Российский бизнес готов помогать федеральным властям в
устранении бюрократических преград, которые сводят на нет любой долгожданный закон, любое полезное начинание.
Яркий пример – ситуация с федеральным Законом об энергосбережении, который вступил в силу несколько лет назад, но так и не привел к ожидаемым результатам. Как подчеркивает генеральный директор петербургской компании Quadro Electric и активист Общероссийского народного фронта (ОНФ) Владимир Млынчик, корень всех зол – в отсутствии единого органа, располагающего полномочиями для воздействия на отраслевые министерства
и заинтересованного во взаимодействии с компаниями, готовыми перестроить российскую экономику на энергоэффективных началах.
На эти и другие темы мы решили поговорить с Владимиром Млынчиком.
– Владимир, созданная вами компания несколько лет назад активно занялась проведением энергетических обследований и вопросами энергоэффективности. Насколько велик ущерб, связанный с формальным отношением к требованиям закона?
– Могу привести цифры, уже названные мной на состоявшейся в конце минувшего года встрече актива ОНФ с президентом Владимиром Путиным. Если бы требования Закона об энергосбережении исполнялись в полной мере, то за пять лет действия закона мы сэкономили бы 15 процентов потребляемой электроэнергии – по три процента в год. При этом экономия только 10 процентов всеобщего энергопотребления равна 300 миллиардам рублей – половине затрат,
направленных на чемпионат мира по футболу в 2018 году!
Далее, начиная с 2009 года из бюджета выделено 9 миллиардов рублей, направленных на проведение обязательных энергетических обследований бюджетных учреждений, включая составление энергопаспортов. Сегодня, по данным Минэнерго, принято немногим больше 50 процентов энергопаспортов. И это означает, что более 4,5 миллиарда рублей просто выкинуто на ветер. При этом значительная часть энергетических обследований выполняется формально, студентами или специалистами,
не имеющими должной квалификации. Другой распространенный вариант, наблюдаемый нами на собственном опыте, – энергоаудит выполнен качественно, но он не нужен заказчику, который буквально откладывает результаты энергетического обследования в долгий ящик и не собирается не только выполнять рекомендованные материалы, но даже читать энергопаспорт.
– Так что же нужно, чтобы реанимировать почти бездействующий закон?
– На мой взгляд, здесь нужно назначить федеральное ведомство или создать координирующий орган, отвечающий за выполнение требований Закона об энергосбережении, имеющий возможность влиять на отраслевые министерства, которые не спешат с выполнением требований закона. Сегодня такого координирующего органа нет. К примеру, проведение энергосберегающей политики в детских садах и школах является задачей не Минэнерго, а Минобразования,
а за выполнение аналогичных мероприятий в учреждениях здравоохранения отвечает, соответственно, Минздрав. Более того, отраслевые ведомства не только действуют врозь – они не спешат прислушиваться к предложениям общественности, в том числе экспертов ОНФ, они кивают друг на друга в ответ на отправляемые в их адрес запросы. По сути, единственное отраслевое министерство, которое взаимодействует с нами, – это Минэнерго, которое
прислушивается к нашей позиции, приглашает наших экспертов на совещания, создало систему бесплатных энергодеклараций.
Сейчас нами совместно с ОНФ создан годовой план работы по привлечению общественности к вопросам энергосбережения и энергоэффективности. Мы планируем ряд мероприятий, в том числе и просветительских, которые направлены на информирование россиян. Мы хотим рассказать им о том, что энергосбережение – крайне перспективный инструмент, который приносит реальный приток средств. Ведь во всем мире энергосбережение давно и успешно работает. Пора
нагонять упущенное. Кроме того, ОНФ активно займется мониторингом выполнения министерствами поручений, подписанных президентом по итогам нашей встречи в ноябре.
– Итак, задача номер один – создание координирующего центра, отвечающего за все задачи, связанные с энергоэффективностью. Каким должен стать следующий шаг?
– Для того чтобы выполнить рекомендации, указанные в энергетических паспортах, необходим источник финансирования таких проектов. Формально такая возможность имеется – это предусмотренный Законом об энергосбережении механизм энергосервисного контракта, позволяющий возмещать затраты инвестора за счет экономии, достигнутой благодаря внедрению энергосберегающих мероприятий, позволяющий обходиться без привлечения бюджетных средств. Но эффективность этого
инструмента ничтожно мала. По имеющимся в нашем распоряжении данным, сегодня в России заключается около тридцати энергосервисных контрактов в год. Это в сотни раз меньше, чем диктуют потребности рынка.
Одна из причин такого разрыва между потребностями и реальностью – настороженное отношение банков и других финансовых институтов, которые не спешат финансировать энергосервисные контракты, оценивают их как слишком рискованные. Существующая система не предусматривает ни защиты подрядчика от неплатежей, ни защиты заказчика от невыполнения работ. Такова позиция экспертов Общероссийского народного фронта. И, судя по результатам встречи
с президентом, наш голос был услышан: правительство поручило Минэнерго проработать рыночные механизмы энергосервисной деятельности. Мы надеемся, здесь будет создано что?то вроде государственного Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, позволившего в начале века сдвинуть с мертвой точки идею ипотеки.
Более того, есть надежда, что сотрудничество с банками позволит привлечь в сферу энергосбережения, что называется, «умные деньги», кредиты, которые выделяются на наиболее эффективные и многообещающие с точки зрения кредитной организации или инвестора проекты.
А что сегодня? Сейчас мы чаще всего имеем дело с точечными инвестициями, направленными, к примеру, на создание индивидуальных тепловых пунктов или на замену светильников в бюджетных учреждениях. Возможно, и это необходимо. Но масштаб энергосбережения должен быть иным, более серьезным. Это не должны быть смешные 30 договоров в год.
И если идея заключения энергосервисных контрактов действительно пойдет в массы, мы рассчитываем, что у экспертов ОНФ появится возможность тестировать на энергоэффективность как крупные бюджетные проекты, так и типовые проекты медучреждений, детских садов, школ.
Нужно назначить федеральное ведомство или создать координирующий орган, отвечающий за выполнение требований Закона об энергосбережении.
– Хватит ли у вас сил и специалистов, чтобы выполнить эти масштабные планы?
– Надеемся, что хватит, тем более что к инициативам ОНФ готовы присоединиться специалисты саморегулируемых организаций (СРО), эксперты в области энергосбережения и другие заинтересованные лица. С тех пор, как в интернете появилась стенограмма прошлогодней встречи участников проекта ОНФ «За честные закупки» с президентом, контактный телефон нашей компании буквально обрывается от звонков. Направлений для совместной
деятельности у участников проекта множество. Возьмем, к примеру, сверхактуальную для большинства подрядчиков тему ГОСТов и технических условий. Многие заказчики предпочитают не раскрывать информацию, как они собираются делать некоторые позиции – по ГОСТу или по техусловиям (ТУ) – до самого последнего момента. Это позволяет провести тендер по минимальной цене, но ставит в неприятные условия подрядчика, который обнаруживает,
что ситуация меняется на ходу.
Уже выигравшая тендер компания обнаруживает, что производители оборудования предпочитают работать по более удобным для них ТУ, в то время как заказчик имел в виду ГОСТы, что означает повышение стоимости проекта примерно на 25 процентов. Или еще одна не очень приятная особенность: слишком многие из технических условий пишутся «под заказ» конкретных производителей, лоббирующих свою продукцию и свои интересы,
что порождает риски, которые могут «выстрелить» в будущем.
– Переломить эти тенденции будет непросто…
– Согласен, но итоги работы Общероссийского народного фронта показывают, что в деловой среде появилось немало готовых к решительным действиям профессионалов. И мы готовы высказывать критические замечания и деловые предложения, участвовать в мониторинге больших государственных начинаний. Успех приходит к тем, кто готов действовать на свой страх и риск. Об этом свидетельствует и наш собственный опыт компании, созданной тремя студентами
электромеханического факультета. Нашим стартовым капиталом стал миллион рублей, взятый взаймы на дружеских началах.
Я помню, как мы выиграли свой первый гостендер, и эта победа стала для нас началом крушения мифа о том, что все в бизнесе держится на личных связях. Мы поняли, что перед нами открывается огромный рынок, на котором можно работать без коррупции, просто хорошо подготовившись и подав предложение. Мы отважились стать пионерами на рынке энергосервисных услуг, сделали ставку на популяризацию профессии энергетика и привлечение молодых
специалистов, и эта стратегия себя оправдала.
Сегодня в наших планах – менять конъюнктуру рынка энергетики с помощью бизнеса. Меня уже пригласили в Высший совет партии «Единая Россия», и я планирую заняться привлечением внимания политиков и общественности к нашей отрасли. Энергетика всегда была масштабной элитарной сферой, где в советские времена делались невероятные по мировым меркам вещи. Сегодня ее часто вообще не берут в расчет. А ведь у нас и сейчас есть
великолепные разработки и уникальные продукты, которые необходимо внедрять и можно экспортировать. Я полагаю, что эта масштабная технологичная отрасль может стать новым сильным подспорьем нашей экономики, и намерен бороться за ее процветание для развития нашей страны.
От редакции
Если вас заинтересовала тема этого интервью, мы просим присылать предложения для Владимира Млынчика и Общероссийского народного фронта на адрес korr@eprussia.ru.
Владимир Млынчик родился в 1989 году. В 2006 году поступил в Санкт-Петербургский государственный политехнический университет на электромеханический факультет. В 2009 году вместе с друзьями основал компанию Quadro Electric, в которой стал генеральным директором.
Компания занялась оказанием услуг в сфере электроэнергетики. Среди клиентов Quadro Electric – ПАО «ФСК ЕЭС», РЖД, «Ленэнерго», холдинг «Русинжиниринг», «ЛУКОЙЛ», «Силовые машины», «Транснефть», Государственный Эрмитаж и многие другие. За время своего существования компания увеличила свой доход в сотни раз, а штат вырос до семидесяти человек.
С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru
Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:
Участие в "Каталоге ЭНЕРГЕТИКА.RU" (размещение Ваших новостей, информации о продукции, видео-материалов и многое другое);
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.