Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" (#47 от 13.11.2001)


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Обзор текущего номера  Учительской газеты 


Содержание #47-2001


Тема номера:
"Из первых рук"

Минимально. Но обязательно
Министерство образования представляет проект документа, который может стать основой нового содержания и структуры образования

[Через неделю в архиве]

Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России представляет проекты "Обязательного минимума содержания образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования" и "Требований к уровню подготовки выпускников", разработанные для проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, осуществляемого на основании Федеральной программы развития образования, Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы.

Начальная школа
[Через неделю в архиве]

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
- осознать себя носителем уникального, богатого русского языка как средства общения между людьми родной страны; получить целостное представление о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве;
- осознать свойства и характеристики основных единиц языка (звука, слова, словосочетания, предложения, текста), понять их связи и отношения, закономерности функционирования в речи; получить представления о способах анализа единиц языка (способе изменения и сравнения), научиться использовать эти способы при решении лингвистических практических задач (при анализе слова по составу, установлении и объяснении правописания слов с известными орфограммами, применении правил расстановки знаков препинания в предложении и др.

Основная школа
[Через неделю в архиве]

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
- получить представление о сущности и назначении языка, его роли в жизни человека и общества; о русском языке как национальном языке русского народа, как государственном языке РФ и языке межнационального общения; об основных функциональных разновидностях современного русского литературного языка; об особенностях языка художественной литературы; о жанрах речевых произведений;
- характеризовать основные признаки языковых единиц (фонетических, лексических, морфемных, словообразовательных, морфологических, синтаксических); опознавать их по изученным признакам, анализировать и уместно употреблять в речи;
- овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы адекватно ситуации и стилю общения; владеть современным речевым этикетом;
- ознакомиться с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами русского языка и овладеть ими;
- освоить основные правила орфографии и пунктуации и научиться применять их в письменной речи;
- адекватно воспринимать письменные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительный, изучающий и просмотровый виды чтения; адекватно воспринимать устную речь; пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);
- овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; научиться создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения, использовать в текстах соответствующие языковые средства;
- совершенствовать и редактировать тексты, находить грамматические и языковые ошибки и недочеты, исправлять их;
- свободно пользоваться различными словарями русского языка.

Средняя (полная) школа
Общеобразовательный уровень

[Через неделю в архиве]

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
- получить представления о связи языка и культуры народа; о системе языка и его основных единицах, о речевой деятельности; об особенностях устной и письменной речи; об особенностях литературного языка и его отличиях от других форм существования национального русского языка; о литературной норме и типах норм современного русского литературного языка;
- научиться анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения их предназначения и функционально-стилистических качеств, соблюдения норм и требований выразительности речи;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; применять правила эффективного использования языковых единиц в речи с учетом особенностей русского речевого этикета;
- углубить представление об основных принципах русского правописания и совершенствовать умение применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- овладеть различными видами чтения и аудирования текста; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений;
- научиться создавать собственные высказывания в устной и письменной форме на заданные темы;
- научиться оценивать высказывания с точки зрения содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;
- расширить представление о возможностях лексической и грамматической синонимии и научиться использовать их в собственной речевой практике; овладеть приемами редактирования текста;
- научиться выступать с докладом, рефератом, рецензией, участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, дебатах;
- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку.

Средняя (полная) школа
Профильный уровень

[Через неделю в архиве]

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
- получить представление о связи языка и культуры народа; о месте русского языка среди языков мира; о выдающихся лингвистах и их вкладе в развитие языкознания; об особенностях литературного языка и его отличиях от других форм существования национального русского языка; о литературной норме и типах норм современного русского литературного языка; о выразительных возможностях и стилистических ресурсах русского языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса;
- понимать особенности системного устройства языка и взаимосвязь его единиц, особенности речевой деятельности, компонентов речевой ситуации; отличия устной и письменной форм языка;
- анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения их предназначения и функционально-стилистических качеств, соблюдения норм и требований выразительности речи;
- оценивать высказывания с точки зрения содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; оценивать изобразительно-выразительные возможности художественного текста и проводить его лингвостилистический анализ;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; применять правила эффективного использования языковых единиц в речи с учетом особенностей русского речевого этикета;
- углубить представление об основных принципах русского правописания и совершенствовать умения применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- овладеть различными видами чтения и аудирования текста разных стилей и жанров; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений;
- расширить представление о возможностях лексической и грамматической синонимии и научиться использовать их в собственной речевой практике; овладеть приемами редактирования текста;
- научиться выступать с докладом, рефератом, рецензией, участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, дебатах;
- свободно пользоваться справочной и научно-популярной литературой по русскому языку.


Внимание! Обсуждение проекта!

Уважаемые читатели! Дорогие учителя, папы и мамы, ребята! Сегодня, пока документы не приняты, у вас есть реальная возможность принять участие в их доработке. Включайтесь в дискуссию! Устраивает ли вас предложенный проект? С чем вы не согласны? Ждем ваших откликов. Самые интересные и содержательные из них будут опубликованы в "Учительской газете".
В ходе обсуждения нам хотелось бы получить ответы на следующие вопросы:
1. Обеспечивает ли проект фундаментальный характер и практико-ориентированную направленность образования?
2. Отвечает ли данное содержание общего образования современным потребностям личности, общества и государства? В какой степени освоение представленного содержания общего образования необходимо для каждого выпускника начальной, основной и полной средней школы?
3. Достаточна ли разгрузка содержания образования? Оправдано ли исключение некоторых вопросов содержания и переноса его определенной части в профильное обучение?
4. Как вы предполагаете, реально ли выполнение указанных требований учащимися? Какой объем учебного времени необходим для обеспечения отработки учебных и практических умений, освоения опыта эмоциональной и творческой деятельности?
Адрес: 103012, Москва, Ветошный пер., д.13-15, редакция "УГ".
Тел. (095) 298-89-90 (отдел школ),
Тел./факс (095) 928-82-53,
E-mail: ug@ug.ru



Веб-редактор "УГ"
Константин Сорокин

журнал "Лидеры Образования"

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное