Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике в мае 2008 г.


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Контейнеры из России все чаще идут пустыми через порт Мууга

Руководство единственного в Эстонии специализированного контейнерного терминала Muuga CT констатирует стабильный рост грузоперевозок только в направлении с моря, то есть импорта и транзитного импорта.
В 2007 году терминал обработал 181 тыс. TEU, в этом году планируется 210 тыс. TEU. При неуклонном росте объемов грузоперевозок через терминал в Мууга перевозки груза со стороны России, начиная с июня прошлого года, прекратились.
По мнению председатель правления Muuga CT С.Артемова, привлекательность терминала Muuga CT для крупных мировых игроков контейнерных перевозок снижается, если отсутствует обратная загрузка контейнеров.
Muuga CT должным образом обеспечивает сохранность и скорость обработки грузов, а также низкую себестоимость перевозки. Но баланс экспорта  и импорта осложнен низким экспортным потенциалом страны и плохими отношениями с Россией. Сейчас загруженность терминала не превышает 50-55%.

 

Эстонский контейнерный расширяется

Совет компании Tallinna Sadam (Таллиннский порт) вчера одобрил план расширения контейнерного терминала в восточной части Муугаского порта. Объем инвестиций в строительство первой очереди составит $85,2 млн (860 млн крон). В ходе работ появятся новые причалы длиной 400 метров, а территория терминала расширится до 27 га.
Совет АS Tallinna Sadam заявил, что проанализировал различные прогнозы роста контейнерных перевозок и в регионе Балтийского моря и нашел достаточные гарантии для обработки до 500 000 TEU. Цитата: «Эта инвестиция направлена как на удовлетворение растущего спроса на направлении север-юг местного эстонского контейнерного рынка, так и рынка других стран Балтии».

 


КОММЕНТАРИЙ:
В своём настойчивом старании как-то компенсировать финансовые потери от переориентации российского транзита эстонцы, похоже, принимают желаемое за действительное. Приведём здесь ещё одну цитату, на сей раз из материалов агентства «Infra news»: «Полмиллиона прибавить к едва тлеющим объёмам, которые и в этом году не превысят оборот в 200 тыс. TEU. И еще ко всему направить их на удовлетворение внутреннего спроса. Коэффициент контейнеризации Эстонии обгонит аналогичный показатель Сингапура, самый высокий в мире, до сих пор».
Предположим, не вдаваясь в детали, что, оценивая потенциальную грузовую базу бассейна Балтийского моря, в Таллиннском порту оперируют верными цифрами. Тогда что же получается - что эстонцы хотят замкнуть на себя весь потенциальный грузопоток Прибалтики?
Меж тем уверенный рост контейнерооборота если и происходит, то не в Эстонии, а в Литве. Клайпеда за первые 4 месяца этого года суммарно прирастила контейнеров до 117,4 тыс. ТЕ
U. Темп роста более 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это наивысший показатель вообще во всей Прибалтике.
В Латвии тоже не спят. Недавно премьер-министр Латвии Годманис призвал датского контейнерного оператора Maersk Line развивать контейнерный бизнес в латвийских портах. И датчане проявили заинтересованность.

Заметим также, что проектная мощность «Балтийского контейнерного терминала» в Усть-Луге исчисляется в 3 млн. TEU. Кроме того, недавно было решено, что, в связи с  выбором терминала "Зарубежнефть" конечным пунктом БТС-2, проектная глубина в порту Усть-Луга будет увеличена с прежних 16 м до 18,5 м.
Так что, как говорится, «съесть -то он съесть, да хто ж ему дасть?»

 

Транзит в Эстонию вряд ли вернется

Крупный транзитный бизнесмен, председатель правления АО Spacecom Олег Оссиновский в интервью у "Бизнес&Балтии" заявил, что теоретически вернуть российские грузы Эстония еще может, но практически это вряд ли достижимо. По подсчетам эстонских аналитиков, потери эстонской экономики от прекращения российского транзита составили около 7 млрд. крон (447 млн. евро)

В перенаправлении транзитных грузов с Эстонии на Латвию есть  и большая заслуга и политиков Латвии, сумевших использовать ситуацию кризиса в российско-эстонских отношениях и наладить отношения с Россией для повышения благосостояния своей страны.

По информации 
www.ati.su 51% АО Spacecom акций принадлежит российской «Н-Транс». В 2004 году Spacecom совместно с партнерской фирмой Skinest Projekt приобрела около 85% акций Даугавпилсского локомотиворемонтного завода.

 


ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Российский металл отправляется в Азию

По данным Росстата, в первые три месяца текущего года объем перевалки черных металлов в южных и северо-западных портах сократился примерно на 20%, или на 1 млн т. Примерно на столько же выросла перевалка черных металлов на Дальнем Востоке, в первую очередь в Находке и Владивостоке. Эксперты объясняют это переориентацией части экспортеров на внутренний рынок, а также ростом спроса на черные металлы в Азии. Так, в «Северстали» подтверждают, что российский рынок стал для них более привлекательным, и именно переориентацией на отечественных потребителей начальник управления информации ОАО «Северсталь» И. Догадина объясняет двухкратное сокращение грузооборота принадлежащей компании петербургского стивидора «Нева-Металл».

В первом квартале 2008 года сильнее всего перевалка черных металлов сократилась в Петербурге – на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года (660,8 тыс. т). В азово-Черноморском бассейне больше всего объёмов потеряли Таганрог, Туапсе, Ейск. С другой стороны, наибольший прирост показали порты Владивосток, нарастивший перевалку черных металлов втрое, почти до 600 тыс. т, Ванино – 58,7% (7,3 тыс. т) и Находка – 41,7% (1,6 млн т). В целом по дальневосточному бассейну рост перевалки черных металлов составил 66,9%, достигнув 2,3 млн т.

В качестве ещё одной, гипотетической, причины переориентации экспорта металлов на Дальний Восток некоторыми экспертами называется неспособность железных дорог и портов перевалить достаточный объём грузов в западном направлении. Но играл свою стимулирующую роль также тарифный фактор. Федеральная служба по тарифам в очередной раз установила систему понижающих коэффициентов на экспортные перевозки черных металлов через порты Дальнего Востока, обеспечивающих сохранение абсолютной величины тарифов на уровне действующих в 2007г.

Кроме того, в Европе развитие потребления идет медленнее, чем в Азии, несмотря на более благоприятную ценовую конъюнктуру. И экспорт стали в западном направлении для российских производителей стал менее перспективным.

Ещё один конъюнктурный фактор, повлиявший на смену экспортного вектор – ограничение в конце прошлого года экспорта стали властями Китая. А в 2007 г. китайская сталь, которая отличается своей относительно низкой стоимостью, экспортировалась весьма активно.Поэтому, дескать, традиционные китайские покупатели– Филиппины, Южная Корея, Малайзия – были вынуждены обратиться к российским производителям, что повысило привлекательность восточного направления для таких компаний, как Evraz, «Мечел» и «Металлоинвест».

Стремительный рост стремительный рост перевалки черных металлов прогнозируется как минимум до конца года.

 

Приморье станет важным пунктом для международных грузоперевозок из КНР

По информации ИА «Синьхка» к концу 2008 году ведомство транспорта провинции Хэйлунцзян (Северо-Восточный Китай) намерено открыть международные маршруты перевозок на всех КПП провинции на китайско-российской границе. Так будут открыты линии грузовых перевозок Харбин-Владивосток и Цзиси-Уссурийск. А также линии транзитных грузоперевозок через Хэйлунцзян в Россию.
 В то же время с российской стороной будут обсуждаться вопросы снятия препятствий, сдерживающих нормальное развитие международных перевозок, в частности, через КПП Суйфэньхэ, Дуннин и Мишань.

 

Нидерланды смогут наладить систему ж/д перевозок через Приморье

Губернатор края Сергей Дарькин встретился сегодня с Чрезвычайным и Полномочным послом Королевства Нидерланды в РФ г-ном Яном-Паулом Дирксе.
Как подчеркнул г-н посол, Нидерланды заинтересованы в развитии сотрудничества с Приморским краем. В частности, голландская сторона заинтересована наладить железнодорожные перевозки грузов через Приморский край на восток.С.Дарькин сообщил о перспективах, которые открываются перед Приморьем в свете проведения Саммита АТЭС в 2012 году. В числе приоритетных проектов, которые будут реализованы в Приморье в ближайшей перспективе строительство нефте- и газопровода и НПЗ.

Во Владимирской области одна из голландских компаний ведет строительство крупного контейнерного терминала, который станет крупным логистическим центром и сможет обслуживать грузопотоки из Голландии на Дальний Восток.

 


ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Казахстан купит терминал на Украине?

Казахстан планирует приобретение доли в одном из зерновых терминалов, расположенных на украинском побережье Черного моря, сообщает Regnum со ссылкой на директора Департамента стратегии развития агропромышленного комплекса и аграрной науки Минсельхоза Казахстана Берика Оспанова.
Отмечается, что Казахстан также прорабатывает вопросы строительства железнодорожной линии от границы Казахстана через Туркмению, Иран, с выходом на порты Индийского океана.В настоящее время Казахстан владеет терминалом в Баку и строит терминалы в Грузии и Иране.

 

Грузооборот Украины в январе-апреле т.г.

Согласно оперативным данным департамента финансового регулирования и социально-экономической политики Министерства транспорта и связи Украины, за 4 месяца 2008г. предприятиями транспорта Украины перевезено 228,06 млн. т. грузов (+9,2%).
При этом объем транзитных грузов составил 24,7 млн. т., что на 6,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Объем переработки грузов в портах Украины по итогам января-апреля т.г. составил 43,26 млн. т., в тому числи на транзит приходится 17,962 млн. т.

 

Новороссийский контейнерный бизнес растет быстрее всех в России

Оборот контейнеров в Новороссийске вырос по итогам 4 месяцев 2008г на 48,5% до 145 542 TEU. На первое место с результатом 51 374 TEU  и темпом роста вернулся НУТЭП. В отличие от прошлых лет коллеги-соседи-конкуренты дышат в спину.
Рост велик у всех, особенно у НМТП - казывается эффект низкой базы. Терминал, которого пока не коснулись инвестиции вырос за первые 4 месяца 2008г на 127,15% до 48 629 TEU.
Но самые перспективные перспективы у обновленного НЛЭ. Оборот по итогам периода вырос на 82,67% до 45 539 TEU.
Конкуренция обостряется, терминалы переманивают клиентов. В сумме втроем обогнали оборот ВСК (третий по размеру контейнерный терминал в России). Теперь целятся обогнать Петролеспорт

 

Украинские порты нуждаются в финансах

 

Интерфакс сообщает о намерении Минтранссвязи Украины повысить тарифы на портовые услуги.
Средства предполагается направить на выведение инфраструктуры портов из «ужасного», по словам Министра транспорта  и связи Украины И. Винского, состояния. Министр отмечает, что нынешние тарифы на услуги украинских портов в 2-3 раза ниже, чем в России или Болгарии.

 

Украина приплыла

Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О мерах по обеспечению развития Украины как морского государства» констатирует «наличие угрожающих явлений и системных недостатков», связанных с «развитием Украины как морского государства».
В их числе практическая утраты основного потенциала гражданского флота при преимущественно экспортно-ориентированном судостроении; устаревшая система подготовки судостроительных кадров; неудовлетворительное техническое состояние причального фронта в портах и нехватка средств для обновления портового хозяйства. Отмечено отсутствие современной системы безопасности мореплавания в формате единого межведомственного центра.
В результате «состояние морских перевозок не отвечает потребностям экономики Украины», - указано в решении СНБОУ. В числе недостатков, на которых акцентировано внимание:
Согласно данным Минтранссвязи Украины, переработка грузов 19-ю портами государственного подчинения за январь-апрель 2008  составила 43.26 млн тонн. Результат на 7.2% или на 2.9 млн тонн превысил соответствующий 4-месячный итог предыдущего года. Но эти же показатели означают последовательное снижение темпов роста перевалки портовым комплексом Украины.

Особо значительное торможение темпов роста зафиксировано по транзитному сектору. Так, если за 4 месяца предыдущего года транзитная перевалка в госпортах увеличилась на 32.9%, за весь 2007 год - на 19.5%, то в январе-апреле этого года рост снизился до +2.1%. В целом, 4-месячный транзит составил 17.962 млн тонн или 39.5% совокупной перевалки. По итогам 2007-го удельный вес транзита составлял 41.9%.


Неоднозначные тенденции стали проявляться и в области железнодорожных перевозок По информации Госкомстат Украины, грузовой транзит «Укрзализныци» прибавил в I квартале текущего года 19.5% против того же периода предыдущего года, составив 29.469 млн тонн. Фактически, четверть года обеспечила третью часть годового объема транзитных грузов Украинских железных дорог - 29.2% транзита «Укрзализныци» за 2007 год.

В то же время обозначилось замедление темпов роста. Так, если первый квартал 2007-го показал рост на уровне +6.1 млн тонн или +32.9% к соответствующему кварталу предыдущего года, 2007 год в целом - +24.8 млн тонн или +33.1% соответственно, то квартальная прибавка текущего года составила только +4.8 млн тонн.

Такая тенденция является настораживающей, даже по мнению украинских специалистов. Поскольку на фоне снижающегося экспорта Украинские железные дороги стали рассматривать транзит в качестве основного фактора роста перевозок.

Одновременно с констатацией, мягко говоря, непростого состояния в области морских перевозок украинское правительство продолжает требовать высокой доходности от основных госпортов. Входящий в пятёрку крупнейших портов Мариупольский (единственный, развивающийся без привлечения частных инвестиций) должен в 2008 г. дать свыше $200 млн (+63% к уровню финплана-2007). При этом финапланом ГП «Мариупольский морской торговый порт» на 2007 г. предусматривал получение чистой прибыли в размере $14.7 млн., +45% к уровню финплана-2006. А Одесский порт, лидер государственной портовой отрасли по уровню чистой прибыли, в 2008 г. должен обеспечить до $36 млн чистой прибыли(+20%).

Ещё один способ, который пытаются применить для улучшения состояния портового хозяйства Украины объединением ряда морских торговых портов. Сейчас согласовывается объединение Николаевского и Днепро-Бужского портов и соединение в одну структуру Килийского портопункта, Усть-Дунайского порта и Измаильского морского порта. А Генический морской торговый порт стал портопунктом (филиалом) Бердянского морского торгового порта.

Украинское министерство транспорта и связи решило, по его утверждениям, защитить эти остатки госсобственности в ожидании их дальнейшего развития. Но, по мнению ИА «InfraNews» все эти телодвижения есть не что иное, как предпродажная подготовка.

 

КОММЕНТАРИЙ:

Требование взрывного, иначе не скажешь, роста прибыли от портового сектора при условии системного спада в морской транспортной отрасли больше похоже на шапкозакидательство. Конечно, можно рассчитывать на рост портовых тарифов и активизацию грузового транзита, хотя бы и на фоне снижения собственного экспорта.

Но транзит через украинскую территорию имеет смысл только при условии нормальных политических и экономических отношений с Россией. Пока же принципиальная линия украинской государственной администрации идёт в совершенно противоположном направлении.

Что же получается – пока эстонский гром не грянет, украинец не перекрестится? А может лучше сперва подумать?

 

Ильичевск прибавил четверть
Ильичевский морской торговый порт (Украина) за январь-апрель 2008 года переработал 6,36 млн тонн грузов, увеличив показатели аналогичного периода 2007 года на 1,272 млн тонн (+25%).
Самая высокая динамка – в переработке генеральных грузов – 3,855 млн тонн (+46%).
В частности, навалочных грузов за 4 месяца было обработано в объеме 1,957 млн тонн (+65 тыс. тонн, или +3%). Прирост наблюдается по такой номенклатуре как сера – 610 тыс. тонн (+375 тыс. тонн, или +160%). В то же время перевалка всех остальных видов навалочных грузов сократилась.
Сократилась на 1% (-8 тыс. тонн) до 548 тыс. тонн доля обработанных в порту наливных грузов. Однако доля нефти и нефтепродуктов возросла до 183 тыс. тонн (+87 тыс.тонн, или +91%), а газа – до 23 тыс. тонн (+13 тыс.тонн, или +130%).
Объем перевалки генеральных грузов достиг 3,855 млн тонн (+1,215 млн тонн, или +46%). Самая существенная прибавка приходится на контейнеры – их было обработано 213372 TEU (+78871 TEU, или +59%). Перевалка металлов выросла на 54% (+482 тыс. тонн) и достигла 1,377 млн тонн.

 


ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Золотой Рог переедут


Объявлен тендер на генерального подрядчика строительства моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Длина моста 1388 метров, длина основного пролета через бухту - 737 метров. Общая длина моста, включая наземную часть, - более 2 километров.
Стоимость объекта, который строится в рамках программы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», составляет ориентировочно 15 млрд рублей из федерального бюджета.

 

Финны хотят в Кандалакшу

Правительство Финляндии изучает вопрос строительства еще одной железнодорожной ветки через границу с Россией - от населенного пункта Салла (Финляндия) до города Кандалакша (Мурманская область), передает РИА “Новости” со ссылкой на министра внешней торговли и развития Финляндии Пааво Вяюрюнена.
В настоящее время финская делегация находится с официальным визитом в Мурманске.
По словам министра, рабочая группа провела анализ всех вариантов транспортных сообщений между Финляндией и Россией, вариант создания ветки Сала - Кандалакша получил положительную оценку.
Проект железнодорожного сообщения Сала - Кандалакша будет рентабелен, считает П. Вяюрюнен. Строительство железной дороги открыло бы доступ от Мурманской области до региона Балтийского моря, отметил он.
При этом финансирование проекта, по его словам, могло бы вестись в рамках международного сотрудничества северных стран "Северное измерение".

КОММЕНТАРИЙ:

Можно ожидать благожелательное отношение российских властей, в том числе на уровне Мурманской области, т. к. этот проект соотносится с заявлениями чиновников высокого ранга о планах развития Мурманского транспортного узла.

 

Транзит на вынос

В г. Сочи по итогам встречи на третьем международном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» президент ОАО «РЖД» В.Якунин и глава администрации Краснодарского края А.Ткачев подписали Соглашение о совместной реализации проекта по выносу железнодорожной инфраструктуры из центра г. Краснодара

Разработка проекта «Краснодарский транзит» велась администрацией края при участии ОАО «РЖД» с ноября 2006 года. Согласно предварительной оценке администрации края, общая стоимость данного проекта может составить более 30 млрд рублей, в том числе железнодорожная часть проекта оценивается в 6-8 млрд рублей. В реализации примет участие Инвестиционный фонд РФ.

 

Двинем в обход Петербурга

Работа по созданию двухуровневых развязок над железнодорожными переездами в Санкт-Петербурге будет начата в ближайшее время. Об этом заявила губернатор города Валентина Матвиенко По словам президент РЖД Владимира Якунина, на данный момент компания уже сотрудничает с администрацией Петербурга в области инвентаризации имеющихся в городе железнодорожных переездов с целью рассмотрения возможностей создания развязок над ними.
Губернатор города обратилась к главе РЖД с вопросом о возможности создания вокруг Петербурга железнодорожного обхода. "Такой проект необходим для выведения грузопотоков из города", - подчеркнула В.Матвиенко. В.Якунин сообщил в ответ, что в данным момент такого проекта в РЖД нет.

 

Перелицовка Морского порта Петербурга

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», работающий на 33 из 130 причалов Большого Петербургского порта, заканчивает формирование своей обновленной структуры. Все «дешевые» грузы — уголь, руда и др. — будут перемещены в Усть-Лужский терминал группы.
Завершив превращение Стивидорной лесной компании в автомобильный терминал (Третья стивидорная компания), группа приняла решение расширить его в 2,5 раза – для приёма до 200 тыс. штук. Стоимость проекта таким образом утроится до 750 млн руб.
Увеличиваются инвестиции и в превращение Четвертой стивидорной компании (ЧСК), специализирующейся на перевалке угля, в контейнерный терминал. Мощности в 1,4 млн. TEU в год теперь планируется достичь за $430 млн. Сейчас на ЧСК порядка 20 га открытых складов, а общая территория — около 40 га, разделенная постоянно загруженной железнодорожной веткой. В то же время южнее, до русла реки Красненькая, расположены еще порядка 30 га незанятой пока территории золоотвала, которая может быть освоена ЧСК. Это позволит получить выход на улицу Доблести и упростить вывоз контейнеров до КАД.
Крупнейшая стивидорная компания группы — Первая, располагающая 19 причалами, в ближайшие годы также перестанет быть базой по перевалке металлов и химических грузов. «Морпорт СПб» проводит конкурс по выбору проектировщика строительства на месте ПСК крупного рефрижераторного терминала, сообщает РБК daily. За 1,7 млрд руб. планируется построить комплекс по приему 1 млн.т. рефрижераторных грузов в год.

 

LogLink.ru   22.05.08   В Сочи подписано соглашение по приморскому терминалу

На III Международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи Генеральный директор ОАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков и председатель Совета директоров ООО «ТрансГрупп АС» Максим Ликсутов подписали соглашение о намерении реализовать совместный проект по строительству контейнерного терминала в порту Зарубино.
Новый терминал должен обеспечить переработку контейнерных грузов в условиях растущих экспортно-импортных и транзитных грузопотоков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через Транссибирскую магистраль.
Проектная мощность терминала планируется на уровне 400 тыс. TEU в год, его площадь составит более 18 га. Срок реализации строительства, по предварительным оценкам, составит 5 лет. Стоимость строительства составит более $100 млн, сообщает пресс-служба ОАО «ТрансКонтейнер».

 

ЗСД обойдется недешево

Правительство РФ увеличило финансирование строительства автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" (ЗСД) из Инвестфонда до 71,27 млрд рублей - с 32,1 млрд рублей, утвержденных ранее. Общая стоимость строительства ЗСД составит 212,73 млрд рублей (против 99,95 млрд рублей, утвержденных в ноябре 2006 года).
Полномочия концедента (право предоставлять концессию) при заключении и исполнении концессионного соглашения в отношении автомобильной дороги ЗСД будет осуществлять только правительство Санкт-Петербурга. Раньше полномочия концендента были совместными у Росавтодора как представителя РФ и правительства Санкт-Петербурга), сообщает "Интерфакс".
Сроки проведения концессионного конкурса на строительство ЗСД в Петербурге были в очередной раз скорректированы. Согласно внесенным изменениям 4 компании, которые ранее прошли квалификационный отбор, смогут подавать свои конкретные конкурсные предложения до 6 июня 2008 года. Концессионер по проекту строительства ЗСД будет объявлен 20 июня 2008 года.
Трассу протяженностью 46,4 км планируется построить к 2013 году. Она свяжет "Большой морской порт Санкт-Петербурга" и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Число полос составит 6-8, транспортных развязок - 15, расчетная скорость движения - 120 км/ч.

 


логистическая инфраструктура

Портово-складской комплекс на канале

Мультимодальный портово-складской комплекс "Дмитровский Порт" общей площадью около 100 тыс. кв.м. будет построен на земельном участке в 110 Га на берегу канала им. Москвы в Дмитровском районе Подмосковья. На территории комплекса будут построены холодильные и сухие склады, а также терминалы для обработки, хранения и перевалки контейнеров. Финансирование проекта предусмотрено на условиях ГЧП.
Комплекс примыкает к Татищевскому уширению канала им. Москвы - единственному месту, позволяющему строительство грузового порта. Неподалеку проходит трасса А-104 "Москва - Дубна" и железнодорожная станция "Каналстрой" Савеловского направления.

"Проект "Дмитровский Порт" соответствует приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации в части стратегии развития сферы транспорта до 2010 года, поскольку предполагает интеграцию и развитие водных транспортных путей в транспортно-логистическую мультимодальную систему грузопотоков".

 

Свияжский ММЛЦ свяжет ключевые транспортные коридоры России.

Представлен проект создания в Зеленодольском районе РТ Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (ММЛЦ). По словам министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдуса Фасхутдинова, ММЛЦ будет располагаться на пересечении крупнейших транспортных коридоров - "Запад-Восток" и "Север-Юг" в месте слияния главных европейских рек России - Волги и Камы. Центр свяжет ключевые магистральные железнодорожные и водные пути, автомобильные дороги и воздушные трассы.

Финансировать строительство ММЛЦ будет федеральный центр. Точный объем финансирования (порядка 10 млрд руб.) и сроки строительства первой очереди (18-24 месяца) будут определены после окончательного согласования проекта в Главгосэкспертизе и Минтрансе РФ.

"Проект в технологическом плане очень серьезный, предполагает углубление фарватера рек, подведение железнодорожных путей, автомобильных дорог. Так что пока я не буду называть точную дату закладки первого камня в фундамент ММЛЦ", - сказал И.Фасхутдинов.

 

В Нижегородской области построят три крупнейших логистических центра

Самый крупный центр будет располагаться в районе международного аэропорта "Нижний Новгород". Инвестиции в проект составят 54 млрд руб. "Этот центр рассматривается как международный. Место выбрано очень удачно. С возможностью грузовых перевозок будет развиваться и аэропорт. Кроме того, рядом находится река, а со строительством низконапорной плотины улучшится судоходство. Будет развиваться железная дорога, автотрасса М7 Нижний Новгород-Москва. Предполагается построить около 2 млн квадратных метров современных складских помещений. Грузооборот составит около 10 миллионов тонн в год. ", - уточнил губернатор В. Шанцев.

Второй центр логистики будет располагаться в районе села Большое Козино, а третий - города Кстово. Предполоагется, что новые логистические центры оттянут на себя часть грузов из Москвы.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ

РЖД с протянутой рукой

Российские власти практически признали, что качественную модернизацию железных дорог невозможно провести только за счет тарифной выручки ОАО РЖД и бюджетных средств. Чтобы построить к 2015 году 3 тыс. км путей. руководство РЖД считает, что часть ее акций нужно продать инвесторам на бирже. Однако федеральные чиновники ранее идею приватизации РЖД оценивали сугубо отрицательно.

Старший вице-президент РЖД Ф. Андреев, заявил, что монополия будет предлагать властям продать 25% минус одна акций компании на бирже. Полученные $20-25 млрд. можно направить на создание новых объектов инфраструктуры дорог, терминалов и сервисных предприятий.
Для подготовки биржевого размещения крупнейшей железнодорожной компании мира понадобится не менее трех лет (с учетом принятия соответствующих законов и подзаконных актов). Кроме того, IPO может быть осложнено реформой, которая проводится сейчас в железнодорожном секторе. Согласно ее концепции, из РЖД выделяются операторы, занимающиеся перевозками, после чего эти компании выводятся на биржу. Но если реформа и дальше пойдет по пути выведения из РЖД активов и их приватизации, то сама монополия может существенно потерять в цене, и тогда вожделенные $20-25 млрд будет выручить не так-то просто.

Однако до листинга инвесторы должны получить ответа на три важных вопроса. Во-первых, необходимо законодательно установить, что именно государство, а не акционеры, отвечают за развитие железнодорожной инфраструктуры, вкладывая в нее деньги. Во-вторых, государство должно объявить, что оно берет на себя компенсацию убытков от перевозки пассажиров в междугородних поездах. В-третьих, бюджеты должны договориться между собой о схеме компенсации железнодорожникам стоимости перевозок в электричках. А пока это сделано не будет, инвесторы вряд ли согласятся покупать бумаги компании, источники покрытия ряда расходов которой туманны.

Скепсис в отношении IPO РЖД порождается также неповоротливой корпоративной системойкомпании, к махине с огромными расходами, отягощенной принципами советской управленческой практике не адекватной реалиям рынка

Старший вице-президент РЖД Ф. Андреев объявил, что в третьем квартале 2008 года состоится дебют монополии на мировых финансовых рынках – будут размещены первые еврооблигации. Компания таким образом надеется выручить $2-4 млрд – всего РЖД планирует занять на рынке евробондов до $7 млрд, а эквивалент еще $6 млрд – на внутреннем рублевом рынке. Эти планы были одобрены правительством России в начале года. Кроме того, в июле-августе РЖД выпустит рублевые облигации на сумму 20 млрд руб.

 

На Северо-Западе всё спокойно

«ОАО «Компания Усть-Луга» отказалась от идеи получения статуса портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), так как никто из возможных резидентов зоны не согласился принять участие в конкурсе.

Один из инвесторов отметил: «Наша компания оценивала возможные выгоды от участия в ПОЭЗ. Оказалось, что для успешной реализации проекта вполне достаточно налоговых льгот, предоставляемых нам правительством Ленобласти». А аналитик ФК «Открытие» Х. Шехмаметьев считает, что Усть-Луге пока не нужен статус ПОЭЗ - инвесторов и так достаточно. Достаточно создать конкурентоспособные условия по сравнению с портами Прибалтики и Финляндии, чтобы оттянуть на себя поток их грузов.

В отличие, например, от дальневосточной Находки, которой требуются инвестиции для организации грузопотока.

 

Новороссийск явился в Петербург

Мажоритарные акционеры Новороссийского морского торгового порта (НМТП), связанные с предпринимателем Александром Пономаренко, приобретают 50-процентную долю в строящемся контейнерном терминале в Ломоносове под Петербургом. До сих пор проект стоимостью 300 млн евро на 100% принадлежал одному из крупнейших в мире контейнерных операторов, компании MSC. Одновременно с этим принято решение об увеличении проект­ного грузооборота терминала с 2,5 млн до 8 млн т в год. Эксперты полагают, что приход такого опытного портового игрока даст толчок реализации проекта в Ломоносове.

 

НМТП купил половину "Ломоносовского грузового терминала".

ОАО "Новороссийский морской торговый порт" купило 50 акций ЗАО "Ломоносовский грузовой терминал" (ЛГТ), что составляет половину от уставного капитала ЛГТ. Стоимость сделки составила €77 млн.

ЗАО "Ломоносовский грузовой терминал" - преемник ЗАО "Янтарь", реализующего проект строительства терминала в Ломоносове еще с 2003 года. Проект предполагает возведение терминала мощностью 1 млн TEU и 300 тыс. единиц накатных грузов в год стоимостью €300 млн. В прошлом году 100% терминала приобрела крупная международная транспортная компания Mediterranean Shipping Company.

Консорциум компаний "Балтимор" (ООО "Балтимор" - управляющая компания консорциума) весной 2008 года планировал начать строительство универсального портового комплекса на побережье Финского залива в Ломоносове (пригород Петербурга) стоимостью около $3 млрд.

Проект реализуется на базе причалов министерства обороны, которые "Балтимор" арендует сроком на 15 лет. Соответствующий контракт был подписан 29 декабря 2005 года. В состав консорциума "Балтимор" входит порядка 10 российских компаний, в числе которых инвесткомпания "Метрополь", ВТБ, Газпромбанк, стивидорная компания "Балтия", а также компания "Совфрахт".

 

 


ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса

НМТП разогнался

После рекордного роста финансовых показателей в 2007 году Новороссийский морской торговый порт (НМТП) продолжает набирать обороты. В первом квартале 2008 года чистая прибыль НМТП по МСФО увеличилась в 4,6 раза, до 56,3 млн долл., по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, а выручка — на 62%, до 151,6 млн долл.

В компании отмечают, что ростом финансовых показателей обязаны работе четырех новых контейнерных терминалов, в част­ности контейнерного и лесного терминалов «Новорослесэкспорта», бункеровочного комплекса ИПП и зернового терминала. В частности, контейнерооборот НМТП в первом квартале вырос на 60%, до 85 тыс. TEU. Повлияло на рост показателей также увеличение тарифов на услуги порта.

 

Россия сократила экспорт леса

Похоже, что меняется структура экспорта продукции переработки леса, в том числе ценовая.Объем экспорта необработанных лесоматериалов за январь-март 2008г. сократился на 4.5% - до 10.7 млн куб. м. При этом в денежном выражении объем экспорта вырос на 9.8% до $1 млрд с $910.6 млн.

По другим позициям картина экспорта складывается такая. Обработанные лесоматериалы: -9% (до 2.245 млн т. с 2.47 млн т.), в денежном выражении +0.8% (до $701.9 млн с $695.9 млн). Клеёная фанера +0.9% (до 377.5 тыс. куб. м с 373.9 тыс. куб. м в физическом выражении), в денежном выражении +44% (до $219.7 млн с $152.5 млн). Древесная целлюлоза +17.6% (до 477.8 тыс. т с 406.3 тыс. т.), в денежном выражении + 38% (до $285.6 млн с $206.6 млн). Бумага газетная + 23.7% (до 307.5 тыс. т с 248.5 тыс. т.), в денежном выражении + 29.9% (до $171.7 млн с $132.2 млн).

При том, что с 1 апреля экспортные пошлины на круглый лес поднялись до 25%, но не менее 15 евро за кубометр. А с января 2009г. пошлины планируется увеличить до 80%, но не менее 50 евро за кубометр.

 


Подсевшие на российское лесное сырьё европейцы задёргались. Министр внешней торговли Швеции Ева Бьорлинг призвала Москву перестать увеличивать пошлины на экспорт древесины. По ее словам, это может негативно сказаться на сроках вступления России в ВТО. По словам Э.Бьерлинг, Россия, очевидно, хочет стать производителем, а не поставщиком сырья.

 


Финская лесохозяйственная федерация выступила с предостережением, что в Финляндии может быть потеряно до 25 тыс. рабочих мест. Компания Stora Enso опасается, что в Швеции под угрозой находятся 6 тыс. рабочих мест. Эта проблема имеет особое политическое значение в Швеции и Финляндии, так как в обеих странах растет безработица на селе - как раз в тех районах, где расположены бумажные предприятия.

 



КОММЕНТАРИЙ:

Европейцам очень бы хотелось оставить Россию в качестве своего сырьевого придатка и решить за её счёт свои внутренние проблемы. В том числе сохранить собственные леса, вырубая российские.

 

Импорт цемента вырастет

Предполагается, что наибольшее количество цемента в этом году поступит из Турции - 3 млн тонн, вторым крупным импортером станет Китай, откуда в Россию поступит 0,9 млн тонн, подсчитали в ФАС.

По 0,7 млн тонн привезут из Белоруссии, Молдавии и с Украины. До 150 тыс. тонн возрастут поставки из Египта, а поставки из европейских стран (Германия, Италия, Дания, Латвия, Эстония и др.) составят в общей сложности около 0,5 млн тонн.

 

Тарифы проиндексированы

Правительство РФ приняло решение о проведении с 01 июля 2008 года дополнительной индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в среднем на 8%. При этом тарифы на перевозки грузов через пограничные передаточные станции, определяемые по ставкам и правилам раздела 3 Прейскуранта № 10-01, сохранены на уровне действующих, при индексации тарифов раздела 2 Прейскуранта № 10-01 на 10% (перевозки во внутрироссийском сообщении, через российские порты, а также перевозки унифицированных грузов через пограничные передаточные станции).

Наряду с этим на 8% проиндексированы действующие ставки платы за пользование вагонами и контейнерами и действующие ставки сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте. Также проиндексированы действующие исключительные тарифы на перевозку грузов и спецставки на перевозку ряда грузов.

Что касается исключительных тарифов на перевозки автокомлектующих для сборки легковых автомобилей, они установлены в целях обеспечения конкурентоспособности российской транспортной системы при перевозках таких грузов в контейнерах железнодорожным транспортом через дальневосточные порты по сравнению с альтернативным маршрутом их доставки морским транспортом через порты Северной Европы.

В то же время было принято решение о продлении по 31 декабря 2008 года действующих исключительных тарифов на перевозки мазута топочного и угля каменного энергетического назначением на станции Дальневосточного федерального округа и Архангельской области в адреса организаций, обеспечивающих энерго- и теплоснабжение данных регионов.

 

Контейнерооборот: прогноз пока неясен

По имеющимся оценкам, в течение ближайших нескольких лет контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург может увеличиться до 2-2,5 млн TEU.

Серьезный резерв для дальнейшего роста заключается в ориентированных на Россию грузопотоках, которые продолжают проходить транзитом через терминалы стран, находящихся по соседству с регионом, - Балтики и Финляндии.

По словам заместителя директора Северо-Западного филиала НО "Союз российских судовладельцев" Владимира Зубкова, несмотря на то, что категория контейнерных грузов в работе Большого порта занимает достаточно существенное место - 14, 9 млн тонн в 2007 году, в контейнеризации есть проблемы.

"При увеличении стоимости обслуживания судов в российских портах иностранным судовладельцам будет проще переключаться на порты стран Скандинавии, Прибалтийских стран и Украины, тем более что большинство из них, в отличие от российских портов Финского залива, являются незамерзающими и, как правило, более глубоководными. К тому же многие из них кардинально модернизировали свою инфраструктуру", - отметил В. Зубков.

"Остается очень много вопросов, касающихся портовых сборов, и можно сказать, что все, сделанное для обеспечения сбалансированности ставок сборов и тарифов на погрузочные работы, а также другие транспортные тарифы, нельзя назвать окончательным результатом", - подчеркнул В. Зубков.

 

Приморску открыли второе дыхание

Объем перевалки жидких грузов в порту Приморск планируется увеличить с 75 млн тонн до 120 млн тонн в год, сообщил на церемония ввода в эксплуатацию нефтепродуктопровода "Север" министр транспорта Игорь Левитин.

В настоящее время в рамках проекта "Балтийская трубопроводная система" (БТС) порт Приморск переваливает 75 млн тонн нефти в год. Мощность проекта "Север" в перспективе будет увеличена с 8,5 млн тонн до 24,6 млн тонн нефтепродуктов в год.

 


АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИМПОРТ

Правительство РФ готовит повышение пошлин на подержанные иномарки

Правительство готовит новую кампанию в поддержку отечественного автопрома, направленную на вытеснение с рынка подержанных автомобилей. Соответствующие предложения автозаводов одобрил вице-премьер Игорь Сечин, готовивший совещание автопроизводителей с главой правительства Владимиром Путиным, пишет 28 мая, "Коммерсант".

В распоряжении "Ъ" имеются как конечный вариант "Комплекса мер...", направленный в Минэкономразвития, так и предложения "Северсталь-авто", - документы повторяют друг друга на 90%. "Северсталь-авто" предлагает создать условия, при которых покупка и эксплуатация старой техники будет невыгодна. Помимо роста пошлин на иномарки возрастом три-пять лет до уровня новых (то есть 25%, но не менее 1 тыс. евро в зависимости от объема двигателя) компания выступает за кратное повышение транспортного налога для юридических лиц, использующих подержанные авто.

Например, если сейчас транспортный налог на новый грузовик мощностью 200 л. с. составляет 2 тыс. руб. (10 руб. за 1 л. с.), то на грузовик возрастом более трех лет может быть введен "повышающий коэффициент 10", то есть налог составит уже 20 тыс. руб. Для машины возрастом более пяти лет налог составит 40 тыс. руб., для десятилетней - 60 тыс. руб. Также предлагается снизить тарифы ОСАГО для автовладельцев, эксплуатирующих новый автомобиль, и ввести пониженный акциз на экологичное топливо. Идеи "Северсталь-авто" поддерживает не только Минпромторг, но и большинство российских автозаводов, сообщили "Ъ" источники в группе ГАЗ и АвтоВАЗе.

Другим препятствием для развития автопроизводства в России автозаводы считают отверточную сборку. "Северсталь-авто" предлагает ввести пошлины на импорт окрашенных автомобильных кузовов в размере 15%, но не менее 5 тыс. евро за кузов (сейчас 15%). Это мера ударит, в частности, по ЗАО "Автотор", которое собирает до 100 тыс. иномарок в год методом отверточной сборки, и под давлением государство уже остановило проект сборки автомобилей китайской Chery (см. "Ъ" от 1 апреля).

Предложения по развитию автокомпонентов можно назвать беспрецедентными - "Северсталь-авто" выступает за продление их промсборки. Этот режим, упраздненный осенью 2007 года, позволял почти беспошлинно ввозить отдельные узлы и агрегаты для сборки автокомпонентов. Минэкономразвития остановило промсборку как противоречащую условиям ВТО и неоднократно говорило, что продлевать ее не будет. Позицию министерства разделяет Федеральная таможенная служба. Но вступление в ВТО затягивается, а Минэкономразвития признавало, что соглашений по "компонентным" проектам заключено недостаточно. В то же время без развития компонентной базы заводы иностранных автоконцернов в России не смогут выйти на локализацию в 30%. Эти аргументы наверняка будут выдвинуты в защиту продления промсборки, говорит источник "Ъ" в группе ГАЗ. Минпромторг это предложение поддержал: в "Комплексе мер..." поправки к приказу по промсборке идут под номером один.

 

Корейцы плывут мимо порта

Руководство Hyundai Motor Group (HMG) заявило о намерении поставлять автокомпоненты на сборочные производства в Таганроге и Петербурге морским путем до порта Находка, а далее - по Транссибу. Грузопоток может достичь 100 тыс. 40-футовых контейнеров в год, сообщает РИА «Новости».

Таким образом, петербургский порт остается не у дел. Раньше автоконцерны, объясняя, почему для строительства сборочных производств выбрали Петербург, указывали на наличие порта, намереваясь возить комплектующие морем.

Аналитики считают, что причина отказа от этих намерений - в технической неготовности петербургского порта. Глубина его подходного канала - 11,5 м, а у Находки - 13 м. «Порт Петербурга не может принимать суда дедвейтом свыше 40 тыс. тонн. Корейцы же отправляют суда дедвейтом свыше 60 тыс. тонн», - говорит Максим Худалов из ИФК «Метрополь».

 


Обзор составлен по материалам СМИ при содействии "Агентства специальных исследований"
(мониторинг СМИ и маркетинг в сфере транспортно-логистического бизнеса и реального сектора) www.infoall.ru

 


В избранное