Перед дверью мы оказались вдвоем. Я и симпатичный маленький мальчик, с виду лет восьми. Желая пропустить его вперед, я протянула руку к высокой двери и... словно споткнулась о строгий взгляд. Укрепившись
ногами на полу, сам распахнув массивную дверь с видимым усилием, мальчик сказал тоном, не допускающим возражений: «Проходите, пожалуйста». Если бы это была обычная вежливость по отношению к взрослому, пр
изнаться, во мне бы она вызвала меньшее изумление. Но следом за мной крохотный рыцарь придержал дверь и трем смешливым первоклассницам. Те весело прощебетали «спасибо». «Мужичок с ноготок» довольно улыбнулся и отправился по своим школьным делам.
Интересное письмо пришло от жителей села Старое Эштебенькино Самарской области. Вот что они писали: «...В нашем районе планируется организовать четыре образовательных центра. Теперь планируют реорганизовать нашу среднюю школу в основную.
Непонятно, на каком основании выбор сделан в пользу Каменнобродской средней школы. Наша школа расположена в двухэтажном кирпичном здании на 320 посадочных мест с учебными кабинетами и мастерской. Ежегодно выпускники школы вместе с аттестатами зрелости получают удостоверения тракториста-машиниста, показывая отличное знание на экзаменах (экзамены по трактору проводятся ежегодно на базе нашей школы для северных школ района). Родной колхоз не испытывает нехватки в механизаторских кадрах, руководят волостью и хозяйством выпускники опять же нашей школы. Число учеников в школе стабильно — 170 человек. Ожидается увеличение за счет реорганизации соседних школ на 98 человек».
В некоторых работах, посвященных биографии А.С.Макаренко, вскользь упоминается, что в 1922 году он в течение очень короткого времени состоял студентом Центрального института организаторов народного просвещения, существовавшего в те годы в Москве. Недавно в Государственном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области (ГАОРССЛО) было найдено личное дело А.С.Макаренко — студента этого института.
Константин Сергеевич Колесников — лауреат Государственной премии СССР за работу в области динамики ракет, академик РАН, лауреат золотой премии В.Г.Шухова, сподвижник С.П.Королева, 33 года отработавший научным консультантом в его конструкторском бюро, а впоследствии в НПО «Энергия», — яркий пример ученого-классика. Во всяком случае специалисты считают Колесникова прямым преемником научной школы динамики движения, заложенной еще Н.Е.Жуковским. При всем этом Колесников не чопорный, не высокомерный человек. Он прост в общении, живет обычной жизнью, в которую разрешает заглянуть тем, кто интересуется этой жизнью как примером для восхождения к высотам науки.
13 марта 2004 года распоряжением Правительства РФ руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки назначен Болотов Виктор Александрович, бывший первый заместитель ликвидированного Министерства образования РФ. В том, что именно Виктору Болотову предложили возглавить новую структуру в федеральной триаде: министерство — агентство — служба, нет ничего неожиданного.
Много общаюсь с китайскими коллегами. Некоторые вещи
поражают. В системе китайской академии наук, например, принята очень жесткая система обязательного выхода на пенсию с 60 лет, при этом пенсия устанавливается в размере 100% зарплаты, а это на сегодня 2000-3000 юаней (то есть 7500-11000 рублей на наши деньги при ценах на продукты питания вдвое ниже, чем у нас).
В Дни «Учительской газеты» в Татарстане нас, журналистов всероссийского профессионального издания, гостеприимно встречал лицей №9 им. А.С.Пушкина г.Зеленодольска.
Здесь состоялся «круглый стол» по профильному обучению («УГ» №3, 27 января 2004 г.). Место его проведения было выбрано не случайно.
На фестивале школьных библиотек «БиблиОбраз» осенью прошлого года прозвучал гимн, посвященный работникам школы, о которых всегда говорят гораздо меньше, чем об учителях. В нем есть такие слова:
Алеша ни на что не надеялся. Во-первых, потому, что был еще слишком мал и о том, что такое надежда и вера в чудо, скорее всего даже и не подозревал. Во-вторых, и это главное, надеяться ему было не на что. Родители отказались от него еще в роддоме. Рассчитывать на то, что где-то сыщутся столь безрассудно благородные люди, которые согласятся его усыновить,
было бы по меньшей мере наивно. Кому нужен ребенок без рук и почти без ног?
Бабушку я помню с самого раннего детства. Помню сначала ее руки, всегда занятые какой-то работой. От их прикосновений становилось тепло и сладко. Помню одуряющие запахи ее знаменитых на всю округу пирожков с капустой и картошки «с сыринкой». Помню дядю и теть, приезжавших со своими детьми домой при первой возможности. И это ощущение праздника, когда наша единственная комната в полуподвале коммуналки становилась самой лучшей, самой светлой на свете. И этим светом была для всех моя неграмотная бабушка Анастасия Родионовна.
...Наконец-то я на Урале, в Златоусте, который в этом году отметит свое 250-летие. Душу завораживает сочетание глубокого лазурного неба, морозного воздуха, снега, скрипящего под ногами, как сахар, и невысоких приземистых гор, поросших хвойным лесом. Действительно, не зря эти места за свою красоту сравнивают со знаменитыми альпийскими ландшафтами, называя их «уральским Тиролем» или «русской Швейцарией».
В Нижегородском государственном университете имени Н.И.Лобачевского прошла церемония открытия «университетской» зоны беспроводного доступа в интернет по протоколу 802.11b, известному как WiFi. Уникальность события в том, что в странах Восточной Европы такого еще нет, да и в Российской Федерации освоение этой передовой технологии высшими учебными заведениями начато не в Москве и Санкт-Петербурге, а в Нижнем Новгороде.
В соответствии с Уставом Российской академии образования
президиум академии сообщает имена кандидатов для участия в выборах действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов РАО в 2004 году:
Веронику Долину — как забыть? В моем архиве хранится пластинка, из серии, как теперь говорят «были — на виниле». У меня и проигрыватели есть — целых два. Старенький, 60-х годов, долго чинился, потом мне привезли новый с колонками, уже из дизайна 70-х. В те годы Вероника
очень напоминала мне мою сестру Елену. А на новых кассетах я ту, с пластинки, свою любимую песню, так и не нашла:
Подробно рассмотрев непростой, во многом противоречивый, социально-психологический и управленческий контекст, в котором существует и развивается сегодня любая школа (№№ «УГ» с предыдущими статьями), мы приступаем к последовательному изложению наших взглядов на стратегию развития образования в целом и школы в частности. Вопросы, которые будут здесь обсуждаться, на первый взгляд могут показаться отвлеченными и далекими от насущных нужд и задач практического управления образовательным учреждением. Но еще Сенека справедливо заметил, что, если
не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным.