Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Финансы и Бизнес

  Все выпуски  

Новости журнала "Финансы и Кредит" номер 3


АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

«ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

3 (339) - 2009 ЯНВАРЬ

 

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Стратегия институционально-сетевого развития банковской инфраструктуры

Овчинникова О.П., доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, переподготовке и повышению квалификации

Михалева Ю.В.

Орловская региональная академия государственной службы

В статье авторы предлагают меры по развитию банковской инфраструктуры на региональном и местном уровнях, ориентированные как на Центральный банк РФ и его территориальные представительства, так и на органы государственной власти и местного самоуправления (в рамках их функционалов).

 

Механизмы преобразований собственности в банковском секторе в условиях финансового кризиса

Новожилова Т.Н., кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой государственных и муниципальных финансов Волго-Вятской академии государственной службы

Яркин К.В., начальник отдела Нижегородского филиала Банка «Возрождение» (ОАО)

Мировой финансовый кризис, разразившийся осенью 2008 года, заставил многие страны переоценить реальное состояние и перспективы развития банковского сектора. Банковские структуры развитых стран первыми приняли на себя удар. Проявление кризиса в российском банковском секторе несколько отличается от западного, но в целом проблемы достаточно однотипны: невозвраты кредитов, снижение ликвидности, отток вкладов и депозитов и др. Принимаемые на государственном уровне меры напрямую затрагивают отношения собственности. Диапазон механизмов преобразований широк: от передела собственности в рамках банковского сектора до национализации банков. Преобразования носят массовый и достаточно быстрый характер. Результаты проявятся позже.

 

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Использование современных инструментов в системе управления финансовыми ресурсами

Кулагина М.Е., старший преподаватель региональной кафедры финансового менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института, г. Барнаул

В статье предложена модель регулирования текущей платежеспособности, позволяющей прогнозировать устойчивую способность организации оплачивать обязательства. Применение модели позволяет, с одной стороны, определять условия, необходимые для достижения требуемого показателя ликвидности, а с другой – предсказывать его будущее значение при заданных условиях. Для построения указанной модели применены математико-статистические методы: метод корреляции и регрессионного анализа. В качестве эмпирических данных принимаются показатели, характеризующие финансовое состояние реального сектора Алтайского края за 2005 г.

 

БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ

Электронная коммерция и финансовые услуги: перспективы взаимодействия

Казанский А.В., кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский Государственный Университет, экономический факультет, кафедра теории кредита и финансового менеджмента

Данная статья посвящена развитию электронной коммерции и ее влиянию на расширение спектра банковских услуг, оказываемых дистанционно. Автор подробно исследует изменение структуры финансового рынка благодаря развитию электронной коммерции, неуклонное проникновение интерактивного способа взаимодействия между клиентами и организациями на рынок банковских услуг, новые формы конкуренции между банками и небанковскими организациями на рынке кредитных и расчетно-кассовых услуг. Особый интерес представляет классификация дистанционного обслуживания клиентов в зависимости от режима (off-line, on-line), а также систематизация основных предпосылок преимущественного использования Интернета как инструмента дистанционного банковского обслуживания.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Взаимосвязь региональных публичных финансов и государственной реформы игорного бизнеса

Школик О.А., генеральный директор ООО Инвестиционная компания «Конкистадор», г. Екатеринбург

Настоящая статья посвящена рассмотрению проблематики формирования доходной части субфедеральных бюджетов через рассмотрение государственных инициатив по реформированию сферы частного бизнеса и реорганизации системы государственного регулирования отрасли азартных развлечений.

Объектом исследования является игорный бизнес, анализ которого проводится с двух позиций: как одного из источников формирования налоговых доходов региональных бюджетов и как предмета государственных реформ, предусмотренных Федеральным законом № 244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Особое внимание в статье уделяется региональному аспекту государственной реформы. Основная проблема, поднимаемая в рамках статьи: потеря источника бюджетных доходов региональных бюджетов представленного в виде поступлений по налогу на игорный бизнес. Рассмотрение и анализ проблемы проводится на примере бюджетов Москвы и Свердловской области. В целях сохранения доходных источников за соответствующими бюджетами предложены две концепции по реструктуризации системы регулирования.

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Институциональные ловушки Инвестиционного фонда РФ

Митрофанова И.В. кандидат экономических наук, зав. лабораторией стратегических экономических исследований Южного научного центра РАН, доцент кафедры экономической теории и экономической политики

Сизов Ю.И., доктор экономических наук, профессор

Волгоградский государственный университет

Основными источниками государственных средств для финансирования инвестиционных проектов разного статуса, масштабности и значимости являются ФАИП, ФФРР и с 2006 г. – Инвестиционный фонд РФ, созданный в целях стимулирования реализации крупных инфраструктурных и инновационных проектов за счет активного внедрения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Однако реальная практика демонстрирует, что в том виде, в каком этот инструмент существует сейчас, он представляет собой скорее некий «фантом», миф, полный «институциональных ловушек».

Институт и механизм формирования ГЧП так, как это прописано в «Положении об Инвестиционном фонде РФ», конфликтует и с Бюджетным, и с Градостроительным, и с Налоговым кодексами, с земельным законодательством; процедура отбора проектов опутана бюрократическими волокитами и всевозможными согласованиями, что многократно мультиплицирует потенциальные риски частных соинвесторов. Только при условии существенного пересмотра и совершенствования законодательства, выстраивании соответствующих институтов финансирования крупных проектов можно добиться, чтобы государственный Инвестиционный фонд превратился из мифического в реальный и эффективный инструмент поддержки серьезных проектных инициатив федеральных, региональных и местных властей.

 

ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Кризис российского фондового рынка: фундаментальные предпосылки и последствия

Вавулин Д.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное управление и финансы» Орловского государственного технического университета

Вот уже более года весь мир живет в условиях экономического кризиса, причиной которого явились общеизвестные проблемы на мировых финансовых рынках, прежде всего, на крупнейшем из них – финансовом рынке США. Первым на кризисные явления на мировых финансовых рынках отреагировал российский фондовый рынок. В мае – июне 2008 г. произошел перелом повышательного тренда российского фондового рынка, имевший место в течение последних трех лет, а осенью 2008 г. произошло резкое снижение основных его индикаторов.

В рамках данной статьи автором будут рассмотрены фундаментальные предпосылки и некоторые последствия кризиса российского фондового рынка для отечественной экономики.

 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

К вопросу об эффективности налоговой политики на региональном уровне

Рощупкина В.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» -

Северо-Кавказский государственный технический университет

В статье рассматривается функционирование системы бюджетных отношений в свете перехода на среднесрочное финансовое планирование и к новым пропорциям распределения доходов и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы.

Обозначены приоритеты налоговой политики государства в условиях существующих межбюджетных отношений, а также степень влияния децентрализации бюджетной системы на эффективность налогового регулирования.

 

Анализ и оценка современного состояния системы налогообложения аграрной сферы России и зарубежных стран

Камалян А.К., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и права

Мусорина И.В.

Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки, г. Воронеж

В данной статье представлен анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ. Определяется место налоговых платежей в доходах бюджетов всех уровней. Проводится сравнительный анализ величины налогового бремени России и ряда зарубежных стран, а также анализируется структура налоговых платежей в изучаемых странах. Выявлена тенденция поступления налогов в бюджет РФ по видам экономической деятельности. Определяется налоговая нагрузка в аграрной сфере, а также влияние налоговых льгот данного сектора экономики на ее размер.

 

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Единый счет бюджета Пенсионного фонда России

Емельянова Т.В., старший преподаватель Академии бюджета и казначейства Минфина России

Организационная структура Пенсионного фонда России (ПФР), его региональных и территориальных органов характерна сложной системой финансовых отношений. Существующий порядок движения денежных средств ПФР затрудняет получение оперативной и актуальной информации о финансовых ресурсах ПФР. В рамках данной статьи рассматривается предложенная автором для повышения эффективности управления средствами бюджета ПФР технология единого счета бюджета (ЕСБ) ПФР, наиболее оптимально внедряемая при передаче функций по организации кассового обслуживания исполнения бюджета ПФР органам Федерального казначейства.

 

КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Власов И.П., Московский городской университет управления Правительства Москвы

Автор в статье делает вывод, что наиболее благоприятным рынком кредитования малого бизнеса являются города с населением до 250 тыс. жителей и от 250 до 500 тыс. жителей. При этом основными доминирующими факторами при принятии решения о входе в данные регионы являются низкий уровень конкуренции, отсутствие либо незначительное влияние банков конкурентов, незначительные требования к характеристикам кредитных продуктов, высокий уровень предпринимательской активности, достаточно низкая стоимость трудовых ресурсов и прочих расходов…

 

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Структура производства как объекта экономики России

Яшник А.Н., кандидат технических наук, г. Тверь

Исследования в области обоснования структуры производства проводят путем анализа статистического материала в той или иной области и определяют на этой основе некие закономерности. Предлагается другой подход: определяется цель развития экономики государства и, исходя из нее, выявляется, какова должна быть структура производства для достижения этой цели. При таком подходе оказывается, что должна быть применена не стратегия «догнать», а стратегия «срезать» дистанцию и выйти на уровень развитых стран.


Журналы Издательского дома "ФИНАНСЫ и КРЕДИТ" доступны в электронном виде (pdf) в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

 На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи. Подробности на нашем сайте: http:// www.fin-izdat.ru  E-mail: pdf@fin-izdat.ru

 


В избранное