Хотя процессы цифровизации охватили уже многие
отрасли, сфера ЖКХ в настоящий момент, увы, в числе аутсайдеров.
Это наглядно подтверждают данные Росстата, согласно которым в прошлом году чуть более 65 % ресурсоснабжающих организаций использовали базовые информационные технологии. Речь идет об оснащенности компьютерами, использовании интернета и локальных вычислительных сетей, внедрении автоматизированных систем учета потребления ресурсов. Тем не менее регионы делают шаги в этом направлении – кто?то более уверенные, а кто?то весьма осторожные.
Умные города выбирают умные технологии
Отличницей по праву можно назвать Москву, но и здесь есть свои «подводные камни», которые нужно брать во внимание при реализации подобных проектов: в частности, большая доля городского и государственного участия в сфере ЖКХ, отклонения от действующего федерального законодательства, сложные регламенты содержания объектов, более широкие возможности по внедрению современных технологий.
Руководитель направления «Городские решения в сфере ЖКХ» Департамента информационных технологий города Москвы Илья Демин считает, что немаловажно соблюдать этапность в реализации таких проектов.
– Мы внедряем информационные технологии в сфере ЖКХ, в первую очередь, для того, чтобы работа городских служб была эффективной. Однако, прежде чем, допустим, установить новые приборы, необходимо предусмотреть некий бюджет на поддержание их функционирования, найти ответственного оператора. В противном случае, даже после успешного запуска «пилота» система не взлетит. Поэтому, приступая к реализации очередного проекта, заранее определяем, к какой
цели хотели бы прийти и какие шаги следует предпринять для ее достижения, – пояснил он.
Среди перспективных направлений автоматизации ЖКХ города спикер выделил: биллинг и учет, отраслевую автоматизацию деятельности органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений, создание инфраструктуры (учет объектов, замена и установка базового оборудования интеграции), отраслевую аналитику для принятия управленческих решений.
По мнению заместителя руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Алексея Чукарина, Москва по праву считается умным городом – ежегодно в столице реализуется более 300 проектов, так или иначе касающихся внедрения цифровых технологий, в том числе в сфере ЖКХ. Простой пример – переход к «умному освещению» и онлайн-счетчикам потребления ресурсов «всё в одном».
Не отстает Санкт-Петербург: в 2013 году создан и запущен отраслевой портал жилищно-коммунального хозяйства. Председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Денис Чамара отметил, что в начале прошлого года были выполнены работы по созданию базовых функций раскрытия сведений поставщиками информации на этом портале, налажено информационное взаимодействие с ГИС ЖКХ.
Спикер также уточнил, что реализация проектов информатизации по направлениям, которые установлены программой «Цифровая экономика», утвержденной Распоряжением Правительства РФ, дала возможность гражданам сообщать о проблемах по 199 категориям, связанным с жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройством города.
Лидеры и аутсайдеры
Между тем, в конце марта в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ прошло совещание с регионами по вопросу внедрения ГИС ЖКХ. Благодаря возможностям видеоконференции к дискуссии присоединились более 800 представителей регионов.
Оказалось, что качественно улучшили работу в ГИС ЖКХ Республика Татарстан, Рязанская область, Камчатка, Красноярский край, Мурманская область и Чеченская Республика. При этом регионами – лидерами в этом направлении по?прежнему являются Костромская, Новосибирская и Омская области. А вот в Республике Ингушетия, Республике Крым, Курской области, Республике Дагестан и Пермском крае организационная работа по размещению информации в ГИС ЖКХ
не выполнена должным образом. Комментируя это, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев сообщил, что в ближайшее время серьезно расширяются возможности по контролю за размещением информации в ГИС ЖКХ у органов Госжилнадзора и органов прокуратуры.
– Мы готовим для них целый пакет новых аналитических отчетов, которые позволят видеть ситуацию во всех разрезах в режиме реального времени, и принимать соответствующие меры, – подчеркнул он.
Кроме того, на днях стало известно о том, что интеллектуальные системы учета расходования коммунальных ресурсов, в том числе с онлайн-передачей данных, могут быть внедрены в ЖКХ в течение шести лет.
– Одно из направлений стратегии развития ЖКХ – повышение качества жилищно-коммунальных услуг за счет внедрения в отрасли современных технологий. Для реализации этой задачи мы запустили проект «Умный город», аккумулирующий российский и международный опыт и технологические наработки, – говорит заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис. – Для любых инноваций в первую очередь нужны
объективные, достоверные и обновляемые онлайн-данные. Поэтому задачей номер один в рамках концепции «Умного города» мы видим именно совершенствование систем учета. Это позволит получить точную картинку объема потребления, качества ресурсов, состояния сетей, оперативно узнавать об авариях и реагировать на них, понять объем и причины несанкционированных трат, причем и технологических потерь, и незаконных подключений.
Важный нюанс – источником финансирования установки таких систем могут быть инвестиционные программы предприятий ЖКХ, в том числе по типу энергосервиса, либо контракты жизненного цикла.
Можно и нужно внедрять
Руководитель практики по работе с компаниями сектора электроэнергетики и ЖКХ, партнер КПМГ Василий Савин отмечает, что в эпоху цифровизации компании ЖКХ сталкиваются с рядом вызовов: избыточным регуляторным давлением, стремительным развитием технологий, возрастанием конкуренции, непростыми рыночными условиями, процессами M&A (слияния и поглощения),
Разумеется, цифровые технологии имеют значительный потенциал в области ЖКХ, уже сейчас они могут использоваться для решения множества задач. Например, при мониторинге текущих показателей потребления обеспечивают получение достоверной информации, выявление недобросовестных клиентов и неавторизованных подключений. Или для улучшения точности прогноза потребления за счет возможности внедрения гибкой тарификации, снижения пиковых нагрузок и обеспечения баланса спроса
и предложения. Самое главное – современные технологии позволяют анализировать состояние сетей коммуникаций и прогнозировать время следующего обслуживания.
Особое внимание спикер обращает на возможности использования цифровых технологий в теплоснабжении, что весьма актуально, ведь средний возраст основных фондов в теплоснабжении увеличивается и, по оценкам Минэнерго РФ, 68 % теплосетей имеют 100 %-ный физический износ. К тому же сохраняется высокий уровень потерь тепла. Учитывая ограниченную возможность решения данных проблем тарифными методами, ввиду значительной социальной составляющей стоило бы изучить варианты
использования новых технологий для решения актуальных проблем отрасли. Например, внедрение систем диспетчеризации или информационно-графических систем (по примеру ПАО «МОЭК», ГУП «ТЭК СПб»), которые помогают прогнозировать и предотвращать аварийные ситуации, облегчать диагностику неполадок, повышать качество инвестиционных программ. Еще один вариант – использование новых материалов в прокладке труб (ППУ, Изопрофлекс, Касафлекс, ПСЩ), ведь
в таком случае уменьшится объем земляных работ и снизится стоимость монтажа, а скорость прокладки и срок полезного использования увеличатся.
И это лишь некоторые из направлений, где можно и нужно внедрять современные технологии. Тогда и результат не заставит себя ждать. В подтверждение этого тезиса Василий Савин привел несколько примеров, которые стоило бы изучить отечественным специалистам. Например, внедрение технологий Big Data для анализа технического состояния сети водоснабжения одной из европейских столиц позволило коммунальной компании снизить на 10 % количество прорывов трубопроводов
и на 2 % снизить объем утечек воды; использование передовых алгоритмов позволило автоматически с достаточной степенью точности восстановить до 50 % недостающей информации об отдельных элементах 7000 км сети трубопроводов. А вот правительство штата Виктория (Австралия) санкционировало внедрение интеллектуальных счетчиков для всех домашних хозяйств и малых предприятий в штате, потребляющих менее 160 МВт*ч в год. Интеллектуальные счетчики измеряют, сколько
электричества использует домохозяйство или бизнес, и обеспечивают основу для внедрения системы гибкого ценообразования. Такая гибкая тарификация позволила снизить пиковые нагрузки на 3?5 %.
С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru
Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:
Участие в "Каталоге ЭНЕРГЕТИКА.RU" (размещение Ваших новостей, информации о продукции, видео-материалов и многое другое);
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.