Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Открытые материалы текущего номера «Учительской газеты»: N51 (10288) / 2009-12-22


Открытые материалы текущего номера «Учительской газеты» — №51 (10288) / 2009-12-22

Обитель искусств :: Институту художественного образования РАО - 80 лет

В XVI веке на страницах повести о «преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля» появился образ идеальной обители искусств и знаний — Телемское аббатство — педагогическая утопия. Пансион, где в идеальных для жизни условиях под лозунгом «Делай, что хочешь» изучают музыку, искусство, литературу, науки, занимаются физическими упражнениями молодые и жизнерадостные люди. Претворить этот прекрасный новый мир в жизнь, пожалуй, так же нереально, как и выстроить государство по примеру «Новой Атлантиды» Бэкона. Но приблизиться к идеалу хоть на полшага, хоть на шаг — это уже немало.

Преданная литература :: Между Сциллой невежества и Харибдой псевдознания...

По всей Москве в десятых классах 1 декабря проходил мониторинг по литературе, подготовленный кафедрой филологии Московского института открытого образования. Я принадлежу к тому поколению, для которого 1 декабря — траурный день: 1 декабря 1934 года был убит Киров. А 1 декабря этого года исполнилось 75 лет со дня преступления. Той острой боли уже нет, хотя, конечно, живет понимание трагедии, которая началась на другой же день. Но 1 декабря 2009 года я уходил из школы, где был ассистентом на этом самом мониторинге, с таким чувством, как будто я был на похоронах, похоронах русской литературы, во всяком случае русской литературы в школе.

Вячеслав БАШЕВ, министр образования и науки Красноярского края: :: Мир значительно больше, чем ты о нем думаешь!

- Вячеслав Владимирович, система образования Красноярс! кого кра я по праву считается одной из самых крупных в стране. Сколько Франций вмещается на вашей территории?  — Сколько Франций, не знаю, но что вся Европа поместится, это точно. У нас 1289 общеобразовательных учреждений. К этой сети принадлежат и 42 коррекционные и 3 санаторные школы. Помимо этого у нас еще есть 45 детских домов и 7 негосударственных образовательных учреждений. Начальное профессиональное образование представлено 63 учреждениями, с 1 января Федерация передает нам еще 8 учреждений НПО, есть у нас 15 своих техникумов, и мы ждем, что в течение 2010 года нам будут переданы техникумы с федерального уровня. Как видите, система огромная. В общей сложности в ней обучаются и воспитываются около 600 тысяч детей. Работают больше сотни тысяч человек. Треть населения Красноярского края так или иначе задействована в системе образования. У нас немаленький бюджет. На 2010 год планируется более 20 миллиардов рублей. И! это только деньги краевого бюджета, в этих ресурсах нет еще средств, которые в муниципалитетах заложены на общеобразовательные школы.

Народного учителя поздравил губернатор

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев вручил государственные награды выдающимся жителям региона. Среди них — Ольга Ройтблат, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, удостоенная звания «Народный учитель РФ».

От бифидокефиров до биоинформатики

17 декабря в школе №112 Новосибирска прошел региональный этап VIII Международной ярмарки социально-педагогических инноваций.

Образование в кредит

Правила предоставления льготных образовательных кредитов, утвержденные приказом Минобрн! ауки России от 28 сентября 2009 года, вступили в силу.

Школьники открывают имена великих россиян

В Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялась церемония награждения школьников — победителей Межрегионального конкурса творческих работ «Служение Отечеству: события и имена».

Пять вузов на человека

Определены правила приема и перечень вступительных испытаний в вузы в 2010 году. Соответствующие приказы Минобрнауки России от 21 октября 2009 года №442 и от 28 октября 2009 года №505 зарегистрированы Минюстом.

Премия «Прорыв» вручена покорителям Северного полюса

Молодежная команда под руководством Матвея Шпаро и Бориса Смолина, покорившая Северный полюс в апреле 2009 года, стала победителем национальной премии «Прорыв&raq! uo;.

Юных исследователей ждут в Малой академии наук ::

В Курганской области дан старт Году учителя. На торжественной церемонии, прошедшей 15 декабря в областном культурно-выставочном центре, губернатор Олег Богомолов озвучил основные задачи, стоящие перед образованием.

Город мастеров

17 декабря в московском выставочном зале Государственного российского дома народного творчества «Народная галерея» открылась выставка работ воспитанников и педагогов «Детской школы народных ремесел» из Архангельска.

Приз - «Хрустальная ромашка»

В один из декабрьских дней полновластными хозяевами делового клуба «Собрание» в московском саду «Эрмитаж» стали дети. Здесь были объявлены имена номинантов на Наци! ональную детскую премию.

О советском времени и о себе

14 декабря в Музее Владимира Высоцкого в Москве состоялась презентация книги Валентина Бейлинсона «Советское время в людях», недавно вышедшей в свет в издательстве «Новый хронограф». В зале собрались единомышленники, соратники автора, герои его книги.

В «Теремке» - вся Россия

В Желтоколонном зале знаменитого Аничкова дворца три дня подряд звучала русская народная песня. Здесь проходил III Международный конкурс детской песни «Теремок», организаторами которого выступили Комитет по культуре Санкт-Петербурга, ансамбль «Терем-квартет» и Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.

Романтика клинка

В столице прошел XX Международный турнир по фехтованию среди кадетов, организованный Московским г! ородским физкультурно-спортивным объединением.

Вопрос недели

Президент России поставил задачу законодательно закрепить равенство государственных и частных школ. Как вы относитесь к этой инициативе?

База или профиль? Что изменится в КИМах 2010 года

Вот уже несколько лет подряд в процессе и постфактум проведения единого государственного экзамена одной из ключевых претензий экзаменаторов, экзаменующихся и их родителей становится содержание контрольно-измерительных материалов.

Сколько стоит школьный обед?

Вопрос в общем-то провокационный: как нет предела совершенству, так и нет предела экономии. Многие школы сегодня вынуждены идти по пути минимизации расходов, и питание детей, увы, попадает под эту минимизацию.

Без консервантов :: Прямая речь

Чтобы завтраки и обеды были вкусными, питательными, полноценными, они должны быть приготовлены из натуральных продуктов. Где взять не содержащие нитраты овощи и фрукты; мясо и рыбу, не пропитанные антибиотиками; продукты без вредных консервантов? Эта задача проще решается в сельской школе. Картофель, капусту, морковь, свеклу и зелень можно вырастить на пришкольном участке. Правда, все лето за ними нужно ухаживать. Мясо и молоко можно купить на сельскохозяйственном предприятии, в фермерском хозяйстве на территории своего поселения. Наши северные ягоды по содержанию витаминов превосходят импортные фрукты.

Интернет, инновации, тьюторство... :: Давайте расставим приоритеты

«Доступность качественного образования в условиях сельской школы» — такую тему определила для нашего интервью Светлана БОГДАНОВА, начальник Управления образования Пинежского района Архангельской обл! асти. Хотя других тем, которые в выгодном свете представили бы районную систему образования, нашлось бы немало: это и инновационная, и опытно-экспериментальная работа (из 16 школ Пинежского района 8 стали экспериментальными площадками, в том числе областного уровня), и общественное управление, и тьюторство, и информатизация школ... Но самое важное, считает Светлана Юрьевна, чтобы все эти достижения работали не только на учеников крупных школ, а были доступны абсолютно каждому ребенку независимо от места жительства.

Останься и согрейся, :: или Всё не как у всех

Типовые здания невзрачны и скучны. Принадлежность к категории типовых уже навевает мысль о том, что все в них «как у всех». Заурядные коридорные тоннели и стены, выкрашенные блеклой краской. Но для Дворца детского (юношеского) творчества Московского района фраза «Мы расположены в типовом здании» ровным с! четом ничего не означает. Потому что здесь все не «как у! всех&ra quo;.

«Другие дети»? :: Обидно за немецкого гуманиста...

Выступление Веры Абрамовой «Другие дети» («УГ» №49 от 8 декабря 2009 года) не оставляет равнодушным, задевает за живое. Да, мы регулярно сталкиваемся с детьми, которые не укладываются ни в какие стандарты, чье поведение может вывести из себя святого, кто не хочет или не способен учиться. Больно бывает за любого ребенка, оказавшегося наедине со своими проблемами, потому что рядом не оказалось понимающего взрослого. Но давайте подумаем: существуют стандарты образования, однако это вовсе не значит, что они рассчитаны на стандартных детей. Жизненный опыт показывает, что все дети — другие. Никаких закономерностей здесь нет. Среди талантливых актеров, художников, музыкантов есть те, кто прекрасно учился по всем предметам, и те, кто едва сумел сдать выпускные экзамены. То же самое можно сказа! ть о человеке любой специальности. Хрестоматийным стал пример Альберта Эйнштейна, которого не раз исключали из школы за неуспеваемость. Положение спасали родители, упорно искавшие и находившие для нестандартного сына новое учебное заведение. Не важно, оказался ли рядом с ребенком понимающий родитель, учитель, родственник или наставник, важно, чтобы такой взрослый в его жизни был.

Наборщик и анаграммы

Хотя в конце четверти у учителей и учеников очень много работы, все чаще хочется думать о каникулах, путешествиях и развлечениях. В свободное время дома или в дороге приятно и полезно поиграть с детьми в словесные игры, которые расширяют эрудицию и кругозор, приучают работать со словарями, они важны для развития логики, памяти и речи. О нескольких популярных играх со словами нам расскажет в двух статьях Евгений Гик, член Союза писателей, кандидат физико-математических наук, автор более 100 мат! ематических, занимательных, юмористических и спортивных книг.

< a href='http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=7715'>Чтение против эфира

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Самая большая ценность народа — его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет». Именно язык, а не территория, не материальные ресурсы и даже не достижения искусства. А выдающийся русский и польский ученый Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ еще в начале ХХ века утверждал, что в проблеме изучения языка и воспитания подрастающего поколения «реальной величиной» является не язык в отвлечении от человека, а только «человек как носитель языкового мышления».

Хождение по мукам :: Причина увольнения - возраст

К вам обращаются бывшие преподаватели Тетюшского педагогического училища, которые незаконно, обманным путем уволены и просят разобраться в сложившейся ситуации и помочь. С 2007 года в нашем училище ведется выполнение требования МОиН Республики Татарстан по оптимизации и сокращению штатов. Выполняя требование министерства, бывший директор Л.А.Лапаева сократила некоторых преподавателей-пенсионеров, выдав им компенсационные выплаты. Однако не все преподаватели были согласны с таким решением и оспорили его через суд. В 2008 году с февраля месяца училище возглавила Т.Ю.Адаева. Она продолжила политику предыдущего директора, но в более изощренном виде, создав для преподавателей-пенсионеров политику унижения, принудительного увольнения по собственному желанию.

Елена Мухина - имя российской славы

Имя всемирно известной спортсменки, абсолютной чемпионки мира и обладательницы Кубка мира по гимнастике Елены Мухиной было присвоено новой премии, вручаемой за выдающиеся достижения среди людей с ограниченными возможностями. К несчастью, известность легендарной гимнастке принесли не только спортивные победы. Трагическая судьба Елены Мухиной не оставила равнодушным никого в мире: травма позвоночника парализовала спортсменку на всю жизнь, в одночасье сделав ее инвалидом в юношеском возрасте, в зените славы. Ее жизнь разделилась на две половины — до и после травмы. Будучи прикованной к постели на протяжении 2! 7 лет, она защитила научную диссертацию, изучала психологию, помогала словом и делом тем, кто оказался в беде. Не случайно Елена одной из первых россиян была награждена олимпийским орденом «За мужество». Ее личное мужество, воля, стойкость и желание жить полноценно, ее повседневный героизм в преодолении недуга могут и должны служить примером для множества людей как в России, так и за рубежом, очутившихся в трудных обстоятельствах, но не подчинившихся им, стремящихся жить полноценной жизнью.

Нравственные запреты :: Молодежи они не нужны

Если о труде в сегодняшней школе еще говорят, то слово «терпение» на уроках почти не произносится, а зря... Терпение — не только важнейшая этическая категория, это одна из самых чтимых человеческих добродетелей, свидетельствующая о зрелости личности. Терпению уделяют большое внимание все мировые религии: о нем говоритс! я в Торе и Ветхом Завете, в Коране и Евангелии, терпение ! —& nbsp;краеугольный камень буддизма. Терпению учит фольклор всего мира. Возьмите миф об Орфее и Эвридике. Орфей навсегда теряет свою возлюбленную из-за своего нетерпения. А русская сказка о царевне-лягушке, в которой за свое нетерпение Иван-царевич подвергается тяжелым испытаниям. А представьте себе, как могли бы развернуться события в «Сказке о царе Салтане...», если бы отец приехал в гости к князю Гвидону по первому же приглашению? Князь не увидел бы превращения лебеди в царевну, и его личная жизнь не сложилась бы столь удачно. Терпение в сказках всегда вознаграждается. Почему же важное понятие ушло из обихода большинства наших современников?

Это наша страна :: Кто не согласен?

Сделайте эту страну хорошей, вот тогда я буду ее любить и уважать, а сейчас могу только презирать». Знакомая позиция? Эта идеология иждивенчества, душевного и волевого инфантилизма. Неудивительно, что неко! торые школьники, да и учителя тоже, убеждены, что наша страна — это некий исторический нонсенс, населенный людьми, удел которых — вечная отсталость и преклонение перед «прогрессивными» западными народами. Доходит до анекдотов: ученики-лентяи, наслушавшись взрослых глупостей, оправдывают свою неуспеваемость тем, что «у нас страна не такая». Поэтому и учатся в школе хорошо только те, кто видит в этом смысл для себя, для своей собственной карьеры, а не для будущего страны.

Дождались зарплаты и ахнули...

Каждый летний отдых учителя бывает омрачен гнетущими думами о том, как бы эдак умело, предельно разумно распределить свои отпускные, чтобы их хватило до первой половины октября. Прямо скажем, мудрено растянуть сумму где-то около двадцати тысяч (тридцать — это максимум) на 3 месяца. А если уж ты задумал как-то разнообразить св! ой отдых и поехал на море, например, то в августе уже экономиш! ь на все м вплоть до маршрутки. А весь сентябрь с ужасом подсчитываешь долги, надеясь, что хоть что-то останется от будущей зарплаты.

Тренируйте ум!

В октябре в Адлере состоялось первенство России среди инвалидов по шахматам и шашкам. Погода — 29 градусов тепла. Были представлены десять городов, 50 участников. Руководила этим большим соревнованием чемпионка Европы по шахматам Светлана Викторовна Герасимова, прекрасный организатор и человек.

Активнее - значит интереснее

С пятого класса учитель истории стал заставлять меня участвовать в разных конкурсах. Мне было трудно сначала. Я боялась выступать публично, отстаивать свое мнение. Но раз за разом у меня это получалось лучше и лучше. В какой-то момент я поняла, что активный образ жизни — это мое.

Продолжатели добрых традиций

Эта история довольно поучительная. Моя ученица Рита Арискина — лидер в классе, энергичная, целеустремленная. У нее есть свое жизненное кредо — жить не только для себя, но и для других.

Растим игроманов?

Сейчас идет необъявленная война за души наших детей. И мы — родители, педагоги — ее проигрываем. Мы позволили заменить в сознании молодежи наши традиционные культурные ценности фальшивыми.

«Вы поработали, и мы поработали...»

В своих письмах наши читатели пишут о наболевшем, о том, что волнует. Мы стараемся все такие письма публиковать, чтобы привлечь внимание властей к болевым точкам образования. Сделать слышнее голос учительства — наша главная задача. «УГ» &mdas! h; это «открытый микрофон» для наших подписчи! ков.

Кому помогут уроки «антикультуры»?

Хорошо, что газета акцентирует внимание на ключевых фразах из послания президента, касающихся образования. Прочитал вопрос в «УГ» о трех уроках физкультуры и крепко задумался.

В Славном - праздник

Большое красивое здание Славнинской школы в центре села похоже на сказочный корабль. И кажется в любое время года, что плывет он либо в зелени листвы, либо в безбрежных снегах в неведомую сказочную страну. Впрочем, почему неведомую? Любой ученик Славнинской школы знает, что плывет школьный корабль в Страну знаний.

Консультация юриста

- Может ли администрация школы в соответствии с рекомендациями учредителя сократить предстоящие зимние и весенние каникулы в связи с тем, что в ноябре был прерван учебный про! цесс из-за повышения уровня заболеваемости учащихся ОРВИ и ОРЗ?

Бюрократический прилив :: Учить некогда

Учительница Татьяна Александровна Власова пишет в редакцию: «Вместо реальной работы с детьми комитеты по образованию требуют все новых и новых отчетов. Количество макулатуры в разных кабинетах вырастает в геометрической прогрессии... Но неужели непонятно: если учитель действительно работает, ему некогда заниматься самовосхвалением, писаниной и очковтирательством». Другое письмо, третье — и всюду один лейтмотив: «ГлавУНО шлет приказы, администрация школы крутится, угождая бюрократам, и распекает учителя за то, что вовремя не сдал, не отчитался, не заполнил...».

Итоги выборов в Российскую академию образования в 2009 году

Президиум Российской академии образования сообщает итоги выбо! ров в действительные члены (академики) и члены-корреспонденты ! РАО, сос тоявшихся на общем собрании академии 8-10 декабря 2009 года.

Успехи или их презентация? :: Демократия нужна, но...

Могут ли родительские комитеты и попечительские советы школ принимать участие в распределении надтарифного фонда? Насколько это целесообразно? Хотят ли этого сами учителя? Эти вопросы я задала своим собеседникам, среди которых директора школ Нижегородской области, педагоги и родители. Ответы были настолько разными, что говорить о единстве мнений в данном вопросе нелепо. Тем не менее хочу привести некоторые мнения без всяких комментариев. Не для того чтобы показать, как неодинаковы точки зрения «заказчиков» и «подрядчиков» в образовательной сфере. Хочу верить, что открытое обсуждение спорных моментов в конце концов приведет к некоему конструктивному решению, тем более что все разнонаправленные векторы интересов сходятся в одной существенной точке — все без исключения участники дискуссии хотят сделать работу учителя не только более эффективной и плодотворной, но и более комфортной. Разумеется, родители заботятся прежде всего о своих детях, и это совершенно нормально. Но каждый здравомыслящий человек понимает, что дети имеют дело с педагогами, живыми людьми. Которые должны быть материально заинтересованы в ! результатах своей деятельности и получать если не эмоциональный подъем, то хотя бы моральное удовлетворение от своего труда.

Когда мы будем получать достойную зарплату?

В век инноваций, нанотехнологий в России происходят глобальные преобразования, в том числе в образовании. Несколько лет проводился эксперимент по внедрению единого государственного экзамена. Без материальной базы для проведения эксперимента учителя заставили хорошо раскошелиться, так как, не имея никакой литературы, пришлось приобретать для работы в кредит на год и более компьютер, чтобы создавать и размножать тренирующие учеников задания-тесты.

Наперекор судьбе :: Выжить, несмотря ни на что. И стать счастливой!

Переживание горя — наверное, одно из самых непостижимых проявлений человеческой души. Каким образом человеку, опустошенному бедо! й, удается не только возродиться, но и наполнить свой мир смыс! лом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости, восстанавливает душевное равновесие и вновь ощущает краски жизни? Иначе говоря, как страдание переплавляется в мудрость?

ОБЪЯВЛЕНИЕ

о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной службы в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Без посредников :: Фундаментальные науки помогают финским учителям

Российско-финский семинар «Психика. Мозг. Образование», состоявшийся недавно в Москве, мог бы считаться событием, интересным только для узкого круга специалистов, нейроученых и психологов, если бы не одна важная его особенность. Организаторы встречи — представители Академии наук Финляндии, Российского гуманитарного научного фонда и Центра развития межличностных коммуникаций —&nb! sp;подчеркивали, что на этот раз ученым предстояло выработать совместную программу исследований, которые могли бы уже в скором времени реально помочь образованию. «Бурное развитие нейронаук, — сказал президент АН Финляндии Маркку Таттила, — позволило накопить новые сведения, которые должны как можно скорее доходить до учителей, преподавателей вузов, помогать всем, кто сегодня обучает и воспитывает детей».

Центр притяжения, :: или Пять критериев активности

Несколько лет назад благотворительный фонд «Сивитас» подготовил программу «Активная школа». Активной можно назвать именно такую, которая становится инициатором гражданских действий, центром сообщества, объединяющего учителей, учеников, родителей, общественные организации и просто жителей микрорайона, заинтересованных как в развитии востребованного временем образования, так и в во! зможных переменах в жизни микрорайона. Участие в его делах пом! ожет под росткам, молодым людям избавиться от социальной инфантильности. Они научатся справляться с проблемами самостоятельно или вместе с людьми, которые находятся по соседству.

Победа любит старание! :: Первые шаги в науке сделаны

Завершилась осенняя сессия Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке». Традиционным финалом для победителей заочного конкурса в канун новогодних праздников стала конференция в детском доме отдыха Управления делами Президента РФ «Непецино». Этот конкурс основной среди всех, проводимых национальной системой «Интеграция». Для детей это первая ступень к новому миру открытий, творчеству, познанию себя и окружающего мира. Его особенность — совместная работа педагогов, наставников и родителей с творчески одаренными детьми, делающими первые шаги в учебно-исследовательской деятельности.

Режут по живому :: Непродуманная реструктуризация разводит по разные стороны баррикад родителей и чиновников

Митинг по формальным причинам — не так оформлено уведомление — запретили, но костер родительского негодования это вряд ли потушит. Родители намерены идти до конца в защите интересов своих детей. На общем собрании 1 декабря они сказали «нет» намерению городских властей объединить их школу с лицеем №1. И подтвердили свою позицию на встрече с главой самоуправления города Николаем Левиным 16 декабря.

Розга ум бодрит? :: Спор о необходимости телесных наказаний продолжается

Бить или не бить детей за проступки? Казалось бы, ответ на вопрос один — нет! По некоторым данным, ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет калечатся морально и физически собственными ро! дителями. Но возникают другие проблемы: как наказывать, надо л! и наказы вать вообще? Мы попытались обобщить разные взгляды на эту проблему. Нам интересна и ваша точка зрения. Пишите по адресу ug@ug.ru, в теме укажите: «Наказания».

Мы - хорошие... :: Так считает абсолютное большинство

А с точки зрения ребенка, как нужно наказывать? И вообще, надо ли это делать? Кто должен быть «исполнителем», «судьей»? Как показал опрос школьников из Краснодарского края, все дети выступают против телесных воздействий, однако отношение к наказаниям вообще зависит от возраста ребенка.

Правильно наказать - это талант :: Родители настроены жестко, учителя - за моральные стимулы

Учитель истории, зам. директора по воспитательной работе московской школы №1032 Юлия Кикина предлагает в качестве панацеи индивидуальную беседу со школьником. Среди других способов воздействия ! — дополнительное задание после урока, снижение оценки на полбалла. «Физические методы, а также жесткое давление на ребенка как со стороны учителя, так и со стороны родителей, недопустимы», — убеждена Юлия Алексеевна.

Дар проповедника, предназначенный свыше :: За что любить Гоголя?

В нашей стране — «самой читающей в мире», как считалось недавно, — литературе всегда придавалось огромное, почти мистическое значение. Будто бы литература определяла общественный прогресс в государстве, оказывала влияние даже на политику и историю. Я имею в виду прежде всего великую русскую литературу XIX века — ее золотого века. Некоторые даже считают, что именно литература воспитывала народ (в основной своей массе неграмотный), именно она открыла ему глаза на тяжесть существования, убедила в необходимости революции. ! Именно так трактуют произведения классики некоторые учителя, п! рививая детям, как им представляется, серьезное отношение к литературе.

На берегу озера Будущего

Недавно в Российской детской библиотеке открылась выставка книг писателя-сказочника и ученого-океанолога Ильи Ильича Шурко. Выставка приурочена к его 75-летию и присуждению Литературной премии имени А.П.Чехова.

Касимов :: Помечтаем о лете!

Уже несколько дней холодно, идет дождь, в Подмосковье опять вернулась осень. К вечеру между соснами висит сырая туманная дымка. Тихо, но дождь, кажется, остановился.

Аэлита :: Трудно писать о людях...

Первое, что я слышу утром, — резкий звон будильника, первое, что вижу, — серый утренний свет, льющийся из окна. Постепенно он проникает в сознание и выгоняет из глубины глаз последние видения ! призрачных рассветных снов.

Жизнь и сны - листы одной и той же книги :: Артур Шопенгауэр - непревзойденный ученый-пессимист

Имя этого крупного немецкого философа XIX века в наши дни несколько подзабыто и даже на предметных институтских лекциях по философии или классных факультативных курсах звучит как-то вскользь, как проходное. Почему? Вероятно, оттого, что по сложившейся традиции преподавания считается куда важнее и интереснее оставить время на детальное изучение философских идей другого ученого-пессимиста, великого Фридриха Ницше (1844-1900), одного из основателей «философии жизни».

Единое целое :: Танец - это состояние души

Говорят, песня — это душа народа, а танец — характер народа. Народные песни и танцы в Дагестане неотделимы друг от друга, они составляют одно цело! е, особенно в нагорной части республики. Танцы под общим назва! нием &la quo;Лезгинка» получили широкую известность во всем мире. Невозможно не восхищаться красотою их образов, то стремительных, как бросок орла, то плавных, как полет журавля. Танец в горах Дагестана — это состояние души, радости и веселья, выражение черт национального характера народа. У каждого горского народа даже в каждом ауле он свой, особенный.

«Быть орудием воли Провидения» :: Несколько слов о Николае Мартынове

Многосерийный фильм «Из пламени и света» режиссеров Наны Джорджадзе и Ираклия Квирикадзе о событиях, предшествовавших последней дуэли Лермонтова, снятый еще в 2006 году и показанный каналом «Культура» к 195-летию поэта, заслуживает много добрых слов. Картина безукоризненна с эстетической точки зрения. Она добротно сделана, правдиво и точно воссоздает не только дух эпохи, но и сложный образ Лермонтова.

Нескучный Новый год :: Житейские истории

В нашей семье принято отмечать Новый год дома. Но однажды я встречала его на улице, точнее на огромном мосту через Москву-реку недалеко от Нескучного сада. Мы жили тогда на Ленинском проспекте в большой коммунальной квартире.

Самое первое блюдо

Существуют десятки (а некоторые утверждают, что счет идет на сотни) видов борща. Пожалуй, по разнообразию компонентов и способов приготовления это блюдо побило все рекорды не только в славянской кухне. Особым кулинарным изыском славятся украинские борщи. В разных уголках Украины это блюдо возносится в ранг национального символа. С борщом и компонентами, из которых он готовится, связано множество ритуальных действ, поверий и интересных обычаев.

Пробуждение женственности

В прошлый раз мы начали говорить о то! м, какие бытуют мифы относительно менструации и с помощью каки! х инстру ментов общество готовит девушку к ее будущей роли. Формирование женственности начинается в 12-14 лет и строится на сравнении девушки с другими — подругами, близкими родственницами, учителями и эталонами женской красоты: по росту, весу, началу менструального цикла, количеству одежды, кавалеров и т. д. Часто сравнение внешних признаков, а не личностных качеств, приводит к формированию различных комплексов. Как помочь девушкам пройти этап своего женского становления без осложнений? Об этом сегодня расскажет «Академия Always».

Владислав БАХРЕВСКИЙ: :: Служу ребенку, служу русскому языку

Не исключено, что сегодня широкому кругу читателей писатель Владислав Анатольевич Бахревский известен больше по его историческим романам, среди которых «Тишайший», «Василий Шуйский», «Аввакум», «Никон», «Смута», «Бородинск! ое поле» и другие. Но исторические произведения — лишь часть творческого багажа писателя, дебютировавшего в 1961-м автобиографической повестью о военном детстве «Мальчик с Веселого». Главными читателями Владислава Бахревского были и остаются дети. Ребятам, их родителям и учителям адресовано многое из созданного писателем (кстати, выпускником педагогического вуза). Как истинный художник слова, не снисходя до книжных нравоучений, он тем не менее убежден, что предназначение детской литературы — участвовать в нравственном воспитании растущего человека. Об этом, о проблемах детской книги и образования мы и побеседовали с писателем.

Мы уверены, что оправдаем ожидания!

Генеральный директор Издательского центра «Вентана-Граф» Константин Леонидович РЫЖКОВ о комплекте «Начальная школа XXI века» в условиях перехода к новым образов! ательным стандартам.

Новые подходы к обучению в начальной школе

На вопросы газеты отвечают участники группы разработчиков примерных образовательных программ и планируемых результатов начального общего образования по русскому языку и математике (авторы проекта «Начальная школа XXI века») кандидаты наук Станислав Иванов и Оксана Рыдзе.

Научить учиться с «Начальной школой XXI века» :: Как соотносятся позиции стандарта с представлениями авторов комплекта о построении образовательного процесса на первой ступени школьного обучения

Анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показывает, что при отборе требований, обязательных для реализации в первом звене школы, разработка этого государственного документа исходила из двух важнейших принципиальных позиций:

Обучение ! грамоте - первый шаг в мир знаний

«Обучение грамоте» — первый учебный предмет, с которым знакомится ребенок, пришедший в школу. А это значит, что именно на «Обучение грамоте» в первую очередь ложится реализация положений системно-деятельностного подхода, лежащего в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Русский язык: путь к освоению окружающего мира

Трудно найти педагога, который был бы не согласен с закрепленным в новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.) портретом выпускника начальной школы. Конечно, увидеть черты этого портрета в конкретном ученике можно только благодаря целенаправленной работе, проводимой ежедневно на каждом уроке.

Формирование читательского простра! нства

В требованиях к предметным результатам освоен! ия основ ной образовательной программы курса «Литературное чтение» ставится задача формировать понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Развиваем логическое мышление

Программа учебного предмета «Математика», разработанная для учебно-методического комплекта «Начальная школа ХХI века», отвечает основным идеям, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Это позволяет реализовать важнейшие цели начального математического образования: обеспечить интеллектуальное развитие младших школьников, дать им необходимые математические и межпредметные знания и умения. Достижение целей интеллектуального развития учащихся предполагает овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи. Это одна и! з основных целей интеллектуального развития учащихся, сформулированная в ФГОС НОО.

Постигаем тайны окружающего мира

Изучение предмета «Окружающий мир» вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в стандартах второго поколения представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Городские законы должны соответствовать федеральным

На заседании комиссии Московской городской Думы по образованию и молодежной политике были рассмотрены два законопроекта: «О внесении изменений в закон города Москвы от 10 марта 2004 года №14 «Об общем образовании в городе Москве» и «О внесении изменений в закон города Москвы от 29 июня 2005 года №32 «О начальном и среднем профессио! нальном образовании в городе Москве».

Удивительное путешествие в «Удивительный мир науки»

Президент Российского союза ректоров академик Виктор Садовничий открыл в конференц-зале школы-интерната №17, который по праву считается одним из лучших московских учебных заведений для детей-инвалидов, лекторий «Удивительный мир науки», организованный в рамках благотворительной программы РСР «Талант преодоления». Слушателями лекции «Математика и развитие человечества» стали старшеклассники московских школ-интернатов №№ 17, 31, 76, 44 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также школы-интерната № 60 для детей с нарушениями речи. Прямая трансляция мероприятия осуществлялась на сайтах Российского союза ректоров и программы «Талант преодоления»: http://www.rsr-talant.ru.

Приглашение в Филипповки

В Мос! ковском городском Дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах прошел ставший уже традиционным фольклорный детско-юношеский фестиваль «Филипповки». Календарно Филипповки —  время последних молодежных гуляний в конце ноября перед началом рождественского поста.

Фантазия требует творческого подхода

В Театре эстрады состоялся фестиваль детского театрального и спортивного творчества «Таланты. Спорт. Фантазия».

Патронат обретает новую жизнь

Ирина ПЕТРУНИНА, начальник Управления дошкольного и общего образования МДО: — Отношение государства к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, к которым в первую очередь относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — показатель гуманности современного общества.

Не навред! и детям!

Валентина БАДИЛ, начальник Западного окружного управления образования: — Одна из главных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье. Но мы понимаем, что обеспечить это право сегодня, да и не только сегодня, всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, крайне трудно. Одна из форм устройства детей — приемная семья, при этой форме именно окружные управления образования производят выплату денежных средств на содержание детей. Но здесь хотелось бы обратить внимание на невозможность прогнозировать количество приемных семей, а значит, планировать выплаты. Так, в сентябре 2009 года в округе было 7 приемных семей, денежные средства заложены на 15 за год, а уже в ноябре созданы 22 семьи, в которых воспитываются 24 ребенка. Кстати, почти половина которых не жители Москвы. Это только одна иллюстрация необходимости развития нормативной базы разны! х форм семейного устройства детей в столице.

Официально

Коллегия Департамента образования, рассмотрев вопрос «Работа образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по социализации и адаптации детей, устраиваемых на воспитание в семьи граждан», заслушав и обсудив выступления начальника Управления дошкольного и общего образования Ирины Петруниной, начальника Западного окружного управления образования Департамента образования Валентины Бадил, отметила, что образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводят соответствующую работу по социализации и устройству детей на воспитание в семьи граждан.

Общество и власть должны быть едины!

Юрий КАРАБАСОВ, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ, п! резидент Московского института стали и сплавов:

СОдружество, СОтворчество, СОпричастность

В 2010 году будет праздновать маленький юбилей Фестиваль гуманитарных предметов «Содружество муз». Ему исполняется 5 лет. Фестиваль вырос из традиционной окружной научно-практической конференции старшеклассников по истории. С момента его возникновения в нем успели поучаствовать более двух тысяч человек. Сегодня он объединяет уже все гуманитарные предметы и предметы области «Искусство»: русский язык, литературу, историю, обществознание, право, иностранные языки, музыку, изобразительное искусство.

Профсоюз и инновации: это возможно!

Сергей КУЗИН, председатель Московского горкома профсоюза работников народного образования и науки: — В последние годы московская организация Общероссийского профсоюза образования пыталась искать (и иногда находила!) новые напр! авления своей работы, новые способы социальной поддержки своих членов, старалась оказывать им новые, востребованные временем и людьми социальные услуги. Об одном из таких новых направлений нашей работы, реальные результаты которой появились буквально в последние месяцы, я расскажу.

Стараемся делать то, что от нас ждут

Алла ИВАННИКОВА, председатель профсоюзной организации Центрального округа: —  Минуло пять лет со времени проведения IV отчетно-выборной конференции профсоюзной организации Центрального округа.

Мария Сковородкина, методист научно-методического центра, член Совета молодых педагогов ЦАО, учитель школы №588:

- Многие начинания Совета молодых педагогов ЦАО находят поддержку Профсоюза работников народного образования и науки. Среди членов нашего совета немало молодых профсоюзных лидеров. ! В рамках программы сотрудничества молодым педагогам оказывают ! необходи мую юридическую и психологическую помощь, проводят разнообразные консультации, тренинги и занятия, семинары по стресс-менеджменту и тайм-менеджменту.

Елена САТАНИНА, заведующая детским садом №521:

- Я работаю заведующей детским садом только первый год, до этого я была воспитателем и несколько лет председателем первичной профсоюзной организации. Могу сказать, что опыт профсоюзной работы очень помогает мне в моей новой должности.

Лилия ГОЛОСКОКОВА, учитель-дефектолог детского сада №2107, председатель первичной профсоюзной организации:

- Прошли отчетно-выборные собрания в первичных профсоюзных организациях, избран профком, председатель. А что дальше — с чего начать, как построить работу, как правильно расставить приоритеты в деятельности профкома? Что необходимо сделать, чтобы профсоюзная организация ста! ла сильной и авторитетной в ситуации, когда большая часть членов профсоюза думает не о том, что они могут сделать для профсоюза, а что профсоюз обязан сделать для него? В коллективах выбирают людей достойных, способных в соответствии с новыми условиями находить новые решения и подходы. В настоящее время большое внимание уделяется информационной работе. Неоднократно нам говорится на совещаниях о том, как необходимо доносить информацию до членов профсоюза в своих организациях. Не все, к сожалению, доводят до коллектива необходимую информацию либо не совсем точно передают ее коллегам.

Не собес, а активная организация

Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования: — Как много предложений прозвучало на отчетно-выборной профсоюзной организации ЦАО! Меня порадовал спокойный, интеллигентный разговор делегатов-педагогов, который состоялся на конференции о важно! й, но иногда незаметной деятельности окружной профсоюзной орга! низации. Я не хотела бы повторять историю 1993-го, 1995-го и других давно прошедших годов, когда все знали, что профсоюз выводит на улицы, на митинги недовольных людей, которые стучали касками на Горбатом мосту перед Белым домом, который, кстати, расположен в Центральном округе. Сегодня я с удовлетворением отмечаю, что профсоюзная организация Центрального округа может работать спокойно, профессионально, достойно отвечать на некоторые запросы педагогического состава.

Марина ИВАНОВА, первый заместитель председателя Московской организации профсоюза работников народного образования и науки:

- Мы можем долго говорить о том, что было 10 лет назад, какие периоды мы прошли, что мы сделали за прошедшие пять лет. Уверяю, мы почувствуем некоторое удовлетворение от того, что хорошего сделано в наших ОУ, в наших коллективах. Но мы даем оценку нашей работы с позиций сегодняшнего дня. Мы перестали говорить нынче о! зарплате, потому что даже по профсоюзным взносам можно сказать: зарплата педагогов увеличилась в три раза. Наши исследования показывают, что зарплата некоторых категорий работников системы образования возросла, и в 4 раза. Заработная плата остается главной нашей задачей, введение новой отраслевой системы платы труда приведет, наверное, к изменениям нашего поведения, если только зарплата опять станет ниже зарплаты в других отраслях.

На юге Москвы профсоюз согревает педагогов заботой

На конференции в Южном округе были подведены итоги работы окружной профсоюзной организации за прошедшие пять лет. С докладом выступила руководитель ТПО Нина СТОЛБОВА.

Пока мы едины, проблемы нам не страшны

В нашем округе с января 2010 года по новым стандартам начнут работать 18 учителей в 18 пилотных школах №№438, ! 508, 574, 548, 549, 639, 667, 996, 1272, 1466, 1527, 1552, 162! 3, 1736, 1828, 1862, 1929, 2017. Эти учителя хорошо владеют содержанием начального образования, современными технологиями обучения, знают психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, дают высокий уровень качества знаний. В этих школах созданы хорошие информационно-образовательная среда, материально-техническая база, санитарно-гигиенические условия.

У нас не было и не будет спокойной жизни

25 ноября состоялась отчетно-выборная конференция профсоюзной организации Северо-Восточного округа. С отчетным докладом на конференции выступила председатель ТПО Нина ВУКОЛОВА, председатель ТПО.

Перекресток мнений

Директор школы №709 В.Дружинин остановился на роли профсоюзной организации в инициировании и проведении кампании по подготовке и заключению коллективного договора. «Наш опыт показал, &mdas! h; отметил Дружинин, — что разработка колдоговора наилучшим образом удается председателю и активу профсоюзной организации в силу того, что профсоюзные работники проходят специальное обучение в профсоюзной системе, могут воспользоваться консультациями профсоюзных юристов, а также потому, что они представляют интересы работников». Все сотрудники школы — члены профсоюза.

У «достойников» друзей много :: Нашлись они в Абхазии

С директором школы №1148, что носит имя писателя-гуманиста Ф.М.Достоевского, мы познакомились в Абхазии. Правда, и в Москве я слышала много доброго об этом необычном учебном заведении, расположенном на юго-востоке столицы в Люблине. Здесь всегда рады гостям, недаром 1148-я носит звание «Школа мира».

Сотрудники департамента тоже нуждаются в защите. Социа! льной

Любовь Кезина, возглавлявшая Департамент обр! азования 21 год, прямо скажем, неоднозначно относилась к профсоюзу. Сначала в Департаменте распустили профсоюзную организацию как ненужную, а потом в течение долгих лет пытались ее возродить. Новый руководитель Департамента образования, Ольга Ларионова, занимала и занимает очень ясную позицию: профсоюзная организация в МДО должна быть. Ведь сотрудники департамента тоже нуждаются в социальной защите, и тут профсоюз может им помочь. Так, в МДО была создана первичная профсоюзная организация, которая вошла в Московскую городскую профорганизацию ОУ подчинения Департаменту образования. На отчетно-выборной конференции ТПО выступила с докладом председатель организации Любовь РЫЖИКОВА.

Олимпийский огонь - в надежных руках учителя

По улицам Монреаля факел Белой олимпиады-2010 пронесли российская прыгунья с шестом Елена ИСИНБАЕВА и учитель физкультуры московской школы №1987 Александр КОРНЕЕВ.

Мне через сердце виден мир

Так называется фестиваль для детей с ограниченными физическими возможностями.

Ветераны Великой Отечественной войны провели Урок мужества для студентов МГАДА...

На втором курсе колледжа МГАДА прошел Урок мужества с участием ветеранов Великой Отечественной войны, приуроченный к 68-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. В этот день академию посетили давние друзья нашего вуза — Алексей Попов, председатель объединенного Совета ветеранов Панфиловского района, и Борис Варганов, непосредственный участник битвы за Москву.

..а студенты победили в олимпиаде

Студенты МГАДА стали призерами Всероссийской студенческой олимпиады по математике среди высших учебных заведений России, третий тур которой прошел! в ноябре в Уфе. Представители академии хорошо проявили себя к! ак в лич ном, так и в командном зачете интеллектуального соревнования, в котором принимали участие студенты более чем пятидесяти ведущих, в том числе технических, вузов страны.

Семьи сплачивает творчество

В Центральном округе успешно прошел фестиваль «Семейное творчество». В школе №480 семьи продемонстрировали самые различные направления творчества, заставив замирать от восхищения зрителей, заполнивших актовый зал.

У нас не было и не будет спокойной жизни

25 ноября состоялась отчетно-выборная конференция профсоюзной организации Северо-Восточного округа. С отчетным докладом на конференции выступила председатель ТПО Нина ВУКОЛОВА, председатель ТПО.

У «достойников» друзей много Нашлись они в Абхазии

С директором школы №1148! , что носит имя писателя-гуманиста Ф.М.Достоевского, мы познакомились в Абхазии. Правда, и в Москве я слышала много доброго об этом необычном учебном заведении, расположенном на юго-востоке столицы в Люблине. Здесь всегда рады гостям, недаром 1148-я носит звание «Школа мира».

Мы - хорошие... :: Так считает абсолютное большинство

А с точки зрения ребенка, как нужно наказывать? И вообще, надо ли это делать? Кто должен быть «исполнителем», «судьей»? Как показал опрос школьников из Краснодарского края, все дети выступают против телесных воздействий, однако отношение к наказаниям вообще зависит от возраста ребенка.

Розга ум бодрит? :: Спор о необходимости телесных наказаний продолжается

Цитата, вынесенная в качестве эпиграфа к статье, взята из книги Мишеля Фуко «Надзирать и наказыват! ь». В своей работе видный французский философ XX ве! ка рассм атривает систему уголовных наказаний, лишь вскользь затрагивая проблемы школьной дисциплины. Между тем наказание взрослых и наказание детей в основе своей близки и являются лишь разными формами достижения одной цели — реализации государством/старшим своих властных полномочий. В одной статье по истории методов воспитания ферула учителя сравнивается с царским скипетром. Описывая жестокость какого-то императора, историк использует такой образ: «Подобно жестокому учителю, то и дело поднимающему бич на детей...».

Правильно наказать - это талант :: Родители настроены жестко, учителя - за моральные стимулы

Учитель истории, зам. директора по воспитательной работе московской школы №1032 Юлия Кикина предлагает в качестве панацеи индивидуальную беседу со школьником. Среди других способов воздействия — дополнительное задание после урока, снижение оценки на полб! алла. «Физические методы, а также жесткое давление на ребенка как со стороны учителя, так и со стороны родителей, недопустимы», — убеждена Юлия Алексеевна.

Дар проповедника, предназначенный свыше :: За что любить Гоголя?

В нашей стране — «самой читающей в мире», как считалось недавно, — литературе всегда придавалось огромное, почти мистическое значение. Будто бы литература определяла общественный прогресс в государстве, оказывала влияние даже на политику и историю. Я имею в виду прежде всего великую русскую литературу XIX века — ее золотого века. Некоторые даже считают, что именно литература воспитывала народ (в основной своей массе неграмотный), именно она открыла ему глаза на тяжесть существования, убедила в необходимости революции. Именно так трактуют произведения классики некоторые учителя, прививая де! тям, как им представляется, серьезное отношение к литературе.

< a href='http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=7794'>На берегу озера Будущего

Недавно в Российской детской библиотеке открылась выставка книг писателя-сказочника и ученого-океанолога Ильи Ильича Шурко. Выставка приурочена к его 75-летию и присуждению Литературной премии имени А.П.Чехова.

«Основы религиозных культур и светской этики»

Утверждена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который будет апробирован в 2009-2011 годах в 19 субъектах РФ. Как сообщает пресс-служба Минобрнауки, данная структура была разработана совместно с участием ученых Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации работников образования, представителей религиозных конфессий.

Извлечь уроки из ! трагедии в Перми!

Руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев направил письмо подведомственным учреждениям — вузам и учреждениям среднего и начального профессионального образования «Об усилении мер противопожарной безопасности на объектах образования». Он предупредил о персональной ответственности руководителей и предложил увеличить финансирование противопожарной безопасности из внебюджетных средств и координировать свою работу с МЧС.

Ваш адвокат

- Может ли администрация школы в соответствии с рекомендациями учредителя сократить предстоящие зимние и весенние каникулы в связи с тем, что на 5 дней в ноябре текущего года был прерван учебный процесс из-за повышения уровня заболеваемости учащихся ОРВИ и ОРЗ?

Я бы в институт пошел... :: Какие экзамены сдавать?

! Об утверждении Перечня вступительных испытаний в образовательн! ые учреж дения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию.

Все должности работников образования: :: обязанности и требования к квалификации

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Пенсии, налоги, льготы

Новое в российском законодательстве (по состоянию на 8 декабря 2009 г.).

Частная жизнь

- Я являюсь единственным собственником 1-комнатной квартиры. Насколько сложно будет мне выписать из моей квартиры по суду бывшего зятя. Он в квартире не проживает, не платит за себя коммунальные платежи. Другого места для прописки у него нет. Существует какой-нибудь закон, который обязал бы его погасить свой долг по квартплате, или все ложится на плечи собственника?

Лайма ВАЙКУЛЕ: :: Я бы усыновила целый детский сад

Неотразимая латышка Лайма Вайкуле наряду с живущей на Украине молдаванкой Софией Ротару — единственные поп-дивы с постсоветского пространства, которые удержались на эстрадном олимпе России. В роду Вайкуле пела только бабушка, и то в церковном хоре, все остальные были простыми рабочими. Лайма на сцене с 12 лет. «Еще не вечер», «Вернисаж», «Я за тебя молюсь», «Я вышла на Пикадилли», «Акапулько», «Скрипач на крыше» и другие песни полюбились слушателям именно в исполнении обворожительной Лаймы, работающей в стиле европейских шоу-варьете. Наш корреспондент побеседовал с певицей о ее жизни и творчестве.

Выборы в самом разгаре

9 декабря в Новосибирске завершилась отчетно-выборная конференция областн! ой организации Профсоюза работников народного образования и на! уки РФ. В конференции приняли участие губернатор области Виктор Толоконский, руководители исполнительных органов власти региона, секретарь ЦК профсоюза Владимир Юдин.

В главной роли... :: Калужские депутаты видят в профсоюзе помощника, а педагоги - защитника

Председатель Законодательного собрания Калужской области Павел Каменский во второй половине ноября один из своих рабочих дней посвятил участию в 24-й отчетно-выборной конференции областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. И это был не просто знак уважения к крупнейшей в области общественной организации учителей. Отчетный доклад председателя обкома профсоюза Маргариты Пономаревой Павел Федорович слушал с неподдельным интересом, то и дело внося пометки в свой блокнот. Все свидетельствовало о том, что он на конференции не сторонний наблюдатель, а один из главных представителей стороны власти в социальном партнерстве.

Зоя ГАЛАЙДА, председатель Пермской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ: :: Наша тактика - работать на опережение

В кабинете председателя Пермской краевой организации профсоюза Зои Ивановны Галайды взгляд невольно падает на необычную картину — белая лодка у озера. Каждый гость интерпретирует этот образ по-своему. Многие видят в нем символ одиночества, а для Зои Ивановны эта лодка символизирует надежду: есть на чем плыть, есть куда и с кем. Такой настрой руководителя, конечно, помогает краевому профсоюзу не только удерживаться на плаву, но и решать сложнейшие задачи в период экономического кризиса и реформ в системе образования.

Реформа начинается в головах :: «Нейрохирургический» опыт министра образования

Министр образования Николай Яковлевич КАРПУШИН известен в регионе не! только своими новаторскими методами руководства, но и внимате! льным, н еформальным отношением к тому, каковы последствия этих реформ для системы образования каждого района края и отдельно взятого учебного заведения. Возможно, поэтому продуктивные взаимоотношения с отраслевым профсоюзом — одна из важных сторон его деятельности.

Как честно использовать профсоюзную собственность?

Сергей Николаевич БУЛДАШОВ был избран председателем Пермского краевого совета профсоюзов в ноябре прошлого года. Таким образом, он расстался с должностью заместителя руководителя администрации губернатора, предпочтя ей выборную. Многолетний стаж работы в администрации, а ранее — в райкоме партии, не мешает Сергею Николаевичу демократично подходить к руководству профсоюзами, в том числе и к вопросам распределения общих материальных благ.

«Формула-1» для Пермского технического :: Особый статус - особ! ые обязательства

Пермский государственный технический университет стал одним из четырнадцати национальных исследовательских университетов России. Новый статус не только повышает значимость вуза, но и налагает предельно сложные обязательства, для выполнения которых необходимо мобилизовать усилия всего коллектива сотрудников и студентов. О том, как развивается и будет развиваться профсоюзная организация вуза, говорили участники отчетно-выборной конференции, прошедшей в университете 22 октября.

Легче заработать, чем просить :: Новая философия от социальных партнеров

У двух профсоюзных организаций Пермского государственного педагогического университета есть своя специфика, ведь этот вуз готовит кадры для школы. В числе задач, которые ставит перед собой краевой профсоюз, — научить учителя и директора, как исполнителя государственного заказа по подготовке ученика, выдвига! ть свои условия, при которых можно этот заказ выполнить качест! венно. К онечно, лучше начинать это делать, как говорится, с младых ногтей — со студенческой скамьи. И здесь открывается огромное поле деятельности для первичных профсоюзных организаций ПГПУ. Об их успешной работе говорит хотя бы тот факт, что обе организации в процентном отношении растут, а профорганизация сотрудников даже увеличила свою численность. Ректор Пермского государственного педагогического университета Андрей КОЛЕСНИКОВ около десяти лет был членом президиума отраслевого крайкома и имеет свой взгляд на роль профсоюза в системе образования.

Как удержать молодежь? :: У администрации ПГУ и студенческого профкома есть свои методы

По словам ректора Пермского государственного университета Владимира Маланина, и коллективы, и руководители вузов края очень серьезно относятся к профсоюзным организациям: «Вне зависимости от перестроек последних лет мы поддерживаем конструктивное взаимод! ействие. В значительной степени это связано с тем, что руководство крайкома очень внимательно относится к процессам, которые происходят в высшей школе. Много раз смежные вопросы, связанные с социальной поддержкой работников и студентов, обсуждались у нас не только на переговорах с крайкомом, но и на Совете ректоров».

Проверка для лидера :: В Башкортостане состоялся слет председателей первичных организаций

3-4 декабря в Уфе прошел очередной слет-конкурс председателей первичных профсоюзных организаций учреждений образования Республики Башкортостан «Профлидер-2009». Этот форум, проводимый уже в течение одиннадцати лет, год от года становится все более популярным, авторитетным и значимым. В этот раз в слете приняли участие 62 председателя первичных организаций, а также 12 лидеров, которые впервые были избраны на должность руководителей городских и районных комитетов пр! офсоюза.

Ректоры подвели итоги года

В МГУ имени М.В.Ломоносова под председательством академика РАН Виктора Садовничего прошло итоговое заседание Совета Российского союза ректоров. В заседании приняли участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, руководитель Рособразования Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Григорий Балыхин, председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова, а также руководители региональных советов ректоров всех семи федеральных округов.

Консультация юриста

Какими нормативными документами регулируется рабочее время учителя? Допустимо ли составлять учителю расписание с так называемыми окнами?

Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты»

После каждого конкурса «Учитель года», когда все участники, кто счастливый, кто расс! троенный, уезжали домой, мне казалось, что-то неповторимое теряется навсегда. И однажды я понял, что будет новый год, будут новые участники, новые конкурсные испытания, но такой команды «пеликанов» уже больше никогда не будет, никогда не повторятся такие ночные посиделки, такие песни в автобусе, все эти люди больше никогда не соберутся вместе. Не потому что не хотят, не смогут.

Открытая трибуна :: Литература

Подборки интервью с писателями или критиками часто выходят с предисловиями, которые либо знакомят читателя с биографиями представителей культуры, либо собирают их высказывания в некий тематический реестр чисто описательного характера. Отступая от установившейся традиции, можно представить писателей и критиков через призму анализа, который знакомит читателя с динамикой изменений, происходящих сегодня в русской культуре. То время, когда альтернативная проза шокировала читателя св! оей жестокостью или обнажением традиционной русской агрессии, ! направле нной на подавление индивидуального сознания или свободы высказывания и действия, осталось позади. Современная действительность оказалась намного более жестокой и реальной, чем текстовые реалии постмодернистов. Это новое восприятие действительности в свою очередь отразилось на появлении новых тем в искусстве. Во фрагментах приведенных интервью хотелось выявить новые тенденции в современной прозе, которые либо подлежат дальнейшему осмыслению-развитию, либо обречены на вымирание за ненужностью.

Последний урок Януша Корчака :: Обществознание

«Поливаю цветы. Моя лысина в окне – такая хорошая цель. У него карабин. Почему он стоит и смотрит спокойно? Нет приказа. А может быть, до военной службы он был сельским учителем или нотариусом, дворником? Что бы он сделал, если бы я кивнул ему головой? Дружески помахал рукой? Может быть, он не знает даже, как все на самом деле? Он мог приехать только вчера, и! здалека…» Это строчки из дневника писателя и учителя Януша Корчака, который был начат в 1942 году в варшавском гетто, куда был переведен Дом сирот, руководителем которого он являлся. Корчак ухаживает за цветами – это желание хоть как-то уйти от ужаса окружающего и сохранить стойкость духа.

Делаем проект вместе :: Русский язык

Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов: предварительный выбор темы, составление плана, изучение литературы по теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, предполагающая устное выступление с краткой характеристикой работы.

Замковый камень :: Технология

«Трулло» по-итальянски обозначает «купол». Именно такую форму имели многие дома, ! возведенные в XVII веке в Южной Италии, в Апулии. Трулли выложены из камней без применения раствора, их легко можно разобрать и при определенном умении легко собрать заново. Но ведь итальянцы не вели кочевой образ жизни, им не требовалось перемещаться вслед за пасущимися стадами в поисках пастбищ. В чем же причина столь необычных архитектурных решений?

Великий француз всех времен :: История

В апреле 2005 года телеканал «Франс-2» объявил результаты голосования телезрителей, выбиравших «самого великого француза всех времен» (Le plus grand Francais de tous les temps). Им стал Шарль де Голль (1890 – 1970), генерал и политик, символ и организатор движения Сопротивления во время Второй мировой войны, создатель и президент V республики. Бесспорно, это великая личность французской истории XX века. Его ставят в один ряд с Жанной д, Арк и Наполеоном. И если до сегодняшнего дня память о нем живет в сердцах и умах большинства французов, то это прежде всего потому, что он умел в критические моменты истории своей страны занять собственную позицию, проявив волю и силу, взять на себя ответственность за происходящее и напомнить французам, что они «великая нация» с «великой историей».

Весь мир – театр :: Английский язык

«Весь мир – сцена, и все мужчины и женщины всего лишь игроки». Эта цитата из комедии Шекспира «Как вам это понравится» знакома любому преподавателю английского языка, а в каноническом переводе «Весь мир – театр» фраза давно стала крылатой, и не всегда люди знают, откуда она происходит. Моя учительница английского языка часто цитировала отрывок из пьесы, объясняя свой подход к преподаванию: учитель – это человек, который, пользуясь другой крылатой фразой, н! аходится «весь вечер на арене». Моя бабушка, работавшая учителем с пятнадцати лет, с детства приучила меня к пониманию того, что все педагоги должны быть немного актерами. В идеале, выходя на публику, в нашем случае – встав лицом к классу, мы оставляем «за кулисами» свои собственные переживания, проблемы, сомнения и перевоплощаемся в специалистов, которые не только прекрасно знают свой предмет, но и могут увлечь «публику», то есть учеников.

Без света немыслима жизнь на Земле :: Физика

Жизнь и деятельность ученых часто становится идеалом для подражания. Их беспредельное трудолюбие и преданность своему делу, высокая гражданственность, патриотизм, стремление заставить науку служить на благо человечества, высочайший интеллект и душевное благородство всегда оказывали и будут оказывать огромное влияние на современников и потомков. История науки убедительно показывает! , что, несмотря на отдельные мрачные периоды, временные упадки! и засто и, сомнения и разочарования, наука идет вперед, к победе разума и прогресса. Но все это достигается в борьбе, в борьбе за истину. Поучительны примеры роли и позиции ученых, основателей волновой и корпускулярной теорий света.

Энергетическая стратегия :: География

Сенека утверждал, что общество человеческое похоже на свод, где различные камни, держась друг за друга, обеспечивают прочность целого. И это так! Мы каждый день находимся в неосознаваемом доверии к людям (учителям в школе, врачам, водителям на улицах города и т. д.). Верим в них, доверяем им, надеемся на их ответственность и профессионализм. Все эти факты формируют нашу жизненную позицию и поведение. Каждый отрезок времени мы делаем свой жизненный выбор, что во многом определено нашей жизненной позицией. Мы часто прибегаем к сравнению, чтобы понять, что происходит. Почему мы такие разные? При этом в мир мы приходим одинаковыми. Что происход! ит? Пытаясь найти ответ на вопросы, мы сравниваем себя и других людей, окружающее общество – с иным, нашу страну – с другими.

Сила культурного кода :: Взгляд

Когда в нашу страну приходит (или в ней рождается) что-то хорошее, важное, потенциально полезное всему человечеству, то прежде всех угроз, врагов, сбоев и нестыковок на успешном пути у этого хорошего и важного распахивает свою хищную пасть Забалтывание.

Трудные вопросы :: История

Еще не прозвенел звонок на первый урок, а меня одолевают колючие мыслишки. Может быть, хорошо, что ученики, бегущие в школу мимо бывшего Овсянникова сквера, уже не знают, что там весной 1864 года, на Мытнинской площади, состоялась гражданская казнь над Николаем Чернышевским, который мечтал о свободе и звал «народ к топору». Нам же не нужны сегодня «особенные люди»? А! поэтому не надо будоражить детское сознание неудобными вопрос! ами. Так ова ли позиция нашего учительства? Нет. Моя позиция, позиция педагога, выражена словами английского писателя Уильяма Голдинга: «Понимать – это моя профессия!»

Позиция православной церкви: ответ на вызов современного мира :: Теология

Жил в Париже один богатый купец, искренне верующий человек, и был у него друг еврей. Купец сильно сокрушался, что друг его не знает истинной веры, и еврей, вняв уговорам, согласился принять христианство, однако не ранее, чем съездит в Рим. Узнав о таком решении, купец крайне опечалился, так как знал о нечестивой жизни духовенства при римском дворе. К его удивлению, еврей, своими глазами увидевший разнообразные пороки клириков, твердо решил креститься. «Я понял, что эти люди стараются обратить в ничто христианскую религию, но она является все в большем блеске и славе, и мне стало ясно, что нет религии более истинной и святой».


В избранное