Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике в декабре 2008 г.


С наступающим 2009 годом!

 


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


Стартует контейнерный поезд Клайпеда – Москва
18 декабря в Вильнюсе запланировано подписание договора по экспедированию нового контейнерного поезда Клайпеда – Москва. Запуск поезда планируется осуществить в конце декабря этого года или в начале следующего года. Проект реализуется при содействии компании «Русская тройка», швейцарского экспедитора Hupac и Lietuvos gelezinkeliai.
Контейнеры с электротехникой итальянского, немецкого и швейцарского производства паромами будут доставлять в Клайпедский порт, где на одном из двух контейнерных терминалов далее их перевалят на железнодорожные вагоны-платформы компании «Русская тройка».
Состав с 45-ю вагонами (90 TEU) преодолеет расстояние в 1,2 тыс.км из Клайпеды до Москвы, транзитом через Белоруссию, за трое суток. Отправка раз в неделю. Ежемесячный объем перевозок планируется на уровне 340 TEU.

 

Оборот контейнеров в Клайпеде вырос на 18,5%
За одиннадцать месяцев этого года в Клайпедском морском порту был достигнут рекордный в истории порта показатель грузооборота в 27,672 млн.т. Этот год Клайпедский порт завершит с рекордным для своей истории показателем грузооборота - 30 млн.т. В январе-ноябре этого года, по сравнению с тем же периодом прошлого года, по объему погрузок лидировали нефтепродукты (их погрузки увеличились на 29,9% до 8,5 млн.т.). Показатель тоннажа контейнеров увеличился на 19,8% до 3,27 млн.т., грузооборот удобрений - на 9,9% до 5,23 млн.т., а перевалка сельхозпродукции - на 30,6% до 1,45 млн.т.
Оборот контейнеров вырос  на 18,5% до 346,1 тыс. TEU, а погрузки единиц «ro-ro» сократились на 6,8% до 188,6 тыс.  В ноябре в порту было обслужено 2,37 млн.т. грузов - на 14,2% больше, чем в ноябре 2007 года.

 

Порты Балтии: отрицательная динамика
За десять месяцев этого года в портах Балтии перевалено 115,476 млн тонн грузов, что на 1,7% или на 2,012 млн тонн меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Всего в 2007 году грузооборот портов стран Балтии составил 139,223 млн тонн.
В латвийских портах перевалено 52,506 млн тонн (+1%), в литовских - 32,661 млн тонн (+22,8%), в эстонских - 30,309 млн тонн (-22,1%).
Больше всего грузов обработали в литовском Клайпедском порту - 25,298 млн тонн грузов (+10,8%), затем следует Таллиннский - 24,342 млн тонн (-22,3%), и Рижский порт с 24,28 млн тонн (+13,2%).
КОММЕНТАРИЙ:
Как несложно видеть, «лучше всего» себя чувствуют порты Эстонии.

 

Мурманск незначительно сократил перевалку
ОАО "Мурманский морской торговый порт" в январе-ноябре 2008 года обработало 12 млн 913,57 тыс. тонн грузов.
Как сообщает пресс-служба порта, за аналогичный период 2007 года ММТП обработал 12 млн 955,209 тыс. тонн грузов. Таким образом, перевалка за 11 месяцев 2008 года сократилась на 0,3%.
В ноябре мурманский торговый порт переработал 1 млн 234,022 тыс. тонн грузов, что на 5% больше, чем в ноябре прошлого года. Объем экспортных грузов увеличился на 4,6% и составил 1 млн 176,929 тыс. тонн, в том числе уголь - 1 млн 4,2 тыс. тонн, апатит - 133,8 тыс. тонн, цветные металлы - 29,7 тыс. тонн.

 

В Хельсинки введен в строй новый грузовой порт Вуосаари
В Хельсинки сегодня официально введен в строй новый грузовой порт Вуосаари, который станет "главными грузовыми воротами Финляндии". Его строительство, включая прокладку 32-километрового фарватера, продолжалось с 2003 года, а общая сумма инвестиций в проект составила 687,5 млн евро, в том числе 391 млн евро на обустройство самой гавани и 296,5 млн евро - на строительство транспортной инфраструктуры, сообщили в администрации порта.
Новый порт будет ориентирован на обработку унифицированных грузов, большей частью финских, транзит составит сравнительно небольшую часть. Вуосаари будет принимать импортные грузы - продовольствие, потребительские товары, автомобили, промышленное сырье и др. . А также отправлять экспортные - промышленные грузы, в том числе продукцию лесоперабатывающей отрасли.

 


ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В Китае будут созданы крупные государственно-холдинговые логистические корпорации.
Китай готовится к межрегиональному слиянию государственных логистических предприятий путем покупки активов, обмена акций и др., которое должно привести к тому, чтобы в течение последующих 3 лет в стране были сформированы несколько крупных государственно-холдинговых логистических предприятий, составляющих достойную конкуренцию аналогичным зарубежным компаниям.

 

Россия - Китай: открыт грузовой коридор
Сегодня открыто движение по международному автодорожному маршруту грузовых перевозок между китайским городом Цзиси и российским городом Уссурийск, который стал самым протяженным в настоящее время автодорожным грузовым коридором, связывающим Китай и Россию.

 

Россия создала контейнерный маршрут "Китай – Западная Европа"
Украина и Россия инициировали создание нового железнодорожного контейнерного маршрута "Китай – Западная Европа". Уже начал курсировать контейнерный поезд "Ленбридж", следующий через российскую станцию Забайкальск. Согласно данным украинской стороны, к середине ноября новым маршрутом уже проследовало свыше 15 поездов с крупнотоннажными контейнерами. Благодаря введению этого маршрута грузоперевозки могут вырасти на 14-17%, по сравнению с нынешними контейнерными перевозками между странами, полагают эксперты. Решение об активизации развития железнодорожных контейнерных перевозок принято в рамках предыдущего, четвертого заседания Подкомиссии по вопросам транспорта Комитета по вопросам экономического сотрудничества России и Украины, состоявшегося в Москве.
Стороны пришли к выводу о недостаточном использовании потенциала перевозок и решили создать украинско-российскую рабочую группу по развитию мультимодальных перевозок.

 

"Спящий гигант" просыпается
Президент экспедиторской компании Advance International Джавад Камаль считает, что в следующем году грузооборот между Китаем и Казахстаном удвоится до 25 млн тонн.
Г-н Джавад полагает также, что Казахстану суждено сыграть центральную роль в транспортном обеспечении товарных потоком между двумя из трех мировых торговых центров - Азией и Европой. По его оценке, инвестиции в транспортную инфраструктуру республики в размере $12 млрд в течение пяти лет, приведут к появлению сети маршрутов, которое позволят обеспечить перевозку товаров, "минуя территорию России".
В настоящее время Advance International предлагает своим клиентам путь через Грузию: от границы с Китаем до порта Поти и дальше в Европу или же к восточному побережью Северной Америки.
КОММЕНТАРИЙ:
Судя по предложениям этой компании, они не отличаются особым реализмом. Даже несмотря на то, что в начале декабря потийский порт полностью приобретен арабской компанией "Рак инвестмент" (ОАЭ). Как заявляли грузинские представители, арабы собрались развивать в районе порта индустриальную зону.

 


ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Порты Азово-Донского бассейна снизили грузооборот на 10%
Грузооборот портов Азово-Донского бассейна в январе-ноябре 2008 года снизился на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года - до 18,288 млн тонн, говорится в материалах Азово-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства.
По данным управления, одной из основных причин снижения грузооборота является мировой экономический кризис, который отразился на внешней торговле. Кроме того, сокращению грузоперевозок способствовало падение уровня воды в устье Дона в осенний период навигации, вследствие чего суда вынуждены были снижать загрузку.
В частности, на 4,2% сократился объем транзита нефтяных грузов - до 3,927 млн тонн, объем перевозки серы снизился на 53,5% - до 1,326 млн тонн, глинозема - на 18,4%, до 192,2 тыс. тонн, металлолома - на 27%, до 1,308 млн тонн.
Вместе с тем, в январе-ноябре этого года отмечался рост объемов перевозки цемента в 6 раз - до 1,402 млн тонн, угля - на 12,2%, до 1,614 млн тонн и черных металлов - на 27%, до 323,1 тыс. тонн.

 

Отказные контейнеры заполонили порты Украины
Украинские порты загружены контейнерами из-за того, что грузополучатели массово отказываются их вывозить. Сейчас не вывозится около 40% ранее заказанных грузов, сообщает Агентство корпоративных новостей со ссылкой на Укртрансконтейнер.
"Количество контейнеров на площадках уже приблизилось к максимуму,– сказал начальник Одесского порта Николай Павлюк.– Если так будет продолжаться, то уже через 10-15 дней мы не сможем их принимать – не останется места в терминалах".
Операторы перевозок борются с задержками, временно располагая грузы в других портах.

 


ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Петербург обзаведется аванпортами
Морской совет при правительстве Санкт-Петербурга вчера одобрил программу строительства аванпортов в Бронке, Ломоносове и Кронштадте. Они должны компенсировать дефицит портовых мощностей в северной столице.
Предполагается, что суммарный оборот новых терминалов составит 38,7 млн тонн к 2015 году и 70 млн тонн к 2025-му. По данным председателя Комитета по транспортно-транзитной политике Николая Асаула, на строительство автодорог, морских и железнодорожных подходов, пунктов пропуска потребуются вложения из федерального бюджета порядка 118 млрд рублей в период с 2010 по 2025 год.
Пока из заявленных проектов в этих районах был построен только "Моби Дик" в Кронштадте. Его оборот сейчас составляет 12% от всего оборота контейнеров Большого порта Санкт-Петербург.
Было заявлено, что реализация I очереди проекта аванпорта в Бронке планируется в течение 5 лет. При этом развивающая проект ООО «Феникс» рассчитывает на федеральное финансирование работ по строительству проходного канала. В связи с этим руководство компании обратилось к Морскому совету с просьбой рекомендовать проект строительства I очереди аванпорта к включению в ФЦП по развитию Петербургского транспортного узла.
Согласно проектным разработкам, в результате строительства, перевалочные мощности I очереди ориентированные на контейнерные, рефрижераторные и накатные грузы, должны составить 17 млн тонн в год. А в результате завершения проекта – 49 млн тонн грузов в
год.

 

Шушары удлиняются
Ввиду проекта создания нового контейнерного терминала Октябрьская железная дорога затратила в 2008 году на реконструкцию станции Шушары Петербург – Витебского отделения 12,2 млн рублей
Вв рамках проекта удлиняются станционные пути до полезной длины 1,1 тыс. метров, чтобы вмещать составы, состоящие из 72 вагонов. Строится новый приемоотправочный парк, откуда составы подаются на сортировочную горку, расширяется сортировочный парк. Модернизируются устройства СЦБ и связи.

 

Ленобласть развивает Усть-Лугу
Строительство Балтийской трубопроводной системы позволит порту «Усть-Луга» в ближайшем будущем стать одним из крупнейших в мире. Об этом заявил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков на протокольной встрече с чрезвычайным и полномочным послом Турецкой республики Халилом Акынджы.
Самый крупный порт области «Приморск» ежегодно экспортирует порядка 85 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Около 15 млн тонн экспортирует порт «Высоцк». Третий порт, «Усть-Луга», сегодня активно развивается и уже имеет угольный, лесной, автомобильный терминалы, а также терминалы удобрений и генеральных грузов. К концу 2009 года здесь планируется завершить строительство контейнерного терминала, который в конечном счете предполагает переработку в объеме до 3 млн морских контейнеров.
 «Недавно Правительством РФ принято решение о строительстве второй очереди Балтийской трубопроводной системы, которая будет протянута в Усть-Лугу, - подчеркнул Валерий Сердюков. - Это позволит порту стать одним из крупнейших в мире, потенциально имея общий грузооборот до 200 млн тонн грузов».
По словам начальника Северо-Западного управления Автодора А. Костюка реконструкция автомобильного подхода к порту Усть-Луга от трассы «Нарва» оценивается в 9-12 млрд рублей. В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на полную реконструкцию автоподхода к порту от трассы "Нарва" с обходом всех населенных пунктов.

 


логистическая инфраструктура

Активность на рынке складской недвижимости в России продолжает снижаться.
Показатели снижения в данном сегменте за последние 1,5 месяца следующие:
На 15 ноября - 87%.
На 1 декабря - 85%.
На 15 декабря - 83,7%.
Как и предполагалось, в "минус" ушел С-Петербург и Ленинградская область. Продолжает поступать негативная информация из других регионов и от компаний. На этот раз в основном из Свердловской и Московской областей и Приволжского ФО.
Речь идет о переносе сроков сдачи в эксплуатацию, замораживании проектов и поиске инвесторов. В Самаре и С-Петербурге приступают к перепрофилированию объектов складской недвижимости под рынки и даже под строительство жилой недвижимости.

 

Строительство началось
Строительство крупнейшего на Транссибирской магистрали терминально-складского комплекса по доставке и хранению внешнеторговых грузов началось в Иркутске. Ввод в строй его первой очереди ожидается уже в 2010 году. По проекту, разработанному территориальным институтом "Желдорпроект", в состав транспортно-логистического комплекса войдут площадки на станции Иркутск-Пассажирский, позволяющие производить выгрузку импортных грузов с подъездных путей на автомобильный транспорт. Предусмотрены крытый склад по размещению и хранению товаров продовольственного и промышленного назначения, здание для железнодорожного персонала, работников таможенного поста, специалистов Россельхознадзора, участников внешнеэкономической деятельности.
"Проект рассчитан на то, чтобы все операции с оформлением документации на провоз и выдачу товаров производились в едином центре. Терминал будет оснащен специальным оборудованием по радиоактивному и иному специальному контролю.

 

Парк через пять лет
В подмосковном поселке Томилино к 2013 году будет построен логистический парк, в который войдут порядка 50 современных складских комплексов, семь административных зданий, несколько торговых центров и автосалонов будут расположены между трассой Москва-Уфа и дорогой Москва-Жуковский.
Объем инвестиций составит 19,8 млрд рублей, при этом налоговые отчисления в консолидированный бюджет Подмосковья составят - 1,386 млрд руб. Строительство логистического парка создаст дополнительно около 8 000 рабочих мест в области.

 

Кончились деньги
В Казани реальный ввод в эксплуатацию складов смогли обеспечить лишь местные девелоперы, строящие небольшие объекты.
Первый в регионе объект класса А — комплекс площадью 15 400 кв. м в полутора километрах от Казани — еще в начале 2007 г. вывела на рынок Поволжская логистическая компания (ПЛК). Еще один склад класса А — «Ринго-терминал» (5300 кв. м) — в I квартале 2008 г. в Ново-Савиновском районе Казани сдал другой местный застройщик — управляющая компания «Ринго».
По данным Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko (С&W/S&R), общий объем качественной складской недвижимости в городе составил после их ввода 200 000 кв. м. Остальное предложение по-прежнему представлено неспециализированными объектами. «Большинство складов — бывшие овощные, промтоварные или производственные цеха в городской промзоне», — говорит Ильдар Шафиков, директор компании «Желдорэкспедиция» в Казани.
По оценке С&W/S&R, при условии реализации анонсированных проектов уже к концу 2009 г. объем качественного предложения складов в Казани мог бы достигнуть 600 000-700 000 кв. м, что насытило бы рынок. Среди крупнейших логистических парков, заявленных к строительству под Казанью, — «Q-парк Казань» (девелопер — RDS Developments, класс А, 230 000 кв. м) и «Биек Тау» от «Евразии логистик» (250 000 кв. м). Сдача этих объектов в несколько очередей намечена на 2009-2010 гг.
Планы местных застройщиков выглядят скромнее. Строительство еще одного логопарка — «Константиновский» — заявила в Высокогорском районе Республики Татарстан казанская компания «С-лоджистик». Он заявлен девелопером как класс А, его общая площадь составит 44 000 кв. м, первая очередь — 12 000 кв. м. Объем инвестиций — более 600 млн руб. Строительство было начато в 2007 г. на участке в 20,8 га. Сдача намечена на I квартал 2009 г.
На март — апрель 2009 г. наметил сдачу объекта класса А «Прогресс» (5500 кв. м) в Ново-Савиновском районе местный застройщик «Стройград».
Однако сейчас, в условиях развития финансового кризиса девелоперы активно корректируют планы. Например, о переносе начала строительства на неопределенное время заявила местная логистическая компания «Драйв», заявлявшая в прошлом году логистический комплекс на 100 000 кв. м. До сих пор не сданы в эксплуатацию первые очереди комплексов «Q-парк Казань» и «Биек Тау».
Местные специалисты подчёркивают, что исполнение многих проектов откладывается из-за сложностей в привлечении финансовых ресурсов. Банки не хотят давать денег на проекты, которые окупятся только через 7-8 лет.

 


ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса

РЖД загрузит государство
ОАО «Российские железные дороги» ожидает снижения грузовых перевозок от 6% до 19% и падения чистой прибыли. В связи с этим транспортная монополия просит у государства 182 млрд руб. на финансирование инвестпрограммы.
Транспортная монополия уже сильно пострадала от кризиса: в ноябре перевозки по железным дорогам России упали на треть. А в наступающем году аналитики предсказывают экономике России жесточайшую стагнацию: спад промышленного производства может составить 3-4%, и возить по железным дорогам будет особенно нечего — с учетом того, что главные клиенты РЖД, производители металла и химической продукции, уже резко сократили объемы выпуска продукции из-за спада спроса на мировом рынке.
Другая опасность заключается в том, что с резким падением доходов (прогноз чистой прибыли РЖД на 2008 год снижен с 12 млрд руб. до 2 млрд) у монополиста не остается денег на финансирование инвестпрограммы. Еще недавно правительство утвердило гигантские вложения в развитие железных дорог, предполагавшие, что в 2008-2010 годах РЖД инвестирует в инфраструктуру 1,3 трлн руб., а в 2011 году – 632 млрд руб. Для того, чтобы привлечь эти деньги, монополия планировала разместить в 2008-2009 годах рублевые облигации на сумму до 80 млрд руб., а также евробонды на $7 млрд.
Теперь от этих планов компании пришлось отказаться. В условиях, когда кредит получить возможности нет, а выручка падает, остается лишь просить денег у государства.

 

Морской порт Санкт-Петербург ожидает снижения грузопотока минимум на 10%
Администрация морского порта Санкт-Петербурга ожидает снижения грузопотока в 2009 году как минимум на 10% по сравнению с 2008 годом, сообщил капитан порта Петр Паринов на заседании морского совета при правительстве Санкт-Петербурга.
По словам П. Паринова, в ноябре большой порт Санкт-Петербург снизил перевалку грузов на 8%, в том числе серьезное падение произошло по металлам, мясным и генеральным грузам.
Председатель комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга Hиколай Асаул сообщил в свою очередь, что благодаря положительной динамике при перевалке контейнеров, общая перевалка грузов в морском порту Петербурга за 11 месяцев 2008 года выросла на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 56 млн тонн.

 

Грузоперевозки по железным дорогам РФ в ноябре снизились на 20%
Об этом заявил 10 декабря на селекторном совещании ОАО «РЖД» президент компании Владимир Якунин. Более чем вдвое снижена погрузка железной руды, на 39% – черных металлов, почти в 4 раза – лома черных металлов, на 23% – строительных грузов, на 45% – удобрений.
В целом сокращение погрузки произошло практически по всей номенклатуре грузов (36 позиций из 40). Прирост удалось обеспечить только по перевозкам каменного угля, комбикормов, хлопка, мяса и масла. На декабрь план компании по погрузке принят в соответствии с заявками железных дорог, что на 28% ниже уровня прошлого года.

 

Ниже, чем думали
Министерство транспорта РФ прогнозирует снижение грузоперевозок железнодорожным транспортом в РФ в 2009 году более ранее утвержденных правительством 6%.
Как сообщает Интерфакс, министр транспорта РФ И. Левитин констатировал, что падение грузоперевозок неминуемо - в частности, из-за уже отмеченного снижения производства металлургических компаний.
Министр сказал, что в следующем году увеличение тарифа на железнодорожные перевозки не предвидится, однако правительство будет рассматривать вариант компенсации потерь для железнодорожных перевозчиков. "В настоящее время рассматривается вопрос снижения тарифов для пользователей услугами железнодорожного транспорта в обмен на дотации железнодорожных перевозчиков", - сказал он.

 

Большой порт СПБ выйдет по году с хорошим ростом нефтепродуктов
В последнее время порт ежемесячно экспортировал 1,6-1,7 млн.т. нефтепродуктов. В ноябре ПНТ отгрузил 1,0 млн.т., включая 767 тыс.т. мазута и 233 тыс.т. дизельного топлива. Три рейдовых перевалочных комплекса в ноябре отгрузили около 500 тыс.т. мазута и около 100 тыс.т. тонн вакуумного газойля.
В январе-ноябре 2008 года ПНТ экспортировал 10,9 млн.т. нефтепродуктов, рейдовые комплексы, работа которых началась в мае со стартом летней речной навигации - 3,1 млн.т.
Ранее источники в порту говорили, что экспорт из Петербурга в 2008 году может достигнуть 14,6 млн.т. после 14,0 миллиона годом ранее, но теперь, судя по прогнозу ПНТ, уже понятно, что рубеж в 14,6 миллиона тонн будет преодолен.
Рост экспорта через Петербург в 2008 году происходит из-за оттока наливных грузов из Эстонии и черноморских портов  за счет увеличения отгрузок по железной дороге и транзита по Волгобалту.
Речным перевозчикам в 2008 году удалось задействовать часть флота некогда крупнейшего пароходства Волготанкер, которое несколько лет назад было остановлено из-за налоговых претензий государства.
Кроме того, в 2008 году государство впервые в полном объеме заплатило за дноуглубление и ремонт гидротехнических сооружений Волгобалта, что увеличило приток грузов на рейд. По Волгобалту через Петербург экспортируют грузы с заводов ЛУКОЙЛа в Нижнем Новгороде и Перми, а также НПЗ Башкирии. Кроме того, ПНТ примерно 2,5 млн.т. дизтоплива получит по трубопроводу с Киришского НПЗ Сургутнефтегаза.

 

Деньги на транспорт
Правительство готово обеспечить транспортные предприятия льготными кредитами. Их ставка не должна превышать ставку рефинансирования Банка России (сейчас 12%) плюс 2-3%, говорится в протоколе заседания правительственной комиссии по транспорту и связи под руководством Иванова от 21 ноября. Средства на льготные кредиты пойдут из той суммы, которую государство выделило на поддержку финансового рынка и отраслей экономики, уточнил замминистра транспорта Александр Мишарин.
Он пояснил, что к льготному кредитованию могут прибегнуть авиакомпании, грузоперевозчики, порты и пароходства. Чиновник надеется, что решение о выделении средств может быть принято до конца года. Выдавать кредиты, по его словам, должны государственные и приравненные к ним банки - ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк и Транскредитбанк. 14-15% - очень хорошая ставка, считает он: Сейчас она нередко зашкаливает за 20%. Мишарин отметил, что не будет никакого списка транспортных компаний, которые могут рассчитывать на льготу. Получат те, кто выполнит традиционные требования банков по залогу и проч., подчеркивает он.

 

Этот год может оказаться для железнодорожников сложнее прошлого
В ноябре снижение оборота грузов составило 20% к уровню ноября 2007 года, сообщило ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В монополии прогнозируют, что если падение грузооборота продолжится теми же темпами, что и сейчас, то по итогам года объем перевозки грузов в РЖД будет на 3—4% меньше, чем в 2007 году.
В пятницу вице-президент РЖД Вадим Морозов сообщил, что компания в ноябре снизила перевозки на 20% по сравнению с ноябрем прошлого года из-за влияния экономического кризиса. По прогнозам монополии, в декабре падение грузооборота может составить более 20%. В этом случае, по словам г-на Морозова, РЖД в годовом исчислении перевезут в 2008 году на 3—4% грузов меньше, чем в 2007 году. Точкой отсчета падения объема перевозок грузов железнодорожники называют 16 октября. Таким образом, стремительное падение двух с половиной месяцев, по расчетам РЖД, превысит рост девяти с половиной месяцев. По словам Вадима Морозова, в результате монополия недополучит 50 млрд руб. выручки по итогам года.
Руководитель отдела аналитики ИА «INFOLine» Михаил Бурмистров отмечает, что по итогам этого года чистая прибыль монополии может составить не более 40 млрд руб., что более чем в два раза ниже, чем в 2007 году. Компенсировать нынешние потери РЖД собираются в том числе за счет ожидаемой с 2009 года индексации тарифов на грузовые перевозки на 14%, благодаря чему компания рассчитывает в будущем году получить 116 млрд руб., которые будут потрачены на выполнение инвестпрограммы монополии, а значит, по словам представителя РЖД, «на поддержку предприятий реального сектора экономики».
Частные железнодорожные перевозчики также страдают от падения грузооборота. Так, в группе FESCO рассказали РБК daily, что их оценка сокращения объемов перевозок грузов идентична оценке РЖД. «Конечно, показателей ниже уровня 2007 года мы не ждем, так как весь год до кризиса сильно росли, но значительное падение грузоперевозок от месяца к месяцу бьет и по нам», — говорит представитель компании. Пока ситуацию спасают энергетические угли, но их массовый вывоз — сезонное явление, вовсе не говорящее о наступлении стабильности. При этом в FESCO негативно относятся к идее повышения тарифов для определенных категорий грузов на отдельных направлениях, а именно, для импортного контейнерного грузопотока по Транссибу. «Варианта два: либо РЖД будут собирать пониженный тариф на этом направлении, либо не будут собирать повышенный из за потери груза, который идет на океанские маршруты», — резюмируют в FESCO. Отмечают снижение грузоотправки и в Globaltrans.
Представители перевозчиков полагают, что сдержать темпы падения перевозки грузов можно путем возобновлением кредитных линий для реального сектора экономики. К слову, источник на рынке рассказал РБК daily, что пока РЖД борются с падением грузооборота, подавая под погрузку в первую очередь свои собственные вагоны и вагоны своей «дочки» — Первой грузовой компании, отодвигая частный подвижной состав в хвост очереди. Наталья Сорокина из «Уралсиба» указывает, что основной инструмент противостояния кризису для РЖД — это помощь государства. «Как будут выживать частные компании, неясно, ведь им на такую помощь рассчитывать не приходится», — говорит эксперт. По ее мнению, результатом в данном случае станет значительное усиление роли РЖД на рынке за счет нерыночных процессов. Алексей Безбородов из InfraNews при этом полагает, что сократить негативное влияние кризиса, а значит уменьшить потери, могла бы оптимизация логистических схем РЖД.

 


УПРАВЛЕНИЕ

Таможенные посты уходят
В рамках реализации Концепции размещения таможенных постов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области из центра Санкт-Петербурга за пределы кольцевой автодороги вынесены 3 таможенных поста. Три из четырех таможенных постов, сконцентрированных на территории промзоны Парнас, ликвидированы. Об этом говорилось 19 декабря на заседании Консультативного совета по таможенной политике при Северо-Западном таможенном управлении, посвященном обсуждению проекта реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ.
Как сообщает пресс-служба СЗТУ, на сегодняшний день в городе остались только те таможенные посты, нахождение которых в городской черте является обоснованным. Это, в частности, расположенные в пунктах пропуска таможенные посты Балтийской и Пулковской таможен, а также специализированный Василеостровский таможенный пост.
Отмечается, что Выборгский пост будет переведен в Осиновую Рощу, Пискаревский - в терминал "Ручьи", Северный и Юго-Западный таможенные посты вынесут в Белоостров. Кроме того, в первом полугодии 2009г. планируется ликвидация Железнодорожного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, расположенного в центре города. На данный момент проведена децентрализация таможенного оформления и таможенного контроля товаров, прибывающих железнодорожным транспортом, с передачей этих функций от Железнодорожного таможенного поста другим таможенным постам Санкт-Петербургской таможни.

 


АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИМПОРТ

Конец автомобильному буму
Как полагают эксперты Pricewaterhouse Coopers пр пессимистичном сценарии развития авторынка в 2009 г. продажи автомобилей в России могут снизиться на 45%. Меньше всего  при этом пострадают отечественные бренды и подержанные иномарки.
Согласно этому сценарию, в 2009 году продажи в январе будут менее 100 тыс., к апрелю выйдут на уровень 150 тыс., на котором и продержатся до ноября. Для сравнения, в этом году ежемесячные продажи (включая и подержанные авто) колебались в пределах 200—300 тыс. машин. Всего же будет продано 3,1—3,2 млн автомобилей, из которых 400 тыс. составят подержанные.
Повышение пошлин и кредитный кризис больше всего ударят по импорту новых и подержанных иномарок. Одновременно выиграют производители отечественных автомобилей, так как у них ниже цены и расходы в рублях, и их не затронут пошлины. Кроме того, они выиграют и от снижения доли кредитных продаж до 10%.
При этом продажи подержанных иномарок также могут немного вырасти. По подсчетам заместителя гендиректора «АСМ-холдинга» Александра Ковригина, спрос с новых иномарок к подержанным перейдет частично уже в этом году, их доля вырастет с 12,5 до 14,3%.
Согласно оптимистичному сценарию Pricewaterhouse Coopers, с марта 2009 года рынок преодолеет планку в 200 тыс. ежемесячных продаж, а снижение годовых продаж составит 15%, то есть до 2,68 млн автомобилей. С этим прогнозом согласен и консультант A.T.Kearney Евгений Богданов, который считает, что продажи новых автомобилей в 2009 году снизятся на 26%, до 2 млн. При этом количество кредитных машин снизится с 1,2 млн до 600—700 тыс., то есть с 44 до 32% в объеме продаж.

 

Российский авторынок рухнет в начале будущего года
Вмешавшийся в активный рост российского рынка легковых автомобилей мировой финансовый кризис заставил автокомпании в срочном порядке пересматривать свои стратегии и планы на 2009 год. Уже очевидно, что стремительный рост авторынка в России прекратился. В пиковом июне 2008 года продажи иномарок достигли 202 309 штук, в следующие месяцы таких цифр уже не наблюдалось. В октябре иностранные компании продали в России только 169 115 автомобилей, что на 16% меньше июньского пика и на 6% меньше, чем месяцем ранее – в сентябре. Производители уловили эту тенденцию, и многие из них предлагают сегодня огромные скидки на свои автомобили. Благодаря этому автомобили иностранных марок все же должны преодолеть двухмиллионный рубеж продаж за 2008 год. Однако с учетом автомобилей российских марок планируемую отметку в 3 миллиона проданных авто в текущем году покорить уже вряд ли удастся. В новых экономических условиях аналитическое агентство “Автостат” в ноябре 2008 года обновило свой отчет о перспективах развития рынка легковых автомобилей в России. На основе данных по продажам легковых авто за девять месяцев текущего года аналитиками компании были выстроены новые прогнозы развития рынка России до 2012 года, в которых были учтены изменившиеся рыночные тенденции.
Продажи иномарок по итогам трех кварталов 2008 года составили 1 611 740 автомобилей, что на 40% выше показателей 2007 года. И, вероятно, не достигнут к концу года и отметки в 2 100 000. Далее, вместе с планируемой правительством так называемой “плавной” девальвацией рубля, вслед за ростом курса валют поползут вверх и цены на импортируемые товары, и в первую очередь на автомобили. Особенно это обстоятельство скажется на популярных у нас в стране японских иномарках. Mazda и Toyota уже заметно подняли цены и привязали их к доллару. Причем автомобилям, собирающимся в России, обстоятельство местной сборки тоже не поможет, так как локализация таких производств все еще остается на низком уровне. Таким образом, продажи иномарок в первые месяцы 2009 года упадут до уровня 2007 года, а в весенние месяцы, при сохранении слабого российского рубля, до уровня 2006 года – 70-100 тысяч автомобилей в месяц. Следовательно, в 2009 году рынок иномарок может сократиться почти вдвое. В это время отлично себя будут чувствовать только российские производители. Слабый рубль и высокие заградительные пошлины сделают цены на отечественные автомобили очень выгодными, если они сами искусственно их не завысят. С другой стороны, как только начнутся симптомы выздоровления российской экономики, местная дешевая рабочая сила и так и не насытившийся внутренний автомобильный рынок могут привлечь новый виток инвесторов в российскую автомобильную отрасль. Замороженные или не развивавшиеся в 2009 году проекты автозаводов в 2010-2011 годах могут получить второе дыхание.

 

Россия занимает первое место в мире по импорту автомобилей
Как сообщает Автостат, такую информацией на конференции AutoRussia 2008 Winter предоставил почетный председатель компании Volkswagen Карл Хан (Karl H. Hahn).
По оценке отдела аналитики "АВТОСТАТ" в 2008 году в Россию будет ввезено 2,12 млн. легковых автомобилей. В том числе 1,69 млн. новых машин и 430 тысяч подержанных. Это рекордный показатель за всю российскую историю. По словам директора агентства "АВТОСТАТ" Сергея Целикова, в следующем году импорт автомобилей может сократиться почти в два раза. Это связано как с уменьшением емкости российского рынка из-за финансового кризиса, так и с замещением импортируемых иномарок машинами местной сборки. Кроме того, в следующем году будут увеличены на 5% таможенные пошлины на новые автомобили, а ввоз подержанных машин из-за новых ставок вообще потеряет экономический смысл. Кроме того, сейчас по оценке Сергея Целикова в дилерских центрах стоят непроданными более 200 тысяч иномарок. В условиях ныненшнего кризиса продаж многие из них не смогут найти своих покупателей вплоть до весны следующего года, а какие-то экземпляры останутся непроданными и до лета.
Тем не менее замещение импорта местной сборкой уже активно идет. Так, согласно оценке аналитиков "АВТОСТАТ" по итогам продаж за 10 месяцев текущего года, на долю российской сборки приходилось 28% рынка иномарок. При этом, доля местной сборки в общем объеме продаж SsangYong составляет почти 90%, Fiat - около 80%, Skoda - 74%, Renault - почти 70%, Hyundai - порядка 50%, Volksvagen - 46%, а Ford - чуть менее трети (32%).

 

Новые пошлины на автомобили
Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление об утверждении сроком на 9 месяцев новых пошлин на ввоз импортных автомобилей. Повышение пошлин касается ввоза тяжелой техники, грузового автотранспорта, а также легковых автомобилей.
В частности, пошлины на легковые автомобили с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1500 куб. см., но не более 1800 куб. см. теперь составят 30% от таможенной стоимости, но не менее 1,5 евро за 1 куб см объема двигателя (ранее было 25%).Пошлины на легковые автомобили с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1800 куб. см., но не более 2300 куб. см. теперь составят 30% от таможенной стоимости, но не менее 2,15 евро за 1 куб см объема двигателя.
Кроме того, сроки отнесения автомобилей к подержанным сокращаются до 5 лет.
Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

В ноябре текущего года по сравнению с ноябрем 2007 года продажи новых автомобилей иностранных марок сократились в России на 15%, составив 136,6 тыс. машин/ В то же время, объем продаж иностранных автомобилей в России вырос в январе-ноябре 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31%, достигнув 1,9 млн машин.

 

Пришли! А разгрузить?
Многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг-2" в порту Усть-Луга (Ленинградская область) до конца года планирует принять до 3 тыс. автомобилей Toyota. Кроме того9 декабря, в порт пришло судно Autoracer морского перевозчика UECC с 613 автомобилями Toyota на борту.
Первая очередь многопрофильного комплекса "Юг-2" рассчитана на перевалку 100 тыс. автомобилей. С вводом второй очереди мощность комплекса увеличится до 250 тыс. автомобилей. Проектная мощность МПК "Юг-2" составляет 500 тыс. новых иномарок в год.
ИА «InfraNews» отмечает, что через три года рынок импорта иномарок сожмется до 350-400 тыс. единиц сегмента дороже $35 тыс. И тогда востребованность «Юг-2» может стать весьма проблематичной.

 

Обзор составлен по материалам СМИ при содействии "Агентства специальных исследований " 
(мониторинг СМИ и маркетинг в сфере транспортно-логистического бизнеса и реального сектора) www.infoall.ru

 

 

 


В избранное