Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике ОКТЯБРЬ 2006 г.


ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Н.Назарбаев планирует развернуть в Актау крупнейший порт на Каспии

Мангыстауская область Казахстана с ее огромными запасами углеводородного сырья играет существенную роль в развитии экономики страны. На ее долю приходится 14% запасов нефти, 11,5% - газа и 2,7 - конденсата.

В этом регионе также разработаны инвестиционные проекты в сфере строительной индустрии, машиностроения, металлургии, литейного производства, выпуска химической и нефтехимической продукции. В частности завод по выпуску труб нефтяного сортамента, принадлежащего АО "Испат Кармет". Объем инвестиций - свыше $32 млн. Его проектная мощность составляет 60 тыс.т. стальных труб в год, в ближайшем будущем производительность планируется увеличить вдвое.

Большое значение для области имеет Актауский международный морской торговый порт, на территории которого с 2003г. действует специальная экономическая зона. "Актауский международный морской торговый порт". Проект по расширению морпорта Актау в северном направлении предусматривает сооружение 4 нефтеналивных и 4 сухогрузных причалов. Кроме того, планируется возведение причалов для Военно-морских сил РК. Реализация этого проекта была начата в апреле текущего года, срок строительства составляет 3 года.

Президент Казахстана  Н.Назарбаев отмечает, что "расчеты показывают, что к 2010г. грузоперевозки от Азии в сторону Европы в целом будут составлять $1 трлн.". И он намерен встроить Казахстан в освоение этих средств". В этих целях планируется увеличить до 30 млн.т. в год общий объем транзита грузов через порт Актау. - "Мы должны передавать Баку до 20 млн.т. нефтеналивных грузов, сухие грузы довести до 10 млн.т., - отметил Назарбаев. - Таким образом, Актау становится крупнейшим портом на Каспийском море".

Источник: SeaNews

Российско-немецко-китайская логистическая компания появится до конца года

Об этом говорилось на всероссийской видео-селекторной конференции. Задача логистической компании -  транспортировка контейнерных грузов из Китая в Европу и обратно.

До конца года, как надеется глава ОАО "РЖД", после соответствующих маркетинговых и других исследований будет принято решение о создании такой компании. Это даст возможность серьезно поддержать Транссиб и тот же БАМ, куда пойдет часть грузовых потоков.

Источник: «РЖД-Партнёр»

Первый контейнерный транзит "Тихий Океан - Европа" прибыл в Ростовскую область
Международный проект железнодорожного грузового сообщения "Тихий Океан - Европа" начал действовать. Первый контейнерный состав, следующий по начальному этапу маршрута из Китая на Казахстан и Россию, прибыл в Ростовскую область. Также планируется отправка эшелона из города Батайск в Новороссийск.

Источник: «РЖД-Партнёр»

Спад грузооборота в Приморье: 10% за два года
За 2005-2006 годы грузооборот всех видов транспорта в Приморье упал на 10%. Не полностью загруженными остаются порты и Транссиб.

Источник: информация МЭРиТ

ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Транзит российской нефти через Латвию прекращен

Транзит российской нефти через Латвию прекращен из-за экономических, а не политических соображений, отметил в интервью рижской газете Dienas Bizness вице-президент российской нефтяной компании "Лукойл" Н. Черных. "Не следовало играть тарифами, в результате чего России пришлось искать другие пути транзита ", - подчеркнул Черных, отметив, что транзитный коридор был выгоден Латвии, но сейчас возобновить его деятельность невозможно.

Аналогичная ситуация сложилась и на Украине - как только повысились тарифы, стал уменьшаться транзит, отметил представитель "Лукойл".

По словам Черных, экспорт российской нефти все больше ориентируется на рынки Юго-Восточной Азии.

Источник: «РЖД-Партнёр»

Необходимо включить порты Прибалтики в сеть Транссибирской магистрали – Министр сообщения Литвы Альгирдас Буткявичус

Во время открытия XV заседание координационного совета по Транссибирским перевозкам в Вильнюсе министр сообщения Литвы А. Буткявичус высказался о необходимом, по его мнению, включении портов Прибалтики в сеть Транссибирской магистрали. Как сообщает ИА REGNUM Буткявичус отметил, что стратегической задачей литовского транспортного сектора является увеличение объемов перевозок по железной дороге. Поэтому Литва непрерывно инвестирует большие средства в модернизацию железнодорожной инфраструктуры.

По словам министра экономика стран Азии позволяет прогнозировать адекватную необходимость перевозок по железной дороге. Перевоз транзита грузов в Европу через порт Клайпеды, и его вхождение в Транссибирские маршруты, по мнению министра, выгоден не только Литве, но и соседним странам - России и Белоруссии.

Источник: Порт ньюс

Паромная линия Балтийск - Мукран открыта

Как сообщает пресс-служба Минтранса, 18 октября 2006 г.  в порт Мукран из Балтийска первым рейсом прибыл  паром с российским грузом. До конца года паромная линия Балтийск - Мукран будет функционировать в автомобильном варианте, с 2007 года, после завершения технических и технологических работ в немецком порту, железнодорожная паромная линия Усть-Луга - Балтийск - порты Германии заработает в полном объеме.

Порт Мукран является конечной точкой железнодорожной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии. Технологические мощности порта Мукран, созданные 20 лет назад, рассчитаны на переработку 5 млн. тонн грузов в год. В настоящее время мощности порта загружены на 100 тыс. тонн в год.

Источник: Порт ньюс

Саксонцы наладят взаимодействие портов
6 октября в 14.00 в доме правительства ЛО была  запланирована встреча вице-губернатора Г. Дваса с премьер-министром Федеральной земли Нижняя Саксония К. Вульфом. Стороны собираются обсудить перспективы сотрудничества в области экономики. В числе предполагаемых тем обсуждения – крупнейший инвестиционный проект земли Нижняя Саксония «ЯдеВезерПорт». Данный порт, расположенный в Вильгельмсхафене, является самым восточным глубоководным портом на континенте. Проект вызвал интерес Российского правительства еще в 2001 году. Порт может улучшить и значительно ускорить возможности транспортировки стремительно растущего товарооборота между Россией и Германией.

Земля Нижняя Саксония вместе с эксплуатирующей компанией Eurogate, подписавшей протокол о намерениях, намерены углубить сотрудничество с российской стороной. В том числе через  участие в развитии контейнерного терминала порта Усть-Луга.

Источник: пресс-служба

К-та экономического развития ЛО

VR: российского транзита становится больше

За последние годы объем грузоперевозок по железным дорогам Финляндии стабильно растет. Так,
за первые восемь месяцев 2006 года было перевезено 29 млн. тонн. Из них внутренние перевозки составили 17 млн. тонн, сообщает пресс-служба VR Group.

Объем российско-финских перевозок увеличился на 3,9%. В то же время на 27,2% увеличился транзитный поток через Финляндию из России.

Источник: «РЖД-Партнёр»

Интенсивность движения поездов через западную границу РФ
В зоне обслуживания ОЖД расположены четыре погранперехода на границе с Финляндией (Бусловская, Светогорск, Кивиярви, Вяртсиля), два - на границе с Эстонией (Ивангород, Печоры-Псковские) и еще два - на границе с Латвией (Пыталово - Скатали, Себеж - Зилупе). Через эти погранпереходы Россия отправляет на экспорт главным образом лес, уголь, железорудные окатыши, нефтеналивные грузы и химикаты.
Экспортный грузопоток из России в Финляндию в прошлом году составил в среднем 19,8 поезда в сутки, а за девять месяцев этого года - 19,5 поезда. Среднесуточный грузопоток в Латвию в прошлом году составил 11,7 поезда в сутки, но за девять месяцев этого года упал на 30% в связи с перераспределением угля с Западно-Сибирской дороги через полигон Белорусской и составил 8,2 поезда в сутки. Экспортный грузопоток из России
в Эстонию в прошлом году составил 27,3 поезда в сутки, а с начала этого года - 27,1 поезда.

Источник: «Гудок»

Комментарий:

Ещё в марте этого года Президент устроил разнос министрам за отсталость лесопереработки в самой России  и за бесконтрольный вывоз нашего леса за границу.

Отдавая отчёт в силе лоббистов, заинтересованных в сиюминутном получении большой прибыли и не заинтересованных в развитии лесной промышленности и сохранении лесного фонда, глава государства, тем не менее  поинтересовался у главы Минэкономразвития "когда мы, наконец, начнем перерабатывать древесину у себя и перестанем гнать кругляк туда, за границу?".

По словам Г. Грефа, правительство уже приняло трехлетнюю программу по повышению экспортных пошлин на древесину. Кроме того, окончательное принятие Лесного кодекса способствует развитию отрасли.

Однако во время состоявшегося 25 октября прямого телемоста Президента с гражданами страны тема экспорта круглого леса опять возникла. Президент перечислили меры, которые должны изменить неблагополучную ситуацию в лесной отрасли страны.

Первое. Поднимать экспортные пошлины на вывоз кругляка.

Второе.  Правительство должно принять решение по обеспечению завоза технологического оборудования для переработки леса на территории Российской Федерации.

Третье. Группам интересов отрасли отказаться от лоббирования продления льготного режима вывоза круглого леса и озаботиться снижением ставок завоза технологического оборудования.

Четвёртое. Предпринимателям лесной отрасли рекомендовано создавать рабочие места на территории Российской Федерации и стимулировать развитие соответствующих отраслей машиностроения в России.

До конца 2006 г. Правительство должно будет представить Президенту план соответствующих действий, а именно подъем ставок экспортных пошлин на круглый лес до 2009 года (2007, 2008 и 2009). И обеспечить чтобы в начале 2008 года были подготовлены ставки этих пошлин на 2009 год. И, соответственно, должен быть решен вопрос облегченного завоза оборудования для переработки леса внутри страны.

 

В Китай - через Эстонию

В октябре Северный порт эстонского города Палдиски станет частью транзитного коридора между Западной Европой и Китаем. По словам председателя правления Северного порта Палдиски Р. Антропова, в Скандинавии через Швецию заинтересованы открыть транзитный коридор для импорта и экспорта товаров.
В этой связи в августе текущего года шведы открыли в своем порту новый контейнерный терминал Евле, который будет служить местом накопления промышленных товаров.

"Контейнеры примут в Палдиски, затем мы доставим их на железную дорогу, по которой груз пойдет до порта Восточный, далее по Японскому морю - в Шанхай", - сказал Роберт Антропов.
"Северный порт станет звеном, соединяющим шведский порт Евле и китайский город Шанхай, сами мы называем этот коридор "транссибирским". Первый железнодорожный состав с прибывшими контейнерами надеемся отправить в сторону Китая в конце октября", - сказал Р.Антропов.
В реализации проекта участвуют: шведский терминал Евле, порт Палдиски, железнодорожный перевозчик по Эстонии - компания Spacecom и компания "ТрансКонтейнер", которая передаст груз агентам в Шанхае.
Более того, если три показательных состава пройдут маршрут без сложностей, то в дальнейшем из/в Швеции будет двигаться три полных состава в неделю, а это более 160-ти контейнерных вагонов. По мнению председателя правления порта Северный, это первый коридор для экспресс-перевозок.
Сейчас в Палдиски завершаются работы по подготовке причалов и складских площадей, порт готовится к приему контейнеров.

Источник: «РЖД-Партнёр»

ИНФРАСТРУКТУРА

Соединение Западного скоростного диаметра и выезда из Морского торгового порта в 2007 году будет выделено более 10 миллиардов рублей

Об этом на пресс-конференции сообщил руководитель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Петербурга О. Виролайнен. Он отметил, что уже идут проектные работы, цель которых - убрать пересекающиеся в этой зоне транспортные потоки.

Источник: Порт ньюс

В Калужской области построят логистический центр ОАО "РЖД"

В калужском городе Сухиничи предполагают создать крупнейший логистический центр ОАО "РЖД". Этот проект заинтересовал руководство ОАО "РЖД" потому что местная железнодорожная станция известна как крупнейший в регионе железнодорожный узел пяти направлений арядом проходит автотрасса Украина - Москва. В городе расположены корпуса бывшего автозавода, которые можно перестрить под терминалы.

Источник: «РЖД-Партнёр»

Ой, Самара-городок...

Консолидирующий центр по обработке контейнеров мощностью 11,625 миллиона тонн будет построен в Самаре к 2009 году. Центр будет включать в себя пять мультимодальных терминалов, а также логистический информационно-аналитический центр. В качестве одного из терминалов рассматривается речной порт в Тольятти, где предполагается построить мультимодальный контейнерный терминал на основе взаимодействия речного, железнодорожного и автомобильного видов транспорта. Также терминал будет построен на базе речного порта в Сызрани. В пригороде Самары согласно проекту планируется построить три склада-терминала.

Источник: Порт ньюс, Арендатор.ру

УПРАВЛЕНИЕ

"Аэрофлот” создает грузовую "дочку”

"Аэрофлот” решил стать первым в России вертикально-интегрированным грузовым авиаперевозчиком. С этой целью он создает "Аэрофлот-Карго”, оборот которого за два года должен достичь почти $570 млн.
По бизнес-плану, к 2010 году "Аэрофлот-Карго” должен войти в тридцатку крупнейших грузовых авиаперевозчиков в мире, в России - занять 30% рынка. Для этого в 2007 году он, как и "большой” "Аэрофлот”, вступит в глобальный альянс со Sky Team, к 2008 г. расширит парк с четырех до 11 лайнеров. Плюс увеличит долю самого доходного бизнеса - экспресс-доставок, для чего в 2007 году купит в России несколько экспедиторских фирм для доставки "от двери до двери”.

Источник: «Ведомости»

"Аэрофлот" потерял лидерство на рынке грузовых перевозок

Авиакомпания "Волга-Днепр" обошла по объему грузовых перевозок российского лидера в этой области - компанию "Аэрофлот". По данным компании, за 9 месяцев "Волга-Днепр" перевезла 95 тысяч тонн грузов, а "Аэрофлот" – только 91,5 тысячи тонн, пишет "Коммерсант". При этом по сравнению с тем же периодом 2005 года "Волга-Днепр" значительно увеличила перевозки, а "Аэрофлот" – сократил.

По словам гендиректора "Аэрофлот-Карго" А. Горяшко, снижение авиаперевозок связано с ужесточением таможенных правил и борьбой госорганов с серым импортом. Также на действия авиакомпании повлияло ужесточение контроля при перевозках груза животного происхождения.

В свою очередь, ульяновская компания на фоне положительных результатов всерьез задумалась о выходе на биржу. Компания "Волга-Днепр" основана в 1990 году. Сейчас она эксплуатирует 10 самолетов Ан-124 "Руслан", три Ил-76, четыре Boeing-747 и шесть пассажирских Як-40. Объем продаж компании за последние 9 месяцев увеличился на 55 процентов по сравнению с тем же периодом 2005 года и составил 462 миллиона долларов.

Источник: Lenta.ru

РЖД намерена приобрести блокпакеты акций в контейнерных терминалах Новороссийского, Усть-Лужского порта и на Дальнем Востоке

Компания "Российские железные дороги" планирует до конца года принять завершить переговоры с владельцами контейнерных терминалов в порту Новороссийск, Усть-Луга и портах Дальнего Востока о приобретении блокирующего пакета акций.

Цель приобретения президент ОАО «РЖД» В. Якунин видит в повышения конкурентоспособности РЖД через предоставление комплексной сквозной транспортной услуги. Соответственно с единой ценой.

Как пояснил ИАА «ПортНьюс» начальник Октябрьской железной дороги – филиала РЖД Виктор Степов, акции, скорее всего, будут выкуплены дочерней структурой РЖД – компанией «Трансконтейнер».

Источник: Порт Ньюс

ОАО "РЖД" в кратчайший срок доработает документы для Грузовой компании

По словам президент ОАО "РЖД" В. Якунина Грузовая компания будет осуществлять хозяйственную деятельность на основе рыночных принципов, обеспечивая увеличение стоимости бизнеса, рентабельности и отдачи от капиталовложений. Свобода ценообразования даст возможность Грузовой компании гибко изменять "вагонную составляющую" железнодорожных тарифов в зависимости от конъюнктуры рынка и тем самым конкурировать с другими компаниями-операторами по цене и качеству услуг. "Деятельность Грузовой компании позволит ей за счет собственных средств активизировать закупку грузовых вагонов, а значит, снизить уровень износа парка и не допустить его дефицита", - отметил Владимир Якунин.
Он напомнил, что в дальнейшем предусматривается вывод части акций Грузовой компании на фондовый рынок путем проведения первоначального публичного размещения (IPO).

"Теперь наша задача – в кратчайший срок доработать пакет документов, необходимых для создания Грузовой компании с тем, чтобы обеспечить принятие окончательного положительного решения по данному вопросу Правительством РФ и Советом директоров", - подчеркнул президент ОАО "РЖД".

Источник: «РЖД-Партнёр»

Грузовая компания станет центром консолидации перевозочных "дочек"

Создаваемая "Грузовая компания" консолидирует доли ОАО "Российские железные дороги" в дочерних компаниях, специализирующихся на грузовых перевозках, заявил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин."Все специализированные компании будут переданы в уставный капитал новой компании, либо она сама будет создавать "дочки" по видам деятельности", - сообщил В.Якунин. Он добавил, что у "Грузовой компании" будет холдинговая структура.

Источник: «РЖД-Партнёр»

ОАО "РЖД" может создать "дочку" по управлению вокзалами

ОАО "РЖД" может организовать новую дочернюю структуру, которая будет управлять вокзалами. Об этом сообщил в минувшую пятницу на видео пресс-конференции президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
"Задача ОАО "РЖД" предоставление услуг и инфраструктуры. Однако при реформировании железнодорожного комплекса возник вопрос - где будут находиться вокзалы. В программе реформирования было запланировано, что они должны были перейти в Федеральную пассажирскую компанию. Однако возникает вопрос: другие перевозчики, на каких условиях получают доступ к вокзалам, к этой инфраструктурной составляющей? Размышляя на эту тему, мы пришли к выводу о необходимости создания дирекции пассажирских вокзалов в рамках пассажирской дирекции. На основании полученного опыта в Правительстве РФ будет сделан доклад о целесообразности или нецелесообразности передачи всех вокзалов в пассажирскую компанию. Помимо этого будет рассматриваться возможность сохранить дирекцию по управлению вокзалами в рамках ОАО "РЖД" или выделить ее в самостоятельную компанию. В любом случае необходимо обеспечить равные условия для операторов, занимающихся перевозками пассажиров, по доступу к вокзальной инфраструктуре",- рассказал Владимир Якунин.

Источник: «РЖД-Партнёр»

Вице-премьер России, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Александр Жуков:

«Инвестиции в РЖД дают трехкратный эффект в экономике страны. Мы планируем на третьем этапе реформирования РДЖ осуществлять необходимые инвестиции, как за счет средств госбюджета, так и за счет средств частных инвесторов. Таких проектов много: развитие морского торгового порта Усть-Луга, портовых комплексов Азово-Черноморского побережья, Новороссийского транспортного узла. Поэтому наша задача – создать необходимые условия для привлечения инвестиций. Ведь развитие транспортной инфраструктуры необходимо для развития страны в целом».

 Источник: «РЖД-Партнёр»

Комментарий

См. схему реформирования ОАО «РЖД»

 

ЭКОНОМИКА

России грозит сужение нефтяного горлышка

Огромная часть бюджета России формируется благодаря продаже нефти за границу. Однако оказалось, что нефтяных терминалов не хватает. На состоявшемся в Торгово-промышленной палате конгрессе «Нефтяной терминал» был затронут вопрос о ситуации с нефтеналивными терминалами в России. Например, директор по развитию компании «МС-Технологии» Сергей Семенов в своем докладе отметил, что производство нефти и нефтепродуктов в России неуклонно растет. По словам экспертов, выступивших на конгрессе существующих мощностей для перевалки нефти и нефтепродуктов недостаточно. Поскольку даже при изменении благоприятной для нефтедобывающих стран конъюнктуры по самым пессимистичным прогнозам в ближайшие десять лет добыча будет продолжать расти.

При этом игроки рынка отмечают, что повышенные требования к терминалам стали вызывать серьезные проблемы. В частности, Семенов отметил, что из-за усиления требований по сервису в Санкт-Петербурге в текущем году снизились объемы рейдовой перевалки. Повысились и требования по экологической и промышленной безопасности. Кроме того, нефтяные компании нуждаются прежде всего в универсальных терминалах, которые могут оперативно реагировать на рынок и быстро перестраивать свою деятельность под другие виды продукции.

 «Действительно, проблема с перевалкой нефти и нефтепродуктов существует, – признает аналитик Rye, Man& Gor Securuities Константин Черепанов. –Экспортные возможности России ограничены как мощностями терминалов, так и пропускной способностью нефтепровода «Дружба»». «Компании понимают, что «Дружба» – не резиновая, и хотят иметь собственные экспортные мощности, – объясняет Черепанов. – В частности, «Роснефть» наращивает мощность своих терминала в Туапсе (с 12 млн тонн до 17 млн тонн в год), Архангельского терминала (с 5 млн тонн до 7 млн тонн), а также терминала в Находке, который будет расти в преддверии запуска ВСТО».

 «ЛУКойл» увеличивает возможности терминала в Высоцке (с 7 млн тонн до 12 млн тонн). Кроме того, как рассказал Черепанов «Газете.Ru», к своему высоцкому терминалу «ЛУКойл» намеревается провести нефтепродуктопровод от терминала в Приморске. По оценке Черепанова, краткосрочная стагнация экспортных каналов возможна, однако введение в действие ВСТО снимет эту проблему:

«При этом возникнет другая проблема – чем заполнять трубу Восточная Сибирь–Тихий Океан. На первых порах нефтяным компаниям не избежать перенаправления своих нефтяных потоков».

В дальнейшем, по словам Черепанова, справиться с ситуацией поможет освоение месторождений Восточной Сибири.
При этом эксперты уверены, что основным вопросом сейчас являются не трудности с экспортом нефти, а недостаток мощностей для поставок за рубеж продуктов глубокой переработки. Компании понемногу начинают переоборудовать свои терминалы под светлые нефтепродукты, но единственным более или менее серьезным достижением пока является постоянная модернизация терминала в Приморске, проводимая «Транснефтепродуктом». Сейчас экспорт нефтепродуктов более рентабелен, чем поставки сырой нефти, и компании начинают фокусировать свои усилия именно на этом направлении». Тем более что экспортная пошлина для них гораздо ниже, нежели для сырой нефти.

Источник: Газета.ру

Комментарий

В октябре 2006 г. появились сообщения о том, что "Роснефть" создаст с государственной китайской компанией CNPC совместное предприятие по геологоразведке в Восточной Сибири. CNPC является одной из крупнейших нефтяных компаний в мире. Она поставляет основной объем сырой нефти и газа в Китай. Активы CNPC оцениваются примерно в 93 миллиарда долларов.

Разведка должна будет вестись на новых участках недр, выставленных на аукцион. В данный момент стороны обсуждают детали соглашения, которое "Роснефть" намерена подписать до конца 2006 года. Компания уже владеет нефтяным активом в России совместно с другой китайской фирмой Sinopec.

Ранее вице-президент "Роснефти" Питер О’Брайн заявлял о планах поменять ряд активов на нефтеперерабатывающие мощности в Китае. Он пообещал также рассмотреть возможность развития трубопроводной системы в Восточной Сибири. Одновременно "Роснефть" намерена сократить объем железнодорожных перевозок по всем направлениям за исключением КНР.

 

Работа Архангельского порта

Архангельские перспективы

По итогам девяти месяцев большинство морских портов Северо-Запада снизило объем перевалки грузов. Большой порт Санкт-Петербург за девять месяцев сократил грузооборот на 6,6%, Кандалакша снизила показатели почти на 17%. Динамику роста продемонстрировал только порт Калининград, а Мурманск по грузообороту удержал прошлогодние показатели. На этом фоне самый низкий результат наблюдается у порта Архангельск: минус 18,5% по отношению к прошлому году.

Экспорт лидирует

За девять месяцев порт Архангельск обработал почти 4 млн. тонн грузов. За этот период стивидорные компании порта получили 283,4 тыс. тонн грузов (+15,9%), отправили – 3 652,2 тыс. тонн (-21,5%). Несмотря на то, что экспортные грузы в январе-сентябре снизились почти на 50%, а импорт за девять месяцев возрос почти вдвое, порт в целом сохранил преимущество экспортной позиции (1 053,7 тыс. тонн) над импортной (136,8 тыс. тонн).

Традиционно через порт Архангельск идет транзит экспортных углей, металлолома, картона, бумаги, леса, нефтепродуктов. За девять месяцев объем перевалки частично сохранил уголь. В структуре отправленного каботажа его перевалка возросла на 49% до 39,574 тыс. тонн, а в структуре экспорта – на 16% до 164,49 тыс. тонн. При этом в порту прекратилась перевалка прибывшего каботажного угля.

Оборот металлолома в экспортном отношении возрос на 16,8% до 163,69 тыс. тонн, в структуре отправленного каботажа, напротив, сократился на 26,5% до 4,54 тыс. тонн.

Перевалку этих двух видов грузов большей частью осуществляет ОАО «Архангельский морской торговый порт» (АМТП). Несмотря на снижение грузооборота по порту в целом, грузопереработка крупнейшей стивидорной компании АМТП возросла на 9,2%. По словам сотрудника АМТП Светланы Павловской, увеличение грузооборота связано с развитием транзита кузбасских экспортных углей, ростом экспорта металлолома, а также с новым импортным грузопотоком листовой стали и химических грузов. Она также отметила, что АМТП в 2006 году планирует увеличить объем каботажных перевозок в Арктическом направлении на 20 – 30%.

Кроме того, в порту Архангельск произошло снижение объемов перевалки и некоторых других видов грузов. В частности, за девять месяцев порт на 25,5% сократил перевалку целлюлозы (98,71 тыс. тонн) и на 57,5% - картона (20,7 тыс. тонн). Как пояснили корреспонденту ИАА «ПортНьюс» в Администрации порта Архангельск, снижение грузооборота во многом связано со снижением захода иностранных судов.

Контейнерные линии вне порта

 Снижение перевалки контейнеров в порту Архангельск произошло практически по всем позициям: контейнерооборот сократился в структуре экспорта, импорта и каботажа. В структуре импорта контейнерооборот снизился на 40,4% до 36,158 тыс. тонн. В структуре прибывшего каботажа перевалка контейнеров составила 7,309 тыс. тонн (-1,1%). В структуре отправленного каботажа контейнерооборот упал до 63,759 тыс. тонн (-42,7%). Экспортные контейнеры составили 43,129 (-27,7%). Директор по развитию научно-производственного предприятия «Морское строительство и технологии» (Санкт-Петербург) Сергей Семенов отметил в беседе с корреспондентом ИАА «ПортНьюс», что снижение контейнерооборота в порту Архангельск обусловлено, в первую очередь, местоположением самого порта. Другие эксперты, оценивая снижение грузооборота в порту, также отмечают, что Архангельск занимает не самое удачное географическое положение, как, например, Мурманск или Санкт-Петербург. Порт заведомо менее выгоден для грузовладельцев, чем порты стран Балтии. «Архангельск расположен вне транзитных потоков контейнеров, - говорит Семенов, - в порт не заходят регулярные фидерные линии. Поэтому порту не удается пока наладить регулярный контейнерный поток». Семенов также отметил, что в порту сложная ледовая обстановка, которая накладывает дополнительные ограничения на работу контейнеровозов.

 Нефтепродукты вернут позиции

 Вопреки мнению специалистов о возможной переориентации порта Архангельск на экспорт нефтепродуктов, перевалка их в порту за девять месяцев значительно сократилась. В структуре прибывшего каботажа перевалка нефтепродуктов снизилась в 2,3 раза до 2,295 тыс. тонн. В структуре отправленного каботажа нефтеналивные грузы составили 2 219,5 тыс. тонн (-6,6%). Это нефть, которую НК «Роснефть» направляет небольшими танкерами-челноками на терминал «Белокаменка» в Кольском заливе. Объем перевалки нефтепродуктов на экспорт снизился в 12,7 раза до 74,46 тыс. тонн.

ОАО «НК «Роснефть Архангельскнефтепродукт» (НК «Роснефть» принадлежит 75,42% акций ОАО «Роснефть Архангельскнефтепродукт») отправляет на экспорт в основном дизельное топливо и газовый конденсат, которые подвозятся по железной дороге, и через порт Архангельск направляются преимущественно в порт Роттердам. В этом году, как пояснили корреспонденту ИАА «ПортНьюс» в Администрации порта Архангельск, спад объемов перевалки связан прежде всего с реконструкцией сливной железнодорожной эстакады. «У нас почти восемь месяцев были закрыты терминалы на ремонт, - сообщили в порту. – Железнодорожная эстакада для перевалки нефтепродуктов была закрыта еще в феврале, отсюда и низкие показатели в перевалке нефтепродуктов. Работа терминала возобновилась только в конце сентября, и мы уже отправили два танкера».

Источник: «Порт-ньюс»

Еще не заметили - контейнеры в Петербурге обогнали всех

Большой порт Санкт-Петербурга сделал еще один шаг в развитии. Впервые в истории российской стивидорной отрасли в стране появился порт, в котором перевалка контейнеров является лидирующей отраслью и обгоняет даже самый экспортный груз страны - углеводороды.
 По итогам 9 месяцев оборот контейнеров в тоннах превысил 11,08 млн.т., что больше, чем в прошлом году на 20,5%. А оборот нефтепродуктов в силу разных причин упал на 18,7%, до 9,673 млн.т.
 ИАА SeaNews прогнозировало, что это произойдет году в 2007, а может быть и в 2008г. Но нефтепродукты ушли на спад, и теперь контейнеры - лидер и локомотив грузооборота. Единственный стабильный груз.
 Между тем степень контейнеризации грузов, которые могут быть контейнеризированы, достигал 45,2% в сравнении 40,66% в прошлом году. Степень контейнеризации всего питерского грузопотока достигла уже 27%, с учетом нефти, угля и удобрений.
 Кроме того, можно напомнить, что в конце сентября, порт тихонько перешагнул свой новый миллион TEU, из которых 62,7% сделал ПКТ, а 21,44% - контейнерный терминал ПЛП.
 По итогам 9 месяцев в БП СПб перевалено 1,0265 млн. TEU, что на 27% больше, чем в прошлом году. Самым быстрорастущим терминалом на сегодня стал ПЛП.

Источник: SeaNews

 «Трансфенника»: третьим будет

02.10.2006 в порту Санкт-Петербург открывается новый «ро-ро» сервис. Линия, которой будет оперировать компания ООО «Трансфенника», на первом этапе соединит Санкт-Петербург с портом Любек в Германии. В дальнейшем паром «Каролин Русс», работающий на линии, будет курсировать между портами Хамина (Финляндия), Петербург, Антверпен (Бельгия) и Тилбури (Великобритания).

 До сегодняшнего дня порт Санкт-Петербург обслуживали две ролкерные линии. Первая линия Вествей Шиппинг Компании Лтд (дочка ОАО «Совкомфлот») соединяет Петербург с портом Киль в Германии. Второй ролкерной линией управляет японская группа компаний Kawasaki Kisen KaishaLimited (K – Line). Перевозки осуществляются по маршруту Петербург – Бременхафен (Германия). Грузовой паром типа ро-ро Volga Highway имеет возможность погрузки до 600 легковых автомобилей.

Со 2 октября к двум ролкерным линиям в Санкт-Петербург присоединилась «Трансфенника». В первый рейс «Каролин Русс» ушел 29 сентября из Любека. Официальной датой открытия линии считается сегодняшнее прибытие парома на терминал одной из крупнейших стивидорных компаний петербургского порта - ОАО «Петролеспорт». Однако и в «Петролеспорте», и в «Трансфеннике» отмечают, что «работа линии начинается не с нуля». «Трансфенника» уже оперирует на европейских рынках судов класса ро-ро по фиксированному расписанию между Бельгией, Эстонией, Германией, Польшей и Великобританией, пояснили в компании. Новым в ротации портов станет заход парома в Санкт-Петербург.

Как сообщил корреспонденту ИАА «ПортНьюс» региональный менеджер компании «Трансфенника» Денис Негодаев, грузоподъемность судна составляет 7 тыс. тонн или 1600 линейных метров. «Это значит, что мы можем брать на борт 104 трейлера, - сказал он.

В свою очередь, заместитель директора по производству ОАО «Петролеспорт» Евгений Башкиров сообщил, в первый рейс паром будет загружен примерно наполовину. «Думаю, мы сможем взять на борт 40 – 45 ролтрейлеров, а импорт может составить около 60 – 80 ролтрейлеров», - сказал он.

 ОАО "РЖД" и "ООО "ТрансГрупп АС" оптимизируют логистику

Создаваемая ОАО "РЖД" и "ООО "ТрансГрупп АС" компания по перевозке автомобилей может занять к 2012 году до 70% рынка железнодорожных перевозок и до 25% общего объема перевозок автомобилей в РФ. Об этом сегодня сообщил первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов на конференции "Оптимизация логистических схем доставки автомобилей в России и зарубежных странах".
"В рамках проекта уже осуществляется строительство терминала в порту Зарубино (порт Святой Бухты Троицы) для перевалки и хранения автомобилей. Ввод в эксплуатацию первой очереди объекта предусматривает ежемесячную отправку автомобилей железнодорожным транспортом в объеме от 2 до 4 тысяч штук с увеличением до 8 тысяч штук и более после ввода второй очереди. Аналогичные работы по созданию терминала начаты на ст. Михнево Московской железной дороги – филиала ОАО "РЖД", – сообщил Вадим Морозов.

Источник: «РЖД-Партнёр»

Автотерминалы для сервиса

По оценкам экспертов, на сегодняшний день вполне вероятна ситуация, когда спрос на ввоз иномарок будет опережать рост мощностей по перевалке автомобилей. По мнению Евгения Башкирова, преимущество западных портов заключатся в том, что они специализируются на обработке автомобилей. «Ро–ро» грузы в основном складируются в один ярус, а для этого необходимо наличие площадей и специальной техники. У финских портов есть специализированные площадки для хранения автомобилей. А в нашей номенклатуре грузов автомобили составляют лишь небольшую долю, поскольку территория «Петролеспорта» не может позволить хранить легковые автомобили. Поэтому мы берем «нестандартную» колесную технику», говорит он.

В настоящее время в Петербурге и области рассматривается и реализуется четыре проекта по строительству морских автомобильных терминалов. Таможенный брокер «Российские транспортные линии» планирует открыть ро-ро терминал в бухте Вистино (Ленинградская область). Ориентировочная мощностью терминала - 250 тыс. машин в год. Южнее Вистино, в морском торговом порту «Усть-Луга», многофункциональный перегрузочный комплекс мощностью 1,8 млн. тонн в год строит ОАО «Компания «Усть-Луга». По заявлениям руководства компании, основную часть грузов на терминале скорее всего составят автомобили и колесная техника. Месяц назад в Усть-Луге был открыт автомобильно-железнодорожно паромный комплекс. Он так же претендует на часть автогрузов, идущих через регион. Группа компаний «Осло Марин» в порту Санкт-Петербург в районе Турухтанной гавани завершает строительство первой очереди многофункционального портового терминала «Онега». Выход проекта на полную мощность – 5 тыс. автомобилей в месяц, согласно официальным планам компании, состоится в 2007 году. На территории площадью более 2 гектаров «Осло Марин» предполагает создать открытую стоянку для автомобилей и таможенную зону.

Самый поздний из заявленных на Финском заливе российских проектов строительства ро-ро терминалов - проект автомобильного терминала компания Nissan. Также к 2007 году в Кронштадте Nissan планирует ввести в эксплуатацию автомобильный терминал по приему 40 000 машин в год.

Столь масштабные планы инвесторов по развитию стивидорного бизнеса, ориентированного на автомобильные перевозки, вполне объяснимы. Уже сейчас через порт Санкт-Петербург идет более 60% всей зарубежной автомобильной техники, продающейся на российском рынке. Однако большая часть этих машин – подержанные иномарки, либо колесная техника. Новые автомобили поступают в страну преимущественно через Финляндию – около 80% всех импортных новых машин. Объем продаж новых автомобилей зарубежного производства в России возрастет в этом году, по прогнозам экспертов, на 25% и составит почти 500 000 единиц. Поэтому можно предположить, что строящиеся и проектируемые в Санкт-Петербурге и Ленинградской области автомобильные терминалы будут востребованы, однако 100%-ой загрузки этих мощностей скорее всего добиться не удастся.

Источник:  Порт  ньюс

 


В избранное