Концепция модернизации российского образования, национальный проект «Образование» предполагают ориентацию на самостоятельную деятельность учеников, их личную ответственность за создание собственного образовательного продукта, а также использование информационных технологий в обучении. Все это возможно при использовании мето
да проектов в образовательном и воспитательном процессе. Чем метод пр
оектов отличается от других методов образования?
Прочитала письма «Молодые
не нужны» и «Древних гонят» и решила принять участие в разговоре. Сегодня под лозунгом модернизации образования вводится новая система оплаты труда — по результату, оптимизация сил и средств в образовании. Но при этом критерии оценки качества, четкие и понятные, отсутствуют. Простое перенесение экономических правил в образовательную область не срабатывает и не сработает. Школа не завод: вложил рубль — получил прибыль. Рез
ультат нашей работы пролонгирован во времени.
Что
может быть традиционнее, чем школа? Учителя, классы, уроки, расписание, тетради, отметки, домашние задания. Однако то, что сегодня кажется нам самым обыкновенным, в свое время произвело настоящий переворот устоявшихся представлений и вызвало немало нареканий у консерваторов.
К 100-летию со дня рождения Ивана Ефремова. Статья 2
Я сел за компьютер и написал первую фразу: «Вряд ли существовал в нашей стране какой-нибудь второй человек, с которым было связано столько загадок, как с писателем-фантастом Иваном Антоновичем Ефремовым». Не успел я написать эту фразу,
как понял, что загадка уже возникла. Ибо отца Ивана Ефремова звали не Антон, а Антип.
Региональный компонент: для знатоков иностранного и патриотов своей Родины
Смысл преподавания иностранного языка на современном этапе — введение учеников в мир родной и иноязычной культур, развитие мышления детей средствами языка. Речь идет не только об усвоении иной культуры, но и об осмысленном понимании менталитета родного народа. Понимание родной культуры чрезвычайно важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии
детей, расширении их кругозора. Если ребенок обладает знаниями о традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на английском языке. Поэтому сегодня большое внимание уделяется изучению регионального компонента на уроках иностранного языка.
Интегрированные уроки изобразительного искусства и художественного труда
В условиях современного города школьники лишены возможности в полной мере приобщиться к культуре родного края, не имеют достаточно полного представления о творчестве народных мастеров, художественно-эстетических особенностях изделий декоративно-прикладного искусства,
традиционных промыслов. Значит, нужно искать новые формы и методы обучения детей изобразительному искусству с учетом региональных художественных традиций.
- Я работаю учителем начальных классов в школе с углубленным изучением иностранных языков. Из-за часов, отводимых на изучение иностранных языков, которые преподают учителя-предметники, моя ставка сокращается до 17 часов в неделю. Администрация школы предлагает возместить недостающие 3 часа за счет ведения кружков. Но кружковая работа ведется во второй половине дня и отличается от преподавательской работы, что меня
не устраивает. Администрация требует письменного отказа от ведения кружковой работы и согласия на ставку 17 часов в неделю. Обязана ли администрация предоставить нам полную ставку (20 часов) в рабочее время?
Я работаю воспитателем уже 23 года. Самым большим своим достижением считаю утвержденную на городском уровне программу кружка «Здоровый образ жизни» и разработанные к ней 27 занятий. Посылаю на конкурс конспекты нескольких занятий, которые кажутся мне наиболее оригинальными. Эти занятия я полностью придумала сама и успешно
провожу их с детьми. Надеюсь, что вам они понравятся.
Сначала дет
и меряют «температуру» себе, а затем Рублеву, Моцарту, Родену...
Мне припомнилось недавнее посещение Музея изобразительных искусств. Шла экскурсия для школьников. Экскурсовод, переходя от одной картины к другой, говорила: «Вот это Рембрандт, он родился тогда-то и тогда-то, он жил в Голландии в XVII веке, а теперь взгляните сюда, вот это Снайдерс, он родился...» Экскурсовод идет дальше, ведя за собой сонных десятиклассников. Почему им неинтересно? Давайте подумаем.
Мастерская «Гидрологические и гид
рографические исследования озера»
Как мы и
обещали нашим читателям, в летних номерах «Методической кухни» продолжается публикация материалов участников 5-й Межрегиональной экологической экспедиции школьников России, состоявшейся в июле прошлого года в Новгородской области (см. №№4, 8 за 2007 год). В этом номере вы найдете уникальный сценарий мастерской на свежем воздухе.
Комплекс упражнений для укрепления и развития мышц лица
Дыхательные мышцы — единственный активный компонент дыхательной системы, благодаря которому осуществляется обмен воздухом между орг
анизмом и окружающей средой. Дыхательные мышцы потребляют значительное количество кислорода (до 20% от общего объема во время тяжелой физической работы). От уровня силы и развития этих мышц напрямую зависят функциональные резервы дыхательной системы. Ослабление силы дыхательных мышц вызывает уменьшение подвижности грудной клетки, уменьшение жизненной емкости легких, глубины дыхания, эластичности легочной ткани, ухудшаются другие характеристики дыхательной системы.
Опытные учителя-практики пытаются создать системы прие
мов обучения. Это не случайно, ведь, накопив 150-200 приемов раб
оты, учитель становится мастером своего дела. А накопив «строительный материал», можно конструировать свою собственную систему работы.
Грядет сентябрь, и регионы — лидеры шахматного образования — завершают подготовку к введению шахматных уроков в программу начальной школы. Относительно легко решаются вопросы с инвентарем и ставками для преподавателей. Но далеко не везде отдают себе отчет в том, что преподавание шахмат невозможно без наличия полного уч
ебно-методического комплекта (УМК), имеющего рекомендацию Минобразования. Причем полноценный шахматный УМК должен содержать, как минимум:
В конце июня — начале июля состоялся финал VII Всероссийской акции «Я — гражданин России». В этом году он проходил в детском оздоровительном центре «Дмитриадовский» Ростовской области. Сюда приехали команды из 19 регионов России — от Камчатки до Брянской области, о
т Вологды до Северной Осетии, разработавшие и реализовавшие в своих р
егионах социальные проекты. Впервые в финале конкурса участвовала делегация Ярославской области. Все финалисты — яркие представители различных территорий России. Они были отобраны оргкомитетом Всероссийской акции в ходе заочного этапа из более 200 команд-претендентов из 58 субъектов Российской Федерации.
Правительство Москвы и Совет ректоров Москвы и Московской области связывают давние неформальные отношения, которые, к слову, имеют и формальное воплощение
в тех документах, которые ежегодно подписывают Правительство Москвы и президиум Совета ректоров. Это программные документы, которые определяют наше взаимодействие в самых разных областях: в развитии города и в развитии учебного процесса, в воспитательной работе и так далее. Это не просто декларации, это не просто какие-то целеполагания, это поддержание и материально-технической базы, и финансовое обеспечение — словом, вполне конкретные задачи, которые мы
решаем совместно.
В Москве работает правительство дублеров. Работает активно. В июле
все министры Правительства Москвы отправлены в отпуск, их места заняли студенты, которые завоевали это право в честном конкурсном поединке. Теперь молодые люди готовятся к каждому заседанию, которое проходит под председательством мэра Москвы Юрия Лужкова (он дублеров пока не имеет). Поэтому они приехали в Городской ресурсный центр (ГРЦ) Департамента образования, чтобы получить ответ на вопрос: «Как можно применять в системе московского образования «Карту уча
щегося»?»