Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты бизнеса. Предприниматели рассказывают..." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости журнала "Финансы и Кредит" номер 17 (май)
АННОТИРОВАННОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» 17
(305) - 2008 май Заседание Консультативного
совета по реформированию системы рефинансирования 28 марта 2008 г. в Москве состоялось рабочее заседание Консультативного
совета Ассоциации региональных банков России. В заседании, проходившем под
председательством Президента Ассоциации «Россия» Анатолия Аксакова, приняли
участие руководители крупнейших российских банков Заседание Координационного совета было посвящено рассмотрению возможных
изменений, необходимых для совершенствования системы рефинансирования
российских банков. В начале заседания выступил руководитель центра экономических
исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев.
Ссылаясь на зарубежный опыт, он указал на необходимость серьезных структурных
реформ системы рефинансирования, создание условий равноправного доступа к
источникам и механизмам рефинансирования для всех банков, исключения
дублирования функций различными департаментами Банка России. Сергей Моисеев
озвучил конкретные шаги, которые необходимо предпринять, чтобы построить
современную, грамотную, работающую модель рефинансирования, которая может стать
самой прогрессивной и дать преимущество российским финансовым структурам. Затем выступил вице-президент Ассоциации «Россия», руководитель
консалтинговой группы БФИ Александр Хандруев. По словам А. Хандруева, все
инструменты, о необходимости внедрения которых говорил Сергей Моисеев, уже
доступны. Просто иногда они имеют другое название. Система рефинансирования
предназначена для решения относительно краткосрочных задач повышения
ликвидности банков и Центральный банк не должен брать на себя риски кредитных
организаций, отметил А. Хандруев. В ходе продолжительной дискуссии участники заседания пришли к мнению, что
реформировать систему рефинансирования необходимо, но эта реформа, ни в коем
случае, не должна носить революционный характер и должна быть основана на
вдумчивом анализе зарубежного опыта и адаптации его к российским условиям. По итогам заседания было подготовлены «Предложения Ассоциации региональных банков России о формировании комплексной системы рефинансирования кредитных организаций», которые будут направлены на рассмотрение в Центральный банк РФ. Путь в
средний класс: Как микрофинансирование может помочь начинающему бизнесу? 3 апреля 2008 г. в Москве прошел круглый стол
«Путь в средний класс: Как микрофинансирование может помочь начинающему
бизнесу?» Организаторами мероприятия выступили Национальное партнерство
участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Правительство Москвы. Мероприятие проводилось в честь визита в
Россию, по приглашению Правительства Москвы, лауреата Нобелевской премии мира
2006 г. за вклад в развитие микрофинансирования – профессора Муххамада Юнуса. В ходе дискуссии обсуждались вопросы
вовлечения малообеспеченного населения в предпринимательскую деятельность и
легализация малого бизнеса, проблема повышения доступности финансовых услуг для
мелкого бизнеса и населения, а также ключевая роль институтов
микрофинансирования в построении всеохватывающей финансовой системы. В рамках круглого стола г-н Юнус поделился
своими мыслями о возможностях микрофинансирования как инструмента развития
частного предпринимательства и борьбы с бедностью. Также были обсуждены
проблемы и перспективы развития микрофинансирования в России – с участием
депутатов Федерального Собрания, представителей Минфина, Минэкономразвития,
Банка России, ведущих банков и организаций микрофинансирования, кредитных
кооперативов. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА Проблемы формирования сбалансированной клиентской политики банка Данилова Т. Н., доктор экономических наук, профессор Зиновьева С.В., кандидат экономических наук Волго-Вятская академия государственной службы В статье рассматриваются проблемы формирования сбалансированной клиентской политики банка и ее влияние на банковские риски. Обосновывается эффективность использования метода сбалансированных показателей, применяемых к клиентоориентированной политики банка. Показано, что в банковской системе России функционируют не только универсальные, но и розничные банки, что повышает требования к клиентской работе банков. Конечная цель выполняемой клиентской работы банка – повышение ее стоимости. Метод BSC (balanced Scorecard) четко показывает откуда берется рост доходов, за счет каких клиентов и почему. Использование данного метода обеспечивает информационную поддержку в банковских системах принятия решений. Новизна предлагаемого подхода применительно к рассматриваемой проблеме состоит в разработке нового информационного обеспечения, добавляемого в виде блока к операционному дню банка. Применение данного подхода позволяет решить проблемы формирования сбалансированной клиентской политики банка. Региональный расчетно-клиринговый центр как элемент производственной
банковской инфраструктуры территории Овчинникова О.П., доктор
экономических наук, профессор Михалева Ю.В. Орловская региональная академия государственной службы При определении экономического эффекта использования клиринговых расчетов играют роль следующие два фактора: время проведения платежа и стоимость платежа. В системе валовых расчетов под стоимостью платежа рассматривается стоимость денежного капитала, необходимого для проведения данного платежа. В системе клиринговых расчетов стоимость платежа определяется исходя из комиссии, взимаемой клиринговым центром за проведение данного платежа. Поэтому на внутрирегиональном уровне расчеты
будут проводиться на чистой основе (клиринг). Такой механизм расчетов в
значительной степени сокращает количество и стоимость переводов денежных
средств для заданного объема операций, что позволяет банкам значительно снижать
издержки и сокращать среднее суммарное количество резервов. Межбанковские обязательства и требования не
урегулируются расчетно-клиринговым центром немедленно, а накапливаются в
течение рабочего дня, по окончании которого подводится баланс. В течение дня,
однако, могут проводится несколько клиринговых сеансов (по усмотрению РКЦ).
Платежи, урегулированные по итогам клирингового сеанса, становятся собственностью
получателя. Платежи, не урегулированные по итогам клирингового сеанса,
помещаются «в очередь» до проведения следующего клирингового сеанса. Платежи,
стоящие в очереди, могут быть отозваны отправителем и присланы им вновь с
другими значениями приоритетов, что недопустимо в системе брутто-расчетов. В
конце рабочего дня подводится итог по проведенным за день операциям,
рассчитывается дебетовое и кредитовое сальдо по каждому банку. После этого осуществляется окончательный
межбанковский расчет. При платежеспособности всех банков сети со счетов
банков-«должников» снимаются суммы в размере образовавшегося за день дебетового
сальдо, которые прямо через расчетный центр распределяются между банками, имеющими
кредитовое сальдо. В конце операционного дня участники получают итоговые
выписки по своим счетам с указанием реквизитов всех проведенных за день
платежей и величиной исходящего остатка на счете участника. Иными словами, по
внутрирегиональным расчетам происходит стандартная процедура клиринга. Преимущества и тенденции развития системы банковских электронных
срочных платежей Гаврилова О.А., старший преподаватель Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского
государственного политехнического университета В статье затронуты важные аспекты современного состояния банковских электронных срочных платежей. Применение Интернет-банкинга, обеспечивает резкое сокращение времени и затрат на обслуживание, приводит к реальной экономии материальных и финансовых ресурсов, что в конечном счете способствует повышению конкурентоспособности банка. Применение современных технологий позволяет банку выстроить принципиально новую стратегию своего развития, выбрать требуемый сегмент рынка, сформировать оптимальную линейку услуг. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ Взаимодействие органов государственной власти и
местного самоуправления: бюджетный аспект Завьялов
Д.Ю., кандидат юридических наук, заместитель председателя Комитета
бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области В статье автор рассматривает актуальные вопросы реализации самостоятельности местного самоуправления через призму финансово-бюджетных отношений. Исходя из анализа конституционных норм, раскрывается тема несовершенства понятийного аппарата: "полномочие", "компетенция", "вопрос местного значения" и вытекающие из этого проблемы. Рассмотрены тенденции изменения финансовых основ муниципальных образований в процессе бюджетных реформ. Сформулированы проблемы снижения уровня самодостаточности местных бюджетов, неритмичного поступления доходов. ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ Анализ ипотечных кредитных программ в России и факторы, сдерживающие их
развитие Рыкова И.Н., доктор экономических наук, г. Москва Фисенко Н.В., Северо-Кавказский банк Сбербанка России Одним из наиболее перспективных
направлений розничного банковского бизнеса является ипотечное кредитование.
Количество банков, предоставляющие ипотечные кредиты увеличилось с 300 в В статье для анализа ипотечных программ банков авторы выделили следующие их основные параметры: кредитуемый объект недвижимости; пакет документов для оформления кредита; сумма кредита; процентная ставка; валюта кредита; срок кредитования; порядок погашения кредита и процентов; срок рассмотрения кредитной заявки. ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ Финансы
домашних (сельских) хозяйств в самообеспечении комфортным жильем: вопросы
теории и практики Гончаров А.И., доктор экономических наук, профессор, Всероссийский заочный
финансово-экономический институт Баркова О.И., старший инспектор Волгоградского отделения № 8621
Сбербанка России Финансовая состоятельность населения, являясь элементом социально ориентированной «экономики потребления», может быть включена как звено в систему финансов непроизводственной сферы. Процесс финансового самообеспечения домашних (в том числе сельских) хозяйств объединяет оценку объемов и формирование источников необходимых финансовых ресурсов, способы и организацию финансирования расходов, стимулирование достижения результативности затрат, контроль своевременности и законности операций на всех этапах движения денежных потоков. В настоящее время на село «пошли» финансовые потоки, инициированные сразу двумя национальными проектами «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Однако пока сельское жилищное строительство не вышло на линию устойчивого, поступательного развития. В статье автор рассматривает следующие вопросы: финансово-экономический механизм жизнедеятельности сельских домохозяйств в России; практические пути развития финансовой состоятельности домохозяйств российского села; финансовая состоятельность домохозяйств за рубежом. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА Прогнозирование налоговых поступлений в субъекте Российской Федерации Едронова В.Н., доктор экономических наук, профессор Акимов Н.Н. Нижегородский коммерческий институт Законодательные основы развития государственного прогнозирования в переходный период российской экономики были заложены в Федеральном законе №115-ФЗ от 20.07.1995 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В частности, был установлен порядок разработки концепций, прогнозов и программ социально-экономического развития на очередной год, среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также определен состав организаций, участвующих в разработке этих документов, среди них функциональные министерства и ведомства, федеральные и региональные органы исполнительной власти. После принятия закона возросла значимость налогового прогнозирования, планирования мероприятий по мобилизации доходов в бюджет, 90% которых составляют налоговые поступления. Дальнейшее развитие налоговое прогнозирование получило благодаря внедрению в практику финансовых прогнозов, основывающихся на бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации... Налоговые новации в программах партий Тернопольская Г.Б., кандидат экономических наук, профессор, Всероссийская
государственная налоговая академия Минфина России Тютюрюков Н.Н., кандидат экономических наук, доцент, Российская
академия государственной службы при Президенте РФ 24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон №198-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», с 1
января 2008 г. он вступил в силу. Этот закон принимали практически те же победившие
партии, которые предлагают изменения в налоговом законодательстве. Реализация рассмотренных авторами налоговых корректировок
может привести к корректировкам данного закона. Учитывали ли это партии, их
предлагающие? Или же предложения партий чисто декларативны? В целом представленный авторами анализ приводит к выводу о социальной направленности и стимулировании предпринимательства, в частности малого, предлагаемых корректировок в налогообложении. Наиболее детально проработаны предложения партии «Справедливая Россия». У партий, не представленных в Думе нового созыва, также есть интересные предложения в налогообложении, которые заслуживают внимания: у Аграрной партии России, которая, в частности, поддерживает введение прогрессивного НДФЛ, и у партии «Яблоко». Наиболее интересно будет проследить развитие интриги, связанной с предвыборными обещаниями партий о введении прогрессивного налогообложения доходов граждан и предложением послания Президента РФ о сохранении единой ставки НДФЛ. ИННОВАЦИОННАЯ
СТРАТЕГИЯ Инновационная экономика России: время перемен Бекетов Н.В., доктор экономических наук, профессор,
директор Научно-исследовательского проектно-экономического института Якутского
государственного университета Денисова А.С., заместитель
директора Научного центра социально-экономических и гуманитарных исследований
Якутского государственного университета. Время выбора, «эпоха бифуркации» – возможно, главной бифуркации (от французского bifurcation – раздвоение, ветвление). в истории человечества – подразумевает прогноз и анализ возможных сценариев развития событий, «проектирование будущего» и усилия по его созданию как главные направления деятельности ученых и политиков. Адаптация к новой реальности потребует огромных усилий, способности увидеть направление будущих перемен, воли и энергии, чтобы направить их в желаемое русло. По-видимому, это и имел в виду президент России, ставя перед учеными сверхзадачи, решения которых общество ждет от исследователей. Адаптация ведет к глубоким изменениям – нововведения, изобретения, инновации, новые технологии уже очень сильно влияют на нашу жизнь, но будут влиять в обозримом будущем еще сильней. В начале ХХ в. в центре внимания государств вошла экономическая политика, сейчас одним из главных приоритетов становится политика инновационная. Несколько лет назад в Париже состоялась серия встреч на уровне экспертов, затем заместителей министров и, наконец, министров стран-член Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), посвященная теме: «Инновации для экономического роста». Эта организация, объединяющая около 30 ведущих промышленных развитых стран, традиционно уделяла большое внимание инновационным процессам в современном мире. Тогда инновационная политика рассматривалась как часть экономической политики. Прошло всего несколько лет, и этот взгляд стал слишком узким. Развитие инноваций стало крупной системной проблемой для ведущих государств, транснациональных корпораций, больших регионов. Инновации сейчас разумно связывать не с отдельным сектором экономики, а с концепцией устойчивого развития, принятой в стране, с перспективами развития общества. Есть все основания, чтобы назвать нашу эпоху эпохой инноваций… ЛИЗИНГ ВООРУЖЕНИЯ Межгосударственный лизинг в сфере военно-технического сотрудничества Плешков А.Д., кандидат
экономических наук Главное финансово-экономическое
управление Министерства обороны РФ Расширение
масштабов военно-технического сотрудничества (ВТС) способствует росту
инновационных возможностей и созданию конкурентных позиций у российской
высокотехнологичной промышленности, что обеспечивает экономическую безопасность
государства. Это требует использования предприятиями ОПК всего арсенала
современной инвестиционной политики. Здесь наиболее отработанным вариантом
является межгосударственный лизинг, позволяющий России в начале третьего
тысячелетия расширить масштабы ВТС на прозрачной международной основе, как с
развитыми, так и с развивающимися странами. Межгосударственный
лизинг сталкивается на практике со специфическими проблемами – это
необходимость оформления лизингового договора в виде, отличающем его от
закупочного контракта, условия проведения межгосударственных арендных платежей,
признание в стране арендатора права собственности арендодателя на имущество,
передаваемое в лизинг, право востребования арендодателем имущества в случае
нарушения арендатором условий договора, проблемы таможенного оформления предмета
лизинга и другие вопросы. Риск
межгосударственного лизинга является более высоким, чем у торговой сделки,
поэтому требуются консультации высокопрофессиональных юристов, сотрудников
налоговых и таможенных органов, что приводит к росту затрат на его
осуществление. В связи с этим предприятиями ОПК может быть востребован прямой
лизинг, позволяющий минимизировать затраты и получить за счет этого дополнительные
конкурентные преимущества, что актуально в условиях вхождения России в ВТО и
ужесточения конкуренции в сфере ВТС. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Региональный финансовый центр Алматы как площадка для взаимодействия
сегментов финансового рынка Казахстана Адамбекова А.А., кандидат экономических наук, доцент Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова Привлекательным для инвесторов в Казахстане не только с позиции доходности и окупаемости, но и масштабности и значимости для инвестируемой страны инвестиционным проектом, является стратегически важный для Казахстана проект создания в Алматы регионального финансового центра – РФЦА. Впервые эта идея прозвучала на III Конгрессе финансистов Казахстана и за этот период проведена определенная работа в направлении достижения поставленной цели. Цель создания центра – ускорение процесса дальнейшего развития города как казахстанского и регионального финансового центра за счет стимулирующих мероприятий со стороны государства. Следует отметить, что для реализации поставленной цели г. Алматы и его финансовый рынок имеют многие важные предпосылки. Алматы, став южной столицей Казахстан, за годы независимости не только сохранил свою политическую, финансовую, промышленную, культурную, спортивно-туристическую и научно-образовательную привлекательность, но и стал одним из динамично развивающихся регионов страны. Это касается и динамики роста численности населения и основных показателей социально-экономического развития. Алматы,
несомненно, может быть назван городом с высоким инвестиционным потенциалом. Концентрация в
городе ведущих институциональных инвесторов в лице пенсионных фондов,
коммерческих банков, страховых организаций и инвестиционных фондов
обуславливает значительные возможности для создания привлекательного
инвестиционного климата. Особую
роль в деятельности финансового рынка города и страны в целом играют такие
участники рынка как АО Казахстанская фондовая биржа, АО Центральный
депозитарий, АО Казахстанская ипотечная компания и многие другие участники
финансового рынка, обеспечивающие его функционирование. В Алматы размещены
представительства 20 крупнейших банков США, Германии, Франции, Нидерландов,
России, Украины, стран Средней Азии и др. Все это свидетельствует о том, что в
Алматы сконцентрирован значительный объем финансовых потоков: 66 % кредитного
рынка, 52 % депозитного рынка (без учета нерезидентов) страны. Теперь
журналы Издательского дома "ФИНАНСЫ и КРЕДИТ" доступны в электронном виде (pdf) в Научной Электронной Библиотеке
(eLIBRARY.RU).
|
В избранное | ||