Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Теплоснабжение ищет инвесторов: новая реформа


 

Теплоснабжение ищет инвесторов: новая реформа

 

 

Одно из главных ожиданий нового политического сезона – принятие ключевых решений о будущем тепловой энергетики. «Пласт накопившихся проблем сдерживает модернизацию. Отсрочка важнейших решений скажется на надежности теплоснабжения», – считает Владимир Шелков, генеральный директор ОАО «Квадра» .

 

Как известно, совершившееся в минувшем десятилетии реформирование РАО «ЕЭС России» изменило облик российской электроэнергетики и совершенно не затронуло не менее важной области – теплоснабжения, что привело к накоплению системных проблем и не способствовало повышению привлекательности отрасли с точки зрения инвесторов.

С какими проблемами приходит российская теплоэнергетика к началу масштабных реформ? Какие риски могут осложнить проведение намеченных преобразований? На вопросы «Энергетики и промышленности России» отвечает Владимир Шелков, генеральный директор ОАО «Квадра».

– На сегодняшний день сфера тепловой энергетики находится в достаточно сложном положении – в первую очередь это касается предприятий, работающих в комбинированном цикле производства тепловой и электрической энергии (когенерации). Наиболее серьезные проблемы российского теплоснабжения на сегодняшний день – высокий износ оборудования и теплосетевого хозяйства, отсутствие долгосрочного регулирования, неплатежи потребителей за потребленный энергоресурс, рост дебиторской задолженности. Пласт накопившихся проблем существенно сдерживают модернизацию отрасли, которая в данной ситуации не является привлекательной для инвестиций. Для инвестора важны понятные правила игры и долгосрочные перспективы, которых не может обеспечить нынешнее законодательство. Отсрочка важнейших решений в данной сфере усугубит положение еще больше, а значит, существенно скажется на надежности процесса теплоснабжения в целом.

– Как относитесь вы к критическим замечаниям и опасениям, высказанным в связи с предлагаемой концепцией реформирования теплоэнергетики? Как оцениваете вы альтернативные решения проблемы ценообразования, предложенные, в частности, ФСТ и предполагающие, что метод «альтернативной котельной» будет не единственным, но лишь одним из путей формирования тарифов? Какие составляющие реформы теплоснабжения вызывали (и вызывают до сих пор) больше всего разногласий?

– Ключевыми элементами предстоящей реформы являются отмена регулирования и переход в тарифообразовании на метод «альтернативной котельной», который подразумевает определение единой справедливой цены для потребителя тепловой энергии в конкретном регионе. Эта цена представляет собой предельную стоимость тепловой энергии, при достижении которой потребитель может отказаться от централизованного теплоснабжения в пользу альтернативных тепловых источников.

Другим ключевым элементом является определение статуса единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которое касается усиления прав и обязанностей ЕТО, имеющих статус «единого окна» и «единого оператора» для всех потребителей по поставке тепловой энергии в границах своей зоны теплоснабжения.

Вокруг данных вопросов ведутся жаркие дискуссии, пока нет согласованной со всеми заинтересованными ведомствами и организациями дорожной карты по реализации новой модели рынка тепловой энергии. На сегодняшний день наибольшее количество разногласий, прежде всего, вызывают вопросы определения порядка введения и статуса новой модели. Консолидированная позиция генераторов, поддержанная Минэнерго, выражена в том, что переход на новую модель ценообразования должен быть осуществлен повсеместно и одномоментно во всех регионах как основной и единственный.

Иные методы тарифного регулирования, используемые в настоящее время регуляторами в тепле, а также предлагаемые со стороны ФСТ, которая предлагает использовать разные подходы при определении справедливой цены для потребителя, не позволят должным образом справедливо и правильно определить цену наилучшего альтернативного источника, поскольку данная цена складывается из типовых операционных и капитальных затрат на строительство новой современной котельной с нормативными потерями и рыночным уровнем доходности.

Кроме того, предоставление каждому субъекту РФ возможности выбирать метод регулирования может привести к злоупотреблению со стороны местных органов власти. Существует риск, что если метод альтернативной котельной будет существовать как один из методов, то в регионах будут принимать тот расчет, при котором тариф будет меньше.

– Существуют ли, на ваш взгляд, важные проблемы, которые не решаются в рамках предложенной концепции реформы теплоэнергетики? К каким рискам может привести «замораживание» решения этих проблем? Какие пути преодоления давних болезней отрасли предлагают заинтересованные лица, прежде всего – сами участники рынка теплоснабжения?

– В рамках предложенной концепции по внедрению новой модели рынка тепла не решаются должным образом вопросы нормализации расчетов и восстановления платежной дисциплины, сокращения дебиторской задолженности потребителей перед ресурсоснабжающими организациями.

Подготовленный в настоящее время проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины» ориентирован в основном на электроэнергетику и газоснабжение и не включает в себя подготовленную консолидированную позицию генеририрующих компаний, интересы которых представляет НП «Совет производителей энергии» по дополнениям в указанный законопроект.

Наиболее действенным способом нормализации платежей за отпущенные коммунальные ресурсы, повышения прозрачности начислений и платежей, а также минимизации рисков нецелевого использования денежных средств посредниками (оптовыми перепродавцами тепловой энергии, в том числе муниципальными и управляющими компаниями), является исключение последних из цепочки расчетов и переход на прямые расчеты с конечными потребителями, в том числе с населением, а также ужесточение ответственности в регулировании вопросов теплоснабжения.

Однако новая модель рынка тепла не содержит предложений по нормативному регулированию перехода на прямые расчеты путем законодательного закрепления права ресурсоснабжающих организаций на ведение прямых расчетов с населением без обязательного решения общего собрания собственников и других норм. Стоит отметить, что ОАО «Квадра» неоднократно направляло свои предложения по данному вопросу в различные федеральные органы власти. Кроме того, у компании есть положительный опыт работы по данному вопросу, во многих регионах своего присутствия ОАО «Квадра» уже перешло на прямые расчеты с населением. Везде, где это произошло, наблюдается полное восстановление платежной дисциплины, уровень сбора платежей в этих регионах доходит до 98 процентов. Без перехода на прямые расчеты с конечным потребителем все попытки повышения инвестиционной привлекательности отрасли и формирования долгосрочных перспективных планов будут несостоятельны.

– Какие сложности могут встретиться при реализации основных положений реформы (переход на формирование долгосрочных тарифов в соответствии с моделью альтернативной котельной и введение единой теплоснабжающей организации, переход на договорные рыночные отношения в рамках одной централизованной системы)? Какие пути решения этих проблем являются, на ваш взгляд, наиболее эффективными?

– Ключевым аспектом реформы является поэтапное доведение конечных цен на тепловую энергию до уровня цены «альтернативной котельной». График перехода на цену «альтернативной котельной» будет устанавливаться правительством РФ или уполномоченным органом исполнительной власти в виде зависимости от разницы текущих тарифов на тепловую энергию в системе теплоснабжения и цены «альтернативной котельной».

Предполагается, что в тех системах, где текущий уровень конечных тарифов на тепловую энергию ниже уровня цены альтернативной котельной, должен произойти рост цены до уровня цены альтернативной котельной, что обеспечит условия для ликвидации перекрестного субсидирования в сфере теплоснабжения, а также справедливый уровень инвестиционных и операционных расходов в системе теплоснабжения.

В тех системах теплоснабжения, где текущий уровень конечных тарифов на тепловую энергию выше уровня цены альтернативной котельной, необходимо зафиксировать уровень всех тарифов на тепловую энергию на момент перехода на новую модель до года, когда зафиксированные конечные тарифы на тепловую энергию сравняются с ценой альтернативной котельной с учетом ее индексации.

Однако на сегодняшний момент реализация реформы с внедрением новых элементов в систему теплоснабжения слабо коррелируется с действующим подходом по ограничению предельного уровня тарифов и роста платы за коммунальные услуги. Поэтому необходим полноценный анализ расчетной модели цены тепловой энергии от «альтернативной котельной» с учетом тарифных, социально-экономических и бюджетных последствий внедрения целевой модели рынка тепла.

 

 


 

Беседовала Ольга МАРИНИЧЕВА

 


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru



Информационный портал Энергетика и промышленность России - это:

Ежедневная новостная лента Новости энергетики.

Уникальная бесплатная электронная библиотека для специалистов.

Электронная версия и архив газеты Энергетика и промышленность России.

Новинки нормативно-технической литературы от издательств в разделе Книжный магазин.

Доска объявлений для предприятий, работающих в промышленно-энергетических отраслях.

Информация об отраслевых выставках, конференциях и семинарах в разделе Выставки.

Каталог сайтов компаний ТЭК и промышленности.

Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:
Участие в "Каталоге ЭПР" (в том числе регулярное самостоятельное размещение ваших новостей в ленте Новости компаний);
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.


В избранное