Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Еще одна отрасль эстонской экономики на краю гибели
Деревообработчикам в Эстонии в самом скором времени придется переориентироваться на собственные лесные ресурсы и убедить лесовладельцев продавать свой лес.
Рассчитывать на российский лес больше не приходится - об этом пишет еженедельник "Деловые ведомости" со ссылкой на исполнительного директора Союза деревообрабатывающей промышленности Эстонии А. Талиярва.
Если в начале лета производители стали испытывать  дефицит российского круглого леса, так как с первого июня прекратилась отгрузка из России, в следствие нежелания РЖД подавать вагоны в связи с их отсутствием, то теперь и автотранспортом ввозить в Эстонию доски, фанеру, рейки, мебель и прочее "дерево" стало проблематично.
Рвение российской таможни привело к тому, что некоторые автоперевозчики отказываются в качестве обратного груза из России везти доски, фанеру, мебель, так как не хотят простаивать несколько суток на границе.

 

Логистика по-чиновничьи
Еще весной депутаты Госдумы РФ обратились к президенту и правительству страны с предложением рассматривать вопросы дальнейшего российско-эстонского экономического сотрудничества в зависимости от того, каким образом власти Эстонии будут реализовывать положения закона о переносе мемориальных захоронений. Что именно имелось в виду, вскоре подробно объяснили: самым эффективным, по мнению депутатов, ответом на действия эстонских властей в отношении памятника российским воинам стал бы бойкот иностранных портов Прибалтики. Россия должна забирать грузопотоки, не давая обогащаться Эстонии.
Несмотря на единодушное мнение экспертов, что все заявления о российских  экономических санкциях останутся лишь элементами политической риторики (слишком уж зависит российский экспорт от портов Эстонии), вскоре появилась информация о значительном сокращении грузооборота и ограничении товарообмена. Под предлогом ремонта железнодорожных путей транспортные потоки были перенаправлены в обход Эстонии. Крупные торговые сети, такие как «Седьмой Континент», «Копейка», «Самохвал», исключили эстонскую продукцию из ассортимента своих гипермаркетов. Ряд российских компаний заявил о продаже принадлежащих им терминалов в эстонских портах, которые, по мнению нефтяных аналитиков, вскоре превратятся в центр блендинга для ведущих международных нефтетрейдеров и доступ к которым окажется окончательно закрыт для российских нефтяных компаний. Что движет политиками, чиновниками и бизнесменами, догадаться несложно. Патриотизм нынче крайне востребован. Однако попытка заработать легкий политический капитал и продемонстрировать политическую благонадежность на практике оборачивается уроном для нашей страны и ее экономики. Ведь результатом псевдопатриотического рвения стало нарушение выверенных годами торговых маршрутов и отношений. В прошлом, 2006 году товарооборот России с Эстонией составил 1,5 млрд. евро. Доля экспорта Эстонии в РФ не превышает 8,8% от всего объема эстонского экспорта, доля импорта из РФ – 13,2%. Основные поставляемые к нам эстонские товарные группы – суда и лодки, краски и бумага, морепродукты.
Россия импортирует в Эстонию энергоносители, удобрения, резину и каучук, древесину и древесный уголь, черные металлы, транспортные средства, оборудование. Но, самое важное, именно через Эстонию идут на экспорт основные составляющие российского внешнеторгового оборота. Поэтому прежде всего пострадала транспортировка – угля, нефти и химических удобрений. Ведущие российские компании-экспортеры вынуждены искать выходы на другие маршруты, через Россию и Украину. Но практика показала: одномоментно создать новые логистические схемы невозможно. Россия пока не может предложить достаточного количества портовых терминалов, железнодорожных станций и пограничных перевалочных пунктов.
Дефицит наливных, химических, угольных комплексов традиционно компенсировался причалами сопредельных государств. Вопрос об обеспечении транспортной безопасности РФ впервые был поставлен в конце 90-х. И начиная с 2001 года отечественные транспортники поэтапно наращивали возможности русских портов, ежегодно снижая долю соседей в перевалке внешнеторговых грузов. По словам вице-премьера Сергея Иванова, для создания транспортного комплекса, способного полностью обеспечить внешнеторговые интересы страны, потребуется около трех лет напряженной работы. К сожалению, даже такой короткий срок может крайне губительно отразиться на экспортной составляющей нашей экономики. По данным Ассоциации морских торговых портов, 30% от всего экспортного объема темных нефтепродуктов, около четверти российских минеральных удобрений, пятая часть вывозимого угля поставляются за рубеж именно через морские терминалы Эстонии, и главную роль играют эстонские порты Таллин и Мууга. Требование сиюминутно «переориентировать грузопотоки» на практике обернулось серьезным логистическим сбоем и поставило под сомнение выполнение ряда международных контрактов.
Фактическая блокада транспортных потоков уже поставила под угрозу позиции и перспективы российских компаний на ряде рынков. И это не считая серьезных репутационных и финансовых издержек. К тому же бездумное чиновничье рвение оказало медвежью услугу международному имиджу страны. Пытаясь в который раз доказать свою лояльность и рвение, российское чиновничество и политиканство вновь ставят под сомнение интересы экономики и репутацию страны. Академик Михаил Бронштейн, эстонский эксперт в области транзита, с сожалением констатируя факт перенаправления транзитных потоков российского угля и нефти, отмечает, что следствием действий по ограничению транспортировки станет удар и по нашим бывшим согражданам, проживающим сегодня на территории Эстонии. Именно в портах, которые первыми ощутили на себе последствия чиновничьей блокады, работают сотни представителей русскоязычной диаспоры. По словам академика, России выгоден транзит через Эстонию. Но экономическим аргументам, похоже, трудно влиять на ситуацию.

 

КОММЕНТАРИЙ
Действительно, в одночасье изменить логистические схемы нельзя. А прибалтийское направление использовалось для доставки грузов в Россию и из России до 2007 года весьма активно. Так, в 2006 году прирост оборота контейнерных грузов через прибалтийский транспортный коридор составил 12,7% к уровню 2005 года. Импорт при этом увеличился на 8,4%, а экспорт даже на 46,4%.
Создание административных и политических «затруднений» на традиционном ещё с советских времен направлении грузоперевозок призвано не столько наказать Эстонию за государственный неонацизм и общее свинство, сколько стимулировать отечественные инвестиции и отечественный сектор грузо-транспортного сервиса. Причём не только «сейчас», но и «завтра», и «послезавтра». Призвано стимулировать расширение портовой инфраструктуры и привести транспортный сервис на мировой уровень. Призвано, наконец, помочь научиться извлекать выгоду для себя. Плох тот коммерсант, который даёт себя заморочить всяким демагогам и отдать прибыль конкурентам.
Компания НКК, например, начала строить в порту Усть-Луга новый контейнерный терминал. Он будет первым, который строится с нуля на постсоветском пространстве. И самым крупным по площади и грузообороту в России, СНГ и на Балтике, а также самым передовым в технологическом отношении – терминал будет способен принимать суда вместимостью 6000 TEU.
Ввод в эксплуатацию этого контейнерного терминала позволит не только удовлетворить нарастающий спрос на перевалку российских контейнеризированных грузов на Балтике, но и снизить зависимость отечественных грузополучателей от портов Финляндии Прибалтики. Современные технологии  обработки контейнеров и грузов обеспечат российским товаропроизводителям условия для снижения транспортных расходов.
Антироссийская политика – это долгосрочный фактор в Прибалтике и Польше. И конкуренты России на мировых рынках никогда не стеснялись использовать политическое давление, пропаганду и шантаж, чтобы обеспечивать свои коммерческие преимущества. В ущерб российским выгодам, естественно. Так что «с волками жить - по волчьи выть». И нечего тут стесняться.

 

Грузооборот портов Балтии за полугодие подрос
В первом полугодии порты стран Балтии перевалили 73,364 млн тонн грузов. Это на 6,4% или на 4,415 млн тонн больше, чем за соответствующий период прошлого года.
При этом 42,8% грузов обработано в латвийских портах, 36,2% - в эстонских и 21% - в литовском порту.
Отметим, что за полгода грузооборот увеличился во всех гаванях стран Балтии. В латвийских портах объем вырос на 4,6% или на 1,369 млн тонн и составил 31,38 млн тонн. В эстонских – прирост на 7,6% или 1,865 млн тонн до 26,543 млн тонн.
В порту Литвы обработали на 8,3% больше грузов - 15,441 млн тонн.
Среди балтийских портов больше всего грузов перевалил в Таллиннском порту – 21,729 млн тонн (+4,9%).
На второй позиции латвийских Вентспилский порт с 16,092 млн тонн (+10,4%).
Завершает тройку лидеров Клайпедский порт (Литва) с грузооборотом в 13,12 млн тонн (+11,8%).

 

Оперативный отчет по снижению оборота порта Таллинн
Государственная компания Tallinna Sadam (Таллиннский порт) в июле, по оперативным данным, обработала 2,58 млн.т. грузов. Это на 22,7% меньше, чем за тот же период прошлого года. В мае порт перевалил 3,36 млн.т. грузов, в июне 2,99 млн.т. В то же время за семь первых месяцев текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого года грузооборот вырос на 1,1% до 24,3 млн.т.
Порт перевалил с января по июль включительно 20,6 млн.т. транзитных грузов. Годовой рост составил 1,2%.
Жидких грузов было обработано 14,72 млн.т. - на 0,5% больше, чем годом ранее. Порт обработал 6,13 млн.т. сыпучих грузов. Годовой рост составил 3,6%. Перевалка грузов ro-ro за год выросла на 8,4% до 2,06 млн.т.
Смешанных грузов было обработано почти на треть меньше - 499,4 тыс.т. Таллиннский порт за семь месяцев обслужил 3,75 млн пассажиров. Это на 4,4% меньше, чем годом ранее.
В июле Эстонская железная дорога принимала в сутки в среднем 19,3 поездов, что на 1,2 поезда меньше чем в июне и на 13,2 поездов меньше, чем в июле прошлого года.

 


ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

"Находкинский рыбный порт будет перепрофилирован под перевалку контейнеров.
Проект реконструкции порта должен быть завершен осенью 2007 года. Основной упор будет сделан на строительство и оснащение соответствующим оборудованием контейнерного терминала. По словам председателя совета директоров НМРП Юрия Подгорных, сегодня перевалка пищевой продукции в порту не превышает 10%, доля рыбы в них составляет порядка 4,5% в год. По его словам, сегодня порт занимается в основном перевалкой леса, затем идет металл и автомобили. Председатель совета директоров рассказал, что пока планируется строительство одного контейнерного терминала, "так как это потребует больших финансовых вливаний".
Собрание акционеров НМРП приняло решение о дополнительной эмиссии акций. Всего будет выпущено 5 млн. штук, номинальной стоимостью 40 рублей каждая. Продажа акций будет осуществляться по закрытой подписке. Преимущественное право их приобретения имеют акционеры НМРП в пропорциональном количестве уже принадлежащих им обыкновенных именных акций порта. В частности, акции планируется разместить среди нескольких обществ с ограниченной ответственностью "Рэйл Инвест", "Транслэнд", "Центраст", "ДВТГ УК Лимитед", "Дирусес Лимитед".
Ранее сообщалось, что руководство нового владельца порта ОАО "Дальневосточная транспортная группа" (ДВТГ) в конце прошлого года высказало принципиальное решение перепрофилировать порт, нацелить его на перевалку леса, металла, автомобилей и контейнеров. Как сказано в информационном меморандуме транспортной группы, в приоритетные планы ДВТГ на 2007 год входит модернизация и техническое переоснащение НМРП с дальнейшим перепрофилированием порта в крупный грузовой терминал. Планируется поэтапное увеличение мощности порта в течение трех лет с 1,1 млн. тонн до 2,8 млн. тонн ежегодно, в том числе за счет увеличения объемов перевалки автомобилей с 1 тыс. до 6 тыс. штук в год и ежемесячной обработки контейнерных грузов до 25 тыс.TEU.

 

"РЖД" инвестирует в контейнерный терминал
ОАО "РЖД" планирует в 2007 году инвестировать 700 млн. рублей в строительство на станции Забайкальск Читинской области контейнерного терминала пропускной способностью 550 крупнотоннажных контейнеров в сутки. "Необходимость развития контейнерного терминала вызвана увеличением объемов перевозок", - цитирует Интерфакс слова представителя службы по связям с общественностью Забайкальской железной дороги. По его словам, три автопогрузчика типа Каlmar грузоподъемностью 40 тонн (один уже доставлен на станцию, второй прибудет в ближайшее время) и мощные краны позволят вести погрузочно-разгрузочные работы на терминале даже при шквальном ветре силой до 25 м/с.
По прогнозам компании, после окончания реконструкции терминал сможет перерабатывать до 200 тыс. контейнеров в год. В настоящее время здесь ежесуточно перерабатывается 80 контейнеров, ежегодно - 15 тыс. В 2006 году доля контейнерных перевозок в общем объеме импорта по станции Забайкальск составляла 36%, в 2007 году - уже 48%. В ближайшей перспективе прогнозируется рост контейнерных перевозок на 35% в год.

 

Китай стал вторым экспортером и главным перевозчиком
Китай в этом году может стать вторым по величине в мире экспортером, опередив США. Об этом в выходные заявил заместитель министра торговли КНР Юй Гуанчжоу на Форуме развития китайской экономики в Пекине. Эксперты не исключают, что при сохранении высоких темпов экономического роста Поднебесная в следующем году станет мировым лидером по объему поставляемой за рубеж продукции. Но доля высокотехнологичных товаров в ней останется крайне низкой.
В 2006 году объем китайского экспорта составил 969 млрд долл. — третье место после Германии ($1,12 трлн.) и США ($1,04 трлн.). За семь месяцев этого года Китай поставил за рубеж товаров на $654,4 млрд. (рост на 28,6%). Согласно прогнозу министерства торговли Китая, по итогам 2007 года экспорт вырастет на 27%, до $1,231 трлн., примерно на $50 млрд. превысив показатель США.
 «Двигателем китайского экспорта является высокий уровень внутренних инвестиций. Ка-питаловложения стимулируют промышленное производство, которое опережает внутренний спрос, — сказал РБК daily эксперт Economist Intelligence Unit Дункан Иннес-Кер. — Особенности китайской экономики — дешевая рабочая сила и высокая производительность труда — дают существенные преимущества национальным экспортерам».
Еще одним фактором, стимулирующим экспорт, остается низкий курс юаня по отношению к доллару. Несмотря на то, что за последние два года китайская национальная валюта подорожала почти на 9% по отношению к американской, ее курс все еще достаточно выгоден для местных экспортеров (7,59 юаня за 1 долл.). США, имеющие громадный торговый дефицит с Китаем ($233 млрд. в 2006 году), уверены, что юань все еще недооценен примерно на 30%.
Если брать показатели работы, связанного с китайским экспортом транспорта, то и он растет очень высокими темпами. Основные порты Китая за первое полугодие увеличили оборот на 14,5% до 1,895 млрд.т. Оборот контейнеров в крупнейших портах китая вырос на 23,7% до 48,7619 млн. TEU. По внутренним водным путяп перевезено 1,253 млрд.т. Автотранспорт Китая перевез за полугодие 7,656 млрд.т. И китайские железные дороги успели за полугодие перевезти 1,537 млрд.т. Рост во всех сегментах транспортного рынка более 12%.

 

Транссиб: перевозки растут, транзит падает
В январе – июле 2007 года объем перевозок по Транссибирской магистрали вырос на 54% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.
Всего за указанный период по магистрали было перевезено 328 031 контейнеров.
По сравнению с январем – июлем 2006 года, объемы экспортных перевозок выросли на 66% (164 071 контейнеров), импортных – на 58% (164071 контейнеров). Объем транзитных перевозок в страны Европы снизился на 57.3% по сравнению с январем – июлем 2006 года (1970 контейнеров).
Об этом корреспонденту ИА "РЖД-Партнер.Ру" сообщили в секретариате Международной ассоциации "Координационный совет по Транссибирским перевозкам".

 


логистическая инфраструктура

ThyssenKrupp построит складские комплексы в России
Немецкая компания ThyssenKrupp Services, являющаяся одним из подразделений концерна ThyssenKrupp, намерена построить 2 складских и логистических комплекса, а также центр по обработке данных в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
По информации РБК, строительство будет вестись на участках площадью 5 га в Санкт-Петербурге и 2,5 га в Нижнем Новгороде, которые были приобретены ThyssenKrupp Materials в рамках программы расширения своей деятельности.
Ожидается, что центр по обработке данных в Нижнем Новгороде будет введен в эксплуатацию в 2008г., а складские и логистический комплексы – в 2009г. Объем инвестиций в строительство составит 18 млн. евро.

 

Суд обязал "Моби Дик" освободить участок
10 августа т.г. арбитражный суд Санкт-Петербурга удовлетворил иск Комитета по управлению государственным имуществом (КУГИ) о выселении ООО "Моби Дик" с участка площадью 5,5 га на острове Котлин.
Как сообщают "Ведомости", решение суда вступит в силу через месяц в том случае, если руководство "Моби Дика" не подаст апелляцию.
Напомним, что в апреле 2007г. правительство Санкт-Петербурга отменило свое решение о передачи компании этого участка для строительства третьей очереди контейнерного терминала в связи с систематическими нарушениями договоренностей со стороны компании.

 

Мясо не ждет хорошей погоды
Дефицит низкотемпературных терминалов вынуждает ритейлеров и дистрибьюторов обзаводиться собственными складскими мощностями. Так, компания "Лента" в 2006 г. ввела в эксплуатацию Центральный распределительный центр в Шушарах. ГК "Рубеж" (импортер говядины, свинины и мяса птицы) в дополнение к имеющемуся холодильному складу вместимостью 9 тыс. т ведет строительство хладотерминала на 40 тыс. т, инвестировав $60 млн.
На весну 2008 г. запланировано открытие в поселке Горелово складского комплекса компании "Атриа Россия" (производитель мясопродуктов под брендом "Пит-Продукт"). Инвестиции в проект составили 70 млн евро.
ГК "Митлэнд", владеющая терминалом в Петербурге, планирует строительство хладотерминала в Москве и других регионах.
"На открывающиеся склады стоит очередь из желающих сдать свой товар на хранение. Дефицит вызывает неоправданный рост цен на всю цепочку услуг, связанную с обработкой товара", - объясняет пресс-секретарь ГК "Митлэнд" Юлия Киселева. "Большинство складов предназначено для хранения груза на палетах - блочного мяса, птицы, рыбы и др. А терминалов для такого товара, как, например, полутуши, недостаточно", - говорит исполнительный директор концерна "ГазРезерв" (импорт мяса) Константин Булин. Директор по логистике компании "Лента" Руслан Козак уверен: хладотерминал - своеобразный "витамин роста" для ритейлерского бизнеса.
 Рынку требуются "холодные" метры
Несмотря на существующий повышенный спрос, достаточное количество низкотемпературных складов появится в Петербурге не ранее чем через 2-3 года.
По оценкам аналитиков, в Петербурге сегодня более 300 тыс. м2 низкотемпературных складов, способных вместить около 250 тыс. т грузов. Однако в основном это старые овощные базы и устаревшие площади бывших хладокомбинатов. Современных и качественных объектов не более 15 (общей площадью 60 тыс. м2 и вместимостью около 50 тыс. т грузов). Спрос на такие объекты почти в 2 раза перекрывает предложение. В зависимости от температуры склады подразделяются на склады с охлаждением - холодильники (от - 5 С до +5 С, в них хранят молочные продукты, гастрономию, овощи, фрукты, а также охлажденные мясо и рыбу) - и склады глубокой заморозки - морозильники (от -18 С до -20 С , для длительного хранения мяса и рыбы либо полуфабрикатов и морепродуктов). Существуют и более экзотические варианты - винные склады, камеры для хранения меха, парфюмерии, химической продукции.
По данным компании "Колексо-Нева", проектирующей низкотемпературные склады, основные отличия таких объектов от обычных "сухих" - наличие внешнего или внутреннего теплоизолирующего контура из специализированных сэндвич-панелей, многослойная конструкция пола, исключающая возможность промерзания грунтов, и холодильные установки с хладагентами. Все это, а также большое потребление электроэнергии приводит к удорожанию строительства холодильника примерно в 2 раза. Руководитель отдела маркетинговых исследований Praktis CB Роман Уревич оценивает строительство в $800-900 за 1 м2, "Колексо-Нева" - в $900-1000 за 1 м2. Другие участники рынка считают, что дешевле $1500 за 1 м2 такой склад построить не удастся.
Арендовать или хранить
Финансовые и временные затраты объясняют, почему петербургские девелоперы не торопятся удовлетворять высокий спрос на холодильники. Легче построить сухой универсальный склад и в последующем совершить успешную инвестиционную продажу. "Сейчас все, что ни строится в нише низкотемпературных складов, сдается за рекордные сроки и по завышенным арендным ставкам, - говорит Максим Мельников, старший консультант отдела складской индустриальной недвижимости "Knight Frank Санкт-Петербург". - Помещения в аренду предлагаются единственным объектом - ЖРБ (проект компании Talex-invest).
Остальные девелоперы предоставляют услуги ответственного хранения. Но через 3-4 года, когда произойдет насыщение сухими складами и на рынок выйдет достаточное количество современных низкотемпературных проектов, у компаний появится выбор. Ответственное хранение, вероятно, останется востребованным у тех фирм, которым будут нужны небольшие площади в 200-500 м2". Активный спрос связан не только с ростом объема обработки продукции, требующей низкотемпературного режима, но и с желанием многих ритейлеров сконцентрировать обработку всей продукции на одном терминале.
Цифры
Более 100 тыс. м2 низкотемпературных складов анонсировано сегодня на рынке Петербурга."Единая международная сеть таможенных складов" откроет шесть логистических центров до конца 2008 года
Московская корпорация "Единая международная сеть таможенных складов" (ЕМСТС) откроет до конца 2008 года шесть логистических центров класса "А": в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Волгограде и Казани.
Как сообщает ИА "ПортНьюс" со ссылкой на СИТИ-FM, открытие складов запланировано в рамках проекта "Smart Logistic Group". Общий объем площадей составит порядка 180 тысяч квадратных метров. Первым объектом станет склад в Московской области в районе Домодедово общей площадью 65-70 тысяч квадратных метров. Открытие запланировано на декабрь. Планируется, что "Smart Logistic Group" будет предоставлять полный пакет логистических услуг, а также свяжет производителей и потребителей России, Европы, стран Юго-Восточной Азии и Северной Америки.

 


АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИМПОРТ И ПРОИЗВОДСТВО

АВТОВАЗ меняет ориентацию
Автомобилестроители вняли голосу свыше - ОАО "АВТОВАЗ" планирует переориентировать экспорт машин в Латинскую Америку с эстонских портов на петербургские. По прогнозу объем экспорта АВТОВАЗа в 2007 г. по всем направлениям составит 100 тыс. автомобилей.
Сейчас АВТОВАЗ экспортирует через эстонский порт около 5 тыс. автомобилей в год.
"Мы уже ведем переговоры с петербургскими экспедиторами, оговариваем условия экспорта автомобилей через порт Усть-Луга и через терминал "Онега", - рассказывает Петр Чечушкин, начальник управления экспорта автомобилей ОАО "АВТОВАЗ". - Экспорт автомобилей через порты Эстонии дороже - груз приходится доставлять по железной дороге через территорию Литвы и Латвии".
Однако, почему именно сейчас компания задумалась об отказе от экспорта через Эстонию, он не пояснил, отметив, что это связано с соответствующей установкой российского правительства. Из последних заявлений чиновников на эту тему можно вспомнить заявление первого вице-премьера РФ Сергея Иванова об отсутствии эффективной системы регулирования грузопотоков через российские порты. Оно было сделано в июне 2007 г. после событий, связанных с демонтажом Бронзового солдата в Таллине.
"Необходимо создать условия, при которых грузоперевозчик будет сознательно выбирать российские порты для доставки и отправления своих грузов", - заявил тогда Сергей Иванов.
Пока петербургские порты ориентированы на импорт машин.
"Наша компания будет готова к работе с АВТОВАЗом только к декабрю этого года. Нам нужно время для того, чтобы рассмотреть всю логистическую цепочку погрузки, посчитать стоимость", - говорит Сергей Семе.нов, заместитель коммерческого директора терминала "Онега" (принадлежит Группе Осло Марин).
Участники рынка пока аккуратно комментируют планы АВТОВАЗа. "Власть не должна указывать бизнесу", - говорит Андрей Катков, петербургский предприниматель, совладелец Силламяэского порта (Эстония).
Сергей Семенов, заместитель коммерческого директора терминала "Онега", видит в АВТОВАЗе перспективного клиента.

 

В структуре наземного транспорта быстро растет импорт легковых автомобилей.
За семь месяцев этого года продажи иномарок в России выросли на 67%, до 861,7 тыс. автомобилей, и уже в сентябре могут перевалить за отметку в 1 млн машин. Правда, эксперты замечают, что в последние три месяца темпы роста продаж существенно замедлились. Как полагают участники рынка, это может объясняться тем, что квоты на большинство ходовых моделей уже выбраны до конца года.
Первая тройка самых продаваемых брендов по итогам семи месяцев не изменилась: марка Chevrolet с показателем в 99 197 автомобилей сохранила первое место, следом за ней расположились Ford (97 030 автомобилей) и Toyota (85 935). Такие данные предоставила Ассоциация европейского бизнеса. Правда, не исключено, что до конца года расстановка лидеров может измениться: Ford, который по итогам июня (по сравнению с аналогичным периодом 2006 года) увеличил продажи на 112%, в июле показал прирост всего на 27%. Toyota же, напротив, в июле отметилась ростом продаж на 71%, тогда как в июне этот показатель составлял 50%.

 

Наибольший объем экспорта китайских автомобилей приходится на Россию - 38,6 тысячи автомобилей за первое полугодие
 Согласно статистическим данным, Китай экспортирует автомобили в 177 стран мира. Наибольшее количество автомобилей поставляется в Россию - по итогам первого полугодия сюда было вывезено этой продукции на 450 миллионов долларов, что больше аналогичного показателя 2006 года в 4,5 раза. Всего было поставлено 38,6 тысячи автомобилей (рост в 5,8 раза).
По этим показателям доля российского направления в совокупном экспорте автомобилей из КНР превышает 16. Указывается также, что данные за половину 2007 года уже превзошли показатели всего 2006 года.
Второе место занимает рынок Казахстана. В эту страну за январь-июнь было поставлено почти 6,5 тысячи автомобилей на 184 миллиона долларов США (рост почти в 4 раза).
На третьем месте - Иран, куда было поставлено автомобилей на 170 миллионов долларов.

 

К 2009 году будут запущены фактически все заявленные автомобильные производства в России
В течение двух лет ежегодный выпуск автомобилей в России увеличится на миллион штук. К 2009 году будут запущены фактически все заявленные автомобильные производства. Это пообещал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко после согласования проекта соглашения по промышленной сборке автокомпонентов с ООО "Аутомотив Лайтинг" ("Automotive Lighting" занимает одно из ведущих мест в мире по выпуску автомобильной светотехники).
В прошлом году российский автомобильный рынок вырос почти на 20 проц., а объем продаж достиг 24 млрд долл. Причем, по словам министра, которого цитирует пресс-служба министерства, рост будет обеспечен не за счет импорта поддержанных иномарок, а за счет качественной современной, произведенной на российских предприятиях, продукции.
С 2006 года новым направлением промышленной политики в автопроме стало использование режима "промышленной сборки" для производства комплектующих. В настоящий момент рассматривается еще ряд проектов подобных инвестиционных соглашений.
По сведениям Минпромэнерго, в настоящее время в рамках режима "Промышленная сборка" автокомпонентов согласованы Минпромэнерго и подписаны МЭРТ три соглашения. Это: ООО "ЦФ КАМА". г. Набережные Челны (коробки передач для коммерческих автомобилей, разработчик ZF, Германия); ООО "Тойота Бошоку". Шушары, Ленинградская обл., на территории завода ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" (сиденья, разработчик Toyota, Япония); ОАО "Автодизель". г. Ярославль (двигатели для коммерческих автомобилей, разработчики Renault, Франция, и ЯМЗ, Россия).
Еще три, согласованы Минпромэнерго и находятся на подписании в МЭРТ: проект ООО "Приводная техника ФОЙТ-КМПО". г. Казань (гидромеханические коробки передач для коммерческих автомобилей, разработчик Фойт, Германия), проект ООО "Аутомотив Лайтинг". г. Рязань (светотехника, Magneti Mareli, Италия) и ЗАО "НПП Сотекс". г. Нижний Новгород (сиденья, разработчики Ssang Yong, Южная Корея, и УАЗ, Россия).
Внесены пять соглашений: ЗАО "Камминз-КАМА". г. Набережные Челны (двигатели для коммерческих автомобилей, разработчик Cummins, США); ОАО "Роберт Бош Саратов". г. Саратов (датчики массового расхода воздуха, разработчик Bosh, Германия); ООО "Лир". г. Нижний Новгород (жгуты проводов, разработчик LEAR, США); ООО "Электром". г. Чебоксары (стартеры и генераторы, разработчик Beijing, Китай); ООО "АвтоДеталь-Сервис". г. Ульяновск (рулевые механизмы, коробки передач, карданные валы, разработчик BAW, Китай).

 

Volkswagen пошел вширь. Концерн будет производить в России шесть моделей
Немецкий Volkswagen расширил список моделей, которые будут собирать на российском заводе автоконцерна. Как заявил вчера на презентации проекта гендиректор завода в Калуге Фридрих Ленц, до 2009 году планируется наладить промсборку шести моделей автомобилей Volkswagen и Skoda. Ранее в концерне заявляли о планах по выпуску двух моделей, список которых позже был расширен до четырех.
По словам главы «Фольксваген Рус» Фридриха Ленца, которые приводит Прайм-ТАСС, завод под Калугой рассчитан на выпуск 150 тыс. автомобилей в год при двусменном режиме, однако при желании мощности завода можно будет легко удвоить. Volkswagen подписал инвестиционное соглашение с Минэкономразвития в мае 2006 года, а в октябре того же года началось строительство завода.
Как следует из презентации г-на Ленца, в октябре 2007 года на заводе будет запущена крупноузловая сборка Skoda Octavia, в ноябре — производство Volkswagen Jetta и Passat, в декабре этого года — Skoda Fabia. В марте следующего года будет поставлен на производство Volkswagen Tiguan, в феврале 2009-го ожидается начало производства Volkswagen Polo. Ранее представители Volkswagen неоднократно заявляли о намерении разработать специально для российского рынка бюджетный седан на базе Volkswagen Polo. Однако вчера Фридрих Ленц отказался отвечать на вопросы о том, на какой стадии находится этот проект.
Между тем ранее глава наблюдательного совета Skoda Auto Детлеф Виттиг называл четыре модели, которые будут собирать в Калуге: Skoda Octavia и Fabia, Volkswagen Passat и седан на базе Polo. Позже источник в Volkswagen признавался РБК daily, что планируется заменить Passat на Jetta, так как это более бюджетная модель.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по июль 2007 года в России было продано 16 046 автомобилей марки Volkswagen (в рейтинге АЕБ по этому показателю концерн занимает 14-е местое), что на 66% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом наибольшей популярностью пользовались легковая модель Passat и внедорожник Touareg. Кроме того, входящий в концерн бренд Skoda продал 15 тыс. автомобилей, увеличив продажи на 117%. Audi, входящая в состав Volkswagen, не планирует производить свои модели в Калуге, но тоже может похвастаться достойными результатами в премиум-сегменте: 8624 машины за семь месяцев, рост продаж — 69%. Таким образом, совокупные продажи концерна в России за семь месяцев составили
39 670 автомобилей и могут достигнуть 70 тыс. автомобилей по итогам года.
 «Проект завода у Volkswagen предполагает достаточно большие мощности, и концерн может себе позволить производство нескольких моделей», — считает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. По мнению аналитика ИК «Финам» Константина Романова, с учетом планов иностранных производителей по созданию производств в России конкуренция между ними в ближайшие годы существенного возрастет. «Широкий ассортиментный ряд позволит Volkswagen более эффективно сегментировать аудиторию покупателей, что повышает его шансы занять сильные позиции на рынке. В итоге риски, напротив, снижаются, хотя размер инвестиций может и возрасти», — сказал он.
По словам Фридриха Ленца, из зарезервированных для завода 800 га ООО «Фольксваген Рус» (управляющая заводом российская «дочка» Volkswagen) на первом этапе использует 400 га. Из них половина отведена под производство, другая — для создания промзоны. Сегодня, сообщил
г-н Ленц, уже построен первый цех на 10 тыс. кв. м (всего планируется застроить 150 тыс. кв. м, на которых будут расположены конвейер, кузнечно-прессовый и окрасочный

 

По итогам первого полугодия 2007 года Россия - основной импортер китайских автомобилей
За отчетный период из КНР в РФ было поставлено 38,6 тыс. машин, общей стоимостью $450 млн. Такие данные привел представитель торговой палаты Китая Фу Пэйчжао на проходящем в эти дни в Харбине (административный центр провинция Хэйлунцзян) автомобильном форуме.
Всего же национальный экспорт этой продукции за январь-июнь текущего года вырос на 71,2% и в стоимостном выражении составил $2,7 млрд.
Вторым по значимости рынком сбыта автомобилей для Китая является Казахстан, сообщает ИТАР-ТАСС.

 

Финляндия останется без российских легковушек?
Есть спрос – есть и предложение
Большинство автомобилей доставляется в Россию в смешанном сухопутно-морском сообщении. Около 75% машин, импортируемых в страну, поступают сначала в финские порты, откуда затем транспортируются фурами-автовозами по сухопутному маршруту. Общая выручка компаний Финляндии, обслуживающих этот поток, составляет около $500 млн. Оставшиеся 25% распределяются между Дальним Востоком России, а также портами стран Балтии.
Через пару лет ситуация должна измениться. За короткое время в России было заявлено несколько крупных проектов, которые призваны ликвидировать существующий дефицит терминалов по перевалке автомобилей.
В 2006 году компания «Онега» открыла в торговом порту Санкт-Петербург площадку для перевалки легковушек. К концу 2007-го планируется обработать 10000 – 25000 единиц техники, а в 2008 году – до 180 000 единиц в год. Представители компании предполагают, что с введением терминала в работу объем транзита из Финляндии через сухопутные пограничные переходы будет сокращен примерно на треть.
Непосредственно логистикой поставок и таможенными операциями занимается партнер «Онеги» ООО «Российские транспортные линии» (РТЛ). По словам директора по маркетингу и связям с общественностью РТЛ Елены Жадановой, «перевалка на терминале «Онега» стоит дороже, чем в финских портах, однако за счет более короткого плеча доставки общая экономия компаний-импортеров и производителей в пересчете на одну машину составляет от $300–500 по сравнению с финским маршрутом.
Еще один новый терминал расположился по соседству, также в порту Санкт-Петербург. Проект принадлежит компании «Морской рыбный порт», которая на своей территории организовала площадку для единовременного хранения 700 автомобилей, вложив $1 млн. Инициаторами проекта явилась РТЛ, которая так же, как и в случае с «Онегой», осуществляет все логистическое сопровождение груза.
Заявленная пропускная способность терминала – 75 000 автомобилей в год. В настоящий момент порт загружен паромной линией компании Euro Marine Carriers, соединяющей английский порт Тайн и Санкт-Петербург.
Ждите новичков
Кроме уже реализованных существуют проекты, которые будут запущены в ближайшее время. ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб) объявило о решении построить терминал на 80 000 единиц в год, который планируется закончить к концу 2007 года.
Еще два проекта заявлено рядом с Санкт-Петербургом, в Ленинградской области, также на побережье Финского залива. ОАО «Компания «Усть-Луга», которая выступает девелопером одноименного порта – самого масштабного проекта в отрасли за последние годы, – строит специализированный терминал, первая очередь которого будет готова уже к концу 2007 года. Благодаря обширной площади (8 га), он сможет переваливать 100 тыс. автомобилей в год. На завершающем этапе, к 2010 году, площадь объекта составит уже 67 га, что позволит пропускать 360 тыс. машин. Подобная мощность, по мнению представителей компании, позволит полностью забрать все те потоки автомобилей, которые в настоящий момент поступают в Россию через Финляндию.
Заместитель генерального директора ОАО «Компания «Усть-Луга» Александр Головизнин отметил: «Мы работаем с крупнейшими автопроизводителями, формируем клиентскую базу. Делегации практически всех автомобильных компаний побывали в порту с деловыми визитами. Параллельно со строительством идет договорная работа. Естественно, мы стараемся, чтобы цены на перевалку были сопоставимы с ценами в финских и прибалтийских портах».
Партнером ОАО «Компания «Усть-Луга» является ЗАО "РейлТрансАвто" (РТА) – совместное предприятие ОАО «РЖД» и «ТрансГрупп АС», специализирующееся на перевозках легковушек железнодорожным транспортом. РТА обеспечит терминальную обработку и таможенную очистку грузов на собственных комплексах в Московской области, Новосибирске и Екатеринбурге. Помимо этого, планируется строительство дороги Усть-Луга – Новгород – Москва, что обеспечит перевозку грузов автомобильным транспортом. Предполагается, что первоначально вывоз автомобилей будет осуществляться автовозами, а с 2008 года начнется отправка специализированными железнодорожными составами.
Рядом с Усть-Лугой должен появиться и еще один терминал – Новая гавань, этот проект реализует автомобильный дилер «Автопродикс», который в настоящее время создает холдинг вместе с РТЛ. По словам Елены Жадановой из РТЛ, в настоящий момент ее компания ведет «переговоры со всеми представленными в России торговыми марками и уже работает с такими компаниями, как Toyota, General Motors, Honda, Mazda, Volvo, Yamaha и Sokia. Полностью проект должен быть реализован через два года, объем инвестиций – $120 млн. Первая очередь Новой гавани мощностью 120 тыс. автомобилей в год сможет принять первый паром в конце 2007 года. Полная мощность терминала – 250 тыс. машин.
Банальные вещи
Несомненно, в случае реализации всех перечисленных проектов в выигрыше останется российский потребитель. Ведь те риски, которым подвергается автотранспорт при доставке из Финляндии, хоть и в малой степени, но все-таки влияют на стоимость автомобилей.
 «Даже незначительные (для другого вида груза) механические повреждения перевозимого автомобиля могут стать причиной полного уничтожения – допустим, привести к необходимости вытяжки кузова. А такой автомобиль дилер может признать полностью непригодным. Естественно, это влияет на тариф, – говорит Сергей Семенков, руководитель отдела оценки и анализа рисков при страховании грузов северо-западного дивизиона компании «Ренессанс страхование».
По мнению коммерческого директора крупнейшей петербургской компании по продаже автомобилей «Экспо-кар» Константина Ковалешина, производители готовы изменить свои транспортно-логистические цепочки. «Более того, если крупнейшие автопроизводители строят свои заводы на Северо-Западе России, значит они перестроили свою транспортную политику. В Санкт-Петербурге постепенно складывается необходимая инфраструктура. Финляндия стала лишним звеном на пути к российскому потребителю», – считает он. К слову, именно отношение производителей к новым терминальным проектам в России участники рынка называют решающим фактором: если автомобильные концерны готовы воспользоваться услугами российских портовиков, то успех гарантирован. Однако не следует забывать о, казалось бы, банальных вещах – грузовладелец хочет получить услугу по доставке «от двери к двери», а терминал, пусть и качественный – всего лишь звено в этой цепочке.
Справка:
Объем продаж автомобилей на российском рынке в первом полугодии 2007 года составил 1 165 000 машин, в денежном выражении – $20,6 млрд. Из общего количества проданных автомобилей – 300 000 составляют российские машины, еще 205 000 были выпущены иностранными производителям, имеющими свое производство в России. Остальная часть приходится на импортные машины. По оценке экспертов, бум в России продлится еще несколько лет, увеличиваясь на 10% в год. По итогам первой половины 2007 года рост составил 28,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Если темпы роста сохранятся на нынешнем уровне, уже в 2007 году российский рынок превысит по размерам французский, а в 2008-м – английский и итальянский.

 

 


В избранное