ, к примеру, уронила оборот контейнеров в 4 раза.
Самая большая катострофа, когда мы посмотрим на отдельные станции РЖД. В Находке оборот станции сократился в пять раз, в Калининграде в 6-7 раз в зависимости от направления движения. При этом грузить в Калининграде еще грузят, а разгружать уже не разгружают.

 

Грузооборот морских портов РФ в I квартале вырос на 4,5%
Совокупный грузооборот морских портов РФ в 1 квартале 2009 года вырос на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 110,6 млн тонн, говорится в сообщении Ассоциация морских торговых портов (АСОП).
Перевалка сухих грузов сократилась на 7,3%, до 40,6 млн тонн, а наливных грузов - увеличилась на 12,8%, до 70 млн тонн.
Объем перевалки экспортных грузов увеличился по сравнению с тем же периодом прошлым годом на 4,6% (85,7 млн тонн), в том числе: угля - на 3% (12,8 млн тонн), зерна - в 7 раз (4,4 млн тонн), руды - почти в 3 раза (1,2 млн тонн), а также наливных грузов - на 6,3% (53,6 млн тонн).
Вместе с тем, почти в 2 раза сократилась перевалка минеральных удобрений и лесных грузов, черных металлов на 9,5%, грузов в контейнерах на 23,5%.
Перевалка импортных грузов сократилась на 40%, до 5,7 млн тонн, в том числе, грузов в контейнерах - на 44%, рефрижераторных - на 34,6%.

 

Аренда складов подешевела на 20%
Ставки аренды складских помещений класса А в Москве снизились в первом квартале 2009 года на 15-20% - с $130 за кв. м в год до $110 за кв. м в год.
Согласно результатам исследования, проведенного специалистами консалтинговой компании Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko, на складском рынке столицы начали появляться предложения от арендодателей по найму помещений на один-два года, тогда как ранее этот срок составлял 5 - 7 лет. Кроме того, идя на уступки арендаторам, собственники помещений конвертируют ставки аренды в рубли на период от 12 до 18 месяцев с условием, что по завершении этого периода ставки снова вернутся в доллары или евро. По данным компании в субаренду сейчас предлагается порядка 200 000 кв. м столичных складских помещений.
Эксперты C&W/S&R предполагают, что в течение 2009 года предложение может вырасти до 500 тыс. кв. м. Кроме того, новым трендом на рынке стало то, что владельцы складов все чаще сдают от своего имени не востребованные помещения своих арендаторов. Площадь подобной складской недвижимости к концу марта достигла в столичном регионе 60 000 кв. м. Эксперты ожидают, что в течение года на рынок складской недвижимости Москвы для аренды и субаренды может быть выставлено до 1 млн кв. м складов.

 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИМПОРТ

Половина техники в Россию не доедет
Падение импорта коммерческих автомобилей в России в 2009 году может составить 50% по сравнению с годом предыдущим, когда в страну было ввезено 180,3 тыс. автомобилей.

 

Автомобили включили задний ход
Автомобильный импорт за первые два месяца 2009 года сократился в 3,7 раза до 80,6 тыс. Такие данные приводит в своем отчете Федеральная таможенная служба России (ФТС). Для сравнения, в январе – феврале 2008 года российскую границу пересекли почти 300 тыс. автомобилей.
В марте продажи легковых авто в России рухнули почти вполовину, а за весь I квартал - на 40%. Главные причины бедствия - девальвация, повышение таможенных пошлин и сокращение платежеспособного спроса
Сильнее всего снизилось количество ввозимых автомобилей через границу на Дальнем Востоке – в 4,4 раза. Как отмечают в Японской ассоциации автопроизводителей (JAMA), в феврале из Японии поставлено всего 4318 новых автомобилей, что в 9 раз меньше, чем в прошлом году. Многие порты, в частности крупнейший порт Финляндии, по словам представителей таможенной службы, жалуются на то, что уже вынуждены отправлять обратно производителям автомобили, предназначенные для российского рынка, но невостребованные.
Как отмечают в ФТС, денежные начисления в таможню с начала года сократились меньше, чем непосредственно импорт: с 47,6 млн руб. до 23,7 млн руб. То есть всего в два раза. "Среди импортируемых в страну машин стало гораздо меньше ширпотреба – недорогих моделей, с относительно небольшими двигателями. А основу импорта составили достаточно крупные внедорожники с двигателями от 2,5 литра", – поясняют  таможники.
Однако эксперты отмечают, что постепенно расстановка сил между новыми и подержанными машинами изменится и основной доход таможенники будут получать с бэушных машин. Поскольку из-за роста цен по итогам года сильнее всего сократится импорт новых машин.

 

В Россию практически прекратили ввозить подержанные автомобили.
По данным ФТС всего с января по март границу пересекли 155 тыс. автомобилей. Это почти в 3,5 раза меньше, чем год назад. Тогда за этот же период через таможню прошло более 500 тыс. машин. Каждая третья иномарка приехала к нам из Японии. Всего оттуда привезено более 50 тыс. машин. На втором месте по количеству автомобильного импорта идет Южная Корея (24 тыс.). Замыкает тройку лидеров Великобритания (13,5 тыс.). Из Англии в Россию также ввозят свои машины многие японские автоконцерны. Из США ввезено более 12,2 тыс. машин, а из Германии – 11,9 тыс. Примечательно, что год назад немецкий импорт занимал вторую строчку по популярности среди россиян.
С этого года в Россию практически прекратили ввозить машины с пробегом. Почти две трети импорта легковых автомобилей пришлось на машины 2008 года выпуска.
Сильнее всего сократился импорт моделей в возрасте от 3 до 7 лет. В этом году он составил всего 12 тыс. В то время как еще год назад таких машин в квартал приезжало около 140 тыс.
«Пошлины и девальвация рубля сыграли, пожалуй, примерно одинаковую роль, -  замечает аналитик Д. Агафонов. Себестоимость для российских продавцов выросла почти на 50% (в рублях). Это сделало ввоз подержанных автомобилей невыгодным, т. к. по цене они теперь превосходят произведенные в России иномарки», – считает аналитик ИК «Финам» К.Романов. При этом, по оценкам эксперта, спрос и на новые, и на подержанные машины сократился более чем в два раза. «Фактическое снижение продаж оказалось не столь большим из-за того, что люди боятся инфляции. Чтобы хотя бы частично сберечь свои сбережения, они покупают автомобили», – замечает он.
В марте в Россию было ввезено 63917 автомобилей – почти на 17% больше, чем в феврале (54776 штук), и это вдвое превышает итог января (29832 штуки), подсчитали в «Автостате». «Можно ожидать, что спрос на дешевые корейские автомобили будет расти и дальше. В то время как ввоз машин из Европы, особенно на фоне ожидаемого укрепления евро, в последующие кварталы будет только сокращаться», – считает К. Романов.

 

Обзор составлен по материалам СМИ при содействии "Агентства Специальных Исследований"
(мониторинг СМИ и маркетинг в сфере транспортно-логистического бизнеса и реального сектора) www.infoall.ru

 

 


В избранное