Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Апокалипсис украинского энергомаша


 

Апокалипсис украинского энергомаша

 

 

Рождение украинского энергетического машиностроения не имело никакого отношения к независимой Украине: оно – дитя советской плановой экономики и трудовых пятилеток. А «нэзалэжное» существование украинского энергомашиностроения – это двадцатилетний период деградации.

 

При взгляде на современную Украину кажется, что попадаешь в какое то зазеркалье. Штурмовик выпускает ракеты по центру Луганска, а украинцы взахлеб рассказывают о взорвавшемся кондиционере, в Одессе заживо горят люди, а незалежные СМИ говорят о российских провокаторах.

И все размышляют о радужных перспективах, словно не замечая, что страна катится в пропасть.

Впрочем, Украине не привыкать быть заповедником экзотических фантазий. Ее граждане – закоренелые фантазеры, живущие без всякой оглядки на реальность.

Помните новейшую историю украинских мечтаний? Вначале наиболее активная и «прогрессивно» мыслящая часть народа бредила о «нэзалэжной дэржавности», которая, наконец, поможет Украине стать цветущей европейской страной. Когда их фантазии о том, что Украина кормит весь СССР, разрушились о реальность, по стране стала бродить дикая фантазия о несметных сокровищах Павла Полуботка, которые якобы осели в английском банке в ожидании независимой Украины. Не один год народ с энтузиазмом вычислял, сколько десятков килограммов драгметалла положено каждому украинцу, однако денег так никто и не увидел.

После того как страсти по золоту пострадавшего от русского царизма гетмана улеглись, новой массовой украинской фантазией стала «евроинтеграция». Украинцы наперебой рассказывают, каких невиданных высот процветания достигнет их страна, как только войдет в ЕС, где ее, конечно, уже давно заждались. Увы, призывы трезвомыслящих людей задуматься о том, что большая часть украинской продукции на рынках ЕС не востребована и востребована не будет и что, соответственно, потеря российских рынков будет означать немедленную экономическую катастрофу Украины, остаются неуслышанными. А значит, в скором времени Украину ждет горькое похмелье. И больнее всего это ударит не по конфетам, а по такой критически важной отрасли, как энергомашиностроение.

Украинские предприятия энергетического машиностроения специализируются на производстве оборудования для всех видов электростанций, в том числе паровых гидравлических турбин, атомных реакторов, генераторов, котлов, дизельных моторов, электроаппаратуры, кабеля и пр. Точно так же, как в случае с металлургией и химпромом, рождение украинского энергомашиностроения не имело никакого отношения к независимой Украине. Оно – дитя советской плановой экономики и трудовых пятилеток. А «нэзалэжное» существование украинского энергомашиностроения – это почти двадцатилетний период деградации.

Вместе с тем, несмотря на то что украинское энергомашиностроение потеряло свои позиции на мировом рынке, чувствует оно себя все таки лучше, чем, например, тяжелое. Данный феномен всецело объясняется производственной вмонтированностью украинских энергетических машиностроителей в инфраструктурные проекты РФ (а также Казахстана, Туркмении, Узбекистана и Грузии). По данным Министерства промышленной политики Украины, на Россию в первом полугодии 2013 года пришлось более 41 процента общего объема экспорта продукции энергетического машиностроения Украины. Без доступа на внутренний рынок России украинский машиностроительный комплекс обречен на гибель. Без него он существовать не сможет.

Этим энергомашиностроение Украины похоже на металлургию и химпром, чья продукция практически полностью экспортоориентированна. На внутреннем рынке она не нужна. Единственные, кто пока заинтересован в существовании украинского энергомаша, – это Россия и другие страны бывшего СССР. Именно благодаря их внутренним рынкам энергомашиностроительный комплекс Украины до сих пор еще существует. Докризисное увеличение объемов продаж украинской энергомашиностроительной продукции на внешнем рынке как раз было связано с экспортом в РФ, где по госпрограммам активно велась и ведется модернизация основных фондов.

Еще одной особенностью украинского энергомаша стало крупное государственное присутствие. Почти все предприятия отрасли находятся в госсобственности. Главным аргументом для сохранения заводов в госсобственности якобы было стратегическое значение предприятий. Однако на самом деле причина была иной: по сравнению с металлургией или торговлей углем и газом рентабельность украинского энергомашиностроения намного ниже. Поэтому создававшиеся в конце 1990 х бизнес-группы – «Приват», Индустриальный союз Донбасса, «Интерпайп» – активами отрасли практически не интересовались. Энергомашиностроительный бизнес был выгоден олигархам лишь при условии приватизации энергетической отрасли: производители турбин и трансформаторов могли бы стать первым звеном вертикальной цепочки в энергетике. Однако теперь, когда приватизировано и разворовано почти все, олигархи обратили внимание и на энергомаш.

Это подтверждают планы государства по приватизации крупнейших и успешнейших предприятий отрасли: харьковских «Электротяжмаша» и «Турбоатома». Особенно новых правителей Украины интересует второе из них – «Турбоатом»: входит в число ведущих мировых производителей всех видов турбин для тепловых электростанций, атомных электростанций и теплоэлектроцентралей; гидравлических турбин для гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих электростанций; а также газовых турбин и парогазовых установок для ТЭС. Продукция этого предприятия работает в сорока пяти странах мира на четырех континентах. Самое главное в «Турбоатоме» – то, что он обладает замкнутым циклом производства: от проектно-конструкторской и научно-исследовательской разработки до изготовления, сборки, испытания, отгрузки и обслуживания проданного турбинного оборудования для всех типов электростанций. Благодаря производству сложной, уникальной, востребованной продукции «Турбоатом» смог сохранить свою прибыльность, даже оказавшись в 1991 году на территории «самостийной» и «нэзалэжной» Украины, постоянно работая с заказчиками из России, Армении, Казахстана, Мексики и Индии. На данный момент завод является одним из самых рентабельных предприятий страны. За девять месяцев 2013 года чистая прибыль «Турбоатома» по МСФО возросла на 68,2 процента и составила порядка 50 миллионов долларов США, доход вырос на 31,7 процента – до 160 миллионов долларов.

Очевидно, именно эти позитивные особенности «Турбоатома» превратили его в лакомый кусок, за который сейчас идет жесткая и упорная борьба разных олигархических групп Украины. А то, что судьба «Турбоатома» почти решена, подтверждается следующей информацией: нынешнее украинское правительство в текущем году планирует выставить завод на приватизацию. Фонд госимущества (ФГИ) Украины запланировал на декабрь проведение конкурса по продаже 75,22 процента акций ПАО «Турбоатом». То же ждет и «Электротяжмаш». А то, как умеют управлять полученными активами новые украинские вершители судеб, мы наблюдаем прямо сейчас.

Впрочем, судьба энергетического машиностроения Украины и так незавидна. Официально в России пока не ограничен импорт машиностроительной продукции с Украины, однако ограничения, несомненно, не за горами; особенно учитывая, что президент России Владимир Путин настаивает, чтобы энергетика в нашей стране была независима от импорта. Недавно российское правительство обратилось к руководству отечественных энергетических монополий с просьбой при выборе поставщиков оборудования отдавать предпочтение российским.

Разумеется, отсутствие конкурентов с Украины будет воспринято их российскими коллегами только с радостью. Уверен, что, например, «Силовые машины» будут только рады, если «Запорожтрансформатор» перестанет быть конкурентом их совместному с «Тошибой» трансформаторному заводу. А предприятия, подконтрольные «Атомэнергомашу», будут очень довольны, если продукция «Турбоатома» исчезнет с российского рынка. И самое плохое для украинцев – это то, что их исчезновения в России даже не заметят, ведь их всегда готовы заменить, например, китайские производители, а с Китаем, как известно, у нас теперь вековая дружба.

Так что украинские предприятия ждет тяжелый кризис. Конечно, кризис ждет те предприятия, которые вообще выживут в пекле гражданской войны. Потому как, например, краматорскую «Энергомашспецсталь» бравые украинские военные методично продолжают вбивать в пыль. И вполне возможно, что и другие предприятия мятежных Донецкой и Луганской областей ждет такая же судьба.

Что же касается других предприятий отрасли, расположенных в тех регионах, которые пока не затронуты войной, то они браво рапортуют об освоении новых рынков, поставках своей продукции в Латинскую Америку и Азию. Однако если оценить эти победные реляции более вдумчиво, то выяснится, что «король то голый». Окажется, что все эти контракты были заключены еще до майдановой революции и носят в основном краткосрочный характер. Никаких долгосрочных партнерских отношений у украинских производителей с той же Аргентиной или Бразилией нет и, видимо, уже не будет. Да и откуда им взяться, если украинцы зарекомендовали себя на мировых рынках как очень ненадежные поставщики. Например, можно вспомнить историю, как два украинских предприятия выиграли тендер на поставку комплектов оборудования для индийских АЭС. По причине неполадок в работе электрогенератора, изготовленного на Украине, в Индии произошла остановка энергоблока АЭС. Когда наивные индусы обратились к украинцам за помощью, то одно из украинских предприятий вообще открестилось от решения проблемы, переадресовав решение проблемы другому, а те в свою очередь оценили ремонт электрогенератора в 4,8 миллиона долларов США. Шутка в том, что при этом контрактная стоимость всего генератора составляла 2,7 миллиона долларов. Так что неудивительно, что у украинских производителей не так много заказов от иностранных партнеров.

Но есть ли вообще выход для украинского энергомашиностроения? Да, есть. Для того чтобы выжить, украинские заводы энергетического машиностроения должны стать российскими. И, кстати, наиболее успешные предприятия уже пошли по этому пути. Например, компания «Мотор Сич», подписавшая с правительством Саратовской области соглашение о создании совместного производства по выпуску продукции энергетического машиностроения. В Саратовской области «Мотор Сич» занимается организацией выпуска газотурбинных электростанций и газотурбинных приводов для компрессорных станций. Аналогичные планы на данный момент есть и у украинской группы «Энергетический стандарт». Кстати, для Украины это значит не только потерю производственных мощностей и не только денег, но также уникальных технологий и специалистов. Такова уж жизнь, не только рыба ищет где глубже, а человек где лучше, предприятия тоже идут где им выгодней. А суровая правда жизни состоит в том, что сейчас украинскому энергомашу лучше в России.

 

 


 

Борислав ФРИДРИХ

 


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru



Информационный портал Энергетика и промышленность России - это:

Ежедневная новостная лента Новости энергетики.

Уникальная бесплатная электронная библиотека для специалистов.

Электронная версия и архив газеты Энергетика и промышленность России.

Новинки нормативно-технической литературы от издательств в разделе Книжный магазин.

Доска объявлений для предприятий, работающих в промышленно-энергетических отраслях.

Информация об отраслевых выставках, конференциях и семинарах в разделе Выставки.

Каталог сайтов компаний ТЭК и промышленности.

Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:
Участие в "Каталоге ЭПР" (в том числе регулярное самостоятельное размещение ваших новостей в ленте Новости компаний);
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.


В избранное