Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике в сентябре 2008 г.


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Шлесерс: Латвия будет европейским центром логистики
Выгодное географическое положение Латвии позволяет ей стать центром логистики и транспорта для всей Европы. Как сообщает агентство LETA, об этом во время встречи с представителями бизнес-кругов Японии заявил министр сообщения Айнарс Шлесерс.
Он напомнил, что в Латвии есть три незамерзающих порта, а также продуманная транспортная сеть. «Транспорт и логистика в Латвии находятся на высоком уровне», — сказал министр, добавив, что в будущем здесь появятся новый аэропорт, контейнерный порт и модернизированные дороги.
По мнению Шлесерса, Латвия является идеальным связующим звеном между Востоком и Западом.

 

Эстония и Китай подписали договор о сотрудничестве в области морского транспорта.
Подписанный документ создает правовую основу для захода в эстонские порты торговых судов из Китая и открывает путь китайскому транзиту в Эстонию.
 Как отметил г-н Партс, переговоры китайских партнеров с Таллинским портом идут успешно. Ожидается, что в январе будет достигнуто окончательное соглашение о строительстве в порту Мууга терминала для обслуживания контейнерных грузов из Китая.
Заместитель министра путей сообщения Китая г-н Цзуюань подчеркнул во время церемонии: "Договор между Эстонией и Китаем для нас важен, поскольку у нас уже есть договор о морском транспорте между Евросоюзом и Китаем. Эстонско-китайский договор его дополняет".

 

Грузопоток из РФ в Европу нужно переориентировать
Грузопоток из РФ в Европу нужно переориентировать на порты и железнодорожный транспорт. Как передает корреспондент «Росбалта», такое мнение высказал вчера начальник Северо-Западного таможенного управления Михаил Прокофьев.
 «На сегодняшний день пункты сухопутного пропуска не справляются с товаропотоком, который идет из стран ЕС. В то же время, только через границу с Латвией в Россию идет 80% порожнего подвижного состава. Это сопоставимо с теми объемами, которые пропускает через себя печально известные «Бурачки», — пояснил Прокофьев.
Кроме того, он возлагает большие надежды на строящиеся российские порты на Балтике, в которые смогут перейти российские грузы из портов Прибалтики и Финляндии.
 «В ближайшие 10 лет прогнозируется увеличение грузооборота между РФ и странами ЕС на 600%, поэтому ключевым моментом сейчас является создание крупных российских портовых комплексов, которые существенно снизят нагрузку на сухопутные границы», — сказал Прокофьев.

 

Российский транзит через Эстонию сходит на нет
Руководитель концерна Eesti Raudtee Кайдо Симмерманн прогнозирует, что в будущем российский транзит для Эстонии и вовсе исчезнет, пишет .Россия ранее экспортировала через Эстонию четверть своих тяжелых нефтегрузов, то есть примерно 25 млн тонн в год, а также еще и другие грузы. Напряженные отношения между двумя странами привели к тому, что все легкие грузы Россия направила в свои порты и аналогичный сценарий ожидает в будущем и тяжелые нефтепродукты, предвидит глава Eesti Raudtee.
Напомним, что в апреле прошлого года эстонское правительство приняло решение снести монумент, посвящённый павшим во Второй Мировой войне, из центра города и установить на военном кладбище. Россия восприняла этот шаг как оскорбление, и почти сразу после апрельских событий прошлого года стремительно стали снижаться объёмы грузоперевозок. Объёмы грузоперевозок Таллинского порта за первые восемь месяцев нынешнего года снизились на 26,6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. К тому же практически прекратились поставки угля из РФ, хотя только в 2005 году в Эстонии был построен новый угольный терминал.
По мнению Симмерманна, было очевидно, что Россия постепенно перенаправит большинство грузопотоков, в особенности энергопродуктов, в свои порты, а апрельские события прошлого года просто ускорили этот процесс. Эстония планирует сконцентрироваться в дальнейшем на транспортировке поступающих из России нестратегических товаров, включая и контейнерные перевозки, сказал глава ЭЖД.

 

КОММЕНТАРИЙ:
Как справедливо было отмечено другими наблюдателями, последнее утверждение эстонского деятеля означает, что эстонская транспортная система ВСЕГДА останется только транзитной. И вне привязки к рынку России она существовать фактически не сможет.
Россия вывела из Эстонии налив и навалочные грузы. Выведет со временем и контейнеры.


Добьем прибалтийские порты и без санкций
Грузооборот в Клайпедском морском порту за период с января по август нынешнего года составил 20,644 млн. тонн - на 13,4% больше, чем за такой же период прошлого года. Только в августе порт обслужил 2,404 млн. тонн грузов или на 4,3% меньше, чем в августе 2007, сообщает дирекция порта. Наиболее значительным был рост погрузок сахара сырца (увеличились на 75,7% до 237,9 тыс. тонн), металла (на 47,9% до 339,9 тыс. тонн), сельскохозпродукции (на 24,9% до 6,5 млн. тонн).
За сопоставимый период объемы контейнерных погрузок увеличились на 19,6%  до 247,5 тыс. TEU, а погрузки в единицах ro-ro несколько сократились - на 5,1% до 139,3 тыс. единиц. В этом году в порту было обслужено на 3,8% больше судов - всего 5,3 тыс., а пассажиров - на 3% меньше - 204,6 тыс. человек.
ИА Infra News отмечает, что появилась тенденция  к перелому. Если по контейнерам сломалась тенденция - еще несколько лет назад, когда Петербург победил всех на Балтике, то по машинам получается, что отчет РТЛ по первым успехам терминала в С.-Петербурге реально совпал  с первым снижением крупнейшего нефинского ро-ро терминала на Балтике.

Порты Балтии - грузов становится меньше
Грузооборот портов стран Балтии за семь месяцев этого года составил 82,292 млн тонн - на 3,111 тыс.тонн или на 3,6% меньше, чем за тот же период прошлого года. По данным статистического управления Латвии, в латвийских портах обработано 45,8% грузов, в эстонских - 25,8%, в литовских - 28,4%.
Грузооборот латвийских портов увеличился на 740,1 тыс. тонн (на 2%, или до 37,697 млн тонн); литовских - на 4,778 млн тонн (25,7%, до 23,401 млн тонн); эстонских - сократился на 8,629 млн тонн (28,9%, до 21,194 млн тонн).
Наибольшим был грузооборот Клайпедского порта с 18,24 млн тонн грузов, что на 16,2% больше, чем за семь месяцев прошлого года. Затем следует Вентспилсский порт с грузооборотом 17,379 млн тонн (- 7,8%), и завершает тройку Таллинский порт с 17,089 млн тонн (-29,8%).
В прошлом году грузооборот портов стран Балтии составил 139,223 млн тонн.

 

Латвии важна российская экономика
Для Латвии важна российская экономика, особенно сейчас, когда из-за экономических проблем закрываются западные рынки, и Россия могла бы помочь в стабилизации положения в Латвии, заявил в интервью газете "Латвияс Авизе" внештатный советник премьер-министра, главный экономист SEB banka Андрис Вилкс.
По мнению г-на Вилкса, Россия, полагая, что сама может обслуживать транзитные потоки, переоценивает свои силы. Кроме того, Россия, вопреки ее собственным утверждениям, все же не способна полностью обслуживать свои нужды. "В Москве уровень цен чрезвычайно высок, и товары наших производителей должны найти там хороший сбыт, так как россияне распознают балтийский товар", - утверждает А.Вилкс.
В то же время экономист заявляет, что политические амбиции России существенно искажают ее имидж и неясно, как отразятся на сотрудничестве события в Грузии. Он выразил надежду, что экономическая политика России останется прагматичной и не отреагирует на высказывания латвийских политиков, передает LETA.


КОММЕНТАРИЙ:
Экономическая политика России действительно становится более прагматичной. Она ориентируется на обеспечение национальных интересов, а не на интересы лимитрофов (см. здесь раздел «Транспортная инфраструктура»).

 


ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В Синьцзяне планируется создать сеть логистических комплексов, облегчающую грузоперевозки с центрально-азиатскими странами
Как сообщает газета Жэнминь Жибао к 2015 году в различных частях Синьцзян-Уйгурского автономного района должно быть завершено строительство 21 современного логистического комплекса, которые будут составляющими единой сети. Как стало известно корр. агентства Синьхуа, работа над планом создания сети, нацеленной на облегчение грузоперевозок СУАР с соседними регионами страны и центрально-азиатскими странами, уже завершилась, на его реализацию планируется выделить около 1 млрд юаней /147 млн долл США/.
Современные логистические комплексы появятся в городах Урумчи, Хами, Курля, Каши /Кашгар/, Куйтунь, Инин и на КПП "Хоргос". Их общая площадь составит 2,12 млн кв. м.
Важной основой для развития международной логистики является то, что уже сегодня Синьцзян и сопредельные страны связывают 54 трансграничные линии грузовых перевозок. Согласно плану, к 2015 г. Синьцзян будет иметь парк грузовых автомобилей из 280 тыс единиц. Из Урумчи в любую точку в радиусе 1200 км от него грузы будут доставляться не более чем за 24 часа.

 

По Шелковому пути
На встрече президентов России и Казахстана в Казахстане было объявлено о строительстве нового "Шелкового пути".
Среди 9 соглашений подписанных во время встречи в Актюбинске – соглашение об упрощенном режиме пересечения границы и о строительстве магистрали, которая соединит Западный Китай с Западной Европой. Она пройдет через Алма-Ату, Актюбинск, Оренбург, Казань, Санкт-Петербург.

 

Транспортную систему Дальнего Востока приведут в соответствие с потребностями стран АТР
Заместитель полпреда в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) Геннадий Синюков заявил, что правительством России предусмотрены целевые инвестиции в проекты создания новых производств и технологического переоснащения имеющихся промышленных объектов,. Транспортная система российского Дальнего Востока будет приведена в соответствие с потребностями развития транспортной системы АТР.
В числе масштабных транспортных проектов - соединение Транссибирской железной дороги и Транскорейской железнодорожной магистрали, создание воздушного моста между Северной Америкой и Центральной Азией с опорой на аэродром Елизово на Камчатке, а также строительство трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".

 

Погрузка контейнеров на Дальнем Востоке увеличилась на 20%
За 8 месяцев 2008 года на Дальневосточной железной дороге объем погрузки контейнеров составил 2 млн. 481,8 тыс. тонн, уровень прошлого года превышен на 20%.
По данным филиала ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер" на Дальневосточной железной дороге, с начала года погружено свыше 166 тыс. контейнеров – на 18% больше, чем за соответствующий период 2007 года, из них 150,5 тыс. – крупнотоннажные контейнеры (плюс 22% к 2007 году), в которых отправлено свыше 2 млн. 434 тыс. тонн грузов. К соответствующему периоду прошлого года объем погрузки крупнотоннажных контейнеров увеличился на 21%.
Среднесуточный объем контейнерных перевозок за этот период составил 10171 тонну, что на 20% превышает уровень данного показателя в 2007 году, сообщила служба по связям с общественностью ДВЖД.

 

Китай ориентирует на контейнерные перевозки
В планах ОАО «РЖД» - создать в Пекине совместное предприятие для продвижения на рынке комплексной услуги по перевозке контейнерных грузов в китайско-российском железнодорожном сообщении. Об этом сегодня сообщил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в ходе пленарного заседания 5-го Байкальского экономического форума.
«Ожидается, что основными потребителями этих услуг будут крупные экспедиторские промышленные торговые компании», - пояснил В. Якунин.
Планируемое предприятие будет создано в рамках подписанного в мае этого года меморандума между ОАО «Трансконтейнер» - «дочкой» ОАО «РЖД» и подобным дочерним предприятием Китайских железных дорог об участии в развитии контейнерных перевозок в международном железнодорожном сообщении по территории Российской Федерации из Китая в Европу.
По словам президента ОАО «РЖД», важным результатом совместной работы стал демонстрационный пропуск контейнерного поезда маршрутом Пекин-Гамбург, преодолевшего почти 10 тыс. км за 15 суток. Якунин пообещал, что к 2015 году этот маршрут поезд будет проходить за 10 суток.
В Китае последние 5 лет ежегодный рост объемов контейнерных перевозок приближается к 30 % при среднемировом показателе 8-10%.

 

Находка для РЖД
Президент РЖД Владимир Якунин заявил, что его компания рассматривает возможность строительства к 2010 году собственного контейнерного терминала в Находке мощностью от 600 тыс. до 1 млн контейнеров в год. По его словам, проект терминала еще не готов и сейчас находится в стадии обсуждения и согласования. «Мы намерены активизировать свое участие в строительстве причально-терминальных мощностей, что, по нашему мнению, оптимизирует всю тарифную деятельность, поднимет эффективность терминально-логистического бизнеса», — говорит Владимир Якунин.
Якунин напомнил, что РЖД сохраняют интерес и к участию в уставном капитале других портов. Как пояснили в железнодорожной компании, перед РЖД не стоит цели покупки крупных пакетов акций портов, достаточно будет аккумулировать у себя 5%. Железнодорожная компания уже контролирует примерно 5% акций Новороссийского морского торгового порта, кроме того, ранее проявляла об интересе к порту во Владивостоке. Активное участие РЖД приняли в строительстве порта Усть-Луга.
Не все поддерживают стремление РЖД заняться портовой деятельностью. Против морских инициатив железнодорожников, как и в прошлом году, выступил Минтранс, заявивший, что компании правильнее было бы инвестировать именно в железные дороги, благо проблем в этой отрасли хватает. Между тем эксперты, указывая на нехватку перевалочных мощностей на Дальнем Востоке, разошлись в оценках шансов РЖД на успех в этом бизнесе.

 


ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«Укрзализныця» подняла тарифы
Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») увеличила стоимость перевозок грузов. 23 августа тарифы увеличились на 6.46% по всей грузовой номенклатуре.
Механизмом роста стало повышение коэффициентов, применяемых к тарифам Сборника тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом Украины. Так, коэффициент на перевозку грузов 1-го тарифного класса повышен с 2.712 до 2.887, 2-го класса – с 4.258 до 4.533, 3-го класса – с 6.491 до 6.91. Коэффициенты на перевозку крупнотоннажных контейнеров изменены с 32.443 до 2.601, зерногрузов – с 3.77 до 4.014, рудных – с 1.175 до 3.793. Изменение коэффициентов для крупнотоннажных контейнеров составило 2.443-2.601.
В 2007 году тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом Украины были повышены на 19.4%

 

Контейнерный мост Украина-Россия крепчает
Перевозки контейнерных грузов между двумя странами по железной дороге возрастают лидирующими темпами.
Особо выделяется динамика роста контейнерных поездов «Чардаш» (Будапешт-Москва) и «Одесса» (Одесса-Москва). Так, перевозки первым маршрутом за 7 месяцев увеличились вдвое против того же периода предыдущего года. Еще более резкий рост показал маршрут «Одесса» - в 6 раз к январю-июлю 2007-го. При этом основной упор сегодня делается на развитие контейнерных перевозок Восток-Запад через Украину. Это направление ведомство назвало «перспективным направлением работы для России и Украины».

 


ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Санкт-Петербург управляет аванпортами
Правительство Санкт-Петербурга намерено к концу 2008 года завершить разработку концепции развития аванпортов, которые планируется построить на подходах к действующему морскому порту, сообщил председатель городского комитета по транспортно-транзитной политике Hиколай Асаул журналистам в среду.
Перспективные грузопотоки планируется согласовать с министерством транспорта - с тем, чтобы внести изменения в федеральную целевую программу и добиться бюджетного финансирования дноуглубительных работ.
Предположительно объем грузопотока, который будет заложен в концепции, превысит 20 млн тонн грузов в год. Концепция развития аванпортов будет включать развитие терминальной сети на острове Котлин, где сейчас действует терминал "Моби Дик", а также мощностей ряда компаний в районе железнодорожной станции "Бронка".

 

В 2010 году в Ленобласти начнется строительство КАД-2
Реализация проекта кольцевой автомобильной дороги №2 (КАД-2), проходящей по территории Ленинградской области, начнется не ранее 2010 г. Об этом сообщил председатель комитета по архитектуре и градостроительству правительства Ленобласти Валерий Ким.
После завершения строительства южного полукольца кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, на которое потребуется порядка двух лет, по его словам, "нужно быстро приступать к реализации проекта КАД-2". На строительство второго транспортного обхода, проходящего по территории Ленинградской области, по прогнозам главы регионального комитета по архитектуре и градостроительству, потребуется порядка 15 лет с момента начала работ. "Строительство кольца будет происходить на участках, которые наиболее востребованы инвесторами и стыкуются с другими дорожными ветками", – пояснил В. Ким.
Напомним, решение о строительстве КАД-2 было принято Министерством транспорта РФ в апреле 2008 г. Предположительно, протяженность КАД-2 составит 175 км, трасса пройдет в 25-30 км от Петербурга. Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составит порядка 350 млрд руб.

 

 Рынок российско-китайских перевозок: каковы тенденции?
На 4-м Китайском международном форуме по развитию контейнерных и интермодальных перевозок с докладом об особенностях российско-китайских перевозок выступил М. Чжао, заместитель руководителя представительства компании «Евросиб-Логистика» в Пекине.
Он отметил тенденцию изменения китайско-российских грузопотоков, следующих морем. Главный российский контейнерный порт, Санкт-Петербург, перегружен. Объем перевалки контейнеров в этом порту в январе-июле 2008 года вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 1,14 млн TEU.
В Петербурге планируется построить ряд крупных тыловых терминалов, но ни один из них пока не введен в эксплуатацию. Меж тем, южные порты сейчас развиваются стремительными темпами (рост контейнерооборота Новороссийска, например, составил более 50%), логично предположить, что этот альтернативный Петербургу маршрут будет пользоваться все большей популярностью. Собственно, это происходит уже сейчас.
«Набирает популярность схема доставки китайских грузов через румынский порт Констанца до украинского Ильичевска и российского Новороссийска. Надо отметить, что Констанца начинает играть в Черном море такую же роль, какую играют порты Гамбург, Роттердам на Севере Европы», - сообщил г-н Чжао.
Вторая важная тенденция в области китайско-российских перевозок, которую отметил заместитель руководителя пекинского представительства «Евросиб-Логистика», - преодоление острого дефицита перегрузочных мощностей. Очень активно развивается пограничный переход Забайкальск - его пропускная способность до конца года должна составить более 450 тыс. TEU в год. Растут мощности портовых терминалов на Дальнем Востоке. В ближайшее время планируется введение в эксплуатацию контейнерного комплекса пропускной способностью 100 тыс. TEU в порту Владивосток под управлением «Владивостокского контейнерного сервиса». Наращивает производственные мощности «Владивостокская стивидорная компания», чья инвестиционная программа в сумме оценивается в $250 млн.

 

Первый импортный цементный терминал построен в Калининградском порту
Немецкая компания HeidelbergCement Group открывает в Калининградском морском торговом порту крупный цементный терминал "КалининградЦемент". Как сообщили сегодня, 3 сентября, в пресс-службе порта, терминал предназначен для приема цемента с морских судов, хранения его в силосах и выдачи в автотранспорт.
Мощность терминала позволяет переваливать на первом этапе около 200 тысяч тонн цемента в год, уточнил представитель порта. По его данным, цементный терминал оборудован двумя очистными фильтрами, а степень очистки фильтро-вентиляционных установок составляет 99,9%. В настоящее время Калининград как регион с динамично развивающимся строительством нуждается в беспрерывных поставках цемента.

 

Порты РФ увеличат грузоперевалку
Объем перевалки грузов в морских портах России к 2015г. вырастет в 1,5 раза и составит 774 млн. При том уже сейчас, впервые за несколько лет, отмечается снижение перевалки российских грузов  через порты Прибалтики и Украины.
А в текущем году в самих российских порта планируется ввести в эксплуатацию перегрузочные комплексы мощностью более 56 млн. в портах Усть-Луга, Ванино, Пригородное.

 


логистическая инфраструктура

«Детский мир» обзаведется собственным логистическим комплексом

Группа компаний "Детский мир" до конца 2009 года создаст собственный логистический комплекс. Предпочитая работать на арендованных площадях, компания не собирается вести самостоятельное строительство. Сейчас ГК завершает стадию переговоров и подписание договоров с рядом крупных девелоперских фирм.
Как предполагается, региональная логистическая сеть объединит работу розничного и оптового подразделений компании. Она будет состоять из пяти логистических комплексов - складов класса "А". Головной распределительный центр площадью 25 тыс. кв. м расположится в Подмосковье. Региональные, площадью примерно по 5 тыс. кв. м, разместятся в таких городах, как Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Ростов.

 

Строители логистических комплексов в России сталкиваются с многочисленными трудностями
Об этом заявил на проходящем в четверг международном инвестиционном форуме PROEstate-2008 президент компании MLP Мишель Паскалис, сообщает БН.Ру.
Паскалис отметил, что для реализации проекта строительства логистического комплекса в России необходимо иметь очень серьезную административную поддержку со стороны органов госвласти. "Очень трудно найти правильного партнера, с которым можно было бы реализовать проект", - добавил он. По словам Паскалиса, проблема также заключается в сложностях софинансирования проекта. В настоящее время кредит под строительство подобного рода комплексов можно получить лишь под 15-17% годовых. По мнению эксперта, полученные в результате реализации проекта средства могут не окупить затраты на получение кредита.

 

Логистики много не бывает
На Третьей ежегодной конференции «Транспорт и логистика 2008» сообщалось о том, что предполагается создать опорную сеть логистических центров на пространстве ЕврАзЭс. В частности, предполагается создать четыре логистических центра в местах прохождения через границы стран СНГ по транспортным маршрутам ЕврАЗЭс наибольших товарных потоков. Центры будут построены в республике Беларусь, на направлении Брест - Минск; на территории республики Казахстан в районе г.Алматы или пограничного пункта Достык (Хоргос); на территории РФ в регионе Санкт-Петербурга и на территории Республики Узбекистан.

 


УПРАВЛЕНИЕ

Сделка финской компании Itella Logistics по приобретению российской «Национальной логистической компании» завершена

В пятницу, 29 августа 2008 года была закрыта сделка по приобретению финской логистической компанией Itella Logistics основной части бизнеса лидера российского логистического рынка – «Национальной Логистической Компании» (НЛК).
Закрытие сделки позволило Itella Logistics и НЛК начать активные действия по слиянию и созданию единого бренда Itella-NLC на российском рынке. Заключение соглашения стало важным этапом в планах Itella Logistics по активному развитию бизнеса в России и укреплению своих позиций на международном рынке. С приобретением НЛК Itella становится лидирующим логистическим оператором на развивающемся российском рынке.
Itella работает на российском рынке с 2006 года. В 2007-м году компания открыла в Москве склад площадью 20 000 кв. м. В текущем году Itella расширила площади своих складов класса «А» до 40 000 кв. м и открыла новый складской терминал в Санкт-Петербурге (15 000 кв. м). После приобретения НЛК Itella Logistics будет иметь приблизительно 1 000 000 кв. м. складских помещений в 8 странах.
Продавцами в сделке выступили инвестиционный фонд Citigroup Venture Capital International (CVCI) и консорциум РосЕвроГрупп, который в результате сделки сохранил 10%-ую долю бизнеса НЛК, а также полный контроль над брокерским бизнесом и таможенным оформлением

 


ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса

Тарифы на грузовые перевозки в августе в РФ выросли на 1,6%
Тарифы на грузовые перевозки по всем видам транспорта в России в августе 2008 года в среднем выросли на 1,6% по сравнению с июлем 2008 года, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Тарифы на железнодорожный транспорт в августе остались без изменений, тарифы на грузовые перевозки автомобильным транспортом выросли на 0,9%, трубопроводным - на 3,6%.
В первом полугодии в целом тарифы на грузовые перевозки были увеличены на 19,9%, в том числе на железнодорожном транспорте - на 12,7%, на автомобильном - 13,6%, на трубопроводном - 28,5%.

 

Переработка лучше вывоза
По последним данным Федеральной таможенной службы (ФТС), российский экспорт пиломатериалов в 2007 году увеличился на 11,2 процента по сравнению с 2006 годом. Причем объем поставок за 2000-2007 годы более чем удвоился. Основным фактором экспортного роста стало повышение спроса на сравнительно дешевые российские пиломатериалы со стороны Европы, Азии, Ближнего Востока и большинства стран бывшего СССР и, как следствие, повышение мировых цен на российское лесосырье. Основу этого экспорта по-прежнему составляют пиломатериалы хвойных пород.
Характерно, что рост российского экспорта в 2006-2007 годах происходил более высокими темпами, чем увеличение объемов внутреннего производства как хвойных, так и лиственных пиломатериалов. По данным Росстата и ФТС, доля пиломатериалов, направляемых на экспорт, возросла с 67 процентов в 2005 году до 79,7 процента в 2007-м. Это ускоряет "вымывание" из РФ лесосырья и соответственно увеличивает цены поставок для российских лесопереработчиков, а также снижает рентабельность развития глубокой лесопереработки.
Основными потребителями российских пиломатериалов выступают Египет, Китай, Япония, Великобритания и Германия. Среди стран, существенно увеличивших закупки пиломатериалов в России в прошлом году, выделяется Китай (рост на 43,8 процента).
Специалисты-дальневосточники считают, что "вывозить круглый лес за границу скоро станет экономически нецелесообразным, если, конечно, вывозить его в законном режиме. Древесину будет выгоднее перерабатывать у нас". Главной причиной такой тенденции рост экспортных пошлин и постепенное ужесточение контроля за лесоэкспортными операциями, а также наметившийся спрос в РФ на лесосырье и продукты его переработки.
По мнению руководства администрации Иркутской области, если правительство РФ выдержит до конца свою позицию и не понизит таможенные пошлины на лесосырье (может, за исключением мягколиственных пород и низкокачественной древесины), тогда уже в 2009 году объемы экспорта круглого леса резко упадут. В этом случае рынок экспорта российского круглого леса может едва ли не "обрушиться". А объемы экспорта пиломатериалов, фанеры, ДСП, целлюлозы, бумаги и другой готовой лесопродукции значительно возрастут. То есть произойдет замещение экспорта круглого леса лесопродукцией более высокого передела.
Между тем, по оценкам РСПП и Ассоциации организаций и предприятий лесного машиностроения, новые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности для круглых лесоматериалов с разделением бревен на группы крупности без учета качественных характеристик древесины и ее полуфабрикатов создали для лесопромышленников большие проблемы. В результате лесоэкспортеры осуществляют декларирование одного и того же товара под различными кодами ТН ВЭД. Но размеры ставок вывозных пошлин на различные подсубпозиции ТН ВЭД для хвойных пород установлены на одинаковом уровне. Это способствует росту экспорта древесины с высокой рыночной стоимостью (особенно крупномерного пиловочника), и одновременно сокращаются поставки такой древесины на внутренний рынок.

 

А хлеба можно совсем не вывозить
Россия в январе-июле этого года снизила экспорт пшеницы более чем в два раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Согласно данным таможенной статистики, экспорт пшеницы за 7 месяцев этого года составил 1 млн 797,7 тыс. тонн (на $540,2 млн) против 4 млн 361,5 тыс. тонн (на $824,1 млн) за аналогичный период прошлого года, передает "Интерфакс".
Снижение поставок связано с действием пошлины на экспорт пшеницы, размер которой составлял 40%, но не менее 105 евро за тонну. Пошлина действовала по 30 июня этого года.

 

Китай, Центральную Азию и Европу свяжут автомобильные маршруты
Международный союз автомобильного транспорта (IRU) объявил о том, что с 16 сентября в Ташкенте стартует проект "Новая евро-азиатская транспорт­ная инициатива" (NELTI) по перевозкам грузов автомобильным транспортом из Китая и Центральной Азии в Европу.
С сентября по декабрь 2008 года запланирована коммерческая перевозка грузов автотранспортом по трём маршрутам. Параллельно будут проводиться мониторинг этих маршрутов и последующий анализ условий перевозок.
Северный маршрут протяжённостью около 6,5 тыс. км пролегает через Казахстан, Россию и Белоруссию в страны Евросоюза. По нему планируется за 10 - 12 дней доставлять текстиль, сельскохозяйственные продукты, промышленное оборудование, продукты питания и фармацевтическую продукцию.
Центральный маршрут длиной 5,1 тыс. км проходит из Центрального Китая через Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию в Европейский союз. На этом маршруте автомобили будут перевозить автомобильные комплектующие и хлопок. Планируемый срок доставки - 14 - 18 дней. Третий маршрут протяжённостью 4 тыс. км пролегает из Киргизии через Узбекистан, Туркменистан, Иран в Турцию. По нему будут перевозить продукты питания, товары народного потребления, автозапчасти и пластмассу для оконных рам.
Стоимость доставки одной фуры из Китая в Европу оценивается в $10 тыс. По словам заместителя генерального директора российской фирмы "Атримлогистик", которая участвует в проекте NELTI, ставки на перевозку могут варьироваться в течение года. В среднем круговой рейс автомобиля с кузовом 82 кв. м от Ташкента до Германии обойдётся в 5 - 8 тыс. евро.
Участники проекта надеются составить конкуренцию морским и железнодорожным перевозкам китайских товаров, поскольку интермодальные перевозки из Шанхая в порт Восточный и далее по Транссибу ограничены пропускной способностью Транссибирской магистрали, которая исчерпана на 80%. "На конкурентоспособность Транссиба негативно влияют несогласованность тарифов, отсутствие единого правового и информационного пространства, понятного грузоотправителям, отсутствие единого оператора по всему маршруту", - отмечается в докладе IRU.
По словам генерального директора компании "Евро-Азиатский транспортный проект" Михаила Покровского, автомобильные перевозки из Китая проигрывают по стоимости железнодорожным, поскольку в настоящее время из Китая невозможно осуществлять прямые автоперевозки. Груз забирается на китайских приграничных терминалах или терминалах в Казахстане. Это существенно удорожает перевозку.

 


АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИМПОРТ

Китайский автопром – только для китайцев
Китайские автомобили с трудом выходят на российский рынок. За первое полугодие 2008-го суммарные продажи продукции китайского автопрома остались на уровне аналогичного периода 2007 года, а в июне даже сократились на 12%. Пока автопром Поднебесной завоевал симпатии лишь соотечественников.
У китайского автопрома, который официально начал поставлять свою продукцию в Россию лишь в 2005 году, большие виды на российский рынок, который по темпам роста и объему продаж является первым в Европе. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), продажи автомобилей иностранных марок в России (включая иномарки местной сборки) в январе-июле 2008 года выросли на 46% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составили около 1,257 млн машин.
На фоне убедительного роста продаж иномарок объемы успехи китайцев не впечатляют: из 50-ти иностранных марок рейтинга Комитета автопроизводителей АЕБ лишь 8 — китайского производства. В целом китайские машины занимают лишь 2,3% рынка иностранных автомобилей в России. На фоне роста продаж иномарок в РФ показатели китайского автопрома остаются неизменными — в первую очередь, из-за резкого спада продаж Chery. Дело в том, что российское предприятие «Автотор» прекратило сборку этих машин, и компании пришлось перепрофилироваться на прямой импорт в Россию.
Посетители Московского международного автосалона отметили большое количество «китайских копий» иностранных авто. Причем мастера из Поднебесной даже не удосужились приобрести лицензии или заключить контракты на использование иностранных брендов — они просто клонировали западные разработки, дополнив их мелкими деталями.
Тем не менее, российские производители медленно, но верно идут на сотрудничество с китайскими коллегами. Так, «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ) заканчивает сертификацию автомобилей Vortex Estina (бывшая Chery Fora) и Chery Tiggo. Сварка и сборка этих моделей будет осуществляться на производственных мощностях ТагАЗа. Кроме того, на черкесском автозаводе «Дервейс» выпущена опытно-промышленная партия автомобилей Lifan Breez с кузовом хэтчбек. Премьера этой модели прошла на стенде Lifan в рамках Международного московского автомобильного салона-2008. Уже этой осенью новинка поступит в продажу. А на заводе АМУР, после сертификации на соответствие новому экологическому стандарту, должно быть продолжено производство внедорожника ZX Landmark и пикапа ZX Grand Tiger.
Эксперты считают, что рост объемов продаж китайских автомобилей в России будет плавным: получение льгот под сборку иностранных авто на российских предприятиях сейчас практически невозможно, да и особой популярности у потребителей национальные бренды Китая пока не получили.

 

КОММЕНТАРИЙ:
Как бы то ни было, но китайские автобусы и грузовики всё более заметны в России. Например, на улицах С.-Петербурга.
За последнее время китайцы «отметились» целым рядом попыток закрепиться в других отраслях высокотехнологичного производства. Наиболее известны их успехи в судостроении. По существующим оценкам на протяжении уже ряда лет Китай является третьим мировым производителем судов разного назначения, по показателю нового тоннажа он уступает только Японии и Южной Корее. Но разрыв между ним и лидерами уменьшается. К 2010 году Китай увеличить свою долю на мировом рынке судостроения до одной четверти.
Такому рывку способствует несколько факторов. Дешевизна рабочей силы сыграла роль базового фактора, но сейчас её значение снижается. Китайские верфи производят техническое перевооружение и насыщаются инновациями. Второй значимый фактор – активная поддержка государством своих предприятий. Чему нам у китайцев следует поучиться.
Очевидно, что сходные факторы действуют и в других отраслях. И китайцы беззастенчиво передирают российскую военную технику – начали с выпуска нелицензионных «калашниковых», а сейчас перешли к копированию авиатехники. Как писал весной этого года, в частности «Росбалт», Китай начал выпуск истребителей J11B, являющихся копией российских Су-27СК. В перспективе китайцы могут начать экспорт своих самолетов, вытесняя Россию с мирового рынка вооружений.
Наконец, мировая новость последних сентябрьских дней – запуск с собственного космодрома третьего по счёту китайского космического корабля, махание красным флагом КНР в открытом космосе и благополучная посадка экипажа после завершения полёта. А это не воробей чихнул, это уже серьёзно.
Вырисовывается определённая тенденция формирования Китая как конкурента России на рынках сложной техники, в первую очередь на российских рынках.

 

В три раза больше автомобилей
ООО «Российские Транспортные Линии» (РТЛ) и ЗАО «Инфлот Ворлдвайд» зафиксировали первый рекорд по приему автомобилей в морском порту Санкт-Петербурга.
В августе 2008 года был перегружен и обработан 27 421 автомобиль на терминалах Морского рыбного порта, в третьем и четвертом районах Большого порта Санкт-Петербурга. Всего за 8 месяцев текущего года совокупный объем принятых автомобилей составил 120 444 единицы, что более чем на 300% выше аналогичного показателя 2007 года (26 671 единица).
На данных терминалах принимаются и обрабатываются автомобили торговых марок Nissan, Infiniti, Peugeot, Citroen, Ford, Honda и Toyota.

 

Обзор составлен по материалам СМИ при содействии "Агентства специальных исследований " 
(мониторинг СМИ и маркетинг в сфере транспортно-логистического бизнеса и реального сектора) www.infoall.ru


В избранное